Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»

Раскрываются смысловые истоки термина «античная философия» в контексте истории философии и культуры, даётся характеристика его составных частей. Выделяются типы умозрительной активности. Рассматриваются такая особенность философствующего, как его несамодостаточность, и следствия, связанные с этим его положением, важные для определения статуса и самого философа, и философии.

Etymological description of the word combination Antique philosophy.pdf Этимология - корнесловие, смысловые истоки по-нятия. В данном случае речь идет об историко-философском и историко-культурном раскрытии тер-мина, представленного словосочетанием «античнаяфилософия».Античная (лат. antiguus - древний) - имеющая отно-шение только к миру греко-римских древностей.Во времена поздней Античности христиане имено-вали себя Moderni, а язычников, эллинов, называлиAntigui.С эпохи Возрождения греко-римское культурноенаследие стало считаться классическим, т.е. образцо-вым.В XVIII в. термин «античная» был введен в науч-ный обиход во Франции и первоначально относился ковсем произведениям искусства древности. Постепеннопроизошло сужение значения этого термина, он сталозначать только греко-римские древности.Античная означает древняя, греко-римская, класси-ческая.Греко-римский мир имел огромное влияние накультуру и философию Европы и всего мира, при этомв романских странах доминировали римские традиции,в Германии (с конца Средневековья) - греческие, Вос-точная Европа, Русь, Закавказье, некоторые областиБлижнего Востока тяготели к византийскому наследию(Византия IV-XV в. н. э.), к своеобразному соединениюантичного, христианского и ближневосточного начал.Философия (гр. филия - любовь и софия - муд-рость) - любовь к мудрости, любомудрие.Термин «философия» возводят или к Пифагору (580-500) с острова Самос, подчеркнувшему скромность сво-их притязаний и именовавшему себя не мудрецом, а все-го лишь любителем мудрости, или к Гераклиту (540-480) из Эфеса, пренебрежительно назвавшему Пифагорафилософом в противоположность себе - последнемуодинокому мудрецу, или к Геродоту (484-425) родом изГаликарнаса (Малая Азия), но жившему в Афинах - от-цу истории, до которого интеллектуальная активностьдревних эллинов обозначалась словом «historia», по пер-воначальному смыслу - «исследование».Осознание философа (любящего мудрость) как осо-бой фигуры в обществе, а философии - как особогообраза жизни и дискурса (т.е. размышления посредст-вом устной или письменной речи), определяемых идеейподлинной, абсолютной мудрости, относится к Плато-ну Афинскому (428/7-347). Именно он раскрыл содер-жание и смысл понятий «философ» и «философия».В диалоге Платона «Пир» Эрос в мифологической, аСократ Афинский (469-399) в исторической формевоплощают образ философа [1. С. 59]. После этого ус-тоявшийся смысл понятий «философ» и «философия»переносится на предшествующие времена. Аристотель(384-322) из Стагиры уже среди первых мудрецов вы-деляет философов Фалеса (624-548) из Милета какнатурфилософа и его современника Ферекида(600/597-532/529) с острова Самос как богословст-вующего философа [2. С. 125].Позднее Цицерон (106-43), Диоген Лаэртский (II-III в. н.э.), Ямвлих (III-IV в. н. э.) стали проецироватьплатоновские понятия «философия» и «философ» навремена (с VI в. до н. э.) и фигуры таких мыслителей,как Пифагор, Гераклит, или связывать появление этихпонятий с Геродотом.Характеристики составных частей слова«философия»Филия (philia) - любовь.Для обозначения любви в греческом языке сущест-вуют разные понятия, в то же время одно понятие мо-жет иметь ряд смысловых оттенков.Агапе (agapē) - любовь - жалость, жертвенность,братская любовь [3. С. 618].Сторге - привязанность, привычка.Харис - бескорыстный дар. Эта тема развиваласьФилоном Александрийским (I в. н. э.), он осуществилпервую попытку слияния греческой и иудейской мысли.Эрос. Разработка и систематизация разнообразныххарактеристик любви дана Платоном в диалогах«Пир», «Федр» и др.Среди ряда значений для философа важно понима-ние Эроса как воодушевляющего недостатка в его нос-тальгии и устремлённости к сверхчувственному, Боже-ственному, абсолютному.Платон в этом же ключе рассматривает: энтузи-азм - одержание Божеством; пафос - состояние стра-сти, обуревающей истинно философскую душу; экс-таз - временное священное безумие, выхождение ду-ши из тела, состояние, в котором душа устремляется кБожественному, непосредственно (мистически) обща-ется с Божеством [4. С. 360-387]. Эта экстатическая,мистическая природа познания получает дальнейшуюразработкуЭроса. Этимологически «филия», термин более спо-койного свойства, выражает дружбу, дружественность,влюбчивость, расположенность, склонность, интерес.В понятии «филия» фиксируется господствующая ин-тенция, т.е. направленность, стремление, целевая и це-леполагающая значимость занятий, проникнутых вы-сокой любовью к подлинной мудрости.София (Sophia) - мудрость. Понятие, богатое всмысловом отношении, употреблялось в разных кон-текстах; выделим три:- многоопытность мудрецов (VII-VI в. до н. э.);- практическая мудрость софистов (V-IV в. до н. э.);- подлинная, Божественная, абсолютная мудрость.1. Многоопытность мудрецов (Sophos - мудрец).В VII-VI в. до н. э. ряд выдающиеся мыслители и госу-дарственные деятели почитались у эллинов как мудрецы,санкция семи мудрецов выступает ясной и незабвеннойлинией эллинского естества; у других народов - святые, угреков - мудрецы, заметил Фридрих Ницше в XIX в.В перечнях семи мудрецов по разным спискам чис-лится около двадцати имён. Среди мудрецов - Солон,Биант, Питтак и др., реже - Фалес Милетский и Фере-кид Сиросский. Двух последних почитают как мудре-цов и одновременно причисляют к философам, их вре-мя - время становления философии.В представлениях о семи мудрецах отразилось мно-гообразие понимания Софии: владение словом в поли-тике, праве, поэзии; знания научные и технические;умение обращаться с людьми. Максимы мудрецов вы-секались на камне и ставились в древнегреческих по-лисах (городах-государствах). В святилище Аполлона(Дельфы) на храме в форме афоризмов (гном) воспро-изведены лучшие образцы эллинской мудрости: «По-знай себя!» и «Ничего сверх меры!».Мудрец многоопытен. Эта мудрость, хотя и практи-ческого свойства, связана с совершенствованием спо-собности суждения. Так, у Фалеса и Ферекида как фило-софов теоретический (умозрительный) интерес дажепревышает практическую мудрость, для них важно уяс-нить последние основания, истину, абсолют. Они вполнеобнаруживают умение выйти за пределы чувственновоспринимаемого, склонность к размышлению в поис-ках первооснов мироздания.Предмет рефлексии (осмысления, размышлений)Фалеса - природа (гр. Φύσις - физис или фюзис, физи-ка; римск. natura - натура, природа). С Фалеса начина-ется традиция натурфилософии (по Аристотелю - фи-зиков, физиологов). Их сочинения часто назывались «Оприроде». Лукреций (Тит Лукреций Кар 96-55), пред-ставитель древнеримского атомизма, последовательЛевкиппа, Демокрита, Эпикура, пишет в стихах сочи-нение «De rerum natura» («О природе вещей»).Натурфилософы дают интерпретацию первооснов,первопричин, первосущности мироздания. Несмотря нато что в качестве таковых фигурируют вода, воздух,огонь, земля, некорректно говорить о материализменатурфилософов. Эти первосущности - теоретические(умозрительные) характеристики названных стихий.Конкретные данности (вода ручейка, реки) порожденыпервоначалом (первоводой), и оно присутствует в водеручейка или реки. Например, для Фалеса «мир полонБогов». Взаимосвязь первосущностей и Божественногостоль велика, что Ксенофан и Анаксагор приходят кпантеизму. Лишь начиная с учения Платона о «второйнавигации» (сверхчувственном зрении, зрении ума, илиумозрении) бессмертная часть души может созерцать вГиперурании (Занебесье) эйдосы (идеи, /идол, идеал/) ипостигать сверхчувственную, идеальную реальность,недоступную зрению глаз. Фюзис (физика) раскрывает(в противовес идеальной) доступную ощущениям (зре-нию глаз), чувственно постигаемую, материальнуюреальность.Предмет рефлексии Ферекида - кодифицированнаямифология Гомера и Гесиода. Ферекид начинает тра-дицию богословствующих философов (по Аристоте-лю), реконструкция которой сложна, о ней почти нетсведений. В переосмыслении мифологии содержитсяфилософская интерпретация первооснов, первопричин,первосущности мироздания, каковой у Ферекида вы-ступает протобожественная сущность Зевса (Зас), со-вечная хаосу и преображающая его.В более поздних учениях обнаруживаются стремле-ния как к противопоставлению разных типов мировоз-зрений, так и к преодолению этих противопоставлений.Младшие натурфилософы - Эмпедокл (492-432) иАнаксагор (500-428) - соединяют идеи Фалеса и Фере-кида [2. С. 124-125]. И если внимание старших (милет-цев) преимущественно сосредоточено на первовещест-ве, а богословствующих философов - на первосилах, томладшие натурфилософы соединяют первовещество ипервосилы.2. Практическая мудрость софистов (Sophist,Sophistai). В V-IV вв. до н. э. появились платные учи-теля мудрости - софисты. Они скорее представителириторической (риторика - искусство красноречия), а нефилософской культуры. Фигуры софиста и философапри всех разногласиях были в те времена взаимодопол-няющими, а иногда и совпадающими в одном лице.Софисты признавали относительную необходи-мость философских занятий, считали, что философст-вовать полезно, но в меру. Роль софиста состояла впередаче общей культуры и знаний, с помощью кото-рых они и их ученики могли бы достичь личной выго-ды в делах, успеха в политике. Софисты считали рито-рику (искусство красноречия) и эристику (искусствоспора) средствами для достижения своих целей.Попутно в философии софистами сделано немалопозитивного. Это и развитие новых для того временипроблем, тех, что ныне входят в философию культурыи философскую антропологию, разработка важных длялогики и философии языка тем: логических, риториче-ских, эристических, грамматических.Философы выступали искателями объективного(общезначимого и общеобязательного) знания, истины,абсолюта. Они рассматривали риторику как умениесамозащиты, отмечали другие ее достоинства, но былидалеки от высокой оценки риторики и эристики. Со-крат, Платон, Аристотель и их последователи (именноони составляли философское противостояние софис-там) сочли мудрость софистов неподлинной. Они осу-ждали свойственные софистам сенсуализм, гносеоло-гический и этический релятивизм, основанный на нихскептицизм относительно признания существованияБогов и т.д.Уже в самом именовании «софист» слышится сни-жение значения, свойственного слову «мудрец» (со-фос). Софист часто комичен, унижен, осмеян.Самосознание софиста и философа различно, спорымежду ними известны, современники, даже просве-щенные (например, комедиограф Аристофан), эту раз-ницу позиций по многим причинам не хотят видеть,или не принимают в расчёт.3. Подлинная, божественная, абсолютная муд-рость.Подлинная мудрость - достояние Бога. Идеальнаямудрость исключает вариации - нельзя быть более илименее мудрым. София как подлинная мудрость высту-пает в качестве полноты и определённости истины,знания. Она приобретает значение идеала, трансцен-дентной нормы (т.е. нормы запредельной чувственновоспринимаемому). Это знание сверхчувственное, аб-солютное, божественное.Так, у Аристотеля Бог как абсолют недвижим, без-деятелен (движение свидетельствовало бы о неполноте,обнаруживало недостаток в чём-то, стремление к чему-то). У Аристотеля же Бог - не субъект, а объект любви.Любовь как субъективная устремлённость обнаружилабы отсутствие совершенства и самодостаточности.Абсолютное - это безусловное, совершенное, ни вчём не нуждающееся, т.е. самодостаточное, имеющееоснову в себе самом.Противоположным по значению понятию «абсолют-ное» является понятие «относительное», т.е. условное.Абсолютная мудрость не имеет градаций. Она естьвсегда, всюду, в своей полноте, без изъятий, различийи степеней.Немудрость же имеет свои градации, различения.Возможно деление людей, у которых отсутствует муд-рость, на два вида (деление надвое, иначе - дихото-мия):- сознающие свою немудрость - это философы(уместно вспомнить Сократа с его высказыванием «Язнаю, что ничего не знаю»);- не сознающие свою немудрость (незнание, неве-дение) - это невежды [1. С. 61].Рассмотрев три смысловых контекста Софии и дихо-томическое деление немудрости, выделим пять фигур ипять типов различного отношения к мудрости.1. Божество, Бог. Божественная, т.е. абсолютнаямудрость.2. Мудрец. Практическая мудрость, служащая дос-тижению общезначимой объективной, цели. Цель муд-реца - благо полиса и благо всех граждан.3. Софист. Практическая мудрость как техникадиску́рса, направленная на достижение субъективныхцелей, выгоды.4. Философ. Умозрительно, теоретически ищущий,взыскующий абсолютной Божественной мудрости, ос-новывающий на стремлении к ней свой образ жизни.5. Невежда. Полное отсутствие мудрости, точнее,безразличие к ней.Мудрец, Софист, Философ, Невежда обнаруживаютразные степени и модусы теоретической (умозритель-ной, интеллектуальной) и практической активности;нередко встречаются взаимопереплетения этих чистыхтипологических персонификаций.Божество и Невежда (их умозрительная активностьнулевая) лишены философского начала. Мудрецу, со-фисту, философу философское начало присуще в раз-ной степени. Этим можно объяснить несамодостаточ-ность тех, кому свойственно философствовать, их осо-бый статус в интеллектуально-духовном мире.Срединная позиция между Божеством и Невеждойпревращает философствующего (мудреца, софиста,философа) в ироника и/или трагического героя.Ироничность и трагичность существуют и как внут-ренняя самоопределенность, и как восприятие филосо-фа и философствующего другими людьми.Активность философа античности проявляется каквыбор взаимосвязанных между собой образа жизни иобраза мысли. Осознание этой двоякости осложняетситуацию [1. С. 84-88].Именно «в чистоте своей серединности» философболее уязвим, и так легко иронизировать над ним и Ари-стофану в «Облаках» (возможно, он не путал Сократа ссофистами в своей философской беспечности, простотак было точнее), и Платону в его «Диалогах».Ироник знает о своей немудрости (об отсутствииподлинной, полной мудрости). Он не находит себе местани в кругу невежд, ни среди мудрецов, все знающих ивсе ведающих, каковых, по сути, среди смертных нет.Ирония чревата трагичностью. Философ неприкаян ибесприютен, как Эрос, как Сократ [1. С. 62].Превратности судьбы философа или философст-вующего связаны с особой двойственностью его поло-жения, которое вызывает ироничность окружающих,порой самоиронию (как у Сократа) или же трагичность,состоящую в невозможности и одновременно в неодо-лимом желании и стремлении достичь недосягаемого -абсолютной мудрости.Превратности судьбы самой философии обнаружи-ваются в ином. Утрата присущей ей двоичности илимногозначности мертвит ее. Чтобы прояснить положе-ние о так называемых превратностях судьбы самойфилософии, резюмируем этимологические изыскания.Для осмысления темы софии в философии особенноважными являются понятия, имеющие не одно значе-ние «логос» и «рацио». Уже в пределах Античности влатинском «рацио» идёт угасание, выхолащивание изабвение некоторых смыслов греческого «логоса», хотяисходное латинское «рацио» является своеобразнойкалькой греческого «логоса».Понятийная разработка абсолюта, сверхчувственно-го, рацио фокусируется в Логосе, терминологическизакрепляется в Софии.Разработка же другого ряда понятий, таких как эн-тузиазм, пафос, экстаз, фокусируется в Эросе, а терми-нологически закрепляется в филии.Философия предстает как нераздельность, неразде-ленность и неразделимость Эроса и Логоса. Она живасвоей двоичностью и/или многозначностью, включаю-щей широкий диапазон смысловых сочетаний каждогоиз начал.Кроме смыслокорневой двойственности (филия исофия), необходимо указать на двойственность междусистемно-понятийным рядом и разноликостью эмоцио-нально-образной и/или мистической подосновы. Этадвойственность придает философии как явлению осо-бую энергийность, определяет историческую подвиж-ность значения самого слова философия.Парадоксально, но факт. Когда мы имеем дело с фи-лософом/философствующим, раздвоенность и стремлениек недосягаемому обнаруживают ироничность и трагич-ность ситуации (появляются насмешки, сожаления поотношению к философу у окружающих, у него самого).Когда же философия приобретает однозначно вы-раженную определённость (в любом варианте), то тор-жествующая философема, чреватая однобокостью,уподобляется в своей завершённости омертвелому об-разованию (в чем трагедия философии) и/или вызываетиронию, критику и опровержения. Таковы некоторыеэтимологические соображения, учитывающие корне-словие, указывающие на понятийную разработку,жизнь термина, высокие и низкие тона его звучания.* * *Охарактеризовав античную философию, отметим,какие мотивы и цели реализуются при ее изучении.Замечательным образом ответил на эти вопросы анти-ковед Теодор Гомперц (1832-1912).Касаясь целей, которым служит занятие античнойфилософией, он писал, что исторический интерес осно-ван на трех могучих мотивах: во-первых, на наивнойрадости знания прошлого, «в особенности всего вели-кого и прекрасного в нем» [5. С. 486]; во-вторых, настремлении «воспользоваться учениями, почерпаемы-ми из этого знания» [Там же]; в-третьих, на чисто на-учной, как бы незаинтересованной потребности в зна-ниях исторических событий и законов развития.И еще надо учесть, писал Т. Гомперц, что «почтився наша духовная культура греческого происхожде-ния. Игнорировать прошлое… просто невозможно. Не-знание учений и сочинений великих мастеров древно-сти, какого-нибудь Платона или Аристотеля, даже пол-ное неведение их имён не избавляет от влияния их ав-торитета. И не только потому, что это влияние переда-ется через посредство древних и современных преем-ников их; все наше мышление, категории, в которыхоно движется, словесные формы, которыми оно поль-зуется… - все это в значительной мере есть результат исоздание великих мыслителей прошлого» [Там же].Изучение античной философии поможет не только реа-лизовать свой практический интерес, извлечь уроки изпрошлого, получить новые теоретические знания, но иизбавит от всесильного, не всегда осознаваемого влия-ния этой философии и чрезмерной зависимости от нее.

Ключевые слова

античная философия, философ, софист, эрос, логос, рацио, ироничность, трагичность, Antique philosophy, philosopher, sophist, Eros, logos, ratio, ironicality, tragedy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мазаева Ольга ГеннадьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой истории философии и логики философского факультетаmazaeva@fsf.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Адо П. Что такое античная философия? / пер. с фр. В.П. Гайдамака. М., 1999. 320 с.
Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (начало древнегреческой философии). М., 1996. 192 с.
Платон: Pro et contra. СПб. : РХГИ, 2001. 648 с.
Вячеслав Иванов. Фрагменты книги «Дионис и Прадионисийство». Глава X. Пафос, кафарсис, трагедия // Эсхил. «Трагедии» в переводе Вячеслава Иванова / отв. ред. Н.И. Балашов. М. : Наука, 1989. 590 с.
Гомперц Т. Греческие мыслители / пер. с нем. Д. Жуковского и Е. Герцык; науч. ред. нового издания, комментарии, примечания и предисловие А.В. Цыба. СПб. : Алетейя, 1999. 606 с. Т. 1.
 Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия