Обсуждение соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом в конгрессе США (июль - август 1958 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354.

Обсуждение соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом в конгрессе США (июль - август 1958 г.)

В статье рассматривается обсуждение в конгрессе США соглашения о сотрудничестве с Евратомом. Интерес США к Евратому был обусловлен американской поддержкой европейской интеграции, задачей нераспространения ядерного оружия, соревнованием с другими ядерными державами за рынок ядерных материалов и оборудования в Западной Европе. Несмотря на некоторые замечания, конгресс США утвердил соглашение о сотрудничестве между США и Евратомом, которое должно было принести существенные выгоды от поставок американских реакторов странам Евратома и закрепить американское лидерство в области мирного атома.

Discussion of cooperation agreement between the USA and EURATOM in the U.S. Congress (July-August 1958).pdf Во второй половине 1950-х гг. растущий спрос наэнергию усилил интерес западноевропейских стран киспользованию энергии мирного атома и дал жизньЕвропейскому сообществу по атомной энергии (Евра-тому). Однако, подписывая договор о создании Евра-тома, страны «шестерки» не обладали достаточнымиматериальными и техническими возможностями дляуспешного и быстрого развития атомной энергетики,что стало причиной тесного сотрудничества новогосообщества с Соединенными Штатами. Еще до подпи-сания договора о создании Евратома в конце октября1956 г. странами «шестерки» был учрежден специаль-ный комитет «трех мудрецов», которому было поруче-но подготовить доклад об экономическом значенииатомной энергии и необходимых для ее развития сред-ствах. В начале 1957 г. члены комитета посетили СШАи получили предварительное согласие американскойстороны на сотрудничество с будущим сообществом.Вскоре после подписания Римских договоров о созда-нии Европейского экономического сообщества (ЕЭС) иЕвратома, 2 мая 1957 г., комитет «трех мудрецов»представил доклад «Цели Евратома». В докладе реко-мендовалось осуществить до 1967 г. в рамках Евратомакрупную программу строительства атомных реакторови электростанций общей мощностью 15 млн кВт. Вы-полнение столь масштабной по своим задачам про-граммы, говорилось в докладе, будет невозможным безустановления сразу же после создания сообщества от-ношений сотрудничества с мировыми лидерами в об-ласти ядерных технологий [1. С. 36].С начала переговоров о создании ЕЭС и Евратомаадминистрация США поддерживала образование Евро-пейского сообщества по атомной энергии. Во-первых,американцы поначалу мало верили в успех Общегорынка и связывали дальнейшее развитие европейскойинтеграции именно с Евратомом. Во-вторых, амери-канские эксперты полагали, что создание Евратомамогло уменьшить заинтересованность стран «шестер-ки» в развитии национальных военных ядерных про-грамм и таким образом способствовать созданию на-дежного режима нераспространения ядерного оружия.В-третьих, ожидались материальные выгоды от поста-вок обогащенного урана и продажи американскихядерных реакторов странам Западной Европы. Интереск научно-техническому сотрудничеству с американ-скими союзниками в Западной Европе усилился послезапуска Советским Союзом первого искусственногоспутника Земли в октябре 1957 г. Международное со-трудничество в области мирного атома должно былоослабить влияние советской пропаганды, обвиняющейСоединенные Штаты в том, что они развивают толькосвою военную атомную промышленность, и закрепитьамериканское лидерство в развитии мирной атомнойэнергетики.1 января 1958 г. Римские договоры вступили в силу.Поскольку на первом этапе создание Европейскогосообщества по атомной энергии столкнулось с органи-зационными трудностями, в США полагали, что отамериканской поддержки Евратома будет зависеть ус-пех европейской интеграции в целом. К лету 1958 г.эксперты американской Комиссии по атомной энергии(КАЭ) и Евратома разработали проект будущего со-глашения о сотрудничестве между США и Евратомом.Он предусматривал строительство в странах Евратомас американской помощью нескольких крупных реакто-ров на легкой воде для производства 1 млн кВт элек-троэнергии. Основное финансирование должны быливзять на себя страны-члены Евратома, но США былиготовы предоставить через Экспортно-импортный банкзаем Евратому в размере 135 млн долл. США такжеобязывались поставить сообществу 30 т обогащенногоурана. На первые 9 т обогащенного урана, необходи-мых для запуска реакторов, распространялась отсрочкаплатежа. 1 т предназначалась для использования в на-учно-исследовательских реакторах. Остальное количе-ство урана-235 должно было компенсировать в течение20 лет потери топлива в результате его выгорания.В свою очередь страны Евратома до начала поставокреакторов и ядерного топлива должны были создатьнадежную систему ядерных гарантий. Эксперты такжепредлагали заключить дополнительное соглашение сро-ком на 10 лет по программе усовершенствования по-строенных в рамках Евратома реакторах [2. С. 63-65].29 мая 1958 г. Комиссия Евратома одобрила проект со-глашения о сотрудничестве между США и Евратомом.В Госдепартаменте США полагали, что программасотрудничества с Евратомом не должна вызвать враж-дебности или организованного сопротивления в США.Недовольство ожидалось только со стороны представи-телей американского бизнеса, не участвовавших в про-изводстве тех типов реакторов, которые планировалосьпоставлять в Европу, и рассматривавших программусотрудничества с Евратомом как не имеющую особойценности и даже вредную с точки зрения отвлечениясредств от развития национальной ядерной программы[3]. Тем не менее Госдепартамент подготовил рекомен-дации, как освещать программу сотрудничества США сЕвратомом в прессе. Согласно рекомендациям дипло-матического ведомства США, средствам массовой ин-формации следовало сделать акцент на том, что даннаяпрограмма является первым шагом на пути к взаимно-му сотрудничеству сторон в мирном использованииатомной энергии. В документе Госдепартамента отме-чалось, что главной причиной, по которой электро-энергия, производимая с помощью атомных электро-станций, будет доступна в Западной Европе раньше,чем в Соединенных Штатах, является высокая себе-стоимость обычных источников энергии в Европе.Чтобы избежать негативной реакции американскихсоюзников в других регионах мира (Ближний Восток,Япония, Латинская Америка), Госдепартамент совето-вал подчеркнуть, что программа сотрудничества с Ев-ратомом стала возможной благодаря высокой степениучастия европейского капитала в проекте и наличиюподготовленной промышленной базы в странах Евра-тома [4].Согласно закону об атомной энергии 1954 г. (ст. 123)президент США утверждает все представленные КАЭмеждународные соглашения о сотрудничестве в областимирного использования атомной энергии и дает пись-менное заключение о том, что данные соглашения непредставляют риска для обороны и безопасности стра-ны. Затем соглашения передаются Объединенной ко-миссии конгресса по атомной энергии, которая должнарассмотреть их в течение 30 дней с момента представле-ния [5. С. 2873]. Объединенная комиссия конгресса поатомной энергии была учреждена в 1946 г. и контроли-ровала деятельность КАЭ по атомной энергии и пробле-мам, связанным с развитием, использованием и контро-лем над ядерной энергией. В комиссию входило по9 членов от каждой палаты конгресса, из которых неболее пяти человек могли быть членами одной полити-ческой партии, что обеспечивало надпартийный харак-тер работы комиссии. С 1954 г. был введен принцип ро-тации председателей комиссии между палатами. 17 ию-ня 1958 г. президент Д. Эйзенхауэр утвердил соглаше-ние о сотрудничестве с Евратомом. Передавая его нарассмотрение конгресса, президент подчеркнул, чтоданное соглашение является «первым шагом к установ-лению взаимовыгодного сотрудничества в области мир-ного использования атомной энергии между новым Ев-ропейским сообществом и Соединенными Штатами», ивыразил надежду на быструю ратификацию документаконгрессом [6. С. 59-63].Cоглашение о сотрудничестве между США и Евра-томом рассматривалось на заседаниях Объединеннойкомиссии по атомной энергии 22-30 июля и 5-13 авгу-ста 1958 г. Накануне слушаний председатель Объеди-ненной комиссии К. Дюрхем направил письма испол-няющему обязанности председателя КАЭ У. Либби игоссекретарю Дж.Ф. Даллесу, в которых изложил воз-можные вопросы со стороны членов Объединеннойкомиссии по программе сотрудничества с Евратомом ипопросил их представить соответствующую информа-цию относительно: соотношения программы сотрудни-чества с Евратомом и национальной программы разви-тия атомной энергетики; степени разработанности тех-нических, финансовых и административных аспектовпрограммы; методов проведения инспекций на терри-тории стран-участниц Евратома и соответствия гаран-тий Евратома стандартам Международного агентствапо атомной энергии (МАГАТЭ); отношений междуГосдепартаментом, КАЭ, администрацией междуна-родного сотрудничества и офисом президента в адми-нистрировании программы [7. С. 504-505]. Открываяслушания, председатель Объединенной комиссии поатомной энергии Л. Дюрхем отметил, что в ЗападнойЕвропе потребности в электроэнергии, производимой спомощью атомных электростанций, намного больше,чем в США, в связи с чем Европа может стать хорошейплощадкой для американских производителей, покаамериканский рынок атомного оборудования находит-ся в стадии становления [8. С. 1-2]. В первый деньслушаний перед членами комиссии выступил замести-тель госсекретаря по экономическим вопросам Д. Дил-лон, который отметил, что программа сотрудничестваимеет важное для обеих сторон практическое и поли-тическое значение. Он подчеркнул, что СоединенныеШтаты заинтересованы не только в развитии междуна-родного сотрудничества в области мирного использова-ния атомной энергии, но и продвижении европейскойинтеграции. Программа сотрудничества с Евратомом, помнению Госдепартамента, позволяла создать основу дляплодотворного сотрудничества между США и странамиЗападной Европы и поддержать лидерство западныхстран в сфере мирного атома [Там же. С. 23-24].В следующие дни перед комиссией выступилипредставители КАЭ, Экспортно-импортного банка,частного бизнеса, которые остановились на техниче-ских и финансовых аспектах соглашения. Выступив-ший от имени КАЭ Дж. Флоберг, в частности, отметил,что соглашение о сотрудничестве с Евратомом предос-тавляет Соединенным Штатам прекрасную возмож-ность проверить свои ядерные технологии в крупнойпо масштабам программе коммерческого использова-ния атомной энергии. Помогая Евратому выполнитьего цели, заявил Дж. Флоберг, мы тем самым поможемнашим фирмам получить важный производственныйопыт и сведения о стоимости производства электро-энергии с помощью атомных станций в большем объе-ме, чем это возможно в рамках развития национальнойядерной программы. Таким образом, продолжал чи-новник КАЭ, американские фирмы получат в скоромвремени опыт, на приобретение которого в самих СШАпонадобились бы долгие годы, так как сравнительнаядешевизна обычных источников энергии не способст-вует быстрому росту спроса на ядерную энергию. По-лученные сведения помогут усовершенствовать ядер-ные реакторы и снизить стоимость топливного цикла, анаучно-техническое сотрудничество сторон обеспечитболее масштабное развитие ядерных исследований, чемесли бы США и страны Евратома действовали пооди-ночке. Он также отметил, что если Евратом преуспеет ввыполнении представленной «тремя мудрецами» про-граммы, то Западная Европа превратится в крупныйрынок для американского ядерного оборудования [Тамже. С. 206-207].С основной критикой программы в конгрессе вы-ступил вице-председатель Объединенной комиссиисенатор К. Андерсон, личная враждебность которого квозглавлявшему долгие годы Комиссию по атомнойэнергии Л. Страусу была хорошо известна в Вашинг-тоне [9. С. 206]. Отношения между КАЭ и комиссиейконгресса по атомной энергии начали ухудшаться в1955-1956 гг., когда К. Андерсон возглавлял Объеди-ненную комиссию. Именно поэтому, начиная с 1957 г.,один из членов Комиссии по атомной энергии всегданазначался президентом с учетом обеспечения комму-никации между КАЭ и Объединенной комиссией кон-гресса [10. С. 165-176]. Другой причиной критики со-глашения было то, что за несколько дней до началаслушаний в конгрессе по программе сотрудничества сЕвратомом Д. Эйзенхауэр выразил свое недовольствосделанными Объединенной комиссией дополнениями квнесенной президентом в конгресс национальной про-грамме строительства реакторов. В комиссии конгрессаподозревали, что виновником этого был Л. Страус, ко-торый всегда выступал против увеличения государст-венного финансирования в надежде на то, что основ-ные расходы по строительству реакторов возьмет насебя частный бизнес [9. С. 189]. Решение президентаразозлило комиссию и особенно ее вице-председателяК. Андерсона.Личная неприязнь между К. Андерсоном иЛ. Страусом привела к тому, что Л. Страус, чьи пол-номочия как председателя КАЭ закончились 30 июня1958 г., отказался снова возглавить Комиссию. В бе-седе с президентом Л. Страус подчеркнул, что в тече-ние долгого времени был мишенью для нападок мо-лодого сенатора от Нью-Мексико. Так как в 1959-1960 гг. К. Андерсон мог снова стать председателемОбъединенной комиссии конгресса по атомной энер-гии, Л. Страус считал, что он не сможет обеспечитьконструктивное сотрудничество КАЭ с комиссиейконгресса и поэтому «должен уйти со сцены» [11. С.392; 12. С. 367, 378]. Перед своим уходом с постапредседателя КАЭ Л. Страус представил список лиц,которые могли бы возглавить Комиссию, где первымномером стояло имя Дж. Маккоуна. Вскоре после сво-его назначения новый председатель КАЭ Дж. Макко-ун встретился с членами Объединенной комиссии поатомной энергии Ч. Холифилдом и К. Андерсоном,чтобы обсудить действия в конгрессе в связи со слу-шаниями по вопросу о заключении соглашения междуСША и Евратомом [13. С. 491-492]. В ходе слушанийв Объединенной комиссии по атомной энергии К. Ан-дерсон опустил вопрос о гарантиях, но остановился нафинансовых аспектах программы. Он спрашивал, за-чем обсуждать 100-миллионную программу помощиЕвратому, если администрация не хочет финансиро-вать национальную программу. Сенатор выступалпротив отправки первых 9 т урана-235 Евратому сотсрочкой платежа и восклицал, можно ли доверятьмеждународному сообществу, которое только созда-ется и поэтому не является платежеспособным. В ча-стной беседе с Маккоуном Р. Андерсон пояснил, чтоКомиссия Евратома вряд ли когда-нибудь обратится кЭкспортно-импортному банку за займом, необходи-мым для финансирования строительства американ-ских реакторов за границей. Сенатор поставил подвопрос выполнимость плана по возвращению отрабо-танных топливных элементов в США. Соглашение осотрудничестве США с Евратомом отдавало предпоч-тение строительству уже испытанных типов реакторовна легкой воде в ущерб разрабатываемым образцам.В этой связи К. Андерсон задавал вопрос: не лучше ливложить средства в развитие новых типов реакторов,чем совершенствовать старые [8. С. 109, 167].Другие вопросы, поднятые во время слушаний вкомиссии, касались ядерных гарантий Евратома, реа-листичности реализации столь масштабной программыв такие короткие сроки, роли европейского частногобизнеса и отдельно каждого из участников сообществав ее выполнении (сенатор Г. Дворжак) [Там же. С. 217-218, 222]. В ходе слушаний перед конгрессменами вы-ступил президент «Интерньюклеа кампани», котораяработала в рамках совместного американо-итальянско-го проекта, Ф.Н. Пауэрс. Итальянский консорциум«Национальное общество по атомной энергии» былучрежден в марте 1957 г. Главной задачей консорциумаявлялось строительство атомного реактора под Римомс целью снабжения электроэнергией районов Цен-тральной и Южной Италии, где стоимость обычныхисточников энергии была на 50% выше, чем на Севере.В октябре 1957 г. Национальное общество обратилось киностранным фирмам с предложением о развитии со-трудничества. После рассмотрения нескольких пред-ложений, поступивших из США, Великобритании иФранции, консорциум остановился на строительствереактора американского типа [14. С. 158-159]. В своемвыступлении Ф.Н. Пауэрс обратил внимание конгрес-сменов на технические аспекты международного со-трудничества в области мирного атома. Он пояснил,что установка одного ядерного реактора требует неменее шести лет и включает такие аспекты, как опре-деление конкретных потребностей сторон, утвержде-ние проекта, подписание контрактов и подготовку спе-циалистов, что также требует определенного времени.Таким образом, Ф.Н. Пауэрс не особенно верил в то,что все задачи программы сотрудничества США с Ев-ратомом будут выполнены в срок, но заключение со-глашения могло дать важный толчок такому сотрудни-честву, а также подтолкнуть развитие национальнойядерной программы США [8. С. 255-159]. Представи-тели американской атомной индустрии, выступившиево время слушаний или в качестве экспертов, рекомен-довали сделать раздел о типах реакторов наиболее гиб-ким, с тем чтобы сохранить возможность включить вбудущем в программу сотрудничества с Евратомомвнедрение новых типов [Там же. С. 62-263].В целом комиссия достаточно благожелательно от-неслась к программе сотрудничества с Евратомом, ко-торая являлась наглядной демонстрацией американско-го лидерства в развитии атомной энергетики и не пре-пятствовала развитию национальной программы элек-трификации страны на основе использования атомнойэнергии. По сделанным ранее оценкам Госдепартамен-та, подписание соглашения также не должно было на-нести ущерб экспорту американского угля в Европу.Эксперты Госдепартамента отмечали, что, несмотря наконкуренцию со стороны нефти и атомной энергии,американский уголь имеет спрос на европейском рын-ке, который будет расти даже при условии выполнения«Целей Евратома». Причины этого заключаются в об-щем увеличении спроса на энергию, более низких це-нах на американский уголь по сравнению с европей-ским и зависимости европейских стран от американ-ских поставок обогащенного урана. В отчете Госдепар-тамента также указывалось, что финансовые и админи-стративные проблемы, скорее всего, замедлят выпол-нение программы Евратома по производству к 1967 г.15 млн кВт электричества с помощью атомных элек-тростанций [15]. Объединенная комиссия конгрессаодобрила соглашение о сотрудничестве США с Евра-томом в объеме запрашиваемой суммы. Комиссия так-же сочла слишком оптимистичными цели Евратома построительству к 1963 г. шести энергетических реакто-ров и предложила продлить сроки действия соглашениядо 1965 г., а также включить в него испытание другихтипов реакторов помимо уже испытанных. В 1959 г. попрограмме усовершенствования атомных электростан-ций планировалось выделить 3 млн долл. [7. С. 508-509]. 28 августа 1958 г. конгресс утвердил соглашениео сотрудничестве с Евратомом.Соглашение о сотрудничестве между США и Евра-томом было подписано в Брюсселе 8 ноября 1958 г.Оно предусматривало создание к 31 декабря 1963 г.мощностей для производства 1 млн кВт электроэнер-гии. Общая стоимость программы оценивалась в350 млн долл., из которых 215 млн долл. финансировалЕвратом (150 млн долл. должны были внести частныекомпании, а 65 млн - Евратом через Европейский ин-вестиционный банк) и 135 млн долл. должно было пре-доставить правительство США в форме долгосрочногокредита сроком на 20 лет. Комиссия по атомной энер-гии должна была поставить сообществу 30 тыс. кг обо-гащенного урана-235 для использования в совместныхпроектах. Распределение ядерного топлива, обеспече-ние ядерной безопасности и контроль были возложенына Комиссию Евратома, которая должна была консуль-тироваться и делиться опытом с МАГАТЭ, с тем чтобысистема гарантий Евратома была совместимой с гаран-тиями Международного агентства по атомной энергии.В рамках соглашения европейские частные или прави-тельственные лица и организации могли подавать заяв-ки на конкурсной основе на финансирование проектов.Стороны договорились также о проведении совместнойдесятилетней программы в области усовершенствова-ния атомных электростанций на условиях паритетногофинансирования. Основной задачей программы явля-лось снижение стоимости топливного цикла и перера-ботки плутония. В первые пять лет на реализацию про-граммы планировалось выделить 100 млн долл. (по 50млн долл. с каждой стороны), затем стороны должныбыли рассмотреть объем финансирования на следую-щие 5 лет [16. С. 75-87].Соединенные Штаты, которые являлись безуслов-ным лидером в области ядерных технологий, сыграливажную роль в создании и становлении Евратома.Американские поставки обогащенного урана в Запад-ную Европу позволили странам «шестерки» присту-пить к формированию атомного сообщества. В то жевремя прогнозы о росте спроса на энергию в странахЗападной Европы оказались сильно преувеличенными.Сказалась также высокая себестоимость производстваядерной энергии. Вопреки ожиданиям по соглашениюо сотрудничестве США с Евратомом было построеновсего три реактора на легкой воде общей мощностью750 тыс. кВт, что выглядело весьма скромно по сравне-нию с целями, заявленными в отчете «трех мудрецов».Программа сотрудничества США с Евратомом такжеисходила из предположения, что атомное сообществостанет локомотивом процесса развития европейскойинтеграции. Когда эту роль взял на себя Общий рынок,администрация США утратила интерес к совместнойпрограмме.

Ключевые слова

Евратом, европейская интеграция, трансатлантические отношения, EURATOM, European integration, transatlantic relations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лекаренко Оксана ГеннадьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаolekarenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Евратом: правовые проблемы. М., 1992.
Outline of Proposed United States - EURATOM Program, June 23, 1958 // Documents on American Foreign Relations. 1958 / ed. by P.E. Zinner. N.Y., 1959.
Letter from R. Schaetzel to W. Butterworth, July 15, 1958 // National Archive (NA). RG 59. Box 448. Folder 19.8 General.
News Policy Note 0616-1900 on US - EURATOM Agreement. June 16, 1958 // NA. RG 59. Box 441. Folder 19.8 r.
Atomic Energy Act of 1954, August 30, 1954 // American Foreign Policy. 1950-1955. Wash., 1957.
Message of the President Recommending Approval of an International Agreement between the United States and EURATOM, June 23, 1958 // Documents on American Foreign Relations. 1958.
Recommendation of Congressional Passage of the EURATOM Cooperation Act of 1958: Report of the Joint Committee on Atomic Energy, August 15, 1958 // American Foreign Policy: Current Documents. 1958. Wash., 1962.
Hearings before the Joint Committee on Atomic Energy on the Proposed EURATOM Agreements and Legislation to Carry out the Proposed Cooperative Program. July 22 - August 13, 1958. Congress of the United States. 85th Congress. Second Session. Wash., 1958.
Anderson C.P. Outsider in the Senate: Senator Clinton Anderson's Memoirs. N.Y., 1970.
Allardice C., Trapnell E.R. The Atomic Energy Commission. N.Y., Wash., 1974.
Eisenhower D. The White House Years: Waging Peace, 1956-1961. N.Y., 1965.
Strauss L.L. Men and Decisions. N.Y., 1962.
Hewlett R.G., Holl J.M. Atoms for Peace and War, 1953-1961: Eisenhower and the Atomic Energy Commission. Berkeley, 1989.
Kramish A. The Peaceful Atom in Foreign Policy. N.Y., 1963.
The Impact of European Nuclear Power Programs on US Coal Exports: Intelligence Report. February 11, 1958 // NA. RG 59. Box 440. Folder 19.8 m.
Agreement for Cooperation between the Government of the United States of America and the European Atomic Energy Community (EURATOM) Concerning Peaceful Uses of Atomic Energy, November 8, 1958 // United States Treaties and Other International Agreements. V
 Обсуждение соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом в конгрессе США (июль - август 1958 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354.

Обсуждение соглашения о сотрудничестве между США и Евратомом в конгрессе США (июль - август 1958 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354.

Полнотекстовая версия