Социокультурная адаптация мигрантов: проблемы и стратегии (томский кейс) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354.

Социокультурная адаптация мигрантов: проблемы и стратегии (томский кейс)

Анализируются проблемы социокультурной адаптации мигрантов разных категорий в условиях Томска и Томской области. Рассматриваются адаптационные стратегии мигрантов, инструменты и способы решения проблем адаптации. Затронут вопрос сохранения и трансформации этнической идентичности мигрантов.

Socio-cultural adaptation of migrants: problems and strategies (Tomsk case).pdf В настоящее время процессы миграции являютсяважнейшим фактором изменений в экономической,социальной и культурной сферах. По мнению Э. Гид-денса, миграция влияет на преобразование простран-ственных социальных отношений [1]. Социальныеизменения на макро- и микроуровне, происходящиепод влиянием миграционных процессов, можно опре-делить как преобразования в социальной структурепринимающего сообщества, социально-демографичес-кую трансформацию этого сообщества, перемены всоциально-ролевых и социально-культурных структу-рах общества иммигрантов. Например, расширение«иммиграционной экспансии» во второй половинеХХ в. привело к тому, что появились сообщества сбольшим культурным и этническим разнообразием.Каждой из принимающих мигрантов стран пришлосьвыбирать свой собственный путь регулирования этогопроцесса.Исследователи концептуально выделяют 4 модели-реакции принимающей страны на мигрантов: полноеисключение, дифференциальное исключение (сегрега-ция), ассимиляция и плюрализм (он имеет две разно-видности - невмешательство и мультикультурализм)[2. С. 97-102]. Кроме этого, неизбежным результатоммассовых международных миграций являются раз-личные варианты интеракций мигрантов с прини-мающим сообществом, реализующиеся как на груп-повом, так и на индивидуальном уровнях. К сожале-нию, характер данных интеракций не всегда со знаком«плюс» - многие из них приобретают форму этноцен-тризма, ксенофобии, структурной дискриминации поэтническому признаку. Указанные факторы подчерки-вают актуальность рассмотрения проблемы социо-культурной адаптации этнических (прежде всего ми-грантских) групп, оказавшихся в иной, «чуждой» имэтнокультурной среде.Россия, как и многие страны в мире, столкнулась вконце ХХ - начале ХХI в. с мощным миграционнымпотоком, обусловленным новой политической и со-циокультурной обстановкой: распад СССР, усилениепроцессов глобализации. Сибирь как один из «прини-мающих» мигрантов регионов может выступать впол-не репрезентативной исследовательской площадкойдля рассмотрения проблем специфики адаптационно-го процесса. Мигранты Томска («новые этническиегруппы»), объединенные в этнические диаспоры, какособое сообщество были выбраны в качестве случая вконтексте методологии кейс-стади в силу следующегооснования. Томск, как и многие сибирские города,принимает ежегодно большое количество мигрантов,как трудовых, так и приезжающих для получения выс-шего образования (студенты). В Томской области41 671 человек были поставлены на миграционныйучет в 2010 г., что превышает на 19,4% прошлогоднийпоказатель [3]. Поэтому процесс социокультурнойадаптации этих сообществ, а также механизмы фор-мирования и транслирования их собственной группо-вой идентичности (в нашем случае это проблема, но-сителем которой и является случай) в принимающийсоциум вполне могут быть экстраполированы и надругие города Сибири.Кейс-стади как нельзя лучше применим для описа-ния сложных процессов и явлений, которые трудноизучать количественными методами. В отличие от ко-личественных исследований, стратегия кейс-стади по-зволяет ответить на качественные вопросы: как и по-чему происходят те или иные явления. Кроме того,кейс стади предпочтителен при проведении исследова-ний не исторических событий, а современных. Самоеглавное в кейс-стади - прямое наблюдение и система-тическое интервьюирование [4. С. 30-35].Следует подчеркнуть взаимосвязь феноменов со-циокультурной адаптации и этнической идентичности.И то, и другое понятие можно рассматривать, с однойстороны, как продолжающиеся социальные процессы, ас другой - как результат. Социокультурную адаптациюможно определить как процесс и результат активногоприспособления этнических групп к условиям другойсоциокультурной среды. Источником актуализациисоциокультурной адаптации в иноэтнической средеявляется объективно складывающееся противоречиемежду интернализованным этнокультурным фреймом,привычными потребностями, интересами мигрантов,устоявшейся моделью их социальной активности(групповая этническая идентичность мигрантов) и но-выми общественными условиями их жизнедеятельно-сти, изменившимися статусными характеристиками(идентичность принимающего сообщества) [5]. Груп-повую этническую идентичность лучше всего опреде-лить в терминах теории самореферентных системН. Лумана как процесс и результат самоописания исамонаблюдения самореферентной системы, каковойявляется сообщество мигрантов [6-8].Структурообразующей составляющей социокуль-турной адаптации выступает базовая интерактивнаяматрица «субъекты адаптации - адаптивная среда».Принято выделять 4 базовые адаптационные стратегии,которые используются мигрантами:1. Стратегия «геттоизации» (пассивной автаркии),реализующаяся в ситуациях, когда адаптанты, оказав-шись в новом окружении, стремятся избежать прямыхконтактов с чужой культурой и тем самым устранитьнегативные симптомы культурного шока. Следующиеданной модели мигранты создают свой особый микро-мир, в котором присутствует исключительно «родная»этнокультурная среда, живут свои соотечественники исоплеменники. Пассивная автаркия, как правило, харак-терна для представителей этнических меньшинств (пе-реселенцев и беженцев), проживающих в крупных горо-дах, индустриальных центрах, мегаполисах.2. Стратегия «культурной колонизации» (агрессив-ной автаркии) характеризуется активным проявлениему «пришельцев» этноцентризма и интолерантности.В данном случае новая реальность воспринимаетсякрайне неадекватно, другая культура резко критикуетсяи отвергается. Более того, мигранты (колонизаторы)активно стремятся перенести свои атрибуты культурыи этнические стереотипы в новую среду, навязать при-нимающему окружению собственное мировосприятиеи образ жизни.3. Ассимиляция, предполагающая отказ мигрантов(добровольный или вынужденный) от родной культурыи полную идентификацию («растворение») с новымэтнокультурным сообществом.4. Интеграция (аккультурация) - наиболее пред-почтительная и успешная стратегия адаптации, за-ключающаяся в сохранении этноменьшинствами при-верженности своей культуре и параллельной интерна-лизации ими инокультурных атрибутов. Данная мо-дель предполагает также активизацию паритетногомежкультурного диалога между мигрантами и доми-нирующим этническим большинством, взаимное при-способление последних: когда меньшинствам необхо-димо усвоить базовые ценности, нормы, знания и об-разцы новой социокультурной среды, а принимающе-му сообществу - адаптировать свои социальные ин-ституты к потребностям и запросам всех составляю-щих его этнических групп [5]. Выбор той или инойстратегии зависит от целого ряда факторов: микро- имакросоциальных.К микросоциальным факторам следует отнести:а) индивидуально-личностные характеристики адап-тантов (возраст, уровень образования и профессио-нальной подготовки, коммуникабельность, ценностныеориентации, мотивация, личностная самооценка, ха-рактер ожиданий и притязаний, жизненный опыт идр.); б) характеристики взаимодействующих культур-ных фреймов этногрупп, прежде всего культурнуюдистанцию (объективно существующая и субъективновоспринимаемая степень сходств или различий междуэтническими культурами).Макросоциальные факторы следующие: 1) полити-ческая и социально-экономическая ситуация в прини-мающей стране и в мире; 2) характер иммиграционной иэтнонациональной политики властей; 3) правовой статусмигрантов; 4) наличие (или отсутствие) общественныхорганизаций и объединений соотечественников (земля-честв, национально-культурных автономий, ассоциацийи т.п.), масштабы их деятельности; 5) уровень корруп-ции и преступности и др. [5].Устойчивый рост числа мигрантов и их доли в насе-лении Сибирского региона имеет свои экономические иобщественно-политические последствия. В контекстепроведенного исследования наиболее важными былиследующие вопросы: 1) как организован процесс взаи-модействия и включения мигрантов - представителейновых этнических групп в местный социум? 2) какиефакторы способствуют сохранению или трансформа-ции элементов самосознания и идентичности мигран-тов? С целью ответа на них было проведено этносоцио-логическое исследование методами экспертного интер-вью, фокус-групп и открытой групповой дискуссии сруководителями и активными участниками диаспор,объединяющих представителей наиболее крупных но-вых этнических групп, проживающих на территорииТомской области (азербайджанцы, армяне, киргизы, тад-жики, узбеки, а также представители кавказских народовРоссии, прежде всего чеченцы и ингуши). Кроме того, вкачестве экспертов выступили уполномоченные пред-ставители Управления федеральной миграционнойслужбы России по Томской области, а также руководи-тели структурных подразделенийвичных потребностей. Особенно это касается молоде-жи, не заставшей СССР и не имеющей даже небольшо-го опыта владения русским языком. Другая проблемнаякатегория - дети мигрантов, которые, однако, быстроучатся русскому языку (иногда в ущерб родному), ноне каждая школа приспособлена к подобной практике.В целом стоит отметить, что уровень адаптации ми-грантов напрямую зависит от мотивов их пребывания вТомске и жизненных планов. Приезжающие на сезонныезаработки, как правило, не мотивированы на погружениев культуру и среду принимающего сообщества, их глав-ный мотив - экономический. То же касается тех, ктоприехал в Томск получать образование, но не собираетсяоставаться здесь жить. Конечно, мы не говорим здесь оязыковом барьере, потому что если человек - представи-тель страны бывшего СССР - приезжает получать выс-шее образование, это означает, что в языковом плане ондостаточно продвинут. Многие, особенно из молодеж-ной среды, не хотели бы оставаться в Томске послеокончания вуза по двум причинам: Томск - хорошееместо для получения образования, но с рабочими места-ми здесь напряженно; вторая причина - желание датьсвоим детям традиционное воспитание, в том смысле,что ценности, базовые установки, должны, по мнениюбольшинства, быть впитаны в родной культуре (цен-ность семьи, уважение к старшим, воздержанность). До-полнительной причиной нежелания оставаться здесьявляется климат.Однако климат представляет более серьезную про-блему адаптации приехавших из стран дальнего зару-бежья, как с востока, так и с запада. И здесь также це-лый комплекс, который можно было бы обозначить какпроблему физиологической адаптации. Суровые кли-матические условия провоцируют частые заболевания.Разница в системе питания также не способствует ус-пешной адаптации в первые периоды пребывания. Какправило, иностранцам (речь идет, в первую очередь, остудентах) требуется в среднем год только на то, чтобыпривыкнуть к этим новым условиям и адаптироватьсяна физиологическом уровне. К тому же параллельноидет адаптация в языковом и коммуникативном плане.Единственный плюс, который можно выделить, го-воря об иностранных студентах, приехавших из даль-него зарубежья, это их защищенность в правовом пла-не: как правило, они приезжают по специальным про-граммам, за ними закреплены кураторы, помогающиеим решать разного рода проблемы и информационнопогружаться в культуру принимающего общества. Вэтом смысле вузы делают много, хотя не в равной сте-пени. Стоит отметить «продвинутость» Томского по-литехнического университета: в то время, как ТГУтолько строит общежитие для иностранных студентови силами отдельных энтузиастов помогает им успешноадаптироваться, ТПУ уже говорит о таких имиджевыхвещах, как создание позитивных образов как Томска зарубежом, так и иностранца в Томске. Последнее особен-но важно, поскольку, по мнению экспертов, обществен-ное мнение - это на сегодняшний день, пожалуй, самоеслабое звено в миграционной политике.Как уже отмечалось выше, именно диаспоры в пер-вую очередь выступают той коммуникативной струк-турой, в которой осуществляются аутопойэтическиепроцедуры новых этнических групп (мигрантов), в томчисле и процедура сохранения и поддержания их этни-ческой идентичности как важная составляющая про-цесса социокультурной адаптации.Оценки уровня включенности и адаптированностимигрантов в местный социум различаются в зависимо-сти от национальности. Наиболее высоко степень соб-ственной включенности и уровень адаптивности ми-грантов оценивают руководители азербайджанской иармянской диаспор. Высокие оценки лидеров диаспорподтверждаются объективной ситуацией. Так, именнопредставители азербайджанской и армянской диаспорпредставлены в органах исполнительной и законода-тельной власти Томской области, а также являютсявладельцами крупных предприятий (ОАО «Томлес-строй», ООО «ЗПП Томский»). Руководитель армян-ской диаспоры, оценивая степень адаптивности армян,даже употребляет выражение «коренные армяне»: «Ябы не сказал, что у нас, коренных армян, есть какие-топроблемы. Я вполне серьезно говорю, откровенно».Они указывают, что приехавшие в Сибирь еще в совет-ское время прожили большую часть жизни здесь и свя-заны профессиональными, товарищескими и родствен-ными узами с местным населением. Лидеры диаспорговорят о том, что многие из таких мигрантов имеютрусских жен и родственников. В результате происхо-дит процесс интеграции и ассимиляции данной частидиаспор. Как указывают лидеры диаспор, многие детиазербайджанцев и армян уже не знают национальногоязыка и культуры и, по сути, являются такими же то-мичами, что и остальное население. Об этом говоритлидер азербайджанской диаспоры: «Молодежь, о кото-рой мы говорим, у них родители русские, они родилисьздесь, многие из них ни разу не были в Азербайджане.Они представления не имеют, что есть национальнаяродина». В то же время мигранты, приехавшие из Кав-каза в Сибирь в 1990-е и 2000-е гг., отличаются тем,что сознательно стараются сохранить свою семейнуюсплоченность, национальное и религиозное самосозна-ние. Мигранты, приехавшие во второй половине2000-х гг., также не испытывают проблем с адаптаци-ей, так как едут целенаправленно к родственникам илидрузьям, которые им помогают обустроиться на новомместе и получить легальное рабочее место. В целом жепредставители армянской и азербайджанской диаспорговорят о том, что свое будущее их соплеменники свя-зывают с Томском.Из среднеазиатских диаспор наиболее адаптивнакиргизская. Приехавшие из Киргизии, как отмечаетлидер диаспоры, достаточно легко включаются в мест-ный социум, особенно дети. В этом диаспора видитсвоего рода проблему, связанную с размыванием на-циональной идентичности: «В школе, насколько язнаю, тоже проблема адаптации, они махом овладеваютрусским языком и забывают как раз киргизский. Новоепоколение детей, которые приезжают с родителями,теряют свой родной язык, общаясь только на русском,скажем, в школе». Менее адаптивны и включены в ме-стный социум узбекская и таджикская диаспоры.Большинство таджиков сохраняют свою национальнуюи религиозную идентичность, видя в России скорее неместо реализации собственного будущего и будущегосвоих детей, а место для заработка. Представитель уз-бекской диаспоры тоже говорит о том, что узбек при-езжает в Россию зарабатывать деньги, а не обретатьновую Родину. Он же указывает, что среди узбековраспространена практика возвращения пожилых лю-дей, проработавших долгое время в России, обратно вУзбекистан, что связано с желанием жить в обществе«своей» культуры: «Те же старики почему возвраща-ются в Узбекистан? Потому что условия не те. В Узбе-кистане принято веками, что старики в почете, а здесьотношение к старикам другое, их пинают, нечаяннозадевают машинами, не уступают место в транспорте.И каждый для себя делает вывод, и я для себя знаю, чтоя также на старости лет уеду, это связано с обычаем,культурой».Оценивая отношение к мигрантам со стороны мест-ного населения, руководители диаспор отмечают, чтосейчас оно изменилось по сравнению с советским вре-менем. В пример можно привести характерное выска-зывание руководителя азербайджанской диаспоры: «Яс полной уверенностью могу сказать, что в советскоевремя было лучше, потому что такой вопрос, как на-циональный, никогда не стоял. Раньше судили по по-ступкам: если он был плохой человек, то он был пло-хой для всех. А если человек был, как я или АликберАлиевич, он работал, приносил пользу себе, обществу,он всегда понимал, где находится, куда приехал и чтоделает».В 1990-е гг. отношение местного населения к ми-грантам начало меняться в худшую сторону, по мне-нию представителей диаспор. Лидер таджикской диас-поры: «Вы знаете, я живу с 1990 г. и раньше никогда нечувствовал давления… К сожалению, в последнее вре-мя это есть, и неприязнь, и давление, это все чувству-ют». Причинами ухудшения назывались, во-первых,распад единого государства, после чего азербайджан-цы, таджики и другие народы в России оказались в ста-тусе граждан другого государства; во-вторых, крими-нализация части самих мигрантов в 1990-е гг., которыестали заниматься рэкетом, разбоем и т.д.; в-третьих,усиление конкуренции между мигрантами и местнымнаселением в сферах рынка труда и бизнеса.Оценки современной ситуации в сфере межнацио-нальных отношений представлены в виде двух типовсуждений. Представители кавказских диаспор говорято том, что ситуация в сфере межнациональных отно-шений переламывается в сторону большего взаимопо-нимания. В результате отношения членов своих диас-пор с местным населением оцениваются как позитив-ные и бесконфликтные. Конфликтные ситуации междукавказцами и русскими если и случаются, то носят бы-товой, а не националистический характер. Данную по-зицию также озвучивают представители официальнойвласти. Сотрудник УФМС: «Томская область - не при-граничный регион и удалена от юга России. У соседейспокойный менталитет, серьезных проявлений со сто-роны иностранных граждан и в отношении иностран-ных граждан нет, так, точечные явления, недовольствоместного населения и иностранных граждан. Серьез-ные моменты почти полностью отсутствуют». В то жевремя представители среднеазиатских диаспор говорято том, что отношения местного населения и мигрантовпродолжают ухудшаться. Приведем характерное мне-ние лидера киргизской диаспоры: «Возрастает нега-тивная оценка мигрантов. Позитивно редко кто оцени-вает, больше негатив. К сожалению, эти процессы уси-ливаются… года четыре назад мигрантов было гораздоменьше здесь, в Томске».Именно представители среднеазиатских диаспорговорят о том, что их члены являются жертвами нацио-налистических и экстремистских молодежных группи-ровок. Руководитель таджикской диаспоры: «Это былов прошлом году. Три дня подряд происходили избие-ния наших сограждан молодыми экстремистами, кото-рые кричали: "Бей мигрантов", "Бей черных"».Отсутствие информационного поля на эту темуприводит к таким неприятным примерам, о которыхупоминали эксперты: грубое отношение, оскорблениеиностранцев в общественных местах, не говоря уже обактах физического насилия. Безусловно, на отношениипринимающей стороны к иностранцам сказываютсяразные факторы: «железный занавес», закрытость на-шего города в прошлом, а также социально-эконо-мическая и социально-психологическая нестабильностьобщества в настоящем, что, конечно же, способствуетпроявлению интолерантного отношения (поиск «козлаотпущения», как правило, начинается в среде «чу-жих»).Какими путями следует решать подобные проблемыадаптации? Эксперты называли самые разные. Наибо-лее проблемной группой, как показывает практика,являются трудовые мигранты. Предложения были та-кие: открытие своего рода «перевалочного пункта» дляприезжих трудовых мигрантов, который бы обеспечилих на первое время необходимыми условиями - быто-выми, информационными; установление более тесныхконтактов с правительствами стран пребывания и ме-стных диаспор (не только на уровне консульств); про-зрачность многих юридических и экономических про-цедур (самое болезненное место) в отношении мигран-тов; создание позитивного отношения со стороны при-нимающего общества посредством информационныхканалов. В отношении же студентов, приезжающих изстран дальнего зарубежья, можно сказать, что расшире-ние коммуникативного круга означает их более актив-ное вовлечение в жизнь за пределами вуза и общежи-тия. Кроме этого, создание еще более привлекательныхдля их приезда условий как в социально-психологи-ческом плане, так и в правовом поле (например, разре-шение иностранным студентам работать во время кани-кул не только в вузе, но и за его пределами). Диаспоравыступает в этом случае наиболее реальным инструмен-том в решении указанных проблем.Руководители диаспор ставят задачу поддержанияпорядка в качестве одной из главных, определяющихнаправления деятельности диаспоры. Поддержаниепорядка предполагает пресечение противоправныхдействий и преступлений, как со стороны самих ми-грантов, так и по отношению к ним. Чаще всего меха-низмом поддержания порядка является неформальноевоздействие (беседа) на нарушителя со стороны авто-ритетных членов диаспоры, однако в некоторых случа-ях диаспоры применяют практику остракизма. Необхо-димо отметить, что руководители некоторых диаспор(армянская, азербайджанская) прямо говорят о необхо-димости усиления сотрудничества с властью в процес-се решения задачи поддержания порядка. Руководительармянской диаспоры: «Я всегда говорю, что многие непонимают… или вот только сейчас начали понимать,что руководитель диаспоры - это, в первую очередь,помощник властям. Вот в Москве… только сейчас по-няли, что надо ближе работать с диаспорой».Другой важной задачей для любой диаспоры декла-рируется поддержка вновь прибывших и давно живу-щих на территории региона людей своей национально-сти. По итогам анализа результатов экспертных интер-вью можно выделить следующие направления под-держки.1. Экономическая поддержка. Данное направлениедекларируется в качестве основного представителямидиаспор народов Средней Азии. Экономическая под-держка реализуется в первую очередь путем решенияпроблемы трудоустройства вновь прибывающих в ре-гион мигрантов. Чаще всего поиск работы осуществля-ется через родственников и знакомых. Кроме того, эко-номическая поддержка проявляется в том, что вновьприбывшим мигрантам диаспора помогает решать про-блему с жильем, предоставляя временные помещения(общежития, технические помещения) в качестве пер-воначального места жительства.2. Обеспечение безопасности и правовая поддержка.Это направление деятельности диаспор подразумеваетпрежде всего правовую поддержку трудовых мигран-тов в процессе их регистрации и получения рабочегоместа. Представители узбекской, таджикской и киргиз-ской диаспор указывают, что данный этап жизни ми-гранта является наиболее проблемным по причине по-стоянного снижения квот на рабочие места за послед-ние три года, в результате чего сложно найти офици-альную работу. Несколько ослабила проблему системапатентов на индивидуальную трудовую деятельностьдля мигрантов, когда человек может работать на част-ника. Также в настоящее время существуют сложностис регистрацией, которую необходимо осуществить впервые три дня по приезде в Россию. Как указываютлидеры диаспор, в основном рынок аренды жилья не-легален, хозяева сдают квартиры «вчерную», не реги-стрируя приезжих. Ситуацию осложняет наличие рын-ка «серых» посредников, которые берут деньги, обещаярешить проблемы с регистрацией и трудоустройством,и зачастую «кидают» мигрантов. Руководители кавказ-ских диаспор (азербайджанцы, армяне) также указыва-ют на то, что их диаспоры занимаются поддержкойсвоих соплеменников, попавших в конфликты, с цельюминимизации их издержек.3. Образовательная деятельность. Представителидиаспор указывают на два направления собственнойобразовательной деятельности. Первое - это обучениеродному языку, религии и родной культуре детей своейнациональности. Руководитель армянской диаспоры:«У нас есть воскресные школы, где мы изучаем армян-ский язык, основы христианства, культуру армян-скую». Фактически, реализуя данную функцию, диас-пора выступает в качестве центра, сохраняющего ивоспроизводящего национальную идентичность в усло-виях другой культурной среды. Второе направление -обучение вновь прибывших мигрантов русскому язы-ку - реализуется в рамках узбекской и таджикской ди-аспор. Их лидеры говорят о том, что если трудовыемигранты более старшего поколения еще достаточнохорошо знают русский язык, то приезжающая моло-дежь может вообще на нем не разговаривать. Поэтомуданные диаспоры периодически организуют воскрес-ные курсы русского языка.4. Культурная деятельность. Сохранение и развитиенациональной культуры также указывается лидерамидиаспор в качестве важного направления их деятельно-сти. Оно реализуется, во-первых, за счет создания иподдержки самодеятельных коллективов, занимаю-щихся народными танцами, пением, и отдельных арти-стов и художников. Во-вторых, это организация и со-вместное проведение национальных и религиозныхпраздников и дней культуры того или иного народа.Например, в Городском саду Томска ежегодно прово-дится День Узбекистана.5. Информационная деятельность выражается в соз-дании собственных регулярных печатных изданий исайтов. В качестве целей данного направления обознача-ется информирование членов диаспоры о предстоящихсобытиях и мероприятиях, а также презентация общест-венно-политической и культурной жизни народа.В результате проведенного исследования можносделать следующие выводы: в качестве структур ком-муникации, в которых осуществляются аутопойэтиче-ские процедуры новых этнических групп, выступаютдиаспоральные сообщества мигрантов, оформленные встатусе национально-культурных автономий. Наиболеехарактерными адаптивными стратегиями, выбираемы-ми мигрантами, являются стратегии геттоизации иинтеграции (аккультурации). Причем стратегия гет-тоизации в большей степени характерна для выходцевиз Средней Азии, что опровергает «миф о засилии ми-грантов» (они хотят приехать и жить на нашей земле,занять наши рабочие места). Причин выбора подобнойстратегии среднеазиатскими мигрантами можно выде-лить несколько. Во-первых, экономическая: они при-езжают лишь на сезонные работы, зарабатывают на годи уезжают к семье. Долго оставаться в Томске им не-выгодно. Во-вторых, сам российский социум и иден-тичность не привлекательны для мигрантов из-за об-щей социально-экономической нестабильности, размы-тости ценностных ориентиров. В таких условиях цен-ности «своей» (традиционной) культуры и обществаявляются для приезжих более предпочтительными.Основные проблемы социокультурной адаптациимигрантов можно ранжировать следующим образом:1) проблемы в правовом и экономическом поле; 2) про-блемы в культурно-коммуникативном пространстве;3) проблемы физиологической адаптации. Однако су-ществуют и проблемы принятия мигрантов, которыевыражаются в обострении социальной конкуренции, атакже в повышении уровня интолерантности в прини-мающем сообществе. В настоящее время диаспора вы-ступает основным инструментом, помогающим ми-грантам решать указанные проблемы. Свою деятель-ность в решении указанных проблем она осуществляетв нескольких направлениях: экономическом, правовом,образовательном, культурном u108и информационном.Можно выделить две тенденции: сохранения итрансформации национальной идентичности раз-личных типов мигрантов. Первая тенденция харак-терна для новых поколений мигрантов из СреднейАзии. Количественно мощный приток трудовых ми-грантов увеличивает размер диаспоры, в результатечего вновь прибывшие замыкаются на общении ссоплеменниками. В итоге растет культурная дистан-ция между мигрантами и местным населением. Ми-гранты все хуже знают русский язык и культуру.Снижаются образовательный уровень трудовых ми-грантов и их способность к интеграции и социальноймобильности. Возрастают социокультурный изоля-ционизм и ценностно-мировоззренческая отчужден-ность местного и пришлого населения. Вторая тен-денция - трансформация национальной идентично-сти - характерна для мигрантов из государств Закав-казья. Она проявляется в постепенном размыванииидентичности укоренившихся мигрантов, которыесохраняют чувство принадлежности к своему наро-ду, но в то же время утрачивают национальный язык,культуру и образ жизни.Обе выделенные тенденции влияют, в свою оче-редь, и на идентичность регионального социума,трансформируя ее. Примером может послужить Том-ский Политехнический университет, который давно ицеленаправленно занимается организацией междуна-родного студенческого обмена. Руководители отдель-ных подразделений вуза уже говорят о том, что необ-ходимо работать над собственным имиджем, делая егоболее привлекательным для образовательных мигран-тов, менять себя и свое отношение к этому явлению.

Ключевые слова

социокультурная адаптация, этническая идентичность, диаспора, миграция, socio-cultural adaptation, ethnic identity, diaspora, migration

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кашпур Виталий ВикторовичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат социологических наук, зав. кафедрой социологии философского факультета1907@sibmail.com
Поправко Ирина ГеннадьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории исторического факультетаpopravkoirina@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Giddens A. Consequences of Modernity. Cambridge : Polity Press. 1990.
Юдина Т.Н. Социология миграции : учеб. пособие для вузов. М. : Академический Проект, 2006.
Краткий анализ служебной деятельности УФМС России по Томской области за 2010 год. URL: http://ufms.tomsk.gov.ru/news/ 2011/02/17/632.htm, свободный.
Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследований в стиле кейс стадии. М. : Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2003.
Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу. URL: http://2008.isras.ru/files/File/ Socis/ 2007-05/Yuzhanin.pdf , свободный.
Луман Н. Введение в системную теорию : пер. с нем / под ред. Дирка Беккера. М., 2007.
Луман Н. Эволюция : пер. с нем. / А. Антоновский. М., 2005.
Луман Н. Дифференциация : пер. с нем. / Б. Скуратов. М., 2006.
 Социокультурная адаптация мигрантов: проблемы и стратегии (томский кейс) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354.

Социокультурная адаптация мигрантов: проблемы и стратегии (томский кейс) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354.

Полнотекстовая версия