Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец ХХ - начало ХХI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец ХХ - начало ХХI в.)

Рассматривается культурная политика Коммунистической партии Китая в период модернизации, анализируются основные документы, отражающие позицию КПК в сфере культуры, задачи и приоритеты в области культурной политики в конце ХХ - начале ХХI в.; прослеживается трансформация политики КПК в отношении культурного строительства; характеризуются особенности развития культуры в условиях рыночной экономики.

Reforming Chinas cultural sphere: position of the Communist Party of China (late 20th - early 21st centuries).pdf Китай после третьего пленума ЦК КПК 11-го созы-ва в декабре 1978 г. вступил в новую эпоху реформоткрытости, социалистической модернизации и строи-тельства, что означало начало реформ экономической,политической и культурной сфер жизни общества.Рассматривая проведение реформы в культурнойобласти, китайские авторы подразделяют ее на три эта-па [1. С. 235]. На первом этапе (1978-1992 гг.) в сферекультуры осуществлялся переход от парадигмы клас-совой борьбы к новой парадигме, в центре которойстояли экономические преобразования. Главным на тотмомент было воссоздание культурной системы, пред-шествовавшей «культурной революции». Ее обновле-ние предполагало обращение к опыту, который былприобретен в 40-50-е гг. ХХ в. Но необходимо былоучитывать новые обстоятельства. Во-первых, тогда онаформировалась в период новодемократической рево-люции на основе культурной системы, установившейсяв освобожденных районах. Во-вторых, в процессе ус-тановления этой системы изучалась в основном совет-ская модель развития. В-третьих, эта система соответ-ствовала социалистической плановой экономическойсистеме того времени.Хотя в тот период культура переживала оживлениеи небывалый расцвет, но старые подходы к ее восста-новлению уже не соответствовали реформам в эконо-мической системе и новым требованиям ее развития.В октябре 1979 г. на IV съезде Всекитайской ассо-циации работников литературы и искусства в своемприветственном слове Дэн Сяопин выдвинул ряд руко-водящих указаний по развитию культуры и искусстваКитая на новом этапе, разграничил вопросы политикии культуры, а также определил общие направления ре-формы всей системы. Так как ситуация требовала при-нятия конкретных мер, в 1983 г. в «Рабочем докладеправительства» Госсоветом КНР были сформулирова-ны задачи реформы культурной системы: «…реформадолжна стимулировать расцвет социалистической ли-тературы и искусства, повышать идейное и художест-венное мастерство писателей и деятелей искусств, атакже повышать идейное и художественное качествопроизведений» [2]. В этот период основные шаги былипредприняты в практической реализации реформы. Во-первых, в 1985 г. канцелярия ЦК КПК и канцелярияГоссовета утвердили документ «Соображения о ре-форме художественно-исполнительских коллективов»,в котором говорилось о необходимости реформирова-ния слишком большого количества профессиональныххудожественно-исполнительских коллективов ввиду ихнерационального использования. Предлагалось прово-дить сокращение их количества путем объединенияили упразднения. Во-вторых, копируя опыт реформи-рования экономической системы, в культурных орга-низациях было предложено вводить систему ответст-венности на основе подряда. В-третьих, предлагалосьпроведение реформы по «двум колеям». В утвержден-ном в 1988 г. Госсоветом КНР документе Министерст-ва культуры «Суждения об ускорении и углубленииреформ системы художественно-исполнительских кол-лективов» и в документе ЦК КПК 1989 г. «Некоторыемнения о дальнейшем подъеме культуры» разъяснялосьположение о сущности этой реформы. Одна «колея»предназначалась для государственной поддержки мало-го количества коллективов, у которых сохранялась на-родная форма собственности, а другая - для творческихколлективов которые базировались на разных формахсобственности. Количество творческих коллективов сгосударственной формой собственности должно былосокращаться, но при этом повышалось их качество: онидолжны были представлять государственный и нацио-нальный художественный уровень, или разрабатыватьэкспериментальные направления, или содержать ценныеэлементы исторического наследия. К ним также относи-лись коллективы из регионов, где проживают нацио-нальные меньшинства. Большинство остальных коллек-тивов с различными формами собственности должныбыли поддерживаться общественностью.В этот период главное направление реформирова-ния культурной системы заключалось в развитии рын-ка культуры и определении его места. Вследствие уг-лубления реформ экономики, а также увеличения куль-турных функций и их разнообразия в культурной сфереясно возникли рыночные атрибуты. Например, ком-мерческие танцевальные и музыкальные клубы завое-вывали культурный рынок. В условиях плановой эко-номики подобных явлений в культуре не было, а если ибыли, то существовали незаконно. В 1987 г. Министер-ство культуры, Министерство общественной безопас-ности и Управление торгово-промышленной палатыопубликовали «Сообщение об улучшении управлениятанцевальными мероприятиями». Таким образом, былоофициально разрешено заниматься коммерческой тан-цевальной и музыкальной деятельностью. В 1989 г.появилось «Сообщение об усилении работы по управ-лению рынком культуры», подготовленное Министер-ством культуры и Управлением торгово-промыш-ленной палаты, тем самым была официально закрепле-на концепция культурного рынка и определены мас-штабы, задачи, принципы и общий курс управлениярынком культуры. Это означало, что в Китае «рыноккультуры» получил официальное признание и занял своеместо в экономике страны. В 1989 г. Госсовет КНР ут-вердил специальный орган - Управление культурнымрынком при Министерстве культуры, что стало на-чальным моментом строительства всекитайской систе-мы регулирования рыночных отношений в культуре.Второй этап реформ культурной системы (1993-2002 гг.) совпал со вступлением КНР в новый периодреформ «открытости» и модернизации государства.Углубление реформ, расширение открытости, развитиесоциалистической рыночной экономики - все это за-ложило основу для развития культуры и стимулирова-ло реформы самой культурной системы.В этот период повышалось осознание важности инеобходимости реформ в культурной сфере. «Поддер-живать движение по пути реформ открытости, активнопродвигать реформы дела культуры» - этот принципстал основным в курсе развития культуры. В 1996 г. впринятом 6-м пленумом 14-го созыва «Решении ЦККПК по некоторым важным вопросам усиления строи-тельства социалистической духовной культуры» быливыдвинуты задачи и ряд направлений по дальнейшемуреформированию культурной системы. В «Реше-нии…» говорилось, что «реформа культурной систе-мы - это основной выход в подъеме и развитии делакультуры… цель реформ состоит в том, чтобы укреп-лять жизненные силы дела культуры, в полной мереподнять активность работников культуры, чтобы по-являлось больше выдающихся произведений, чтобыпоявлялось больше выдающихся людей». Подчеркива-лось, что реформы в данной области должны разли-чаться в зависимости от ситуации, необходимо орга-низовать руководство, отрегулировать связи междугосударством, организациями и отдельными людьми,постепенно сформировать основные принципы госу-дарственных гарантий, поощрять общество в созданииструктур для развития культурной сферы. Данный до-кумент полностью отражал уровень понимания руко-водством КПК сущности реформирования китайскойкультурной системы.Характеризуя реформы культурной системы этогопериода, необходимо упомянуть еще о двух показа-тельных документах. Первый - опубликованное в ок-тябре 2000 г. «Предложение ЦК КПК об утверждении10-го пятилетнего плана развития экономики и обще-ства». В этом документе впервые официально былавыдвинута концепция «индустрии культуры», требо-вавшая усовершенствования политики, направленнойна развитие культурной индустрии, укрепление рынкакультуры и совершенствование его управления, стиму-лирование производств, связанных с культурой. Вы-движение концепции «культурной индустрии» ознаме-новало признание КПК роли и места культурной инду-стрии в рыночной экономике страны и ее значения впреобразовании культурной системы в целом.Второй документ «Некоторые мнения об углубле-нии реформ в деле информации, издательского дела,радиовещания, кинематографии и телевидения», былутвержден в 2001 г. Отделом пропаганды ЦК КПК,Главным государственным управлением радиовеща-ния, кинематографии и телевидения и УправлениемКНР по делам печати и издательств. В документеобобщались итоги реформирования культурной систе-мы последних лет, отражались основные понятия иидеи культурной политики КПК. Центральной темойданного документа являлось положение о дальнейшейреформе культурной системы, призыв к упорядочениюее структуры и интенсивному строительству. Для ук-репления реальной мощи и повышения конкурентоспо-собности предлагалось активно проводить новейшиеисследования в пяти областях: в системе макроконтро-ля, механизмах микрофункционирования, системе по-литического законодательства, рыночной среде, усло-виях обстановки открытости. Подчеркивалась необхо-димость усиления партийного руководства реформамив сфере информации, издательского дела, радиовеща-ния, кинематографии и телевидения, предлагалось, на-конец, «взять в свои руки» право по разработке страте-гии по важным делам, право контроля за распределе-нием капитала, право на пропаганду, право смещать иназначать работников на важные руководящие посты.Реформы культурной системы этого периода имелиеще одну отличительную особенность, а именно: при-стальное внимание к легализации культурной деятель-ности и укреплению законодательства. Это было обу-словлено тем, что в Китае процветали пиратские изда-ния книг и компакт-дисков. Любые новинки иностран-ного кино и музыки были доступны китайцам по низ-ким ценам, что снижало эффективность контроля вла-стей по выпуску в кинопрокат зарубежных фильмов.Благодаря «пиратам» китайцы также могли смотреть неполучившие цензурного разрешения отечественныефильмы или читать вызвавшие недовольство властейкниги. «Пиратство» приводило к снижению доходовлегальной индустрии культуры страны, наносило ог-ромный экономический ущерб.После XVI съезда, т.е. с 2003 г., был взят курс науглубление реформирования всей культурной системы.Главное отличие этого этапа реформ от двух предыду-щих заключается в следующем: сильно различаетсяфон, на котором осуществляются реформы культурнойсистемы. Прежние реформы проводились сначала наоснове плановой экономики, а затем на начальном эта-пе перехода к социалистической рыночной экономиче-ской системе. Реформы же культурной системы на но-вом этапе - это реформы на базе «начала строительстварыночной экономической системы, где за основу бе-рется государственная и коллективная собственностьна средства производства, когда уже установлена сис-тема экономики с различными формами собственности,когда практически создана многоуровневая системаоткрытости внешнему миру по всем направлениям и вовсех областях» [1. С. 242].Масштабы и значение реформ разных этапов такженеодинаковы. Прежние реформы носили локальныйхарактер: реформировались отдельные отрасли илиучреждения. Реформы культурной системы данногоэтапа - это проведение политики в культурной сферена основе научного рассмотрения внутренней и внеш-ней ситуации, всестороннего освоения тенденций со-временного мирового культурного развития, глубокогоанализа ситуации в КНР и его стратегических задач намеждународной арене.В связи с этим появилось несколько документов, вкоторых реформы культурной системы так или иначебыли затронуты, например: «Решение ЦК КПК по не-которым вопросам усовершенствования социалистиче-ской рыночной экономической системы», принятое на3-м пленуме 16-го созыва, «Постановление ЦК КПК обусилении руководящего потенциала КПК», принятоена 4-м пленуме 16-го созыва, «Предложение ЦК КПК осоставлении одиннадцатого пятилетнего плана эконо-мического и социального развития», принятое на5-м пленуме 16-го созыва. В сентябре 2006 г. канцеля-рия ЦК КПК и канцелярия Госсовета издали «Про-грамму-план развития культуры страны на 11-ю пяти-летку». В ней четко сформулированы руководящиеидеи, принципы курса, целевые задачи строительствасоциалистической культуры. «Программа» стала ос-новным документом по согласованному развитиюкультуры и экономики, политики и общества. Ее мож-но рассматривать как главный документ культурногостроительства, которое направлено на построение об-щества малого достатка (сяокан шехуэй), социализма игармоничного общества (хэсе шехуэй).Основополагающие принципы, сформулированныев документе, заключаются в том, чтобы «брать разви-тие за основу, брать реформу как движущую силу,брать обновление структурных механизмов за отпра-вную точку, проводить углубление реформы культур-ной системы, одной рукой держаться за общественно-полезное дело культуры, а другой рукой - за менедж-мент культурной индустрии, непрерывно повышатьреальную силу и конкурентоспособность китайскойкультуры».Не обошел проблему места культуры в современ-ном китайском обществе Ху Цзиньтао. В докладе наXVII съезде КПК (октябрь 2007 г.) он выдвинул не-сколько направлений развития культуры в современ-ном Китае: во-первых, необходимо создавать системуосновных ценностей социализма, повышать притяга-тельность и цементирующую силу социалистическойидеологии; во-вторых, создавать гармоничную культу-ру, культивировать цивилизованные нравы и обычаи;в-третьих, поднимать на щит китайскую культуру, соз-давать общий духовный очаг китайской нации; в-четвертых, стимулировать инновацию культуры, нара-щивать живительные силы культурного развития [3].Таким образом, определилось значение культуры видеологии и экономике китайского общества.В дореформенном Китае понимание значения,места и роли культуры было вписано в систему со-циалистических преобразований. Под культурой под-разумевалось «дело культуры» и «культурная работа».Культура относилась к форме сознания, это были «го-лос», «позиция», инструмент системы образования,форма развлечения. Начавшаяся в конце 70-х гг. ХХ в.модернизация Китая потребовала пересмотра места ироли культуры в обновляющемся китайском социуме.Следствием экономических преобразований сталовыдвижение концепции «индустрии культуры» в ус-ловиях рыночных отношений. Такой подход отражалпозицию партийных и государственных органов Ки-тая о том, что культура, кроме вышеперечисленных исохраняющихся атрибутов, выполняет коммерческиефункции и подчиняется рыночным законам. Совре-менное китайское руководство пытается создать об-новленную этическую систему, соответствующуюсоциалистической рыночной экономике, выдвигаялозунг управления государством с помощью морали,что невозможно без реформирования многовековойкультурной традиции Китая.

Ключевые слова

cultural market, cultural system reform, cultural policy, культурный рынок, реформы культурной системы, культурная политика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Турушева Наталья ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры востоковедения исторического факультетаnv2rusheva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Zhenfu gongzuo baogao, 1983. (Рабочий доклад правительства Госсовета КНР, 1983 г.). URL: http://www.gov.cn/test/2006-02/16/content_ 200823.htm (дата обращения: 08.04.2011 г.).
Ху Цзиньтао. Доклад на XVII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 15 октября 2007 г. URL: http://russian.china.org.cn/ china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (дата обращения: 10.03.2011 г.).
Han Yongjin. Xin wenhua zijue. Beijin, 2008. (Хань Юнцзинь. Новое культурное самосознание. Пекин, 2008).
 Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец ХХ - начало ХХI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец ХХ - начало ХХI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия