Рассматривается объем текста как жанровый признак лирической интернет-миниатюры в прагматическом и текстологическом аспектах, а также определяются количественные показатели среднего объема современной миниатюры. Данный признак соотносится с основными параметрами коммуникативного описания жанра: средой коммуникации, автором, адресатом, текстовой организацией. Выделяются коммуникативные и лингвистические черты лирической интернет-миниатюры, детерминированные малым объемом. Важность описания признака объема связана с тем, что он представляется одним из основных критериев жанровой квалификации текста как миниатюры.
Text volume of lyrical Internet miniature as the key genre indicator.pdf Известно, что одним из ключевых параметров тек-ста является его объем, на который влияют три факто-ра: 1) требования прагматики; 2) особенности стиля;3) жанр [1]. Взаимосвязь объема текста и его жанровойпринадлежности неоднократно вызывала интерес ис-следователей разных сфер человеческого знания.Жанр миниатюры обычно определяется через по-нятие «малая форма», т.е. небольшое по объему произ-ведение (рассказ, небольшая статья, пьеса, водевиль,интермедия, скетч, музыкальная сценка, эстрадная ре-приза). Общепризнанной является следующая словар-ная дефиниция: «Миниатюра (франц. miniature - отminium) - художественное произведение… малых раз-меров, отличающееся особо тонкой манерой наложе-ния красок» [2].Объектом настоящего исследования является лири-ческая интернет-миниатюра, т.е. жанровая разновид-ность миниатюры, тексты которой, небольшие по объ-ему, опубликованы в сети Интернет и выражают внут-ренние переживания человека. Интернет-миниатюрыможно рассматривать как объект потенциального на-учного описания, требующий лингвистического ос-мысления.В настоящей работе ставится цель показать, чтообъем текста лирической интернет-миниатюры являет-ся одним из ключевых признаков ее жанровой органи-зации. Для достижения данной цели следует:1) сделать обзор исследований по проблеме объема(в особенности малого объема) как категориальногопризнака текста в лингвистике и литературоведении;2) определить границы понятия малый объем по от-ношению к лирическим интернет-миниатюрам и обо-значить количественные показатели их объема;3) соотнести признак объема текста лирическойинтернет-миниатюры с прагматическими характери-стиками, выделенными в лингвистической традицииописания жанра (среда коммуникации, автор, адресатжанра);4) опираясь на конкретные тексты лирических ин-тернет-миниатюр, выяснить влияние малого объема наособенности текстовой организации данного жанра.Проблема объема текста в лингвистике так или ина-че затрагивается в работах И.Р. Гальперина, Л.В. Са-харного, Е.С. Кубряковой, Л.Г. Бабенко, А.Г. Гурочки-ной, И.Б. Руберт, Н.Ю. Петровой, Е.И. Панченко, кото-рые единодушно считают, что объем является одним изважнейших параметров текста. Существует несколькопо сути синонимичных терминов, выражающих данноепонятие: «длина текста», «формат», «объем». В статьеиспользуется последний из указанных терминов какнаиболее распространенный и признанный. В качестверабочего определения принимается следующее: объемтекста - формально-семантический критерий, выра-жающийся в материальной протяженности текста, т.е. вего размере и длине.И.Р. Гальперин, выбрав в качестве главного крите-рия своей классификации параметр объема, выделяетдва типа текстов: минимальные и максимальные. Ми-нимальными ученый считает такие жанры, как сооб-щение, записка, короткая газетная статья. Примероммаксимального текста является роман с прологом иэпилогом [3. С. 51-52]. Мысль ученого согласуется свыводами А.Г. Гурочкиной и И.Б. Руберт, полученны-ми в результате анализа малоформатных текстов неху-дожественной коммуникации: «форматность текстанеразрывно связана с глубинно-семантическими икоммуникативными аспектами текста» [4. С. 335].В психолингвистике мини-текстами занималсяЛ.В. Сахарный. Ему принадлежит идея «текста-примитива» - набора ключевых слов в виде уменьшен-ной модели текста [5].В коммуникативном плане существенным преиму-ществом миниатюрных текстов признается краткость,обнаруживаемая на разных речевых уровнях.Лингвистическую специфику малых текстов ученыесвязывают с явлениями языковой экономии и компрес-сии, использованием особых стилистических средств(например, эллипсиса), условных обозначений и со-кращений. Сведения о семантических и коммуника-тивно-прагматических особенностях текстов малогообъема, а также о выделенных средствах и приемахкомпрессии, обусловливающих эти типологическиесвойства, представляется целесообразным использо-вать при анализе лирических интернет-миниатюр.В литературоведении отмечается, что культуроло-гическая значимость объема текста в наибольшей сте-пени проявлена в феномене «малой прозы». Понятие«миниатюра», по мнению Ю.Б. Орлицкого, являетсяключевым понятием в теории малой прозы: «Мы пред-лагаем объединить все разнообразие авторских форммалой лирической прозы, общим жанрообразующимпризнаком которой является ее относительно малыйобъем» [6. С. 57].Ученые-литературоведы подходят к решению во-проса о границах понятия «миниатюра» с разных пози-ций. Опираясь на данные психологии восприятия, ониотмечают, что тексты малой прозы читаются как быединым актом. С точки зрения субъектов коммуника-ции объем миниатюр определяется автором и читате-лем как «небольшой». С культурологических позицийтекст миниатюры - меньший, чем типичный для лите-ратуры данного периода.В англоязычной традиции принято считать объемтекста в словах и к малой прозе относить тексты объе-мом до 300, 500 и 1 500 слов [7]. В русскоязычной тра-диции объем текста считается в количестве знаков. Вразное время специалисты (Н.П. Утехин, Э. Свенедиц-кая, М. Дынник) предлагали считать малой прозойтекст от 2 000 до 9 000 знаков. Изучение лирическойинтернет-миниатюры может проводиться с опорой наприведенные количественные характеристики объемамалой прозы.Чтобы определить границы понятия малый объем поотношению к лирическим интернет-миниатюрам, важноучитывать, что с распространением Интернета вводитсяновый критерий измерения длины текста. Приобретаетпопулярность тезис о малом тексте, чтение которого смонитора не требует вертикального скроллинга (про-крутки), о тексте «величиной в один экран».Средний объем современных миниатюр в Интерне-те ранее не определялся, поэтому необходимы количе-ственные исчисления. Для удобства представленияформального объема используем английскую тради-цию, где данный признак выражается в количествеслов. В исследуемом материале лирических интернет-миниатюр типичный краткий текст насчитывает25 слов, самый длинный - 650 слов. Объем 42% текстовнаходится в пределах 100 слов, 32% текстов состоят из200 слов и более и 25% текстов - от 100 до 200 слов.Решая проблему соотношения объема текста лири-ческих миниатюр в Интернете с другими жанровымихарактеристиками, выделенными в лингвистическойтрадиции описания жанра [8. С. 60], остановимся напараметрах «среда коммуникации», «автор» и «адре-сат» жанра, «текстовая организация» (формально-стилистические свойства и особенности композиции).Соотнесем признак объема лирических интернет-миниатюр с таким жанровым признаком, как «средакоммуникации». Вопрос об объеме текста для Интер-нета является одним из актуальных явлений, попадаю-щих в поле метаязыковой рефлексии. Он связан с важ-ностью данного параметра текста для «продвижения»деловых сайтов и с поиском наиболее удобной страте-гии неформального общения. Следует подчеркнуть, чтонебольшой объем текста интернет-поста является од-ной из характерных и отличительных качеств интер-нет-коммуникации. Метаязыковые высказывания ин-тернет-пользователей и критиков о «сетературе» свиде-тельствуют о том, что преимущество среди сетевыхжанров и форм получают прозаическая миниатюра,эссе, литература дневникового типа.Размер текста, соответствующий объему традицион-ной лирической прозаической миниатюры, соотносим сосредним объемом интернет-поста, составляющим при-близительно 100-200 слов. Следовательно, объем текстаявляется определяющим фактором, способствующимтому, что жанр лирической миниатюры овладел актуаль-ной для современности коммуникативной средой.Исходя из сказанного, отметим, что наблюдаетсядвунаправленная взаимосвязь параметра «среда ком-муникации» и объема текста: интернет-среда определя-ет малый объем текста, а объем миниатюры являетсяодной из причин распространенности этих текстов вИнтернете.Рассмотрим категорию объема текста с позицийпрагматических установок «автора» и «читателя» жан-ра. Малые жанры отвечают требованию принципа коо-перации адресанта и адресата, являющегося универ-сальным принципом общения с точки зрения текстовойпрагматики. Согласно принципу кооперации в процессекоммуникации действует максима количества - «твоевысказывание должно содержать не больше информа-ции, чем требуется», и максима способа высказыва-ния - «избегай непонятных выражений, избегай неод-нозначности, будь краток, будь организован» [9. С. 222-223]. Таким образом, лингвистами уже отмечено, что впрагматическом плане малый объем текста обеспечива-ет коммуникативные преимущества, что в полной мересправедливо для жанра миниатюры вообще и лириче-ской интернет-миниатюры в частности.В гендерном аспекте критерий объема позволяетохарактеризовать подтипы лирических интернет-миниатюр. Анализ материала показал, что типичные«мужские» тексты более лаконичны: 70% текстовимеют объем менее 100 слов, а 30% текстов - более100 слов. У «женских» текстов наблюдается обратнаяпропорция: тексты, объем которых менее 100 слов,составляют 27%, более 100 слов - 73%. Из этого фак-та следует, что от гендера автора зависит количест-венный объем текста в явно выраженных пропорцио-нальных отношениях.Образ адресата жанра лирической интернет-миниатюры также конкретизируется при учете малогообъема миниатюр, обнаруживая свою специфику. Ин-тернет-пользователи и критики отмечают: «За счетформата миниатюры пользуются неплохой популяр-ностью у читателей» (http://newlit.ru/~solntsev/3681.html), т.е. адресат является массовым. С точки зрениявосприятия объем миниатюрного текста имеет своипреимущества и предполагает цельность восприятия,возможность охватить весь текст одним взглядом. Су-ществует особый тип читателя, предпочитающего тек-сты малого объема. Следовательно, объем текста опре-деляет специфику адресата миниатюр и является де-терминирующим признаком по отношению к признаку«адресат жанра».Обратимся к соотношению малого объема с такойважнейшей характеристикой жанра лирической интер-нет-миниатюры, как специфика текстовой организа-ции. Текст малого объема является прототипическимобразцом текста как такового, поскольку обладает все-ми свойствами текста [1], но при этом малый объемвлечет за собой и характерные особенности структур-но-семантической организации.Жанры, различные по объему, различаются междусобой степенью концептуальной развернутости,широтой репрезентации картины мира автора в тексте.Если в рассказе это сюжетное событие, в романе - сис-тема событий, в которых проявляется мировоззрениеавтора, то в лирической миниатюре запечатлевается«мгновение» фрагмента картины мира. Вследствиекраткости миниатюра является «картинкой мира», по-добной фотографии, в которой запечатлены чувства,эмоции, переживания.Общим интегральным признаком малых форм явля-ется сведение всех уровней (композиционного, содер-жательного, функционального) к одной точке, в кото-рой заключены эмоциональность, интерактивность.Такая концентрация формально-семантической органи-зации происходит прежде всего благодаря механизмукомпрессии.Анализ интернет-миниатюр показывает, что ком-прессия в данном жанре ярко проявляется на уровнекомпозиции (в большинстве текстов не выделяютсямикротемы, присутствует одна прозаическая строфа),словообразования (например, при употреблении при-ставочных глаголов вместо группы слов) и синтаксиса(частотными являются номинативные и инфинитивныепредложения, преобладают простые предложения, втом числе сентенции, встречается «рубленый», «теле-графный» стиль с употреблением парцелляции, эллип-сиса и других риторических фигур, которые кромефункции сокращения объема несут на себе еще и экс-прессивную нагрузку). Приведем пример короткоголирического текста из Интернета:Мечты кусаются. Больно и неожиданно. Они угры-зают самый чувствительный участок души и терза-ют, пока не сдашься.Не мечты, не желания и не зависть толкают поройна преступление. Боль от укусов. Нескончаемая и не-утолимая (http://community.livejournal.com/boys_emotions/123980.html).В данном тексте используется несколько способовструктурной компрессии. Во-первых, на уровне тема-рематической организации компрессии способствуетопущенная тема, возникающая на основе парцелляции:Мечты кусаются. [Кусаются] Больно и неожиданно.Боль от укусов. [Боль от них чувствуется] нескончае-мая и неутолимая. Не мечты, не желания и не завистьтолкают порой на преступление. [Толкает на престу-пление] боль от укусов. Во-вторых, парцелляция обес-печивает имплицитное выражение союзной противи-тельной связи: Не мечты и не зависть толкают поройна преступление [, а] боль от укусов. В-третьих, сжа-тие происходит благодаря тому, что опущен субъектсостояния и глагол чувства. Ср.: Я чувствую боль отукусов, которая толкает на преступление.В лирических миниатюрах наблюдается развернутаякраткость. Несмотря на ограниченное пространствотекста, стилистически востребованными оказываютсяосложненные предложения, распространенные однород-ными членами и оборотами, в качестве парцеллирован-ных конструкций выступают придаточные предложения.Также частотными в лирических миниатюрах являютсясложные синтаксические фигуры, параллелизмы, разныевиды повторов. В соответствии с суггестивными задачамиавтора идея текста развернута в художественное (стили-стически окрашенное) рассуждение. Это может объяс-няться тем, что миниатюрный объем связан со стилевымиособенностями (художественный образный код - одно изнаиболее сильных средств семантической компрессии всилу своей семиотической природы).Сообразуясь с малым объемом текста, в центре лин-гвопоэтики лирической интернет-миниатюры, как пра-вило, оказывается один прием, организующий весьтекст. Рассмотрим пример, в котором текст строитсяна игре с фонетическими и словообразовательнымиповторами:Лето. Безучастное лето. Так много лет лето. Убе-жище под армированной кроной из наслоений бетонаобитаемо снами. Не важно, без нас или с нами. Полу-проводники ведут напряжение полутропами. Знаешь,такие тайны воспринимает летально человек-слон.Человек-клон. Человек-стон. Человек-сон напраснолетопись заполняет пустыми листами, но пусть этоостанется между нами (http://vkontakte.ru/note6312646_8951332).Выделение одного ведущего и ключевого стилисти-ческого приема, на наш взгляд, является выражениемпринципа языковой экономии на уровне поэтики текстасовременной интернет-миниатюры.Текстовый аспект жанра, согласно идее М.М. Бах-тина, базируется на триаде «тема - стиль - компози-ция». Параметр объема текста в структуре жанра явля-ется одним из композиционных показателей; в первуюочередь, объем определяет объемно-прагматическоечленение текста.С точки зрения объемно-прагматического членениятексты типичных лирических миниатюр (как классиче-ских, так и интернет-миниатюр) представляют собойодну прозаическую строфу или сверхфразовое единст-во, состоящее из одного - двух абзацев. Тексты миниа-тюр отличаются содержательной цельностью, ониобычно развивают одну тему, и выделить в них микро-темы редко представляется возможным. Типичнымпримером такого композиционного построения можетслужить следующий текст:ОдиночествоОказывается, одиночество может оглушить. Этоможно почувствовать, когда ночью смотришь назвезды или когда на утреннем, полупустом вокзалепровожаешь поезд. Когда понимаешь, что у поездавпереди - дорога, а у тебя - ничего, один вокзал, да итот полупустой. И вся жизнь кажется таким жеозябшим вокзалом, от которого время от времени от-ходят поезда.В данном тексте развивается тема одиночества, ко-торое может оглушить (рема текста). Одиночествоизображается в акте осознания автором, что выражает-ся через глаголы чувства и восприятия: оказывается,почувствовать, понимаешь. Результат постиженияодиночества выражен через образы ночи и полупустоговокзала.Микротем в данном тексте нет, все его элементыработают на выражение темы, обозначенной в заглавиитекста. Такое прагматическое членение делает воспри-ятие текста удобным, не требующим больших интел-лектуальных и временных затрат на чтение - он вос-принимается одной развернутой фразой.Таким образом, композиционная организация тек-ста жанра лирической миниатюры стремится к пре-дельной простоте. Можно утверждать, что малый объ-ем детерминирует композиционные характеристикитекста жанра миниатюры всех разновидностей.При функционировании в Интернете варианты праг-матического членения расширяются за счет использова-ния технических возможностей интернет-сайта. Текстылирических интернет-миниатюр вбирают в себя струк-турные элементы блога, заметки в социальной сети илистраницы литературного сайта, т.е. гипержанра, в составкоторого входит миниатюра. «Примыкающими» к тек-сту миниатюры элементами в блоге и в социальной сетимогут быть ссылки на персональную страницу автора,дата создания текста, метки (облако тегов). На сайтахлитературного творчества это ссылки на другие произ-ведения автора, специальное поле для комментария, ин-терактивное меню сайта и пр.Все эти элементы являются внетекстовыми и обра-зуют пользовательский интерфейс веб-страницы, об-легчающий функционирование лирической миниатюрыв интернет-пространстве. Однако перечисленные осо-бенности объемно-прагматического членения не влия-ют на объем, они связаны с таким параметром жанра,как среда коммуникации.Итак, изучение объема текста лирической интер-нет-миниатюры показало, что объем текста являетсядоминантным признаком, т.е. ключевым признакомдля жанровой организации исследуемых текстов. Ма-лый объем миниатюр (100-200 слов) коррелирует сбольшинством коммуникативных характеристик жан-ра, это свидетельствует о его жанрообразующей зна-чимости. В частности, в прагматическом аспекте объ-ем миниатюры определяется такими признаками жан-ра, как среда коммуникации и образ автора. При этомвзаимосвязь объема и жанровых характеристик ока-зывается двунаправленной, так как объем оказываетвлияние и на характер распространенности жанра вИнтернете, и на мотивацию выбора жанра миниатюрыавтором.В текстологическом аспекте объем обусловливаетлингвистическую специфику лирической интернет-миниатюры, определяя структурно-семантическиеособенности текстовой организации. Жанровое свое-образие текста определяется совокупностью призна-ков и их соотношением, поэтому среди дальнейшихперспектив изучения - выделение жанрово-релевант-ных и частотных признаков лирических интернет-миниатюр.
Валгина Н.С. Теория текста. М. : Логос, 2004. 278 с.
Миниатюра // Толковый словарь русского языка : в 4 т. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1938. Т. 2. Стб. 218. URL: http://febweb. ru/feb/ushakov/ush-abc/13/us221812.htm.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : Наука, 1981. 139 с.
Гурочкина А.Г., Руберт И.Б. Становление и развитие английских малоформатных текстов нехудожественной коммуникации // Язык: теория, история, типология. М., 2000. С. 335-344.
Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке. М., 1991. С. 221-237.
Орлицкий Ю.Б. Стих в прозе в русской литературе. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1991. 200 с.
Pratt M.L. The Short Story: the Long and the Short of it // Poetics. 1981. Vol. 10, № 2/3. P. 182.
Лебедева Н.Б., Зырянова Е.Г., Плаксина Е.Ю. Жанры естественной письменной речи: Студенческое граффити, маргинал. страницы тетрадей, частная записка. М., 2011. 256 с.
Грайс Г.П. Логика и речевое общение // НЗЛ. М., 1985. Вып. 16.