Становление музыкального редактирования: историко-теоретический экскурс | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Становление музыкального редактирования: историко-теоретический экскурс

Рассматривается вопрос о значении музыкальной редакции в работе музыканта-исполнителя. Дается теоретический экскурс в историю процесса формирования редактирования от его зарождения в простой форме (корректура в литературе и музыке), до перехода в новое качество (толкование и интерпретация авторского музыкального текста), способствующее сохранению и коммуникации музыкальных шедевров эпохи клавирного искусства, а также совершенствованию фортепианного исполнительства в современных условиях.

Formation of music editing: historical and theoretical insight.pdf Музыкальные редакции в исполнительском процес-се играют чрезвычайно важную роль. Работа любогомузыканта (от ученика до профессионала высочайшегокласса) начинается с выбора редакции музыкальногопроизведения. Известно, что ни один музыкант не иг-рает авторский текст в оригинале, он использует еговариант, уже подготовленный редактором. Музыкаль-ная редакция, с которой работает исполнитель, оказы-вает влияние на интерпретацию всего произведения,прежде всего это относится к начинающим музыкантами любителям. Конечно, можно возразить, что естьUrtext, и опытный музыкант, безусловно, используетего в своей работе. Но здесь следует иметь в виду, чторабота с уртекстом также требует специальных знанийи опыта, чего нет у молодых музыкантов и тем более уначинающих. При выборе той или иной редакции оп-ределяющими должны являться прежде всего точноесоответствие авторскому нотному тексту, сохранениеособенностей стиля самого композитора и его эпохи, атакже аргументированные пояснения и комментарии.Историко-теоретический экскурс в данную пробле-матику, как и сам предмет исследования - «музыкаль-ное редактирование», является новой малоизученнойтемой для научного поиска в теории музыки. Теорети-ческое обоснование принципов упорядочивания текстамузыкального произведения в соответствии с эпохойсоздания, замыслом и стилем композитора имеет прак-тическую ценность для музыкантов-исполнителей.Термин «редакция» (лат. redactio - приведение впорядок, упорядочивание) имеет несколько значений.1. Процесс обработки редактором авторского произве-дения для публикации (синонимы: редакция - итог,результат; редактирование - процесс обработки тек-ста). 2. Вариант текста литературного произведения,получившийся в результате его переработки авторомили каким-либо другим лицом.Редактирование зародилось и формировалось каксфера профессиональной деятельности музыкантов, ав-торов и теоретиков музыки под влиянием потребностейчеловеческого общества и в процессе его развития. Тре-бовались обработка и сохранение информации в видетекста, который являлся средством организации, оформ-ления и закрепления информации в письменной и уст-ной форме в процессе межличностных коммуникаций.Смысловая информация выражается при помощи слов,оформленных в предложения. В своем сознании человекне всегда использует абсолютно весь имеющийся наборслов, но когда говорящий заинтересован, чтобы инфор-мация была воспринята, речь его становится яркой, яс-ной, понятной, обладает целесообразной структурой иупорядоченностью в соответствии с целью передачиинформации. Такой процесс «приведения в порядок соб-ственной информации» уже можно условно отнести кзарождению редактирования. Информация таким обра-зом обретает ясность, становится осознанной и четковыраженной. В свое время Вольтер сказал: «…когда умхорошо овладел мыслью, она выходит из головы вполневооруженной подходящими выражениями» [1. С. 9]. Каки все социальные явления, редактирование имеет своюисторию. Философы-классики утверждают, что сущ-ность явления (любого) лучше всего проявляется черезпознание его происхождения и развития. В историче-ских памятниках письменности при поверхностном рас-смотрении сложно увидеть свидетельства, говорящие оредактировании, но при более глубоком анализе текстовписьменных документов в их содержании и форме мож-но найти скрытые признаки, говорящие о том, что мате-риалы подвергались такой обработке.История предоставляет немало конкретных фактов,свидетельствующих об обработке письменных источ-ников - Веды, евангелия, «Русская Правда» - законо-дательный свод Древней Руси. Это позволяет сделатьвывод о том, что редактирование как обработка текстасуществовало давно, по крайней мере такие его разно-видности, как литературное и документальное. В му-зыкальном искусстве, как и в текстах в литературе,юриспруденции, редактирование проходило свой эво-люционный путь становления и развития.Музыкальное редактирование - это процесс подго-товки музыкального произведения к публикации, ис-полнению или исследованию, который осуществляетсялицами, обладающими профессиональными знаниямив этой области, но не композитором.История музыкального редактирования восходит кглубокой древности, цель его - сохранение и передачамузыкальной информации в акустическом пространст-ве. Требовалась определенная система знаков, значениякоторых передавали бы определенную высоту и про-должительность звучания каждого конкретного звукакак в вокале, так и на инструменте. До нотного периодав европейской музыке использовались особые знаки -невмы, которые требовали расшифровки. Музыкальнаянотация появилась в первой половине XI века, авторомее стал Гвидо д'Ареццо. Он начал записывать ноты начетырехлинейном нотном стане, что впервые дало воз-можность фиксировать их звуковысотность и послужи-ло стимулом к новому этапу развития в сочинительствемузыки. Впоследствии эта система дорабатывалась,добавилась пятая линейка, изменились внешний виднот, ключи и т.д. Во времена зарождения нотации спомощью нот могли быть записаны только высота зву-ков, но не продолжительность их звучания. В периодразвития мензуральной нотации (XII-XVI вв.) развива-лась в основном такая составляющая записи музыки,как ритм. Благодаря перечисленным изменениям не-мецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер (око-ло 1700 г.) предложил логарифмически равномернуюдвенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовилфортепиано, настроенное в соответствии с ней. СXVII в. нотация существует в таком виде, который до-шел до нас и используется в настоящее время. Все этифакты свидетельствуют о том, что в музыке, как и влитературе, шли поиски совершенствования форм сис-темы, при помощи которой можно более точно фикси-ровать на бумаге звуковысотность и метрические па-раметры музыкальных звуков произведения для после-дующей их передачи слушательской аудитории. Разви-вались и совершенствовались формы графической му-зыкальной системы - нотации, которая предоставлялавсе больший горизонт для более точной фиксации исохранения авторского замысла, но также открыла ко-лоссальную возможность миграции музыкальных про-изведений в другие общественные формации.Процесс создания музыкального произведения со-стоит из нескольких этапов: зарождение музыкальногообраза в сознании автора, запись его на бумаге и озву-чивание в акустическом пространстве. Письменнаяфиксация нотного текста также имеет несколькоформ - графическую (запись нот и их метрических па-раметров) и вербальную (словесные пояснения). Припомощи способов графической фиксации музыкальныхзвуков и их сохранения на бумаге композитор имеетвозможность реализовать свой творческий замысел вписьменном виде для того, чтобы в дальнейшем этотзамысел был музыкально озвучен через процесс испол-нительства в акустическом пространстве и представленслушателю. В процессе сочинения рождается множест-во черновых вариантов произведения, в которые ком-позитор вносит свои поправки, уточнения, изменения,что уже относится к музыкальному редактированию,целью которого является выбор наилучшего вариантатекста. Окончательный вариант рукописи авторскоготекста переходит в руки редактора. На раннем этапезарождения музыкального издательства это был пере-писчик, который переписывал источник, фиксируя егосодержание вручную. Естественно, в процессе перепи-сывания часто допускались ошибки, искажающие ав-торский замысел. Возникает потребность в человеке,обладающем определенными профессиональными зна-ниями, который мог бы устранить эти недостатки. Та-кая форма редакторской работы носила корректирую-щий характер.Первые музыкальные издательства возникли вовторой половине XV в. в Западной Европе, когда с изо-бретением книгопечатания и развитием типографскогоремесла были созданы и технические предпосылки длянотопечатания. В 1482 г. венецианец О. Скотто награ-вировал на дереве и напечатал сборник месс; в 1501 г.там же, в Венеции, вышло первое издание «Сборниксветских песен», напечатанное изобретателем подвиж-ного нотного шрифта О. Петруччи. Так начинался но-вый этап - «нотопечатное» редактирование.В процессе технического и духовного развития об-щества стали все ярче проявляться предпосылки к пе-рерождению редактирования: из простой формы музы-кальной корректировки текста оно превратилось в оп-ределенную сферу музыкального искусства со своимицелями и задачами. Прежде всего на эти метаморфозыредактирования повлияло развитие музыкальных инст-рументов клавишно-струнной группы. История кла-вирно-фортепианного искусства насчитывает болеепятиста лет. Клавирный период, в котором использова-лись такие инструменты, как клавесин, клавикорд,позднее - фортепиано (собирательное название «кла-вир»), длился примерно до времен французской рево-люции 1789 г. Первые клавишно-струнные инструмен-ты возникли в эпоху Возрождения. Этот период былпереломным в экономическом, политическом и куль-турном развитии стран Западной Европы. Средневеко-вые города становились центрами производства, тор-говли и культуры. В связи с ростом культуры в бытгорожан все больше стала проникать светская музыка,в развитии которой значительную роль сыграли цехо-вые организации музыкантов. Музыка все больше ста-новилась доступной не только избранным, она стано-вилась образом жизни народа слушающего, испол-няющего, интерпретирующего.В XVII-XVIII вв. падает роль городских музыкаль-ных организаций, объединявших многих музыкантов,которые вынуждены были искать работу в светских до-мах и в церквях. Претерпевает изменения и сама цер-ковь, в которой на почве религиозных войн XV-XVI вв.происходит раскол в связи с формированием протес-тантства. Этот факт серьезно повлиял на культурныепроцессы своего времени. Сторонники Реформации хо-рошо понимали, какую роль в их борьбе с католицизмоммогла сыграть музыка. Для вовлечения народных масс вцерковные песнопения включались интонации бытую-щих народных песен. В жизни горожан, представителейпривилегированного класса, и самой церкви усиливаетсяроль светского, мирского начала.Наиболее распространенными инструментами, быто-вавшими в эпоху клавирного искусства, были орган, кла-весин и клавикорд. Орган - инструмент более древнейкультуры, который в основном использовался в церкви.На клавесине (клавишно-щипковый инструмент) звукизвлекался перышком или язычком, которые при помощитолкачика, прикрепленного на особом стерженьке к концуклавиши, приводили струну в состояние колебания.Звук - блестящий, но малопевучий, основная динамика -чередование forte и piano. На клавикорде звукоизвлечениедостигалось путем касания струны металлической пла-стинкой-тангентом, который имел форму трапеции и былприкреплен на конце клавиши. Динамика была более раз-нообразной, легче удавалось воспроизводить legato и до-биваться более певучей мелодии, но в отношении силызвука клавикорд значительно уступал клавесину и в ос-новном использовался в домашнем музицировании.В эпоху клавирного искусства возросла роль свет-ской музыки, стало интенсивно развиваться инструмен-тальное исполнительство, выросли популярность и ав-торитет педагогов, обучающих игре на инструментах.Требования к профессиональным качествам музыкантаповышаются. Он должен сочетать в себе и композитора,и импровизатора, и педагога. Импровизационное началорассматривалось, безусловно, как превалирующий роддеятельности, которому можно было научиться, имеяопределенные способности. Этот процесс был нераз-рывно связан с обучением импровизации, теории музы-ки, композиции и исполнительскому мастерству. Следу-ет отметить, что ценным в «органно-клавирной педаго-гике» являлась ее направленность на воспитание разно-стороннего, творчески мыслящего композитора-испол-нителя-педагога, для которого сочинение музыки, ееисполнение и обучение игре на инструменте составлялиразные грани единой профессии музыканта. На этихпринципах выстраивалась система музыкального обра-зования клавирного периода. Клавесинная педагогикапродолжала развивать основные традиции органно-клавирного искусства эпохи Возрождения, приспосаб-ливая их к условиям Нового времени. Музыка в этотпериод в основном писалась для определенной группыинструментов (клавира). Композиторы хорошо знали ихтехнические возможности, исполнительские каноныбыли общеизвестны и в какой-то степени каноническинезыблемы, поэтому не требовалось особого редактор-ского разъяснения в вопросах исполнения мелизмов,динамики, артикуляции и других выразительныхсредств. Вследствие этого фактора композиторы огра-ничивались очень скупыми указаниями.В связи с возрастающим интересом к духовной куль-туре, в частности к домашнему музицированию, на про-тяжении XVII и большей части XVIII в. формировалисьтребования к обучению музыке. Для этого необходим былучебно-методический и нотный материалы в виде музы-кальных изданий. В тот период времени уже существова-ли сборники для обучающихся, в которых давались рас-шифровки исполнения украшений. Известны, например,такие издания, как «Клавесинные принципы» МишельСен Ламбера (1610-1698), «Искусство игры на клавеси-не» Франсуа Куперена (1688-1733), «Опыт об истинномискусстве игры на клавире» Карла Филиппа ЭммануилаБаха (1714-1780), «Клавикордная школа» Георга СимонаЛелейна (1727-1782) и ряд других методических тракта-тов. В это время издавалось много методической и нотнойлитературы, что подтверждает существование музыкаль-ного редактирования.Следующей предпосылкой для формирования музы-кального редактирования в новом качестве стал синтезсмежных профессий в облике музыканта. Эпоха клавир-ного искусства, которая корнями уходит в Средневековье,способствовала тому, что в лице музыканта соединилиськомпозитор, импровизатор-исполнитель и педагог. Этоспособствовало тому, что в исполнительстве развивалосьсоавторство, что, к сожалению, в дальнейшем способст-вовало формированию у музыкантов пренебрежительногоотношения к авторскому тексту. Композиторское началов форме импровизации (каденции, украшения, досочине-ние) проникало в исполнительство и было неотделимо отсочинительства, уподоблено ему. Такой синтез приводилк импровизации, в которой иногда роль музыканта-испол-нителя была даже более значимой, чем самого автора, апотому импровизатор стоял значительно выше компози-тора. Особенно этим славился век Романтизма, когда лич-ность творца вышла на первый план. В связи с этим сталопроявляться некоторое «пренебрежение» исполнителей ккомпозиторам и капельмейстерам. Эти особенности музы-кантов «романтического века» отразились и в музыкаль-ном редактировании, когда в угоду вкусам публики в ав-торский текст вносились различного рода добавления изобласти выразительных средств (темпы, динамика, арти-куляция и т.д.) с целью «улучшить» идею автора.Переломным периодом в истории и культуре, а такжев формировании клавирно-фортепианного исполнитель-ства стал XVIII в. с его революциями, крестьянскимибунтами и народными восстаниями. Прогрессивные тен-денции в развитии экономики, промышленности, торгов-ле не могли не коснуться и эстетических воззрений за-падноевропейских просветителей. Новое время призыва-ло к естественности, правдивости чувств в искусстве, хотянередко это приводило к преувеличению. Следует отме-тить, что новые эстетические воззрения оказали несо-мненное влияние на классическое искусство концаXVIII столетия. Музыка как никакой другой вид искусст-ва могла передать всю «симфонию» человеческих чувствтого времени. Правда, здесь присутствовали и сентимен-тальные преувеличения, но музыкальное искусство сде-лало в этом направлении значительный шаг вперед попути реального отражения внутреннего мира личности, еечувств, эмоциональных переживаний. В конце XVIII -начале XIX столетия классики в своем творчестве смоглипреодолеть чувствительные преувеличения сентимента-листов и отобрать из субъективных переживаний объек-тивно наиболее ценное и общезначимое. В этот периодвозникает опера, начинается интенсивное развитие инст-рументальной музыки. Результатом утверждения новоготипа мышления явилось рождение новой музыкальнойформы - сонатно-симфонической, которая построена напринципе контрастного сопоставления музыкальных об-разов; в ней меняются средства музыкальной выразитель-ности (мелодика, гармония, фактура), происходит обнов-ление мелодии новыми интонациями современной музы-кальной речи. Наметились в исполнительском искусственовые направления, которые проявили себя в «пении наклавире», в более разнообразной и тонкой динамике иразнообразии артикуляционной палитры. При общих тен-денциях усложняется и техническая сторона вновь соз-данных музыкальных произведений, требующая болеетщательного подхода к исполнению и отдельной трени-ровки в передаче замысла композитора. Изменилась рольи самого музыканта: он больше не сочетает в себе компо-зитора-исполнителя-импровизатора, а является посредни-ком между композитором и слушателем, т.е. исполните-лем, основной задачей которого является раскрытие идонесение до слушателя авторского замысла музыкально-го произведения. Композиторы этой поры высказали кате-горический протест против внесения в авторский тексткаких-либо изменений со стороны исполнителей-интер-претаторов. Потребовались защита авторских прав и замы-слов, с одной стороны, а с другой - охрана ее неповтори-мости и оригинальности, исключающие вольные передел-ки разного рода, которые неизбежно следуют за перемена-ми в общественном сознании.В связи с этими новыми эстетическими тенденциями вобласти музыкального искусства бытовавшие тогда кла-весин и клавикорд перестали отвечать духу времени. Насмену им пришел новый инструмент с более мощнымитехническими возможностями - фортепиано, что повлек-ло за собой рождение новой исполнительской школы иновых, сопутствующих этим процессам форм редактиро-вания нотного текста музыкального произведения.Фортепиано было изобретено в 1709 г. Его изобрета-телем и создателем был флорентийский мастер Бартоло-мео Кристофори, который дал новому инструменту на-звание «чембало с piano и forte». Основные элементы ме-ханики - молоточковый механизм и демпферы - сохра-нились до наших дней. Впоследствии Бартоломео Кри-стофори добавил «левую педаль», функцию которой сна-чала выполняла ручная кнопка, но принцип был аналоги-чен «левой педали» современного инструмента. Вскореподобные инструменты, независимо от Кристофори, былисконструированы и в других странах. Так обновлялисьинструменты клавишной группы, и это приближало му-зыкантов к современным требованиям эпохи и музыкаль-ным потребностям развивающегося общества. Преиму-щества фортепиано были очевидны: технические воз-можности этого инструмента значительно превышаликлавесин и клавикорд по качеству и силе звучания, постепени динамической градации (более мощной и гиб-кой), по возможностям тембральной и штриховой палит-ры звука. К концу XVIII столетия фортепиано получилоширокое распространение, оттеснив на второй план кла-весин, и клавикорд. Это был инструмент с новыми выра-зительными возможностями, отвечающий требованиямэпохи, явившийся результатом эволюционного развитиямузыкальных инструментов, начиная от струнных, мо-мент происхождения которых теряется в глубокой древ-ности. Рождение фортепиано стало важным поворотныммоментом не только в становлении новой исполнитель-ской школы, требующей нотной и методической литера-туры, но также и в новом подходе к решению вопросовмузыкального редактирования.В связи с произошедшими изменениями и выделе-нием исполнительства в самостоятельный жанр музы-кального творчества между музыкой старинных масте-ров и современной образовался своеобразный «ваку-ум». Датой возникновения «исторического исполни-тельства» принято считать 11 марта 1829 г., когдавпервые после векового перерыва под руководствомдвадцатилетнего Ф. Мендельсона-Бартольди в Берлинепрозвучали «Страсти по Матфею» И.С. Баха, что от-крыло эпоху триумфального «возрождения» баховскоймузыки [2. C. 27]. Разрыв между эпохой клавирногомузыкального искусства и зарождением фортепианногоисполнительства был продиктован рядом обстоя-тельств. Во-первых, обнаружилось несоответствие ста-рых трактовок музыкальных произведений прошлыхэпох духу времени и требованиям Нового века. Музы-ка, созданная в клавирный период, казалась в XIX в.неинтересной, скучной, непонятной, иногда чрезмернопростой. Во-вторых, исполнение музыкальных сочине-ний старинных мастеров было связано с трудностями,обусловленными специфическими особенностями за-писи композиторами своих замыслов. Они давалиочень скупые указания на характер исполнения, иногдатаковые отсутствовали вовсе, не везде имелись рас-шифровки украшений; музыкальная ткань не всегдавыписывалась полностью, что провоцировало интер-претатора на внесение собственных дополнений в ав-торский текст. В-третьих, непонятно было, как испол-нять произведения, написанные для клавесина или кла-викорда на фортепиано, поскольку эти инструменты всилу своего технического устройства имеют разную ме-ханику, отсюда - разные способы звукоизвлечения и самзвук. Возникало множество вопросов относительно ис-пользования педали в этих произведениях, которая в вы-шеназванных инструментах отсутствовала вовсе; как ис-полнять на фортепиано произведения, в которых исполь-зовались два мануала, и т.д. На все эти вопросы моглидать ответ только люди, профессионально подготовлен-ные и обладающие определенными знаниями. Возникланеобходимость в музыкальном редакторе - интеллекту-альном, профессионально подготовленном, тонко чувст-вующем стиль композитора и его эпохи, способном датьдостоверные комментарии и разъяснения исполнителямдругой исторической эпохи.Таким образом, музыкальное редактирование расши-рило рамки своих полномочий и пришло от простойформы (корректировка текста) на новую ступень разви-тия (толкование и интерпретация авторского текста).Возник новый вид музыкального редактирования какодно из направлений музыкальной деятельности, сопут-ствующей исполнительскому искусству, с новыми целя-ми и задачами, продиктованными исторической необхо-димостью и творческими интенциями музыканта. Ог-ромную роль в формировании принципиально новойпарадигмы применительно к музыкальному редактиро-ванию в исполнительском искусстве на рубеже XVII-XVIII вв. сыграли следующие факторы:1) смена музыкальных инструментов клавирнойгруппы в конце XVIII в.;2) специфические особенности записи композито-рами XVII -XVIII вв. своих замыслов;3) размежевание профессии музыканта на компози-торскую и исполнительскую деятельности;4) появление нового инструмента - фортепиано;5) рождение новой фортепианной исполнительскойшколы.

Ключевые слова

редакция, музыкальное редактирование, музыкальные редакции, music editing, history of music editing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Булгакова Людмила ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетзав. кафедрой инструментального исполнительства Института искусств и культурыblvik@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Редактирование. Общий курс : учебник для вузов / С.Г Антонова, В.И. Соловьев, К.Т. Ямчук. М. : Изд-во МГУП, 1999. 256 с.
Нодель Ф., Зубов А. О «старинных» музыкальных инструментах // Музыкальные инструменты. 2004. № 1.
 Становление музыкального редактирования: историко-теоретический экскурс | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Становление музыкального редактирования: историко-теоретический экскурс | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Полнотекстовая версия