Педагогическая диагностика теоретических знаний в области физической культуры у студентов вуза
Рассматриваются результаты тестирования знаний студентов основной и специальной медицинских групп по теории и методике физической культуры. Выявлено, что уровень теоретических знаний студентов основной группы достоверно выше, чем у студентов специальной медицинской группы. На основании результатов исследования предлагается инновационный подход к трансляции физкультурных ценностей в образовательном пространстве вуза с применением модульного обучения. Показаны основные идеи технологии модульного обучения, которые базируются на главном принципе деятельностного подхода - принципе единства сознания и деятельности.
Pedagogical diagnostics of theoretical knowledge of higher school students in the field of physical training.pdf К настоящему времени в сфере физической культу-ры накоплен достаточно большой объем нового знанияо взаимосвязи ее с общей культурой, о многообразии ееценностей и функций. Однако это знание не использу-ется в полной мере в физкультурной практике, котораялишена опоры на принципы культуросообразности.Физическая культура в вузе по-прежнему рассматрива-ется как средство формирования и совершенствованиятолько двигательных умений и навыков, развития фи-зических способностей, что не способствует эффектив-ному формированию целостной личности студента иосознанному отношению к физической культуре как кценности.Необходимо отметить, что положительная ценност-ная роль физической культуры может проявляться втом случае, если в процессе физкультурной деятельно-сти с занимающимися будет проводиться сознательнаяцеленаправленная работа по всем основным направле-ниям человеческой деятельности: ценностно-ориента-ционной, познавательной, коммуникативной, преобра-зовательной. Мы считаем, что одним из главных фак-торов в этом процессе является формирование мысле-деятельности студентов относительно сущности физи-ческой культуры, что возможно на основе теоретиче-ских знаний, освоенных на уровне их применения вфизкультурной деятельности.Теоретические знания являются ведущим компо-нентом содержания физкультурного образования, при-обретаемого студентами в результате обучения по дис-циплине «Физическая культура». Только на основезнаний деятельность может быть творческой, позво-ляющей находить нестандартные решения проблемно-поисковых ситуаций. Необходимость исследованияуровня физкультурно-образовательных знаний студен-тов определяется их влиянием на ряд других компо-нентов личностно-мотивационной структуры, играю-щих важную роль в формировании сознательной ак-тивности в сфере физической культуры (интересы,убеждения, потребности).Цель исследования - определение уровня теорети-ческих знаний студентов в области физической куль-туры.В исследовании принимали участие студенты 1-х кур-сов специальной (738 чел.) и основной медицинскихгрупп (753 чел.) Томского государственного педагоги-ческого университета. В основу исследования положенанкетный опрос по вопросам теории и методики физи-ческой культуры. Студентам предлагалось ответить на40 вопросов, которые условно были разделены на 4группы:- первая группа вопросов содержала основные по-нятия физической культуры, сведения о сущности фи-зической культуры;- вторая группа вопросов касалась естественно-научных основ физической культуры;- в третью группу были включены вопросы о мето-дике самостоятельных занятий физическими упражне-ниями и самоконтроле;- четвертая группа вопросов включала в себя сведе-ния о профессиональной направленности физическойкультуры в вузе.На каждый вопрос в анкете приводилось 4 ответа,из которых только один правильный, соответствующийсовременным знаниям, остальные неверные. За каждыйправильный ответ студент получал 1 балл. Таким обра-зом, максимальное количество баллов, которое могполучить студент, - 40. Для перевода полученной сум-мы баллов в итоговую 4-балльную оценку нами выбра-на следующая шкала:- 32 и более баллов (80-100% максимальной суммыбаллов) - оценка «отлично»;- 26-31 балл (65-79%) - «хорошо»;- 20-25 баллов (50-64%) - «удовлетворительно»;- менее 20 баллов (менее 50%) - «неудовлетвори-тельно».Описательная статистика результатов тестированиязнаний студентов специальной медицинской группы(СМГ) показана в табл. 1.Т а б л и ц а 1Результаты диагностики теоретических знаний студентов СМГпо дисциплине «Физическая культура», баллыКурс Кол-востудентов X ± σ M Min Max1-4 738 18,95 ± 5,18 0,191 10,0 34,01 237 15,97 ± 4,02 0,260 10,0 31,02 197 16,47 ± 4,10 0,292 10,0 29,03 165 21,29 ± 3,84 0,299 10,0 30,04 139 24,93 ± 2,86 0,243 20,0 34,0Средний балл, показывающий уровень теоретиче-ских знаний студентов 1-4-х курсов СМГ, составляет18,95, что соответствует неудовлетворительнойоценке.Однако если рассматривать данные табл. 1 отдельнопо курсам, можно отметить, что наблюдается тенден-ция увеличения количества баллов от 15,97 на 1-м кур-се до 24,93 на 4-м. Изменяется и оценка уровня теоре-тических знаний студентов: на 1-м курсе она неудовле-творительная, на 4-м курсе соответствует оценке«удовлетворительно».Результаты тестирования показывают, что у студен-тов 1-го курса теоретические знания в области физиче-ской культуры находятся на очень низком уровне. Ви-димо, это связано с тем, что большинство студентов допоступления в университет не посещали занятия пофизической культуре в школе. Однако к 4-му курсукакие-то теоретические знания в процессе занятий фи-зической культурой студенты все же приобретают:средний балл у студентов 4-го курса равен 24,93, чтосоответствует удовлетворительной оценке.Далее нас интересовал вопрос, по каким именноразделам физической культуры студенты имеют болеевысокий уровень знаний. С этой целью мы провелианализ результатов тестирования студентов СМГ погруппам вопросов (табл. 2).Т а б л и ц а 2Результаты диагностики знаний студентов СМГпо вопросам основных понятий физической культуры (1-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов X ± σ M Min Max1-4 738 8,06 ± 1,22 0,450 5,0 10,01 237 4,75 ± 1,62 0,105 2,0 9,02 197 8,15 ± 1,14 0,817 5,0 10,03 165 8,36 ± 1,08 0,084 5,0 10,04 139 8,27 ± 1,12 0,095 5,0 10,0Средний балл, показывающий уровень теоретическихзнаний студентов по вопросам сущности физическойкультуры и ее основных понятий, является довольно вы-соким (8,06). Заметные различия наблюдаются в уровнезнаний у студентов СМГ по данной группе вопросов ме-жду 1-м курсом и 2-4-м. Так, у студентов 1-го курсасредний балл составляет всего 4,75, в то время как наостальных курсах данный показатель заметно выше -более 8,0. Полученные данные свидетельствуют о том,что по вопросам сущности физической культуры и ееосновных понятий студенты 1-го курса являются наиме-нее осведомленными.Результаты тестирования студентов специальноймедицинской группы по естественно-научным основамфизической культуры (2-я группа вопросов) показаны втабл. 3.Т а б л и ц а 3Результаты диагностики теоретических знаний студентов СМГпо естественно-научным основам физической культуры (2-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов X ± σ M Min Max1-4 738 4,98 ± 1,37 0,050 2,0 9,01 237 4,75 ± 1,62 0,105 2,0 9,02 197 5,0 ± 1,19 0,085 3,0 8,03 165 4,56 ± 1,02 0,079 2,0 7,04 139 5,74 ± 1,16 0,098 3,0 8,0Средний балл, показывающий уровень знаний сту-дентов СМГ по естественно-научным основам физи-ческой культуры, составляет 4,98 из 10 возможных,что не является хорошим результатом. Если сравнитьполученные данные отдельно по курсам, можно отме-тить, что заметных различий в уровне знаний не об-наружено.В табл. 4 показаны результаты тестирования знанийстудентов специальной медицинской группы по мето-дике самостоятельных занятий физической культурой.Т а б л и ц а 4Результаты диагностики знаний студентов СМГпо методике самостоятельных занятий физической культурой (3-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов Балл ( X ) ± σ M Min Max1-4 738 3,77 ± 1,42 0,052 1,0 9,01 237 3,00 ± 0,93 0,060 1,0 7,02 197 3,61 ± 1,62 0,115 1,0 9,03 165 4,43 ± 1,01 0,078 2,0 7,04 139 4,54 ± 1,46 0,123 1,0 7,0По данному разделу теории физической культурыстуденты СМГ еще менее компетентны, чем по естест-венно-научным основам физической культуры. Обэтом свидетельствует низкий средний балл - 3,77.Здесь необходимо отметить, что и на 3-4-м курсах сту-денты показали результат ниже среднего уровня (4,43 и4,54 балла). Это указывает на необходимость усилениятеоретической подготовки студентов специальной ме-дицинской группы по методике самостоятельных заня-тий физической культурой.Одним из важных аспектов занятий физическойкультурой в вузе является профессиональная на-правленность, т.е. подготовка студентов СМГ к со-циально-профессиональной деятельности средствамифизической культуры. Важно выяснить уровень тео-ретических знаний по вопросам профессиональнойнаправленности занятий физической культурой(табл. 5).Т а б л и ц а 5Результаты диагностики теоретических знаний студентов СМГпо вопросам профессиональной направленности занятий физической культурой (4-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов Балл ( X ) ± σ M Min Max1-4 738 3,04 ± 1,12 0,041 1,0 9,01 237 2,42 ± 0,75 0,049 1,0 9,02 197 3,00 ± 1,37 0,097 1,0 9,03 165 3,46 ± 0,81 0,062 2,0 5,04 139 3,58 ± 1,06 0,090 1,0 5,0Средний балл, показанный студентами специальноймедицинской группы по вопросам профессиональнойнаправленности занятий физической культурой, ещеболее низкий, чем по другим разделам, и составляет3,04. Это свидетельствует о том, что студенты не по-нимают роли физической культуры в подготовке к со-циально-профессиональной деятельности.Затем мы провели диагностику теоретических зна-ний по 40 вопросам у студентов 1-4-х курсов основнойгруппы университета.Описательная статистика результатов тестированияпоказана в табл. 6.Средний балл, показанный студентами основнойгруппы по всему теоретическому разделу физическойкультуры, составил 25, что соответствует удовлетвори-тельной оценке.Сравнивая полученные данные студентов основнойгруппы отдельно по курсам, можно увидеть, что у сту-дентов 3-4-х курсов количество баллов несколько вы-ше, чем у студентов 1-го и 2-го курсов, и соответствуетхорошей оценке.В табл. 7 представлены результаты опроса студен-тов основной медицинской группы по вопросам сущ-ности физической культуры и ее основных понятий.Т а б л и ц а 6Результаты диагностики теоретических знаний студентов основной группы педагогического вузапо дисциплине «Физическая культура», баллыКурс Кол-во студентов Балл ( X ) ± σ M Min Max1-4 753 25,00 ± 3,00 0,109 20,0 38,01 241 24,80 ± 2,96 0,191 20,0 36,02 212 25,30 ± 2,82 0,194 20,0 36,03 162 26,00 ± 3,06 0,241 20,0 36,04 138 26,20 ± 3,31 0,282 20,0 36,0Т а б л и ц а 7Результаты диагностики теоретических знаний студентов основной группыпо вопросам сущности физической культуры и ее основных понятий (1-я группаТ а б л и ц а 8Результаты диагностики знаний студентов основной медицинской группыпо естественно-научным основам физической культуры (2-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов X ± σ M Min Max1-4 753 8,29 ± 1,16 0,042 5,0 10,01 241 7,84 ± 1,27 0,081 5,0 10,02 212 8,39 ± 1,08 0,074 5,0 10,03 162 8,65 ± 0,99 0,077 5,0 10,04 138 8,61 ± 1,01 0,086 6,0 10,0Т а б л и ц а 9Результаты диагностики знаний студентов основной медицинской группыпо методике самостоятельных занятий физической культурой (3-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов X ± σ M Min Max1-4 753 7,06 ± 1,41 0,051 3,0 10,01 241 6,99 ± 1,42 0,091 3,0 9,02 212 7,65 ± 1,43 0,098 3,0 10,03 162 8,00 ± 1,28 0,100 4,0 10,04 138 8,14 ± 1,07 0,091 5,0 10,0Т а б л и ц а 10Результаты диагностики теоретических знаний студентов основной медицинской группыпо вопросам профессиональной направленности занятий физической культурой (4-я группа вопросов), баллыКурс Кол-во студентов X ± σ M Min Max1-4 753 6,13 ± 1,86 0,068 1,0 9,01 241 5,79 ± 1,85 0,119 1,0 9,02 212 5,60 ± 1,82 0,125 2,0 9,03 162 6,72 ± 1,66 0,130 3,0 9,04 138 6,86 ± 1,77 0,151 2,0 9,0Т а б л и ц а 11Результаты диагностики теоретических знаний студентов специальной и основной медицинских групппо дисциплине «Физическая культура», баллыСпециальная группа, n = 738 чел. Основная группа, n = 753 чел.Группы вопросов(количество)Средний балл( X ± σ) Средний балл ( X ± σ)Р40 18,97 ± 5,18 25 ±3,00 Р < 0,0051-10 8,06 ± 1,22 8,16 ± 1,14 Р > 0,00511-20 4,98 ± 1,37 8,29 ± 1,16 Р < 0,00521-30 3,77 ± 1,42 7,06 ± 1,41 Р < 0,00531-40 3,04 ± 1,12 6,13 ± 1,86 Р < 0,0050510152025Баллы1 2 3 4 5Ряд1Ряд2Рис. 1. Уровень теоретических знаний студентов специальной и основной медицинских групп по физической культуре:1 - 1-4-й курсы; 2 - 1-й курс; 3 - 2-й курс; 4 - 3-й курс; 5 - 4-й курс.Ряд 1 - студенты специальной медицинской группы; ряд 2 - студенты основной группыИз табл. 11 видно, что уровень теоретических зна-ний студентов основной группы достоверно вышетакового у студентов специальной медицинскойгруппы почти по всем тестируемым показателям. Ис-ключение составляют результаты тестирования по1-й группе вопросов, где достоверных различий необнаружено.Можно сказать, что в основных понятиях теориифизической культуры и ее сущности студенты специ-альной медицинской группы все же разбираются. Чтокасается естественно-научных основ, методики само-стоятельных занятий и профессиональной направлен-ности физической культуры, то можно отметить, чтоуровень знаний по этим разделам у студентов специ-альной медицинской группы крайне низок.В табл. 12 показан уровень теоретических знанийстудентов специальной медицинской группы по всемуразделу физической культуры (40 вопросов). Самыйбольшой процент неудовлетворительных оценок отмечену студентов 1-го и 2-го курсов (81,4 и 78,1%). На 3-м и4-м курсах зарегистрирована самая большая доля студен-тов специальной медицинской группы (60 и 57% соот-ветственно), имеющих удовлетворительные оценки.Если сравнить процент удовлетворительных и не-удовлетворительных оценок у студентов специальной иосновной медицинских групп (1-4-й курсы), то можноотметить, что у студентов специальной медицинскойгруппы процент неудовлетворительных оценок состав-ляет 53,3%, в то время как у студентов основной груп-пы - только 3,7% (табл. 13).Т а б л и ц а 12Уровень теоретических знаний студентов специальной медицинской группы по физической культуре, %КуОценка 1-4-й 1-й 2-рйс 3-й 4-йНеудовлетворительно 53,3% 81,4% 78,1% 26% 2,8%Удовлетворительно 34,4% 16% 18,2% 60% 57,5%Хорошо 11,5% 2,5% 3,5% 12,1% 37,4%Отлично 0,6% 0% 0% 1,2% 2,1%Т а б л и ц а 13Уровень теоретических знаний по физической культуре студентов основной группы, %Оценка 1-4-й 1-й Ку2р-сй 3-й 4-йНеудовлетворительно 3,7% 3,3% 4,2% 3% 4,3%Удовлетворительно 63,2% 58,8% 45,6% 43,2% 42,7%Хорошо 28,6% 36% 41% 48,7% 43,4%Отлично 4,3% 2,4% 2,8% 4,9% 9,4%Сравнивая количество студентов специальной и ос-новной медицинских групп, получивших положитель-ные и отрицательные оценки, отдельно по курсам,можно сказать, что основные тенденции у студентовспециальной медицинской группы сохраняются, т.е. от1-го курса к 4-му процент отрицательных оценокуменьшается, а положительных - увеличивается (см.табл. 13). Увеличивается и процент качественных оце-нок: на 1-м курсе всего 2,5%, а на 4-м - 39,5%. Однакоесли сравнить данные студентов специальной меди-цинской группы с аналогичными данными студентовосновной группы, то можно увидеть, что даже на1-м курсе 38,4% студентов имеют хорошую и отлич-ную оценку, а на 4-м - 52,8%.Таким образом, подводя итоги результатов тестиро-вания теоретических знаний студентов 1-4-х курсовспециальной и основной медицинских групп ТГПУ поосновным разделам физической культуры, можно ска-зать следующее. Чтобы ответить на вопросы, студен-там требовались знания по физической культуре в рам-ках школьной программы за 9-11-й классы, а такжетеоретического раздела вузовской программы. Тести-рование проводилось в конце учебного года, когда вселекции по физической культуре были уже прочитаны.Студенты 1-го курса еще могли пополнить свои знанияв области физической культуры на 2-м курсе.Анализ программы по физической культуре в вузепоказывает, что на 1-м и 2-м курсах на лекционные за-нятия по физической культуре отводится всего по 4 часав каждом семестре, т.е. 8 часов в год, а на 3-4-м курсахтеоретические занятия вовсе не предусмотрены. Этоговремени явно не достаточно, чтобы овладеть теорети-ческими знаниями в области физической культуры науровне их применения.Результаты наших исследований показали, что сту-денты основной группы в какой-то мере владеют теоре-тическими основами физической культуры, но по такимразделам, как методика самостоятельных занятий и про-фессиональная направленность физической культуры, уних наблюдаются пробелы в знаниях. Это, видимо, связа-но с тем, что теоретический материал не подкрепляетсязатем на практике, поэтому быстро забывается.Результаты тестирования теоретических знанийстудентов специальной медицинской группы показали,что 53,3% из всех опрошенных имеют неудовлетвори-тельную оценку. Теоретические знания в области фи-зической культуры являются одним из основных пока-зателей физкультурной образованности.Применение инновационных подходов к трансля-ции физкультурных ценностей в образовательном про-странстве вуза - наиболее актуальная проблема. Однимиз инновационных подходов к процессу обучения яв-ляется технология модульного обучения.Модульное обучение позволяет реализовать дея-тельностный подход к обучению, что выражается водном из его главных принципов - принципе осознан-ной перспективы (деятельностная постановка целейобучения) [1].Эффективность использования технологии модуль-ного обучения (ТМО) в физкультурном образованиистудентов может быть достигнута, если в основу ееструктурно-логической схемы заложен комплекс науч-но-педагогического знания, основными компонентамикоторого являются:- деятельностный подход, ориентированный навскрытие деятельностной структуры и генезиса препо-даваемых знаний не только к процессу образования, нои к его содержанию;- целеполагание на деятельностной основе как фак-тор управления образовательным процессом. Целиобучения представляются через виды и способы физ-культурно-образовательной деятельности;- принцип целостности педагогической системы(учебного процесса, организованного по ТМО) приоптимальном взаимодействии ее компонентов, дости-гаемом за счет наличия эффективной обратной связи -мониторинга результатов физкультурно-образователь-ной деятельности студентов;- сближение мотивационных потребностей обу-чающихся со структурой и содержательной организа-цией процесса обучения, индивидуализация обучения;- формирование системы мотивов физкультурно-образовательной деятельности студентов и созданиепедагогических условий для трансформации их от моти-вации достижения через познавательную мотивацию кмотивации социально-профессиональной деятельности;- конструктивные механизмы теории самооргани-зации (синергетики), обусловливающие условия воз-никновения и поддержания устойчивого состояния яв-ления самоорганизации физкультурно-образовательнойдеятельности студентов;- гуманизация процесса обучения, в результате ко-торой студент и преподаватель находятся в субъект-субъектном взаимодействии;- контекстный подход к содержанию учебной ин-формации и организации учебного процесса, обеспечи-вающий приобретение будущими специалистами опы-та физкультурной деятельности [2].В заключение необходимо отметить, что физиче-ская культура - это сложное культурное явление, кото-рое воздействует как на биологическое, так и на соци-альное в человеке. Мы считаем, что для формированияинтересов, мотивов, потребностей студентов в физ-культурной деятельности необходимо изучение ин-формационно-деятельностной структуры знания, меха-низмов превращения знаний в убеждения и на этойоснове - формирование мыследеятельности студентовотносительно сущности физической культуры.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 255
Ключевые слова
физическая культура, студенты, знания, деятельностный подход, physical training, students, knowledge, activity approachАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Загревская Александра Ивановна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания факультета физической культуры | O.Zagrevsky@yandex.ru |
Ссылки
Пономарев Н.А. Философия и научная картина мира. СПб. : СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. 144 с.
Загревская А.И., Шилько В.Г. Технология модульного обучения в физкультурном образовании студентов : Учеб. пособие. Томск : Томский государственный университет, 2009. 308 с.
