Национальный научный медиа-рынок в условиях глобализации и роль информационных технологий в его формировании (на примере геологии) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Национальный научный медиа-рынок в условиях глобализации и роль информационных технологий в его формировании (на примере геологии)

В условиях глобализации национальные научные медиа-рынки сохраняют свое значение. Они обеспечивают основу для лидерства научных систем отдельных стран. В области геологии национальный медиа-рынок способствует сбалансированному развитию данной науки, так как делает возможным публикацию результатов исследований с территориально-ограниченным значением. Сетевые информационные технологии являются существенным фактором развития национального научного медиа-рынка. Запрос на их внедрение со стороны ученых определяется потребностью в работе с большими массивами информации, а также профессионализмом во владении компьютерными технологиями и степенью консерватизма научного сообщества.

National scientific media market under conditions of globalization and role of information technologiesin its formation (by example of geology).pdf Основным трендом в развитии современной наукиявляется глобализация [1]. Она выражается, с однойстороны, в формировании единого международногонаучного сообщества с одинаково высокими требова-ниями к проводимым исследованиям и общими подхо-дами к постановке и решению научных задач, с дру-гой - в тесном сотрудничестве специалистов, опреде-ляемом общими интересами, а не государственнымиграницами.В этой связи понятие об «опережении» и «отстава-нии» в национальном научном развитии перестает бытьактуальным (в условиях полной глобализации любое«отставание» является недопустимым отклонением отмировых тенденций, а «опережение» невозможно всилу мгновенного распространения идей в интерна-циональном научном сообществе).Одновременно происходит размывание (вплоть дополного исчезновения) научных школ [1]. Проявлениеуказанного тренда и его следствий технически возмож-но за счет интенсивной научной коммуникации, тре-бующей развития новейших информационных техно-логий (ИТ). Последние, в свою очередь, не толькообеспечивают возможность доступа к громадным ин-формационным ресурсам, рассредоточенным по всейпланете, но и ускоряют и диверсифицируют саму ком-муникацию.Среди форм научной коммуникации первостепен-ное значение имеет распространение результатов про-водимых исследований в виде публикаций, по которымв настоящее время и принято судить об успешностиотдельных ученых и научных систем в целом [2-4].В настоящей статье мы делаем попытку рассмотреть напримере одной из фундаментальных естественных на-ук - геологии - две тесно связанные друг с другом про-блемы. Первая из них касается необходимости сущест-вования национального научного медиа-рынка в усло-виях глобализации. Вторая проблема связана с воз-можностями использования ИТ в формировании этогомедиа-рынка.Научный медиа-рынок можно определить как про-странство, в рамках которого функционируют и конку-рируют между собой субъекты (издательства, научныеинституты, вузы, интернет-площадки и т.п.), занимаю-щиеся публикацией результатов исследовательской ра-боты в виде книг, журналов, сборников статей, тезисовконференций и совещаний, специальных web-сайтов ит.д. Роль медиа-рынка в развитии геологии тем болеевелика, что данная наука предполагает публикацию ис-следователями очень большого числа полноценных ра-бот (от 1-2 до нескольких десятков ежегодно в расчетена одного ученого). Это связано, во-первых, с наличиемважных научных направлений, исследования в рамкахкоторых позволяют получать результат очень быстро (втечение 1-2 дней) и без существенных материально-технических затрат (речь может идти, например, об ис-следовательских проектах в области классической стра-тиграфии или компьютерного моделирования в рамкахдинамической топографии); во-вторых - с исключитель-но обширной тематикой для исследований (наличие ог-ромного количества геологических объектов при разно-образии методик их исследования). Достаточно сказать,что одно только издательство Elsevier публикует не-сколько десятков (это количество ежегодно растет) гео-логических журналов (некоторые выходят с периодич-ностью в 2 недели).К настоящему времени уже сформирован единыймеждународный научный медиа-рынок. Он существуетза счет публикации как в полном смысле интернацио-нальных журналов, не имеющих какой-либо нацио-нальной привязки (например, «Palaeogeography,Palaeoclimatology, Palaeoecology», «Terra Nova» и т.д.),и прочей печатной продукции, так и особо престижныхнациональных научных изданий с международнымстатусом (например, «Geology», «Journal of theGeological Society, London» и др.) (рис. 1).В последнее время на международном научном ме-диа-рынке доминируют крупные издательства (Elsevier,Springer, Wiley-Blackwell и др.), которые активно при-обретают и упомянутые выше национальные журналы.В пределах национального научного медиа-рынка гра-ница между тем его сегментом, который участвует вформировании международного рынка, и тем, которыйограничивается рамками отдельной страны, можетбыть проведена лишь весьма приблизительно. В этихусловиях существование и направленное развитие на-циональных медиа-рынков продолжают оставатьсяважными задачами. Конкурентоспособность отдельныхстран определяется их стремлением к лидерству, в томчисле и научному. Национальный медиа-рынок пре-доставляет возможность для демонстрации успешностиотдельной научной системы не только как генераторановых идей, но и как института, обеспечивающего ихуспешное распространение.Экстраполируя знания из теории менеджмента ор-ганизации [5], основной функцией научного лидерстваможно считать инициацию коммуникации и сотрудни-чества. Национальный научный медиа-рынок позволя-ет реализовать эту функцию в полном объеме за счетналичия готовой базы для формирования центров гло-бального научного медиа-рынка на основе националь-ных рынков. Например, многие геологические журна-лы, издаваемые в США («Geology», «Tectonics»,«Journal of Sedimentary Research» и др.), имеют высо-кие рейтинги. Это позволяет в полном объеме демон-стрировать успешность национальной научной систе-мы, а также оказывать влияние на международный ме-диа-рынок за счет тех же журналов. Здесь важно отме-тить, что сказанное выше о тренде глобализации непротиворечит идее о сохранении национальных науч-ных систем. Последние нужны для успешного админи-стрирования и финансирования науки, обеспечениядолжной конкуренции на международном уровне, атакже сохранения некоторых национальных традиций ворганизации науки (самобытной научной культуры).Рис. 1. Соотношение глобального и национальных научных медиа-рынковСпецифика геологии делает актуальным существо-вание национального научного медиа-рынка еще и подругой причине. Большинство геологических исследо-ваний связано с определенной территорией. Вполнеочевидно, что результаты наиболее значимых из нихимеют международное значение. Однако большое чис-ло исследовательских проектов призвано решать весь-ма частные задачи, интерес к которым будет регио-нальным или локальным. Отказаться от них невозмож-но, так как именно они обеспечивают основу (в томчисле фактическую) для решения более комплексных, вчастности теоретических, задач. Однако результатытаких проектов не могут публиковаться в ведущих ме-ждународных научных изданиях, так как не представ-ляют особого интереса для всего мирового исследова-тельского сообщества. В этой связи формирование на-ционального медиа-рынка необходимо в том числе идля сбалансированного развития геологической науки,обеспечивающего возможность публикации результа-тов исследований различного (по степени регионально-сти) значения.Необходимость существования национального на-учного медиа-рынка в условиях глобализации нераз-рывно связана с использованием ИТ. Уровень проник-новения ИТ в науку непрерывно растет, но в настоящеевремя далеко не все потребности ученых в этой сферерешены. Для того чтобы продемонстрировать интен-сивность использования ИТ в российской науке, вос-пользуемся показателем затрат на информационные икоммуникационные технологии. Согласно табл. 1, вцелом по России за период 2007-2009 гг. в научнойсфере наблюдался рост затрат, связанных с информа-ционными технологиями. Причем наибольший скачокза эти три года произошел в 2009 г., прирост составил23,5% по сравнению с 2008 г. Небольшие темпы ростапо всем видам ИТ-затрат в 2008 г. являются следствиемфинансового кризиса, когда вследствие сокращениябюджетов в первую очередь пострадали вспомогатель-ные сервисы, в данном случае ИТ. Наибольшийудельный вес в структуре ИТ-затрат в 2009 г. прихо-дился на приобретение вычислительной техники (бо-лее 3 500 млн руб. в абсолютном выражении), что сви-детельствует о расширении прежде всего компьютер-ного парка в научных организациях.Стоит отметить и увеличение в 2009 г. затрат наприобретение программных средств, что говорит оросте уровня информатизации научных институтов вотличие от роста предыдущего показателя. Небольшойрост затрат на обучение научных сотрудников (всего1,1% в 2009 г.) может объясняться либо самостоятель-ным освоением нового программного обеспечения, либонедостаточным внедрением и использованием совре-менных пакетов прикладных программ, либо действи-тельно ограниченным финансированием этого направ-ления услуг. Важным показателем в характеристике на-учной коммуникации служат затраты на услуги связи.Затраты на данный вид услуг в 2009 г. также выросли с1 557 млн руб. в 2007 г. до почти 2 000 млн руб. в2009 г., что может означать более интенсивное приме-нение ИТ, способствующее расширению географиче-ских границ в научном сообществе.В целом на основе проведенного анализа затрат наинформационные технологии можно сделать вывод онаметившихся положительных тенденциях в использо-вании ИТ научными сотрудниками России. А это, какправило, способствует более качественной и интенсив-ной научной коммуникации как в национальном, так и вмировом научном пространстве. Тенденцию к развитиюИТ в научной среде можно интерпретировать как однуиз прямых предпосылок для формирования в Россиинационального научного медиа-рынка принципиальнонового типа.Т а б л и ц а 1Динамика показателей ИТ-затрат в научных исследованиях и разработках (без учета финансирования вузов)в Российской Федерации за 2007-2009 гг. (по данным www.gks.ru)2007 г. 2008 г. 2009 г.Виды затратмлн руб. % к 2006 г. млн руб. % к 2007 г. млн руб. % к 2008 г.Информационные и коммуникационные тех-нологии9 407,4 113,10 9 549,0 101,51 11 795,4 123,52Приобретение вычислительной техники 3 189,3 130,84 2 947,6 92,42 3 548,7 120,39Приобретение программных средств 2 005,3 180,27 1 919,5 95,72 2 613,4 136,15Оплата услуг связи 1 557,5 116,62 1 576,3 101,21 1 996,7 126,67Обучение сотрудников 77,7 117,55 82,8 106,56 83,7 101,09Оплата услуг сторонних организаций и спе-циалистов (кроме услуг связи и обучения)988,2 56,98 910,6 92,15 905,4 99,43Прочие затраты 1 589,4 97,41 2 112 132,88 2 647,4 125,35Все ИТ можно разделить на шесть больших групп(рис. 2). К авторским информационным технологиямотнесены гипертекстовые технологии, мультимедиа,ИТ информационного моделирования, структурныеаналитические технологии. Данный класс ИТ ориенти-рован на обработку данных не вместо человека, а вме-сте с человеком [6]. Так, например, структурные анали-тические технологии реализуют уникальную возмож-ность человека интерпретировать содержание тексто-вой информации и устанавливать связи между фраг-ментами текста, тем самым позволяют ученому углуб-ленно изучать неструктурированную информацию.Данная группа ИТ имеет ограниченное значение дляформирования научного медиа-рынка. В частности,использование этих технологий важно для развитиябиблиографических баз данных, когда ученый получа-ет возможность поиска необходимой информации сосвоего рода интеллектуальными подсказками. Напри-мер, средства электронной платформы издательстваElsevier позволяют не только видеть краткое содержа-ние запрошенной научной статьи в том или ином жур-нале, но и формировать подборку сходных статей издругих журналов. Такие библиографические базы дан-ных, в свою очередь, обеспечивают внутренние связинаучного медиа-рынка, так как обращают вниманиеисследователей одновременно на разные журналы,сборники, книги, обеспечивая тем самым конкурент-ную среду для издательств.Ко второй группе ИТ в науке относятся информа-ционные хранилища, системы электронного докумен-тооборота, геоинформационные системы, видеоконфе-ренции. Эта группа ИТ обеспечивает быстрый поиск,хранение, передачу информации (в том числе и на бу-мажных носителях), что повышает производительностьученых. Такие технологии имеют существенное значе-ние при формировании научного медиа-рынка. Благо-даря им последний и выполняет свои функции. Чемболее активно используются системы для обработкиданных в деятельности субъектов медиа-рынка, тембольше конкурентоспособность последних. Очевидно,что от массовости распространения научного издания,его географических границ распространений и просто-ты доступа к нему во многом зависит его популярностьсреди ученых. Третья группа - это ИТ дистанционногообучения, являющиеся одной из форм повышенияуровня квалификации самого ученого. Так, например,при публикации учебных пособий по геологическимнаукам некоторые издательства одновременно создаютинтернет-портал с информацией для дистанционногообучения с использованием этих пособий. Подобнаяпрактика способствует продвижению печатной про-дукции и обеспечивает широкий доступ к ней. Учебныепособия с такими электронными модулями весьма по-пулярны в США и Великобритании. За их счет возни-кает новый сегмент научного медиа-рынка.Следующая большая группа ИТ, используемых внаучной деятельности, ориентирована на моделирова-ние и проектирование технических объектов. Они по-зволяют достаточно быстро «собирать» практическилюбые технологические схемы, выполнять многовари-антные расчеты режимов, балансов и основных показа-телей качества сырья и продукции. Лучшие системытехнологического моделирования позволяют такжесоздавать контуры автоматического регулированиятехнологических параметров, выполнять серии анали-тических расчетов для изучения влияния технологиче-ских параметров на выбранные показатели процесса идаже решать задачи оптимизации.Значение этой группы ИТ для научного медиа-рынка представляется ограниченным. Однако они мо-гут найти применение при проведении анализа позициина медиа-рынке отдельных его субъектов. В частности,автоматический расчет так называемых «импакт-факторов» научных журналов позволяет выявить ихконкурентоспособность и скорректировать редакцион-ную политику (как на уровне редакций журналов, так ина уровне издательств).Следующая группа ИТ - это экспертные системы(ЭС), которые используются для тиражирования опытаи знаний ведущих специалистов и научных исследова-телей. ЭС обрабатывают сообщаемые им многочислен-ные факты, полученные от экспертов, по заранее уста-новленным правилам, в результате выдают своего родасовет менее квалифицированным пользователям.Таким образом, ИТ могут в некотором роде даже«заменить» ученого, сохранив не только его знания, нои навыки выполнения определенной работы. Однакоданный вид ИТ в настоящее время в научной среде таки не получил должного внимания. Значение этой груп-пы представляется сходным с таковым технологий мо-делирования и проектирования. Сетевые информаци-онные технологии - это группа наиболее часто исполь-зуемых ИТ в науке. Они обеспечивают эффективноепредоставление различных информационно-вычисли-тельных услуг пользователям сети путем организацииудобного и надежного доступа к ресурсам, распреде-ленным в этой сети. Для формирования научного ме-диа-рынка именно эта группа имеет приоритетное зна-чение. В настоящее время наличие электронного дос-тупа к содержанию научных изданий является базовымкритерием, определяющим их участие как на междуна-родном, так и на национальном медиа-рынках.При решении исследовательских задач огромноезначение имеет анализ всего ранее накопленного опы-та в кратчайшие сроки. Именно использование субъ-ектами, занимающимися издательской деятельностью,сетевых ИТ позволяет ученым эффективно решать этузадачу. В последние годы намечается еще одна тен-денция. Электронные версии журналов меньшего ран-га для повышения конкурентоспособности открываютбесплатный доступ к полному содержанию всех но-меров.Рис. 2. Группы ИТ, применяемые в научной деятельности, и их роль в формировании научного медиа-рынка.За основу взята классификация [6]Основываясь на вышесказанном, можно заклю-чить, что все группы ИТ могут играть ту или инуюроль в формировании национального научного медиа-рынка. Однако решающее значение имеют сетевые ИТи системы для обработки данных. Как уже было ска-зано, важной задачей национального научного медиа-рынка является обеспечение конкурентоспособностиотдельных стран. Стимулирование развития элек-тронного доступа к ведущим научным журналам, раз-витие библиографических справочных систем, инте-грация издательской деятельности и дистанционногообучения позволяют встроить национальный медиа-рынок в глобальный.В области наук о Земле такие попытки уже сдела-ны. Например, англоязычные версии отечественныхжурналов «Геология и геофизика» и «География иприродные ресурсы» обеспечивают электронный дос-туп через платформу Elsevier. Более того, эти журна-лы включены и в систему рассылок содержания номе-ров по электронной почте, которая предоставлена темже издательством. Бесценный опыт развития нацио-нального научного медиа-рынка за счет активноговнедрения ИТ имеется в Польше. Большинство геоло-гических журналов этой страны имеют on-line вер-сию, благодаря чему доступ к ним получает все миро-вое сообщество. Может возникнуть впечатление, чтов области геологии востребованность ИТ может ока-заться меньшей, чем в других науках, из-за того, чтоинтерес к национальным журналам будет ограничи-ваться их региональностью, так как в большинствестатей рассматриваются вопросы, связанные состроением и эволюцией земной коры только террито-рии отдельной страны.В действительности это ограничение не столь суще-ственно. С одной стороны, в современной геологии раз-вивается сравнительный подход, который требует про-ведения анализа данных из разных регионов даже привыполнении сугубо регионального исследования. С дру-гой - конкурентоспособность ведущих национальныхжурналов на мировом медиа-рынке обеспечивается вы-ведением их содержания за рамки геологии отдельновзятой страны. В пользу этого свидетельствует успеш-ный опыт Польши, Великобритании, США и т.д.Использование ИТ для формирования национально-го научного медиа-рынка определяется также запросомсо стороны самих ученых. Очевидно, что для послед-них исключительно важен доступ к содержанию жур-налов, книг, сборников и т.д., который, с учетом дина-мики современных исследований, уже не может бытьобеспечен лишь за счет библиотечных фондов. С це-лью выявления специфики такого запроса со стороныроссийских специалистов в области геологии нами былпроведен количественный анализ работ, цитируемых внескольких ведущих журналах (рис. 3).Рис. 3. Распределение по годам издания работ, цитируемых в статьях последних номеров за 2010 г.пяти отечественных научных геологических журналов («Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел геологический»,«Вестник МГУ. Серия 4. Геология», «Известия вузов. Геология и разведка», «Литология и полезные ископаемые», «Отечественная геология»)Результаты показали, что большинство цитируемыхработ являются современными (опубликованы в тече-ние последних 10 лет). Однако суммарное количествоцитируемых работ, опубликованных в течение предше-ствующих 30 лет (1970-2000 гг.), оказалось еще боль-шим. Это позволяет говорить о наличии запроса надоступ к архивам журналов за всю историю их изда-ния. Следовательно, при создании on-line версии на-циональных геологических журналов важными будутоцифровка их номеров как минимум за последние40 лет и обеспечение к ним свободного доступа.В качестве важных направлений развития нацио-нального медиа-рынка могут рассматриваться выпускполностью электронных научных изданий и созданиена базе web-страниц традиционных изданий форумовдля on-line обсуждения научных проблем. Однако вобласти геологии данное направление до сих пор неполучило развития. Полностью электронные журналыне рассматриваются как привлекательные для потен-циальных авторов (за исключением нескольких жур-налов, публикуемых Американским геофизическимсоюзом (AGU) и Геологическим обществом Америки(GSA)). Журнал «Palaeontologica Electronica» так и невошел в число наиболее престижных изданий, замет-но уступая таким традиционным журналам, как«Journal of Paleontology», «Paleontological Research» ит.д. Напротив, ИТ находят широкое применение присоздании электронных систем обработки (передачи вжурнал, рецензирования и т.д.) статей. Наличие такихсистем заметно упрощает процесс публикации, что неменее важно для национальных изданий, которые вы-нуждены конкурировать как между собой, так и с ин-тернациональными изданиями. В России электроннаясистема обработки статей используется в журнале«Вестник ТГУ».Тем не менее многие ведущие геологические жур-налы нашей страны такую систему, к сожалению, непредоставляют. Очевидно, что спрос на использованиеИТ в этом направлении может быть большим, хотя иограниченным компетенциями ученых во владениикомпьютером (см. ниже). Одними из основных про-блем в распространении электронных научных журна-лов являются серьезные пробелы в законе об авторскомправе, уязвимость компьютерных сетей (проблема ин-формационной безопасности) и т.д.Для более полной картины укажем некоторые фак-торы, влияющие на применение ИТ в формированиинационального научного медиа-рынка, в том числе испецифические для геологии. Во-первых, речь можетидти о научном консерватизме. Несмотря на динамикуразвития и принципиально новые вызовы, геологиче-ское сообщество остается в значительной степени кон-сервативным (это относится к значительному количе-ству национальных научных сообществ). Только этимфактором, например, может объясняться «тотальная»непопулярность полностью электронных изданий. Бо-лее того, явления, связанные с консерватизмом, могутсдерживать восприятие трендов глобализации науки и,как следствие, затруднять осознание задач, стоящихперед национальными научными медиа-рынками.Консерватизм отчасти может объясняться доста-точно поздним стартом карьеры ученых-геологов (из-забольших временных затрат на реализацию квалифика-ционных проектов) в сравнении с представителямидругих фундаментальных наук и, следовательно, при-надлежностью ученых к более возрастным группам.В качестве второго фактора следует рассматривать ин-тенсивность коммуникации в пределах научного сооб-щества. В современной геологии популярность начи-нают приобретать исследования, проводимые совмест-но специалистами из разных стран. При большом ко-личестве таких проектов возникает необходимость об-мена научной литературой и выбора оптимальных из-даний для опубликования полученных результатов.В свою очередь, это создает вызов для национальныхнаучных медиа-рынков и предпосылку для их оптими-зации за счет внедрения ИТ.Явления «атомизации» в науке [1], напротив, сужа-ют интерес к литературе и, следовательно, снижаютзапрос на наличие электронного доступа к националь-ным изданиям. Существенным фактором может рас-сматриваться сама структура национального научногомедиа-рынка. В геологии основной его сегмент связанс периодическими изданиями, тогда как роль книг ока-зывается заметно меньшей. Это связано с узостью ка-налов распространения книжной продукции, сравни-тельно высокой стоимостью книг, а также отсутствиемдолжной системы рецензирования последних [7] всравнении с журналами [8].Другим фактором является относительно невысокоефинансирование геологических исследований во многихстранах. Даже в высокоразвитых странах специалисты-геологи рассматриваются как лица с относительно неболь-шим финансовым доходом [9]. Уровень зарплат ученых-геологов в развитых странах нередко в 3-4 раза ниже, чемспециалистов по гуманитарным наукам. То же касается ифинансирования научных учреждений. Отсутствие необ-ходимого количества свободных средств для инноваций иосвоения технических новшеств сдерживает применениеИТ, что было продемонстрировано выше. Как уже говори-лось, влияние на развитие высокотехнологичного медиа-рынка оказывает компьютерная грамотность. У специали-стов в области геологии она очень сильно разнится, однакогеологи со слабыми навыками во владении компьютером -не редкость во многих странах, в том числе и развитых.Формирование национального научного медиа-рынка с помощью ИТ, как правило, имеет следующиеследствия. Во-первых, это языковая стандартизация.Английский язык является базовым в сфере ИТ, и,следовательно, активное развитие последних толькоусилит распространение этого языка даже на уровненациональной научной системы.Несмотря на отдельные неудобства (включая и не-равенство специалистов в зависимости от того, явля-ется ли для них английский язык родным или нет)[10-12], языковая стандартизация облегчает научнуюкоммуникацию и способствует нормализации научнойтерминологии. Значительное количество немецких,итальянских, французских, испанских, китайских идругих ведущих геологических журналов полностьюили частично публикуется на английском языке. Ус-пешность соответствующих научных систем показы-вает, что подверженность явлению языковой стандар-тизации угрозы для национальной идентичности непредставляет.Вторым неизбежным следствием использования ИТв национальных (и, в частности, российских) журналахможет стать оптимизация процедуры рецензирования.Наличие on-line систем обработки статей, поступаю-щих в журнал, расширяет круг потенциальных рецен-зентов и ускоряет коммуникацию между редактором,рецензентом и автором, повышая тем самым качестворецензирования. Так как высококлассная оценка ста-тей, предваряющая их опубликование, является зало-гом успешного развития любого периодического науч-ного издания [8], то развитие ИТ, таким образом, еще икосвенно способствует большей конкурентоспособно-сти национальных научных журналов. В последниегоды многие из них (например, японский палеонтоло-гический журнал «Paleontological Research», англий-ский геологический журнал «Proceedings of theGeologists' Association» и др.) перешли к использова-нию on-line систем обработки статей, что подтверждаетвышесказанное.В заключение следует обратить внимание на пер-спективы развития российского научного медиа-рынка,в частности в области геологии. Одной из тенденций винтернациональных журналах является уделение не-достаточного внимания концептуальным (теоретиче-ским) статьям. Напротив, некоторые ведущие нацио-нальные издания успешно развиваются именно за счетпубликации последних (табл. 2).Т а б л и ц а 2Количество концептуальных (теоретических) статей в избранных научных геологических журналах(национальных с международным статусом и интернациональных)Название журнала Cтрана / Вид изданияКоличество концептуальных статей,% от общего числа статей в 2010 г.«Palaeogeography, Palaeoclimatology,Palaeoecology»Интернациональное издание 19«Terra Nova» Интернациональное издание 23«Geology» США / Ведущее национальное издание 43«Proceedings of the Geologists' Association» Великобритания / Национальное издание 27Geologos Польша / Национальное издание 21Новые издания, появляющиеся на медиа-рынке,также приветствуют концептуальные статьи, не сосре-доточиваясь лишь на опубликовании результатов ре-гиональных исследовательских проектов. В этой связиотечественные журналы вполне могли бы стать своегорода площадкой для обсуждения теоретических про-блем геологии, создавая конкуренцию интернацио-нальным изданиям и, следовательно, выходя на миро-вой рынок. Однако публикация теоретических идейимеет смысл только в том случае, если они станут из-вестны всему мировому научному сообществу. В этойсвязи именно использование ИТ (прежде всего, сете-вых технологий), обеспечивающих электронный дос-туп к периодическим изданиям, следует рассматриватькак ключевой фактор в формировании российскогонаучного медиа-рынка.

Ключевые слова

globalization, scientific communication, information technologies, media market, geology, глобализация, научная коммуникация, медиа-рынок, геология, информационные технологии

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рубан Дмитрий АлександровичЮжный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)PhD in Geology (международная степень доктора геологии), кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры минералогии и петрографии геолого-географического факультетаruban-d@mail.ru
Полухина Оксана АндреевнаВосточно-Сибирский государственный технологический университет (г. Улан-Удэ)аспирант, преподаватель кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики экономического факультета Института экономики и праваpolucha@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Zieliński T., van Loon A.J., Biernacka J. The role of books in the transfer of scientific information // Geologos. 2009. Vol. 15. P. 89-90.
Hames I. Peer Review and Manuscript Management in Scientific Journals. Guidelines for Good Practice. Oxford : Blackwell, 2007. 293 p.
Prothero D.L. Greenhouse Of The Dinosaurs: Evolution, Extinction, And The Future Of Our Planet. N.Y. : Columbia University Press, 2009. 274 p.
Закирова Г.Р. Научная коммуникация в современном мире // Вестник ТИСБИ. 2010. № 1.
Clavero M. Unfortunately, linguistic injustice matters // Trends in Ecology & Evolution. 2011. Vol. 26. P. 156-157.
Primack R.B., Ellwood E., Miller-Rushing A.J., Marrs R., Mulligan A. Do gender, nationality, or academic age affect review decisions? An analysis of submissions to the journal Biological Conservation // Biological Conservation. 2009. Vol. 142. P. 2415-241
Майстренко А.В., Майстренко Н.В. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике : учеб. пособие. Тамбов : ТГТУ, 2009. 96 с.
Рубан Д.А. Глобализация: противоречивый или саморегулирующийся процесс? // Россия и мировые тенденции развития. Омск : ОмГТУ, 2011 (в печати).
Earl S., Gregory J., Miller S., Wilson A. (eds.) Handbook of science communication. Taylor & Francis, 1998. 159 p.
Snieder R., Larner K. The Art of Being a Scientist. Cambridge : Cambridge University Press, 2009. 286 p.
Valiela I. Doing science. Design, analysis, and communication of scientific research. Oxford : Oxford University Press, 2001. 294 p.
Grint K., Martin G., Wensley R. et al. Leadership in the public sector in Scotland // ESRC Seminar Series: Mapping the public policy landscape. Swindon : ESRC, 2009. 17 p.
 Национальный научный медиа-рынок в условиях глобализации и роль информационных технологий в его формировании (на примере геологии) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Национальный научный медиа-рынок в условиях глобализации и роль информационных технологий в его формировании (на примере геологии) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия