Теология дополнительности как основа иудео-христианского диалога | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351.

Теология дополнительности как основа иудео-христианского диалога

Рассматривается проблема возможности иудео-христианского диалога в настоящий период времени, который может развиваться в рамках теологии дополнительности. Показано, что в ее основе лежит фундаментальный для науки аналогичный принцип. Рассматриваются взгляды А. Бараца, П. Полонского, Дж. Павликовского.

Theology of complementarity as a basis for Judeo-Christian dialogue.pdf Постановка проблемы иудео-христианского диалогаявляется попыткой уйти от однобокого, однозначнонегативного взгляда на иудео-христианские отноше-ния. Эти отношения на протяжении вот уже 20 вековсложны и противоречивы. Но наряду с конфронтациейв них существует и диалог. Осознание ответственно-сти, лежащей на католической церкви за события Хо-локоста (церковный антииудаизм, подкреплявший ан-тисемитизм, молчание церкви в годы Второй мировойвойны), привело к изменению отношения христианствак иудаизму.Католический богослов Майкл Магарри так излага-ет один из важнейших богословских выводов, которыедолжна сделать церковь после катастрофы: «Холокостставит вопрос о самом значении церкви… С долейсмирения христианство начинает признавать: чтобыуцелеть и остаться при этом честным, необходимо са-моопределяться в соответствии с требованиями по-стхолокостовской церкви, что возможно только в диа-логе со своими иудейскими братьями и сестрами» [1.С. 84].Наиболее активно из всех христианских церквейменяет свою доктрину в отношении иудаизма католи-ческая церковь. В средневековой западноевропейскойцеркви доминировала «теология презрения», оконча-тельно сформулированная в трудах Августина Блажен-ного и Иоанна Златоуста.Согласно этой теории евреи были народом Божьим,но лишились своей избранности, когда не призналиИисуса Христа Мессией. Новым Израилем стала Цер-ковь Христова, к которой перешла благодать, а евреи внаказание потеряли Святую Землю и были обречены наизгнание. Поэтому евреев не следует убивать, но мож-но и даже нужно презирать и подвергать страданиям.Во второй половине XX в. эта доктрина была оконча-тельно отброшена.В 1965 г. была принята декларация «Об отношениицеркви к нехристианским религиям» (Nostra Aetate),где об иудаизме было сказано: «В силу того, что стольвелико духовное наследие, общее христианам и иуде-ям, Священный Собор желает беречь и поощрять взаи-мопонимание между ними и уважение друг к другу,достигаемое, прежде всего, в библейских и богослов-ских исследованиях и в братских беседах» [2. С. 467]. Вдекларации закреплялось, что смерть Христа не можетбыть огульно вменена в вину как жившим тогда иуде-ям, так и современным евреям.Полное покаяние за христианский антииудаизм ивсе его последствия Церковь осуществила 12 марта2000 г. в лице папы Иоанна-Павла II в публичной мо-литве mea culpa (моя вина), где он признал вину Церк-ви и просил прощение за грехи, в том числе за пресле-дование евреев. В качестве ответного шага возникладекларация «Дабру Эмет» («Говорите Правду!»), напе-чатанная 10 сентября 2000 г. в «Нью-Йорк таймс», ко-торую подписали более чем 170 еврейских ученых ираввинов. «Высказывая только собственную точку зре-ния, мы, межконфессиональная группа еврейских уче-ных, считаем: наступил тот момент, когда евреям сле-дует знать - христиане высоко почитают иудаизм» [3].Рассматривая проблему иудео-христианского диа-лога, нужно, прежде всего, определиться с самим поня-тием диалога, а также основными принципами, на ко-торых он основан.Диалог - информативное и экзистенциальное взаи-модействие между коммуницирующими сторонами,посредством которого происходит понимание [4.С. 144]. Ключевое слово в этом определение - «пони-мание». По каким критериям можно судить о возник-новении понимания?Очевидно, под пониманием имеется в виду не све-дение двух разных мнений в одно, а создание на ихоснове нового смысла. Примерно об этом пишетГ. Гадамер: «Разговором для нас будет нечто такое, чтопотом оставит в нас какой-то след… Разговор, если онудался, оставляет что-то нам, он оставляет что-то в нас,и это "что-то" изменяет нас» [5. C. 87].Диалог - это всегда процесс со-творчества. Другаянемаловажная сторона диалога - это специфическаяактивность его субъектов, восприятие своего собесед-ника как другого, попытка помыслить, как другой, то,что М.М. Бахтин охарактеризовал как вненаходимость.Необходимо вживание в другого, «отнесение пережи-того к другому… и возвращение в себя, на свое место»,где мы «оформляем и завершаем материал вживания»[6. С. 24-26]. Такова сложная процедура диалога поМ.М. Бахтину, без которой в его логике невозможнобытие «я». «Быть - значит общаться диалогически. Ко-гда диалог кончается, все кончается… Два голоса -минимум жизни, минимум бытия» [7. С. 434].В рамках иудео-христианского диалога таким но-вым знанием, возникшим в результате соприкоснове-ния «я» и «другого», может стать теология дополни-тельности. Принцип дополнительности впервые былпровозглашен в начале XX в., когда была открытакорпускулярно-волновая природа света. До этогоклассическая физика установила, что существует 2группы законов: корпускулярные (законы частиц) иволновые (законы волн), которые не могут быть све-дены к какой-то единой общей теории, они нигде иникак не соприкасаются. Теперь же было доказано(наиболее обстоятельно это сделал Н. Бор), что части-ца обладает как волновыми, так и корпускулярнымисвойствами. Это радикально повлияло не только нанаучную картину мира, но и на теоретическое мыш-ление как таковое.Классические объяснительные теории всегда стре-мились к снятию всех противоречий, объяснению яв-ления каким-то единым всеобщим законом. Однако влице Н. Бора наука открыто признала парадокс допол-нительности. «Всякое истинное глубокое природноеявление, - писал Бор, - не может быть определено од-нозначно с помощью слов нашего языка и требует длясвоего определения по крайней мере двух взаимоис-ключающих дополнительных понятий» [8]. Принципдополнительности был принят не только в физике, но ив гуманитарных науках. Например, В.С. Билер показал,что волновая и корпускулярная теории - продуктыдвух разных логик, двух разных идеализаций. За вол-новой теорией скрывается логика «causa sui» (самодей-ствие), за корпускулярной - логика «действия на дру-гое», единство которых В.С. Библер формулирует какдиалог логик [9. С. 150].Наиболее основательно о теологии дополнитель-ности пишет израильский журналист и писательА. Барац. Примечательно, что она разрабатываетсяавторами-иудеями. Это отображает стремление к диа-логу хоть и не у всего иудейского мира, но хотя бы уего части. Среди ортодоксальных евреев в настоящеевремя имеется немного представителей, которых быинтересовал иудео-христианский диалог. Иудаизмдолгое время был преследуемой стороной, и вполнезакономерно, что иудеи не торопятся освобождатьсяот тех установок, которые препятствуют движению внаправлении диалога.А. Барац пишет: «В свете проблем современной фи-зики мы способны сегодня гораздо глубже оценить исаму религиозную реальность, попытаться разработатьтеологию дополнительности» [10]. При этом авторуточняет, что создание конкретной теологии дополни-тельности - задача сложная и во многом обоюдная.Своей основной целью он видит рассмотрение того,каким образом сами подходы иудаизма и христианстваможно представить как дополнительные. «Мне важнобыло показать, во-первых, саму принципиальную воз-можность этого, а во-вторых, готовность самих этихмировоззрений к подобному диалогу» [Там же].Христианство само по себе являлось идеологиче-ским империалистом, тотальной универсальностью,вне которой не существует истины. Но в то же времяотношение христианства к иудаизму всегда было от-мечено двумя противоположными тенденциями. Содной стороны, оно было призвано заместить иуда-изм, с другой - всегда было вынуждено считаться сэтой предшествующей себе исторической фазой как ссуверенной.Таким образом, именно в церковном учении, помнению Бараца, впервые были сформулированы плю-ралистические принципы теории дополнительности.В качестве примеров реализации принципа дополни-тельности в христианстве автор приводит: дополни-тельность Библии - источника, который предполагаетименно два Завета, что вынуждает человеческий умпостоянно соотносить их; фундаментальный церков-ный догмат о двойной природе Христа (Богочеловексочетает в себе свойства Бога и человека точно также, как электрон сочетает в себе свойства волны ичастицы).В наши дни этот принцип начинает давать о себезнать в пока еще робкой, во многом только деклари-руемой, но все же существующей церковной готовно-сти воспринять иудаизм в качестве равного суверенно-го партнера, в качестве религии, равнозначной самомухристианству. Здесь, конечно, имеются в виду католи-чество и протестантизм.А. Барац приводит примеры реализации принципадополнительности и в иудаизме: сочетание двух миро-зданий (в форме Человечества и в форме Израиля); до-полнительность устной и письменной Торы; взаимоот-ношения Иакова и Эсава, которые интерпретируютсякак взаимоотношения иудаизма и христианства. Эсав -это не просто брат Иакова (в будущем Израиля), но егоблизнец, которому предназначалось наследие Авраамаи который был преимущественно возлюблен Исааком(отцом братьев).«Возводя христианство к этому родоначальнику,иудаизм по-своему признает исключительную к себеблизость этой религии. Кроме того, этим образом иу-даизм поразительно точно схватывает также и специ-фику того напряжения, которое царит между двумярелигиями, - ведь ответственность за это напряжениенесет не только злодей Эсав, но и сам всеблагой Созда-тель. Ведь это был именно Его замысел: раздвоить из-брание, столкнуть братьев в одном акте рождения итем самым исходно поставить их в конкурентные от-ношения относительно первородства» [Там же].Авторы-иудеи, являющиеся сторонниками иудео-христианского диалога, в качестве главного условиявозможности такого выдвигают необходимость ис-креннего отказа от задачи крещения еврейства и при-знание религиозной ценности иудаизма. Об этомпишет как А. Барац, так и П. Полонский, которыйтак же говорит о необходимости перехода от «теоло-гии замещения» к «теологии дополнения»: «Христи-анство внесло огромный вклад в сокровищницу че-ловеческого духа, так же как и евреи внесли огром-ный вклад в духовные представления человечества, ини один из этих вкладов не перечеркивает другой -т.е. обеим сторонам надо ощутить свою взаимодо-полнительность и попытаться понять воззрения дру-гой стороны, ознакомиться с ее духовным опытом»[11. С. 215].Вместе с этим в книге П. Полонского проскакиваютпредложения, которые можно трактовать как неготов-ность самого автора принять христиан за равных иполноценных собеседников. Например: «Иисус… со-всем не был "великим религиозным реформатором",как его часто любят изображать, и его этические кон-цепции, по сравнению с иудаизмом, не содержат ниче-го радикально нового» [Там же. С. 24] или «Иудаизмявляет собой "Книгу без картинок" …Павел добавил кэтой Книге "иллюстраций"» [Там же. С. 43].Среди христиан, придерживающихся идеи теоло-гии дополнительности, можно назвать католическоготеолога Дж. Павликовского. Он классифицировалподходы к иудаизму в христианстве, выделив не-сколько моделей [12]. Например, существует одноза-ветная модель, которая рассматривает пришествиеХриста как расширение единого основного завета сиудеями до пространства неиудейского мира.Дж. Павликовский критикует однозаветные модели,превращающие христианство в иудаизм для язычни-ков. Наиболее приемлемой для самого автора являетсядвухзаветная модель, которая рассматривает иудаизми христианство как две различные, но дополняющиедруг друга религии и более адекватно отражает взаи-моотношение иудаизма и христианства как историче-ски, так и теологически.Сторонники теологии дополнительности пытаютсяпоказать, что взаимоотношения христиан и иудеев,исходно претендующих представлять одно и то же ли-цо, идеально вписываются в двоящуюся логику допол-нительности. Дополнительность христианства и иуда-изма предполагает взаимонеобходимость обеих рели-гий как для мира в целом, так и для каждой из религийв отдельности.

Ключевые слова

диалог, иудаизм, христианство, дополнительность, dialogue, Judaism, Christianity, complementarity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Седова Людмила ДмитриевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка исторического факультетаSmila-15@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Христианско-иудейский диалог. М., 2002.
Экуменическое движение. Межконфессиональный и межрелигиозный диалог: Антология ключевых текстов. М., 2002.
Дабру Эмет. URL: http://www.jcrelations.net/ru/?item=1603, свободный.
Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск, 2007.
Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
Благовестие от Нильса Бора. URL: http://www.abaratz.com/prez.htm, свободный.
Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.
Барац А. Теология дополнительности. URL: http://www.abaratz.com/teol.htm, свободный.
Полонский П. Две тысячи лет вместе. Ростов н/Д, 2009.
Павликовский Дж. Иисус и теология Израиля. URL: http://www.jcrelations.net/ru/?item=1604
 Теология дополнительности как основа иудео-христианского диалога | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351.

Теология дополнительности как основа иудео-христианского диалога | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351.

Полнотекстовая версия