Понятие модели мира в науке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 353.

Понятие модели мира в науке

Исследуется понятие модели мира в рамках процесса научного познания. Показано, что понятие «модель мира» является методологическим средством и применяется как в метафизической, так и в диалектической методологии науки.

Concept of the model of the world in science.pdf Актуальность научного понятия «модель мира» за-ключается в том, что оно дает методологическую на-правленность в изучении объектов или явлений и вы-страивает общую стратегию исследования. Это понятиеиспользуют в своей научной практике исследователикак гуманитарных, так и технических и естественно-научных направлений (психологи, социологи, физики,математики, информационные технологи и др.). Нокаждый из них использует понятие «модель мира» какметодологическое средство таким образом, каким емунеобходимо. Так, одни авторы применяют понятие«модель мира» как искусственное конструированиеновой реальности, другие - как объективное отражениесуществующей действительности.Многие исследователи предлагают изучать реальносуществующий мир и происходящие в нем объектив-ные процессы с точки зрения конструирования новойреальности.Так, К. Роджерс в статье «Функции модели мира»доказывает, что модель мира - это виртуальный об-раз окружающей среды [1]. По мнению исследовате-ля, модель мира формируется в психике человека наоснове информации, поступающей как из внешнейсреды, так и из собственного (внутреннего) опыта.Она соединяет в себе все следствия приспособленияличности к окружающей среде при ее взаимодействиис внешним миром и результаты процесса социализациипод влиянием культуры общества. К. Роджерс доказы-вает, что «модель мира - целостное отражение окру-жающей человека среды. Она направляет, организует(ограничивает) восприятие и формирует комплексидей и концепций, с помощью которых человек по-нимает общество, социальный порядок и самого себяв этом обществе» [Там же].Далее исследователь перечисляет функции моделимира. Во-первых, в модели мира берут свое начало ги-потезы, которые человек выдвигает, предвидя какое-тособытие и планируя свое поведение. Во-вторых, синте-зируя личный опыт и исторические традиции среды,модель мира интегрирует человека как личность ислужит ему «персональным компьютером», незамени-мым при решении всех жизненных задач. Обращаясь кней, он может определить, где находится в настоящеевремя, предвосхитить развитие событий и подгото-виться действовать адекватно ситуации. Далее модельмира «определяет человеческие ценности, которые вдальнейшем определяют избирательность восприятия».Под ее руководством человек накапливает опыт не пас-сивно, а активно. Кроме того, модель мира обеспечива-ет накопление представлений и определенных схем всознании. И, наконец, модель мира предоставляет сте-пень предвидения событий и позволяет планироватьсвою деятельность.Следовательно, согласно концепции К. Роджерса,понятие «модель мира» предполагает собой конструи-рование реальности согласно определенным стереоти-пам и схемам.В. Морозов изучает модель мира как своеобразную«карту реальности»: «Модель мира (карта реальности) -уникальные знания каждого человека о мире, субъек-тивная модель реальности, построенная на основе нев-рологических, социальных и личных представлений,относительно которой человек эмоционально реагируети строит свое мышление и другие познавательные про-цессы» [2]. Другими словами, кодируя реальность, че-ловек создает собственное представление о мире.Эти представления формируются на основе не-скольких «фильтров», выполняющих «отсеивающую»функцию. В качестве фильтров отмечаются следующиеэлементы структуры субъективного опыта: репрезента-тивные системы восприятия, обобщение, исключение,искажение, стратегии, метапрограммы, верования, кри-терии и идентичность.Модель мира в данном случае представляет собойпостроение реальной жизни на основе субъективногомировосприятия.Д.Р. Сосновский, психолог и психотерапевт, в кни-ге «Свобода лучше несвободы? Книга о зависимостяхдля зависимых и независимых» пишет: «В общем слу-чае модель - это объект, который повторяет свойствадругого объекта, существенные для цели данного мо-делирования, и опускает другие, несущественныесвойства» [3]. Модель никогда не тождественна объ-екту, модель проще объекта. «Если бы модель полно-стью повторила свойства объекта, это была бы не мо-дель, а копия. …Построение модели мира - процесссуперсложный, активный, длиной в жизнь. Качествожизни - функция этого процесса» [3]. Например, кар-та местности - это модель местности, поскольку онаимеет структурное подобие местности, но материаль-ные объекты на карте заменены изображениями.Структурного подобия карты и местности достаточно,чтобы найти искомое место, заглядывая в карту. Нашанервная система, головной мозг также создают модельмира, а не копируют его. В этом случае происходиткодирование сведений об окружающем мире, а это иесть создание его модели.По мнению Д.Р. Сосновского, наша модель мира,правила, прописанные в этой модели, - это порождениеактивного взаимодействия одновременно явлений какбиоэлектрических (поскольку биоэлектрические явле-ния в нейронах это и есть материальная основа кодиро-вания), так и идеальных (поскольку порождает нашупсихику).Г.А. Кирпичников, специалист в области физико-математических наук, в своей книге «СенсационнаяМодель Мира - серьезно и практично» показывает, чтоидея модели возникла из уникального свойства созна-ния человека планировать образ желаемого, а затем спомощью определенных действий материализовать егов реальности. Исследователь доказывает, что процессысоздания моделей мира происходят с помощью физи-ческих законов. По его мнению, «построена целостнаяфизическая концепция Мира с соответствующей сис-темой дифференциальных уравнений, позволяющая нетолько объяснить, но даже в принципе математическирассчитать способ и пути достижения цели» [4].Исследователь показывает, что модель мира пред-ставлена в виде трех миров:- материального (т.е. мира вещественного);- субстанционального (более тонкой невеществен-ной реальности. Одним из объектов данного мира яв-ляется, например, аура человека);- тонкого (реальность мыслей, чувств, различныхобразов, мыслеформ) (см. [4]).Таким образом, модель мира предстает абстрактнойсистемой вычислительных уравнений и формул, отра-жающих реальные физические законы, но в целом от-даленные от реальности.В.И. Бричковский и В.В. Мицкевич в статье «Мо-дель мира: статика и динамика. Использование стати-ческой части модели при создании систем искусствен-ного интеллекта» доказывает, что модель мира описы-вается «количеством «байт» (составляющих элементовсимвола, символов алфавита, слов предложения, пред-ложений абзаца, абзацев) для описания модели» [5].Авторы считают, что существует «формализованнаямодель мира» и в ее структуру входят языки (в томчисле и языки программирования), протоколы, форма-ты, компоненты, библиотеки, а также говорят о стати-ческой и динамической моделях мира [5].Рассуждая об информационной модели мира, ис-следователи приводят в пример процесс эволюции.Они показывают, что «в мозге, по-видимому, в ходеразвития человека формируется виртуальная модельмира (наиболее соответствующая действительности,константная, вероятно, записывается в генах), кото-рая постоянно сравнивается с действительностью.При патологиях, возможно, у человека имеющиесямодели существуют вместе с действительностью» [5].В ходе эволюции в мозге человека закрепилась необ-ходимость моделирования реальности, а искусствен-ный интеллект в данном случае может стать своеоб-разной информационной моделью естественного моз-га. По их мнению, можно создать информационнуюмодель процесса эволюции, вариантов планированияи моделирования которого может быть бесконечноемножество.Следует при этом обратить внимание на то, что в хо-де эволюции происходит рост потенциальной энергииживой материи, которую, возможно, необходимо изу-чать как иерархию автоколебательных систем. В ходеэтого процесса все большее количество частиц упорядо-чивается, становится вычислимым для человека.Так, «в результате эволюции материи появились ипродолжают эволюционировать статическая и динами-ческая части модели мира. По-видимому, в ходе даль-нейшей эволюции будет увеличиваться вероятностьсуществования этой модели. Отсюда следует, что кри-терием разумности можно считать любой процесс,приводящий к увеличению вероятности существованиямодели мира» [5].Модель мира в данном случае описывается как со-вокупность вероятностей существования одного извариантов развития естественного эволюционногопроцесса.А.В. Каминский в книге «Алгоритмическая модельмира» показывает, что «вопрос познаваемости мираопределяется его моделью. Научное изучение этоговопроса становится возможным при переносе форма-лизованного в математической логике понятия истинына физический мир» [6]. Понимание мироустройствазависит от способа реализации приводимой абстракт-ной математической модели.Ряд последующих авторов придерживается совер-шенно иной точки зрения относительно понимания испособа изучения модели мира. По их мнению, не миркакой он есть понимается посредством абстрактноймодели и способа ее толкования, а, напротив, модели-рование объективной реальности происходит с учетомвсей полноты объективного социального опыта и цело-стности процессов реального мира.Так, В.В. Козлов и В.И. Рушас в статье «Некото-рые теоретические подходы к формированию «моделимира» показывают: «Мы не воспринимаем реаль-ность, а скорее неврологическую модель реальности.Вот это и составляет нейропсихологическую и психо-физиологическую основу того, что мы называем мо-делью мира» [7]. Соответственно, по мере того какчеловек создает свою уникальную модель мира, инди-видуальные ограничения играют все большую роль,так как накапливается багаж опыта, влияющего навосприятие мира в каждый момент времени. «Мынаучаемся легко манипулировать нашими воспомина-ниями, реорганизовывать в то, что мы обычно назы-ваем мышлением» [7].Авторы статьи доказывают, что мышление являетсяпроцессом синтетическим. «Это экстраполяция и пере-распределение ранее полученной информации, в ре-зультате чего формируются новые впечатления, новыйопыт». Так, происходит изменение информации вовремя прохождения через социальный фильтр. И, вконце концов, информация собирается в нашей памяти.«Являясь хранилищем для всех видов опыта, она пред-ставляет нашу личную историю, нашу сложную модельмира» [7].В данном случае модель мира представляется какнакопление жизненного опыта и его использование вреальной жизни.П.Ю. Конотопов в статье «Информационно-анали-тическая работа и модель мира эксперта-аналитика»пишет, что «модель мира, которой оперирует субъектпри взаимодействии с реальным миром, представляетсобой систему аксиом более высокого уровня и неможет быть оценена из системы субъекта» [8]. Мо-дель мира субъекта познания - это совокупность при-обретенных в результате накопления и анализа инди-видуального и социального опыта представлений осущностях и процессах реального мира, активно ис-пользующаяся им для выработки управленческих ре-шений. Так, модель мира субъекта познания пред-ставляет собой целостную динамичную систему пред-ставлений, в которой в зависимости от ситуационногоконтекста субъект способен выделить множествоформально изолированных модельных фрагментов.В данном случае в процессе аналитического воспри-ятия массива исходных данных познающий субъект вразличные моменты времени осознанно фиксируетили модифицирует различные фрагменты своей моде-ли мира. При этом наряду с переработкой данных,непосредственно затрагивающих интересы субъекта вобласти практической деятельности, познающимсубъектом должны подвергаться анализу и те фраг-менты данных, которые непосредственно не связаны срешаемой управленческой задачей.В.В. Топоров в книге «Модель мира», описывая восновном мифопоэтическую модель мира, пишет, что«мир в мифопоэтической модели изначально понима-ется как сложная система отношений человека и окру-жающей природы. В этом смысле мир есть результатпереработки информации о среде и самом человеке,причем «человеческие» структуры и схемы часто экст-раполируются на среду, которая описывается на языкеантропоцентрических понятий. В результате перед на-ми предстает универсальная картина мира, построен-ная совершенно на иных основаниях, чем это осущест-вляется при абстрактно-понятийном восприятии мира,характерном для современного мышления» [9]. Ука-занные универсальность и целостность представленийо мире в мифологическом сознании были обусловленыслабой разделенностью субъектно-объектных отноше-ний или даже полным ее отсутствием. Мир являетсяединым и неотделимым от человека.Это, в свою очередь, порождало особенности вос-приятия мира не как его чувственного отражения, чтохарактерно для современного сознания, а как прелом-ленного через систему субъективных образов. «Мифбыл не просто рассказом о мире, а некой идеальноймоделью, в которой события интерпретировались черезсистему героев и персонажей. Поэтому реальностьюобладали именно последние, а не мир как таковой. Ря-дом с мифом не могло быть в сознании не-мифа, какой-то непосредственно данной реальности. Миф есть по-знавательное обозначение» [10]. Далее В.В. Топороввыявляет основные черты данной мифопоэтическоймодели мира. Прежде всего, это полная тождествен-ность природы и человека, что позволяет связать во-едино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи,явления и предметы, части человеческого тела и т.п.Для данной модели, по мнению автора, характерно по-нимание единства пространственно-временных отно-шений, которые выступают в качестве особого упоря-дочивающего начала космоса (см. [9]). Узловые точкипространства и времени (святые места и святые дни)задают особую причинную определенность всех собы-тий, связывая воедино системы природных и, напри-мер, этических норм, вырабатывая в каждой из нихособую космическую меру, которой должен следоватьчеловек.«Космос понимается одновременно как качествен-ная и количественная определенность» [9]. Количест-венная определенность характеризуется посредствомособых числовых характеристик, через систему са-кральных чисел, космологизирующих наиболее важныечасти вселенной и наиболее ответственные (ключевые)моменты жизни (три, семь, десять, двенадцать, три-дцать три и т.п.), и неблагоприятных чисел как образовхаоса, безблагодатности, зла (например, тринадцать).Качественная определенность проявляется в виде сис-темы персонажей мифической картины мира, которыепротивопоставляются друг другу.Данная модель мира основана на собственной логи-ке - на достижении поставленной цели окольными пу-тями, через преодоление некоторых жизненно важныхпротивоположностей, имеющих соответственно поло-жительное и отрицательное значения» (небо - земля,день - ночь, белый - черный, предки - потомки, чет -нечет, старший - младший, жизнь - смерть и т.п.). Ис-следователь заключает, что «мир изначально трактует-ся диалектично и достичь какой-либо цели напрямую(напролом) нельзя (чтобы войти в избушку Бабы-Яги,мы не обходим дом, что было бы логично в нашей ре-альности, а просим сам дом развернуться «к нам пере-дом, к лесу задом»).Диалектика противоположных начал, противостоя-щих действий и явлений позволяет создать целую сис-тему классификации мира (некий аналог системе кате-горий), которая в мифопоэтической модели и выступа-ет средством упорядочивания бытия, отвоевывая новыечасти хаоса и космологизируя его. Внутри же космиче-ски организованного пространства все связано друг сдругом (сам акт мысли о такой связи есть для первобыт-ного сознания уже объективация этой связи: мысль -вещь); здесь господствует глобальный и интегральныйдетерминизм.Все эти представления о единстве мира при опреде-ленной интерпретации переходят в философию, кото-рая, опираясь одновременно на данные наук, создаетразличного рода модели единства мира, которую опи-сывает С.Т. Мелюхин в своей книге «Материя в ееединстве, бесконечности и развитии» [11].П.В. Алексеев и А.В. Панин в книге «Диалектиче-ский материализм» изучают «вещественно-субстрат-ную модель», которая «усматривает единство мира вединстве физико-химического субстрата и свойств»[12]. Данные современной науки показывают, что объ-екты неживой природы состоят из одинаковых химиче-ских элементов. Раскрытие внутренней структуры ато-ма и обнаружение все новых элементарных частиц по-зволяют ставить вопрос о создании единой теории эле-ментарных частиц, описывающей субстратное единст-во элементов. В биологии генетические исследованияпоказывают, что в основе всех живых организмов ле-жит генетический код, состоящий из четырех амино-кислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т.д.Следовательно, согласно вещественно-субстратной мо-дели, модель мира характеризует целостность и един-ство мира на биологическом уровне.Таким образом, модель мира - многоплановое по-нятие, формирующееся на основе представлений о суб-станциональных характеристиках мира, выражающихте его качества, которые являются актуальными дляопределенной исторически альтернативной традиции внаучном познании. Понятие «модель мира» являетсяметодологическим средством и используется в двухпротивоположных системах теоретизирования: мета-физической и диалектической.С точки зрения метафизической методологии мо-дель мира - это абстрактная и формализованная систе-ма, с помощью которой происходят изучение и объяс-нение реальных жизненных процессов.С точки зрения диалектической методологии мо-дель мира - это совокупность знаний о мире, приобре-тенных и накопленных в результате анализа социаль-ного опыта.

Ключевые слова

модель, моделирование, метафизика, диалектика, методология, model, modelling, metaphysics, dialectic, methodology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дуреева Наталья СергеевнаСибирский федеральный университет, г. Красноярсккандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Института фундаментальной подготовкиnatalya-nsd@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Роджерс К. Функции модели мира. URL: http://www.metodolog.ru/01231/ 01231.html (дата обращения 15.03.2010 г.).
Морозов В. Модель мира (карта реальности). URL: http://centercep.ru/ spravochnik-psikhologii/220-model-mira-karta-realnosti.html (дата обращения: 14.03.2010 г.).
Сосновский Д.Р. Свобода лучше несвободы? Книга о зависимостях для зависимых и независимых. URL: http://drsosnov.ru/model.html (дата обращения: 25.03.2010 г.).
Кирпичников Г.А. Сенсационная Модель Мира - серьезно и практично. URL: http:// modw.narod.ru/ (дата обращения: 25.03.2010 г.).
Бричковский В.И., Мицкевич В.В. Модель мира: статика и динамика. Использование статической части модели при создании систем искусственного интеллекта. URL: http:// protomodel.ucoz.ru/publ/1-1-0-10 (дата обращения: 28.03.2010 г.).
Каминский А.В. Алгоритмическая модель мира. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ kaminskiy_algoritm/ (дата обращения: 28.03.2010 г.).
Козлов В.В., Рушас В.И. Некоторые теоретические подходы к формированию «модели мира». URL: http://www.integratio.ru/article/021.htm (дата обращения: 26.03.2010 г.).
Конотопов П.Ю. Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика. URL: http://www.collegian.ru/index.php/tiara/ 2002/27.html?task=view (дата обращения: 05.04.2010 г.).
Топоров В.В. Модель мира. URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/kuzn/04.php (дата обращения: 28.03.2010 г.).
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 30.
Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/kuzn/04.php (дата обращения: 28.03.2010 г.).
Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Philos/kuzn/04.php (дата обращения: 28.03.2010 г.).
 Понятие модели мира в науке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 353.

Понятие модели мира в науке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 353.

Полнотекстовая версия