Социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума на православном Востоке (на примере монашеской республики Афон | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума на православном Востоке (на примере монашеской республики Афон

Сделана попытка провести социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума, характерного для православного Востока, на примере монастырской республики Афон, существующей на протяжении более тысячи лет и в настоящее время, представляющей собой автономную часть Греческого государства. Акцентируется уникальность организации монашеского социума Святой горы; исследуется структура сосуществования агиоритов; прослежены основные правила и ограничения, налагающиеся на монахов, как общие, так и в зависимости от форм организации их жизни.

Socio-philosophical analysis of basic principles of monastic society in the Orthodox East (by example of monastic republic Аthos).pdf Мы живем в глобализированном обществе, где гео-графические границы условны, различные идеологиче-ские и религиозные направления свободно смешивают-ся, человек находится под влиянием многих духовныхи культурных традиций. Само понятие «духовность»наделяется иным смыслом. В постмодернистском об-ществе, основанном на идеалах консюмеризма, «ду-ховность» также присоединяется к игре по правиламэкономики. «Духовность» сегодня - продукт, как и вседругие, производимый в соответствии с потребностямина «духовном рынке». В этом неиссякаемом стремле-нии общества к духовному удовлетворению самымиразличными элементами из религиозных традицийВостока и Запада возрождаются древние методы и ре-лигиозные убеждения, проявляется интерес к всевоз-можным духовным практикам.Предсказуемым является и нарастающий в последнеедесятилетие интерес к паломническому и религиозномутуризму. Условия потребления этой духовной услугидиктуются самими потребителями, оказывая значитель-ное влияние на объекты религиозного почитания. Свя-щенное и традиционное для современного обществаболее не синонимично неизменяемому.Установки личности на обогащение и повышениесоциального статуса, приоритет в удовлетворении по-требностей и получении удовольствий, в конечном сче-те, требуют социальной компенсации. Общество нужда-ется в альтернативных формах существования. Наиболеезаметно это проявляется в развитии всех видов монаше-ства, в том числе и в Православной церкви. Именно мо-нашество нередко определяют как барометр духовнойсоставляющей общества. При этом оно может быть ин-терпретировано как естественная модель социума с пре-дустановленными духовными ценностями.В данном контексте исследования монашеского со-циума православного Востока приобретают особыйсмысл и актуальность как многовекового религиозногоинститута, в меньшей степени подверженного влиянию«новой духовности», но при этом столь духовно-емкого и для современного человека.Целью данной работы стал социально-философскийанализ базовых принципов монашеского социума направославном Востоке, в частности Афона, одного изнаиболее ярких «очагов» подвижничества и духовно-сти в христианском мире.Монашество никогда не носило антисоциальныйхарактер. Оно представляло собой попытку построитьиной социум, иной «Град». Как отмечает Г.В. Флоров-ский, «монашество есть прежде всего социальное дви-жение и опыт решения социального вопроса». В каком-то смысле монашество всегда было некой «экстеррито-риальной колонией» в мире суеты. Даже затворникипреимущественно селились группами или колониями,объединяясь под общим руководством своего духовно-го отца. При этом наиболее адекватным воплощениемаскетического идеала всегда считалось общежитие.Сама монашеская община есть не что иное, как соци-альная организация [1. С. 214].Православное монашество условно подразделяютна три направления, в зависимости от способа органи-зации монашеской жизни:1) отшельничество (анахоретство), оно подразуме-вает жизнь в крайнем уединении;2) общежитие в виде монастырского или скитскогобратства;3) монашество в миру.Последнее не включает в себя внешнего уединения.Наиболее распространенной формой подвижничества,как в России, так и на православном Востоке, являютсяобщежительные монастыри. Тем не менее монашескойреспублике Афон удалось сохранить уникальное соче-тание пустынножительства и киновитства, объединен-ных в сложную закрытую социальную систему.За период более чем тысячелетней истории мона-шества на Святой Горе сменилось семь уставов, регла-ментирующих внутренний распорядок жизни, управле-ние афонскими монастырями и связи с внешним ми-ром. Первый Типикон был выработан в 970 г. при пре-подобном Афанасии Афонском и закрепил равнопра-вие разных форм монашеской жизни. В Святогорскойреспублике основным типом монашеского учреждениябыли и остаются монастыри, которые ранее делилисьна киновии и идиоритмы. К настоящему моментуидиоритмическая организация монастырей полностьюизжила себя на Афоне, и возврат к ней не допускается.Далее идут подчиненные монастырю скиты - неболь-шие иноческие общины, состоящие из нескольких мо-нашеских келий и имеющие свой храм. Существуюттакже келлии и каливы (хижины), в которых подвиза-ются, как правило, старец и несколько его учеников.Келлии располагают небольшим участком земли с хра-мом, а каливы арендуют землю у монастыря. Особыйрод афонских отшельников составляют сиромахи, ко-торые не имеют абсолютно никакой собственности иживут в естественных пещерах, дуплах деревьев, зем-лянках или под камнями [2. С. 118].Христианского подвижника, удалившегося из мираи живущего в полном уединении, всецело посвятивше-го себя покаянию, молитве и богопознанию, принятоназывать анахоретом. Отцом анахоретства считаетсяпреподобный Антоний Великий. «Анахореза» - этофизический и духовный выход из мира, положениемежду собой и миром физической черты [3. С. 297],своего рода положительная форма эскапизма. Сложноговорить о точном количестве монахов Афона, из-бравших для себя путь анахорезы, но следует отметить,что их духовное влияние на остальную братию всегдабыло значительным.Монашество, в том числе и афонское, представляетсобой социокультурное явление, имеющее свои харак-терные особенности. Будучи по своей сути одной изформ выражения религиозной организации жизни лю-дей, оно предполагает целый ряд свойственных толькоему правил и ограничений. Три основных обязательства,которые накладываются на монаха вне зависимости оттипа устройства его существования, - это обет нестя-жательства, воздержания и послушания (смирения).Рассматривая афонское нестяжательство как осо-бую форму отношения к собственности, следует отме-тить, что именно на Святой горе не раз вспыхивалияростные споры относительно этого аспекта, нашедшиесвое продолжение в различных идеологических тече-ниях, в том числе и на Руси.Сама монастырская республика до прошлого векапредусматривала уставом существование такой формымонашеского сожительства, как идиоритмическая. Вособножительных монастырях (идиоритмах) допуска-лось владение личной собственностью. Монах полно-стью распоряжался по своему усмотрению не толькоимуществом, но и своей частной жизнью. Общими вданном случае становились только жилье и богослуже-ние.Как правило, в таких монастырях подвязались люди,которые, даже будучи постриженными в монахи, не рас-ставались с привычным образом жизни и земным стату-сом. Состоятельные монахи могли позволить себе арен-довать участок земли, нанять братьев для строительстваи помощи в быту.Нередко данный тип афонитов обвиняли в излишест-вах и превалировании их плотских потребностей наддуховными. Но, тем не менее, идиоритм, даже в корнепротивореча монашеским идеалам нищеты, просущест-вовал на Афоне длительный период, помогая выживатьмонастырям в трудные моменты экономической и поли-тической нестабильности.Киновия - основной вид монашеского общежитияна православном Востоке - предполагает абсолютноиное отношение к собственности, оно реализует прин-цип общности имущества, а уклад жизни монахов при-ближен к ранним формам монашеского сожития. Кол-лективное владение имуществом подразумевает в сво-ем идеале соборность.Под соборностью понимается органическое едине-ние, братство во Христе, а не механическое объедине-ние людей во имя той или иной задачи. Связь с други-ми индивидами реализуется в киновии не в силу необ-ходимости, а посредством любви. Поэтому соборностьв таких монастырях не равнозначна коллективизму, аскорее наоборот, противоположна ему. Коллективизмзаменяет собой нравственный экзистенциальный центр,превращается в квазиреальность целого, стоящего надчеловеком, тогда как соборность является выражениемевангельского сосуществования и познания «ближне-го» [4. С. 48].Другим неотъемлемым элементом монашескойжизни является воздержание. Уже со второй половиныIV в. воздержание стало осознаваться как одна из важ-нейших монашеских добродетелей. Оно преимущест-венно понимается антиподом плотских грехов, полага-ет предел всем пяти чувствам. Кроме полного запретана реализацию сексуальных потребностей, оно включа-ет в себя также отказ от пустословия и чрезмерногоупотребления пищи.Монастырская республика Афон, ограниченная какестественной средой, так и многовековым аватоном,создает условия для монашеского воздержания, вслед-ствие чего на Святой горе встречается значительноеколичество его форм, от крайне фанатичных до менеестрогих.Воздержание как часть монашеской аскезы есть,прежде всего, концентрация внутренней силы и овла-дение собой. Человек не должен быть ни рабом самогосебя, своей низшей природы, ни рабом окружающегомира. Страсти и вожделения не только влекут человекавниз, но искажают и самую духовную жизнь. Все мо-жет быть искажено страстями - отношение человека кБогу и любовь к ближнему, познание истины и осущест-вление справедливости.Возрастание в духовной жизни предполагает очище-ние, отрешенность от власти мира, порождающего вож-деление и похоть [5. С. 224]. В данном контексте совме-стное воздержание монашеской братии формирует осо-бый вид аскетичного сожительства, бесстрастного, в томчисле и в отношениях друг с другом, но, тем не менее,пропитанного особой чистотой восприятия любви кближнему.Третьим основным элементом монашеского суще-ствования в православии является послушание. НаАфоне смирение, которое выражается через послуша-ние духовнику или иному лицу, наделенному иерархи-ческими полномочиями власти, по сути, является осно-вой всего монастырского социума. Здесь целесообраз-но выделить две страты - управляемых и управляю-щих. Первые должны безоговорочно подчиняться вто-рым, те, в свою очередь, должны мудро управлять под-чиненными, не злоупотребляя данной им властью.По мнению отцов Церкви, иерархия как способ ор-ганизации социального бытия имеет онтологическиеоснования: она обусловлена самим фактом существо-вания Бога. Подчинение духовно опытным подвижни-кам, по сути, является подчинением не им, но Богу [6.С. 141]. Афонское монашеское общество при внешнемтрадиционном устройстве, включающем как начальст-вующих, так и подчиненных, тем не менее, представля-ет собой союз равных.Исследования монашеского социума Афона каждыйраз приводят к выводам об абсолютной уникальностиданной системы. Именно эта уникальность, сложившая-ся на основе многовекового подвижничества, духовнойи культурной среды привлекает современного человека.Она вызывает интерес не только у религиозных после-дователей афонитов и исследователей в области исто-рии, филологии и культуры, но и побуждает к философ-ским размышлениям всех, кто с ней так или иначе со-прикасается.В настоящее время, когда Европейское сообщест-во, живущее под лозунгом «Il est interdit d'interdire»(«Запрещать запрещено»), оказывает постоянное дав-ление на Грецию с целью отменить аватон и открытьАфон для всех желающих, что, несомненно, приведетк гибели монашеской республики в ее изначальномформате, важно попытаться сформировать в обществеосознание ее значения. Значения, заключающегося вмноговековой стабильности социальной системы иопыте духовного созидания, актуального и в нашидни.

Ключевые слова

Афон, монашеский социум, анахоретство, киновия, идиоритм, Mount Athos, a monastic society, anchorite, cenoby, idiorythm

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карвунис Юлия АлексеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетпреподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины, соискатель кафедры онтологии, теории познания и социальной философииjuliakarvounis@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. М. : Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2005. 862 с.
Тальберг Н.Д. История Церкви. М. : Общество любителей православной литературы, 2007. 924 с.
Шмеман А.Д. Исторический путь Православия. М. : Книговек, 2010. 544 с.
Коваль Т.Б. Христианское понимание собственности // Личность и мир. М. : Соверо-принт, 2000. № 7.
Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. М. : Директ-Медиа, 2008. 302 с.
Логиновский С.С. Преподобный Макарий Египетский о социальном устройстве монашества // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (218).
 Социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума на православном Востоке (на примере монашеской республики Афон | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума на православном Востоке (на примере монашеской республики Афон | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия