Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР

Статья посвящена истории развития китайско-мьянмских отношений, а особенно их энергетической составляющей и дипломатическим связям. Проводится анализ осуществления энергетической политики и дипломатии КНР в Мьянме. Рассматриваются китайско-мьянмское сотрудничество и история сближения на фоне взаимодействия Мьянмы и Индии. Описывается общее экономико-политическое положение в Мьянме, которое исследуется как часть энергетической стратегии Китая под названием «Нитка жемчуга». Рассматривается вклад Китая в инфраструктурное, экономическое и военно-оборонное развитие Мьянмы.

Relations between China and Myanmar in the context of Chinese energy diplomacy.pdf Спрос на энергоресурсы в Китае более чем удвоил-ся за последние 20 лет, и это обстоятельство значи-тельно повысило его интерес к зарубежным энергоре-сурсам. Деятельность КНР в странах Индийского океа-на направлена на диверсификацию поставщиков и пу-тей транспортировки углеводородов, для чего быласоздана так называемая «Нитка жемчуга». Каждая«жемчужина» в этой «нитке» становится звеном китай-ского геополитического влияния и присутствия. К чис-лу таких «жемчужин» можно отнести порты Читтагонгв Бангладеше и Кьяукпью в Мьянме, а также Хамбан-тота в Шри-Ланке и Гвадар в Пакистане. В итоге фор-мируется путь, который соединяет материковый Китайс Ближним Востоком. Присутствие на этом пути по-зволяет контролировать поставки энергоресурсов полиниям морских коммуникаций и создавать основыдальнейшего сотрудничества со странами-партнерами.Сущностью стратегии является не только строительст-во различных объектов инфраструктуры, но и укрепле-ние межгосударственных связей с соседними странами.Главной стратегией влияния Китая является вовсе недавление, а заключение взаимовыгодных договоров,дипломатическая работа со странами Азии.Китай стремится диверсифицировать пути и источ-ники поступления углеводородов, у него есть два аль-тернативных плана транспортировки нефти и газа изАфрики и с Ближнего Востока, позволяющие миноватьМалаккский пролив [1]. Первый заключается в том, чтотанкеры заходят в пакистанский порт Гвадар, откуданефть транспортируется в Синьцзян-Уйгурский авто-номный район по трубопроводу или по железной доро-ге и автострадам. Второй план включает в себя транс-портировку нефти в Юньнань по трубопроводу из пор-та Кьяукпью в Мьянме.Мьянма (бывшая Бирма, сменившая название в1989 г.) является значительным по территории, нали-чию природных ресурсов и стратегическому положе-нию государством. Мьянма представляет собой страте-гическую зону между Китаем, Индией и такими стра-нами Юго-Восточной Азии, как Бангладеш, Лаос иТаиланд. Мьянма имеет выход к Андаманскому морю иБенгальскому заливу с рядом удобных природных га-ваней, а ее прибрежная зона длиной 1 930 км достигаетМалаккского пролива. В то же время Мьянма являетсябедным государством, подходящим по западным мер-кам под понятие «failed state» - «провалившееся госу-дарство». После первых с 1990 г. парламентских выбо-ров 2010 г., в которых большинство голосов получилаправящая партия, президентом страны был избранпремьер-министр Тейн Сейн, который стал первымгражданским президентом после эпохи военного прав-ления в государстве, длившейся почти 50 лет.Мьянма стала одним из первых государств, при-знавших КНР во время демократического правленияУНу в 1949 г. Страны подписали торговое соглашениев 1954 г. и соглашение о границе в 1960 г. С 1962 г.,когда к власти в Мьянме пришли военные во главе сгенералом Не Вином, китайско-мьянмские отношенияпереживали не лучшие времена, но потеплели послевизита Не Вина в Китай в 1975 г. Позднее, в 1979 г.,Китай выделил Мьянме помощь в размере 63 млн долл.[2]. После 1988 г. сотрудничество между странами ста-ло укрепляться и развиваться.Китай придерживается строгой позиции невмеша-тельства во внутренние дела Мьянмы. Это связано сполитической ситуацией, вызывающей опасения у ЕС ипротиводействие США. С 1988 г. у власти находитсявоенное правительство, проводившее масштабное по-давление сопротивления для восстановления мира ипорядка в стране и отказавшееся признать результатыпрошедших в 1990 г. выборов и передать власть побе-дившей на них партии «Национальная лига за демокра-тию». В 1989 г. хунтой была задержана лидер этой пар-тии Аун Сан Су Чжи, что привлекло внимание между-народной общественности. В июле 1991 г. Аун Сан СуЧжи получила премию Европейского парламента им.Сахарова в сфере прав человека, а также Нобелевскуюпремию мира в октябре 1991 г. После выборов 2010 г.Аун Сан Су Чжи, в итоге отказавшаяся от участия вних, была освобождена из-под домашнего ареста. Онаи ее партия изначально обвиняли правящую партию вмногочисленных нарушениях во время избирательногопроцесса. К претензиям и обвинениям «Национальнойлиги за демократию» присоединились и другие партии,в том числе вторая по размерам после правящей «Пар-тия национального единства» [3].В 1997 г. на Мьянму впервые были наложены санк-ции, однако в том же году она была принята в АСЕАН,что позволило ей избежать изоляции. Подход западныхстран к внутриполитической ситуации в Мьянме, осно-ванный на санкциях, стал стратегически благоприят-ным для Китая, дав ему больше возможностей для рас-пространения влияния на это государство. В такой ме-ждународной обстановке взаимодействие между Кита-ем и Мьянмой только усиливалось, Китай становилсясильным союзником, крайне необходимым Мьянме иее правительству, получавшему неоспоримую выгодуот сотрудничества.Стоит упомянуть о дилемме, сопровождающей ин-до-мьянмские отношения. Индия поддерживает демо-кратические силы, оппозиционные правящему режиму,но в то же время для обеспечения собственных нацио-нальных интересов вынуждена идти на все более тес-ное сотрудничество с военным правительством. Еще смомента обретения независимости в 1948 г. внутренняяполитическая обстановка характеризовалась борьбойдемократов и военных Мьянмы. Индия меняла страте-гию и выбирала между демократическими силами ихунтой, сменявшими друг друга у власти в Мьянме.В итоге после отмены Конституции 1947 г. и формиро-вания военного правительства в 1962 г. Мьянма всту-пила в полосу «холодных отношений» с Индией.После событий 1988 г. и решительного отдаленияИндии от Мьянмы в китайско-мьянмских отношенияхпроизошло еще более тесное сближение, что проде-монстрировало надежность долгосрочного партнерствас Китаем. Тем не менее со временем Индия пошла надостаточно широкое экономическое и политическоесотрудничество с военными властями Мьянмы. Этодиктовалось собственными национальными интереса-ми и энергетической безопасностью, а также активнойполитикой Китая во всех странах мира, а в первую оче-редь - в странах, способных послужить обеспечениюполитики диверсификации углеводородных поставок.Нельзя забывать и о региональном соперничестве Ки-тая и Индии, так как обе азиатские державы понимаютнеобходимость поддержания стабильности в регионе, вто же время беспокоясь о безопасности собственныхграниц и проектов, нацеленных на развитие.Китай и Мьянма постоянно поддерживают друже-ские отношения в рамках всестороннего стратегиче-ского партнерства и сотрудничества, их важная часть -взаимодействие между вооруженными силами госу-дарств - успешно развиваеются. Во время визита вМьянму в мае 2011 г. заместитель председателя Цен-трального военного совета КНР Сюй Цайхоу отметил,что две армии неизменно сохраняют дружественныеконтакты и ведут эффективное практическое сотрудни-чество в области обмена визитами на высоком уровне,оснащения и техники, подготовки кадров и пригранич-ного обмена, что не только содействует строительствунациональной обороны и армии, но и вносит важныйвклад во всестороннее развитие межгосударственныхсвязей. Сюй Цайхоу выдвинул предложения по разви-тию межармейских отношений, такие как укреплениестратегического взаимодоверия и координации длязащиты общих интересов, а также продвижение прак-тического сотрудничества [4].Государства сохраняют высокую периодичностьмежправительственных контактов на высшем уровне, втом числе встречи первых лиц государства и высокопо-ставленных военных представителей обеих стран. В2000 г. заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао изаместитель председателя ГСМР Маунг Ае обменялисьвизитами и подписали совместное рамочное соглашениекасательно будущего двустороннего сотрудничества.Маунг Ае также посетил КНР в 2009 г. В 2001 и 2003 гг.произошел обмен визитами между президентом КНРЦзян Цзэминем и председателем ГСМР Тан Шве [5]. В2009 г. состоялось несколько встреч между китайскимии мьянмскими представителями различных ведомств.Премьер-министр Мьянмы Тейн Сейн посетил Боао-ский азиатский форум на китайском острове Хайнань.Член ПК Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь встретился спремьер-министром Тейн Сейном в ходе своего визитав Мьянму. В ходе визита были подписаны соглашенияо сотрудничестве по совместному строительству неф-тегазовых трубопроводов и по совместному развитиюгидроэнергетических объектов в Мьянме [6].В начале июня 2010 г. премьер Вэнь Цзябао посетилМьянму, где провел переговоры с премьер-министромТейн Сейном и присутствовал на праздновании 60-летней годовщины установления дипломатических от-ношений. Премьер-министр подчеркнул, что КНР на-мерена продолжать поддержку экономического и соци-ального развития Мьянмы. По итогам переговоров сто-роны подписали 15 соглашений о сотрудничестве каса-тельно газового трубопровода, гидроэнергетики и т.д.[7]. Во время встречи с лидером Мьянмы, председате-лем ГСМР Тан Шве, в ходе его пятидневного визита вКНР в сентябре 2010 г. Ху Цзиньтао заявил, что Китайсобирается увеличить объем импорта из Мьянмы иприветствует увеличение инвестиций местных компа-ний в китайский рынок.Торговый оборот между Китаем и Мьянмой в2010 г. увеличился на 53,2% и составил 4,44 млрд долл.Китай является крупнейшим инвестором Мьянмы. Вмае 2011 г. президент Мьянмы Тейн Сейн совершилвизит в Китай, в ходе которого обе стороны принялирешение о повышении статуса межгосударственныхотношений до уровня «всеобъемлющего стратегиче-ского сотрудничества и партнерства». По сообщениюСиньхуа, в рамках партнерства две страны будут под-держивать тесные контакты на высоком уровне, про-должат построение двусторонних отношений междусвоими парламентами, правительствами, судебнымиорганами и политическими партиями [8].30 июля 2004 г., во время Форума по развитию Нна-циональной энергетики и инвестиций, директор Центраполитических исследований Китая Ли Лианжонг пред-ставил на рассмотрение десять предложений по под-держанию энергетической безопасности Китая. Одноиз этих предложений и заключалось в строительстветрубопровода из Ситуэ в юго-западную провинциюЮньнань. Объясняя важность этого предложения, со-автор проекта Ли Ченгуанг сказал, что с учетом ситуа-ции вокруг Малаккского пролива требуется достойнаяальтернатива транспортировки нефти из Африки иБлижнего Востока. В январе 2006 г. Китайская нацио-нальная нефтяная корпорация (КННК) подписала ме-морандум о взаимопонимании с Министерством энер-гетики Мьянмы относительно продажи газа на 30 лет.В марте 2009 г. стороны подписали соглашения построительству трубопроводов общей стоимостью2,5 млрд долл. В итоге было решено, что оба трубопро-вода будут идти параллельно и возьмут начало в городеКьяукпью, а не в Ситуэ, и, достигнув территории Китаяв городе Жуйли, пойдут дальше уже по территории Ки-тая. Нефтепровод длиной 2 380 км пройдет через про-винцию Гуйчжоу и закончится в городе Чунцин, а газо-провод длиной 2 806 км протянется еще дальше, завер-шаясь в Гуанси-Чжуанском автономном районе [9].Стороны начали строительство нефтяного и газовоготрубопроводов в 2010 г. Строительством и эксплуатаци-ей трубопроводов занимается КННК, по плану строи-тельство будет завершено в 2013 г. В связи с труднымигеологическими условиями этот проект называют самымсложным в истории трубопроводного строительства Ки-тая. Трубопровод «Китай - Мьянма» стал четвертымспособом доставки углеводородов в Китай, кроме неф-тепроводов из Казахстана и России, а также транспорти-ровки по морю. Кроме того, строительство трубопрово-дов и решение Мьянмы по выделению газа для газопро-вода в Китай является примером проведения успешной иактивной энергетической дипломатии Пекина.Китай дольше, чем Индия, увязывает энергетику исвою внешнюю политику и более успешен в диверсифи-кации поставок энергоресурсов, развивая широкую сетьнефтяных поставщиков от Африки до Латинской Аме-рики. Две индийские компании имеют доли в консор-циуме по разведке и добыче газа у западного побережьяМьянмы. Индийские акционеры были неприятно удив-лены тем, что газ из этих блоков будет поступать в Ки-тай по трубопроводу «Китай - Мьянма». Индия не-сколько лет проводила переговоры относительно строи-тельства газопровода «Мьянма - Бангладеш - Индия»,но страны не могли согласовать условия и сроки проек-та, и в итоге Индию опередил Китай.В Мьянме более всего заметно соперничество меж-ду Индией и Китаем. И это не только конкуренция загаз Мьянмы, но и стратегическое соперничество, вы-званное желанием обеспечить энергетическую безо-пасность. Важно отметить, что упоминавшийся ранеепорт в Ситуэ стал камнем преткновения энергетиче-ской дипломатии Китая и Индии. Изначально былиутверждены планы по строительству трубопровода изСитуэ в Юньнань и модернизации порта в Ситуэ. Нопозднее стало известно, что развитием порта будет за-ниматься Индия, а его назначение - это предоставлениевыхода к морю индийским товарам, с доступом к ре-гиону Юго-Восточной Азии. Но по желанию Мьянмыприрода проекта была изменена: Индия лишь строитпорт в Ситуэ и передает его правительству Мьянмы.Важно помнить, что морская база была переведена изСитуэ в Кьяукпью, а порт в Ситуэ остался коммерче-ским объектом. Кьяукпью получил значительное мно-гопрофильное развитие практически с нуля. В то жевремя финансовые вложения Китая в строительствопорта и модернизацию морской базы в Кьяукпью (дажебез учета сооружения различных инфраструктурных итранспортных объектов) значительно больше вкладаИндии в развитие Ситуэ.Другим важным фактором для сотрудничества ме-жду Китаем и Мьянмой являются ее запасы природно-го газа. Доказанные запасы природного газа в Мьянмесоставляют 0,3 трлн куб. м [10]. С 2004 г. китайскиекомпании имеют доступ к двум блокам в прибрежномместорождении и одному из крупнейших блоков натерритории Мьянмы. В 2007 г. был подписан контрактна добычу в трех глубоководных нефтегазовых блоках[11]. Китай предоставляет Мьянме займы и инженеровдля обеспечения ее гидроэлектростанциями. Китай ос-тается главным партнером и гарантом безопасностиМьянмы. Он проводит модернизацию морских баз наКокосовых островах, в Кьяукпью, острове Задетски иштаб-квартирах регионального командования на архи-пелаге Мергуи и на острове Хиангуи. Там строятсярадиолокационные станции и станции для ремонта идозаправки, которые призваны поддержать операциикитайских субмарин в регионе.Китай занимался сооружением глубоководного портаи базы в Кьяукпью, который имеет географически удоб-ное месторасположение и природную глубокую бухту.Строительство порта в Кьяукпью началось в 2009 г. ибыло изначально нацелено на принятие нефтяных тан-керов и дальнейшего транзита нефти по трубопроводу вКитай. Для Китая важен коридор Иравади (по названиюреки в Мьянме). Коридор длится от провинции Юньнаньдо Бенгальского залива и включает в себя железнодо-рожные дороги, реки и автострады страны. Этот кори-дор перемещает китайских специалистов ближе к ин-дийской границе и Малаккскому проливу.Все инфраструктурные проекты Китая в Мьянменаправлены на развитие северо-западных материковыхпровинций Китая, давая им не только доступ к морю,но и статус транзитных регионов по перекачке нефти игаза. Провинции Юньнань, Гуйчжоу и Гуанси получа-ют возможность ускоренного развития за счет реали-зуемых проектов улучшения инфраструктуры и досту-па к углеводородным ресурсам, становясь в итоге жиз-ненно важным звеном китайской энергетической безо-пасности.Китай помогает модернизировать старую сетьморских баз военно-морского командования Мьянмыи строит новые порты и базы, способные послужитькак коммерческим, так и стратегическим целям обо-их государств. КНР диверсифицирует доставку неф-ти с Ближнего Востока и из Африки, одновременнополучая новый источник энергоресурсов - газ изМьянмы - по удобному и эффективному трубопро-воду непосредственно в свои замкнутые западныепровинции. Подобные крупномасштабные проектыслужат развитию инфраструктуры Мьянмы и укреп-лению взаимодействия между инфраструктурамиКитая и Мьянмы.Доступ к портам Мьянмы и различным транспорт-ным путям на ее территории можно назвать жизненноважным и стратегически необходимым для Китая. Вслучае любого конфликта или другой ситуации, угро-жающей национальной безопасности КНР, ей необхо-димо контролировать проливы у своего побережья, вчастности Малаккский пролив.Таким образом, через Мьянму Китай получает лег-кий доступ к Бенгальскому заливу и Андаманскомуморю, что не может не беспокоить Индию. Военно-оборонное сотрудничество между КНР и Мьянмойпостоянно развивается и усиливается. Ко всему про-чему КНР поощряет всестороннее сотрудничество сМьянмой в различных областях, таких как торговля,энергетика, развитие инфраструктуры. За последнеедесятилетие Китай сформировал очень тесные эконо-мико-политические отношения с Мьянмой, подкреп-ленные доверительным военно-оборонным взаимо-действием. В значительной степени все это стало ре-зультатом геополитической стратегии Китая под на-званием «Нитка жемчуга».

Ключевые слова

China, Myanmar, South Asia, strategic lines of communication (SLOCs), energy diplomacy, Китай, energy security, Южная Азия, Мьянма, энергетическая дипломатия, энергетическая безопасность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Матвеева Дарья ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры новой, новейшей истории и международных отношений, преподаватель кафедры востоковедения исторического факультетаAgataDM@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Construction of China-Myanmar oil pipeline expected to start this year / Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 21.04.2007. Beijing, 2011. URL: http://english.gov.cn/chinatoday/2007-04/21/content_591092.htm (дата обращения: 15.07.2
BP Statistical Review of World Energy 2011 / BP. June 2011. London, 1996-2011. URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/ globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2011/STAGING/local_assets/spreadsheets/statistica
Начато строительство участка китайско-мьянмского нефтегазопровода на территории Китая // Жэньминь Жибао. 11.09.2010. Пекин, 2011. URL: http://russian.people.com.cn/31516/7137232.html (дата обращения: 5.12.2011).
Китай и Мьянма объявили об установлении отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства // Агентство Синьхуа. 28.05.2011.URL: http://russian.news.cn/china/2011-05/28/c_13897945.htm (дата обращения: 17.11.2011 г.).
Chinese premier ends Myanmar visit after meeting counterpart, signing deals // People 's Daily Online. 04.06.2010. Beijing. URL: http://english.peopledaily.com.cn/90001/90776/90883/7012058.html (дата обращения: 1.12.2011 г.).
Senior CPC official: China attaches importance to ties with Myanmar / The official web portal of the Central People's Government of the PRC. 27.03.2009. Beijing, 2011. URL: http://english.gov.cn/2009-03/27/content_1270004.htm (дата обращения: 1.12.2011 г.
Сюй Цайхоу провели переговоры с главнокомандующим армией национальной обороны Мьянмы // Агентство Синьхуа. 13.05.2011. URL: http://russian.news.cn/china/2011-05/13/c_13872375.htm (дата обращения: 17.11.2011 г.).
Sino-Myanmar bilateral ties, co-op deepening: Chinese ambassador / The official web portal of the Central People's Government of the PRC. 17.12.2009. Beijing, 2011. URL: http://www.gov.cn/misc/2009-12/17/content_1489636.htm (дата обращения: 25.08.2011 г.)
Suu Kyi Set to Probe Burma Vote Fraud // The Irrawaddy Burma Election 2010. 11.11.2010. URL: http://election.irrawaddy.org/news/606-suukyi- set-to-probe-burma-vote-fraud.html (дата обращения: 5.12. 2011 г.).
Hariharan R. India-Myanmar-China relations // The Asian Tribune. 22.07.2007. URL: http://www.asiantribune.com/index.php?q=node/6641 (дата обращения: 5.12.2011 г.).
Raman B. Gwadar, Hambantota & Sitwe: China's strategic triangle / South Asia Analysis Group. Paper no. 2158. 06.03.2007. URL: http://www.southasiaanalysis.org/%5Cpapers22%5Cpaper2158.html (дата обращения: 15.05.2009).
 Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия