Основные направления деятельности органов контроля Белорусской ССР в 1944-1965 гг. (на примерепредприятий транспорта) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Основные направления деятельности органов контроля Белорусской ССР в 1944-1965 гг. (на примерепредприятий транспорта)

На примере предприятий транспорта показана деятельность центральных органов контроля Белорусской ССР и их местных подразделений в 1944-1965 гг. В ней отмечены основные формы и методы работы контролеров, влияние их проверок на эффективность труда транспортных предприятий. Особо выделены основные недостатки в работе белорусского транспорта, исправление которых требовало вмешательства. В статье выделены изменения в структуре контрольных органов и их связь с общественными организациями.

Basic directions of activity of the Belarussian SSR control bodies in 1944-1965 (by example of transport enterprises).pdf Советскому государству во все годы его существова-ния было свойственно создавать различные системы кон-троля, опираться в их работе на общественность, чтобыповысить эффективность работы предприятий. Срединаучных работ, которые касались деятельности контроль-ных органов БССР, можно отметить исследованияИ.А. Сергеева [1] и В.А. Макаревича [2], однако проведе-ны они были в иных политических условиях, чем сегодня,и относились к периоду конца 1950-х - 1960-м гг. Цельюнашего исследования стало определение основных на-правлений деятельности органов контроля БССР в отно-шении транспортных предприятий в 1944-1965 гг.; зада-чи исследования - показ изменений в структуре кон-трольных органов, влияние их проверок на функциониро-вание транспортных подразделений, выделение основныхметодов работы контролеров, их взаимодействие с пар-тийными организациями и общественностью. В даннойнаучной работе использовались материалы из Нацио-нального архива Республики Беларусь, государственныхархивов Брестской и Витебской областей, сборники до-кументов и материалы периодической печати. Применя-лись два блока методов: специально-исторический, кото-рый включает историко-генетическое и историко-сравни-тельное направление; общенаучный, опирающийся наиндукцию и дедукцию, анализ и синтез.В изучаемый период органы контроля республики яв-лялись неотъемлемой частью системы управления рес-публики и вместе с ней претерпели многочисленные из-менения своей структуры. Народный комиссариат госу-дарственного контроля (НКГК) БССР возобновил своюработу с момента освобождения первого областного цен-тра республики - Гомеля в ноябре 1943 г. Затем этот нар-комат, отражая изменения в управлении СССР, в марте1946 г. был преобразован в Министерство государствен-ного контроля (МГК) БССР, проработавшее в таком со-стоянии до февраля 1958 г. Однако и новый этап преобра-зований не заставил себя долго ждать, повсеместно почтиминистерства были ликвидированы, и с февраля 1958 г.до августа 1961 г. интересующая нас организация работа-ла как Комиссия советского контроля (КСК) Совета Ми-нистров (СМ) БССР. Непродолжительное время, с августа1961 г. до декабря 1962 г., она была представлена как Ко-миссия государственного контроля (КГК) СМ БССР. Впериод с декабря 1962 г. по декабрь 1965 г. основной кон-тролирующий орган республики получил название Коми-тет партийно-государственного контроля (КПГК) ЦККПБ и СМ БССР.Исходя из данных о работе НКГК БССР, найденныхв Национальном архиве Республики Беларусь, в отно-шении транспорта он начал действовать в январе1944 г. Основной формой его работы были проверки,которые касались в первую очередь выполнения важ-ных постановлений Правительства БССР. Так, в апреле1944 г. была произведена проверка выполнения поста-новления СНК БССР от 15 января 1944 г. «О возобнов-лении работы Гомельского авторемонтного завода иГомельской автошколы Наркомата автотранспортаБССР». В ее ходе были проконтролированы выполне-ние планов этим заводом, обеспеченность его оборудо-ванием и кадрами [3. Л. 17], т.е. органы контроля инте-ресовались в первую очередь теми проблемами, реше-ния которых были важны для восстановления деятель-ности транспорта в республике, напрямую влияющегона функционирование ее хозяйства.Каждый год приносил органам контроля новые во-просы. Так, в 1946 г. у них на повестке дня было вы-полнение постановления СМ БССР от 29 августа1946 г. «О мероприятиях по организации авторемонт-ных предприятий и улучшению эксплуатации автопар-ка в БССР». Помощь органам контроля здесь оказывалаГосавтоинспекция, которая следила за использованиемавтотранспорта, привлекая к ответственности лиц, ви-новных в нарушении правил эксплуатации [4. Л. 32]. Корганизации контроля органы управления республикиподходили комплексно, не надеясь только на одну ка-кую-либо специализированную организацию. Одним изосновных направлений работы были проверки расходагорюче-смазочных материалов. Так, большинство авто-транспортных контор (АТК) Министерства автотранс-порта (МАТ) БССР в 1946 г. систематически перерасхо-довали горючее. Например, Гомельская АТК за лето -осень 1946 г. превысила лимит на 2 637 кг бензина [5.С. 2]. Отмеченная проблема была одной из наиболеесложных, и до конца органам контроля положительнорешить ее не удалось, хотя без предпринятых в этомнаправлении усилий ситуация была бы еще более пла-чевной. МГК БССР в феврале 1947 г., исходя из резуль-татов проведенных проверок, потребовало от МАТ пре-дотвращать незаконное расходование средств по АТК,например по Молодечненской, и ликвидировать техни-ческие неисправности их автомобилей [6. Л. 77].В период 1944-1958 гг. в компетенции МГК БССРотсутствовало право проверок железнодорожных пред-приятий, по-видимому, из-за их стратегического харак-тера. В то же время о необходимости контроля за ихработой говорили многочисленные недостатки в орга-низации перевозок. Определенной альтернативой дея-тельности контролеров было проведение на железныхдорогах БССР проверок партийными организациями иполитотделами.Сфера деятельности органов контроля в отношениитранспорта БССР в 1950-е гг. расширилась. Главнымнаправлением работы контролеров продолжало оста-ваться проведение регулярных ревизий. О серьезностиотношения к ним говорил тот факт, что о них министрМГК И. Волошин напрямую докладывал председателюСМ БССР А.Е. Клещеву [7. Л. 154]. В практике дея-тельности МГК БССР, например в 1952 г., была про-верка обращений, которые поступали в республикан-ский кабинет министров. Несмотря на предпринятыеусилия, недостатков не становилось меньше. Так, По-становление Коллегии Главного управления автомо-бильного транспорта (ГУАТ) при СМ БССР от 24 июля1957 г. отметило, что в 1956 г. на его предприятияхбыло 5 397 случаев нарушения дисциплины, коснув-шихся 30% работавших, зарегистрировано 11 779 слу-чаев присвоения денег кондукторами и водителями [8.Л. 19]. Органы контроля обязывали ведомствапринимать меры по ликвидации выявленныхнедостатков. Важным направлением работы органовконтроля было также реагирование на жалобы населе-ния. Поток выявленных недостатков заставлял ведом-ства укреплять собственные службы, о чем свидетель-ствовало Постановление Коллегии МАТ БССР от5 февраля 1957 г., касавшееся вопросов укрепления иподбора контрольно-ревизорских кадров.Новый импульс деятельности органам контроля да-ло преобразование МГК в феврале 1958 г. в КСК СМБССР. В июле 1958 г. его постановление касалось при-нятия мер по результатам проверок, выявивших серь-езные недостатки в обслуживании населения автобус-ными перевозками Гомельской и Могилевской АТК [9.Л. 32]. Одной из форм работы контролеров было вы-полнение мероприятий в соответствии с приказами, ко-торые в 1958 г. издавались председателем КСК СМБССР Ф.А. Барановым. В одном из них, датированнымоктябрем 1958 г., отмечалось, что в результате проверкисостояния обслуживания населения Гродненской облас-ти автобусными перевозками было выявлено, что дляпассажиров не были созданы элементарные условия.Важным аспектом работы контролеров была такжепроверка выполнения предприятиями их рекомендацийпо устранению недостатков. В октябре 1959 г. КСК СМБССР мероприятие подобного типа коснулось учетаработы грузовых автомобилей в Волковысской АТК№ 1. По итогам проверки было заявлено, что в резуль-тате выполнения постановления СМ БССР от 20 июля1959 г. состояние учета в АТК значительно улучши-лось и была снижена себестоимость перевозок [10.Л. 200]. В подобных документах контролеры старалисьпоказать эффективность своей работы и доказать необ-ходимость своего существования. В сфере вниманияКСК СМ БССР часто находились вопросы рациональ-ного использования энергетических ресурсов. В 1959 г.он обратил внимание предприятий на необходимостьсвоевременной выборки нефтепродуктов, так как, на-пример, АТК Управления транспорта и перевозок Сов-нархоза БССР забрало лишь 50% квартального фондабензина, что создавало возможности для злоупотреб-лений. Одним из основных документов, на которыйконтролеры опирались в своей работе, было постанов-ление СМ БССР от 20 июля 1959 г. «О мерах борьбы сприписками невыполненных работ, расхищением ав-томобильного бензина и фактами злоупотребления прииспользовании автомобильного транспорта».Продолжали в 1950-е гг. осуществлять свои кон-трольные функции и партийные органы. Партком Вит-облавтотреста в июле 1956 г. потребовал повыситьконтроль за грузовым и пассажирским транспортом,так как недостатки в этом вопросе отразились на пла-новых показателях [11. Л. 15].Если рассмотреть ситуацию с контролем на железно-дорожном транспорте в 1950-е гг., то необходимо отме-тить, что он оставался вне сферы действия специализи-рованных общереспубликанских органов, таких какМГК и КСК СМ БССР. В то же самое время на желез-ных дорогах действовали линейные суды и прокуратура,чего не было на автотранспорте. Только в 1960 г. транс-портные прокуратуры в СССР были ликвидированы [12.С. 90]. Линейный суд на железных дорогах обладалкомпетенцией осуждать тех руководителей, чьи пред-приятия допускали простои вагонов. Транспортная про-куратура Минского участка Белорусской железной до-роги (БЖД) в 1957 г. принимала меры по полученнымсигналам, которые касались злоупотребления служеб-ным положением со стороны ряда работников [13. С. 2].Широко на железнодорожном транспорте использова-лись силы общественности. Так, на БЖД в 1951 г. дейст-вовали десятки комсомольско-молодежных постов поконтролю за продвижением грузов для крупнейшихстроек. В соответствии с постановлением СМ СССР от25 июля 1951 г. «О неблагополучном положении с безо-пасностью движения поездов и о мерах по укреплениюдисциплины на железнодорожном транспорте» быларасширена работа по повышению квалификации обще-ственных ревизоров по безопасности движения [14.Л. 13]. Однако, несмотря на усилия организаций, обла-давших правом контроля, недостатков оставалась много.Речной транспорт республики также в 1950-е гг. неподвергался проверкам специализированных кон-трольных органов. В то же время и их работа не былалишена недостатков. Одной из важных проблем былосодержание флота в образцовом техническом состоя-нии, что сохраняло бы суда от преждевременного изно-са. На ряде пароходов не проводились мероприятия поэкономии топлива [15. С. 2].Новое преобразование общих контрольных органов,выразившееся в замене КСК СМ БССР в 1961 г. наКГК, а затем в 1962 г. в КПГК, сделало возможнымпоследнему воздействовать уже на все виды транс-портных предприятий, что было прогрессивным явле-нием для своего времени.Одним из основных направлений деятельности иКСК СМ БССР осталась проверка выполнения поста-новлений правительства. В августе 1961 г. в поле зренияконтролеров были постановления СМ БССР от26 апреля 1960 г. «О мерах по улучшению использова-ния подвижного состава железных дорог» и от 28 марта1961 г. «О мерах по обеспечению равномерной работыпо погрузке и разгрузке вагонов» [16. С. 6]. Проверкойподобного типа контролеры оказали незаменимую по-мощь железнодорожникам, так как заставили ведомстваулучшить состояние погрузочно-разгрузочных опера-ций, чем простои вагонов были значительно уменьшены.Одной из основных форм работы органов контроля в1-й половине 1960-х гг. было составление справок порезультатам проверок. Такая справка, касавшаяся обес-печения перевозок грузов Витебским отделением БЖДза 1963 г. традиционно отметила положительные и от-рицательные моменты. В соответствии с замечаниямижелезнодорожники разработали мероприятия, направ-ленные на выполнение плана перевозок [17. Л. 4].В ряде случаев какое-либо из замечаний контроле-ров было направлено сразу на несколько ведомств, за-нятых решением общей задачи. Так, КПГК в августе1964 г. указал руководству БЖД и МАТ БССР на то,что они не полностью обеспечили выполнение поста-новлений СМ БССР по улучшению хранения и достав-ки грузов, и им было предложено развивать централи-зованный завоз и вывоз грузов со станций.Хорошим помощником органам контроля была об-щественность, например бригады «Рабкоровского про-жектора», массово развернувшего свою деятельность в1962 г. В свою очередь штаб по руководству комсо-мольскими контрольными постами при Минском отде-лении БЖД принимал оперативные меры по сигналамрейдовых бригад «Комсомольского прожектора» [18.С. 2]. Внештатный транспортный отдел КПГК Желез-нодорожного района г. Витебска, образованный в1963 г., занимался вопросами обеспечения перевозок исохранности зерна.КПГК ЦК КПБ и СМ БССР постоянно проводилкрупные акции, которые касались наиболее проблем-ных участков работы железнодорожного транспорта.В мае 1963 г. КПГК осуществил проверку хранения ивывозки грузов с железнодорожных станций, чем обес-печил сокращение простоев. Работа контролеров носи-ла целенаправленный характер. Так, в марте 1965 г.КПГК ЦК КПБ и СМ БССР проверил, как использова-лись грузовые вагоны, подлежавшие ремонту в Го-мельском отделении БЖД, и предупредил начальникаслужбы движения дороги и начальника службы вагон-ного хозяйства, что если они не примут мер к сокраще-нию простоев вагонов в ремонте, то будут строго нака-заны [19. С. 3]. Данные усилия дали ожидаемый эф-фект, и ситуация на тот момент улучшилась.Еще больше своего времени органы контроля в пер-вой половине 1960-х гг. тратили на улучшение работыавтотранспорта. Так, КСК СМ БССР в 1960 г. произве-ла проверку выполнения постановлений СМ БССР овопросах усиления мер пожарной безопасности в авто-хозяйствах. Проверкой было установлено, что, несмот-ря на неоднократные указания СМ БССР по усилениюмер пожарной безопасности, руководители проверен-ных автохозяйств не приняли необходимых мер. Поитогам данной проверки ГУАТ при СМ БССР был вы-нужден издать специальный приказ, где были предло-жены меры по преодолению недостатков.КСК СМ БССР в апреле 1961 г. с помощью общест-венности проверила состояние рассмотрения жалобнаселения, поступивших в ГУАТ при СМ БССР. Про-верка показала, что руководящие работники допускалигрубое нарушение постановления ЦК КПБ от 19 сен-тября 1958 г. «О серьезных недостатках в рассмотре-нии писем, жалоб и заявлений трудящихся». ПоэтомуКСК потребовала от начальника ГУАТ В. Дробышев-ского устранить вскрытые проверкой недостатки. КГКпомогало автотранспортникам напрямую обращаться квысшему руководству республики. Так, в июне 1962 г.от них поступило обращение к 1-му секретарю ЦК КПБК.Т. Мазурову, которое касалось восстановления праваавтотранспортников накладывать штрафы за безбилет-ный проезд, что привело к резкому росту таких случа-ев. После вмешательства ЦК КПБ этот вопрос был ре-шен в пользу автотранспортников.Более активно в отношении автопредприятий дейст-вовал КПГК ЦК КПБ и СМ БССР. В 1963 г. им былапроизведена проверка плановых норм расхода сырья иматериалов в автохозяйствах МАТ БССР. Проверкаопиралась на постановление СМ БССР от 31 декабря1961 г. Было выяснено, что нормы расхода материаловна техническое обслуживание и ремонты отсутствовали,что создавало почву для различных злоупотреблений.Работа контролеров дала свои плоды, и нормы расходаматериалов для автотранспортников были определены.Проверки КПГК не были внезапными, что снижалоих эффективность, так как недостатки могли быть со-крыты, особенно по документам. Тем не менее в ре-зультате проведенной в 1963 г. проверки организацииснабжения запасными частями автомобилей автохо-зяйств МАТ было установлено, что потребности в нихудовлетворялись недостаточно, в среднем на 75-80%, апо дефицитным - на 30-40% [20. С. 50].Большое количество проверок производили группысодействия КПГК. В автопарке Бобруйска они, выпол-няя решение местного городского Совета об устране-нии недостатков в работе автотранспорта, в марте1963 г. изыскали резервы уплотнения графика движе-ния автобусов. Органы контроля сотрудничали с раз-личными организациями. Действовали созданныепрофсоюзом работников связи, рабочих автотранспор-та и шоссейных дорог БССР в 1960 г. комиссии обще-ственного контроля за техническим состоянием авто-мобилей. На пользу общего дела было направлено по-становление этого профсоюза от 18 сентября 1960 г.«Об усилении работы местных компонентов профсою-за за сохранностью социалистической собственностив автохозяйствах».Как и раньше, несмотря на усилия контролеров, напомощь им со стороны различных организаций недос-татки устранялись не так быстро, как хотелось. Так,проверкой автохозяйств Витебского облавтотреста,произведенной комиссией ЦК КПБ в первом полугодии1960 г., было установлено, что там еще не полностьюбыла проведена работа по объединению ведомственно-го автотранспорта. Свою роль в организации помощиконтролерам сыграли партийные комитеты. ПарткомВитебского облавтотреста в мае 1962 г. рассмотрелписьмо ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточни-чеством и разворовыванием народного добра» и поста-вил задачу усилить контроль за кадрами.На речном транспорте КСК СМ БССР в 1961 г. про-тивостояла злоупотреблениям при расстановке кадров,рассматривала случаи кумовства в целях их устранения,например на Верхне-Днепровском речном пароходстве.По приказу председателя КСК СМ БССР Ф.А. Барановав апреле 1961 г. была осуществлена проверка состоянияучета грузовых перевозок, произведенных речным фло-том БССР. Проверкой было установлено, что его руко-водство в представленных отчетах увеличило выполне-ние плановых показателей с фактических 82,6-99% до101,4-119,4% [21. Л. 4]. По результатам проверок кон-тролерами предлагался комплекс мероприятий, которыеречники были обязаны выполнить. Важное место занялапроведенная в 1963 г. КПГК проверка выполнения по-становления ЦК КПБ и СМ БССР от 18 мая 1962 г.«О мерах по усилению борьбы со взяточничеством иразворовыванием народного добра». Контролерами бы-ло отмечено, что речниками был выполнен ряд меро-приятий по усилению контроля за сохранностью собст-венности. Однако многие из них не были выполнены,комплексные ревизии проводились редко. Под влияниемрезультатов проверки 1964 г. руководителями речниковна виновных были наложены взыскания.Находилось много дел и в гражданской авиации. Так,партийная организация Витебского аэропорта в июне1964 г. обязала председателя группы содействия КПГКпроводить внезапные проверки на предмет качественнойподготовки самолетов к полетам. Деятельность контроле-ров приводила к конкретным результатам. Так, по итогампроведенной в 1965 г. проверки КПГК Брестского обкомаКПБ и облисполкома командир местной авиаэскадрильибыл вынужден издать приказ, который касался наказаниявиновных в нарушениях по ведению и сдаче документа-ции, выразившегося в лишении их премиальных за июль1965 г. в размере до 100% [22. Л. 11].Основными направлениями деятельности контро-лирующих органов в изучаемый период было их целе-направленное вмешательство в хозяйственные вопросыв целях повышения эффективности производства. Кон-троль проводился также в целях укрепления трудовой ипроизводственной дисциплины, совершенствованияструктуры и системы управления, искоренения усло-вий, приводивших к текучести кадров. Органы контро-ля БССР стремились подтолкнуть предприятия к мак-симально полному использованию людских, финансо-вых и материальных ресурсов, усиливали борьбу запроизводственную и финансовую дисциплину, обеспе-чение безопасности перевозок, следили за выполнени-ем государственных планов и определяли причинынедостатков. Одной из особенностей их рабочего про-цесса был не только поиск нарушений в сфере транс-порта, но и выявление неиспользуемых производствен-ных резервов с целью повышения его общей продук-тивности. Контролеры в изучаемый период часто воз-вращались к одному и тому же вопросу, что, с однойстороны, говорило о масштабе существовавших натранспорте проблем, а с другой - о недостаточной эф-фективности предпринимавшихся усилий, о невозмож-ности исправить ситуацию одними только администра-тивными мерами. Контроль за деятельностью транс-порта был возложен не только на специализированныеподразделения, но и на партийные, профсоюзные икомсомольские организации.

Ключевые слова

контроль, организация, транспорт, метод, эффект, control, organization, transport, method, effect

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тимофеев Ростислав ВладимировичВитебский государственный университет им. П.М. Машерова (г. Витебск, Республика Беларусь)кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларусиnechitala@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Сергеев И.А. Деятельность Компартии Белоруссии по совершенствованию партийно-государственного и общественного контроля в республике (1959-1965 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Минск : БГУ, 1967.
Макаревич В.А. Общественный контроль в условиях коммунистического строительства (1959-1970 гг.) (На материалах Белорусской ССР) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Минск : ООН АН БССР, 1981.
Приказы Наркома государственного контроля БССР о назначении проверок и ревизий. 1943-1944 гг. // Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 690. Оп. 1. Д. 63.
Постановления Совета Министров БССР. 1946 г. // Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф. 1966. Оп. 10. Д. 22.
Правдин И. Беречь каждую каплю горючего // Советская Белоруссия. 1946. 2 октября. С. 2.
Материалы обследования автотранспортных контор Министерства автотранспорта БССР. 1946-1947 гг. // НАРБ. Ф. 873. Оп. 2. Д. 1Б.
Материалы о работе Министерства автотранспорта БССР. 1950 г. // НАРБ. Ф. 7. Оп. 3. Д. 1396.
Постановления Коллегии Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР. 1957 г. // ГАВО. Ф. 2923. Оп. 1. Д. 52.
Копии постановлений Комиссии советского контроля Совета Министров БССР по итогам проверок с № 1 по № 52 включительно. 1958 г. // НАРБ. Ф. 911. Оп. 1. Д. 1.
Материалы (приказы, акты, доклады, записки) повторной проверки состояния учета грузовых автомобилей в автохозяйствах. 1959-1960 гг. // НАРБ. Ф. 911. Оп. 1. Д. 245.
Протоколы заседаний парткома Витебского облавтотреста. 1956 г. // ГАВО. Ф. 6791. Оп. 1. Д. 1.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 г. «Об упразднении транспортных прокуратур» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. № 10. С. 90.
Станцыйныя падрадчыкi // Звязда. 1957. 15 чэрвеня. С. 2.
Справки о работе Витебского отделения Западной железной дороги. 1951 г. // ГАВО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 939.
Кожедуб Г. Снижать себестоимость перевозок грузов речным транспортом // Советская Белоруссия. 1955. 27 мая. С. 2.
Материалы проверок выполнения постановлений правительства о мерах по улучшению использования железнодорожного подвижного состава. 1961 г. // НАРБ. Ф. 911. Оп. 1. Д. 731.
Материалы о деятельности Витебского областного Комитета партийно-государственного контроля. 1963-1964 гг. // ГАВО. Ф. 3485. Оп. 1. Д. 56. Л. 4.
Сыркин Р. Отпустите тормоза! // Знамя юности. 1962. 27 ноября. С. 2.
Рацыянальна выкарыстоўваць чыгуначныя вагоны // Звязда. 1965. 10 сакавіка. С. 3.
Справки, докладные записки о проверке деятельности предприятий Министерства автотранспорта БССР и ликвидации недостатков в их работе. 1963 г. // НАРБ. Ф. 911. Оп. 3. Д. 126.
Состояние учета грузовых перевозок, произведенных речным флотом Верхне-Днепровского пароходства. 1961 г. // НАРБ. Ф. 911. Оп. 1. Д. 722. Л. 4.
Материалы проверки 69-й авиаэскадрильи Белорусского управления гражданской авиации за 1965 г. // Государственный архив Брестской области. Ф. 1530. Оп. 1. Д. 65.
 Основные направления деятельности органов контроля Белорусской ССР в 1944-1965 гг. (на примерепредприятий транспорта) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Основные направления деятельности органов контроля Белорусской ССР в 1944-1965 гг. (на примерепредприятий транспорта) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия