Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х - середине 2000-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х - середине 2000-х гг.

Рассматриваются основные элементы и механизмы двустороннего сотрудничества Китайской Народной Республики с Республикой Узбекистан в сфере торговли. Несмотря на приоритетное положение Узбекистана в региональной политике Китая, в начале 1990-х гг. реализовать полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество не удалось, частично связи даже маргинализируются. В 2000-е гг. КНР пересмотрела место и роль Узбекистана, повысился уровень контактов, особенно после соглашений 2004 и 2005 гг.

Peoples Republic of China and Uzbekistan: trade cooperation in 1990s and early 2000s.pdf Экономические и культурные контакты Китая и Уз-бекистана имеют глубокие исторические корни, вдревности их связывал Великий шелковый путь. Имен-но этот факт склонны постоянно подчеркивать в КНР[1. С. 1]. С момента распада Советского Союза Узбеки-стан вновь привлек внимание китайской дипломатии.Хотя республика не являлась пограничным с КНР го-сударством, ее рассматривали как «государство-соседа». В периодическом издании «Шанцзи баогао»отмечалось: «Несмотря на то что у нас нет общих гра-ниц, Узбекистан является дружественным соседом Ки-тая» [2. С. 74]. Также использовалось понятие «терри-ториально близкие государства» (линго) [1. С. 1]. Вотечественной историографии при рассмотрениивнешней политики Китая отмечается, что Узбекистанможет быть отнесен к «странам ближнего круга» [3].С точки зрения геополитики и ее трактовок в КНРУзбекистан являлся «большим государством» (даго),однако республика была «заперта» внутри материка -не имела не только выхода к морю, но и границ с мор-скими державами [4. С. 170-171]. Однако такое «два-жды срединное положение» Узбекистана в Централь-ной Азии относилось и к его геополитическим пре-имуществам: он граничил со всеми остальными стра-нами региона, а при развитии трансграничных инфра-структурных проектов в перспективе мог претендо-вать на роль «центра Центральной Азии». Для Китаяфактор отсутствия общей границы с Республикой Уз-бекистан играл и позитивную роль - у государств ссамого начала не было сложного комплекса пригра-ничных проблем и конфликтного потенциала в этойсфере. Также не существовало проблем, связанных стак называемой китайской угрозой [Там же. С. 170]. Вцелом значение Узбекистана для Китая в регионе оп-ределялось его местом в региональной системе меж-дународных отношений. Со своей стороны, узбекскоеправительство приняло характерный для стран регио-на формат «многовекторной дипломатии», который,однако, характеризовался различным наполнением[Там же. С. 171].Китайская сторона предложила Узбекистану тради-ционную модель сотрудничества - «пять принциповмирного сосуществования». Наиболее важным сталпринцип «долгосрочной дружбы», а также стабильно-сти отношений, который в китайской трактовке звучалкак «заинтересованность китайской стороны в том,чтобы основные принципы сотрудничества и диплома-тии не менялись» [1. С. 1]. Данные трактовки разделя-лись и в узбекском правительстве. С экономическойточки зрения Республика обладала неплохим потенциа-лом развития, это доказывало как собственно экономи-ческое развитие и выбранная модель экономическогороста, отличная от государств-соседей, так и воздейст-вие международного финансового кризиса 2008 г., откоторого Узбекистан практически не пострадал.Основой для развития экономического сотрудниче-ства с КНР стало всестороннее и многоуровневое со-трудничество в политической сфере. В этой связи наи-более важной договоренностью стало «Соглашение остратегическом партнерстве между КНР и РеспубликойУзбекистан», однако такого рода формат сотрудниче-ства появился сравнительно поздно [5. С. 141-146].Точкой отсчета для современных торгово-экономических отношений стало 3 января 1992 г., ко-гда стороны подписали «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между КНР и Респуб-ликой Узбекистан» [6], а также обменялись докумен-тами по взаимному созданию торговых палат. В заяв-лении, в частности, подчеркивалось, что «стороны еди-нодушно считают, что экономическое сотрудничествои торговля являются ключевым элементом двусторон-них межгосударственных отношений. Стороны и вдальнейшем будут разрабатывать мероприятия и га-рантийные механизмы по развитию связей на основевзаимной выгоды в экономической сфере, торговыхобменов и других сферах» [6]. Несмотря на то что со-глашения были подписаны достаточно рано, в течение1990-х гг. товарооборот между КНР и Узбекистаномнаходился на достаточно низком уровне.На начальном этапе сотрудничества, учитывая по-тенциал и геополитическую ситуацию в регионе, Китайсделал ставку на развитие связей с двумя ключевымистранами - Казахстаном и Узбекистаном, которые на-зывались «системообразующими государствами регио-на» либо «странами, вокруг которых строилась регио-нальная система Центральной Азии» [4. С. 170; 7. С. 1].Они обладали тем потенциалом, который позволял ока-зывать определяющее влияние на развитие региона вцелом [7. С. 1].Отношения развивались достаточно быстро: в мартеэтого же года официальный визит в КНР совершилпрезидент Узбекистана И. Каримов. Правительствамидвух стран были подписаны соглашение о сотрудниче-стве в сфере науки и техники, протокол о развитии со-трудничества в сфере железнодорожного, автодорож-ного и морского транспорта, соглашение о сотрудниче-стве между министерствами сельского хозяйства, атакже немаловажный для узбекской стороны договор опредоставлении Республике Узбекистан товарногокредита [4. С. 170]. В этот же период были заключенысоглашение о создании смешанной межправительст-венной комиссии КНР и Республики Узбекистан поторгово-экономическому сотрудничеству и соглашениео взаимных гарантиях, защите и поощрении инвести-ций [7. С. 170]. Также удалось подписать соглашение омежбанковском сотрудничестве - между Банком КНР иУзбекским банком внешнеэкономической деятельно-сти. Во второй половине апреля 1992 г. заместительминистра внешней торговли Республики Узбекистан сделегацией посетил КНР. Визит прошел успешно: былподготовлен и подписан Протокол о торговле междугосударствами на 1992 г.По итогам года (по данным таможенной статистикиКНР) общая сумма товарооборота КНР с Узбекистаномсоставила 47,52 млн долл., на китайский экспорт при-ходилось 33,89 млн, импорт составлял 13,63 млн долл.[8]. На начальном этапе (1992-1996 гг.) товарооборотхарактеризуется стабильным ростом, на 1998 г. прихо-дится действие Азиатского финансового кризиса, циф-ры падают. Только в 2003 г. был превышен уровень1996 г. В 1993 г. сумма товарооборота достигла уровняв 54,26 млн долл., китайский экспорт по-прежнемупревалировал, составив 42,8 млн, импорт снизился доотметки в 11,46 млн долл. [9]. При этом Узбекистанстал вторым торговым партнером Китая в регионе.Отношения постепенно развивались. Так, с 26 маяпо 1 июня 1994 г. узбекская делегация посетила Китай,прошли переговоры по проблемам развития двусто-ронних связей. Обсуждалось и наиболее актуальноедля Узбекистана в этот период кредитно-финансовоесотрудничество. Несомненным успехом в этом направ-лении стал визит в Республику премьера ГоссоветаКНР Ли Пэна в 1994 г., по итогам которого стороныподписали межправительственное соглашение о пре-доставлении Узбекистану товарного кредита. Встре-чался Ли Пэн и с представителями предприятий Рес-публики, по итогам встреч был подписан ряд меморан-думов и соглашений, в частности о развитии сотрудни-чества в сферах легкой промышленности, энергетики,строительства [10. С. 127].По итогам 1994 г. товарооборот между странамидостиг 124 млн долл., рост к предыдущему году соста-вил 127,9% [11]. При этом впервые китайский импортпревысил экспорт, составив 72,2 и 51,45 млн долл. со-ответственно [11].Кроме собственно развития торговли государстваискали новые механизмы взаимодействия в сфере тор-гово-экономического сотрудничества. Так, 8-12 июня1995 г. в Ташкенте состоялось первое заседание сме-шанной межправительственной комиссии КНР и Рес-публики Узбекистан по торгово-экономическому со-трудничеству. Китайскую делегацию представлял замес-титель министра внешней торговли КНР, узбекскую -вице-премьер правительства. Стороны провели перего-воры, а также по итогам заседания подписали Заклю-чительный меморандум. В целом механизм повторяланалогичные договоренности с остальными государст-вами Центральной Азии.Несмотря на определенные достижения, по итогам1995 г. товарооборот между КНР и Республикой Узбе-кистан несколько сократился, составив 119 млн долл.,китайский импорт продолжал превалировать над экс-портом - 70,98 млн долл. и 47,56 млн долл. соответст-венно [12]. По итогам 1996 г. товарооборот приблизил-ся к отметке 200 млн долл., достигнув 187 млн, рост к1995 г. составил 58% [13]. Способствовал этому и госу-дарственный визит в Узбекистан Председателя КНРЦзян Цзэминя в июле 1996 г. [14]. Китайский импортсоставил 149 млн, экспорт - 38,15 млн долл. [14]. В1997 г. товарооборот перевалил эту планку, составив202 млн долл. при значительном росте китайского экс-порта. Импорт Китая составил 141 млн, экспорт -61,53 млн долл. [15].Развивались также контакты между предприятиями,китайские компании начали активно осваивать рынкиУзбекистана. Активность китайских компаний былаподкреплена межправительственными договоренно-стями, в декабре 1998 г. состоялось второе заседаниесмешанной комиссии КНР и Республики Узбекистан поторгово-экономическому сотрудничеству. По ее итогамбыл подписан специальный протокол.Несмотря на достаточно высокий уровень двусто-ронних контактов, по итогам 1998 г. товарооборот ме-жду странами снизился до отметки в 90,2 млн долл.(падение составило 55,5%), при этом китайский экс-порт составил 57,88 млн, импорт - 32,36 млн долл. [16].Тенденцию не удалось переломить и в следующем,1999 г.: объем товарооборота в 1999 г. сократился до40,33 млн долл. (падение на 54,8%) при величине ки-тайского экспорта в размере 27,38 млн, импорта - всего12,94 млн долл. [17]. Не дало ощутимых результатов ипроходившее 18-20 октября 1999 г. в Ташкенте третьезаседание по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также государствен-ный визит И. Каримова в КНР в ноябре 1999 г.Ситуация не осталась незамеченной в обоих госу-дарствах. В апреле 2000 г. в Узбекистан с представи-тельной правительственной делегацией прибыл замес-титель министра внешней торговли КНР Чжан Ян.В ходе встреч с официальными лицами Узбекистанаобсуждались проблемы сокращения товарооборота, атакже были намечены механизмы по более тесномусотрудничеству в сфере экономики. В июле 2000 г.прошло очередное, четвертое, заседание межправи-тельственной комиссии КНР и Республики Узбекистан,по его итогам также был намечен пересмотр части со-глашений по торгово-экономическому сотрудничествув той части, которая оказывалась по различным причи-нам не соответствующей реальной ситуации. В августеэтого же года с визитом Узбекистан посетил заместительминистра внешней торговли Лун Юнту, который пред-ставлял китайскую делегацию. В ходе визита он принялучастие в церемонии открытия совместного предпри-ятия с узбекскими и китайскими инвестициями. Такжепрошел ряд переговоров и встреч, представители сторонобменялись мнениями по проблемам углубления со-трудничества в сфере экономики и торговли.К положительным итогам переговоров можно от-нести увеличение двустороннего товарооборота наконец 2000 г., который, по данным китайской тамо-женной службы, составил 51,47 млн долл. (рост кпредыдущему году 27,6%), при величине китайскогоэкспорта в 39,43 млн (рост 44%), импорта - 12,03 млн(сокращение на 7,1%) [18]. При этом не был достиг-нут уровень 1998 г., а увеличение было в основномсвязано с ростом китайского экспорта в Узбекистан. Врассматриваемый период КНР более активно развива-ет торговлю с приграничными государствами Цен-тральной Азии, позиции Узбекистана в 1997-2000 гг.маргинализируются.Однако в 2001 г. Узбекистану предлагается участиев новой международной организации, которая должнабыла объединить все страны Центральной Азии, а так-же Россию и Китай, - Шанхайской организации со-трудничества. Соответственно, для Китая было важнои необходимо повысить уровень всех видов межгосу-дарственных контактов до приемлемого для обеих сто-рон. Так, с 2001 г. китайская сторона предлагает гораз-до больше различных соглашений для рассмотрения, втом числе в сфере экономики и финансов. Так, с 28 маяпо 1 июня 2001 г. с визитом в Узбекистане находилсязаместитель руководителя «Эксимбанка» КНР ЧжанГоюй. С официальными лицами Республики состоялсяобмен мнениями, прошел ряд переговоров. Для реали-зации практического сотрудничества предлагался ши-рокий круг финансово-кредитных механизмов, которыемогли бы повысить уровень двусторонних отношенийи помочь Республике решить ряд экономических про-блем, в том числе нехватки инвестиционных ресурсов.Узбекистан начал использовать китайские финансовыересурсы для закупок товаров в КНР (экспортные кре-диты), а также в качестве инвестиций для совместныхпроизводственных процессов.25-28 апреля 2002 г. в Пекине проходило пятое за-седание межправительственной комиссии. С узбекскимколлегой с китайской стороны переговоры провел за-меститель министра внешней торговли и экономиче-ского сотрудничества КНР Чжоу Кэжэнь. С 27 апреляпо 1 мая по приглашению национального банка внеш-ней торговли Республики Узбекистан с делегацией вТашкенте находился глава китайского Эксимбанка ЯнЦзылинь. Кроме переговоров состоялась встреча с пре-зидентом Узбекистана и главой Национального банкавнешнеэкономической деятельности. 10 сентября этогоже года Шанхай и Сямынь посетил заместитель мини-стра внешнеэкономических связей Узбекистана. В Ся-мыни он принял участие в международном форуме, атакже провел переговоры по развитию инвестирования.В октябре 2002 г. в качестве ответного визита за-меститель министра внешнеэкономического сотрудни-чества и торговли Вэй Цзяньго с делегацией посетилУзбекистан, стороны провели ряд переговоров ивстреч. Итогом сотрудничества в 2002 г. стало подпи-сание полномасштабной программы торгово-экономи-ческого сотрудничества с Китайской Народной Рес-публикой. Согласно данным китайской таможеннойслужбы, в 2002 г. товарооборот вновь вырос, на этотраз существенно, достигнув отметки в 130 млн долл.(126% к уровню прошлого года), в основном за счетопережающего роста китайского экспорта, сумма кото-рого составила 104 млн долл. Объем импорта находил-ся на уровне 27,4 млн долл. [19]. В 2003 г. контакты всфере экономики продолжились. 13-15 февраля 2003 г.заместитель министра внешней торговли Чжоу Кэжэньпредставлял правительственную делегацию КНР в Рес-публике Узбекистан. Он также принял участие в пятомзаседании межправительственного комитета по внеш-ней торговле.Реализации программ многостороннего сотрудни-чества, несомненно, способствовала принятая в сентяб-ре 2003 г. в Пекине «Программа многостороннего тор-гово-экономического сотрудничества ШОС». Здесьдвусторонние контакты чередовались с многосторон-ними, это позволял и новый форум ШОС. Так, в мае2003 г. Ху Цзиньтао провел двусторонние переговоры спрезидентом Узбекистана И. Каримовым в рамках Мо-сковского саммита ШОС. В ноябре этого же года замес-титель министра финансов КНР Ли Юн с делегациейпринимал участие в региональном форуме по экономи-ческому сотрудничеству в Центральной Азии, которыйбыл организован совместно с Азиатским банком разви-тия и правительством Республики Узбекистан.На конец 2003 г. товарооборот двух стран достиг347 млн долл. (рост к предыдущему году 163%), китай-ский экспорт составил 147 млн долл. (рост 40,6%), им-порт - 200 млн долл. (рост 630,9%) [20]. В июне 2004 г.прошел Ташкентский саммит ШОС, в форуме принялучастие Председатель КНР Ху Цзиньтао. Помимо мно-госторонних встреч прошли и двусторонние перегово-ры, Китай и Узбекистан опубликовали совместнуюдекларацию. Кроме того, государственная узбекскаякомпания «Узбекнефтегаз» и КННК в середине 2004 г.подписали рамочное соглашение о сотрудничестве внефтегазовой сфере.9-12 ноября 2004 г. в Пекине состоялось шестое за-седание совместной межправительственной комиссиипо торгово-экономическому сотрудничеству. В перего-ворах принимал участие министр торговли КНР, а так-же зам. премьера У И. Во время заседания стороныподписали соглашения о сотрудничестве в области неф-ти и газа, добычи полезных ископаемых, капитальногостроительства, инфраструктуры, телекоммуникаций.Узбекистан также собирался воспользоваться предос-тавленной Китаем помощью, стороны обменялись мне-ниями по развитию системы кредитования. Было дос-тигнуто «Соглашение между Эксимбанком КНР и На-циональным банком внешнеэкономической деятельно-сти Узбекистана о предоставлении льготного экспортно-го кредита покупателю на сумму в 300 млн долл.».В целом КНР пошла на предоставление практическилюбых видов финансовых ресурсов.Так, китайское правительство согласилось предос-тавить безвозмездную помощь в проекте поставок ме-дицинского оборудования и обучающих компьютерныхсистем. Развивалось и проектное сотрудничество: врамках строительства завода калийных удобрений Ки-тай предоставлял часть капитала. Был выделен беспро-центный кредит на проект по созданию и развитиюдренажных систем, Департамент науки и техники про-винции Хунань и Центр по науке и технике РеспубликиУзбекистан заключили соглашение о реализации проек-та по выращиванию гибридного риса и других совмест-ных проектов в рамках предоставления и развития ком-плекса сельскохозяйственной техники и технологий.По итогам 2004 г. товарооборот впервые в исто-рии двусторонних отношений преодолел рубеж в500 млн долл. и достиг 575 млн долл. (рост 65,8%),китайский экспорт - 172 млн, импорт - 403 млн долл.(рост 101,3%) [20]. К уровню 1992 г. этот показательувеличился почти в 10 раз, тенденция к росту сохраня-лась. Несмотря на это, существовавший объем товаро-оборота не устраивал обе стороны. Он не был сопоста-вим с аналогичным показателем китайско-казах-станской торговли, не дотягивал даже до китайско-кыргызской. Этот факт наглядно демонстрировал, чтопродолжали существовать определенные проблемывзаимодействия, а стороны должны приложить макси-мум усилий к изменению ситуации. Требовались такжеи важные внешнеполитические договоренности. Ито-гом стал государственный визит Президента Узбеки-стана в Китай и подписание в мае 2005 г. межгосудар-ственного договора «О дружбе, сотрудничестве и парт-нерских отношениях» [5].После двусторонних визитов в июне 2004 и мае2005 г. Ху Цзиньтао и И. Каримова и подписания «Со-вместного заявления КНР и Республики Узбекистан остимулировании развития и об углублении дружест-венных партнерских отношений» и «Соглашения одружественном партнерстве КНР и Республики Узбе-кистан» создавалась необходимая база для развитиявсех видов отношений на долгосрочную перспективу.Данные соглашения послужили своеобразным сиг-налом для китайских инвесторов, которые обладали фи-нансовыми инструментами и активно начали «новоеоткрытие узбекского рынка», в основном финансируяуже имеющиеся в Узбекистане проекты. При этом инве-стиционных проектов было не очень много; как отмечалПолномочный Посол КНР в Республике Узбекистан ЮйХунцзюнь, в Узбекистане к середине 2000-х гг. былиоткрыты представительства 26 китайских компаний.Совместных предприятий с китайскими инвестициямина территории Республики насчитывалось 83, в основ-ном они действовали в легкой промышленности, сель-ском хозяйстве, сфере информационных технологий[21]. В стратегических сферах действовала только однакомпания - созданный при поддержке материнской Ки-тайской национальной нефтегазовой корпорации(КННК) филиал «КННК-Дуншэнь», которая занималасьразведкой углеводородов. К крупным можно было отне-сти только завод по производству водосчетчиков(СП «Сувжихозгаз» работает в республике с 1995 г.) ифилиал «Хуавэй Текнолоджис» (Huawei Techologies,компания начала работать на территории Узбекистана в1998 г., а в 2005 г. открыла учебный центр).В мае 2005 г. во время визита в Китай президентУзбекистана И. Каримов специально встретился с гла-вой Министерства торговли КНР Бо Силаем, с руково-дителями крупнейших китайских компаний был орга-низован прием, на котором президент пригласил ки-тайские компании инвестировать в Республику Узбе-кистан и разрабатывать направления сотрудничества. В2005 г. в прессе появились сообщения о том, что КННКпланирует инвестировать около 600 млн долл. в иссле-дование месторождений нефти и газа в Узбекистане.Для этого создается специализированное совместноепредприятие с капиталом около 96 млн долл., а долибудут равны. Документ должен был быть подписан вмае 2005 г. [22].По итогам 2005 г. товарооборот достиг 680 млн долл.(рост 18,3%), китайский экспорт - 230 млн (рост 33,4%),импорт - 450 млн долл. (рост 11,8%). Узбекистан сталпятым торговым партнером Китая среди стран СНГ,Китай - седьмым торговым партнером Республики. Сэтого периода происходит быстрый рост объемов тор-говли. По заявлениям китайских исследователей, в этотпериод китайские предприятия при поддержке прави-тельства обращают внимание на экономику Республи-ки и проявляют интерес к инвестированию в проектына территории Узбекистана. Наблюдается постоянныйрост взаимного инвестирования, экономического и на-учно-технического сотрудничества. По состоянию наконец 2005 г. более 100 предприятий с китайскими ин-вестициями зарегистрировано в Узбекистане, китай-ская сторона предоставила ПИИ в объеме 30 млн долл.[1. С. 2]. В проекты сотрудничества стороны направилиоколо 100 млн долл. на законченные объекты, более400 млн долл. - на неоконченные. В основном вложе-ния направлялись в сферы нефтедобычи, разработкидругих полезных ископаемых и ресурсов, железнодо-рожное строительство и обслуживание, связь и комму-никации, сельское хозяйство, химическую промыш-ленность, станкостроение, электрооборудование, атакже в подряды.Одновременно китайская сторона активно сотруд-ничала с правительством Республики и расширяла сфе-ры сотрудничества. В финансовой сфере это выража-лось в предоставлении различных форм кредитованияи финансовой помощи. С момента образования Рес-публики Узбекистан Китай предоставлял определен-ный объем беспроцентных кредитов, безвозмезднойпомощи, правительственных льготных кредитов и свя-занных экспортных кредитов для закупки товаров вКНР. С этого периода в КНР начали рассматриватьУзбекистан в качестве важного торгово-экономичес-кого партнера в Центральной Азии.Китайские авторы (в частности, Чжао Чанцин [7.С. 1]) подчеркивали необходимость «найти те точкироста, которые бы позволили говорить о качественноновом экономическом сотрудничестве». Узбекское пра-вительство возлагало большие надежды на поиск потен-циальных покупателей хлопка в Китае. При этом произ-водство хлопка в 2005 г. выросло до 1 млн 134 тыс. т,превысив показатель предыдущего года на 240 т [23].В самом Китае сборы составили 6,3 млн т, по объемупроизводства КНР занимала первое место в мире [26].Эти надежды были оправданы, так как рост производ-ства этого сырья в Китае не успевал за ростом потреб-ления даже при наличии государственного резерва.При этом КНР постаралась самостоятельно выйти изсоздавшейся ситуации и существенно не увеличиватьобъемы закупок, что отразилось в низких ценах на сы-рье на мировом рынке. Центральноазиатский рынокрассматривался лишь частично. Так, например, хлоп-ководство постоянно расширялось в соседнем Синь-цзяне, вплоть до появления концепции «одно белое -одно черное». Вторым «традиционным» экспортнымтоваром Узбекистана считались «сложные» товары -самолеты, автомобили, а также другие товары обраба-тывающей промышленности. СУАР также был извес-тен как новая индустриальная база, с начала «политикиреформ и открытости» основные цифры роста регио-нального ВВП формировались за счет обрабатывающейпромышленности. Район поставлял в страны Цен-тральной Азии станки, оборудование, запасные части.Соответственно, ни то, ни другое направление экс-порта Узбекистана не подходило под определение«точки роста», китайских импортеров интересовалисовсем другие категории товаров - нефть, газ, цветныеи редкоземельные металлы, некоторый ассортиментпродукции химической и добывающей промышленно-сти. Лишь частично в эту категорию попадал узбекскийхлопок. Китайская сторона при поддержке китайскойже дипломатии достаточно серьезно лоббировала инте-ресы собственных экспортеров и импортеров. Узбек-скому правительству сначала в рамках исследователь-ских работ по экономике рекомендовалось «пересмот-реть существующую структуру товарооборота и нерав-новесный спрос» [7. С. 3]. Фактически Узбекистанупредлагалось изменить структуру производства, сокра-тить долю обрабатывающей промышленности за счетдобывающей либо для повышения товарооборота (икредитования) с КНР изменить структуру и направле-ния экспорта и импорта.Еще одной проблемой развития становился «не-достаточный уровень развития научно-техническогосотрудничества», хотя именно он и мог существенноопределять уровень развития торгово-экономическихсвязей [Там же]. Ко всему прочему, необходимо отме-тить, что Республике после распада СССР удалосьсохранить большую часть научного потенциала и да-же существенно его развить. Высоко оценивался че-ловеческий потенциал Узбекистана и китайскими ис-следователями [24].Китайская сторона была заинтересована в расшире-нии доступа к сырьевым ресурсам и участии в приори-тетных проектах по их разработке. Однако при этомдолгое время их финансовое участие ограничивалосьслабой разработкой инвестиционных механизмов всамом Узбекистане. Также отсутствовала полномас-штабная база межгосударственных соглашений, боль-шинство подписанных в начале 1990-х гг. договоров неработало. В китайской терминологии это называлось«комплексная инвестиционная среда» [24].Механизм был запущен в рамках многостороннего со-трудничества, в рамках ШОС было принято решение оподготовке инвестиционных проектов, на это китайскаясторона соглашалась предоставить кредит в размере900 млн долл. [25]. В интервью Ху Цзиньтао было сказаноо том, что данный проект призван «полностью использо-вать преимущества стран-членов организации, такие какбольшая экономическая взаимодополняемость и богатыересурсы, активно развертывать сотрудничество в различ-ных формах для содействия совместному экономическомуразвитию» [Там же]. Кредиты были связанными и предос-тавлялись под конкретные проекты. Кредитная линия со-ставила около 800 млн долл., кроме того, правительство ифинансовые институты предоставили на целевые проектыпорядка 2 млрд долл. [26]. На Бишкекском саммите ШОСКитай объявил о продолжении политики предоставленияльготных кредитов. Общий же объем инвестиций в пятьстран Центральной Азии достиг 9 млрд долл. [26].Различные проблемы двусторонних отношений мо-гут, во-первых, выступать как многосторонние - и дан-ного рода проблемы следует решать на другом уровне,в том числе на уровне региональной организацииШОС, а во-вторых, они имеют различное значение длясторон и различные решения.С китайской стороны основной проблемой по-прежнему оставалась «рационализация структуры тор-говли», под которой подразумевалось наращивание экс-порта легкой и машинотехнической продукции в Узбеки-стан, а также обеспечение долгосрочного доступа к сырь-евым ресурсам Республики. Так, с середины 2000-х гг. вэкспорте Узбекистана в Китай растет доля нефтепродук-тов, хлопкового волокна, шелка, удобрений. Для этогосущественно увеличивается проектное финансирование,гарантом выполнения обязательств выступают банков-ские структуры. Однако по многим показателям эконо-мики КНР и Узбекистана были сходными по структуре,в том числе экспорта и импорта, что не соответствовалопринятой в КНР концепции «взаимодополняемости эко-номик». Наиболее масштабные планы были связаны сподключением Узбекистана к строительству трансгра-ничного газопровода «Центральная Азия - Китай», аконец 2000-х гг. ознаменовался действием на оба госу-дарства международного финансового кризиса.

Ключевые слова

international relations, economic cooperation, trade, Uzbekistan, People's Republic of China, Central Asia, международные отношения, экономическое сотрудничество, торговля, Республика Узбекистан, Центральная Азия, КНР

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Савкович Евгений ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры востоковедения исторического факультетаsavkovic@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Китай внес региональный вклад в продвижение регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС // Жэньминь жибао (на русском языке). 01.11.2007. URL: http://russian.people.com.cn/31521/6295071.html
Китай решил предоставить другим странам-членам ШОС льготные товарные кредиты на общую сумму 900 млн долл. США // Жэньминь жибао (на русском языке). 18.06.2004. URL: http://russian.people.com.cn/31519/2582416.html
Чжунго юй Усэбекэсытань гунпу цзинмао хэцзо синь бянь чжан (Новая совместная глава торгово-экономического сотрудничества КНР и Узбекистана) // Чжунго ляньхэ шанбао. URL: http://finance.sina.com.cn/roll/20110805/202110270559.shtml 05.08.2011.
Китайско-узбекское сотрудничество в области нефти и газа // Информационно-аналитический центр «Минерал». URL: http://www.mineral. ru/News/18036.html 25.05.2005.
Мировой рынок хлопка // Русское хлопковое общество. 01.09.2005. URL: www.pxc.ru/Pages/Docs/anit_09_05.doc
Хайгуань тунцзи (Таможенная статистика). 2005. № 9, 12.
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Китайской народной Республики в Республике Узбекистан Юй Хунцзюнем // Торговое представительство КНР в Республике Узбекистан. 02.02.2008. URL: preview.uz2.mofcom.gov.cn/accessory/200802/1202907052724.doc
2002 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 2002 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 2002. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_011.htm
2000 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 2000 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 2000. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_09.htm
1999 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1999 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1999. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_08.htm
1998 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1998 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1998. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_07.htm
1997 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1997 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1997. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_06.htm
1996 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1996 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1996. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_05.htm
Чжунго юй Усыбекэсытань дэ гуаньси (Отношения КНР с Узбекистаном) // Информационное агентство «Чжун гуан ван». 09.06.2010. URL: http://www.cnr.cn/09zth/hjtshfh/fwzylg/201006/t20100609_506555811.html
1995 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1995 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1995. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_04.htm
1994 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1994 г.). Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1994. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_03.htm
Чжунго хэ синь дулидэ ЧжунъЯ гоцзя гуаньси (Отношения КНР с новыми независимыми государствами Центральной Азии) / под ред. Син Гуанчэна. Харбин : Хэйлунцзян цзяоюй чубаньшэ, 1996.
1993 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1993 г.). Пекин: Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1993. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_02.htm
1992 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1992 г.). Пекин: Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1992. 09.12.2003. URL: http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_01.htm
Жэньминь жибао. 1992. 15 марта.
Чжао Чанцин. Чжунго «Ши и у» гуйхуа ю лиюй туйдун юй Узыбекэсытаньдэ цзинмао хэцзо (Планирование развития торгово- экономического сотрудничества КНР и Республики Узбекистан в рамках 11-го пятилетнего плана) // Элосы ЧжунъЯ Дуноу шичан (Рынки России, Центр
Чжунхуа жэньминь гунхэго юй Усыбекэсытань юхао хэцзо хобань гуаньси тяоюэ (Соглашение между КНР и Республикой Узбекистан о дружественном партнерстве от 25.05.2005) // Чжунхуа жэньминь гунхэго тяоюэцзи, 2005 нянь (Сборник договоров Китайской Народной Респу
Чжао Хуашэн. Чжао Хуашэн. Чжунгодэ ЧжунъЯ вайцзяо (Дипломатия Китая в Центральной Азии). Пекин : Шиши чубаньшэ, 2008.
Гао Чао. ЧжунъЯ минчжу: Усыбекэсытань (Жемчужина Центральной Азии - Узбекистан) // Шанцзи баогао. 2010. № 7.
Лузянин С.Г. Некоторые аспекты китайской политики в отношении стран «ближнего круга» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М. : ИДВ РАН, 2010. Вып. XV.
Сюй Тункай. Чжунго юй Усыбекэсытань цзинмао хэцзо цяньцзин гуанко (Перспективы расширения торгово-экономического сотрудничества КНР с Узбекистаном) // Элосы ЧжунъЯ Дуноу шичан (Рынки России, Центральной Азии и Восточной Европы). 2006. № 4.
 Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х - середине 2000-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х - середине 2000-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия