Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз

При переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, возникающие на стыках подсистем. Представленная модель направлена на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз. В основе этой модели - психолого-педагогические условия: формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, расширение и формирование потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагогическое сопровождение выбора образовательной траектории колледж - вуз. Описаны компоненты модели, а также основные этапы ее построения.

Organizational and methodological model of development and realization of psychological and pedagogical conditionsof vocational training for Economics students in college-university system.pdf Спрос на высшее экономическое образование в на-шей стране активизировал процесс взаимодействиявысшего и среднего экономического образования. Под-готовка экономистов в системе колледж - вуз рассмат-ривается нами как многоуровневый образовательныйпроцесс воспитания и профессионального обучения вучреждениях среднего и высшего профессиональногообразования, обеспечивающих преемственность уров-ней профессионального образования по родственнымспециальностям экономического направления подго-товки, а также сокращение сроков обучения в вузе.Образовательные уровни колледжа и вуза имеютразные цели, осуществляют подготовку специалистов крешению профессиональных задач разного классасложности. Поэтому при переходе с одного образова-тельного уровня на другой студенты ощущают проти-воречия, которые возникают на стыках подсистем итребуют разрешения путем создания оптимальных ус-ловий для перехода между рассматриваемыми подсис-темами.В ходе исследования были выявлены и другие труд-ности подготовки в системе колледж - вуз, которыенаиболее отчетливо проявляются при обучении эконо-мистов. И связаны они с наличием множества факто-ров, стимулирующих выбор и получение высшего эко-номического образования: реализация социально-экономического профиля в школе, рынок образова-тельных услуг, обилие предложений по предоставле-нию возможности получения высшего экономическо-го образования, современный рынок труда.При этом выбор экономической специальности оп-ределяется студентами как колледжа, так и вуза в связис возможностью финансового благополучия, экономи-ческой самостоятельности, комфортностью труда, ко-торые может обеспечить будущая специальность. Сту-денты колледжа, рассматривают получаемый образова-тельный уровень как промежуточный, наличие которо-го обеспечивает более рациональный способ получениявысшего экономического образования. И хотя студен-ты высказываются, что обучаться экономической спе-циальности интересно, интерес к будущей профессио-нальной деятельности, как выяснилось, не являетсяфактором, который стимулировал бы процесс профес-сиональной подготовки.Кроме того, у молодых людей очень часть склады-вается искаженное мнение о профессиях экономиче-ского направления, игнорируются специфические тре-бования данных профессий к человеку, поэтому частовыбор экономического направления будущей профес-сии происходит случайно. При таких обстоятельствахнедостаточно разрешить противоречия, которые ощу-щают студенты при переходе с одного образовательно-го уровня на другой. В данном случае требуется осо-бый подход к подготовке экономистов в системе кол-ледж - вуз, при котором учитывались бы как внешниефакторы, определяющие перспективные и актуальныетребования общества к профессиональной экономиче-ской подготовке, так и факторы внутренние - психоло-го-педагогические, характеризующие процесс движе-ния человека по пути профессиональной экономиче-ской подготовки.Анализ научной педагогической литературы попроблеме непрерывного образования в системе кол-ледж - вуз позволяет сделать вывод, что исследовате-ли сходятся во мнении о необходимости создания ус-ловий, обеспечивающих преемственность подготовкина разных образовательных уровнях [1-4]. И с этимтрудно не согласиться, так как преемственность - этоодин из организационных принципов непрерывногообразования. Однако преемственность может обеспе-чивать плавность, постепенность процесса перехода содного уровня на другой, и это действительно необ-ходимо, но такой односторонний подход лишь стира-ет границы между уровнями, не позволяя личностиосознать в полной мере, в чем происходит образова-тельный «скачек», в чем различия профессиональнойподготовки на разных образовательных уровнях. Та-кие условия лишь частично затрагивают внутреннее,личностное отношение к происходящим изменениям всобственной образовательной траектории.Ключевым моментом выдвинутой гипотезы исследо-вания стало предположение о том, что совершенствова-ние профессиональной подготовки экономистов в сис-теме колледж - вуз связано с реализацией следующихпсихолого-педагогических условий: формированиепрофессионального самоопределения относительнопрофессий экономического направления, формирова-ние / расширение потребностно-мотивационной сферы,психолого-педагогическое сопровождение выбора об-разовательной траектории колледж - вуз.Для того чтобы реализовать психолого-педагоги-ческие условия, нами была построена модель соответ-ствующего процесса. В ходе ее разработки мы исполь-зовали методический инструментарий Н.Э. Касаткиной[5]. Представленная модель имеет сложную структуру,состоящую из компонентов, каковыми являются цели,функции, содержание деятельности по этапам, формы,методы, критерии. Кроме того, мы выделили основныеэтапы реализации психолого-педагогических условийподготовки экономистов в системе колледж - вуз: тео-ретико-экспериментальный, практико-эксперименталь-ный, оценочный.Теоретико-экспериментальный этап направлен насоставление диагностического комплекса и исследова-ние психологических качеств личности студентовсреднего профессионального образования и студентоввысшего профессионального образования, обучающих-ся в сокращенные сроки по ускоренным программамэкономического направления подготовки.Практико-экспериментальный этап связан с по-строением процесса совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов и направлен нарасширение потребностно-мотивационной сферы,формирование профессионального самоопределенияотносительно профессий экономического направления,обеспечение психолого-педагогического сопровожде-ния выбора образовательной траектории колледж - вуз.Оценочный этап направлен на оценивание эффек-тивности подготовки экономистов в системе колледж -вуз, выявление результативности реализации модели.Прежде чем переходить к описанию модели, необхо-димо отметить, что все компоненты организационно-методической модели сформулированы нами в соот-ветствии с направленностью каждого этапа и ориенти-рованы на конечный результат - совершенствованиеподготовки экономистов в системе колледж - вуз наоснове психолого-педагогических условий.Поскольку каждый из этих этапов отражает универ-сальность и последовательность процесса и выполняетразличные функции, то и цели деятельности они опре-деляют по-разному. Таким образом, при построениимодели мы определили социальные, психологические,дидактические и воспитательные цели.Социальные цели направлены на выявление соци-альных требований к образовательной подготовке сту-дента экономического направления подготовки, необ-ходимой для его эффективной профессиональной дея-тельности. Они направлены на создание условий в сис-теме колледж - вуз для формирования личности, соот-ветствующей социальным требованиям, а также выяв-ление готовности студентов к профессиональной дея-тельности, соответствующей социальному статусу.В основе психологических целей - исследование по-требностно-мотивационной сферы студента, профес-сионального самоопределения, профессиональной реф-лексии.Следующие, дидактические цели связаны с иссле-дованием дидактических особенностей подготовкиспециалистов экономического направления подготовкив колледже и вузе. Они направлены на организациюпреемственного образовательного процесса подготовкиэкономистов в системе колледж - вуз в соответствии стребованиями образовательного стандарта среднего ивысшего профессионального образования.Воспитательные цели обращены к выявлению ка-честв, свойств и отношений личности, необходимыхвыпускнику экономического направления подготовкидля эффективной профессиональной деятельности.В основе этих целей - формирование качеств, свойстви отношений личности, необходимых выпускнику эко-номического направления подготовки для эффективнойпрофессиональной деятельности.Для реализации поставленных целей нами опреде-лены функции, имеющие свое проявление на всех эта-пах разработки и реализации психолого-педагоги-ческих условий подготовки экономистов в системеколледж - вуз.Обучающие функции связаны с исследованием пре-емственности учебных планов среднего профессио-нального и высшего профессионального образованияпо родственным специальностям экономического на-правления подготовки. Также они направлены на осу-ществление деятельности по реализации преемствен-ности учебных планов среднего профессионального ивысшего профессионального образования по родствен-ным специальностям экономического направленияподготовки и выявление закономерностей совершенст-вования профессиональных знаний, умений и навыковв процессе обучения в системе колледж - вуз.Развивающие функции являются определяющимипри реализации процесса совершенствования подго-товки экономистов в системе колледж - вуз путемудовлетворение потребностей личности в ступенчатойэкономической подготовке с учетом познавательного ипрофессионального опыта личности. Кроме того, онисвязаны с выявлением и предотвращением несоответ-ствия подготовки экономистов в системе колледж - вузтребованиям образовательных стандартов среднегопрофессионального и высшего профессионального об-разования.Воспитательные функции обеспечивают теоретиче-ское обоснование необходимости формирования кон-кретных качеств, свойств и отношений личности у сту-дентов, обучающихся в системе колледж - вуз по эко-номическим направлениям подготовки. Эти функциитакже обеспечивают формирование ценностных ориен-таций и устремления через систему экономическихзнаний, преподнесенных в социальном контексте с эти-ческой доминантой. Воспитывающие функции предпо-лагают реализацию процесса корректирования форми-рующихся ценностных ориентаций и устремления.Разработанная модель предполагает следующее со-держание деятельности по реализации эксперимента:поисковая деятельность, констатирующий экспери-мент, формирующий эксперимент.В основе поисковой деятельности - исследованиепроблемы подготовки специалистов экономического на-правления подготовки на среднем и высшем профессио-нальном образовательном уровне. Эта деятельность свя-зана со сбором материалов по теории и практике подго-товки экономистов в системе колледж - вуз, а также оце-ниванием полученных материалов с позиции их приме-нимости для обоснования психолого-педагогических ус-ловий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.Организация констатирующего эксперимента свя-зана с изучением психолого-педагогических условийподготовки экономистов в системе колледж - вуз, оп-ределением динамики изменения образовательного иличностного потенциала студентов, обучающихся всистеме колледж - вуз на основе изучения их личност-ных особенностей, образовательных потребностей, мо-тивации учебной деятельности, ценностных ориента-ций. Констатирующий эксперимент является опреде-ляющим в теоретическом оценивании закономерностейвлияния психолого-педагогических условий на совер-шенствование подготовки экономистов в системе кол-ледж - вуз.Цель организации формирующего эксперимента -определение единых принципов и подходов в разработкепрограммы совершенствования подготовки экономистовв системе колледж - вуз и принципов ее реализации вучебном процессе, а также разработка и внедрение вучебный процесс программы совершенствования подго-товки экономистов в системе колледж - вуз, в основекоторой психолого-педагогические условия.В соответствии с целями, функциями и содержани-ем деятельности мы определили формы организациивоспитательно-образовательного и научно-исследова-тельского процессов, формы организации деятельностистудентов во внеучебное время.Для реализации учебно-воспитательного процессаизначально необходимо исследование оптимальногосочетания форм организации учебно-воспитательногопроцесса при подготовке экономистов в системе кол-ледж - вуз. При этом предполагается использованиеурока как традиционной формы обучения в среднемспециальном учебном заведении. Кроме того, на уров-не среднего профессионального образования необхо-димо внедрение элементов традиционных вузовскихформ обучения: лекции, семинарские, лабораторные ипрактические занятия, индивидуальная работа со сту-дентами. На уровне высшего профессионального обра-зования необходимо проведение работ по подготовкестудентов к использованию исключительно вузовскихформ обучения.Организация научно-исследовательского процесса,на начальном - теоретико-экспериментальном - этапедолжна проводиться через исследование оптимальногосочетания форм организации научно-исследова-тельского процесса при подготовке экономистов в сис-теме колледж - вуз. Возможно использование следую-щих форм организацииразования, рабочие программы, комплект профессио-грамм профессий экономической направленности, ква-лификационный справочник должностей руководите-лей, специалистов и других служащих, методики изу-чения личности (тест ценностных ориентаций М. Роки-ча, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра), тесты напрофориентацию, учебно-программная документация,структурные схемы модульных курсов, комплекс прак-тических заданий, банк проблемных заданий, учебно-методические комплексы дисциплин, изучаемых в сис-теме колледж - вуз, которые одинаковы по составудидактических единиц.Критериями оценки эффективности реализациипсихолого-педагогических условий подготовки эконо-мистов в системе колледж - вуз нами определены на-учно-познавательный, эмоциональный, деятельност-ный, волевой компоненты.Научно-познавательный компонент оценивает сов-падение учебных интересов с профессиональными,потребность поэтапного освоения теоретических основи системы практикоориентированных экономическихзнаний на уровне среднего профессионального образо-вания и потребность в углубленных теоретических ипрактических экономических знаниях и умениях науровне высшего профессионального образования,стремление к самостоятельному получению знаний обудущей профессии соответствующего образователь-ного уровня.Эмоциональный компонент направлен на оценива-ние положительного отношения к возможности полу-чения образования через обучение в системе колледж -вуз, профессиональную направленность личности сту-дента, устойчивое положительное отношение к эконо-мическим специальностям среднего профессионально-го и высшего профессионального образования, поло-жительное отношение к возможности продолжить об-разование на следующем образовательном уровне.Деятельностный компонент определяет активностьпозиции студентов в освоении специальности эконо-мического направления подготовки с целью освоенияпрофессии и продолжения образования на следующемобразовательном уровне, проявление активности в ос-воении специальности экономиста, саморазвитии про-фессионально важных качеств и свойств личности.Волевой компонент определяет наличие способно-стей сознательно управлять поступками по освоениюспециальности, проявлять уверенность и решитель-ность в преодолении возникающих при этом трудно-стей; наличие волевых усилий для саморазвития про-фессионально важных качеств и свойств личности.Представленная организационно-методическая мо-дель разработки и реализации психолого-педагоги-ческих условий подготовки экономистов в системеколледж - вуз имеет сложную структуру, которая под-робно описана входящими в нее компонентами. Нарезультативность подготовки экономистов в системеколледж - вуз влияет подготовка профессорско-преподавательского состава относительно пониманияспецифики подготовки специалистов в средних специ-альных учебных заведениях, особенностей реализациипреемственности программ среднего и высшего про-фессионального образования, необходимости пере-стройки сформированного профессионального мышле-ния и мотивации познавательной деятельности у выпу-скников колледжа, обучающихся в вузе, необходимо-сти формирования соответствующих учебных задач,повышающих мотивацию в обучении и перестраиваю-щих профессиональное мышление, необходимостиприменения всевозможных современных активныхметодов. И в этом представленная модель имеет воз-можность оказать существенную помощь, так как де-тально отражает последовательность и содержаниедеятельности по организации основных компонентподготовки экономистов в системе колледж - вуз.

Ключевые слова

система колледж - вуз, подготовка экономистов, психолого-педагогические условия, college-university system, economics students, psychological and pedagogical circumstances

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Наумкина Татьяна АлександровнаБеловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Белово)ассистент кафедры математики и естественных наукsnaumkin@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Савина Е.И. Преемственность, как необходимое условие адаптивности образовательной системы колледж - вуз // Среднее профессиональное образование. 2007. № 1. С. 37-38.
Свириденко С.А. Преемственность технологической подготовки в системе колледж - вуз // Среднее профессиональное образование. 2007. № 1. С. 19-20.
Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования // Педагогика. 2005. № 2. С. 41-46.
Смолина Т.А. Непрерывная преемственная подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе колледж - вуз // Образование и наука. 2001. № 1. С. 100-113.
Касаткина Н.Э. Методология и методика исследования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Психолого-педагогические основы непрерывного образования : межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1996. С. 13-17.
 Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 350.

Полнотекстовая версия