О правосубъектности Международной организации уголовной полиции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

О правосубъектности Международной организации уголовной полиции

Статья посвящена вопросам правосубъектности Международной организации уголовной полиции - Интерпола, в частности существовавшим точкам зрения относительно процедурных неточностей, препятствующих полноценности статуса международной межправительственной организации. Автор рассматривает различные теоретические точки зрения, анализирует учредительные документы Интерпола, существующую практику международных отношений и на этой основе делает собственный вывод о существовании правосубъектности.

On legal personality of International Criminal Police Organization.pdf Международная организация уголовной полицииявляется межправительственной международной орга-низацией и юридическим лицом с собственными пра-вами и прерогативами и осуществляет свою деятель-ность в соответствии с принципами и нормами между-народного права.Достаточно долгое время существовали сомнения вмежправительственном статусе организации. Основаныони были на том, что:- отсутствовал факт торжественного подписания иратификации многостороннего межправительственногодоговора;- конгрессы 1923 и 1946 гг., которые фактическиучреждали организацию, проходили не на дипломати-ческом уровне;- в Учредительном акте Комиссии 1923 г. существо-вала неточная формулировка, касающаяся членства:«Члены Международной Комиссии уголовной полициибудут избраны ныне заседающим в Вене полицейскимКонгрессом таким образом, чтобы каждое государствобыло представлено в ней хотя бы одним депутатом.Правительства стран, которые не представлены на ны-не заседающем полицейском Конгрессе, приглашаютсяназначить своих представителей. Далее, членами Ко-миссии могут быть все кандидаты, от которых можноожидать действенного сотрудничества в делах Комис-сии. Вопрос о принятии таких кандидатов в члены Ко-миссии решается большинством голосов» (в этой связив Устав 1956 г. были включены некоторые положения окомпетенции Интерпола, которые в дальнейшем даливозможность признать его Международной межправи-тельственной организацией) [1. C. 12];- формулировка Устава Интерпола 1956 г. в ст. 4называет в качестве членов Организации «официаль-ные полицейские органы», а не государства [2].Все эти причины в совокупности привели к тому,что первоначально Интерпол был зарегистрирован вООН как неправительственная международная органи-зация [3. C. 21].Учредительный акт 1923 г. и Временное положение1946 г. практически не уделяли внимание внутреннемуустройству Интерпола. Учредительный акт 1923 г.включал всего 10 статей, которые определяли цели,руководство, порядок созыва заседаний, внесение из-менений и дополнений в акт [4. С. 564]. Учредитель-ный акт действовал до 1933 г., а затем был дополненВременным положением о международной организа-ции уголовной полиции, принятым в 1946 г. [5. C. 40].Послевоенная ситуация потребовала определенныхизменений, и в 1954 г. на 24-й сессии Международнойкомиссии уголовной полиции было принято решение оразработке нового устава.В 1956 г. новый Устав был принят. Он вступил всилу 13 июня 1956 г. и действует с некоторыми изме-нениями и дополнениями до сих пор.Как отмечают некоторые авторы, для правовойприроды международной организации существеннымявляется то, что ее цели и принципы, компетенция,структура и т.п. имеют согласованную договорнуюоснову [6. C. 219]. Для оценки статуса международныхорганизаций имеют значение такие категории, как ме-ждународная правосубъектность и международная пра-воспособность. Правильное понимание терминов «пра-восубъектность» и «правоспособность» международ-ных организаций является основой для определенияюридической природы международных организаций вцелом и определения правового положения каждойконкретной международной организации в частности.Между тем, как справедливо отмечает С.С. Купреев[7], анализ научной и учебной литературы по междуна-родному праву свидетельствует о том, что единогоподхода к определению данных понятий среди юри-стов-международников на сегодняшний день не суще-ствует.Однако нам ближе точка зрения Я. Броунли, кото-рый, говоря о правосубъектности международных ор-ганизаций, выделяет три основных ее критерия:«1) наличие ассоциации государств, действующейна постоянной основе, преследующей законные цели иобладающей соответствующими органами;2) существование различий между организацией иее государствами-членами с точки зрения их юридиче-ских прав и целей;3) наличие юридических прав, могущих быть осу-ществленными на международном уровне, а не тольков рамках национальных правовых систем одного илинескольких государств» [8. C. 410].Их расширяет и конкретизирует Е.Т. Усенко, кото-рый выделяет следующие объективные признаки, оп-ределяющие международную правосубъектность меж-государственных организаций [9. C. 22-27]:1) организация должна быть учреждена соглашени-ем между государствами. Устав Международной орга-низации уголовной полиции - Интерпола - был принятв 1956 г. Генеральной Ассамблеей Организации. Одна-ко в соответствии с положениями Венской конвенции оправе международных договоров 1969 г. (ст. 5) уставпо своей юридической природе является международ-ным договором особого рода (sui generis), к которомумогут быть применены положения настоящей Конвен-ции [10]. Таким образом, отсутствие официальногодоговора, учреждающего организацию, не являетсяпричиной для признания ее неправительственной. Бо-лее того, часть II Конвенции, определяющая порядокзаключения договоров, предоставляет массу способовдля таких действий;2) членами организации должны быть государстваin abstracto или в лице своих соответствующих органов.Данный признак настолько существен, как отмечаетЕ.Т. Усенко, что определяет само наименование меж-дународных организаций рассматриваемого вида -межгосударственные [9. C. 23]. В соответствии со ст. 4Устава МОУП 1956 г. «любая страна может уполно-мочить любой свой официальный полицейский орган,функции которого соотносятся с деятельностью Орга-низации, выступать в качестве члена Организации»[2]; в соответствии со ст. 45 Устава [2] данные офици-альные полицейские органы являются представителямисвоих государств. Наконец, некоторые другие статьиУстава также четко дают понять, что членами Интер-пола являются именно государства в лице полицейскихорганов [2. Cт. 32];3) обладание собственной волей. Безусловно, Меж-дународная организация уголовной полиции обладаетотносительной самостоятельностью от воли участвую-щих в ней государств, что проявляется в принимаемыхею решениях, резолюциях и иных актах, а также в за-ключаемых ею международных договорах. Например,ст. 7 Регламента Международной организации уголов-ной полиции от 13.06.1956 г. устанавливает, что уве-домления о созыве членов Организации направляют-ся… приглашающей страной другим странам посред-ством дипломатических каналов [11. C. 129];4) наличие постоянных органов. В соответствии сост. 5 Устава Международная организация уголовнойполиции (Интерпол) включает: Генеральную Ассамб-лею, Исполнительный комитет, Генеральный секрета-риат, Национальные центральные бюро и советников;5) характер осуществляемых функций. Речь идет отех самых правах, которые могут быть «осуществлен-ными на международном уровне, а не только в рамкахнациональных правовых систем одного или несколькихгосударств» [8. C. 410]. Именно ради реализации такихправ и была организована Международная организацияуголовной полиции;6) организация должна быть правомерной. Все пра-воустанавливающие документы Международной орга-низации уголовной полиции соответствуют основнымпринципам и нормам международного права.Интерпол рассматривался Экономическим и соци-альным советом (ЭКОСОС) ООН как неправительст-венная организация до 1971 г. После заключения спе-циального соглашения о сотрудничестве между Интер-полом и ЭКОСОС Организация Объединенных Нацийпризнала межправительственный статус МОУП. Этобыло подтверждено и тем фактом, что Резолюцией Ге-неральной Ассамблеи ООН от 15 октября 1996 г. былподтвержден статус Международной организации уго-ловной полиции как наблюдателя на Генеральной Ас-самблее ООН [3. C. 21].8 июля 1997 г. в Нью-Йорке Генеральным секрета-рем Организации Объединенных Наций и Президен-том Международной организации уголовной полиции- Интерпола - было подписано Соглашение о сотруд-ничестве двух организаций. После одобрения данногоСоглашения резолюцией, принятой на 66-й сессииГенеральной Ассамблеи ООН в Дели, оно вступило всилу.Межправительственный статус Интерпола много-кратно подтверждался заключением соглашений сдругими межправительственными и неправительст-венными организациями, участием в международныхдоговорах.Интерпол является межправительственной между-народной организацией с собственными правами ипрерогативами и осуществляет свою деятельность всоответствии с принципами и нормами международно-го права. В силу своего межправительственного стату-са Интерпол не подчиняется (кроме как с собственногосогласия) законам государств-членов и может пользо-ваться привилегиями и иммунитетами, которые необ-ходимы для деятельности его самого и его персонала(иммунитет от судебного преследования, неприкосно-венность документации и территории).

Ключевые слова

international legal personality of intergovernmental organizations, International Criminal Police Organization (Interpol), международная правосубъектность межправительственных организаций, Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Семенков Максим КонстантиновичКемеровский государственный университетаспирант кафедры административного и государственного права юридического факультетаmaksim_semenkov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Усенко Е.Т. Очерки теории международного права. М., 2008. 240 с.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
Регламент МОУП (в ред. по состоянию на 01.01.2003 г.) // Самарин В.И. Международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. С. 128-139.
Международное право : учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2000. 720 с.
Купреев С.С. К вопросу о соотношении понятий «правосубъектность» и «правоспособность» международных организаций // Международное публичное и частное право. 2009. № 3.
Броунли Я. Международное право (в двух книгах). Книга вторая. М., 1977. 535 с.
Родионов К.С. Интерпол вчера, сегодня, завтра. М., 1990. 222 c.
Антропов А.Г. Интерпол в России : учеб. пособие. М., 1998. 58 с.
Устав Международной организации уголовной полиции (в ред. 2008 г.). URL : http://www.interpol.int
Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 368 с.
Hochenbichler E. 45 Jahre Interpol // Kriminalistik. 1968. № 10. S. 561-573.
 О правосубъектности Международной организации уголовной полиции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

О правосубъектности Международной организации уголовной полиции | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия