Потребительская культура и кризис социализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Потребительская культура и кризис социализации

Статья посвящена исследованию особенностей социализации в обществе массового потребления. Показано, что потребительство как социально-культурная практика обладает свойством самовоспроизведения (ауторепликации). Потребительская этика направлена на гомогенизацию социализационных процессов, что приводит к кризису идентичности, существенной трансформации субъектности.

Consumer culture and the crisis of socialization.pdf Социализация личности - одна из тех фундамен-тальных проблем социально-гуманитарного познания,актуальность изучения которых не ослабевает с тече-нием времени. Более того, с учетом реалий современ-ного общества необходимость разработки проблемысоциализации лишь усиливается. Сегодня утверждает-ся новый исторический тип социализации, характер-ный для общества массового потребления. Сам термин«общество потребления» впервые вводится Ж. Бодрий-яром в 1968 г. Он рассматривает потребление как частьнового формирующегося общества. В эпоху постмо-дерна все социальные отношения становятся отноше-ниями потребления. «Общество потребления - это непросто общество изобилия, где вдоволь всяких вещей.Это общество, в котором потребление сделалось глав-ным содержанием общественной жизни, оттеснив навторой план производство и накопление». Таким обра-зом, по мнению Бодрийяра, потребление не сводится кудовлетворению потребностей, а выражает отношениечеловека к вещам, идеям, другим людям, к миру в це-лом [1. С. 24-54].Суть феномена потребительства не в том, может личеловек, исходя из материальных ресурсов, которымион располагает, приобрести товар, а желает ли он это-го. Потребительство располагается не в сфере финан-совых возможностей, а в сознании, где возникает же-лание стать обладателем некоего товара. Оно связаноне с аксиологической проблематикой «мещанства», аскорее с особого рода культурными ценностями, сим-волами, кодами. Это желание, вменяемое культурой иприобретаемое через социализацию. Состояние соци-альности сегодня таково, что, по замечанию Л. Дала-кишвили, культура, «назначенная» для приданиясмысла человеческому бытию, приостановлена в своемдействии или даже выключена [2]. Культура «потре-бительства» вытесняет личностно-ориентированнуюкультуру или нивелирует ее ценности. Поскольку этовытеснение санкционировано обществом, а потому нетолько не осуждается, а даже культивируется, поощря-ется, восхваляется, человеку сложно пойти наперекорсоциальным нормам и «вынести» себя за пределы про-исходящего.На рубеже XX-XXI вв. особую роль приобретаетбезличная, неперсонифицированная форма власти,формирующаяся под влиянием экономических, поли-тических, культурных, информационных процессов, -власть потребления. Эта власть есть результат эконо-мической эволюции общества, которое, достигнув ста-дии развитой рыночной экономики, сталкивается спроблемой сбыта произведенных товаров. Как следст-вие одной из основных проблем становится поиск но-вых рынков сбыта. Однако объективно количестворынков ограничено, и в этой ситуации единственнымвыходом становится формирование у потребителя всеновых и новых потребностей. С этой целью использу-ется целая совокупность средств: психологических,культурных, которые всячески провоцируют людейпочувствовать необходимость в приобретении тех илииных вещей. Подобная деятельность направлена накачественную трансформацию потребителей, которыеслужат средой, обеспечивающей необходимые условиядля процветания потребления. Однако это уже не про-сто потребление как материальная практика, а его инаяформа - потребительство.В современном бессословном обществе во многомпод влиянием культуры постмодерна потребление пе-рерастает из материальной практики в социокультур-ную, доминируя над другими аспектами жизнедеятель-ности человека и сферами общества. И в этом случаеоно становится определенной смысложизненной стра-тегией личности, габитусом, определяющим мировоз-зренческие приоритеты. Потребляемые товары и услу-ги репрезентируются как символы успеха, социальногостатуса, они становятся эквивалентами успешности иудовлетворенности жизнью. Потребительство стано-вится условием социальной мобильности, той «завет-ной дверью», которая дает возможность проникнуть вэлитные слои общества.Социализация современного человека начинает всев большей степени реализовываться через потреби-тельскую культуру, практики потребления (практикисиюминутных радостей и удовольствий). Однообраз-ные (гомогенные), они отличаются поверхностным,гедонистическим отношением к действительности,безусильственностью и, как следствие, бессубъектно-стью. В то же время социализация по определениюпризвана взращивать в человеке субъектность, по-скольку центральное место в ней занимает программадеятельности субъекта. Ю. Хабермас, говоря об образ-це социализированности, считает таковым развитиеспособности к построению и реализации собственногожизненного проекта [3].Именно в процессе социализации человек обнару-живает внутреннее стремление к самоорганизации изадает формы ее проявления, создает необходимые ус-ловия для реализации своей творческой активности.Зрелость индивида неизбежно развивается в процессепротиворечивого воздействия социального. Это воз-действие заставляет личность искать в себе то, что не-обходимо «доработать», «изменить» или «исправить»,привести в соответствие с намеченным либо общест-вом, либо, с определенного момента, самой личностьюэталоном. В результате в личность закладываются цен-ности саморазвития и у нее появляется возможностьпродемонстрировать собственную субъектность путемнахождения своего места в обществе.Однако сегодня мы наблюдаем существенную де-формацию процессов социализации, которая постепен-но перерастает в кризис. Общество переживает карди-нальное изменение основных институтов социализа-ции, сопровождающееся серьезным дисбалансом целе-направленных и стихийных форм социализации в сто-рону доминирования последних. В этой связи возника-ет стихийная, деструктивная для развития человека,опасная и непредсказуемая по своим последствиям со-циальная ситуация. Основным следствием этого стано-вится производство в массовом количестве специфиче-ского социального типа - человека потребляющего.Суть социализационного процесса в обществе массово-го потребления сводится к тому, что человек (субъект)отдает себя объектам. Деятельность человека, егомышление, суждения, оценки исходят из этого служе-ния объекту. Как правило, этот объект символизируетпервенство, обеспечивает возможность удержаться в«поле», в «норме» принятого потребителями стереоти-па. Реальной ценностью становится объект, его симво-лическая основа, и под вопросом оказывается феноменсубъектности. В этой ситуации от индивида не требу-ется самовыражения в поступке, языке, в обретениисмысла собственной активности.Существенно изменяются направления социализа-ционных процессов: социальные связи, традиционноформируемые синергийным развитием человека и об-щества, фактически поменяются механистическимисвязями по типу «производство - потребление». Соци-альная мобильность в большинстве случаев редуцируетк потребительской мобильности. Потребляемые товарыи услуги становятся средоточием социальных связей,условием проникновения в те или иные слои общества,символами успешной социализации. В итоге условиемобъективации мобильности социальной становитсяпотребительская мобильность.Распространяясь на такие сферы, как семья, образо-вание, потребительские установки вызывают сущест-венную деформацию традиционного социализирующе-го влияния этих институтов, уводя процессы из реаль-ных социальных практик в сферу иллюзий и симуля-ций. Под влиянием потребительской культуры проис-ходит разбалансировка выстроенного социального ми-ра, все более явным становится желание индивида уйтиот прежних заданных структур этого мира. Традицион-но социализация органически включала в себя опреде-ленные топос (семья, школа, вуз, партия) и хронос (со-циально-исторические условия). Сегодня социализациявсе больше напоминает уход индивида в асоциаль-ность, где не существует жесткой привязки к социаль-ным пространственно-временным структурам.При этом потребительство может быть репрезенти-ровано как в явных, открытых формах, так и в латент-ных. Явные формы характерны для людей обеспечен-ных, которые могут многое себе позволить и манифе-стируют об этом открыто. Латентные формы, соответ-ственно, присущи людям малообеспеченным и бедными выражаются в мечтах о богатстве или даже зависти ктем, кто имеет много, и стремлении им подражать.Отечественный исследователь А. Панарин в этой свя-зи отмечает, что современное бессословное обществохарактеризуется определенным единством социокуль-турных стандартов - общим полем притязаний, кото-рые, однако, для одних групп оказываются реалисти-ческими, адекватными, а для других - менее дости-жимыми, но от этого не перестающими быть захваты-вающими [4].Главное, что характеризует потребителя по сути, -это неизбывная жажда потребления, обладания, кото-рую невозможно утолить. Она неизбежно ведет к фор-мированию чувства неудовлетворенности от пребыва-ния в социальной группе, к которой принадлежит ин-дивид (в терминологии Р. Мертона - группа взаимо-действия). Нормы и ценности непосредственного соци-ального окружения перестают быть для него автори-тетными и привлекательными. Как следствие, социаль-но желаемой становится группа, которая в социальнойпсихологии и социологии называется эталонной, илиреферентной.Члены референтной группы являются «авторами»определенных социально-культурных практик, их уме-стно называть субъектами процесса репликации. Реп-ликация (от лат. replicare - отражать), или ауторепли-кация, - создание себе подобной структуры. Реплика-тор - «самовоспроизводящаяся единица информации,объект, побуждающий определенные среды к своемукопированию», т.е. функция репликатора - создаватьсвои копии, конкурируя с другими репликаторами вборьбе за материальный ресурс репликации [5]. Репли-катор транслирует программу поведения и действуетпо принципу «делай как я». В этой связи полезно обра-титься к понятию мимесис (др.-греч. - подобие, вос-произведение, подражание), которое используетА. Тойнби и основанием которого выступает реплика-ция. Мимесис рассматривается им как средство и ис-точник «механизации» человеческой природы. Средст-во - потому что вырабатывает у людей навыки подра-жания и подчинения и представляется видом социаль-ной тренировки. Источник - так как способность кподражанию заложена в природе человека. Недостатокподражания в том, что, подражая, человек заимствуетспособ действия, не предполагающий собственнойинициативы. «Таким образом, действие, рожденноемимесисом, ненадежно, ибо оно не самоопределено»[6. С. 304].При этом люди, для которых референтная группаявляется социальным образцом, - всего лишь объектыэтого процесса. Они служат средой, обеспечивающейнеобходимые условия для копирования потребитель-ских социально-культурных практик. В этом плане ихможно рассматривать в качестве ресурса самовоспро-изводства (репликации).Открытие феномена референтной группы принад-лежит американскому социальному психологу Г. Хай-мену. В современной науке это понятие распростра-няют на все объединения, которые выступают дляиндивида эталоном при оценке им собственного соци-ального положения, действий и т.д. При этом в каче-стве референтной группы может выступать как груп-па, членом которой является индивид, так и группа,членом которой он хотел бы быть. Отличительнойчертой общества потребления служит знаковое пове-дение людей, которое делает процедуру репликациинаглядной. Исходный тезис постмодернистской тео-рии потребления Ж. Бодрийяра заключается в том,что вещи приобретают характер знаков, образующихспецифический дискурс. Потребление в целом рас-сматривается как символическая практика манипули-рования знаками, посредством которой строй произ-водства захватывает сознание людей и интегрирует ихв себя в качестве одновременно сообщника и жертвы.Ж. Бодрийяр обращает внимание на двойственностьпредмета: товар существует в поле экономическихобменов, в условиях рынка, но одновременно потреб-ление демонстрирует другую, неэкономическую логи-ку поведения, логику различения. Особенно острологика различения, знака проявляется в ситуации из-быточного потребления, у Бодрийяра это аукцион, гдеважны не потребительские свойства картины, а еепрестиж [7. С. 119-122].Таким образом, предметы культуры потребленияхарактеризуются не своим непосредственным назначе-нием (в этом отношении они могут быть бесполезны), азнаковой функцией. Благодаря этой функции облада-тель той или иной вещи может заявлять о своей при-надлежности к определенному социальному слою.Гомогенизация социализации под знаком потреби-тельства, в основе которого лежат единые стандартыповедения, рождает все большее количество людей,чьи реальные возможности, реальный опыт и социаль-ное окружение находятся в состоянии антиномии с же-лаемым положением, с их притязаниями. «Возникаетфеномен массового социокультурного отчуждения отсвоей профессии, своей социальной группы, принад-лежность к которым начинает восприниматься как не-удача или даже как знак отверженности» [4].Подобная тенденция на фоне нарастающего в со-временном обществе кризиса идентичности ведет кутрате субъектной целостности, ощущения причастно-сти и преемственности. Все очевиднее становится рас-тущая объектность человека в потребительском обще-стве, при том, что полагает он себя субъектом. Единст-венным источником и главным содержанием субъект-ности (псевдосубъектности) становится способностьпотреблять. Этот источник, становясь универсальныммерилом субъектности, на самом деле уничтожает вся-кую субъектность. Гедонизм потребительской культу-ры вызывает духовно-нравственную редукцию субъ-ектности, ведь субъект обнаруживается и проявляетсятолько в актах своей самодеятельности. Тот тип соци-альности, который формируется в обществе потребле-ния, не создает благоприятных условий для взращива-ния и обнаружения субъективной реальности. Субъек-тивация как личностное полагание себя в мир в качест-ве субъекта подменяется здесь «приобретением» субъ-ектности, поисками опоры для своего «Я» в потреб-ляемых символах.Становление нового исторического типа социализа-ции, характерного для общества массового потребле-ния, приводит к свертыванию, нейтрализации субъект-ности. По существу, это партикулярная социализация,сводящая многообразие эффектов социализации к од-ному - способности проявлять потребительскую (аследовательно, социальную) активность.

Ключевые слова

общество потребления, потребительство, социализация, социально-культурные практики, референтная группа, репликация, субъектность, society of consumption, consumption, socialisation, socio-cultural practises, referent group, replication, subjectness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Николаева Евгения МихайловнаКазанский (Приволжский) федеральный университетдоктор философских наук, профессор кафедры общей философииkaisa1011@rambler.ru
Николаев Михаил СергеевичКазанский (Приволжский) федеральный университетаспирант кафедры общей философииmihrutkanik@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Бодрийяр Ж. Система вещей. М. : Рудомино, 1995. 172 с.
Далакишвили Л. Человек и нация в информационном обществе // Россия и Грузия: диалог и родство культур : сб. материалов симпозиума. СПб. : Санкт-Петербург. филос. общество, 2003. Вып. 1. С. 86-92.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2000. 380 с.
Панарин А.С. Агенты глобализма. URL: http://www.libereya.ru/biblus/panarin.
Пойзнер Б.Н. Воспроизводство неустойчивости в культуре // Пойзнер Б.Н., Ситникова Д.Л. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003. С. 479-489.
Тойнби А. Постижение истории. М. : Прогресс, 1990. 730 с.
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М. : Библион - Русская книга, 2003. 272 с.
 Потребительская культура и кризис социализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Потребительская культура и кризис социализации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Полнотекстовая версия