К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании

Концепты «модус» и «модальность» используются во всех гуманитарных науках. Тем не менее попытки выявить их смысловой инвариант до сих пор не предпринимались. Анализ применения данных понятий в научном дискурсе показывает, что их методологический потенциал на сегодняшний день не раскрыт, поскольку не выработано представление о сущности модальности как таковой.

On the problem of existence of the modality concept in modern humanitarian and philosophical science.pdf Понятие модальность и родственный ему терминмодус являются многозначными научными термина-ми, что соответствует их внутренней природе. Концеп-ты модус и модальность широко используются вовсех гуманитарных науках; они активно применяются впсихологии, лингвистике, правоведении, логике, бого-словии, музыкознании, в русскоязычной, англоязычнойи немецкоязычной литературе. Очевидно, что под мо-дальностью, при всем разнообразии значений этогопонятия, в различных научных дисциплинах понимает-ся некое общее явление, особый тип организации ре-альности. Тем не менее попытки обобщить на материа-ле различных наук содержание термина модальностьи выявить его смысловой инвариант до сих пор непредпринимались. Несомненно, такая метанаучная за-дача находится в сфере компетенции философии.Актуальность анализа междисциплинарного и соб-ственно философского дискурса модальности просле-живается на разных уровнях - от невыявленности егометодологического потенциала для научных исследо-ваний до проблемы некорректности содержательногонаполнения понятия модус в философии или дажеполного отсутствия такового наполнения. Также оста-ется неосмысленной специфика объектов, интерпрети-руемых как модальные.Немногие исследователи, обратившиеся к философ-ской разработке интересующих нас понятий, утвер-ждают, что модальность есть самая глубокая философ-ская категория, выражающая сущностную вариатив-ность бытия [1. С. 53, 55]. Специалисты характеризуютмодальность как одну из самых загадочных катего-рий языка и мышления [2; 3. С. 78]. Если в лингвисти-ке, музыке, логике, правоведении, экономике и точныхнауках эти понятия имеют конкретное, хотя при этомзачастую очень расплывчатое значение, то в отечест-венной философии, эстетике, педагогике и социологииони в большинстве случаев используются интуитивно,без уточнения или даже какого-либо обозначения со-держания. В подтверждение тому можно привести це-лый список работ1.Очертим смысловое поле модальности в ряде гума-нитарных наук.Модальность суждения в логике - это характери-стика суждения в зависимости от характера устанавли-ваемой им достоверности, т.е. от того, утверждается лив нем возможность, действительность или необходи-мость чего-либо о чем-либо. По модальности сужденияразличаются силой или степенью выраженной в немнеобходимости, с которой предикат принадлежит субъ-екту, а также качеством той зоны бытия, в рамкахкоторой происходит определение объекта (имеются ввиду эпистемическая, ценностная, темпоральная и дру-гие зоны). Модальная логика традиционно определяет-ся как логическая система, изучающая структуру рас-суждений, в состав которых входят модальные опера-торы. Однако какой оператор по своему существу яв-ляется модальным, а какой им быть не может, объяс-нить достаточно сложно. Модальных операторов вели-кое множество, их группируют в классы алетических,эпистемических, деонтических, логических, темпо-ральных, аксиологических, индуктивных, модально-стей изменений, также выделяют модальности de re иde dicto (внешнюю и внутреннюю). По сути, любаяпредикация может быть элементом модальной логики.Как отмечает М.Н. Эпштейн, из приводимого спискамодальностей невозможно заключить, что же сущест-венно и необходимо объединяет их таким образом, чтоисключает из этого списка другие предикаты [2.С. 286-287].В математике и математической логике имеет местопонятие модальные онтологии. Воронежский фило-соф В.И. Моисеев называет разрабатываемую им логи-ческую систему проективно-модальной онтологией;данная система родственна логике Станислава Лесь-невского и представителей философии всеединства.А.Ф. Кудряшов характеризует математические модаль-ные онтологии как проекции классических модальныхоператоров на системы исчислений. В любом конкрет-ном случае математического рассуждения всегда под-разумевается соотнесенность с определенной системойонтологии. Математик своими вычислениями конст-руирует различные модальные миры: либо это мир,как он есть (аподиктическая или ассерторическая мо-дальности), либо мир как должно быть (деонтическаямодальность), как может быть (возможность), какмогло бы быть (вероятность или гипотетическая не-обходимость). Каждая модальная онтология имеет соб-ственную логику доказательств, типы построенияуравнений, допущения погрешностей [4].Многозначно содержание понятия модальностьв музыкальной теории. Прежде всего, модальность -это гармоническая структура, противостоящая по сво-ей логике тональности. Если тональность отличаютаприорная централизация и четкое неизменное рас-пределение между ступенями звукоряда и созвучиямиладовых функций (тоника, доминанта, субдоминанта,медианты), то модальные системы пластичны, цен-трализация, т.е. опорность и устойчивость, в них ре-зультативны, возникают под воздействием различных,в том числе немузыкальных, факторов, например ло-гики развертывания текста в вокальной музыке. Тоесть модальная гармоническая структура отлична тем,что любая ее ступень или созвучие может приниматьлюбую форму, воплощать любую функцию в зависи-мости от гармонического, ритмического, регистровогои других контекстов.Обобщение проявлений модальности в музыке при-водит к интересным выводам: модальность в музыкесвязана и с идеей меры, измерения, нормы, правила, среализацией различных форм той или иной гармониче-ской сущности, также музыкальный модус может яв-ляться моделью, архетипом, инвариантом. В теорииЕ. Назайкинского модус принимает содержательноезначение и трактуется как форма художественного бы-тия некоторого смысла: музыкальный модус - этоцелостное, конкретное по содержанию (то есть одно измножества возможных), художественно опосредован-ное состояние, объективируемое в музыке в различныхформах, различными средствами и способами [5.C. 239]. К основным художественным модусам-измере-ниям он относит эпос, лирику и драму, т.е. роды искус-ства по Аристотелю.Модус-модель - это мелодические и ритмические мо-дели модальной музыки, нормы, образцы строения напе-вов и инструментальных композиций. В то же время мо-дус-род - это тот интонационный инвариант, которыйпроступает в каждом средневековом напеве или тради-ционной индийской раге. Модусом-архетипом или про-тообразом можно назвать ладомелодические модели раг,модусов, православных гласов, поскольку они являлиськак бы концентрированной интонацией, в рассредото-ченном виде составлявшей музыкальную ткань. Особен-но существенно это значение в системе древнерусскогоосьмогласия: Сравнение "подобных" строк гласа пока-зывает, насколько бесконечны возможности видоизмене-ния архетипической модели гласа Глас способен намногие жанровые перевоплощения и в то же время вы-ступает в роли системы, регулирующей возможностиинтонационной свободы [6. C. 484-485].Заслуживает особого внимания трактовка модусакак измерения. С одной стороны, она связана с пони-манием модуса как меры. Действительно, средневеко-вые ритмические модусы - это в прямом смысле мерывремени, особенно модусы-способы деления длитель-ностей. Таких нормативных модусов было всего шесть,и они исчерпывали собой все ритмическое разнообра-зие музыки той эпохи. В этимологии слова modo теоре-тик эпохи Возрождения Дж. Царлино (1517-1590) вы-деляет смысловые аспекты, фиксирующие значениямеры, порядка, самоограничения [7]. В этом плане по-нимался в Средневековье и термин модуляция - какискусство размеренного, расчлененного, организован-ного движения. В этом смысле модусы-лады выступа-ют как меры или законы музыкального развития. Од-нако модус - это еще и измерение как уровень бытия,например, эпос, лирика и драма - это именно планыбытия, его художественные измерения. Модус-отношение, модус-наклонение возможны только тогда,когда выявлены некие измерения бытия, относительнокоторых и принимается наклонение. Например, время ивечность, - в категориях вечности многое, связанное снастоящим, теряет свое значение. Модальность выска-зывания, в том числе и художественного, формируетсяв зависимости от того, находимся мы в измерении вре-мени или в плане вечности, в измерении биологиче-ском или социальном, гносеологическом или эстетиче-ском и т.п.Музыкальный модус следует понимать также и какотношение. Это отношение элементов модуса-лада илидлительностей мензурального ритма в системе, их от-ношение к целому и к контексту, в зависимости от кото-рого и выявляется их определенность. В то же времямодус в плане содержания - это отношение говорящего(композитора) к предмету высказывания (художествен-ным образам). Модус как целостный музыкальный фе-номен может восприниматься, осознаваться и получатьтеоретическое определение с различных сторон: и состороны содержания, и со стороны формы; и как прико-вавшая внимание вечная в своей неповторимости дан-ность, и как преходящее состояние [5. C. 242].Музыкальный модус - явление глобальное и мно-голикое. Это и композиционные (ладовые и ритмиче-ские) структуры, и функциональная система, и инто-национный инвариант, и конкретные модели, и типобъективации художественного содержания. В каче-стве еще одного подтверждения этому можно привес-ти одно из основных понятий арабской, турецкой ииранской музыки, аналогичное по содержанию тер-мину рага, - макам. Оно обозначает жанр, прин-цип развертывания на основе модальной ладовой ор-ганизации, тип метроритмики, психоэмоциональныймодус, мелодические модели и лад с особой диффе-ренциацией тонов [8. C. 320].Чтобы понять сущность грамматической модально-сти, нужно абстрактно разделить высказывание напропозицию и сопутствующее ей семантическое поле(диктум и модус в терминологии основателя за-падно-европейской лингвистической теории модально-сти Шарля Балли). Пропозиция является базисной де-скриптивной частью любого высказывания, информи-рующей об определенном положении дел, котороеимеет место в мире действительном или возможном.Она содержит объективную информацию, не завися-щую от ситуации речевого общения и ее участников.Остальные значения, отражающие разноплановые от-ношения субъекта речи к положению дел, обозначен-ному в пропозиции, образуют так называемую мо-дальную рамку [9. C. 70]. На пропозитивный смыслмогут накладываться дополнительные значения трехтипов - диктумные, модусные и каузальные. Модусныезначения разделяют на имеющие семантику воспри-ятия (субъективной интерпретации) и оценки, во вто-ром случае характеристика может либо относиться ксубъекту действия, либо приписываться объекту состороны субъекта действия [10. C. 16-17].Модальная рамка возникает в результате так илииначе выраженных в языке значений актуальности /потенциальности (возможности, необходимости, гипо-тетичности и т.д.), оценки достоверности, коммуника-тивной установки высказывания, утверждения / отри-цания, засвидетельствованности (пересказывания / не-пересказывания). В.Б. Касевич полагает, что высказы-вания могут иметь сразу несколько модальных рамок:внутреннюю (соответствующую традиционной объ-ективной модальности), внешнюю (соответствую-щую субъективной модальности) и коммуникативнуюили целевую [11].К сущности грамматической модальности прямоеотношение имеет наклонение глагола, или его модус.Наклонение - это грамматическая категория, экспли-цирующая способ регулирования субъектом речи воз-действия коммуникации на адресата [9. C. 90]. Накло-нением также принято считать морфологически выра-женную передачу модальных оттенков сказуемого [12.C. 93]. Иными словами, в образовании грамматическоймодальности активно участвуют модальные глаголы.Интересным для философских изысканий представля-ется тот факт, что в русском языке наклонений, грам-матически оформленных посредством нормативныхструктур, всего три - изъявительное, повелительное исослагательное. В других языках их гораздо больше;выделяют оптатив, потенциалис, ирреалис, условное,эвиденциальное, эпистемическое, аудитивное, отрица-тельное и другие наклонения [12, 13]. Так, эвиденци-альные грамматические формы позволяют говорящемууточнить, что он не является непосредственным свиде-телем события, а знает о нем лишь с чужих слов (в рядеязыков выделяют аналогичную форму пересказыва-тельного наклонения). К примеру, в дагестанском язы-ке встречается и такая форма глагола, которую доста-точно употребить, чтобы стало ясно, что сообщаемаяинформация не засвидетельствована говорящим лично,а, например, выведена им по каким-то косвенным при-знакам. В русском языке приблизительно тот же семан-тический эффект можно достичь введением оборотовсудя по всему, не иначе, похоже и др.Однако еще более привлекает внимание то, что врусском языке нет как таковых модальных глаголов:наклонение выражается либо постановкой глагола вформу определенного лица и числа, либо с помощьючастиц пусть, пускай, -ка, да, давай, давайте (Давайтеговорить друг другу комплименты... Б. Окуджава -повелительное наклонение). В романских языках, на-против, модальные глаголы представляют собой осо-бый грамматический класс. Они выражают не действиеили состояние, а отношение говорящего к действию[14. C. 755] и употребляются обычно вместе с другимглаголом, по отношению к которому и строится мо-дальная рамка (аналогичная ситуация обозначаетсяШ. Балли с помощью пары терминов модальный гла-гол - диктальный глагол). Модальные глаголы анг-лийского языка - это саn (could), may (might), must,ought to, need; немецкого - wollen, mӧgen, kӧnnen, durfen,mussen, sollen.Главная особенность модальных глаголов, на нашвзгляд, - это их так называемая синонимия - способ-ность сближаться друг с другом по семантике и выра-жать различные оттенки модальных значений. Модаль-ные глаголы образуют целые синонимические ряды,выражающие различные оттенки возможности, дол-женствования, приказа, просьбы, желания, предполо-жения, запрета. И наоборот, один и тот же модальныйглагол, в зависимости от грамматического и лексиче-ского контекста, может выражать практически любуюмодальную установку.Какие же именно языковые отношения и ситуацииявляются модальными? Ответить на этот вопрос непро-сто, поскольку смысловые условия модальности выска-зывания разнородны. Традиционно отмечается, чтотермин модальность охватывает достаточно большойкруг явлений, неоднородных по смысловому объему,грамматическим свойствам и степени оформленностина разных уровнях структуры языка [15. C. 239]. Мыоказываемся в ситуации, аналогичной той, которая воз-никает при попытках выяснить, что делает ту или инуюлогическую систему модальной. Ответить на вопроскакие именно логические отношения являются мо-дальными? так же сложно, как и выявить семантиче-ски-смысловой инвариант языковой модальности. Би-рюлин и Корди отмечают, что в практике лингвистиче-ских исследований границы употребления терминамодальность утратили свою определенность. Трак-товка модальности в современной лингвистике необы-чайно широка, и трудно найти двух авторов, которыепонимали бы модальность одинаково [9. C. 67].Термин модальность широко применяется в пси-хологии для обозначения принадлежности к определен-ной сенсорной системе (анализатору). В таком случаеразличаются модальности зрительная, слуховая, обоня-тельная, тактильная, вкусовая. По мнению Д.И. Дуб-ровского, всякое восприятие внешних явлений поли-модально, поскольку наш организм как самооргани-зующаяся система не может ограничиться только ото-бражением внешней действительности. Каждый актвосприятия сопровождается процессами самоотобра-жения, поэтому следует говорить и о модальностяхвнутреннего порядка, к которым Давид Израилевичотносит боль, чувство голода, жажды, двигательные,соматические ощущения [16. C. 89]. Другие психологитакже отмечают, что существуют модальности, пред-ставляющие нам информацию, идущую от внутреннихорганов - вестибулярная, проприоцептивная, болевая,температурная [17. C. 90].Однако модальности восприятия - лишь часть со-держательного поля данного термина в рамках психо-логии. В этой науке, как ни в какой другой, широк те-заурус понятия модальность. В различных исследо-ваниях выделяются декстральные и синистральныемодусы мышления [18], психические модусы бытия иобладания [19], модусы интегрированности психики[20]. Представители британской школы психоанализаП. Фонаги и М. Трагет понимают под модусами стадииразвития ментализации, выделяя игровой модус, реф-лексивный модус и модус психической эквивалентно-сти [21]. Сознание интерпретируется в модусах мыш-ления и психики (как это делают М. Мамардашвили иА. Пятигорский); отдельно выделяются модусы объек-тивации сознания - язык, внешние объекты, идеология,миф и т.д. Французский философ-психоаналитик ЖакЛакан выделяет в психике регистры биологический ичеловеческий, говорит о регистре Я и т.п. Практическикаждое психическое образование он именует регист-ром. Кроме того, встречается у Лакана прямое указаниена измерения сознания, точнее, его интерсубъективно-сти: в уникальном явлении, которое представляютсобой человеческие отношения, налицо два различных,хотя и сплетающихся друг с другом, измерения - изме-рение Воображаемого и измерение Символического[22. C. 154]. Таким образом, три фундаментальных по-нятия Лакана, с помощью которых он объясняет работусознания, - Реальное, Воображаемое и Символиче-ское - можно понимать как измерения или регистры, аследовательно, как модусы.Термин модальность бытует также в правоведе-нии применительно к праву собственности. В литера-туроведении и искусствоведении распространено по-нятие модальность текста. В христианском богосло-вии явление модальности этимологически связано стермином модализм, обозначающим ересь Савеллия,возникшую в эпоху тринитарных споров. Однако со-держательно философское понятие модус макси-мально близко понятию ипостась: и модусы, и ипо-стаси следует понимать как формы бытия, измерения,проекции, качествования единой сущности.Кульминации неоднозначности термины модаль-ность и модус достигают в философской интерпре-тации. Вся их экспликация в словарях сводится, какправило, к указанию на исторические факты употреб-ления данных понятий Спинозой и Гегелем, хотя тра-диция употребления слова модус берет свое началоуже с Аристотеля. Истории бытования рассматривае-мых нами понятий в области философии можно посвя-тить объемную монографию. Однако в настоящее вре-мя их употребление в историческом контексте рас-сматривают скорее как эпизодические случаи (в учени-ях тех же Спинозы, Гегеля, Джордано Бруно, изредка всредневековой схоластике). Это связано с тем, что неотрефлексированы синонимичные модусу философ-ские термины, в связи с чем современная философия неимеет представления о преемственности традиции мо-дального мышления и полагания целостности бытия.Сложность заключается еще и в том, что онтология илиантропология могут иметь модальные основания и приэтом не только не оперировать термином модус (какэто имеет место в учении Ж. Лакана, работающего спонятием регистр), но и не использовать вообще ни-каких однопорядковых термину модус понятий.К такого рода системам относятся древневосточныеонтологии (буддийская, даосская, онтология адвайта-веданты), а также учения Н. Кузанского, Вл. Соловье-ва. Перспективы распознавания таких систем, как мо-дальных в сложившейся научной ситуации практиче-ски отсутствуют.Можно было бы предположить, что данные понятияне актуальны для современного философского дискур-са. Однако активное употребление их в заглавиях дис-сертаций и научных статей заставляет отказаться оттакой версии. Интересующие нас термины встречаютсяв заглавиях десятков философских, искусствоведче-ских, культурологических диссертаций (мы не берем вовнимание диссертации по логике). При этом парадок-сальным образом в большинстве из них никоим обра-зом не разработаны понятия модус или модаль-ность, не оговорено даже их значение. Они употреб-ляются как данность или как термины, не имеющиеспециального научного содержания2. В ряде диссерта-ций понятия модус и модальность вовсе встреча-ются только в названии и в тексте далее не появляют-ся3. Можно указать также на философские диссерта-ции, в которых данные концепты раскрываются, но импридается филологическое значение, т.е. значениефункционально-семантической категории4.За последние десять лет написано около трех десят-ков диссертаций кандидатов и докторов философскихнаук, содержащих в теме термины модус или мо-дальность, но только в четырех из них (исключая отно-сящиеся к специальности Логика) есть содержатель-ная разработка данных понятий5, хотя модальный анализили подход не заявлен как методологическая база иссле-дования ни в одной из этих диссертаций. В других об-ластях гуманитарного знания ситуация обстоит различ-но: в области социологии, политологии, истории онапримерно аналогична описанной; в остальных дисцип-линах, имеющих собственное, устоявшееся значениеданных понятий, нетрудно обнаружить, что использу-ются они в чрезвычайно широком смысле: с их помо-щью описывается круг явлений, далеко превосходящийизначальное классическое значение.Знаменательными для философской теории модаль-ности являются две работы отечественных ученых,созданные в самом начале этого века, - Философиявозможного М.Н. Эпштейна и Логика всеединстваВ.И. Моисеева. В этих трудах описываются онтологи-ческие системы, имеющие своим фундаментом соотне-сенность модального типа. Своим появлением эти ра-боты словно заявляют о возрождении многовековогодискурса модальности. Тем не менее суть и содержа-тельная многогранность понятий модус и модаль-ность до сих пор не осмыслены ни в отечественной,ни в западной традиции.Итак, мы констатируем следующие факты:1. Понятия модус и модальность имеют опреде-ленное содержание применительно к каждой гумани-тарной дисциплине, и эти содержания существенно раз-нятся, в связи с чем значения понятий внешне выглядяткак мозаика не связанных между собой концептов.2. Внутри каждой гуманитарной науки данные тер-мины также не имеют стабильного содержания, их те-заурус чрезвычайно широк.3. Осмысление понятий модус и модальность,которое бы обобщало и интегрировало достижения гу-манитарных наук, в настоящий момент не разработано.4. Наименьшей определенностью отличается значе-ние понятий модус и модальность в философии:исследователи либо вообще отказываются от их содер-жательного наполнения, либо тяготеют к их понима-нию в духе какой-либо другой науки, чаще филологии,логики или психологии. Собственно философское зна-чение этих понятий отыскать в современных работахвесьма проблематично6.5. Вследствие вышесказанного не выявлены сино-нимичные модусу философские термины, в связи с чемсовременная философия не имеет представления о пре-емственности традиции модального мышления и пола-гания целостности бытия.6. Методологический потенциал исследуемых поня-тий на настоящее время не раскрыт, поскольку не вы-работано представление о сущности модальности кактаковой. В результате присутствие понятий модус имодальность в темах научных работ, особенно фило-софских, не задает какой-либо методологической уста-новки (за редчайшими исключениями, каковым, на-пример, является диссертация А.В. Нечаева Проблемамодальности человеческого одиночества).В подавляющем большинстве случаев понятия мо-дус и модальность подменяются в научных текстахтерминами форма, аспект, выражение или жемыслятся совпадающими по значению с этими терми-нами. Судя по всему, термины модус и модаль-ность употребляются современными учеными в силуих эстетической привлекательности или интуитивногоощущения их многогранности, но в целом остаетсянеясным, почему же не использовать вместо них болееоднозначные слова аспект или форма. Ведь упот-ребляющий рассматриваемые нами понятия ученыйдолжен был бы предполагать, что за ними стоит опре-деленный тип понимания целостности, определенноепредставление об организации объектов. То есть обо-значенная еще Аристотелем онтологическая перспек-тива, которую открывают понятия модус и модаль-ность, в гуманитарных и особенно философских рабо-тах, как отечественных, так и западных, практически непросматривается.Для прояснения содержательного поля терминов мо-дус и модальность необходим основательный анализусловий употребления этих, а также однокоренных имтерминов мода, модуль и модуляция в различныхнаучных областях в их содержательной связи с исходнымлатинским термином modus. Значения этих понятий вплоскостях разных наук разнообразны, зачастую несопос-тавимы, тем не менее для того чтобы сделать функциони-рование понятий модус и модальность в науке осоз-нанным и полноценным, необходимо выявить некую из-начальную смысловую основу этих терминов.ПРИМЕЧАНИЯ1 Во всех нижеперечисленных статьях и книгах вообще не обозначено значение понятий модус или модальность, хотя данные понятия активноупотребляются на протяжении всего текста: Ольхова Л.Н. Трансформация модусов отрицания в русской культуре переходных эпох. М. : МГИМО-Университет, 2007. 302 с.; Коковкина А. Эстетизм как модус культуры в отсутствие трансцендентного // Высшее образование в России. 2007. № 7.С. 135-139; Шатунова Т.М. Красота в категориях модальности (опыт эстетической онтологии) // Ученые записки Казанского государственногоуниверситета. Т. 146. Философские науки. 2004. С. 88-107; Плютто П.А. О двух модусах сознания // Эпистемология и философия науки. Т. XXI,№ 3. С. 212-218; Суслова Е.А. Основные модусы и уровни организации жизнедеятельности молодежи России и Республики Беларусь. Акмеологи-ческая модель и границы ее применимости // Мир психологии. 2008. № 3. С. 241-253; Калинин И.В. Модусы человеческого существования какфундамент для построения ценностно-потребностной модели субъекта управления // Мир психологии. 2008. № 4. С. 189-201 и др.2 См.: Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека (философско-антропологический аспект) : дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2008;Ольхова Л.Н. Трансформация модусов отрицания в русской культуре переходных эпох : дис. ... д-ра культурологии. М., 2006; Кожевников С.Б.Жизненный мир человека как модус культуры : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2006; Мельникова И.В. Природа символа в модусе эссен-циально-энергийного единства : дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2006; Аднан Амер. Модус арабской ментальности как фактор восстановленияисламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект : дис. ... канд. филос. наук. Липецк, 2007; Набокова Л.С. Средствамассовой информации как модус современного общественного сознания : дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2008; Наджафова А.Н. Отра-жение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох : дис. ... канд. филос. наук. М., 2009 и др.3 См.: Хоружая С.В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2008; Шматова Е.С. Му-ниципализм на Западе и в России: цивилизационные модальности и социальные организации : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.4 См.: Костинская О.С. Модальность A c2удущего в мировосприятии традиционной японской культуры : дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2006;Егорочкин М.В. Эпический текст как объект философско-культурологического анализа: онтология, модальности, культурные функции : дис. ...канд. филос. наук. Барнаул, 2008; Шевченко О.Г. Гипотетическое знание в модальностях языка : дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2009.5 См.: Фаритов В.Т. Наука как модус бытия: феноменолого-онтологический подход : дис. ... канд. филос. наук. М., 2010; Ляпшин С.Г. Модаль-ности социокультурных форм человеческой субъективности : дис. ... канд. филос. наук. Армавир, 2008; Нечаев А.В. Проблема модальностичеловеческого одиночества : дис. ... д-ра филос. наук. Б.м., 2006; Ерошенко Л.О. Расширение предметного поля неклассической эпистемологиии модальности реальности : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.6 За исключением вышеупомянутых книг М.Н. Эпштейна и В.И. Моисеева. Также адекватным представляется видение существа модальности в двухработах, не посвященных специально этой проблеме. См.: Карпицкий Н.Н. Диалектика человеческого бытия : дис. … канд. филос. наук. Томск, 1995;Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 2. Теория и методология. Словарь. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1998. 600 с.

Ключевые слова

human science, mode, modality, гуманитарные науки, модальность, модус

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мёдова Анастасия АнатольевнаСибирский государственный технологический университет (г. Красноярск)кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарного факультетаamedova@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 91-97.
Fonagy P., Target M. Playing with reality: I. Theory of mind and the normal development of psychic reality // Int. J. Psycho-Anal. 1996. 77. P. 217-233.
Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа 1954-55 / ред. Ж.-А. Миллера ; пер. с фр. А.К. Черноглазова. М. : Гнозис ; Логос, 1999. 520 с.
Калинин И.В. Модусы человеческого существования как фундамент для построения ценностно-потребностной модели субъекта управления // Мир психологии. 2008. № 4. С. 189-201.
Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» - «символ», «значение» - «смысл» // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 88-99.
Беломестнова Н.В. Модусы мышления в естественно-системных детерминантах // Мир психологии. 2009. № 2. С. 37-49.
Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд. М. : Большая российская энциклопедия ; Дрофа, 1997. 703 с.
Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект : сб. ст. М. : ИД «Стратегия-центр», 2007. 272 с.
Чурилова М.В. Немецко-русский и русско-немецкий словарь с грамматическими правилами. М. : ОЛМА-ПРЕСС, Образование, 2006. 796 с.
Мещанинов И.И. Глагол. Л. : Наука, 1982. 272 с.
Добрушина Н. Наклонение // Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ naklonenie. html
Хорук К.М. Высказывания с обязательной позицией обстоятельства образа действия в аспекте их пропозиционального содержания // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 4. С. 16-19.
Касевич В.Б. Семантика, синтаксис, морфология. М. : Наука, 1988. 309 с.
Бондарко А.В., Беляева Е.И., Бирюлин Л.А., Корди Е.Е. и др. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л. : Наука, 1990. 263 с.
Zarlino G. On the modes // G. Zarlino. Le Istitutioni harmoniche, p. 4, 1558. New Haven ; London : Vale univer. press, 1983. XXIII. 120 p.
Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 672 с.
Назайкинский Е.В. Эпизод. К теории модуса и модальности в музыке… // Логика музыкальной композиции. М. : Музыка, 1982. С. 236-249.
Коняхина Е. Гласовое пение старообрядческой службы как источник изучения древнерусской системы осьмогласия // Гимнология : материалы Междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Дмитрия Разумовского». М. : ИД «Композитор», 2000. С. 476-486.
Кудряшев А.Ф. Модальные онтологии в математике. URL: http://philosophy.allru.net/ perv79.html
Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб. : Алетейя, 2001. 334 с.
Ерошенко Л.О. Расширение предметного поля неклассической эпистемологии и модальности реальности : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005. 153 с.
Нечаев А.В. Проблема модальности человеческого одиночества : дис. ... д-ра филос. наук. Б.м., 2006. 278 с.
 К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия