Развлечения на Масленицу в Томске во второй половине XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Развлечения на Масленицу в Томске во второй половине XIX в.

Статья посвящена праздничной культуре Томска во второй половине XIX в. Источником для реконструкции масленичных увеселений стали материалы местных газет - «Сибирский вестник», «Сибирская газета», «Сибирская жизнь», «Томские губернские ведомости», «Томский листок» и «Томский справочный листок». Изучение периодических изданий позволило разграничить праздничные развлечения на традиционные и новые, проследить их трансформацию.

The entertainments on Pancake week in Tomsk in the second part of the XIX century.pdf Одним из самых любимых русских народныхпраздников была Масленица, открывавшая весеннийцикл обрядов народного календаря. Предшествуя Ве-ликому посту в христианской обрядности, она не имелаопределенной даты. Отсчет Масленицы принято начи-нать за семь недель до Пасхи, а ее продолжительностьопределять семью днями перед Великим постом. Наоснове изученных периодических изданий ТомскаВременные рамки празднования Масленицы в Томскево второй половине XIX в. приходились на февраль -первую половину марта. Канун Масленицы - роди-тельская суббота, день поминовения усопших родите-лей, напоминал языческую тризну. Каждый день Мас-леницы имел особое название. Понедельник - встреча,вторник - заигрыши, среда - лакомка. С четверга мас-ляной недели начинался разгул праздника, устраива-лись народные гуляния с балаганами, кулачными боя-ми и катаниями на тройках, вечером по улицам ходилиряженые и колядовщики. Пятница - тещины вечерки,масленичная суббота - золовкины посиделки, а воскре-сенье - день проводов Масленицы [1. С. 28; 2. С. 8;3. С. 406; 4. С. 80-89; 5. С. 214-216; 6. С. 138-145; 7.С. 34-37; 8. 1899. 26 февраля; 9. С. 11-13, 16, 24-25, 30,32-33; 10. С. 384-385; 11. С. 627].Рассмотрим развлечения на Масленицу в Томске вовторой половине XIX в. Специальное блюдо Маслени-цы - блины − считалось ритуальной едой, связанной скультом предков, и как составной элемент входило вмасленичный обряд. В старину первый масленичныйблин отдавался нищей братии на помин усопших [4.С. 85; 5. С. 214; 7. С. 36-37; 9. С. 46-48; 10. 384-385;11. С. 626]. Блины неоднократно описывали в юмори-стических рассказах, воспевали в шуточных песнях [10.С. 384-385]. В «Сибирской газете» в статье «Скромныезаметки о не всегда скромных предметах» Иван Брутпоместил целое стихотворение, посвященное масле-ничному блину [12. 1883. 27 февраля]. В нем авторподчеркивает, что блин является единственным празд-ничным атрибутом, который объединяет всех незави-симо от звания и состояния. Со временем магическоезначение блина забылось, и он стал восприниматьсякак атрибут Масленицы [14. 1886. 23 февраля].Традиционные развлечения на Масленицу в сибир-ских городах, как и по всей России, были катания следяных гор и в санях [6. С. 128-129; 9. С. 43; 11.С. 627; 13. С. 74; 15. С. 12]. Катания с ледяных гор вТомске во второй половине XIX в. представляли собойудовольствие для «средних» людей. В городе сущест-вовали маленькие горки для детей, целые сооруженияна деревянных столбах с лестницами, широкими идлинными катками для взрослых. Катушки встречалисьна всех городских улицах. Так, в 1887 г. на Масленицуледяные горы были устроены в разных районах города:на р. Ушайке, Песках и Белозерье и открыты для обще-го пользования. Много их было в частных домах. Бла-городная публика пренебрегала этим удовольствием имогла позволить себе покататься лишь на домашнейкатушке во дворе, но никак не на ледяных горах нар. Ушайке [14. 1886. 23 февраля; 1887. 15 февраля].Различными были приемы катания - поодиночке, па-рами и группами, что, по замечанию корреспондентаЩукина, доставляло катающимся более яркие ощуще-ния, чем вальс и полька [14. 1886. 23 февраля, 8. 1898.21 января]. М.М. Громыко сообщает, что масленичноекатание с гор среди молодежи воспринималось каквозможность встретиться парами - парню и девушке[16. С. 254]. В ряде работ упоминается о катании с гормолодоженов [4. С. 83; 5. С. 217; 9. С. 38-43; 10. С. 385;15. С. 12].Катание с гор в народной культуре связано с земле-дельческой магией: старались скатиться как можнодальше, чтобы летом лен и конопля уродились высо-кими. Масленичное катание являлось вариацией весен-него обряда катания по земле, цель которого заключа-лась в том, чтобы разбудить ее плодоносные силы [3.С. 380; 5. С. 217; 6. С. 129-130; 9. С. 43-44; 11. С. 627].В городе древний магический обряд, утратив ритуаль-ное значение, сохранился среди населения по традициии превратился в излюбленное праздничное развлече-ние. С середины масляной недели катание с гор сменя-лось катанием в санях. Преимущественно каталисьтройками [4. С. 82; 6. C. 130-131; 8. 1899. 26 февраля;9. С. 44-45]. Масленичное катание в санях в западно-сибирском городе было направлено на сугубо светскиецели: получить удовольствие от быстрой езды, блес-нуть удалью, показать богатство экипажа и красотуупряжи [9. С. 45; 13. С. 75; 15. С. 12].В середине XIX в. в Томске во время масленичныхкатаний на улицах города встречались изящные и бога-тые кареты, коляски, пролетки и кабриолеты, запря-женные прекрасными породистыми лошадьми, а такжевозки, сани, дрожки [17. 1858. 7 февраля]. В 1887 г.масленичное катание проходило по главной улице го-рода, многие ездили за город на тройках [14. 1887.15 февраля]. Последние три дня Масленицы в 1897 г.отмечены большим числом катающихся [18. 1897.25 февраля]. На следующий год всю неделю на Масле-ницу стояли морозы, поэтому праздник прошел безшумных катаний и гуляний [8. 1898. 17 февраля]. Ката-ние на лошадях связывают с обрядом катания с гор, атакже с поминальным обрядом, на котором древниескачки являлись одним из элементов тризны [3. С. 407].Сведений, указывающих на магическую составляющуюкатаний на Масленицу в Томске, в газетах не встреча-ется, что говорит об утрате древнего магического зна-чения масленичного катания.В Западной Сибири на Масленицу был также широ-ко распространен обычай скачек на лошадях, которыйимелся и у местных народов - казахов и татар [4.С. 81-82]. Данный обычай встречается и в Томске. Так,на Масленицу конские бега проводились на льду реки[13. С. 74]. После образования в городе в конце 1877 г.Общества охотников конского бега [14. 1886. 22 октяб-ря; 19. С. 172] устройство конных состязаний сталопроходить более организованно. Зимой бега устраива-ли на льду р. Томи, где возводили деревянные трибуныдля публики, наездники соревновались в санях. В1879 г. на небольшом участке земли за Истоком обще-ством был открыт ипподром [19. С. 173; 18. 1896.6 февраля]. Здесь на Масленицу в 1883 г. проходилисостязания лошадей рысистой породы [12. 1883.20 февраля]. На бега в 1895 г. благодаря прекраснойпогоде собралось много публики, было разыграно триприза [20. 1895. 15 февраля]. Кроме того, на Масленицуна ипподроме устраивались увеселительные катания смузыкой [14. 1886. 20 февраля; 12. 1882. 21 февраля].Традиционным видом мужских развлечений на Мас-леницу были кулачные бои. В Томске они проходилимежду русскими обывателями города и татарами, посе-лившимися отдельной слободой. Первоначально местомтомских боев были «пески» у Воскресенской горы, а всередине века после полицейских запретов бои перемес-тились в предместье города, в Татарскую слободку, гдепостепенно утратили свою прежнюю важность, устраи-вались лишь иногда, по праздникам и не в таких боль-ших размерах, как раньше [17. 1858. 11 июля]. СогласноА.И. Куприянову, кулачные бои в Томске были попу-лярны в 1860-е гг. [13. С. 75-76]. О существовании ку-лачных боев в 1870-х гг. в газете «Томские губернскиеведомости» информации не найдено, а применительно к1880-м гг. она обнаружена. По сообщению «Сибирскоговестника», «войнишки», как еще называли кулачныебои, в конце зимы 1887 г. перестали проводиться за Ис-током и Мухиным бугром и переместились в центр го-рода. 8 марта этого года «войнишка» прошла в Кузнеч-ном рву под Воскресенской церковью [14. 1887. 11,22 марта]. Также бои проходили в самой восточной час-ти города, на Казанке, между жителями Казанки и Пет-ровки [21. С. 15]. В 1899 г. бои проходили на р. Ушайкевблизи Обруба [8. 1899. 2 февраля].О причинах зарождения традиции кулачных боеврассуждали современники наблюдаемых событий. Помнению обозревателя «Томских губернских ведомо-стей», кулачные бои возникли как следствие покорениярусскими татар, или же основание им положил свобод-ный разгул буйной молодежи, склонной к сильнымощущениям, хотя между русскими и татарами непри-миримой вековой вражды не существовало [17. 1858.11 июля]. Присутствие татар на томской земле отно-сится еще к началу XVII в., поэтому культурное сбли-жение этих двух этносов проявилось и в совместныхразвлечениях. К тому же татарские праздники включа-ли такие же увеселения: борьбу, скачки, бега [17. 1858.14 февраля]. Связь кулачных боев с поминальным об-рядом отмечает Д.К. Зеленин [3. С. 378, 406]. П.Е. Бар-дина также утверждает, что ритуальные битвы на Мас-леницу, будь то кулачные бои или взятие снежногогорода, берут свое начало от древнеславянских поми-нальных тризн и символизируют борьбу между зимой илетом, добрым началом и злыми силами [2. С. 7]. Инуюверсию предлагает Т.Н. Золотова: традиционные драки«край на край» на Масленицу чаще всего случались из-за девушек. Деление на край происходило от располо-жения улиц, по этническому признаку и др. [4. С. 84]. Влюбом случае кулачные бои в Томске в указанный пе-риод сохранились как элемент традиции, но при этомлишились какой-либо магической основы.Кроме кулачных боев, в большом ходу в празднич-ные дни были индивидуальные состязания, в которыхучаствовали и татары. Упоминания об этой борьбе втомских газетах крайне отрывочны [17. 1858. 11 июля].Своеобразным городским вариантом праздничныхединоборств стала борьба в цирке. Борьба, тяжелаяатлетика и всяческие силовые трюки были очень попу-лярны на цирковой арене на рубеже XIX-XX вв. [22.С. 40]. Сведения о цирковой борьбе в местных газетахпоявляются в 1890-е гг., однако применительно к Мас-ленице их встречается мало. Так, в 1899 г. в циркепрошла большая русско-швейцарская борьба междуГреном-младшим и Мартемьяновым [8. 1899. 16 мар-та]. Устраивалась борьба и в другие дни [8. 1899. 20,21, 27 января]. В конце XIX в. цирк стал часто посе-щаемым зрелищем на Масленицу [18. 1896. 1 февраля,1897. 11 февраля]. 26 февраля 1899 г. в Томске состоя-лось большое масленичное цирковое представлениезнаменитого семейства Сбаркулап и дрессировщика со-бак породы Че-Мен-Чу [8. 1899. 26 февраля]. Схожимипо зрелищности с цирком развлечениями были пред-ставления фокусников. Так, 9 марта 1886 г. в театре Ко-ролева выступал известный артист магических искусств,чревовещатель, спирит, солист и виртуоз - Др. Эпштейн(старший) [14. 1886. 6 марта]. В Бесплатной народнойбиблиотеке 13 и 14 февраля 1898 г. давалось представ-ление труппой китайцев - фокусников, танцоров, жонг-леров и акробатов [8. 1898. 17 февраля].В местах наибольшего скопления гуляющих уст-раивались карусели и балаганы, но применительно кТомску сведения о них ограничены. Так, 10 февраля1868 г. балаган был открыт около моста на берегур. Ушайки [17. 1868. 17 мая]. В 1887 г. карусель былаустроена на Воскресенской горе, где целый день играламузыка [14. 1887. 15 февраля], а в 1895 г. − рядом ср. Ушайкой [20. 1895. 15 февраля].В числе новых городских масленичных развлеченийзначились каток и маскарады. Установить, когда былустроен первый городской каток, не удалось. В газете«Сибирский вестник» за 1886 г. отмечалось, что в Том-ске каток отсутствовал несколько лет [14. 1886. 23 фев-раля]. До середины 1890-х гг. катание на коньках плохопрививалось, каток на р. Ушайке посещало мало пуб-лики, только в праздничные дни и по воскресеньям [20.1895. 30 января]. Рост интереса к катку у томичей на-блюдается с 1896 г. В указанном году к Масленице бы-ло устроено два катка. Один - силами пожарной ко-манды, а второй - мещанином Бородиным [18. 1896.10 января, 31 января, 6 февраля]. В 1897 г. в последнийдень Масленицы на красиво иллюминованном каткебыло много катающихся, играл оркестр музыки [18.1897. 25 февраля]. В дальнейшем устройством катковстало заниматься Томское общество содействия физиче-скому развитию - первое в Сибири подобное общество,созданное 3 марта 1896 г. [23. С. 3]. Открытие первыхкатков общества состоялось 14 ноября 1897 г. Один рас-полагался на р. Ушайке, был платным и освещался элек-тричеством [8. 1897. 19 ноября]. Другой каток распола-гался на Воскресенской горе и был бесплатным [8. 1897.11 ноября], но если играла музыка и давался фейерверк,то брали плату [8. 1898. 1 марта, 14 апреля].Благотворительные маскарады на Масленицу прохо-дили в разных местах Томска: манеже [12. 1882. 31 ян-варя; 14. 1886. 9, 23 февраля; 17. 1882. 27 февраля], Ре-месленном клубе [20. 1895. 5, 15 февраля], Обществен-ном собрании [8. 1898. 7 февраля; 12. 1883. 13 февраля;20. 1895. 5, 9, 15 февраля] и городском театре. Первоеупоминание о театральном маскараде в местных газетахотносится к 1858 г. [17. 1858. 6 июня]. Сведения о них в1860−1882 гг. не обнаружены. После открытия новогогородского театра в 1885 г. появились и сообщения омасленичных маскарадах [14. 1886. 23 февраля]. В даль-нейшем они устраивались вплоть до конца XIX в. [8.1899. 26 февраля; 20. 1895. 15 февраля]. В качестве ред-ких увеселений на Масленицу встречаются ситцевыйвечер [12. 1883. 13 февраля] и бал [18. 1897. 9 февраля],предназначенные только для состоятельной публики, очем говорит высокая цена за вход.Еще одним развлечением богатых горожан на Мас-леницу была охота. В 1892 г. в Томске было открытоОбщество правильной охоты [19. С. 156]. Вместе с темсообщения о проведении охоты на Масленицу в мест-ных газетах встречаются редко. Так, на 11 февраля1895 г. назначена охота на зайцев в деревне Кафтанчи-ково [20. 1895. 9 февраля], во время охоты 16 февраля1898 г. в 60 верстах от Томска около ст. Басандайкаметким выстрелом П.А. Толкачева был убит медведь[8. 1898. 18 февраля]. Обществом правильной охотыпрактиковалась и призовая садочная стрельба [14.1888. 6 января]. В 1895 г. на Масленицу садочнаястрельба по голубям была устроена на лесопильномзаводе И.М. Иваницкого [20. 1895. 9 февраля], а в1896 г. на ипподроме [18. 1896. 10 февраля]. Охоту истрельбу можно рассматривать как элементы праздно-вания Масленицы богатыми горожанами, но специфи-ческими для рассматриваемого праздника они не стали,так как данные виды развлечений проявляли себя и

Ключевые слова

праздничные развлечения, Томск, традиции, новации, festive entertainment, Tomsk, traditions, innovations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Серякова Нелли АлександровнаТомский государственный университетаспирант кафедры музеологии, природного и культурного наследия Института искусств и культуры86nelly@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Слюсаренко М.А. Праздник в культуре и культура праздника в контексте современности // Вестник ТГПУ. 2000. Вып. 3 (19). С. 25-30.
Бардина П.Е. Масленица в томских селениях // Сибирская старина. 2003. № 20. С. 1-8.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. 511 с.
Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX-XX в.). Омск, 2002. 234 с.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. М., 2009. 296 с.
Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX - начало XX века. Новосибирск, 2004. 240 с.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Симферополь, 1992. 616 с.
Сибирская жизнь.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX - начало XX в. М., 1979. 288 с.
Соколова В.К. Календарные праздники и обряды // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 380-395.
Тульцева Л.А. Календарные праздники и обряды // Русские. М., 2003. С. 616-646.
Сибирская газета.
Куприянов А.И. Календарные праздники в быту русского городского населения Западной Сибири в первой половине XIX в. // Советская этнография. 1989. № 3. С. 70-81.
Сибирский вестник.
Гончаров Ю.М. Городские праздники в Западной Сибири в середине XIX - начале XX века // Вестник ТГПУ. 2004. Вып. 4 (41). С. 9-15.
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. 281 с.
Томские губернские ведомости.
Томский листок.
Юшковский В.Д. Эскиз сюжета: 40 этюдов о 400-летнем Томске. Томск, 2003. 376 с.
Томский справочный листок.
Лясоцкий И.Е. Прошлое Томска: в названиях его улиц, построек и окрестностей. Томск, 1952. 62 с.
Манилов В.В. Профессиональные борцы на томской цирковой арене // Сибирская старина. 2003. № 20. С. 40-44.
Казачков А.Б. Открытие Томского общества содействия физическому развитию // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 2-5.
 Развлечения на Масленицу в Томске во второй половине XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Развлечения на Масленицу в Томске во второй половине XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия