Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов

Предложена диагностика сформированности праксиологических умений на основе разработанного оценочнодиагностического аппарата и минимальной оценочно-диагностической карты сформированности данных умений экономистов, в основу которой положены приметы распознавания выделенных критериев сформированности данной группы умений и качественных уровней их выраженности.

Diagnostics of the formation of future economists praxiological skills.pdf Обновление системы экономического образования внастоящее время необходимо рассматривать как состав-ную часть рыночных преобразований в России. Совре-менный специалист должен уметь самостоятельно при-нимать профессиональные решения по тому или иномувопросу, грамотно решать поставленные перед ним зада-чи на практике, что зависит от сформированности егопраксиологических умений. «Праксиологические уме-ния» рассматриваются как совокупность умений, опреде-ляющих успешность деятельности в любой области об-щественной жизни. Для разработки диагностики сформи-рованности праксиологических умений будущих эконо-мистов необходимо выявить и охарактеризовать критериии качественные уровни их выраженности.При выделении сущности критериев сформирован-ности праксиологических умений необходимо исхо-дить из положения, что данные умения не только фор-мируются в деятельности, но и проявляются в ней.Следовательно, в зависимости от вида деятельностиумения можно рассматривать с точки зрения их дея-тельностных признаков и оценивать их в зависимостиот их проявленности: меры осознания, осмысленностиприемов деятельности, вариативности, успешности имобильности их выполнения независимо от измененияобстановки, правильности, скорости и легкости осуще-ствления данных приемов.В педагогике различными авторами предложеныкритерии и уровни сформированности разнообразныхгрупп умений. В.П. Беспалько в качестве критериевсформированности общеучебных умений выделяетуровень усвоения деятельности, степень абстракцииизложения, степень осознанности выбора действия прирешении учебной задачи, параметр автоматизации дей-ствия [1]. По убеждению А.В. Усовой, любой вид дея-тельности учащихся, связанный с формируемыми у нихумениями, слагается из системы элементарных дейст-вий и операций. Поэтому основными критериямисформированности познавательных умений можно на-звать: состав и качество выполняемых операций, ихосознанность, полноту и свернутость [2]. Л.В. Андру-хив в качестве критериев сформированности уменияработать с информацией у будущих экономистов выде-ляет: ценностно-смысловой, отражающий убежден-ность студентов в личной и общественной значимостиразвития у будущего специалиста умения работать синформацией, ориентацию на ценностное, заинтересо-ванное отношение к информационной деятельности,т.е. наличие у обучаемого информационно-познава-тельной потребности; деятельностный, предполагаю-щий освоение совокупности действий по поиску (сбо-ру), получению, обработке, анализу и представлениютекстовой и цифровой информации; когнитивный, вклю-чающий систему знаний о средствах и способах действий,необходимых при работе с информацией [3]. А.П. Позд-няков в качестве критериев сформированности управлен-ческой культуры предлагает использовать ценностноеотношение к управленческой деятельности, которое про-является через совокупность таких показателей, как: по-нимание и оценка целей и задач, осознание ценностиуправленческих знаний, признание ценности субъектныхотношений, удовлетворенность профессией [4]. По мне-нию Т.А. Третьяковой, основными критериями сформи-рованности творческих способностей являются интеллек-туальная активность, наличие профессионально важныхкачеств, гибкость и вариативность мышления, самостоя-тельность в принятии решения, стремление к профессио-нальному самосовершенствованию [5].На основе анализа вышерассмотренных критериаль-ных характеристик сформированности разнообразныхгрупп умений для создания целостного представления обэффективности процесса формирования праксиологиче-ских умений будущих экономистов и оценки уровнясформированности данной группы умений в качествеосновных критериев выделены: познавательный, аксиоло-гический, организационный, творческий. Выделенныекритерии характеризуются составом и качеством выпол-няемых приемов (операций), представляющих основупраксиологических умений будущих экономистов, а приразработке процесса их формирования выступают в каче-стве компонентов обозначенной совокупности умений.Для того чтобы систематизировать критериальныехарактеристики в контексте их проявлений, необходи-мо точно определить, что понимается под каждой изних. Познавательный критерий сформированностипраксиологических умений у будущих экономистовхарактеризуется изучением основных и специальныхприемов и операций решения экономических задач;знанием основных и специальных приемов и операцийрешения экономических задач; осознанием выбора дей-ствия при решении конкретных экономических задач.Аксиологический критерий сформированности прак-сиологических умений у будущих экономистов харак-теризуется их ценностным отношением к изучениюосновных и специальных экономических приемов иопераций; ценностным отношением к освоению экономи-ческих знаний как профессионально-значимых; ценност-ным отношением к освоению и выбору экономическицелесообразных действий на основе их профессиональ-ной значимости. Организационный критерий сформиро-ванности праксиологических умений у будущих эконо-мистов характеризуется проявлением организационныхкачеств при изучении опыта экономической деятельно-сти; применением организационных приемов при реше-нии экономических задач; проявлением организационныхкачеств при решении экономических задач. Творческийкритерий сформированности праксиологических уменийу будущих экономистов выражается следующими крите-риальными характеристиками: овладением творческимиприемами экономической теории при решении экономи-ческих задач; преодолением штампов и стереотипов про-фессиональной деятельности при решении экономиче-ских задач; проявлением творческих качеств при решениинестандартных экономических задач.Таким образом, рассмотрев критерии сформированно-сти праксиологических умений будущих экономистов,перейдем к описанию уровней сформированности данныхумений через характеристики различных уровней выра-женности выделенных критериев. Под «уровнем сформи-рованности умений» понимается степень выраженностикритериев сформированности по всем возможным пара-метрам. По мнению И.И. Ильясова и Н.А. Галатенко, лю-бые умения, которыми должен обладать специалист, ха-рактеризуются иерархичностью. То есть имеют ряд уров-ней - конечных и промежуточных [6]. Принимая во вни-мание вышесказанное, можно предположить, что процессформирования праксиологических умений можно пред-ставить как последовательную реализацию отдельныхвзаимосвязанных этапов, на каждом из которых исполь-зуются различные приемы формирования данных умений,требующие их освоения на определенном уровне, чтовыступает основанием качественно иного уровня владе-ния приемами, образующими структуру праксиологиче-ских умений. Таким образом, уровни сформированностипраксиологических умений напрямую соотносятся с эта-пами овладения данными умениями.Выделение уровней сформированности праксиоло-гических умений проводилось согласно четырехуров-невой структуре качества усвоения умений. Так, дея-тельность по характеру использования информацииможет быть репродуктивной и продуктивной, при этомкаждый из этих видов деятельности может выполнять-ся либо самостоятельно, либо с определенной помо-щью, «подсказкой» извне. В репродуктивной деятель-ности в качестве такой подсказки может выступатьпояснение преподавателя, инструкция, справочник,учебник и любой другой источник информации о пра-вилах выполнения действия, а в продуктивной дея-тельности помощь извне состоит в опоре на ранее ус-военные подобные алгоритмы и способы действий и ихтрансформировании соответственно возникшей задачедля получения нового алгоритма. При этом самостоя-тельная продуктивная деятельность характеризуетсяэлементами исследования, учебного творчества, само-стоятельного нахождения новых способов деятельно-сти, формированием субъективно новых для обучаемо-го знаний и умений.Разработанные критерии сформированности праксио-логических умений будущих экономистов (познаватель-ный, аксиологический, организационный, творческий) до-полнены уровнями их сформированности: эмпирическим,репродуктивным и интегративным. Далее опишем выде-ленные критерии и охарактеризуем уровни сформирован-ности праксиологических умений будущих экономистов.Эмпирический уровень сформированности прак-сиологических умений будущего экономиста имеетследующие признаки:- не изучает опыт экономической деятельности (ос-новные и специальные приемы и операции), познает ихлишь на собственном опыте в процессе решения эко-номических задач;- не пополняет знания об основных и специальныхприемах и операциях решения экономических задач;- неосознанно выбирает действия при решении эко-номических задач;- не проявляет ценностного отношения к изучениюосновных и специальных приемов и операций эконо-мической теории;- не проявляет ценностного отношения к освоениюэкономических знаний как профессионально значимых;- не проявляет ценностного отношения к освоениюи выбору экономически целесообразных действий наоснове их профессиональной значимости;- не проявляет организационные качества при изу-чении опыта экономической деятельности;- не пытается применить организационные приемыпри решении экономических задач;- не проявляет организационные качества при ре-шении экономических задач;- не пытается овладеть творческими приемами эко-номической теории при решении экономических задач;- не пытается преодолеть штампы и стереотипы профес-сиональной деятельности при решении экономических задач;- не проявляет творческие качества при решениинестандартных экономических задач.Репродуктивный уровень сформированности прак-сиологических умений будущего экономиста имеетследующие признаки:- изучает опыт экономической деятельности (ос-новные и специальные приемы и операции), применяетего в процессе решения экономических задач;- пополняет знания об основных и специальныхприемах и операциях решения экономических задачпри поддержке других участников образовательногопроцесса, но не систематизирует их;- осознает выбор действия при решении конкрет-ных экономических задач на основании профессио-нально признанных способов их решения;- проявляет ценностное отношение к изучению ос-новных и специальных приемов и операций экономи-ческой теории;- проявляет ценностное отношение к освоению эко-номических знаний как профессионально значимых;- проявляет ценностное отношение к освоению ивыбору экономически целесообразных действий наоснове их профессиональной значимости;- проявляет организационные качества при изученииопыта экономической деятельности только при под-держке других участников образовательного процесса;- применяет организационные приемы при решенииэкономических задач только при поддержке другихучастников образовательного процесса;- проявляет организационные качества при реше-нии экономических задач только при поддержке другихучастников образовательного процесса;- владеет творческими приемами экономической тео-рии при решении экономических задач только при под-держке других участников образовательного процесса;- преодолевает штампы и стереотипы профессиональнойдеятельности при решении экономических задач только приподдержке других участников образовательного процесса;- проявляет творческие качества при решении не-стандартных экономических задач только при под-держке других участников образовательного процесса.Интегративный уровень сформированности прак-сиологических умений будущего экономиста имеетследующие признаки:- изучает опыт экономической деятельности (ос-новные и специальные приемы и операции), применяети преобразует его в собственный с целью успешногорешения экономических задач;- пополняет знания об основных и специальных приемахи операциях решения экономических задач, систематизиру-ет их с целью успешного решения экономических задач;- осуществляет осознанный, профессионально обос-нованный выбор действия при решении конкретныхэкономических задач;- проявляет постоянное и ярко выраженное ценно-стное отношение к изучению основных и специальныхприемов и операций экономической теории;- проявляет постоянное и ярко выраженное ценно-стное отношение к освоению экономических знанийкак профессионально значимых;- проявляет постоянное и ярко выраженное ценно-стное отношение к освоению и выбору экономическицелесообразных действий на основе их профессио-нальной значимости;- проявляет постоянные и ярко выраженные орга-низационные качества при изучении опыта экономиче-ской деятельности;- самостоятельно применяет организационные при-емы при решении экономических задач;- проявляет постоянные и ярко выраженные организа-ционные качества при решении экономических задач;- самостоятельно владеет творческими приемами эко-номической теории при решении экономических задач;- самостоятельно преодолевает штампы и стереоти-пы профессиональной деятельности при решении эко-номических задач;- самостоятельно проявляет творческие качествапри решении нестандартных экономических задач.К эмпирическому, репродуктивному, интегратив-ному уровням сформированности праксиологическихумений относим, соответственно, следующие интерва-лы баллов: 3,0-5,0; 5,1-7,0; 7,1-9,0. Сопоставив рас-считанное численное значение комплексного показате-ля сформированности праксиологических умений бу-дущих экономистов с числовыми интервалами выде-ленных уровней, можно определить, на каком уровнесформированы праксиологические умения конкретногобудущего экономиста. Подсчет численных значенийкаждого критерия сформированности диагностируемыхумений осуществляется по формуле1inkmQn , (1)где Qk - численное значение соответствующего критериясформированности праксиологических умений будущихэкономистов; mi - численное значение характеристикисоответствующего критерия сформированности праксио-логических умений (от 3 до 9 баллов); n - количество ха-рактеристик соответствующего критерия сформирован-ности праксиологических умений будущих экономистов.Для определения общего уровня сформированностипраксиологических умений будущих экономистов былизбран подход количественной обработки результатовдиагностики, который позволяет в отношении степенипроявления каждого критерия сформированности оп-ределить количественный показатель.Расчет комплексного показателя сформированностипраксиологических умений будущих экономистов(QПрУ) осуществляется по формулеQПрУ = 0,3.QПк. + 0,3.QАк. + 0,2.QОк.+0,2.QТк., (2)где QПк - численное значение познавательного критериясформированности праксиологических умений будущихэкономистов; QАк. - численное значение аксиологическо-го критерия сформированности праксиологических уме-ний будущих экономистов; QОк. - численное значениеорганизационного критерия сформированности праксио-логических умений будущих экономистов; QТк. - числен-ное значение творческого критерия сформированностипраксиологических умений будущих экономистов.Предложенная диагностическая методика позволяетнаиболее адекватно подойти к оценке критериев сфор-мированности праксиологических умений будущихэкономистов и качественных уровней их выраженно-сти, а также к отслеживанию динамики формированияи развития данной группы умений. Предлагаемая сис-тема оценки достаточно проста, рациональна, позволя-ет реально оценить эффективность процесса формиро-вания праксиологических умений будущих экономи-стов, т.е. охарактеризовать как качественную, так иколичественную сторону данного процесса.

Ключевые слова

праксиологические умения, диагностика, экономист, praxiological skills, diagnostics, economist

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Игнатова Валентина ВладимировнаЛесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университетадоктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогикиdevyatlovskiy@mail.ru
Девятловский Дмитрий НиколаевичЛесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университетааспирант кафедры психологии и педагогикиkib_sam@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. : Педагогика, 1989. 192 с.
Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45.
Андрухив Л.В. Формирование у будущих экономистов умения работать с информацией : автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань : Астрах. гос. ун-т, 2008. 19 с.
Поздняков А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тамбов : РГСУ, 2007. 46 с.
Третьякова Т.А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов : СГУ, 2008. 24 с.
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине : пособие для преподавателей. М. : Логос, 1994. 208 с.
 Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия