Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием сетевых структур с целью повышения эффективности интеграционных процессов в сфере образования, науки и бизнеса. Большое внимание уделено определению сущности сетевых структур, проводится систематизация понятий, представленных в научной литературе, и уточняется понятие «сетевая структура» с учетом его комплексного рассмотрения как триады: взаимодействие, интеграция и организация институтов. Дан обзор различных подходов к классификации сетевых структур и принципов построения сетевых формирований. Предложен авторский подход к классификации с выделением образовательных, инновационных, инфраструктурных и интеграционных сетевых структур, объединяющих научную, образовательную и производственную деятельность.

Network interaction: the key factor of education, science and business integration.pdf Стремительное развитие наукоемких производств,сокращение циклов обновления промышленного обо-рудования, ускорение внедрения инновационных науч-ных разработок в массовое производство, изменениетребований работодателей к подготовке и переподго-товке кадров по структуре и содержанию, происходя-щие процессы информатизации экономики предъявля-ют новые требования к науке, образованию и бизнесу.В этих условиях они не могут больше эффективно раз-виваться и адаптироваться к изменениям изолирован-но, независимо друг от друга. Зарубежными и отечест-венными исследователями отмечается, что в инноваци-онной экономике результативность взаимодействийсубъектов экономической деятельности повышается оторганизации интеграционных процессов в рамках сете-вой структуры как наиболее совершенной модифика-ции адаптивных структур управления сложными соци-ально-экономическими системами.Основными преимуществами сетевых структур, каксвидетельствует опыт их использования в разных эко-номических системах, являются:- адаптивность к изменяющимся условиям, быстраяреакция на изменения рыночной конъюнктуры;- концентрация деятельности участников сети насвоих ключевых компетенциях и уникальных процессах;- существенное сокращение издержек, их рацио-нальная структура;- исключение дублирования ряда функций участни-ками сети;- привлечение к совместной деятельности при вы-полнении проектов в рамках сети компетентных парт-неров, обладающих необходимым ресурсным потен-циалом;- эффективный механизм обмена информацией ме-жду ее участниками, тиражирование передового опыта.Следует также отметить, что использование сетево-го подхода позволяет обеспечить как эффективноефункционирование всей социально-экономическойсистемы, так и каждого ее элемента в отдельности.В конце XX в. за рубежом исследованию роли сете-вых структур в развитии экономики стало уделятьсябольшое внимание. В связи с тем что акцент экономи-стов переместился от интеграции именно к созданиюэкономических инновационных структур и институтовсетевого типа, сетевые формы организации получилиширокое распространение в различных сферах дея-тельности.Так, использование сетевого подхода в начале XXI в.стало доминирующим направлением и в деятельностиведущих западных университетов [1]. Это было обу-словлено следующими основными причинами: ростомдинамизма внешней среды и необходимостью быстройадаптации университетов к этим изменениям; расши-рением международного пространства университетов;усилением международной конкуренции; низкой эф-фективностью общепринятых форм кооперации прирешении сложных проблем международного учебногои научного сотрудничества; стремление к более глубо-кому и эффективному разделению труда; развитиемсетевых компьютерных технологий и мировых комму-никационных сетей.Происходящие преобразования в отечественнойсистеме высшего профессионального образования, свя-занные с переходом России на новый этап социально-экономического развития общества, также определилинеобходимость организации и развития сетевых фор-мирований. Однако сложность развития современнойсистемы управления интеграционными процессами«наука - образование - производство» на основе сете-вого взаимодействия в настоящее время состоит в том,что в зарубежной и отечественной литературе, посвя-щенной проблемам развития межорганизационных се-тей, существует множество разнообразных концепций,взглядов и подходов к определению понятия «сетеваяструктура», экономических и институциональных ос-нов их функционирования. При этом, стараясь под-черкнуть дифференциацию в подходах к вопросамуправления сетевыми структурами, авторы используютразличные определения.Так, по мнению Р. Хаггинса, под сетевой структу-рой следует понимать «структуру, которая содержитдве или более компании, которые преследуют общиецели или работают над решением общих проблем,взаимодействуя на протяжении длительного периодавремени» [2].Ф. Вебстер определяет сетевую структуру как«свободную гибкую коалицию, управляемую из еди-ного центра, которая берет на себя выполнение такихважных функций, как образование альянсов и управ-ление ими, координацию финансовых ресурсов и тех-нологий, определение сфер компетенций и стратегии,а также решает соответствующие вопросы управле-ния, связывающие сеть воедино информационнымиресурсами» [3].Российские исследователи Ю.С. Богачев, А.М. Ок-тябрьский, Д.А. Рубвальтер дают следующее определе-ние сетевой структуре: «Объединение физических июридических лиц, функционирующих в структурахразличной организационно-правовой формы, коорди-нирующих свою деятельность и совместно исполь-зующих финансовые, материально-технические, интел-лектуальные и иные ресурсы для решения конкретныхпроблем развития сектора науки и инноваций в сферевысоких технологий на федеральном и региональномуровнях» [4].В Энциклопедическом словаре под сетевой струк-турой понимается организационный тип, который ха-рактеризуется свободно связанной, гибкой, горизон-тально организованной структурой сети принципиаль-но равноправных, равных по своим ролям и функциям,независимых партнеров [5].Проведя анализ различных точек зрения отечест-венных и зарубежных авторов, раскрывающих сутьпонятия «сетевая структура», следует отметить, чтоданное понятие представлено в научной литературедостаточно широко и рассматривается с позиции раз-личных научных направлений, дополняющих друг дру-га. В большинстве случаев авторы рассматривают сете-вые структуры со следующих позиций:- сеть как способ взаимодействия по вертикали и погоризонтали организаций, самостоятельных в право-вом, но зависимых в экономическом отношении;- сеть как способ интеграции организаций, т.е. ихобъединение через систему вертикальных и горизон-тальных кооперационных соглашений, контрактов,координацию их деятельности и привлечение новыхпартнеров;- сеть как институт, определяющий правила взаи-модействия и интеграции организаций экономическихсубъектов, разделяющих близкую систему ценностей.Однако следует отметить, что авторами не всегдадостаточно четко раскрывается связь между взаимо-действием, интеграцией и институтами, которые следу-ет рассматривать в качестве последовательных этаповпроцесса формирования и функционирования сетевыхструктур. Так, на первом этапе взаимодействие междуорганизациями может носить краткосрочный характери быть направленным на решение конкретных задач; навтором этапе связи становятся более устойчивыми идолговременными на базе координации и кооперациидеятельности организаций; типология связей становит-ся более сложной, построенной на базе интеграции це-лей и ресурсов участников сети. И, наконец, на третьемэтапе интеграционное образование формируется какинститут и предусматривает нормы внутрисетевой ко-ординации действий участников сети.Таким образом, под сетевыми структурами следуетпонимать совокупность однородных и неоднородныхсамостоятельных хозяйствующих субъектов, связан-ных определенными интеграционными отношениями сцелью максимально эффективного использованияимеющегося ресурсного потенциала, руководствую-щихся общими долгосрочными целями и действующихпо единым согласованным правилам в условиях ситуа-ционного лидерства и прямых коммуникационных ка-налов.Определяя сущность сетевых структур, Дж. Липнек иДж. Стэмпс [6] предложили характеризовать их пятьюключевыми организационными принципами, содержа-ние которых в дальнейшем было уточнено и другимизарубежными и российскими исследователями данногонаправления. К основным принципам они относят:- наличие общей долгосрочной цели, которая неможет быть полностью достигнута вне сетевого взаи-модействия каждым отдельным ее участником;- добровольность связей, обеспечивающая гибкостьи открытость в сетевой структуре;- независимость партнеров, которые имеют воз-можность реализовывать собственные цели и задачиорганизации, получая в результате включения в инте-грационный процесс определенную выгоду, однако приэтом должны нести ответственность за достижениеконечной цели деятельности сетевой структуры. Меж-ду партнерами внутри сети существует взаимозависи-мость, юридически автономные единицы на самом делетесно связаны, «сцеплены» между собой и постоянновоздействуют друг на друга;- множественность лидеров, которые позволяютобеспечить устойчивость и эластичность сети;- множественность уровней взаимодействия, таккак каждый участник сетевой структуры может взаи-модействовать напрямую с любым партнером, входя-щим в данное сетевое формирование.Кроме того, считаем необходимым при формирова-нии сетевой структуры принимать во внимание ещеодин принцип - наличие партнерского соглашения,подтверждающего согласованность целей и направле-ний деятельности на долгосрочную перспективу и от-ражающего порядок взаимодействия его участников.Рассмотренные принципы являются базисом приклассификации сетевых формирований и выделенияразличных их типов.Первыми классификацию сетевых структур, кото-рая признается в настоящее время классической, пред-ложили Р. Майлз и Ч. Сноу [7]. Они выделили три раз-новидности сетей - внутреннюю, стабильную, дина-мичную - и описали механизм функционирования ка-ждой из них. С их точки зрения, внутренняя сеть пред-ставляет собой объединение ресурсов и бизнес-единицв рамках одной компании; стабильная сеть - это видсетевых организаций, который соединяет специализи-рованные ресурсы партнеров, а динамичная сеть воз-никает тогда, когда множество организаций действуютв одной ценностной цепи и объединяются для выпол-нения определенной задачи, реализации проекта.Иной подход был предложен Х. Хинтерхюбером иБ. Левиным [6], где при классификации они исходят изтого, что сетевые организации можно рассматривать сдвух точек зрения - внутриорганизационной, где сетьпредставляет собой совокупность индивидов и подраз-делений в рамках одних и тех же юридически опреде-ленных границ, и межорганизационной, в которой сетьявляется коалицией независимых экономических субъ-ектов. Авторы в качестве критерия для классификацииберут структуру сетей и выделяют внутренние и внеш-ние сети. В свою очередь внешние сети авторы подраз-деляют на три категории: горизонтальные, вертикаль-ные и диагональные.Значительный вклад в развитие теории сетевыхформирований внес социолог М. Кастельс. Одним изнаправлений его исследований были глобальные про-цессы, происходящие в современном мире под влияни-ем развития информационных технологий. М. Кастельси де Ман предложили классификацию, в которой выде-лили пять типов сетей, объединенных в две категории.К первой категории они отнесли квазиинтегрирован-ные сети - преимущественно горизонтальные, осно-ванные для усиления рыночной власти за счет объеди-нения комплементарных ресурсов ограниченного числаорганизаций-участников. Во вторую категорию онивыделили сети, ориентированные на спрос, которыйпредставляют собой: 1) вертикальные сети поставщи-ков и производителей; 2) сети для создания комплекс-ного решения; 3) технологические сети, которые вклю-чают R&D сети, создаваемые с целью сокращения рис-ков и издержек при создании новых товаров и сетистандартизации в форме горизонтального и диагональ-ного партнерства.Большой интерес представляет классификация,предложенная К. Мёллером и А. Раджала [8], в которойвыделяются три типа деловых сетей. Во-первых, ста-бильные сети с устоявшейся системой создания ценно-стей, хорошо известными компетенциями участников ичетко прописанными бизнес-процессами. Во-вторых,обновляющиеся сети, которые тоже имеют достаточноустойчивую систему создания ценностей, однако уча-стники сети имеют возможность вносить в нее измене-ния, улучшая ее. В-третьих, «зарождающиеся» сети, вкоторых создаются новые технологии, решения, кон-цепции, сферы бизнеса путем инноваций в масштабевсей системы. К ним К. Мёллер и А. Раджала относятинновационные сети, которые представляют собой ис-следовательские сети в области науки и высоких тех-нологий, объединяющие университеты, научно-исследовательские институты, департаменты НИОКРкрупных корпораций.На сегодняшний день в экономической литературерассматриваются только отдельные формы сетевоговзаимодействия в системе «наука - образование - про-изводство». Если рассматривать использование сетево-го подхода в системе высшего профессионального об-разования для усиления интеграции образования, наукии производства, считаем необходимым дополнить клас-сификацию сетевых структур по такому критерию, какцелевой признак формирования сети, связанный с ос-новным направлением ее деятельности. Одним из наи-более актуальных и перспективных направлений по-вышения конкурентоспособности вузов и сетевыхструктур является специализация их на тех ключевыхвидах деятельности, где у них уже имеется очевидноепревосходство, либо они располагают потенциалом длясоздания и сохранения такого превосходства, а такжеопределение рыночных позиций. В связи с этим следу-ет выделять образовательные, инновационные, инфра-структурные и интеграционные научно-образователь-но-производственные сетевые структуры.Образовательная сетевая структура объединяет ор-ганизации, имеющие устойчивые или потенциальносуществующие связи, совместно реализующие различ-ные образовательные программы. Преимуществамиобразовательных сетей являются: повышение качестваподготовки кадров; открытие новых образовательныхпрограмм; организация программ непрерывного обра-зования с учетом многоуровневой подготовки кадров, атакже повышение мобильности студентов и преподава-телей. Переход к такой сетевой модели управленияобусловливается, во-первых, интеграцией университетав единое европейское образовательное пространство,во-вторых, усилением значимости организации эффек-тивного взаимодействия вузов с академическими учре-ждениями и предприятиями реального сектора эконо-мики. В настоящее время межвузовское сетевое взаи-модействие осуществляется через ассоциации, союзы,консорциумы и другие формы сетевых формирова-ний, целью которых является улучшение коммуника-ций между высшими учебными заведениями и интен-сификация процессов академического и научного об-мена. Все это позволяет обеспечить, с одной стороны,вхождение в единое образовательное пространство, ас другой - ориентацию на формирующиеся потребно-сти - подготовку специалистов, востребованных нарынке труда.Инновационная сетевая структура связывает весьпроцесс создания, распространения и внедрения инно-ваций. Преимущества инновационных сетей заключа-ется в том, что они, во-первых, являются базой дляпроведения НИОКР, так как основой их существованияявляются изобретения. Во-вторых, формирование сетирезко ускоряет цикл «наука - внедрение - производст-во». Формирование данных структур направлено напозиционирование вузов в качестве полноправных,конкурентоспособных субъектов научно-технической иинновационной политики, определения сети вузов вкачестве «опорных точек инновационного развития».Инфраструктурные сетевые структуры представля-ют собой комплекс соответствующих условий, обеспе-чивающих развитие экономики и достижение макси-мальных результатов всех субъектов национальнойинновационной системы. В настоящее время идет фор-мирование таких сетей, к которым следует отнести:сеть центров коллективного пользования уникальнымоборудованием, сеть центров прогнозирования и др.К инфраструктурным следует отнести также и инфор-мационные сети, основывающиеся на использованииновых информационных технологий как одного из ос-новных ресурсов, обеспечивающих взаимодействиеучастников сетевых структур.Интеграционная научно-образовательно-производ-ственная сетевая структура представляет собой смешан-ную сетевую структуру. Участниками данных сетей мо-гут стать отдельные организации или их структурныеподразделения, деятельность которых заключается впроведении совместных НИОКР, подготовки кадров длявнедрения инновационных разработок и развития высо-котехнологичного производства. Интеграционные сети вбольшей степени нацелены на трансформацию социаль-ного капитала в экономический.Интеграционные сетевые структуры имеют сле-дующие особенности:- субъекты, входящие в сеть, обеспечивают все за-дачи интеграции науки, образования, производства,совместно используют общие ресурсы для проведенияНИОКР, подготовки и переподготовки кадров, что де-лает сетевую структуру более гибкой, увеличивает ееспособность адаптироваться к изменчивой экономиче-ской среде, быстро реагировать на возникающие по-требности;- в управлении потоками ресурсов активно исполь-зуют рыночный механизм, базирующийся на обменеинформацией и активном взаимодействии участниковсети в рамках сформированной единой информацион-но-коммуникационной среды;- направлены на разработку совместных программинновационного развития с учетом выделенных при-оритетных направлений, что усиливает заинтересован-ность участников сети и приводит к повышению эф-фективности функционирования всей сети;- становятся объединением учреждений образова-ния, науки, бизнеса, финансовых и кредитных органи-заций на основе стратегического партнерства, что соз-дает возможности для реализации экономически эф-фективного взаимодействия, разработки совместныхпрограмм и проектов.Следовательно, интеграционные сетевые структурыдолжны стать важным элементом национальной инно-вационной системы, эффективное развитие которойможет быть ускорено интеграционными процессамиучастников сети, позволяющими достигать синергети-ческого эффекта за счет сетевого взаимодействия,обеспечения согласованности и координации деятель-ности всех ее участников. Поэтому под интеграцион-ными научно-образовательно-производственными се-тевыми структурами следует понимать множествовзаимосвязанных участников, представляющих собойобразовательные, исследовательские, проектно-кон-структорские учреждения и промышленные предпри-ятия, выполняющие крупные инновационные и образо-вательные проекты на высоком уровне координациицелей и интеграции ресурсов.На основе анализа подходов к классификации сете-вых структур предлагаем использовать следующуюкомплексную классификацию и выделить сетевыеструктуры:- по основному целевому признаку формированиясети - образовательные, инновационные, инфраструк-турные, интеграционные научно-образовательно-про-изводственные;- по структуре сети - внутренние, внешние;- по типу интеграции - вертикальные, горизонталь-ные, диагональные;- по степени однородности входящих хозяйствую-щих субъектов - однородные, неоднородные;- по времени существования - динамичные, ста-бильные;- по масштабу сети - глобальные, региональные,национальные.Таким образом, сетевые структуры следует рас-сматривать, во-первых, как новые организационныеформы взаимодействия и интеграции участников обра-зовательной, научно-исследовательской и производст-венной деятельности, самостоятельных в экономиче-ском отношении, т.е. их объединение через системусоглашений, контрактов, координацию их деятельно-сти и привлечения новых партнеров. Во-вторых, какинституты, определяющие правила взаимодействия иинтеграции экономических субъектов, разделяющихблизкую систему ценностей.С позиции стратегии развития экономики России всистеме высшего профессионального образования значи-мыми являются не только образовательные, инновацион-ные, инфраструктурные сетевые структуры, получившиеуже развитие, а в большей степени интеграционные сете-вые структуры, обеспечивающие связь науки, образова-ния и производства. Именно эти сетевые структуры, акти-визация их формирования и развития будут способство-вать ускорению темпов модернизации экономики.

Ключевые слова

сетевые структуры, сетевое взаимодействие, классификация сетевых структур, интеграция образования, науки и бизнеса, network structures, network interaction, network structures classification, education-science-business integration

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маковеева Виктория ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдиректор Центра маркетинговых исследований и коммуникаций, старший преподаватель кафедры системного менеджмента и предпринимательстваvika_makoveeva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Университетское управление. 2010. № 5. С. 24-31.
Haggins R. The Success and Failure of Policy-Implanted Iner-Firm Network Initiatives: Motivations, Processes and Structure // Entrepreneurship & Regional Development. 2000. № 12.
Webser J. Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain // The Journal of Strategic Information Systems. 1995. Vol. 4, № 1. P. 31-42.
Богачев Ю.С., Октябрьский А.М., Рубвальтер Д.А. Механизмы развития инновационной экономики в современных условиях // ЭНСР. 2009. № 2 (45). С. 63.
Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование рыночных процессов / общ. ред. В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. М., 2004.
Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. М. : Издат. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 339 с.
Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1, № 2. С. 25-50.
Мёллер К., Райала А. Рост стратегических сетей - новые модели создания ценности // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 6, № 4. С. 113-140.
 Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354.

Полнотекстовая версия