Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в.

Проводится анализ стратегии и состояния энергетики Китая в области обеспечения энергетической безопасности, рассматривается взаимосвязь между экономической и энергетической безопасностью. Исследуются составляющие энергетической политики Китайской Народной Республики в контексте политизации мировой энергетики и постоянного увеличения спроса на углеводородные источники энергии. Подчеркивается важность стратегических путей сообщения для энергетической безопасности КНР и анализируется китайская стратегия, направленная на контроль морских коммуникаций.

Energy security of China in the 21st century.pdf Запад, практически захвативший энергетическуюсферу Ближнего Востока, пытается не допустить Китайна этот рынок и одновременно прилагает усилия пооттеснению Китая от каспийской нефти. Тем не менеехорошо спланированные неизменные усилия Китая поналаживанию связей с нефтедобывающими странамизачастую дают хорошие результаты, несмотря на пози-цию США. Китай достаточно преуспел в своей страте-гии по обеспечению энергетической безопасности.Опасения США ныне вызывает и взаимодействие Ки-тая с нестабильными режимами. Несмотря на соперни-чество, между КНР и США сложилась позитивная эко-номическая взаимозависимость.Энергетическая безопасность стала неотъемлемойчастью экономической безопасности государства. Ростспроса на энергоресурсы влияет на экономику и эколо-гическую ситуацию в Китае. Экономическое развитиенеизбежно связано с увеличением энергопотребления.КНР, поставившей экономический рост в качестве глав-ной цели своей национальной политики, необходимоподдерживать непрерывный прогресс. В современноммире развитие государства невозможно без стабильногоэнергообеспечения. Таким образом, энергетика в целомстановится все более политизированной сферой.Можно выделить четыре составляющих стратегииКитая по обеспечению энергетической безопасности.Это:1) дипломатическая работа, направленная на получе-ние прав базирования, что делает правомерным крупно-масштабное присутствие Китая в районе Индийскогоокеана;2) укрепление экономических связей с соседнимистранами и странами-поставщиками для обеспеченияпостоянных поставок энергоресурсов;3) внедрение альтернативных видов топлива и ихразвитие, а также экономия энергии в целях снижениязависимости от импорта углеводородного сырья;5) поощрение китайских компаний к участию и инве-стированию в зарубежные проекты добычи нефти и газа;6) образование стратегических запасов нефти и соз-дание рынков нефтяных фьючерсов, что позволит ком-паниям страховать ценовые риски.Фазал-ар-Рахман, директор Центра по исследова-нию Китая в Институте стратегических исследований вИсламабаде, полагает, что энергетическая политикаКитая более всего сфокусирована на двух аспектах:1) сдерживание спроса на энергоресурсы;2) удовлетворение национальной потребности в них[1. С. 13].Для ограничения спроса Китай предпринимаетвнутренние меры по введению адекватной политикиэнергосбережения. Для стабильного удовлетворенияэнергетических нужд Китай вынужден обеспечиватьбезопасность заграничных поставок из различных ре-гионов мира. Поэтому сейчас для Китая важно диверси-фицировать и обеспечить безопасность импорта нефти,получить доступ к основным ресурсам и усилить безо-пасность транспортировок нефти с Ближнего Востока.Основной интерес Китая в Индийском океане - обес-печение энергетической безопасности. Национальныйспрос на энергоресурсы более чем удвоился за последние20 лет, и это обстоятельство значительно повысило инте-рес к зарубежным энергоресурсам. Только за 1995-2005 гг. потребление энергии в Китае увеличилось на80%, в то время как рост добычи в самом Китае замед-лился [2. С. 80]. Если говорить о нефти, то в 1993 г. Китайокончательно перешел из числа стран «нетто-экспор-теров» в страны «нетто-импортеров» нефти [3. С. 3].С тех пор его потребность в нефти постоянно растет.Когда-то целью КНР было энергетическое само-обеспечение, но конец 1970-х гг. четко обозначил об-ратное движение. С момента активного импорта нефтив конце 70-х и особенно после того, как Китай сталнэтто-импортером нефти в 1993 г., акцент сместился нарациональное использование энергоресурсов.С 2005 г. Китай вышел на второе после США местопо потреблению и производству энергоресурсов. В2007 г. КНР заняла третье место по импорту нефти по-сле США и Японии [4. С. 68]. Производство нефти по-степенно растет, но спрос на нее растет намного быст-рее, особенно с 2001 г., когда на фоне расширения эко-номического развития резко возросло потреблениеэнергоресурсов, после чего показатели потребления ипроизводства нефти стали различаться в разы, а в2005 г. спрос почти в два раза превысил объем произ-водства нефти. Соответственно, эта разница заполняет-ся импортом, и зависимость от импорта нефти возрас-тает от 22% в 2002 г. до 47,5% в 2007 г., достигая 51% в2008 г. [5. С. 41]. При этом в 2006 г. Китай произвел185 млн т нефти, оказавшись на пятом месте в мире [6.С. 3]. Несмотря на это, с 1993 г. потребление энергоре-сурсов постоянно обгоняет производство, а они былипримерно равны в 1992 г.Спрос непрерывно растет, заставляя правительствоКитая находить все новые пути его удовлетворения иобеспечения энергетической безопасности страны. Притаких показателях потребления нефти и зависимости отее импорта для энергетической безопасности Китаястало жизненно необходимым обеспечить диверсифи-кацию путей транспортировки и стран - поставщиковнефти. КНР старается действовать во всех доступныхрегионах мира, формируя нужную инфраструктуру спомощью сети трубопроводов, дорог, инвестиционныхпроектов и дружественных отношений. Согласно про-гнозам, потребление нефти к 2020 г. увеличится в 2-2,6 раза по сравнению с 2000 г., но добыча ввиду огра-ниченности ресурсов существенно не возрастет. По-добный объем потребления увеличит зависимость Ки-тая от импорта нефти до 55% (по максимальному про-гнозу - до 77%) [7]. Если в 2006 г. импорт нефти со-ставлял 3,5 млн барр. в день, то, по прогнозам Между-народного энергетического агентства, к 2030 г. он дос-тигнет 9,8 млн барр. в день, а к 2045 г. Китай обойдетСША в качестве самого крупного импортера нефти [8.С. 28].Для установления более тесной связи с поставщи-ками Китай внедряется в зарубежные проекты разведкии добычи углеводородов. Сейчас КНР ищет энергоре-сурсы в Персидском заливе и Африке.Китайские фирмы вовлечены в 65 нефтяных проек-тов в 30 странах мира, их общая стоимость составляет7 млрд долл. [9. С. 25]. Три главные китайские нефтя-ные компании участвуют в наибольшем количествепроектов по всему миру. Китайская национальная неф-тегазовая корпорация (CNPC) действует в 18 проектахв пяти странах мира, а Китайская нефтехимическаякорпорация (Sinopec, или China Petroleum & ChemicalCorporation) - в 36 проектах в 14 государствах. Самуювысокую активность проявляет Китайская морскаянефтяная корпорация (The China National Offshore OilCorporation, CNOOC), работающая в 25 странах над70 нефтяными и газовыми проектами [4. С. 70].После провозглашения стратегии «выхода за преде-лы» в рамках десятого пятилетнего плана в 2001 г. ин-вестиционная активность китайских компаний в ино-странных нефтяных и газовых проектах резко возросла.Большинство проектов являются мелкомасштабными,тем не менее три проекта имеют потенциал, способныйсыграть важную роль в удовлетворении будущего все-возрастающего нефтяного спроса КНР:1) месторождение Ядаваран в Иране;2) месторождение в Анголе;3) приобретение казахстанской компании PetroKazakhstan.Соображения энергетической безопасности выну-дили Пекин обратить внимание на стратегические путисообщения (SLOCs). К таким стратегическим путямнеобходимо отнести Ормузский пролив, являющийсявыходом в Индийский океан для стран Ближнего Вос-тока. Через него проходит 17 млн барр. нефти в день,что является абсолютным рекордом среди всех путейсообщения [10. С. 18].Свободный доступ к водным путям от берегов Ки-тая в Индийский океан приковал особое внимание.Очевидно, что Китай опасается присутствия США вИндийском океане, точнее контроля над стратегиче-скими морскими путями от Персидского залива черезИндийский океан до Южно-Китайского моря. Главнымобразом это касается Малаккского пролива, через ко-торый проходит почти вся нефть, идущая из Персид-ского залива, что составляет 15 млн барр. нефти в деньи делает пролив вторым по объему проходящей нефтиморским путем в мире. 80% нефти Китая идет черезэтот пролив.Подобное исключительное положение этого проли-ва и позиция США создают потенциальную угрозуэнергетической безопасности Китая. Некоторые экс-перты считают, что Китай сам завлек себя в ловушку.При любых проблемах в Малаккском проливе, такихкак его блокада иностранными силами, Китай столк-нется с серьезным кризисом, который отразится на егоэнергетической безопасности.Учитывая эту уязвимость, Китай разработал долго-срочную стратегию, нацеленную на обеспечение безо-пасности морских коммуникаций. Стратегия включаетв себя следующие задачи:1. Сводить к минимуму обеспокоенность странЮжной и Юго-Восточной Азии, которые насторожен-но относятся к целям и претензиям Китая.2. Подрывать притязания США на контроль надморскими пространствами Азии.3. Усмирять национализм в самом Китае для обес-печения политической и социальной стабильности.Все это выражается в применении так называемоймягкой силы. Здесь Китай чрезвычайно силен в исполь-зовании того, чего так не хватает России. Медленно ипостепенно, без конфронтации и споров он добиваетсяпоставленной цели, используя главным образом ди-пломатию и финансовые средства.В основном китайские военные эксперты и стратегисходятся в том, что как минимум до 2020 г. у Китаяесть возможность сконцентрироваться на увеличениивнутреннего экономического развития и расширенииторговых связей со всем миром в целях создания ис-тинно великой державы. Китай успешно используетсвое умение применять мировой опыт, модифицируяего наиболее успешные примеры на своей земле. Ки-тайская специфика заключается в хорошем знании нетолько своих сильных и слабых сторон, но и в изуче-нии и понимании достоинств и недостатков различныхстран мира. Китай успешно изучает военную страте-гию США.Многие эксперты отмечают, что в будущем Китайбудет находиться в гораздо лучшем положении, чемАмерика, хотя бы потому, что китайцы понимают изнают Америку намного лучше, чем американцы знаютКитай.Пока не совсем ясно, какие дивиденды это прине-сет Китаю и не стоит ли ему действовать более аг-рессивно. Сейчас его «большая стратегия» проявля-ется через двусторонние договоры и экономическиемеры. Тем не менее китайские стратеги сходятся вомнении о необходимости создания внушительноговоенно-морского флота [11]. Он будет нужен длязащиты новых портов и таких стратегических объек-тов, как трубопроводы в Пакистане и Мьянме. Счи-тается, что без наличия сильного флота стратегия неимеет смысла, так как если перекрыть доступ к Пер-сидскому заливу, проливу Ормуз и Суэцкому каналу,то все схемы транспортировки также будут бессмыс-ленны. Исходя из этого, китайские стратеги склонныполагать, что пока флот Китая не достигнет опреде-ленного паритета с флотами крупнейших стран, про-блемы энергетической безопасности, а именно про-ливов и стратегической транспортировки нефти, ос-танутся неразрешенными. Поставив своей цельюобеспечение собственной стабильности, а тем самыми достижение общей стабильности в регионе, Китайстарается обзавестись надежными условиями бурно-го роста и развития.

Ключевые слова

энергетическая безопасность, стратегические пути сообщения (SLOCs), Китай, energy security, strategic lines of communication (SLOCs), China

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Матвеева Дарья ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирантка кафедры новой, новейшей истории и международных отношений, преподаватель кафедры востоковедения исторического факультетаAgataDM@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Fazal-ur-Rahman. Prospects of Pakistan becoming a trade and energy corridor for China // Institute of Strategic Studies, Islamabad. 27.06.2007. 21 p. URL: http://www.issi.org.pk/journal/2007_files/no_2/article/a3.htm (дата обращения: 07.03.2011).
Китай: Что следует знать о новой сверхдержаве? / С.Ф Бергстен [и др.]. М. : Институт Комплексных стратегических исследований, 2007. 256 с.
Haider A. Khan. China's Development Strategy and Energy Security // UNU WIDER. Research Paper No. 2008/56. May 2008. 25 p. URL: http://www.niaslinc.dk/gateway_to_asia/nordic_webpublications/x506037311.pdf (дата обращения: 07.03.2011).
Understanding Energy in China 2008. [Electronic resource] Asia Pacific Energy Research Centre. Institute of Energy Economics. Tokyo, Japan, 2011. 156 p. URL: www.ieej.or.jp/aperc (дата обращения: 07.03.2011).
APEC Energy Overview 2009. [Electronic resource] Asia Pacific Energy Research Centre. Institute of Energy Economics. Tokyo, Japan, 2010. 223 p. URL: www.ieej.or.jp/aperc (дата обращения: 07.03.2011).
Energy strategy of China // Посольство Китая в Индии. 16.07.2008. URL: www.chinaembassy.org.in/eng/kj/P020080725517609227713.doc (дата обращения: 07.03.2011).
Бергер Я. Об энергетической стратегии Китая // Московский центр Карнеги. URL: http://www.opec.ru/arhiv.aspx?ob_no=85913 (дата обращения: 07.03.2011).
Дейч Т. Китайский капитал на рынках Африки // Азия и Африка сегодня. 2008. № 9. С. 27-32.
APEC Energy Demand and Supply Outlook 2006. China // Asia Pacific Energy Research Centre. Institute of Energy Economics. Tokyo, Japan, 2007. 182 p. URL: www.ieej.or.jp/aperc
JOE 2008. The Joint Operating Environment // U.S. Joint Forces Command. 2008. 52 p. URL: http://www.jfcom.mil/newslink/storyarchive/ 2008/JOE2008.pdf (дата обращения: 07.03.2011).
Ni Lexiong. Sea Power and China's Development // People's Liberation Daily. 17.04.2005. URL: http://www.uscc.gov/ researchpapers/ translated_articles/2005/05_07_18_Sea_Power_and_Chinas_Development.htm (дата обращения: 07.03.2011).
 Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия