Контроль уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением осужденными предъявляемых к ним режимных требований | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Контроль уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением осужденными предъявляемых к ним режимных требований

В статье рассматриваются понятие, сущность, содержание, предмет и формы контроля уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением осужденными без изоляции от общества предъявляемых к ним режимных требований. Анализируется периодичность осуществления уголовно-исполнительной инспекцией контрольных мероприятий, непрерывность контроля. Формулируются предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, ведомственных актов Министерства юстиции Российской Федерации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Control of penal inspection over observance of regime requirements by the condemned.pdf Проблемы понятия и содержания контроля каксложного правового феномена всегда привлекали вни-мание ученых и практических работников. В юридиче-ской литературе исследование контроля шло в трехнаправлениях. Содержание контроля чаще всего рас-сматривалось как процесс или система мер с точки зре-ния их функций [1. C. 102; 2. С. 240]. Второе направле-ние заключалось в рассмотрении его общего и индиви-дуально-профилактического воздействия. Представи-тели этой позиции полагали, что «меры контроля посвоей сути являются мерами государственного прину-ждения, применяемыми в основном в форме специаль-ных правоограничений, налагаемых на осужденного»,или «могут выражаться в виде определенных властныхполномочий, предоставляемых компетентным органами их представителям, направленных на обеспечениенаблюдения за поведением лица, состоящего под кон-тролем, получение о нем необходимой информации»[3. С. 2-4; 4. С. 158; 5. С. 13; 6. С. 47-60]. Третье на-правление обозначалось в работах об исполнении ли-шения свободы, а также наказаний, не связанных сизоляцией от общества. Применительно к исполнениюлишения свободы надзор (в данном случае речь идетименно о надзоре) признавался одним из средств воз-действия на осужденных. При этом одни ученые вклю-чали надзор в содержание режима лишения свободы,другие рассматривали его в качестве средства обеспе-чения режима, третьи одновременно относили его и ктому и к другому [7. C. 78-79].Ученые, занимавшиеся исследованием мер, не свя-занных с лишением свободы, в принципе считали воз-можным рассматривать надзор в качестве средстваобеспечения режима их исполнения. Так, В.К. Кетовпризнавал надзор «средством обеспечения строгогособлюдения режима отбывания данных мер наказания»и понимал под ним «деятельность органов внутреннихдел (комендатур милиции) по контролю за соблюдени-ем условно освобожденными и условно осужденнымис обязательным привлечением к труду установленныхдля них правил проживания, условий труда, а такжеправил социалистического общежития» [8. C. 15].А.К. Музеник, соглашаясь с ним, все-таки полагал, что«надзор не может рассматриваться только (выделеномной. - Н.О.) в качестве средства обеспечения режи-ма», он «является самостоятельным средством воздей-ствия на условно осужденных» [9. C. 64].Разнообразие подходов относительно сущностиконтроля предопределено многогранностью и много-функциональностью самого контроля как социально-правовой категории. Во-первых, он выступает в каче-стве процесса, деятельности уполномоченных на тоорганов или должностных лиц, который носит не толь-ко информативный характер (выявление причин и ус-ловий, способствующих совершению преступления),но и направлен на регулирование поведения подкон-трольных (эти органы наделены властными полномо-чиями на немедленное пресечение совершения право-нарушений). Во-вторых, контроль призван создать ор-ганизационные условия, препятствующие совершениюпреступлений и способствующие применению воспи-тательных средств. В-третьих, обеспечивая исполнениепредъявляемых к осужденным требований, являетсясредством обеспечения исполнения режима той илииной меры уголовной ответственности.Приведенные положения, как нам представляется,относятся не только к определению правовой природыпосткриминального контроля в целом [10. C. 106-116].Они также могут использоваться и при характеристикеконтроля, осуществляемого уголовно-исполнительны-ми инспекциями в отношении осужденных без изоляцииот общества. На наш взгляд, этот контроль не можетрассматриваться только в качестве средства обеспечениясоблюдения осужденными предъявляемых к ним требо-ваний (требований непенитенциарного режима и режимаиспытания), он занимает особое место в механизме ис-полнения наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.Для уяснения места контроля в механизме исполне-ния наказаний и иных мер уголовно-правого характерабез изоляции от общества необходимо выяснить со-держание, которое вкладывается в это понятие Уго-ловно-исполнительным кодексом РФ, Положением обуголовно-исполнительных инспекциях, утвержденнымПостановлением Правительства Российской Федерацииот 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положенияоб уголовно-исполнительных инспекциях и нормативаих штатной численности» (с посл. измен. и доп.) - да-лее Положение, Инструкцией по организации исполне-ния наказаний и мер уголовно-правового характера безизоляции от общества», утвержденной Приказом Мин-юста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении ин-струкции по организации исполнения наказаний и меруголовно-правового характера без изоляции от общест-ва» (в ред. Приказа Минюста РФ от 27.12.2010 г.№ 411) - далее Инструкция. Уголовно-исполнительныйкодекс РФ (ст. 25, 33, 39, 47.1 УИК РФ) выделяет «кон-троль» в качестве одной из обязанностей уголовно-исполнительных инспекций наряду с ведением учетаосужденных, осуществлением первоначальных розы-скных мероприятий и др. Положение говорит только о«контроле за поведением осужденных по месту работы,учебы и жительства, а также исполнением ими обязан-ностей и соблюдением запретов, возложенных судом иинспекцией». Инструкция же включает в содержаниеконтроля: постановку осужденных на учет; проверкупо существующим учетам органов внутренних дел напредмет выявления новых правонарушений и привле-чения к уголовной ответственности; посещение по мес-ту жительства; беседы с осужденными, их родственни-ками и лицами, которые могут оказать на них положи-тельное влияние; посещение по месту работы; иныемероприятия, связанные с осуществлением контроля заповедением осужденных. Если сравнить рассматривае-мые нормы, то нетрудно заметить, что указанные нор-мативные и ведомственные акты включают в содержа-ние контроля первоначальные розыскные мероприятия,«иные мероприятия, связанные с осуществлением кон-троля за поведением осужденных», «контроль за пове-дением осужденных по месту работы, учебы и житель-ства». Изложенные обстоятельства, на наш взгляд, сви-детельствуют о том, что поскольку перечисленные на-правления контрольной деятельности занимают разноеместо в механизме ее осуществления, постольку вопросо содержании контроля однозначно не решен.При этом, на наш взгляд, контролируется не простоповедение вообще, а его соответствие определеннымтребованиям (условиям). Исходя из этого, можно вы-делить и предмет контроля - криминологически зна-чимые и юридически установленные акты поведенияосужденных без изоляции от общества, которые за-ключаются в выполнении (невыполнении) предъявляе-мых к осужденным требований, различающихся в за-висимости от вида наказания или иной меры уголовно-правового характера. Исполняя обязательные работы,уголовно-исполнительные инспекции контролируютповедение осужденных (ч. 3 ст. 25 УИК РФ), которое,как нам представляется, должно соответствовать по-рядку и условиям отбывания указанного наказания(ч. 1 ст. 26 УИК РФ). В процессе исполнения уголовно-го наказания в виде лишения права занимать опреде-ленные должности или заниматься определенной дея-тельностью уголовно-исполнительные инспекции кон-тролируют соблюдение осужденными предусмотрен-ного приговором суда запрета занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельно-стью (ч. 3 ст. 33 УИК РФ). При исполнении исправи-тельных работ предметом контроля выступает соблю-дение условий отбывания наказания осужденными (ч. 3ст. 39 УИК РФ). Надзор за осужденными к ограниче-нию свободы предполагает проверку выполнения осу-жденными возложенных на них обязанностей и запре-тов (ч. 2-3 ст. 50 УИК РФ). К числу обязанностей осу-жденных без изоляции от общества, предусмотренныхУИК РФ, а следовательно, к предмету контроля, можноотнести и некоторые из основных обязанностей осуж-денных, указанных в ст. 11 УИК РФ. Так, обязанностиосужденных, предусмотренные в ч. 2-5 ст. 11 УИК РФ,на наш взгляд, носят специфический характер и всеце-ло распространяются на осужденных без изоляции отобщества, как на лиц, совершивших преступления. Бо-лее того, как отмечается А.И. Зубковым [11. C. 396],обязанность «являться по вызову администрации уч-реждений и органов, исполняющих наказания, и даватьобъяснения по вопросам исполнения требований при-говора» в большей мере «относится к осужденным, вотношении которых исполняются наказания и иныемеры уголовно-правового характера (выделено мной. -Н.О.) без изоляции от общества. Требование ч. 1 ст. 11УИК РФ исполнять установленные законодательствомРоссийской Федерации обязанности граждан Россий-ской Федерации, соблюдать принятые в общественравственные нормы поведения является общеграж-данской обязанностью осужденных. В то же времяприменение положения ч. 1 ст. 11 УИК РФ «соблюдатьтребования санитарии и гигиены» к осужденным безизоляции от общества вызывает сомнения, посколькуоно рассчитано только на осужденных к наказаниям,связанным с концентрацией и совместным проживани-ем людей, а «в условиях свободы граждане вольны вустановлении пределов выполнения требований сани-тарии и гигиены собственного тела и жилища» [Тамже. C. 395], главное, чтобы не произошло ущемлениеправ и интересов других граждан.Вместе с тем можно говорить и о формах контроля.Контроль уголовно-исполнительных инспекций за по-ведением осужденных к наказаниям и иным мерамуголовно-правового характера без изоляции от общест-ва осуществляется в трех формах.Во-первых, проверка осужденных по учетам орга-нов внутренних дел с точки зрения совершения имиправонарушений и преступлений в период нахожденияна учете, а также проверка по специальным учетамФСИН при проведении первоначальных розыскныхмероприятий.Во-вторых, проверка осужденных по месту житель-ства, работы (учебы) и в общественных местах, кото-рые проводятся сотрудниками уголовно-исполнитель-ной инспекции с участием органов внутренних дел илипредставителями администрации (работодателем), вы-ступающими в этом случае субъектами контроля.В-третьих, контроль может осуществляться посред-ством бесед с осужденными.Все формы контроля, как представляется, должныносить обязательный и периодический характер. В тоже время следует отметить, что новая Инструкция, вотличие от прежнего приказа, иногда упускает это тре-бование.Во-первых, Инструкция прямо не предусматриваетобязанность уголовно-исполнительных инспекций про-верять осужденных по существующим учетам органоввнутренних дел. Однако толкование п. 80 и 112 Инст-рукции все-таки свидетельствует об этом в отношенииосужденных к исправительным работам и условно осу-жденных. Проверка этих категорий осужденных посуществующим учетам органов внутренних дел должнаосуществляться ежеквартально. Ее результаты оформ-ляются в письменном виде и подшиваются в личноедело осужденного. Учитывая важность этих проверокдля определения форм профилактической работы скаждым осужденным, предусмотреть в Инструкциисоответствующую обязанность уголовно-исполни-тельных инспекций просто необходимо. В связи с этимостальные категории осужденных (осужденные к обя-зательным работам или лишению права занимать опре-деленные должности или заниматься определеннойдеятельностью, осужденные с отсрочкой отбываниянаказания), как представляется, должны быть провере-ны по существующим учетам органов внутренних делпри постановке на учет, хотя Инструкция этого не пре-дусматривает. Повторные проверки могут быть осуще-ствлены по мере необходимости. Данный вывод обу-словлен небольшими сроками обязательных работ, атакже отсутствием в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве РФ каких-либо мервоздействия на осужденных к обязательным работам,лишению права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью, осужденныхс отсрочкой отбывания наказания, совершивших адми-нистративные правонарушения в течение срока испол-нения приговора суда.Во-вторых, в соответствии с Инструкцией проверкаосужденных по месту жительства должна осуществ-ляться только в отношении осужденных к исправи-тельным работам, условно осужденных и осужденныхс отсрочкой отбывания наказания. Эти проверки долж-ны проводиться сотрудниками уголовно-исполнитель-ной инспекции с участием сотрудников органов внут-ренних дел не реже одного раза в квартал в отношенииусловно осужденных и осужденных к исправительнымработам (п. 80, 112 Инструкции), а в отношении осуж-денных с отсрочкой отбывания наказания - не режеодного раза в месяц (п. 134 Инструкции). Кроме того,сотрудники инспекций обязаны провести такую про-верку в случаях нарушения осужденным к исправи-тельным работам порядка и условий отбывания наказа-ния (п. 97 Инструкции), уклонения условно осужден-ного от исполнения возложенных на него судом обя-занностей (п. 124 Инструкции) или при выявлениифакта нарушения осужденным с отсрочкой отбываниянаказания общественного порядка либо если он (она)уклонялся (ась) от воспитания ребенка и ухода за ним(п. 135 Инструкции). Наряду с этим Инструкция необязывает сотрудников проверять по месту жительстваосужденных к обязательным работам и лишению правазанимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью. Это обстоятельство, нанаш взгляд, может отрицательно сказаться на проведе-нии с этими осужденными профилактической работы итребует устранения. В этой связи в Инструкции следу-ет предусмотреть обязанность уголовно-исполнитель-ных инспекций проверять по месту жительства и осуж-денных к обязательным работам и к лишению правазанимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью хотя бы при постановкена учет, повторные проверки могут быть осуществленыпо мере необходимости.Контроль по месту работы осуществляется со-трудниками уголовно-исполнительной инспекции ипредставителями администрации (работодателем). Егонаправления и периодичность зависят от категорииосужденных, личности осужденного, а минимальновозможная периодичность проверок сотрудникамиуголовно-исполнительной инспекции определена дей-ствующим законодательством РФ и Инструкцией.Одним из направлений проверки осужденных поместу работы является привлечение осужденных к от-быванию наказания и исполнение ими требований при-говора суда. В отношении осужденных к лишениюправа занимать определенные должности или зани-маться определенной деятельностью уголовно-испол-нительная инспекция проводит следующие проверкипо месту работы осужденного:- в течение 10 дней с момента постановки осужден-ного на учет для установления его места работы (п. 31Инструкции);- в течение 10 рабочих дней с момента получениясообщения об освобождении осужденного от должно-сти, которую он лишен права занимать, либо об анну-лировании разрешения и изъятии документа, дающегоправо на занятие деятельностью, которой он лишенправа заниматься, для установления данных фактов(п. 33 Инструкции);- в случае неполучения инспекцией в течение30 дней со дня направления извещения в организациюсообщения об освобождении осужденного от должно-сти, которую он лишен права занимать, либо об анну-лировании разрешения и изъятии документа, дающегоправо на занятие деятельностью, которой он лишенправа заниматься (п. 34 Инструкции);- для установления нового места работы осужден-ного в 30-дневный срок с момента получения сообще-ния об увольнении осужденного с прежнего места ра-боты (п. 36 Инструкции).Для привлечения осужденных к отбыванию обяза-тельных работ и соблюдения ими порядка и условийотбывания этого наказания уголовно-исполнительнаяинспекция:- ежедневно контролирует явку осужденного в ор-ганизацию по вопросу привлечения к общественно по-лезным работам путем использования средств связи(п. 49 Инструкции);- еженедельно получает информацию об отрабо-танном времени и трудовой дисциплине путем исполь-зования средств связи, письменного запроса или посе-щения организации (п. 51 Инструкции);- ежемесячно запрашивает у организации табель околичестве отработанного осужденным времени (п. 51Инструкции);- не реже одного раза в месяц посещает объектыдля проверки поведения осужденного по месту работы(п. 51 Инструкции).Для привлечения осужденного к отбыванию испра-вительных работ уголовно-исполнительная инспекцияежедневно осуществляет контроль за обращением осу-жденного в организацию по поводу трудоустройства(п. 71 Инструкции).Что касается условно осужденных, то Инструкцияобязывает инспекцию проверять соблюдение условноосужденным общественного порядка и исполнение имвозложенных судом обязанностей. Для этого уголовно-исполнительная инспекция проверяет его по месту ра-боты не реже одного раза в квартал с участием сотруд-ников органов внутренних дел (п. 112 Инструкции)либо с учетом поведения осужденного и сложившихсяобстоятельств самостоятельно (п. 113 Инструкции).При этом периодичность проверок в п. 113 Инструкциине указывается, что вызовет определенные трудностина практике и может отрицательно сказаться на преду-предительной деятельности инспекций. Как нам пред-ставляется, такие проверки должны быть осуществле-ны незамедлительно при установлении фактов неис-полнения осужденным возложенных на них обязанно-стей. Кроме того, Инструкция не предусматривает по-рядок осуществления контроля за исполнением обя-занностей, связанных с трудом, и требует внесениясоответствующих изменений. Так, например, если наусловно осужденного судом возложена обязанностьработать, не менять место работы без уведомленияуголовно-исполнительной инспекции, то контроль ин-спекции должен зависеть от того, работает осужденныйили нет. Если на момент постановки на учет условноосужденный работает, то инспекция обязана устано-вить его место работы в течение 10 дней с моментапостановки осужденного на учет, а затем проверятьисполнение осужденным этой обязанности ежеквар-тально, как указано в п. 112 Инструкции. Если на мо-мент постановки на учет осужденный не работает либоуволился с работы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, то осужденный долженустроиться на работу в течение 30 дней (иначе он будетпризнан злостно уклоняющимся от исполнения обязан-ностей, возложенных судом), а уголовно-исполнитель-ная инспекция обязана по истечении этого срока неза-медлительно проверить осужденного по новому местуработы.Другим направлением проверки осужденных поместу работы является контроль за исполнением требо-ваний приговора суда администрацией организации, вкоторой работает осужденный. При исполнении нака-заний в виде лишения права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельно-стью и исправительных работ такие проверки осущест-вляются не реже одного раза в полугодие (п. 37 и 88Инструкции).Для получения максимума информации о подкон-трольном, необходимой для проведения с ним воспита-тельно-профилактической работы, необходимо отме-тить такую форму контроля, как беседы. В зависимостиот поставленной цели они могут носить не только ин-формативный, контрольный, но и профилактическийхарактер. Следует отметить, что Инструкция оченьподробно регулирует порядок проведения первона-чальной беседы при постановке осужденного на учет(глава III Инструкции), а также предусматривает и дру-гие виды бесед:- при установлении места работы осужденного клишению права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью (п. 31 Инст-рукции);- в случае нарушения осужденным порядка и усло-вий отбывания наказания или режима испытания (п. 39,55, 97, 98, 124, 125, 128, 135 Инструкции);- в случае наступления обстоятельств, препятст-вующих отбыванию наказания (п.п. 61, 108).Вместе с тем в Инструкции ничего не говоритсяпро плановые профилактические беседы с осужден-ными (кроме осужденных с отсрочкой отбывания на-казания - п. 134 Инструкции), их родственниками ииными лицами, которые могут оказать на них поло-жительное влияние. Тем не менее на практике дляпроведения плановых бесед около 60% лиц, состоя-щих на учете, вызывались в инспекцию ежекварталь-но, а условно осужденные с обязанностью ежемесяч-но являться в инспекцию для регистрации - каждыймесяц. При необходимости инспекции вызывали длябеседы и родственников осужденных, и других лиц.На наш взгляд, этот недостаток ведомственного актатребует устранения.В Инструкции следует предусмотреть обязанностьуголовно-исполнительных инспекций проводить пла-новые профилактические беседы со всеми категориямиосужденных, а при необходимости и с их родственни-ками и иными лицами, которые могут оказать на нихположительное влияние. Что касается периодичности,то с осужденными несовершеннолетними беседоватьследует не реже одного раза в месяц.

Ключевые слова

альтернативы лишению свободы, наказания без изоляции от общества, непенитенциарный режим, уголовно-исполнительное законодательство, alternatives to imprisonment, punishments without isolation from the society, non-penalty enforcement regime, penalty enforcement legislation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ольховик Николай ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат юридических наук, доцент, зам. директора по научной работе, доцент кафедры уголовного права Юридического институтаlawtsu@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М. : Прогресс, 1969. 240 c.
Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М. : Политиздат, 1973. 392 с.
Бондаренко А.С. Административный надзор за освобожденными из ИТУ лицами и его эффективность : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 1973. 29 с.
Червоткин А.С. Цель специального предупреждения и средства ее достижения при применении уголовных наказаний // Актуальные вопросы борьбы с преступностью. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1984. С. 147-161.
Русакова Т.П. Применение условного осуждения и отсрочки исполнения приговора к несовершеннолетним : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 1989. 16 с.
Музеник А.К., Уткин В.А., Филимонов О.В. Условное осуждение и отсрочка исполнения приговора. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1990. 176 с.
Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. М. : Юрид. лит., 1985. 256 с.
Кетов В.К. Исправление и перевоспитание лиц, условно освобожденных из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду : автореф. дис. … канд. юрид.
Музеник А.К. Эффективность условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1985. 128 с.
Филимонов О.В. Посткриминальный контроль: Теоретические основы правового регулирования. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1991. 180 с.
Уголовно-исполнительное право России : учеб. для юрид. вузов и факультетов / под ред. А.И. Зубкова. М. : ИГ «Норма-Инфра», 1999. 614 с.
 Контроль уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением осужденными предъявляемых к ним режимных требований | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Контроль уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением осужденными предъявляемых к ним режимных требований | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Полнотекстовая версия