Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием компетентности управленческой деятельности менеджера спортивной организации, показана модель ее формирования. Подробно описывается содержание компетенций, представлены специальные функции специалиста по физической культуре и спорту. Выделены наиболее продуктивные формы учебной деятельности, направленные на формирование компетентности управленческой деятельности.

Formation model of management activity competence of a specialist in physical culture and sport.pdf Современный специалист по физической культуре испорту - это человек, способный неординарно мыслитьи профессионально решать задачи не только в узкоспе-цифичной деятельности, которая в большинстве случа-ев связана с педагогической работой, но и в организа-ционной и управленческой деятельности. Теория ипрактика спортивного менеджмента в России находят-ся на стадии становления. Однако развитие и призна-ние спортивного менеджмента как профессии происхо-дят быстрыми темпами, несмотря на многие препятст-вия: несформированность научной базы знаний поспортивному менеджменту, отсутствие полной автоно-мии работы спортивных менеджеров, отсутствие де-тально разработанного кодекса морального поведенияспортивных менеджеров, недостаточная изученностькомпетентности и компетенций управленца в сферефизической культуры и спорта, а как следствие - и мо-дели ее формирования. В связи с вышесказанным воз-никает необходимость описания модели формированиякомпетентности управленческой деятельности специа-листа по физической культуре и спорту, что и опреде-ляет цель работы.Сфера деятельности спортивных менеджеров весь-ма разнообразна: образовательные учреждения различ-ного типа, муниципальные и федеральные организа-ции, организации любительского и профессиональногоспорта, компании по производству и продаже спортив-ных товаров и др. Специалист по физической культуреи спорту, начиная профессиональную деятельность,должен быть готов к повышению социального статуса,что предъявляет специальные требования к компетент-ности, в частности к навыкам управленческой деятель-ности. Управленческие навыки приобретаются в учеб-ном процессе и определяют готовность специалиста крешению задач, связанных с планированием, мотива-цией, координацией, организацией, контролем, комму-никацией и исследованием, которые являются содер-жанием спортивного менеджмента. Готовность выра-жается в интеграции сформированных в учебном про-цессе управленческих знаний, умений и навыков и ис-пользовании их в реальных ситуациях - при подготов-ке и реализации управленческих решений. Интегриро-ванные специфические знания, умения и навыки всвою очередь формируют профессиональные компе-тенции, которые и являются основой профессиональ-ной компетентности.В целом профессиональная компетентность специа-листов по физической культуре и спорту включает«...систему общих и специальных психолого-педагогических знаний и умений, необходимых дляэффективного осуществления учебно-воспитательнойдеятельности; экономико-управленческую и правовуюподготовку, позволяющую исполнять самим и готовитьвоспитанников к исполнению различных социальныхролей; сформированное целостное профессиональноемышление и сознание, обусловливающие успешностьтворческой профессионально-педагогической деятель-ности» [1. С. 84].Таким образом, компетентностная модель специа-листа по физической культуре и спорту содержит:1) социально-личностную компетенцию (характери-зует общегражданские качества взрослого человека,его культурный уровень и дееспособность);2) общенаучную компетенцию (профессиональноориентирована на все основные группы направленийподготовки; связана с решением познавательных задач,поиском нестандартных решений, определяет фунда-ментальность образования);3) общепрофессиональную компетенцию (обеспе-чивает готовность к решению общепрофессиональныхзадач - той их совокупности, которую должен уметьрешать специалист с высшим образованием);4) специальную компетенцию (обеспечивают при-вязку подготовки специалиста к конкретным для данно-го направления объектам и предметам труда; предпола-гает овладение алгоритмами деятельности по моделиро-ванию, проектированию, научным исследованиям);5) экономическую и организационно-управлен-ческую компетенцию (относятся к организации работыколлектива, планированию работы персонала и ресур-сов, системе менеджмента качества).Определив содержание компонентов компетентно-сти управленческой деятельности специалиста по фи-зической культуре и спорту, можно представить мо-дель ее формирования (рис. 1).Данная модель формируется из компонентов ком-петенций управленческой деятельности специалиста пофизической культуре и спорту.Организационно-управленческая деятельность вхо-дит в число профессиональных компетенций феде-рального государственного образовательного стандартавысшего профессионального образования по направле-нию подготовки 034300 - «Физическая культура» иявляется ключевой для будущего специалиста по физи-ческой культуре и спорту как управленца. Указаннаякомпетенция формируется у обучающихся путем педа-гогического воздействия на них, которое направлено наприобретение студентами:1. Знаний в области делопроизводства, теории целе-полагания, основ организации физкультурно-спортивных мероприятий; умений планировать дея-тельность (собственную, подчиненных, команды), пла-нировать систему соревнований, выстраивать иерар-хию целей организации и определять необходимые дляее достижения ресурсы; оформлять управленческиерешения в адекватной форме; навыков владения мето-дами планирования деятельности организации, анализасостояния внешней и внутренней среды, проведениямаркетинговых исследований (проектировочная ком-петенция).Рис. 1. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту2. Знаний в области теории решений и способовподбора критериев оценки решений, владение техноло-гией (алгоритмом) принятия управленческих решений,знаний и умений в области организации и регулирова-ния спонсорских отношений, осведомленности о суще-ствующих в сфере управления физической культурой испортом проблемах и способах их решения; умений поорганизации и руководству проведением соревнований,созданию позитивного имиджа спортсменам и органи-зациям, разработке и обеспечению заключения кон-трактов о спортивной деятельности; навыков разработ-ки управленческих решений, оценки их эффективности(конструктивная компетенция).3. Знаний в области стилей руководства, делового пове-дения, управления группой, теории мотивации, технологийуправления командой; умений выбирать и применять адек-ватные, эффективные методы мотивации подчиненных;навыков владения методами стимулирования деятельностии мотивационного воздействия, приемами управления пер-соналом (мобилизационная компетенция).4. Знаний в области психологии личности и группы,группового поведения, конфликтологии, социологии(теории общественных отношений); умений предвос-хищать, констатировать и регулировать, разрешатьмежличностные конфликты; умений вести переговоры,устанавливать деловые контакты с внешними органи-зациями; умений организовывать связи со СМИ (ком-муникативная компетенция).5. Знаний в области теории научной организации тру-да, психологии подбора и расстановки персонала; уменийв области распределения производственных и непроиз-водственных ресурсов организации, делегирования пол-номочий, сбора и анализа информации о состоянии внут-ренней и внешней среды организации; навыков владенияметодами оптимизации труда и приемами контроля дея-тельности (организаторская компетенция). Определивсодержание компетенций, которые служат средствомформирования экономической и организационно-управленческой компетенции, можно представить модельее формирования (рис. 2).Рис. 2. Модель формирования организационно-управленческой компетенцииСформированность вышеуказанных компетенций устудентов как будущих специалистов в сфере физиче-ской культуры и спорта позволит успешно решать ор-ганизационно-управленческие задачи, связанные с вы-полнением конкретных функций менеджеров (руково-дителей, управленцев), а именно:- определение целей физкультурно-спортивной ор-ганизации и разработка стратегии действий по ее дос-тижению;- формирование корпоративной культуры, т.е. объе-динение сотрудников физкультурно-спортивной ор-ганизации вокруг общей цели (или целей) организа-ции;- мотивация и стимулирование работников на дей-ствия по достижению цели организации;- формирование в фирме организационного порядка(системы относительно стабильных, долговременныхиерархических связей, стандартов, норм и должно-стей), т.е. создание формальной организации;- разработка и осуществление технологии целесо-образных изменений структуры и деятельности органи-зации, их развития;- принятие управленческих решений и контроль ихреализации.Специфическим для сферы физической культуры испорта является выполнение руководителями особен-ных функций в процессе решения общих управленче-ских задач отраслевого содержания:- управление коллективной деятельностью в физ-культурно-спортивных организациях, направленной наудовлетворение физкультурно-спортивных потребно-стей общества, и способствование получению прибылиот реализации товаров и услуг;- экономическое и социальное управление системойспортивных соревнований различного ранга;- привлечение спонсоров к финансированию своейорганизации и отрасли в целом;- деятельность по продаже прав и аренде спортсменов;- осуществление связей и координация деятельно-сти с внешними физкультурно-спортивными организа-циями;- осуществление контроля за заключенными дого-ворами, соглашениями, контрактами со спортсменами,тренерами, командами, клубами, спонсорами и т.д.В целях ознакомления студентов с данными функ-циями и их спецификой нами предлагается разделятьучебный процесс на 30% лекционных занятий (от об-щего объема аудиторных часов), включающих знакомст-во с такими темами, как «Государственные и негосудар-ственные органы управления физической культурой испортом», «Информационное обеспечение спортивногоменеджмента», «Технология принятия управленческогорешения», «Методы управления физкультурно-спортив-ными организациями», «Менеджмент персонала физкуль-турно-спортивных организаций», а 70% - на практиче-ские занятия (от общего объема аудиторных часов). Кнаиболее интересным образовательным формам подачипрактического материла можно отнести совместное со-ставление бизнес-плана физкультурно-спортивной орга-низации, анализ документов спортивных организаций,деловые игры, где студенты принимают на себя обязан-ности и функции менеджера спортивной организации.Личный опыт педагогической деятельности на фа-культете физической культуры Томского государствен-ного университета, связанный с преподаванием дисцип-лин «Менеджмент физической культуры и спорта» и«Правовые основы физической культуры и спорта», по-казал продуктивность такого вида деятельности, какделовая игра, предусматривающая разделение студентовна группы с целью выполнения определенной функциируководителя спортивной организации. В качестве при-мера можно привести деловую игру, связанную с созда-нием новой физкультурно-спортивной организации (но-вая федерация по виду спорта, новый фитнес-клуб, но-вый спортивный зал и т.п.).В процессе деловой игры студенты должны создатьновую организацию и пройти следующие этапы (приэтом одна из групп студентов выполняет роль органовгосударственной власти - налоговой инспекции, нота-риуса и т.п.):1. Принятие решения о создании новой физкуль-турно-спортивной организации.2. Выбор организационно-правовой формы органи-зации, определение состава ее учредителей и названия.3. Подготовка учредительных и других документов,необходимых для регистрации, и определение местанахождения юридического лица.4. Проведение учредительного собрания, подписа-ние учредительных документов.5. Формирование уставного капитала, оплата госу-дарственной пошлины.6. Заверение подписи заявителя в заявлении на ре-гистрацию у нотариуса.7. Сдача документов на регистрацию в налоговуюинспекцию.8. Получение в налоговой инспекции свидетельствао регистрации, оригиналов учредительных документов,выписки из реестра и свидетельства о присвоении ин-дивидуального номера налогоплательщика (ИНН).9. Обязательным атрибутом является изготовлениепечати.10. Получение кодов статистики.11. Заверение у нотариуса копий свидетельства орегистрации учредительных документов и свидетель-ства о присвоении ИНН.12. Заверение банковской карточки у нотариуса.13. Открытие расчетного счета в банке.14. Сообщение в налоговую инспекцию об откры-тии расчетного счета.Подобные виды деятельности направлены на при-обретение практического опыта, связанного с умениемвыполнять основные управленческие обязанности. Ужев процессе обучения в университете студенты знако-мятся со всеми сложностями управленческой работы всфере физической культуры и спорта, на 1-5-м курсахпроисходит начальное формирование их управленче-ской компетентности, а следовательно, и конкуренто-способности на рынке современных физкультурно-спортивных услуг.Таким образом, определив процесс формированиякомпетенций и компетентности на основе составлениямодели с ее конкретизированным содержанием, можнополагать, что сформированные компетенции и компе-тентность будут носить качественный характер и отве-чать всем современным требованиям, которые предъяв-ляются к спортивным менеджерам.

Ключевые слова

компетентность, компетенция, специалист по физической культуре и спорту, управленческая деятельность, competence, specialist in physical culture and sport, managerial activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шерин Владимир СергеевичТомский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных игр факультетафизической культурыvladimirsherin@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Академия естествознания, 2010.
Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 2006.
 Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 347.

Полнотекстовая версия