Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека

Рассматривается сфера физической культуры и спорта с точки зрения потребности человека в самореализации, возникающей в силу незавершенности человека. Показывается, что данная потребность является базовой экзистенциальной потребностью человека, его бытийственной характеристикой. Выявляется, что в таком контексте физическая культура и спорт могут рассматриваться как самоценные явления, несущие значительный гуманистический потенциал.

Physical Culture and Sports in the Context of Human Incompleteness.pdf Едва ли сегодня есть необходимость доказывать,что физическая культура и спорт занимают важное ме-сто в современном обществе, находясь при этом в тес-ном взаимодействии с другими культурными феноме-нами.Такое взаимодействие приводит к сложности и про-тиворечивости процессов, происходящих в сфере фи-зической культуры и спорта. Не случайно вниманиеученых к этой сфере не ограничивается только меди-цинскими или педагогическими исследованиями - по-следние дополняются историческими, философскими,социологическими работами.Отметим, что в философском дискурсе физическаякультура и спорт рассматриваются с различных пози-ций1. С точки зрения философии для нас наибольшийинтерес представляет попытка дать ответ на следую-щий вопрос: «Почему существуют физическая культу-ра и спорт?».Данный вопрос предполагает выявление функцийфизической культуры и спорта как составляющихкультуры в целом.В свою очередь, как справедливо отмечаетВ.Б. Барабанова, «исследование, развиваемое в направ-лении функционального анализа, вынуждено обра-щаться к мотивационно-потребностным сферам чело-веческой жизнедеятельности» [1. С. 59]. Другими сло-вами, для ответа на поставленный ранее вопрос «сле-дует выяснить, какие стороны многообразных потреб-ностей человека удовлетворяются в спорте» [1. С. 59].Следует отметить, что потребности человека, реа-лизуемые посредством физической культуры и спорта,сложны и многообразны. Однако при этом мы придер-живаемся точки зрения, что среди этих потребностейможно выделить ключевую, позволяющую существо-вать физической культуре и спорту как самоценнымявлениям. Если бы физическая культура и спорт не об-ладали такой самоценностью, то, вероятно, они бы несуществовали в человеческой культуре в течение стольдлительного промежутка времени.Итак, в данном исследовании мы предпринимаемпопытку выявить ту потребность, которая побуждаетчеловека к изменению «предельных возможностей соб-ственной телесности» [1. С. 60] (сфера физическойкультуры), а также к измерению и демонстрации этих«предельных возможностей» через участие в соревно-вательной деятельности (сфера спорта).Анализ подходов к выявлению причин возникнове-ния спорта с точки зрения потребностей человека осу-ществляет В.Б. Барабанова [1]. Прежде всего, она вы-деляет попытку объяснить появление спорта генетиче-ски, в рамках которой указывает на две точки зрения.Согласно первой (традиционной, по определению Ба-рабановой) точке зрения древний человек вынужденбыл совершенствоваться физически, чтобы выжить2.Помимо этого, как подчеркивает Барабанова, «...воз-никновение практики использования соревновательно-игровой формы увеличивало эффективность физическойподготовки и помогало определить степень физическойи социальной зрелости индивида.Кроме того, преподаванию уроков мужества, вы-держки, настойчивости, находчивости и многих уменийпридавалась особая наглядность, облегчался процессусвоения социальных ролей формирующейся лично-стью» [1. С. 60].Вторая выделяемая В.Б. Барабановой точка зрения(называемая ею инновационной) относительно генези-са спорта заключается в том, что спорт изначально за-родился как средство мирного разрешения конфликтов.При этом «физические упражнения и специальные тре-нировки возникли после появления мирных состяза-ний, а не до него» [1. С. 61].Таким образом, в данном случае на первый планвыходит потребность человека разрешать возникаю-щие конфликты с минимальными потерями.Недостатком обеих указанных версий, по мнениюБарабановой, является то, что спорт в данном случаепонимается инструментально, т.е. не обладает само-ценностью.Более того, в приведенных интерпретациях не рас-сматривается тот факт, что существовавшие изначаль-но игровые соревнования значительно отличались отсовременных - преемственность древних состязаний исовременного спортивного движения не столь одно-значна [2].В свою очередь, Барабанова, анализируя потреб-ностно-мотивационный аспект проблемы существова-ния спорта, приходит к следующему выводу: «По-требность выйти на границы возможностей, да исамоона проступает в антропологически и экзистенциальноориентированной философии.Здесь уместно сослаться на М.К. Мамардашвили,который говорит об этом следующим образом: «Чело-век как существо, обладающее какими-то естествен-ным образом данными ему определенными свойства-ми, не является для философии предметом или объек-том исследования. Объектом или предметом исследо-вания и одновременно тем, что позволяет случитьсятому, что потом изучается, является всегда не налич-ный человек, а тот возможный человек, который можетсверкнуть на какое-то время, промелькнуть, устано-виться в пространстве некоторого собственного усилия(курсив Мамардашвили. - Д.К.)» [3. С. 11].Подчеркнем, что преодоление незавершенности ка-ждого конкретного индивида - удел самого индивида.Только сам человек в состоянии совершать постоянноеусилие зановорождения, становясь «таким человеком,каким он сделает себя сам» (по определениюЖ.-П. Сартра [4. С. 323]). Само же стремление к пре-одолению незавершенности, согласно нашей точкезрения, является бытийственной характеристикойчеловека, его базовой экзистенциальной потребно-стью. Для пояснения этого обратимся к понятию «че-ловеческая размерность».Под человеческой размерностью мы понимаем ин-тегральную человеческую характеристику - характери-стику целостности человека, проявляющуюся на не-скольких уровнях. Во-первых, это те физиологические,морфологические и другие особенности, которые яв-ляются отличительной чертой человека как определен-ным образом устроенного живого существа. К такимособенностям можно отнести ограниченную продол-жительность жизни человека (так, например, в настоя-щее время человек не может прожить 150 лет, а неко-торые рептилии могут [5]), строение его органов чувств(в частности, человек не может ориентироваться в про-странстве с помощью ультразвука, как это делает лету-чая мышь [6]) и др. Однако помимо указанных харак-теристик человека можно выделить другой, бытийст-венный, срез человеческой размерности - человече-скую форму.И.А. Бондаренко вводит человеческую форму сле-дующим образом: «Человеческой формой будем назы-вать возможность соразмерности (взаимодействия) че-ловека с миром, нечто, что является условием и осно-ванием понимания и познания мира, но что само всегдаостается до конца непонятым и невыразимым» [7.С. 25].Далее он делает важное уточнение, что «благодарячеловеческой форме существуют свободные, самопри-чинные (курсив Бондаренко. - Д.К.) явления» [7. С. 25].Особенность подобного рода явлений заключается втом, что они возможны, но не заданы наперед, не га-рантированы.В качестве примера можно рассмотреть событиепонимания. Никто не может с уверенностью сказать,когда именно человек что-либо поймет (если пойметвообще). Понимания не достигают прохождением по-следовательности определенных шагов, его нельзя вы-звать по своему желанию. Событие понимания всегда вкакой-то степени неожиданно, и его нельзя отменить,если оно уже случилось. А случается понимание пото-му, что возможность понимания укоренена в человече-ской форме.В свою очередь, мы исходим из того, что самопри-чинным явлением можно считать и самого человека.Именно поэтому человек не является чем-то завершен-ным, единожды заданным. Здесь можно привести сле-дующие слова В.Д. Губина и Е.Н. Некрасовой: «Чело-век всегда меняется, всегда преодолевает свое сего-дняшнее состояние. Он - ничто, которое не есть что-то(законченное и ограниченное), а есть условие всякого"что-то" (курсив мой. - Д.К.), которое позволяет емубыть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившей-ся формой. Его ничто - это признак его универсально-сти, возможность свободы» [8. С. 160].Таким образом, условием человека является сам че-ловек. Другими словами, человеческая форма бытийст-венна в том смысле, что она выступает необходимымусловием появления человеческого в человеке3.Итак, человек всегда находится в состоянии рожде-ния, появления. При этом данный процесс никогда незавершается, пока человек жив. Поэтому вслед заМ.К. Мамардашвили можно сказать, что человек - этовозможность большего человека; возможность, разре-шаемая на конкретном индивиде, если действует чело-веческая форма. Собственно, сама незавершенностьчеловека, открытость человека миру (по определениюМ. Шелера [9]), выступая условием созидания челове-ческого в человеке, есть характеристика человеческойформы, т.е. она бытийственна.Именно эта незавершенность как бытийственнаяхарактеристика человека и является, согласно нашейточке зрения, причиной и движущей силой всей чело-веческой культуры в ее многообразных конкретныхформах проявления. Человек стремится занять своеместо в мире - в мире, в котором, казалось бы, все ужезанято знанием, нормами. Однако человек рождается вистинных переживаниях, а не навязанных извне чужи-ми мыслями и правилами. Поэтому он, не претендуя накакую-либо выгоду для себя, создает новые научныетеории, художественные произведения, добиваетсявысоких спортивных результатов и т.д.Действительно, физическая культура и спорт сейчасмогут решать исключительно инструментальные зада-чи. Более того, в современном спорте могут присутст-вовать и исключительно меркантильные мотивы - раз-говоры о коммерциализации спорта далеко не случай-ны. Однако если рассматривать потребность человека всамореализации как основную причину существованияфизической культуры и спорта, то в этом случае онидействительно могут интерпретироваться как самоцен-ные явления.Но в то же время может возникнуть вопрос: есличерез сферу физической культуры и спорта реализует-ся базовая экзистенциальная потребность человека всамореализации, делающая физическую культуру испорт самоценными явлениями, то почему тогда воз-никают проблемы, подобные проблеме гуманизацииспорта [10]?Представляется, что у таких проблем есть опреде-ленный философский аспект, который связан со сле-дующим обстоятельством: природа человека, помимоего незавершенности, включает в себя и другую важ-ную характеристику - непредопределенность.Действительно, абсолютной определенности в жиз-ни человека быть не может, поскольку человек зависитот множества факторов, проследить и учесть которые вполном объеме он не состоянии. Поэтому В.Д. Губин иЕ.Н. Некрасова справедливо указывают, что «человекможет рассчитать движение планет на сотни лет впе-ред, но не знает, что с ним будет завтра» [8. С. 165].Если бы человек обладал таким знанием, это былобы равносильно существованию предзаданности всехсобытий в его жизни. Однако в этом случае в жизничеловека не остается места для свободного выбора,свободного поступка. Следовательно, если бы не былонепредопредленности, была бы невозможна откры-тость человека миру, обозначенная нами в качествебытийственной характеристики человека.Итак, человек живет, действует, выбирает всегда вситуации неполноты информации. Фундаментальнаяособенность человека заключается в том, что он нико-гда не знает до конца своего истинного положения.Это и является, по нашему мнению, причиной того,что В.Б. Барабанова называет «дуализмом трансгрес-сивного творчества», которое «позитивно, так какрасширяет сферу самореализации человека, и нега-тивно, ибо разрушает зачастую уже созданное» [11.С. 178].Отметим, что областью трансгрессивного творчест-ва как раз и является сфера физической культуры испорта, связанная с расширением границ предельныхтелесных и психических возможностей человека. Ни-кто не может дать гарантий человеку, что результатомего стремления к самореализации будет что-либо пози-тивное, особенно если эта самореализация осуществля-ется на пределе человеческих возможностей. Отсюда ипоявляется опасность перехода (особенно в профес-сиональном спорте) определенных границ, за которы-ми человеческое в человеке разрушается.Такому переходу границ способствует также и то,что открытость человека миру присутствует в любомчеловеке изначально (она бытийственна), но присутст-вует как возможность, которая может не

Ключевые слова

физическая культура и спорт, бытие человека, незавершенность человека, непредопределенность человека, physical culture and sports, human existence, human incompleteness, human non-predetermination

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Константинов Дмитрий ВладимировичСибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск)кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и философииdmkonstantinov@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Барабанова В.Б. Человек в контексте современного спорта // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 59-62.
Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3 (54). С. 41-62.
Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 8-22.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. А. Санина // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
Сергеев Б. Животные-долгожители // Юный натуралист. 1982. № 1. С. 25-29.
Nagel T. What Is It Like to Be a Bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83, № 4. P. 435-450.
Бондаренко И.А. Жизнь сознания: конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века. Омск: ОмГУ, 2002. 320 с.
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 240 с.
Шелер М. Положение человека в Космосе / Пер. А. Филиппова // Проблема человека в западной философии / Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
Философия и социология спорта в XXI веке: «круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК / В.И. Столяров, Л.П. Матвеев, Р.А. Пилоян [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2000. №
Барабанова В.Б. Допинг в спорте как социальная проблема // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 176-178.
Морган У. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. 2006. № 3 (54). C. 147-159.
Ласкене С., Чингене В. Возможности анализа спорта как социального феномена // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 117-125.
Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 78-91.
Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как предмет философско-антропологического анализа // Материалы Международной научно- теоретической конференции «Парадигма здорового образа жизни: духовные и физические компоненты», 19-20 марта 2010 г. Киев, 2010. U
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
Компанієць Ю.А. Філософія фізичної культури чи фізична культура філософії? // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту / Зб. наук. праць за ред. проф. С.С. Єрмакова. Харків : ХДАДМ, 2009. № 7. С. 77-81.
Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту: роман // О скитаниях вечных и о Земле / Сост. и послесл. В.И. Скурлатова; вступит. слово В.А. Джанибекова. М.: Правда, 1987. С. 7-152.
 Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия