Методологические основы предпринимательской деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 355.

Методологические основы предпринимательской деятельности

Рассматривается роль предпринимательства в переходе к инновационному экономическому развитию. Обоснована необходимость разработки методологии предпринимательской деятельности как учения о ее структуре, организации, методах и средствах осуществления. С позиций системного подхода рассмотрены методологические основы предпринимательской деятельности. Определены содержательные характеристики предпринимательской деятельности, ее принципы, ресурсы, факторы, условия, нормы. Описаны саморегуляция и управление, организационная культура, логическая, процессная, временная и проектная структуры предпринимательской деятельности.

Methodological bases of enterprise activity.pdf Предпосылками эффективного осуществления лю-бой продуктивной деятельности, в том числе предпри-нимательской, являются выявление и учет ее методоло-гических основ. Методологию принято определять какучение о структуре, логической организации, методах исредствах деятельности. Учеными разных направленийшироко обсуждаются и успешно решаются методоло-гические проблемы науки. Однако понятие методоло-гии, по мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова, недолжно ограничиваться научной деятельностью. Мето-дология как совокупность базисных установок распро-страняется на все виды продуктивной человеческойдеятельности: практическую, учебную, художествен-ную и игровую [1. С. 24-25].Последнее положение необходимо уточнить. Мето-дология действительно может распространяться на всевиды продуктивной человеческой деятельности и бытьпредпосылкой их эффективного осуществления, но привыполнении трех условий, а именно: эти виды деятель-ности должны стать предметами осознания, предмета-ми обучения и предметами рационализации. Специаль-ные исследования по методологии учебной, образова-тельной и игровой деятельности в последние годы ак-тивизировались именно потому, что для этого сложи-лись все требуемые условия.Предпринимательство признается одним из главныхстратегических ресурсов и внутренним источникомразвития национальной экономики. Однако проблемыметодологии предпринимательской деятельности раз-работаны в недостаточной степени, так как необходи-мые условия для этого пока еще не созданы. Во-первых, предпринимательская деятельность остаетсяне до конца познанной. В научной среде отсутствуетсогласие в определении содержания и сущности пред-принимательства; до сих пор не разработана теорияпредпринимательства, хотя необходимость такой тео-рии признается всеми исследователями этого вопроса.Во-вторых, не определено содержание системы обуче-ния предпринимательскому делу. В-третьих, не уста-новлены направления рационализации предпринима-тельской деятельности. Возникшее противоречие мож-но разрешить одним возможным способом: одновре-менно завершать формирование указанных условий иразрабатывать методологию предпринимательской дея-тельности, учитывая продолжающееся приращениенаучных знаний и накопление практического опыта вэтой сфере.Согласованное осуществление этих процессов с це-лью кардинального повышения предпринимательскойактивности и привлечения капитала в экономику осо-бенно важно в период перехода к инновационному ти-пу экономического развития. В условиях современнойРоссии такой переход необходим, но имеет ряд осо-бенностей. Он требует модернизации традиционныхсекторов национальной экономики и опережающегоразвития отраслей высоких переделов, превращенияинноваций в ведущий фактор экономического роста,формирования новой экономики (экономики знаний иновых технологий). Он предполагает реализацию взаи-моувязанных преобразований по ряду направлений,таких как развитие человеческого потенциала, созданиевысококонкурентной институциональной среды, струк-турная диверсификация экономики на основе иннова-ционного технологического развития, закрепление ирасширение глобальных конкурентных преимуществстраны в традиционных сферах, укрепление внешне-экономических позиций, переход к новой модели про-странственного развития [2]. Без полного включенияпредпринимательского ресурса переход российскойэкономики к инновационному типу развития представ-ляется невозможным.Разработку методологии предпринимательской дея-тельности необходимо предварить уточнением ключе-вых понятий. Одно из них - это предпринимательскаядеятельность. С учетом сложившихся подходов к пред-принимательству и современных представлений о чело-веческой деятельности [3] предпринимательской следуетсчитать практическую продуктивную (в отдельных слу-чаях и репродуктивную) экономическую деятельность,ведущуюся самостоятельно, на свой риск, направленнуюна получение объективно новых или субъективно новыхрезультатов (инноваций) с целью достижения личнойвыгоды и общественной пользы. Соответственно, другоеключевое понятие - методология предпринимательскойдеятельности - может быть определено как учение оструктуре, организации, методах и средствах такой эко-номической активности людей.Выявление методологических основ предпринима-тельской, как и любой другой деятельности, означаетопределение ее основных характеристик, принципов,ресурсов, условий, факторов, норм, логической, про-цессной и временной структуры.Основные (содержательные) характеристики пред-принимательской деятельности включают, во-первых,признаки, присущие любой трудовой деятельности(теоретической и практической, индивидуальной иколлективной), во-вторых, черты или особенности соб-ственно предпринимательской деятельности.В специальной литературе отмечается, что при-знаками, присущими любой трудовой деятельности,являются: уникальность и непредсказуемость, нали-чие свободы воли и в то же время предельных воз-можностей, определяемых наличными ресурсами;способность адаптироваться к изменяющимся усло-виям среды и реагировать на вызовы; способность кцелеобразованию (в случае продуктивной деятельно-сти), умение вырабатывать различные варианты це-леобразования и целевыполнения; способность про-тивостоять внешним и внутренним разрушительнымтенденциям; способность к самоорганизации и само-развитию [4. С. 51].Характерные черты собственно предприниматель-ской деятельности: самостоятельность в принятии ре-шений; восприимчивость к новому, нацеленность наполучение результатов; способность к творчеству, кматериализации идей; склонность к риску, готовностьпринять его на себя; предпочтение быстрого развития иинноваций; активность; видение возможностей, скры-тых от других [5. С. 94].В общей теории систем к принципам организациипродуктивной деятельности принято относить принци-пы иерархии, целостности (интегративности, эмерд-жентности), коммуникативности (открытости), историч-ности, необходимого разнообразия. Очевидно, что ипредпринимательская (преимущественно продуктивная)деятельность должна строиться на этих принципах.В соответствии с принципом иерархии предпринима-тельская деятельность должна осуществляться на опера-ционном (исполнительском), тактическом (деятельност-ном) и стратегическом (творческом) уровнях. Предпри-ниматель должен быть подготовлен к самостоятельномувыполнению соответствующих функций или к закреп-лению этих функций за другими участниками.Для реализации принципа целостности (интегра-тивности, эмерджентности), характеризующего полно-ту выполнения предпринимателем своих функций,предприниматель должен располагать знаниями и уме-ниями, позволяющими ориентироваться в новой ситуа-ции, приобретать недостающие знания, ставить цель,определять способы и средства ее достижения, уметьвносить коррективы, добиваться поставленной цели.Профессиональная подготовка предпринимателя долж-на позволять ему одновременно осуществлять познава-тельную, преобразовательную (практическую и проек-тирующую), ценностно-ориентировочную, коммуника-тивную и эстетическую деятельность.Принцип коммуникативности (открытости), харак-теризующий положение предпринимателя в простран-стве, означает необходимость его вступления во взаи-модействие с другими субъектами. Для этого необхо-димы знания и умения, позволяющие налаживать дело-вой и человеческий контакт, формировать партнерскиеи дружеские отношения с окружающими.Принцип историчности, характеризующий осуще-ствление предпринимательской деятельности во вре-мени, требует знания (учета) предшествующего опытачеловечества в выбранной и в других сферах деятель-ности, а также накопления личного опыта предприни-мателя, его систематизации и применения.Принцип необходимого разнообразия (адекватно-сти), характеризующий состав предпринимательскойдеятельности, был обоснован У.Р. Эшби [6] примени-тельно к теории систем. Он заключается в следующем:при создании системы для решения какой-либо про-блемы, обладающей определенным разнообразием(сложностью), необходимо у создаваемой системыобеспечить еще большее разнообразие. Соответствен-но, предприниматель должен ставить цели, для дости-жения которых достаточны уровень квалификации инакопленный опыт участников. Для решения любойпроблемы он должен готовить несколько альтернатив-ных вариантов. Компоненты предпринимательскойдеятельности должны быть взаимозаменяемыми, транс-формируемыми, улучшаемыми.Применение указанных принципов не должно бытьразрозненным, случайным. Оно должно носить сис-темный или хотя бы комплексный характер.Предпринимательскую деятельность характеризуютресурсы (запасы, возможности, источники средств,доходов). К ним относятся деньги, труд, оборудование,техническая оснастка, материалы, технология, инфор-мация, пространство, время. В случае целевого исполь-зования ресурсы становятся факторами (существенны-ми обстоятельствами) предпринимательской деятель-ности, элементами предпринимательского капитала.Условия предпринимательской деятельности (об-стоятельства, от которых она зависит) определяютсявнешней и внутренней средой и классифицируются погруппам: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, орга-низационные, нормативно-правовые, информационные.Деятельность предпринимателя регулируют приме-няемые в обществе правовые и этические нормы, подкоторыми понимаются узаконенные установления,признанный обязательный порядок чего-либо, правилаповедения, а также обычаи делового оборота.Атрибутами предпринимательской деятельности,как и любой другой целесообразной человеческой дея-тельности, являются саморегуляция и управление.Саморегуляцией по определению является целесо-образное функционирование живых систем. Индиви-дуальная предпринимательская деятельность, бес-спорно, является целесообразным функционировани-ем живой системы. Коллективное предприниматель-ство - это, в определенном смысле, тоже целесооб-разное функционирование «живой социально-эконо-мической» системы. Саморегуляция в предпринима-тельских системах осуществляется субъектом в видерегулирования компонентов предпринимательскойдеятельности по замкнутому контуру. По такому кон-туру непрерывно изучаются, уточняются и корректи-руются принятая цель, модель значимых условий дея-тельности, программа собственных исполнительскихдействий, система критериев успешности деятельно-сти, информация о реально полученных результатах,оценка соответствия полученных результатов приня-тым критериям, решение о необходимости и характе-ре коррекций деятельности, осуществление необхо-димых изменений.В общем виде под управлением понимается функцияорганизованных систем различной природы (биологиче-ских, социальных, технических), обеспечивающая сохра-нение их определенной структуры, поддержание режимадеятельности, реализацию их программ и целей. Управ-ление предпринимательской деятельностью обеспечива-ет сохранение ее структуры и поддержание требуемогорежима, достижение поставленной предпринимателемцели, реализацию предпринимательского проекта.Предпринимательская деятельность всегда осуще-ствляется в рамках определенного типа организацион-ной культуры. Типами организационной культурыпринято называть формы организации деятельности.В.А. Никитин выделяет четыре типа организационнойкультуры: традиционный, корпоративно-ремесленный,профессиональный (научный) и проектно-технологи-ческий [7]. Типы организационной культуры не простосменяют друг друга, но в различных сферах деятельно-сти применительно к разным или к одному и тому жеисполнителю существуют одновременно.Предпринимательство зарождается при корпора-тивно-ремесленном типе организационной культуры.Становление и последующее развитие предпринима-тельства происходит в рамках профессионального (на-учного) типа организационной культуры. В настоящеевремя в результате сближения, а в некоторых случаях исимбиоза научной и предпринимательской деятельно-сти на смену профессиональному типу, господство-вавшему до середины ХХ в., приходит проектно-технологический тип организационной культуры. Про-ектно-технологический тип организационной культурыв наибольшей степени соответствует сущности пред-принимательства, способствует наиболее полному рас-крытию его потенциала. Центральными характеристи-ками этого типа организационной культуры становятсяпонятия «проект», «технология» и «рефлексия».В традиционном понимании проект (от лат. - бро-шенный вперед) представляет собой совокупность до-кументов (расчетов, чертежей и др.) для создания како-го-либо сооружения или изделия. В научно-иссле-довательской деятельности под проектом понимаютсовокупность документации, необходимой для прове-дения исследования и включающей техническое зада-ние, план, методику и средства исследования, описаниеожидаемых затрат, результатов и возможных направ-лений их использования. В теории систем проектомназывается ограниченное во времени целенаправлен-ное изменение отдельной системы с установленнымитребованиями к качеству результатов, возможнымирамками расхода средств и ресурсов и специфическойорганизацией [8. С. 32]. Предпринимательская дея-тельность становится деятельностью по реализациипроектов.Технология традиционно определяется как сово-купность методов обработки, изготовления, изменениясостояния, свойств, формы сырья, материала или по-луфабриката, осуществляемых в процессе производст-ва продукции. Современное, более широкое пониманиетехнологии связывает ее не только с техникой, но и сновыми формами кооперации, организации деятельно-сти, с новой культурой труда, производства и управле-ния, с широким использованием ноу-хау, т.е. со всемкомплексом достижений цивилизации, применяемых впрактической деятельности. В этом случае технологияопределяется как система условий, форм, методов исредств решения поставленной задачи. Комплекс по-нимаемых в указанном смысле технологий лежит воснове осуществления любого предпринимательскогопроекта.Рефлексией, или размышлением, самонаблюдением,самопознанием, называется форма познания, теорети-ческая деятельность человека, направленная на осмыс-ление своих собственных действий и их оснований.Предпринимательская деятельность включает рефлек-сию в качестве обязательного компонента.В научной литературе выдвигается и другое положе-ние - о формировании особой организационной культу-ры предпринимательских структур как системы знаний,ценностей, регулятивов, знаков и информационных про-цессов, способствующих эффективной организации биз-неса в условиях конкурентной борьбы. В ней в качествесоставных элементов (подсистем) выделяются культуратруда, культура производства и культура управления.Культура труда - это совокупность ценностей по поводувосприятия работниками труда, его места и роли в жиз-ни человека, а также места и роли самого человека впроцессе труда. Культура производства - это совокуп-ность ценностей, отражающих уровень развития органи-зационно-технологических процессов. Культура управ-ления - это совокупность механизмов, характеризую-щих уровень развития процессов управления в предпри-нимательской структуре [9. С. 9-10].На основе сочетания этих двух подходов можно за-ключить, что предпринимательская деятельность моди-фицирует проектно-технологический тип организацион-ной культуры, вносит в него специфические моменты.Предпринимательская деятельность как объектив-ная реальность имеет сложное, многоуровневое строе-ние. Г.В. Клейнер отмечает, что в социально-экономической реальности выделяются три слоя с убы-вающей степенью наблюдаемости. Первый - ситуаци-онный слой (результаты опыта, измерений, статистиче-ская информация, данные, доступные непосредствен-ному наблюдению и восприятию). Второй - феномено-логический слой с доступными наблюдению отдель-ными элементами - фактами. Третий - структурныйслой, в принципе не наблюдаемый, но мыслимый,включающий социально-экономические структуры,механизмы, тенденции. Экономическая методологияобеспечивает связь между экономическими данными,фактами и теориями и между соответствующими раз-делами экономической науки [10. С. 62-63].Уровневое рассмотрение экономической действи-тельности обосновывает В.М. Ефимов. По его мнению,в социально-экономической реальности можно выде-лить четыре уровня с соответствующим содержанием:когнитивный (верования), институциональный (прави-ла), организационный (власть), ресурсно-технологичес-кий (ресурсы и технологии их переработки). Цели ис-следования экономической деятельности подразделя-ются В.М. Ефимовым на три вида (результат, механизми эволюция механизма) и относятся к различным уров-ням. Результат деятельности исследуется на ресурсно-технологическом уровне, механизм деятельности - наорганизационном и институциональном, эволюция ме-ханизма деятельности - на институциональном и ког-нитивном уровнях [11. С. 63].Исследователи человеческой деятельности выделя-ют в изучаемом объекте логическую, процессную ивременную структуры. Такой подход представляетсяперспективным и применительно к предприниматель-ской деятельности. Но с учетом особенностей пред-принимательской деятельности в него надо внести до-полнение и выделить еще один, четвертый уровень -проектную структуру.При изучении логической структуры предпринима-тельской деятельности используется философское по-нимание ее субъекта, объекта, предмета, форм, средств,методов и результата. Предпринимательская деятель-ность при этом рассматривается как особый вид актив-ного взаимодействия человека с окружающей действи-тельностью, в процессе которого человек выступает каксубъект, целенаправленно воздействующий на объект иудовлетворяющий таким образом свои потребности.Соответственно, субъект предпринимательской дея-тельности (индивидуальный или коллективный) - этопредприниматель, носитель предметно-практическойдеятельности, источник активности, направленной наобъект, организатор и главный исполнитель предпри-нимательского проекта. Благодаря его активной дея-тельности тот или иной фрагмент объективной реаль-ности выступает как объект, данный субъекту в формахего деятельности.Объект предпринимательской деятельности - это то,что противостоит субъекту в его предметно-практи-ческой деятельности; это часть объективной реальности,взаимодействующая с субъектом; это целостный произ-водственный процесс. Предмет предпринимательскойдеятельности - это то, на что направлена деятельностьсубъекта, то, что является точкой ее приложения; этоосуществляемый предпринимательский проект.Средства предпринимательской деятельности в об-щем виде такие же, как средства любой деятельности.Их можно классифицировать на материально-технические, информационные, математические, язы-ковые и логические приемы, способы, орудия, приспо-собления, с помощью которых предприниматель (ин-дивидуальный или коллективный) воздействует напредмет деятельности.Методы предпринимательской деятельности - этоспособы достижения целей, решения конкретных за-дач; совокупности приемов или операций практическо-го или теоретического освоения действительности.В предпринимательской деятельности применяютсятеоретические и эмпирические методы.По форме (способу существования содержания)предпринимательская деятельность классифицируютсяпо разным основаниям. По составу участников она мо-жет быть индивидуальной и коллективной. В россий-ской экономике индивидуальная предпринимательскаядеятельность ведется индивидуальными предпринима-телями без образования юридического лица. Коллек-тивную предпринимательскую деятельность осуществ-ляют коммерческие организации, создаваемые в орга-низационно-правовых формах хозяйственного товари-щества, хозяйственного общества, государственного имуниципального унитарного предприятия, производст-венного кооператива, а также некоторые виды неком-мерческих организаций. По форме собственности мож-но разграничить частное, государственное, муници-пальное, смешанное предпринимательство. По мас-штабам деятельности различаются мелкое, среднее икрупное предпринимательство.В зависимости от сферы деятельности принято выде-лять виды предпринимательства - производственное, тор-говое, посредническое, финансовое, консультативное.По использованию технологий различают две моде-ли деятельности предпринимателя: классическую (осу-ществляемую с целью максимизации прибыли и полу-чения возможно большей отдачи от имеющихся ресур-сов на базе сложившихся технологий) и инновационную(поиск более эффективных технологий переработки ре-сурсов и экономических методов ведения хозяйства врасчете на максимизацию прибыли в будущем). Класси-ческая модель имеет две модификации - рутинно-прагматическую (использование трудно осваиваемыхпроизводственных ресурсов) и потребительскую (болееполное, точное и адресное удовлетворение спроса по-требителей). В инновационной модели предпринима-тельства, на наш взгляд, также можно выделить две мо-дификации: во-первых, деятельность по осуществлениютехнологических продуктовых и процессных инноваций,во-вторых, деятельность по применению организацион-но-управленческих инноваций.Результатом предпринимательской деятельности(мерой достижения поставленной цели) является реа-лизованный предпринимательский проект.Во все компоненты логической структуры в той илииной степени включены элементы основных характе-ристик предпринимательской деятельности.Более конкретным является процессный уровеньрассмотрения предпринимательской деятельности. Подпроцессом понимается последовательная смена явле-ний, состояний в развитии чего-либо; совокупностьпоследовательных действий для достижения какого-либо результата. На процессном уровне компонентамиструктуры выступают потребности, мотив, цель, зада-чи, технология (формы, методы и средства деятельно-сти), действие, результат, объединяемые в систему со-держательными характеристиками предприниматель-ской деятельности.Потребности представляют собой нужду в чем-либонеобходимом для поддержания жизнедеятельности иразвития организма, человеческой личности, социальнойгруппы, общества в целом. Потребности являются внут-ренними побудителями активности, объективно связы-вают человека с внешней средой. Предприниматель вы-являет неудовлетворенные потребности индивидов, со-циальных групп, общества в целом, формирует новыепотребности, обеспечивает их удовлетворение.Мотивы, или опредмеченные потребности, в ре-зультате мотивации (анализа и оценки альтернативныхвариантов, выбора и принятия решения) становятсяпобудителями деятельности индивидуального или кол-лективного предпринимателя.Цель любой деятельности представляет собой пред-восхищение в мышлении результата деятельности ипутей его достижения с помощью определенныхсредств. Цель предпринимательского проекта - этообусловленный мотивами субъективный образ желае-мого результата, достижимого за намеченный периодвремени. К процессу предпринимательской деятельно-сти подходят и другие введенные в научный оборот оп-ределения цели: цель как вариант удовлетворения ис-ходной потребности, выбранный из некоторого множе-ства альтернатив, сформулированных на основе специ-ального знания; цель как конкретное выражение потреб-ности, установленное на основе имеющегося опыта иопределяющее конкретное функционирование создавае-мой системы; цель как совокупное представление о не-которой модели будущего результата, способного удов-летворить исходную потребность при имеющихся ре-альных возможностях, оцененных по результатам опыта.Цель предпринимательской деятельности непосред-ственно зависит от потребности и является ее прямымследствием. Цель выбирается субъективно на основеконкретного знания предпринимателя; она конкретна,но при этом содержит элемент неопределенности; онаявляется средством оценки будущего результата.Выбранная цель конкретизируется в комплексе за-дач. Задачей в предпринимательском проекте являетсяжелаемый количественно определенный результат,достижимый за установленный срок.Для решения каждой задачи определяются соответ-ствующие технологии. На основе принятых технологийи с учетом состояния окружающей среды выбираютсядействия, изменяющие состояние объекта и приводя-щие к желаемому результату. Полученный результат(продукт, работа, услуга) как со стороны предпринима-теля, так и со стороны других экономических субъек-тов подвергается оцениванию на соответствие цели повыбранным критериям.Еще более конкретизируется содержание предпри-нимательской деятельности при ее развертывании вовремени. Во временной структуре предприниматель-ской деятельности выделяются фазы, состоящие изстадий, делящихся, в свою очередь, на этапы. На всехфазах, стадиях и этапах проявляются основные харак-теристики предпринимательской деятельности.Цикл процесса предпринимательской деятельностисоставляют три фазы: фаза проектирования, техноло-гическая и рефлексивная.Фаза проектирования делится на четыре стадии:концептуальную, моделирования, конструирования итехнологической подготовки. На концептуальной ста-дии этапами являются выявление противоречия, поста-новка проблемы, определение проблематики, опреде-ление цели, выбор критериев. Стадия моделированиявключает этапы: построения моделей, оптимизации,выбора (принятия решения). На стадии конструирова-ния выделяются этапы: декомпозиции, агрегирования,исследования условий, построения программ. На ста-дии технологической подготовки выделение этаповспецифично для различных видов предприниматель-ской деятельности и типов проектируемых систем.В самом общем виде можно выделить этапы подготов-ки и утверждения документации.Технологическая фаза делится на стадии формиро-вания условий, организации работ, координации работ,сдачи-приемки продукции или ввода объекта в экс-плуатацию. Каждая из этих стадий с учетом спецификисферы деятельности может быть разделена на этапы.Рефлексивная фаза включает две стадии: стадиюитоговой оценки (самооценки) объекта предпринима-тельской деятельности (полученного результата) и ста-дию итоговой оценки (самооценки) субъекта деятель-ности (предпринимателя).В современных условиях предпринимательская дея-тельность осуществляется в форме реализации проекта.Предпринимательскому проекту дается ряд опреде-лений. Под ним понимается целостный материальныйобъект; закономерно обусловленная совокупностьфункционально взаимодействующих компонентов;средство решения предпринимательской проблемы;множество составляющих единство компонентов и на-бор связей и взаимодействий этих компонентов друг сдругом и с внешней средой. Все эти определения ха-рактеризуют предпринимательский проект как системув ее научном понимании.Элементами системы - компонентами предприни-мательского проекта - являются неделимые части, об-ладающие определенными свойствами. Это такие па-раметры системы, как вход, процесс, выход, управле-ние, ограничения. Эти параметры структурно автоном-ны, функционально специфичны и однородны, инте-гративны в другие элементы (подсистемы), в их внут-реннюю и внешнюю среду.Связи представляют собой совокупности зависимо-стей свойств одного компонента от свойств других ком-понентов предпринимательского проекта. Взаимодейст-вие рассматривается как процесс взаимного влиянияотдельных компонентов, проекта в целом и окружающейсреды друг на друга. Внешняя среда включает в себясовокупность объектов, не входящих в структуру пред-принимательского проекта, но воздействующих на него.Следует отметить, что специалистами в областиуправления проектами применяется классификация свыделением в цикле осуществления проекта четырехфаз - разработки концепции, разработки проекта, реа-лизации проекта и завершения проекта [12].Схематичное отображение предпринимательскойдеятельности, позволяющее выразить ее сложность имногомерность, показать ее основные характеристики,структурные уровни и компоненты, представлено втаблице.Основные характеристики и компоненты предпринимательской деятельностиКомпоненты структуОсновные рыхарактеристики логической процессной временной проектной (системной)ОсобенностиПринципыРесурсыУсловияНормыСаморегуляцияУправлениеОрганизационная культураСубъектОбъектПредметСредстваМетодыФормы, виды и моделипредпринимательстваРезультатПотребностиМотивыЦельЗадачиТехнологияДействиеПродукт (работа, услуга)ФазыСтадииЭтапыРазработка концепцииРазработка проектаРеализация проектаЗавершение проекта(вход - процесс - огра-ничения - выход; связи,взаимодействия)Следующим шагом в исследовании методологиче-ских основ предпринимательской деятельности должнобыть описание связей и взаимодействий рассмотренныххарактеристик и компонентов. Учет выявленных мето-дологических основ и применение полученного методо-логического знания на практике позволят улучшить ор-ганизацию предпринимательской деятельности, обеспе-чат повышение ее эффективности, расширят ресурснуюбазу, а в условиях современной России ускорят переходк инновационному типу экономического развития.

Ключевые слова

методология, предпринимательская деятельность, предпринимательство, структура, methodology, enterprise activity, entrepreneurship, structure

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнов Владимир ПетровичДальневосточный государственный технический университет (г. Владивосток)кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономикиvla102@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М. : СИНТЕГ, 2007. 668 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.
Каган М.С. Человеческая деятельность. М. : Политиздат, 1974. 220 с.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. 2-е изд. СПб. : СПбГТУ, 1999. 510 с.
Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М. : Экономика, 1993. 367 с.
Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М. : Мир, 1966. 420 с.
Никитин В.А. Организационные типы современной культуры : автореф. дис. … д-ра культурологии. Тольятти, 1998. 46 с.
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М. : СИНТЕГ-ГЕО, 1997.
Левкин Н.В. Развитие организационной культуры предпринимательских структур в условиях трансформации рыночной модели хозяйства : автореф. дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2009. 42 с.
Клейнер Г. К спору о методе: исследование бедности или бедность исследования (О статье М. Локшина «Использование научного метода в российских исследованиях в области бедности») // Вопросы экономики. 2008. № 6. С. 61-70.
Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 49-67.
Воропаев В.И. Управление проектами в России. М. : Аланс, 1995. 225 с.
 Методологические основы предпринимательской деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 355.

Методологические основы предпринимательской деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия