К семантике слова лествица | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

К семантике слова лествица

Статья посвящена этимологии и семантике слова лествица, представляющего общеславянский лексический фонд и к настоящему времени утраченного почти всеми славянскими языками. На примере этой лексемы показано, как семантическое многоообразие славянского слова отражает и предметы материальной культуры древних славян, и духовный опыт христианской литературы.

On the semantics of the word lestvitsa.pdf Этимология слова лaствица, на первый взгляд, ка-жется прозрачной. Мнение В.И. Даля, связывавшегослово лaствица с лaсъ [1. Т. 2. С. 278], представляетсяошибочным. Лестница используется для подъема испуска, и слово лaствица соотносится со славянскимилексемами, содержащими корень *lěz [2. Т. 2. С. 486];таким образом, формально и семантически безупреч-ным кажется объяснение: *lězti > lěztva > lěztvica (сисходным значением лезть). Между тем, вероятно, ужев глубокой древности существовало различие междуобычной лествицей ('сооружение в виде ряда ступенейдля подъема и спуска') и приставной лествицей('переносное приспособление (деревянное, веревочное,металлическое) со ступеньками для подъема и спуска';современная разновидность такого приспособления -стремянка). Приставная лествица как предмет культу-ры претерпела значительные изменения в своем разви-тии. Первоначально в качестве лествицы использова-лось молодое дерево с не до конца обрубленными су-ками, куда вставлялись поперечные палки. Такое дере-во было многофункциональным: оно служило бороной,приспособлением для перевозки сена, соломы, дров,стропилами крыши и т.д. [3. Вып. 14. С. 246-247]. Прирассмотрении названий приставной лествицы в славян-ских языках (таких как *drabina, *stromina, *rebrina ит.п.) обнаруживается полное совпадение с семантиче-ским полем слова lěstva < *lěztva, при этом, по наблюде-ниям О.Н. Трубачёва, исходным везде выступает соче-тание значений 'драть' - 'плести' [4. С. 246-250].Таким образом, два названных выше значения словалaствица по происхождению связаны с разными се-мантическими полями. Например, в белорусском языкеобычная лестница (в здании) называется лесвiца, а при-ставная - драбiны. В сербохорватском языке, напротив,обычная лествица именуется степенице, а приставная -лестве, лествице.Общеславянское слово лaствица устарело не толь-ко в русском языке, но и во многих других славянскихязыках. Древнюю форму лaства сохранил словенскийязык (lestva). В других славянских языках словолaствица отсутствует [5. Т. 1. С. 477]. Между тем приотсутствии исконного слова lěztva (lěztvica) современ-ные славянские языки отражают древние семантиче-ские различия между обычной и приставной лестница-ми. Например, в македонском языке обычная лестницаназывается скали (только во мн. ч.), а приставная - ска-ла или мердивен, в болгарском языке обычная лестницаобозначается словами стълбище или стъпала, а при-ставная - стълба, в украинском языке обычная лестни-ца именуется сходи или схiдцi, а приставная - драбина.В старославянском языке лaствица является пере-водом греческого klimax. Слово дважды зафиксированов Супрасльской рукописи. При этом в одном случаеслово лaствица обозначает название сочинения визан-тийского писателя Иоанна Синайского, а в другом -употреблено в метафорическом значении: лaствицdнамъ#вaрd отъ zэмьc на нэбо поставивъ (Цит. по: [6.С. 315]).В достаточно раннее время в русском языке древнееобщеславянское по происхождению слово лaствицабыло вытеснено новообразованием лaстница, возник-шим в результате переразложения основы по болееактуальной модели с суффиксом -ниц(а) - под влияни-ем сущ. типа гридница, кузница, звонница... Возможно,самой ранней фиксацией нового слова (лaстница) ста-ло употребление его Стефаном Новгородским: Тy бопогани иконоборци лaстницy приставили#восхотaвъсодрати вaнэцъ zлат$и (см.: [7. С. 50-59]).Рассмотрим лексикографические толкования словалaствица. Неустойчивая орфография заголовочногослова лaствица и лaствича связана с возможным диа-хроническим неразличением ц и ч в русских спискахпамятника (форма лaствича встречается в северно-русских по происхождению памятниках). По даннымисторических словарей русского языка, слово имеет отдвух до четырех значений. В толковании слова можетбыть указано значение 'лестница', в том числе'лестница, употребляемая при осадах', наряду со значе-ниями 'название учительного сочинения ИоаннаСинайского' и 'книга из числа ложных' [8. Т. IV. С. 459;9. Т. 2. С. 75-76; 10. Т. 11. С. 213].В действительности эта лексема имела больше зна-чений. Даже в примерах, подобранных авторами статейназванных лексикографических источников из памят-ников древнерусской письменности, употребление сло-ва лaствица отличается бoльшим семантическим раз-нообразием, чем фиксируют исторические словарирусского языка.В прямом значении 'сооружение для подъема испуска' слово лaствица функционирует, например, вследующих контекстах: единaмъ ступлэниэмь#на вс&yвъzити лaсТв}цю (Лествица Иоанна Синайского: ру-копись собрания Н.П. Румянцева Российской государ-ственной библиотеки. № 198. Л. 91г, сер. XII в.), лозавинная корэнь пусти, противu глубинa зэмнaи.лоз'ноэ бытьэ, аки по лaствaцa из дна своэгосмaрcщи противu корэнjю, и mраслj пустив'ши (Шес-тоднев Иоанна экзарха Болгарского, XV в. Цит. по: [11.С. 220-221]), вышэ всaх нарэкь ч~лка, тачэ сэго нижь-ша, птица и сихъ пакы, чэтвэроногыа, и сих пакы гады,п'лъзcща пачэ по зэмли, долa яко по лaствицы тыанамaнивъ (Книга нарицаема Козьма Индикоплов,1495 г. Цит. по: [12. С. 105])В памятниках письменности у лексемы лaствицафиксируется и значение 'приставная лестница': Видaшаключа нэврэжэн$ и заключэно, лaстьвицю жэ, по нэижэ входcть и исходcть внa лэжащю (Сказание о Бо-рисе и Глебе черноризца Иакова, XIV в.1). Речь в этомконтексте идет о чудесном освобождении неповинныхзаключенных. Великий князь Святополк Изяславичпосадил в тюрьму двух человек, по клевете, без иссле-дования вины, и позабыл про них. Узники молилисьсвятым Борису и Глебу, и однажды ночью они увиделилестницу. Один из узников чудесным образом освобо-дился и сразу явился в церковь рассказать о чуде. Людипришли к тюрьме и увидели запертые двери тюрьмы илежащую на земле лестницу.Приставная лестница использовалась при осадах.Употребление слова лaствица в значении 'лестница,применяемая при осадах', зафиксировано во многихисторических источниках: Изъциниша порок$ илaствицc (Новгородская первая летопись старшего имладшего изводов, XIII-XIV вв.), Татаровэ жэ начашалэствицa приставливати к городy#и тако полaзоша нагородъ (Ипатьевская летопись, перв. четв. XV в.), Илaствица исчиниша чэрэзъ стaнy лaзти (Псковскаяпервая летопись, XV-XVII вв.).Чрезвычайно широкую известность на Руси сниска-ла книга византийского писателя Иоанна Синайского(или Лествичника), которая получила в славянских ру-кописях название «Лествица». В значении «названиеучительного сочинения» слово лaствица функциони-рует особенно часто: кли&максъ#сирaчь лaстви-ца#б$жъствънааго въсхода (Лествица Иоанна Синай-ского: рукопись собрания Н.П. Румянцева Российскойгосударственной библиотеки. № 198. Л. 1а, сер. XII в.);въпроC#и почто пэрвое и въторое хранэние нэ можэnсъвэршити инока#mвan#понэжэ нэ по чинy сия прохо-дcть#сия бо лaствичэю листвичникъ иwанъ утвэрдисицэ г$лc (Симеон Новый Богослов. О молитве (XV в.).Цит. по: КДРС2); Память его мaсяца марта въ30 дэнь, на память прэподобного отца нашэго ИванаСписатэля Лaствицы (Синодик Нижегородского Пе-черского монастыря, 1552 г. Цит. по: КДРС), да даI тоÅжэ ИваN книгy Лaствицy в дэCть да привэO СэргиI поk ар-шина баRхатy синэго (Приходная книга Николо-Корельского монастыря 1572-1575 гг. Цит. по: КДРС);В книгохранитэLницэ книгъ пэчатныX и пиCмэны… чэÑихъ%кнгъ… %кнга Лaствица харатэIная в дэCть (Переписнаякнига Александро-Свирского монастыря, 1660 г. Цит.по: КДРС) и т.д. Слово лaствица в этом значениивстречается во всех русских рукописях Лествицы Ио-анна Синайского, в приходо-расходных книгах, в опи-сях монастырских библиотек, в оригинальных сочине-ниях русских авторов и т.д.В славянской письменности встречается несколькоЛествиц. По образцу Лествицы Иоанна Синайскогобыла написана Лествица Исайи Копинского. Кромеэтих авторских текстов известно переводное апокри-фическое сказание, условно именуемое «Лествица Иа-кова». Это сказание, как было замечено уже первымиисследователями, имеется во всех списках ТолковойПалеи и считается принадлежащим к первоначальнойее редакции [13. С. 1330-1331. Прим. 1]3. Сказание оЛествице Иакова вошло в состав Полной хронографи-ческой Палеи [14. С. 231]. Этот апокриф «упоминаетсяв индексах запрещенных книг, начиная с НомоканонаXV в., где он именуется Лествица» [15. С. 38-39]. «Ин-декс истинных и ложных книг» был широко распро-странен в славянской письменности. В отличие от «Ле-ствицы Иакова», Лествица Иоанна Синайского вклю-чается в этом «индексе» в число книг «истинных», на-пример в Кирилловой книге [16. С. 128]. И.И. Срезнев-ский толкует значение слова лaствица ('названиеапокрифа') как 'книга из числа ложных': О двyнадэсcтиИяковличь глаголэмая Лaствица (Сказание о книгахистинных и ложных, XV в.).Апокриф «Лествица Иакова» основан на библей-ском сюжете. В Книге Бытия (XXVIII, 10-17) повест-вуется о том, как ветхозаветный праотец Иаков по до-роге из земли Ханаанской в Месопотамию видел чу-десный пророческий сон, в котором ему явилась «лест-вица, утверждена на земли, еяже конец досяжаше донебеси, и ангели божии восхождаху и нисхождаху понеи»: видa m zэмлc до н~бсэ лaствjцю, сэа жэ на вр'хустоаща б~га и аг~глы въсходcща и низ'ходcща по нэи(Книга нарицаема Козьма Индикоплов, 1495 г. Цит. по:[12. С. 224]). К этой библейской истории восходит мис-тическое, аллегорическое значение слова лaствица.Это значение зафиксировано уже в самых ранних па-мятниках русского языка: Хвалю Ияковлe лaствицю истлъпъ (Слова Григория Богослова, XI в.),Прaподобная бл%говол^ениа#и&яковли лaств}-ци#у`подобиша сc (Лествица Иоанна Синайского: руко-пись собрания Н.П. Румянцева Российской государст-венной библиотеки. № 198. Л. 82а, сер. XII в.).Лествица, виденная Иаковом, «изображала Божийпромысел над патриархом и служила прообразом Пре-святой Девы Марии» [17. С. 147]. Христиане толкуютБогородицу как Лествицу, ср.: Ияковъ тc про-писа#с~таc дaво лaствицю#по нэи&жэ б~ъ сънидэ#словоб~жие& въ чрэво твое бэ-сaмэнэ#и пак$ съхраньтc#нэтьлaньну по рожьствa#и на н~бса н$нaпрaставлcе&ть (Канон на Успение Пресвятой Богоро-дицы по тексту Ильиной книги, кон. XI - нач. XII в.Цит. по: [18. С. 622]). Иоанн Дамаскин говорил: «Гос-подь соорудил Себе одушевленную лествицу, которойоснование утверждено на земле, а верх касается самогонеба и на которой утверждается Бог - лествицу, кото-рой образ видел Иаков... Лествица духовная, т.е. Дева:утверждена на земле, потому что Она родилась от зем-ли, глава Ее касалась неба, потому что как всякой женыглава муж, а эта не знала мужа, то глава Ее был Бог иОтец» [19. С. 290]. Сложный, комбинированный образБогородицы как Моста, Небесной лествицы, Божест-венной Горы представлен в сентябрьских Минеях1096-1097 гг.: роди#ся дCнь мостъ#прaводя на свaтъч$лвчьство#лaствица#н%бсная#гора б$жья явлэнь-ная#б$ца д$вая#южэ вьси ублажимъ..., Гору и двьрьн~бсную и разумьную лaствичу ликъ бж~ствьн$ипронарэчэ..., Лaствицю дш~вьну и двьрь н~бсную дос-тоино славимъ (Цит. по: [20. С. 64]).Еще одно символическое значение слова лaствица('путь нравственного совершенствования человека,путь добродетелей') реализуется, например, в такомконтексте: Лaствица жэ нарицаэт сc книга сjc восхо-дитэльными, m мэншиX по малu, добродaтэльми навышьшаc въсхо>дэнjc, в мaрu совэрьшэниc, на ню жэда дастъ и намъ б$гъ встuпити. и по малu до нaгдэвзыти. и воZшэдъшэ, б~гu помагающu нэ mпасти (Ле-ствица Иоанна Синайского: рукопись собрания Мос-ковской Духовной академии Российской государст-венной библиотеки. № 38. Л. 294об.-295, нач.XVII в.). В этом символическом значении слово ак-тивно использовалось в сочинениях греческих отцовЦеркви. До Иоанна Синайского образ лествицы доб-родетелей встречался в сочинениях Иоанна Златоус-та, Феодорита Киррского, Макария Великого, аввыПинуфия [21. С. 254].Лествица могла пониматься и как дорога души нанебеса.Восточные славяне на 40-й день после смерти чело-века пекли специальные лепешки с перекладинами -«лестницы», освящали их в церкви, поминали имиусопшего и ставили за воротами на стуле, чтобы облег-чить душе, отлетающей в этот день на небеса, путь на-верх [22. С. 100]4. В Каноне на Успение Пресвятой Бо-городицы (15 августа) читается: лaствица на н~бо гробъб$вае&ть (Ильина книга, кон. XI - нач. XII в. Цит. по:[18. С. 628]).Русские рукописи фиксируют и такое значение сло-ва лaствица, как 'родословная': Лaствица госyдарянашэго ц~ря вэликаго кнczя Ивана Васильевича (руко-пись Румянцевского собрания Отдела рукописей Рос-сийской государственной библиотеки. № 349, XVI в.Цит. по: [23. С. 123]).В более позднее время слово лaствица могло иметь врусском языке значение 'список, перечень': Лaствицасоборнымъ властэмъ царствующаго града Москвы, какоимъ ходити в с~тэи Божиэи ц~ркви на литyргии (историче-ский сборник собрания Д.В. Пискарева Российской госу-дарственной библиотеки. № 183. Л. 334, нач. XVIII в.).В общеславянском литературном языке словолaствица могло служить географическим наименова-нием монашеских скитов, в которых подвизались ино-ки, жаждущие уединения. Так, в Ряповом сборнике(Библиотека Болгарской Академии наук. № 80, кон.XIV в.) повествуется о неком монахе именем Птоле-мей, который въсэли сc въ мaстa нaкоэмъ, г~лэмоэЛaствицаx°иx, въ нэмжэ никтожэ m мнихъ въсэлити сc нэвъзможэ. понэжэ далэчэ сdщи (Цит. по: [24. С. 49]).Как показано выше, славянское слово лaствица вомножестве своих прямых и переносных значений отража-ет как предметы материальной культуры древних славян,так и богатый духовный опыт библейской и византийскойучительной литературы.ПРИМЕЧАНИЯ1 Здесь и далее в том случае, если не указан источник цитирования, контексты приводятся по: Срезневский И.И. Материалы для словаря древ-нерусского языка по письменным памятникам. Т. II. С. 75-76.2 КДРС - Картотека Словаря русского языка XVI-XVII вв. Москва, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Отдел историческойлексикологии и лексикографии.3 Публикацию этого апокрифа см. в книге: Палея Толковая по Коломенскому списку 1406 г. Подготовка древнерусского текста, перевод, науч-ное редактирование А.М. Камчатнова. М., 2002.4 Подробно о представлениях о лествице в славянской народной культуре см. в статье: Попова Т.Г. О значениях слова лествица // Русскаяречь. 2008. № 2. С. 65-70.

Ключевые слова

этимология, семантика, историческая лексикология, историческая лексикография, etymology, semantics, historical lexicology, historical lexicography

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попова Татьяна ГеоргиевнаФилиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (г. Северодвинск)кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологииlestvic@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. I-IV.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. М., 1986. Т. I-IV.
Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. М., 1974. Вып. 1.
Трубачёв О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках: Этимология и опыт групповой реконструкции. М., 1996.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I-II.
Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков): Около 10 000 слов / Э. Благова, Р.М. Цейтлин, С. Геродес и др. ; под ред. Р.М. Цейт-
лин, Р. Вечерки и Э. Благовой. 2-е изд., стер. М., 1999.
Сперанский М.Н. Из старинной новгородской литературы XVI века // Памятники древнерусской литературы. Л., 1934. Вып. 4.
Cловарь древнерусского языка XI-XIV вв. / гл. ред. Р.И. Аванесов. М., 1988. Т. I.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. М.; Л., 1958. Т. I-III.
Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1975. Вып. 1.
Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция / изд. подготовила Г.С. Баранкова. М., 1998.
Книга нарицаема Козьма Индикоплов / изд. подготовили В.С. Голышенко, В.Ф. Дубровина. М., 1997.
Щеголев П.Е. Очерки отреченной литературы V-VII вв. // Известия Отделения русского языка и словесности. СПб., 1899. Т. IV (3/4). С. 1304-1344.
Салмина М.А. Лествица Иакова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I: XI - перв. пол. XIV в. Л., 1987. С. 231.
Яцимирский А.И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности. Вып. 1: Апокрифы ветхозаветные. Петроград, 1921.
Грицевская И.М. Индекс истинных книг в составе «Кирилловой книги» // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. XLVI.
Петров Л. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь. СПб., 1889.
Ильина книга. Рукопись РГАДА, Тип. 131. Лингвистическое издание, подготовка греческого текста, комментарии, словоуказатели В.Б. Крысько. М., 2005.
Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. Репринтное воспроизведение издания 1900 года. М., 1993.
Ягич И.В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь. СПб., 1886.
Прохоров Г.М. «Лествица»: Словарь книжников и книжности Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. XXXIX. С. 253-258.
Агапкина Т.А. Лестница // Славянские древности : этнолингвистический словарь / под ред. Н.И. Толстого : в 5 т. М., 2004. Т. 3. С. 100-101.
Бычкова М.Е. Родословие Глинских из Румянцевского собрания // Записки Отдела рукописей. М., 1977. Вып. 38. С. 104-125.
Цонев Б. Славянски рукописи в Българската Академия. Сборник на Българската академия на науките. София, 1910. Кн. VI.
 К семантике слова <i>лествица</i> | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

К семантике слова лествица | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия