Проект спортивного дневника борца | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Проект спортивного дневника борца

Отражена актуальность внедрения специализированного спортивного дневника в учебно-тренировочный процесс борцов для эффективной организации их подготовки. Наблюдение за своим организмом (самоконтроль) необходимо вести во все периоды тренировочного процесса и даже во время отдыха, так как это имеет не только воспитательное значение, но и приучает к сознательному и активному отношению к занятиям спортом. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. Поэтому представленный проект спортивного дневника мы разрабатывали на основе опроса тренеров о целесообразности включения предложенных бланков.

Project of wrestlers sports diary.pdf При регулярных занятиях физическими упражне-ниями и спортом очень важно систематически следитьза своим самочувствием, общим состоянием здоровья иростом уровня физической подготовленности. Наибо-лее удобная форма самоконтроля - это ведение специ-ального дневника. В нем рекомендуется фиксироватьобъем и интенсивность тренировочных нагрузок, ре-зультаты прикидок и соревнований, некоторые объек-тивные и субъективные показатели состояния организ-ма в период занятий физическими упражнениями. За-пись результатов в личный спортивный дневник позво-ляет планировать и оперативно вносить изменения сцелью дальнейшего совершенствования учебно-трени-ровочного процесса.Таким образом, спортивный дневник - одно из не-обходимых средств корректировки и управления учеб-но-тренировочным процессом спортсменов. Однакорезультаты опроса спортсменов, занимающихся на базеШколы высшего спортивного мастерства по видамборьбы им. Д.Г. Миндиашвили свидетельствуют, чтосистематически ведут спортивный дневник лишь8% опрошенных [1]. Анализ дневников спортсменов,проведенный осенью 2007 г., показал, что по форме этидокументы бывают двух видов: рукописные и издан-ные типографским способом, однако все они построе-ны по одному принципу: в них не учитывается видспорта, специфика подготовки и уровень мастерстваспортсмена. Как правило, в таблицах дневника описы-ваются содержание тренировочного занятия, самочув-ствие до, во время и после тренировки, а также общиевпечатления от нее, что, как следствие, может характе-ризовать объем и интенсивность проделанной работы,но не отражает тренировочный эффект и не дает пол-ной информации об изменении работоспособностиспортсмена [2]. В связи со сложившимися противоре-чиями в 2008 г. мы приступили к разработке спортив-ного дневника для борцов и начали процесс апробацииотдельных бланков, внедряя их в процесс подготовкиспортсменов [3].Разработанный нами проект дневника состоит изряда бланков:1. Анкетные данные.2. Перспективный план.3. Контрольные нормативы.4. Самоконтроль.5. Содержание тренировочных занятий.6. Самоанализ выступления на соревнованиях.7. Описание результатов соревнований.8. Оценка качества схватки и успешности технико-тактических действий.9. Итоги работы за месяц.10. Итоги работы за год.В декабре 2009 г. на курсах повышения квалифика-ции для тренеров, проводимых на базе Академии повидам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили, мы предложилислушателям курсов проанализировать разработанныйспортивный дневник. Тренерам для ознакомления спредлагаемой формой спортивного дневника былипредложены образцы бланков и анкета с вопросами оцелесообразности включения в форму дневника пара-метров и бланков контроля. Бланк «Самоконтроль»решено было не анализировать, так как данный аспектконтроля содержательно представлен в научной и ме-тодической литературе.Все опрошенные тренеры отметили, что на пер-вой странице дневника необходимы общие (анкет-ные) данные о спортсмене: фамилия, имя, дата рож-дения, разряд, звание. Немногие (23%) предложиливписать еще информацию о спортивной организации,в которой занимается спортсмен, а также фамилию,имя, отчество тренера. Некоторые (5%) в первыйбланк дневника рекомендовали включить графы длязаполнения расписания занятий. Образец первогобланка представлен на рис. 1.Рис. 1. Анкетные данныеВсе респонденты признают важность планированияв процессе подготовки спортсмена, поэтому считаютнеобходимым в спортивный дневник включить пер-спективный план. Большинство согласны, что такойплан должен быть рассчитан на весь олимпийскийцикл, однако 13% опрошенных утверждают, что доста-точно и перспективного плана на один год.Кроме этого, 56% тренеров утверждают, что на годспортсмен должен запланировать как минимум четыреответственных старта, обязательно отразить планируе-мые результаты выступления на этих соревнованиях.План обязательно должен быть утвержден тренером(рис. 2).Рис. 2. Перспективный планБланк «Контрольные нормативы» вызвал большевсего споров. Некоторые тренеры (48%) отметили, чтосписок контрольных упражнений как по общей, так ипо специальной физической подготовке следует рас-ширить, чтобы из результатов этих испытаний полу-чать более полную информацию об уровне подготов-ленности спортсмена, а также видеть явные тенден-ции развития.Мы учли мнение респондентов, оставив в бланке«открытые» колонки (рис. 3) для десяти тестов поОФП и СФП, однако увеличить количество ячеек дляконтрольных нормативов невозможно из-за строгойформы бланка, но каждый тренер сможет самостоя-тельно подобрать те десять упражнений, которые со-ответствуют этапу подготовки и уровню мастерстваспортсмена.Рис. 3. Контрольные нормативыБланк «Содержание тренировочных занятий»(рис. 4) составлен по аналогии со структурой плана-конспекта учебно-тренировочного занятия, поэтомубольшинство тренеров (84%) согласились с представ-ленной формой бланка, 16% посчитали эту работу дляспортсмена лишней, ведь содержание тренировки пол-ностью определяется тренером.Однако респонденты (100%) отметили, что послетренировки спортсмену следует проанализировать вы-полненную за занятии работу, отметить допущенныеошибки или внести замечания другого характера(рис. 4). Однако 65% опрошенных считают, что такуюработу следует проводить только в подготовительныйи соревновательный периоды подготовки.Практически единогласно 89% тренеров полагают, чтов таком бланке должна быть оценка перспектив для даль-нейшего совершенствования умений и навыков. В идеаль-ной ситуации с этими записями должен ознакомиться тре-нер и предложить свои варианты для решения возникшихво время занятия трудностей, что возможно, по мнениюбольшинства тренеров (88%). Эту задачу считают невы-полнимой 70% тренеров в том случае, если каждый спорт-смен в группе будет вести спортивный дневник, по их мне-нию, эта работа будет отнимать много времени.Рис. 4. Содержание тренировочных занятий Рис. 5. Самоанализ соревнованийБланк «Самоанализ соревнований» опрошенные ос-тавили без изменений (рис. 5).По мнению тренеров, самыми значимыми бланкамипредложенного спортивного дневника являются бланк«Описание результатов соревнований» и бланк «Оцен-ка качества схватки и успешности технико-тактическихдействий». Большинство опрошенных (78%) отметили,что анализировать следует только проигрышные тех-нико-тактические действия (стойка и партер) и факто-ры, спровоцировавшие проигрыш. Лишь некоторыетренеры (24%) утверждают, что важна оценка как вы-игрышных, так и проигрышных технических действий,это позволит осмыслить сильные и слабые сторонытехнической подготовленности спортсмена, а исходя изэтого, проводить тактическую подготовку борца к сле-дующим соревнованиям (рис. 6).Рис. 6. Описание результатов соревнованийОценка качества схватки и успешности технико-тактического действия обязательно должна содержатьфамилию и имя соперника, некоторые тренеры (45%)рекомендуют анализировать не все схватки (рис. 7).Большинство (78%) респондентов посчитали нецелесо-образным разбивать технические действия по оценкам,предусмотренным стандартной общепринятой класси-фикацией, поскольку приемы, оцениваемые судьями на3-5 баллов, являются редкостью в современной борьбе.Тренеры признают важность фиксировать продолжи-тельность схватки.Для оценки эффективности технико-тактическогодействия следует фиксировать количество попыток иколичество реализованных приемов. Все тренеры от-мечают, что для заполнения этого бланка борцу необ-ходима помощь со стороны.Рис. 7. Оценка качества схватки и успешности технико-тактических действийВ бланк «Итоги работы за месяц» опрошенные ре-комендовали обязательно включить анализ контроль-ных нормативов, указали, что в бланк целесообразнозаложены графы для внесения замечаний со стороныврача и тренера (рис. 8).При анализе работы за год главное учесть ре-зультаты выступлений на соревнованиях и сравнитьих с планируемыми на начало года (рис. 9), оценитьпричины недовыполнения или перевыполненияплана..Рис. 8. Итоги работы за месяц Рис. 9. Итоги работы за годТаким образом, откорректированы и дополнены основноесодержание и структура спортивного дневника борца, чтопозволит более эффективно использовать данный документ вучебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов.

Ключевые слова

training process, sports diary, self-control, спортивный дневник, учебно-тренировочный процесс, самоконтроль

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гомбоев Булат БорисовичКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьевааспирант кафедры борьбы Института спортивных единоборств им. И. Ярыгинаbulat_gomboev@mail.ru
Полева Надежда ВикторовнаКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьевакандидат педагогических наук, доцент кафедры борьбы Института спортивных единоборств им. И. Ярыгинаpoleva@kspu.ru
Всего: 2

Ссылки

Гомбоев Б.Б., Полева Н.В. Оценка эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс спортивных дневников как средства подготовки борцов // Физическая культура и спорт в системе образования : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 17-19 ап
Гомбоев Б.Б., Полева Н.В. Спортивный дневник: форма и содержание // Физическая культура и спорт в системе образования : сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2007. С. 278-282.
Гомбоев Б.Б., Полева Н.В. Спортивный дневник как средство подготовки борцов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск : Изд-во Сиб
 Проект спортивного дневника борца | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Проект спортивного дневника борца | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия