Проблема организации детского питания в Западно-Сибирском регионев годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 353.

Проблема организации детского питания в Западно-Сибирском регионев годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Рассматриваются основные аспекты организации детского питания в годы Великой Отечественной войны. Автор анализирует систему организации детского питания, выясняет причины недостаточно эффективной работы детских учреждений, доказывает, что, несмотря на сложности военного времени, задача сохранения детей, будущего страны, выходила в приоритетные цели государства и была выполнена, в том числе посредством учета и распределения продуктов питания для детей.

Problems of children nourishment organization in West-Siberian region during the Great Patriotic war (1941-1945).pdf Общеизвестно, насколько непростым было в годыВеликой Отечественной войны решение проблемыобеспечения граждан нашей страны продуктами пита-ния. Особенно сложно решалась задача организациидетского питания, которое требует особого качествасырья, разнообразия, насыщенности витаминами и ка-лориями. Между тем уже в первый год войны государ-ство потеряло самые развитые в сельскохозяйственномотношении регионы Украины, Поволжья, СеверногоКавказа и должно было решать продовольственнуюпроблему за счет менее благоприятных и плодородныхрегионов Урала и Сибири.Однако не только этим обстоятельством исчерпыва-лись трудности решения обозначенной проблемы: мас-совый отток мужской части работников сельскохозяйст-венного производства на фронт, эвакуация миллионовсоветских граждан в восточные районы страны, хаос инеразбериха первых месяцев войны, конечно же, усугу-били ситуацию. Плохое питание сказалось на состоянииздоровья беременных женщин, которые рожали хилое,нежизнеспособное потомство, увеличилась смертностьмладенцев. Особенно страдали дети раннего возраста,которым требовалось специальное питание.Нельзя сказать, что правительство ничего не делало,чтобы решить данную проблему. Оправившись от шо-ка, вызванного началом войны, осуществив оператив-ные мероприятия по организации отпора врагу, эва-куировав все, что было в тот момент возможно, на вос-ток, стали думать, как сохранить будущее государства.В поле зрения руководства попали фактически все: отбеременных женщин до подростков. Прежде всегорешено было организовать дополнительное питаниебеременных женщин, которые теперь, согласно при-казу Наркомторга СССР от 14 июля 1942 г. за № 191«Об улучшении снабжения беременных женщин»,сверх установленных по карточкам норм получалиежемесячно 400 г масла, 300 г сахара, 600 г крупы,6 л молока. Конечно, прибавка была небольшой, но темне менее подпитывала людей. В соответствии с упомя-нутым приказом организовали снабжение детей мла-денческого возраста донорским молоком. В это времяпоявилось много младенцев-сирот, подкидышей, обыч-ных домашних детей, нуждающихся в молоке, так каку рожениц от плохого питания и стрессов молоко про-падало. Специальное детское питание для детей стольраннего возраста в стране просто не производили, по-этому проблему попытались решить данным способом.В приказе прописывались права и обязанности доноровгрудного молока, которые обеспечивались продоволь-ственными карточками наравне с беременными жен-щинами.Создавались специальные пункты сцеживаниягрудного молока, которые вели индивидуальный учетдоноров по определенной форме и учет детей, полу-чающих молоко. Доноры грудного молока предвари-тельно проходили обследование, так же как и донорыкрови, и в дальнейшем находились под врачебнымконтролем. Обследованию подвергался и ребенок ма-тери-донора. Сцеженное грудное молоко выдавалосьдетям в возрасте до 5-6 месяцев, если мать не моглаобеспечить своего ребенка достаточным количествоммолока, и детям в возрасте до одного года в случае ихзаболевания. Грудное молоко, как правило, сцежива-лось в специальных пунктах при детских консульта-циях. В случаях, когда мать не могла прийти на до-норский пункт, грудное молоко сцеживалось на домупод контролем сестры-консультанта. Грудное молокопоступало в дневные стационары, дома ребенка, дет-ские больницы.«Неорганизованным» детям молоко выдавалось порецепту врачей в количестве и на сроки, указанные врецепте. Плата за грудное молоко устанавливалась посоглашению, обычно в размере 1-5 руб. за литр, в неко-торых городах выше. Дети из малообеспеченных семей,а также многие из семей фронтовиков получали грудноемолоко бесплатно. К лету 1943 г. в промышленных цен-трах РСФСР было открыто 367 донорских пунктовгрудного молока, при плане 207 [1. С. 431-433].Однако, несмотря на эти мероприятия, все годывойны донорского молока не хватало. Поэтому на за-седании у заместителя народного комиссара здраво-охранения СССР М.И. Казанцевой 3 августа 1944 г.был рассмотрен вопрос о работе центрального научно-исследовательского педиатрического института, кото-рый предлагал в качестве дополнительного питаниягрудных детей использовать так называемое солодовоемолоко (разбавленное коровье молоко, обогащенноеуглеводами свеклы) [2. Л. 2]. Использование солодо-вого молока получило широкое распространение.В конце войны, когда были освобождены от завоева-телей центральные районы России, Украины, террито-рия Северного Кавказа, появилась возможность улуч-шить питание граждан, в первую очередь увеличилиснабжение продуктами беременных женщин и детейраннего возраста.Указом Президиума Верховного Совета СССР от8 июля 1944 г. нормы дополнительного питания бере-менным женщинам, начиная с шестого месяца бере-менности, и кормящим матерям в течение четырех ме-сяцев кормления были фактически удвоены. Теперь вдополнительный паек входило 800 г животного масла,600 г сахара, 1 200 г крупы и 12 л молока в месяц [1.C. 378]. Дополнительно Наркомздрав СССР разработалположение о молочной кухне от 12 декабря 1944 г. Бы-ло определено, что молочная кухня является вспомога-тельным учреждением в системе лечебно-профи-лактических учреждений снабжения детей раннеговозраста. Молочные кухни обеспечивали питанием илечебными смесями детей 1-2 лет, а также снабжалидетскими лечебными смесями детские учреждения сво-его района, не имевшие возможности изготавливатьнеобходимые смеси на местах. Допускался отпуск ле-чебных смесей детям до 3 лет при наличии медицин-ских показаний [3. Л. 16]. Динамика роста количествамолочных кухонь в Западной Сибири показывает, что в1942 г. насчитывалось 90 кухонь, которые вырабатыва-ли 45 046 порций в день, а в 1945 г. их количество уд-воилось до 183 на 56 672 порции [4. Д. 580. Л. 4; Д. 598.Л. 4; Д. 769. Л. 4; Д. 784. Л. 17; Д. 921. Л. 7; Д. 1063.Л. 7; Д. 1302. Л. 7]. Многим младенцам молочные кух-ни спасли жизнь, ведь часто никакого другого питаниядля детей в семье не было.В годы войны появилось много осиротевших, бес-призорных и безнадзорных детей, которых собирали сулиц, определяли в детские дома, ясли, сады и интер-наты. Значительно увеличившаяся в годы войны сетьдетских учреждений требовала особого внимания иобеспечения. Однако организовать приемлемое пита-ние для детей удалось не сразу. Показательна в этомотношении докладная записка заведующего Томскимгороно секретарю горкома ВКП(б) от 3 декабря 1941 г.,из которой следовало, что сложилось настолько тяже-лое положение с состоянием питания в детских учреж-дениях г. Томска, что воспитанники детских учрежде-ний стали бродить по столовым, заниматься попро-шайничеством, собирать объедки со столов и дажерыться в помойных ямах. Происходило это, по мнениюзаведующего гороно, в силу того, что детские садынаходились исключительно на местном снабжении, адетским домам лишь иногда давали наряды на получе-ние продуктов из области, которых было совершеннонедостаточно. Так, по этим нарядам, всеми детскимидомами получено только 7 т картофеля вместо 90 т, таккак Союзплодовощ не имел запасов продовольствия, авсе, что находил, отправлял в первую очередь в воин-ские организации. С 17 декабря 1941 г. эти наряды во-обще были аннулированы [5. С. 58]. Подобная ситуа-ция была характерна в то время для всех сибирскихгородов.Решить проблему обеспечения детских учрежденийпродуктами питания старались двумя способами: с од-ной стороны, боролись с «разбазариванием» детскихфондов питания и невыполнением планов поставок, сдругой - постарались организовать подсобные хозяй-ства. Однако только 22 января 1943 г. ГКО принял по-становление «Об усилении борьбы с расхищением иразбазариванием продовольственных и промышленныхтоваров» [6. С. 124-125], в соответствии с которымначалась масштабная борьба с злоупотреблениями,связанными с выдачей карточек, незаконной выдачейпродуктов по запискам, прямым хищением продуктов.Устанавливался следующий порядок отпуска норми-руемых, планируемых и регулируемых товаров рыноч-ного фонда: из столовых - только по талонам продо-вольственных и обеденных карточек, специальным иразовым талонам, выдаваемым в установленном поряд-ке. Запрещался какой-либо отпуск товаров отдельнымлицам с баз, складов, из подсобных хозяйств и произ-водственных предприятий. Виновные в нарушенииданного порядка привлекались к уголовной ответст-венности. Тем же постановлением ГКО возложил напрофсоюзы организацию общественного контроля заработой розничной торговой сети и предприятий обще-ственного питания. В соответствии с решением ГКОпрезидиум ВЦСПС принял 1 февраля 1943 г. постанов-ление «Об усилении борьбы профсоюзных организа-ций с расхищением и разбазариванием продовольст-венных и промышленных товаров». Профсоюзы долж-ны были устанавливать контроль за работой торговыхорганизаций и следить за тем, чтобы в них не расхища-лись и не разбазаривались товары, выделенные госу-дарством для снабжения рабочих, служащих и детей.После этого постановления Президиума ВЦСПС от1 февраля 1943 г. было избрано более 600 тыс. общест-венных контролеров, которые в целом настойчиво бо-ролись за наведение порядка в данной сфере [6].В условиях войны, когда централизованных фондовпитания явно не хватало, дополнительным источникомпитания служили подсобные хозяйства предприятий иучреждений. Подсобные хозяйства были созданы ещедо войны в соответствии с директивой XVIII съездаВКП(б) (март 1939 г.) о создании картофельно-овощ-ных баз вокруг крупных городов и промышленныхцентров для полного обеспечения населения этих горо-дов овощами, картофелем, молоком и мясом. Войнарезко увеличила количество и масштаб деятельностиподсобных хозяйств. Развертывание подсобных хо-зяйств (как животноводческих, так и огородных) вовремя войны стало возможным благодаря специальнымгосударственным мероприятиям. Одно из первых ме-роприятий в этой области - установление порядка вы-деления земель для подсобных хозяйств под огородырабочих и служащих (Постановление СНК СССР и ЦКВКП(б) от 7 апреля 1942 г. № 444 «О выделении земельдля подсобных хозяйств и под огороды рабочих и слу-жащих») [7. С. 132]. Местным органам власти былопредложено выявить все пустующие земли государст-венного фонда, расположенные вокруг городов и насе-ленных пунктов, и отвести их предприятиям, учрежде-ниям и воинским частям для организации подсобныххозяйств и под огороды рабочих и служащих.Тогда же, весной 1942 г., Наркомат просвещенияРСФСР издал приказ о подсобных хозяйствах при дет-ских садах и других детских учреждениях. В соответ-ствии с этим приказом заведующие районных отделовнародного образования должны были организоватьподсобные хозяйства при каждом детском учреждениив городах, разбить огороды для обеспечения детей налето и осень овощами (лук, редис и т.д.). Заведующимдетских садов в сельской местности предлагалось ор-ганизовать подсобные хозяйства с таким расчетом,чтобы обеспечить детей продуктами на весь год (раз-вести свиней, птицу, кроликов; при наличии соответст-вующих условий приобрести корову, разбить огород).Наркомат просвещения РСФСР 5 декабря 1942 г. ут-вердил «Временное положение о пришкольном участкеначальной, неполной средней и средней школы». Та-ким образом, наркомат просвещения планировал ре-шить сразу несколько проблем: во-первых, работа напришкольном участке должна обеспечить закрепление,расширение и углубление знаний по основным разде-лам программы «Основ сельского хозяйства» и биоло-гии; во-вторых, учащиеся должны приобрести практи-ческие навыки и умения по выращиванию растений иуходу за животными; в-третьих, что являлось в то вре-мя самым главным, создавалась продовольственнаябаза для школьных завтраков.Наряду с растениеводством на учебно-опытном уча-стке планировалось организовать разведение и выращи-вание сельскохозяйственных животных, домашней пти-цы и пчел. При школах крупных городов и промышлен-ных центров учебно-опытный участок мог быть органи-зован на площади 0,1 га; при школах, расположенных врайонных центрах и рабочих поселках, под учебно-опытный участок отводилось 0,5-2 га; при школах сель-ской местности площадь участка могла быть увеличенадо 5-8 га. Каждый учащийся 5-10-х классов должен былотработать 50-80 ч на этом участке. Неоднократныепроверки наркомата просвещения показали, что выпол-нение постановлений НКП РСФСР проходило неудовле-творительно. Лишь в небольшой части детских учреж-дений были организованы достаточно крепкие подсоб-ные хозяйства, способные обеспечить улучшение пита-ния детей. В большинстве случаев подсобные хозяйствадетских учреждений - это лишь небольшие огороды иоткорм 1-3 поросят. Например, в Новосибирской облас-ти из 137 детских садов наркомата просвещения имелисвои огороды 97, которые сумели в 1942 г. получить297 т картофеля, 33,8 т капусты, 35 т других овощей.В 14 детских садах сельской местности имелось 17 ко-ров, 8 лошадей, 4 овцы, 24 свиньи [8. Л. 45]. Но такиеразмеры производства подсобных хозяйств были ни-чтожно малы и не обеспечивали потребности детскихучреждений не только в мясомолочных продуктах, нодаже в овощах.Причины, тормозившие развитие подсобных хо-зяйств, были разнообразные: детским садам отводилисьмаленькие земельные участки, к тому же слишком дале-ко расположенные; местные организации не оказывалидолжной помощи детским учреждениям в приобретениисемян и обработке участков, что имело особое значениедля первого года существования подсобного хозяйства;создание мелких животноводческих баз затруднялосьтем, что колхозы и совхозы на местах не продавали мо-лодняк скота детским садам вне плана, а финансовыеорганы отказывали в ассигновании на эти цели; не вездевыделены были сенокосные угодья или фураж для кормаскота, в связи с чем некоторые детские учреждения вы-нуждены были ликвидировать коров и лошадей; весьмазатруднительно было обрабатывать земельные участки внесколько гектаров, не имея тягловой силы; нехваткарабочих рук для обработки выделенных земель (персо-нал среднего детского сада - 4 человека).Следует отметить, что паек для детей школьноговозраста был весьма скуден и составлял около 950 ка-лорий, в то время как Наркомат здравоохранения СССРуказывал, что для нормального развития ребенка необ-ходимо не менее 2 600 калорий в день [9. Л. 48-50], инеоднократно предлагал пересмотреть нормы. Однакотолько в 1943 г. по настоянию Наркомата здравоохра-нения СССР нормы были все-таки увеличены до2 002 калорий [10. Л. 96]. Кроме детей, существовав-ших в рамках детских учреждений, имелись и «домаш-ние» дети, проживающие в семьях, о которых такжеследовало позаботиться. На основании постановленияСовета Народных Комиссаров СССР от 27 октября1942 г. «О мероприятиях по улучшению работы орга-нов Наркомздрава и детских учреждений по медицин-скому обследованию и усилению питания нуждающих-ся детей» были организованы для ослабленных детейот 3 до 13 лет детские столовые усиленного и диети-ческого питания в городах. В указанных столовых от-пускали питание два раза в день, причем в случае не-обходимости питание выдавалось на дом. Прикрепле-ние детей к детским столовым, а также отпуск обедовна дом производили по справкам, выдаваемым специ-альными комиссиями гор(рай)исполкомов [6. С. 89].В Западной Сибири в годы Великой Отечественнойвойны было открыто около 130 детских столовых,обеспечивавших ежедневно горячими обедами более35 тыс. ребят. Кроме детских столовых в годы войныоткрывали как в городской, так и в сельской местностишкольные буфеты, где выдавалось дополнительно кпайку по 50 г хлеба и 10 г сахара. Буфеты должны бы-ли готовить горячие завтраки. Директора школ обязаныбыли предоставить буфетам помещения, обеспечитьтопливом, организовать доставку воды. Продукты дляшкольных буфетов предоставлялись из подсобных хо-зяйств райпотребсоюзов [11. Л. 59].В 1944 г. были созданы городские детские пищевыестанции, являющиеся вспомогательными учреждения-ми в снабжении питанием здоровых и больных детейдо 4 лет по рецептам врача. Детские пищевые станцииизготавливали полный рацион питания (завтраки, обе-ды и ужины), диетические и лечебные блюда, вита-минные соки. Они снабжались через государственныеорганизации, в случае необходимости закупали сами поценам, не превышавшим мелкооптовые [12. Л. 33]. Од-нако большого распространения это подразделениеобщественного питания не получило. Еще одним на-правлением в организации детского питания было обо-гащение его витаминами, так как увеличилось количе-ство детей, больных рахитом (сказывался недостаток ворганизме витамина «Д»). Из 3,5 тыс. детей, осмотрен-ных комиссией наркомата здравоохранения РСФСР,60% были больны рахитом. В августе 1942 г. состоя-лось совещание у заместителя наркома здравоохране-ния М.И. Казанцевой. Подчеркивалась необходимостьобеспечения питанием детей от 1 до 3 лет из кухоньприкорма, а также витамином «Д» женщин на послед-них месяцах беременности [2. Л. 10]. Управлением подошкольному воспитанию детей наркомата просвеще-ния РСФСР совместно с наркоматом здравоохраненияРСФСР в августе 1942 г. был разработан комплекс мер,направленных на улучшение питания детей. Например,доктор Самородницкий составил около десятка рецеп-тов по хранению и заготовке на зиму картофеля, ово-щей, сиропов и т.д.Центральный Дошкольный научно-методическийкабинет НКП РСФСР направил в этом же году дошко-льным методическим кабинетам, краевым, областнымотделам народного образования, в Западную Сибирь втом числе, материалы из опыта организации детскогопитания в условиях военного времени [12]. В ноябре1942 г. Народный комиссариат просвещения СССРпровел совещание, в котором принимали участие177 чел., из них 28 представителей край(обл)оно и НКПАССР, более 30 научных работников, заслуженныедеятели искусства, представители 50 хозяйственныхучреждений и наркоматов, дошкольные инспектора,заведующие и воспитатели детских садов, врачи, пред-ставители наркомата здравоохранения и других орга-низаций. На совещании обсуждался вопрос об обеспе-чении детей витаминами. Представители Контрольно-витаминной станции наркомздрава СССР продемонст-рировали ряд витаминных препаратов из хвои, шипов-ника и других дикорастущих растений. На совещаниисостоялся обмен опытом по вопросу обогащения дет-ского питания витаминами, организации подсобныххозяйств при детских садах для выращивания раннихогородных культур, богатых витаминами, сбора и заго-товки ягод, плодов шиповника, трав, грибов и пр., ор-ганизации правильного хранения зимних запасов иправильной кулинарной обработки. Особенно ценнымв этом вопросе был признан опыт Свердловской, Мос-ковской, Новосибирской, Куйбышевской, Иркутской,Горьковской областей.Участники совещания получили на руки следующиематериалы: 90 рецептов приготовления различных ви-таминизированных блюд; материалы по организацииподсобного хозяйства при детском саде; нормы пита-ния детей в детских садах 9-10-часовой длительностипребывания с трехразовым питанием, 12-часового икруглосуточного обслуживания с четырехразовым пи-танием; примерное меню на 10 дней. Участники сове-щания имели возможность ознакомиться на выставке сбольшим количеством экспонатов по организации пи-тания в детских садах и витаминизированному детско-му питанию [13. Л. 32]. В январе 1943 г. в журнале«Дошкольное воспитание» была опубликована статьяСамородницкого «Витамины в питании детей», аУправление по дошкольному воспитанию НКП РСФСРи Дошкольный научно-методический кабинет совмест-но с активом заведующих детских садов и поваров Мо-сквы подготовили брошюру «Питание детей в детскомсаду»; разработана программа семинара для поваровсадов [14. Л. 3]. В апреле 1943 г. вышел приказ нарко-мата просвещения РСФСР и Президиума ЦентросоюзаСССР и РСФСР № 1185/274 о сборе дикорастущихсъедобных растений, в котором директорам школ, дет-ских домов, интернатов предлагалось заключить с за-готконторами райпотребсоюзов и сельпо договоры насбор растений в местах, где находятся школы, детскиедома и интернаты. В договорах, кроме оплаты работыпо сбору растений организациями потребкооперации,предусматривалось выделение части собранных расте-ний (в виде переработанной продукции) для общест-венного питания детей [10. Л. 96].Таким образом, анализ фактов показывает, что во-прос организации детского питания был весьма острымвсе годы войны. Руководству страны действительнотрудно было решать одновременно столь важные длястраны проблемы, как организация сопротивления за-хватчикам, эвакуация огромных производственных сили населения на восток страны, развитие военного про-изводства и обеспечение условий для выживания граж-дан. Неизбежно возникал вопрос: кто важнее - солдат,работник, ребенок? Следует отметить, что приоритетыбыли расставлены правильно. Дети не были забыты.Несмотря на достаточно скудные материальные воз-можности государства, минимальные потребности ре-бенка были обеспечены.

Ключевые слова

Великая Отечественная война, дети, детские учреждения, Great Patriotic War, children, children's institutions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дунбинская Татьяна ИвановнаТомский государственный педагогический университеткандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и культурологии Института культурыdunbinskaya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : сборник документов и материалов. М., 1977.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8009. Оп. 21. Д. 20.
ГАРФ Ф. 8009. Оп. 21. Д. 64.
ГАРФ Ф. 8009. Оп. 6.
Кто был для фронта мал… : сборник документов и материалов / отв. ред. Б.П. Тренин. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003.
Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам общественного питания. М., 1945.
Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1957. Т. 2.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1366. Оп. 1. Д. 78.
ГАРФ. Ф. 8009. Оп. 21. Д. 61.
ГАРФ. Ф. 8009. Оп. 70. Д. 2836.
ГАНО. Ф. П-1366. Оп. 1. Д. 71.
Центр хранения документации новейшей истории Томской области (ЦХДНИТО) Ф. П-80. Оп. 3. Д. 398.
ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 1405.
ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 1406.
 Проблема организации детского питания в Западно-Сибирском регионев годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 353.

Проблема организации детского питания в Западно-Сибирском регионев годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 353.

Полнотекстовая версия