Жизненные стратегии молодёжи в контексте проблем высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Жизненные стратегии молодёжи в контексте проблем высшего образования

Анализируется современное состояние российской системы высшего образования с точки зрения темпорального подхода. Выявлена специфика жизненных сценариев сознания студентов заочного отделения вузов.

Life strategy of youth in the context of higher education problems.pdf Невостребованность отдельных специальностей иугроза безработицы привели к тому, что большое коли-чество молодых людей, обучаясь в вузе, получает вто-рое высшее образование по другой специальности. Этообусловило популярность заочной формы обучения инеобходимость теоретического осмысления сложив-шейся ситуации. Осмысление ситуации кризиса соци-альной идентичности в рамках социогуманитарногознания приводит к нескольким выводам: затруднения впринятии новой системы ролей личностью могут озна-чать как неэффективность сложившихся механизмовролевой адаптации молодежи, так и необходимостьизучения обновленной системы ролей. Проблемы выс-шего образования как особой социокультурной средыхорошо разработаны в отечественной и зарубежнойлитературе. Можно отметить классические работыЭ. Гидденса [1, 2], Д. Коулмана, М. Раттера, Ж. Нютте-на [3] Х. Эссера [4] в рамках феноменологическогоподхода и теории структурации.Наиболее актуально сегодня выявление жизненныхстратегий молодежи в рамках темпорального подхода.Одной из базовых характеристик личности с точки зре-ния данного подхода является биографическое время.Тот опыт, то образование, которое было получено че-ловеком ранее, в кризисной ситуации обесцениваются,а новый опыт, который обеспечил бы маргиналу ста-бильность и адаптивность, еще не приобретен. Собы-тия, которые ранее были значимы для человека, обес-цениваются, а то, чего он хочет добиться, кажется не-достижимыми. Такая ситуация в рамках системнойконцепции времени Е.И. Головахи и А.А. Кроника ин-терпретируется как биографический кризис, т.е. нару-шение определенной последовательности событий всознании человека [5]. Социальная регуляция поведе-ния, осуществляемая через эти связи между событиямив сознании, становится невозможной, разрушается всясистема жизненных практик личности. Интерес социо-логии к проблеме биографического кризиса связан стем, что социальный порядок задает формы организа-ции биографического времени, которые реализуются виндивидуальном жизненном пути человека с тем илииным отклонением, определяемым уникальностью об-стоятельств жизненной ситуации и свободной волейчеловека. Прикладной задачей для социологов сегоднястановится выявление закономерностей формированияструктур биографического времени личности, мотивовизменения своего социального статуса.Особый интерес представляет определение типич-ных структур субъектного времени тех молодых лю-дей, которым в связи с кризисом пришлось кореннымобразом сменить сферу профессиональной деятельно-сти либо получить дополнительное образование подугрозой увольнения в рамках системы заочного и ве-чернего образования.В исследовании приняли участие 150 студентов за-очного отделения филиала Российского государствен-ного социального университета в г. Томске в возрастеот 19 до 30 лет. Из них 70% женщин, 30% мужчин; 30%имеют высшее образование, 25% - средне-специальное, 15% - среднее образование. Исследова-ние проводилось с применением методики «каузомет-рия» Е.И. Головахи, А.А. Кроника. Методика пред-ставляет собой вариант глубинного интервьюдля изу-чения особенностей структуры биографического вре-мени респондента [5]. В ходе исследования испытуе-мому предлагается составить список из 15 событийпрошлого, настоящего и будущего, которые он считаетдля себя наиболее значимыми. Между выделеннымисобытиями устанавливаются причинно-целевые связи,которые отражаются в специальных каузометрическихматрицах, отражающих связи между событиями. Полу-ченные данные, как правило, обрабатываются методомфакторного анализа по технологии главных компонент.Респондент должен по специальным шкалам опреде-лить свое субъективное отношение к событию («нега-тивное» - «позитивное») и оценить его удаленность отнастоящего времени («давно» - «недавно»). Затемпредлагается определить, есть ли взаимосвязь междуназванными им событиями по принципу «цель - сред-ство» и «причина - последствие», и к какой сфере жиз-ни относятся события «семья», «работа» и т.д. В иссле-довании использовался вариант методики, валидизиро-ванный в 2001 г. на базе кафедры социальной психоло-гии факультета психологии МГУ.В ходе исследования был выявлен ряд событий, ко-торые, по мнению респондентов, имеют наиболее вы-сокое значение в жизни человека. В связи с высокойвариативностью выявленных индивидуальных жизнен-ных сценариев значимые события были условно отне-сены к 5 группам:1. Рождение ребенка.2. Успех детей.3. Изменение статуса.4. Новый круг общения.5. Получение образования.События, отмеченные респондентами в качественаиболее значимых, у представителей различных поло-возрастных групп характеризуются специфическойэмоциональной окраской. Для выявления этого пара-метра нами были проанализированы списки значимыхсобытий для выявления их эмоциональной оценки. Ис-ходя из полученных данных, мы можем предположить,что такое событие, как рождение ребенка, для молодойженщины относится к наиболее эмоционально значи-мым, мужчины это событие особо значимым не счита-ют, но в то же время отмечают значимость для себяуспеха детей независимо от того, свои они или усынов-ленные. Такая ситуация говорит как о том, что у моло-дых мужчин недостаточно сформированы репродук-тивные установки, так и о том, что ребенок являетсядля них одним из средств самореализации. Если чего-то не удалось добиться отцу, он делает все, чтобы кэтому стремился ребенок. Поэтому нередко происходиттак, что человек реализует чужой жизненный сценарий,имея деформированную темпоральную структуру соз-нания.Высокое значение для молодой женщины имеютсобытия, связанные с изменением статуса и круга об-щения, такие как новое место учебы, первая работа,беременность, причем в некоторых самоотчетах собы-тия, фиксирующие изменение круга общения (напри-мер, переезд) и предполагающие изменение статуса,непосредственно взаимосвязаны (рис. 1).0102030405060708090100Мужчины Женщины12345Рис. 1. Эмоциональная оценка событий мужчинами и женщинами в возрасте от 19 до 30 лет:1 - рождение ребёнка; 2 - успех детей; 3 - изменение статуса; 4 - новый круг общения; 5 - получение образованияПолучение образования для мужчин имеет болеевысокое значение (равнозначно успеху детей; см.рис. 1). При этом если мужчины расценивают образо-вание как средство, то женщины относятся к нему как кцели, достижение которой обеспечивает им общест-венное признание. Женщины, у которых получениеобразования относится к наиболее важным ценностям,отмечают, что их стремление к образованию нередковызывает отторжение у социального окружения, чтоговорит и о влиянии гендерных стереотипов на приня-тие решения о получении второго высшего образова-ния.Это может быть связано с тем, что у многих моло-дых женщин к этому возрасту уже есть дети, а рожде-ние второго или третьего ребенка ими не планируется всилу специфики репродуктивных установок либо соци-ально-экономического положения. Как и у молодыхмужчин, самореализация детей продолжает оставатьсязначимой ценностью для мужчин среднего возраста.Следует также отметить значительное снижение цен-ности образования у мужчин среднего возраста посравнению с молодежью. Если для молодежи образова-тельная деятельность является одной из ведущих, тодля зрелых людей ведущей становится уже трудоваядеятельность. С этой точки зрения снижение значимо-сти образования представляется закономерным. Весьмазначимыми мужчины среднего возраста считают собы-тия, связанные с изменением их статуса - включение втрудовой коллектив, переезд к новому месту работы. Вэтом возрасте изменение статуса, как правило, оцени-вается респондентами как положительное событие,приводящее к расширению их возможностей, повыше-нию адаптивности.При обработке полученных в ходе исследованиякаузометрических матриц методом факторного анализабыло выявлено 4 фактора, отражающих гендерно-специфичные жизненные сценарии, характерные длямолодежи (табл. 1, 2).Т а б и ц а 1Сценарии, характерные для женщин1-й сценарий (вес фактора в общей дисперсии 46,7%) 2-й сценарий (вес фактора в общей дисперсии 63,10%)Значимые события Коэффициент корреляции Значимые события Коэффициент корреляцииПервая любовь 0, 93 Окончание вуза 0,81Окончание школы 0,90 Получение второго образования 0,76Поступление в ВУЗ 0,88 Покупка квартиры, машины 0,48Создание семьи 0,64 Смена места работы мужа 0,36Рождение детей 0,56 Новая работа 0,35Изменение круга общения 0,33 Смена места жительства 0,24Обретение счастья 0,25 Новые друзья 0,23События первого фактора, объясняющего 63,10%общей дисперсии, относят преимущественно к сфере са-моразвития изменения социального положения. В связи сэтим можно предположить, что личностный рост и соци-альная активность - доминирующие ценности для даннойгруппы женщин. Основной сферой самореализации дляних является трудовая деятельность. Следует отметить,что данный сценарий имеет закрытый характер, и собы-тия, включенные в него, либо уже произошли, либо акту-альны на данный момент. Это говорит о стремлении«жить сегодняшним днем», невозможности планированиясвоей жизни на длительный срок.События второго фактора, объясняющего 46,7%общей дисперсии, связаны преимущественно с семьей иизменением круга общения. Конечной целью являетсяобретение счастья в семейной жизни, которая выступаеткак основная сфера самореализации. Это сценарий откры-тый, но в нем нет цели, которую можно конкретизироватьи описать. Индивидуальные сценарии женщин включаютот 7 до 15 событий, эмоциональная значимость по 5-балльной шкале в среднем 2 балла. События прошлогооцениваются как наиболее удаленные. Следует отметитьдеформацию репродуктивных установок. Если в первойгруппе женщин рождение детей не имеет большого зна-чения для личностного развития, то и во второй группе,ориентированной на семью, рождение ребенка не самоезначимое событие. Такая ситуация в будущем может при-вести к демографическому кризису.Т а б л и ц а 2Сценарии, характерные для мужчин1-й сценарий (вес фактора в общей дисперсии 73,1%) 2-й сценарий (вес фактора в общей дисперсии 24,7%)Значимые события Коэффициент корреляции Значимые события Коэффициент корреляцииПоступление в вуз 0,78 Окончание школы 0,93Получение высшего образования 0,73 Окончание техникума 0,85Знакомство с женой 0,67 Переезд в другой город 0,76Рождение 2-го ребенка 0,54 Получение квартиры 0,64Поступление детей в вуз 0,52 Смена работы 0,57Трудоустройство детей 0,50 Рождение сына 0,53Покупка квартиры детьми 0,43 Получение награды 0,45Пенсионный возраст 0,37 Продвижение по службе 0,38Появилась возможность путешествовать 0,28Анализируя особенности восприятия времени моло-дыми мужчинами (см. табл.2), следует отметить, что длямужчин с высшим образованием большое значение при-обретает не только их собственная самореализация, но идостижения их детей. Выяснилось, что рождение сынавоспринимается мужчиной как более значимое событие,чем рождение дочери, что подтверждает стереотип муж-чины-отца о «продолжателе рода, дела, профессии»,«носителе фамилии». Для мужчин со средним профес-сиональным образованием большое значение имеет из-менение их собственного социального статуса.В отчетах мужчин появляется такая категория, как«пенсионный возраст», которая соотносится с новымивозможностями и перспективами. Индивидуальныесценарии мужчин включают от 3 до 10 событий, эмо-циональная значимость по 5-балльной шкале в среднем1-2 балла. События будущего оцениваются как наибо-лее удаленные. Следует отметить недостаток событийзначимого прошлого и большое количество событийбудущего в отчетах, что свидетельствует о домини-рующей ориентации мужчин на будущее.Таким образом, в условиях кризиса современнойсистемы образования особое внимание исследователейдолжно быть обращено на те факторы, которые оказы-вают непосредственное влияние на структуру и функцииобразования как социального института. К таким факто-рам, несомненно, относятся и мотивы выбора образова-тельной стратегии, непосредственно связанные с суще-ствующими в общественном сознании имплицитнымитемпоральными сценариями. Согласно результатам про-веденного исследования сегодня происходит деформа-ция репродуктивных установок, которые заменяютсястремлением к получению образования и самореализа-ции, как у респондентов-мужчин, так и у женщин. Одна-ко, как отмечают респонденты-женщины, стремление кполучению высшего образования вызывает отторжениесоциального окружения, что может свидетельствовать осохранении у значительной части населения патриар-хальных установок. Сохранение такой ситуации, помнению авторов, может привести к серьезным социаль-но-демографическим последствиям и требует активноговмешательства государства.

Ключевые слова

высшее образование, темпоральный подход, темпоральная структура сознания, жизненные сценарии, higher education, temporal approach, time consciousness structure, life scenarios

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жидков Андрей ВладимировичТомский университет систем управления и радиоэлектроникиаспирант кафедры социологии и культурологии гуманитарного факультетаrosichi@ yandex.ru
Шляпников Сергей ЕвгеньевичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры философии факультетаspecnaz-s@bk.ru
Всего: 2

Ссылки

Гидденс Э. Социология. СПб. : Речь, 1998. 456 с.
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М. : Академический Проект, 2003. 528 с.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М. : Смысл, 2005. 654 с.
Esser H. Soziologie: allgemeinen Grundlagen. Frankfurt/Main ; New York : Campus Verlag, 1993. 640 с.
Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологическое время личности. Киев : Наукова Думка, 1984. 236 с.
 Жизненные стратегии молодёжи в контексте проблем высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Жизненные стратегии молодёжи в контексте проблем высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия