Взаимосвязь эволюции взглядов М.Я. Басова и развития отечественной психологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Взаимосвязь эволюции взглядов М.Я. Басова и развития отечественной психологии

Представлены этапы научного творчества М.Я. Басова, отражающие трансформацию его взглядов на предмет, методы и развитие психологии в целом. Отражены подходы исследователя к формированию сознания в процессе осуществления деятельности и приобретения социального опыта. Рассмотрены разработанный М.Я. Басовым метод объективного наблюдения и специфика его практической реализации. Показана связь видов деятельности с развитием личности; представлена часть практических рекомендаций М.Я. Басова, адресованных психологам и педагогам, для улучшения качества их профессиональной деятельности.

Correlation of evolution of M. Basovs views with the development of native psychology.pdf Михаил Яковлевич Басов (1892-1931) - представи-тель петербургской психологической школы, профессорпсихологии и педологии Государственного институтанаучной педагогики (1924-1931), Ленинградского педа-гогического института им. А.И. Герцена (1925-1931).Анализируя условия становления и развития психо-логии, ученый пришел к выводу, что наука находится всостоянии глубокого и плодотворного кризиса. Дляразрешения противоречий, назревших в психологии,М.Я. Басов предложил новый предмет изучения. Пообразному выражению М.Г. Ярошевского, он поднялсянад конфликтом, существовавшим в воззрениях пред-ставителей субъективной и объективной психологии,чего требовала сама логика развития науки, и тем са-мым изменил ее ход. Ученый не просто механическиобъединил сознание и поведение, а включил их в каче-ственно новую структуру - деятельность, при реализа-ции которой субъект осознает свое поведение, что про-является в его внешних действиях.Являясь одним из основателей педологии, ее акту-альность М.Я. Басов видел в том, что данная наука по-зволяет изучать развивающегося человека, синтезируясущественные, но разрозненные результаты отдельныхнаучных дисциплин. Основные работы автора: «Волякак предмет функциональной психологии» (1922);«Методика психологических наблюдений над детьми»(1923); «Опыт объективного изучения детства» (1924);«Педагог и исследовательская работа над детьми»(1925); «Личность и профессия» (1926); «Учение оповедении человека» (1926); «Психология, рефлексо-логия и физиология» (1927); «Общие основы педоло-гии» (1928); «Очередные проблемы психологии»(1929); «Очередные проблемы педологии» (1930).Е.В. Левченко выделила четыре периода научноготворчества М.Я. Басова:1. 1913-1922 гг. - период функционально-феноме-налистической психологии;2. 1922-1926 гг. - переход к исследованию форм ак-тивности в отношениях с окружающей средой;3. 1926-1928 гг. - этап сосредоточения на изучениитермина «деятельность» в системе «организм - среда»;4. 1928-1931 гг. - период исследования как самойсистемы «организм - среда», так и отношений междуее подсистемами (организмом, средой и деятельно-стью) в развитии [1. С. 7-37; 2].Рассмотрим динамику взглядов исследователя. Наначальном этапе научной деятельности М.Я. Басов за-нимал интроспективную позицию, изучал функциипсихики, связи между проявлениями психических про-цессов (воли, двигательных и речевых процессов, вос-приятия звука) с их содержанием. За основу был взятпостулат об иерархизованности отношений междуфункциями, подчиненными единому центру - индиви-дуальному «Я», что позволяло изучать отдельные связис помощью самонаблюдения. Настаивая на единстве иизначальной целостности психики, создание новойпсихологии ученый видел в синтезе подходов функ-циональной и феноменалистической психологии.На втором этапе М.Я. Басов дорабатывал методоло-гический принцип отношения организма к среде, пред-ложенный В.М. Бехтеревым. В результате он стал рас-сматривать отношения вначале как субъектно-объектную связь, в дальнейшем - как деятельность.Постепенно М.Я. Басов перешел к изучению системы«организм - среда» с позиции внешнего наблюдателя.Во втором варианте развития психологии ученый наместо функций поставил формы активности и регули-рующие их внутренние механизмы, т.е. эмоции и волю.Эмоция понималась автором как определенная уста-новка организма, принадлежащая к числу основныхмоментов его структуры и жизнедеятельности. Актив-ностью ученый назвал макрореакцию организма насреду в целом. При этом общая активность и поведениерассматривались М.Я. Басовым как синонимичные поструктурным компонентам и механизмам их разверты-вания образования.Итог отношений организма со средой, проявляю-щийся в процессах активности, в деятельности организ-ма, М.Я. Басов назвал сознанием. Его основное значениесостоит в том, что оно делает подотчетными организмуне только моменты его непосредственного взаимодейст-вия с внешним миром, но и с теми внутренними форма-ми активности нашего мышления, представлений и т.п.,которые возникают вне этого непосредственного кон-такта. При естественном воздействии внешнего мира наорганизм последний проявляет ответную реакцию, ко-торая является выражением его связи с внешней средой,независимо от того, обладает она качеством сознанияили нет. Внутренние же формы активности, лишенныекачества сознательности, теряют всякий смысл и значе-ние, так как утрачивают способность действовать целе-сообразно, по заранее составленному плану.В дальнейшем эта идея нашла в работах М.Я. Басо-ва более емкое выражение: «…обращение к внутрен-ним реакциям личности на среду возможно впервые итолько благодаря тому, что человек может быть нетолько объектом, но и субъектом собственного позна-ния» [3. С. 54].Неизменной осталась идея целостности психики,которая дополнилась формулой «личность как орга-низм». Если на первом этапе личность понималась какединое целое, образованное совокупностью взаимодей-ствующих функций, то на втором - психическое рас-сматривалось как единство, подобное целостности жи-вого. Однако М.Я. Басов подчеркивал, что человек пе-рестает быть личностью в тех случаях, когда прекра-щает самостоятельно регулировать работу собственныхпсихических актов. Его антиподом является духовноздоровая личность, которая отличается упорядоченно-стью, гармонией и целесообразностью проявлений ду-ховных ресурсов. Внутренняя сущность личности со-стоит в сознательном и разумном управлении эмоцио-нальными переживаниями, в направлении их на своицели, что становится возможным благодаря регулятив-ному фактору - воле, которая управляет чувствования-ми (т.е. субъективными реакциями личности на раз-личные влияния, которые вызывают положительные иотрицательные ответы), воздействуя на их интеллекту-альную основу.Личность стала исследоваться во взаимодействии сосредой, через описание проявлений поведения, подкоторым понималась органическая связь стимула иреакции. Басов выдвинул три структурные формы по-ведения:- временная цепь отдельных актов (при ней отсут-ствуют внутренние связи между единицами поведе-ния);- ассоциативно-детерминированный процесс (суще-ствует локальная ассоциативная связь между преды-дущими и последующими звеньями);- апперцептивно-детерминированный, или аппер-цептивно-регулируемый, процесс (характеризуетсякроме местных связей центральной, которая обеспечи-вает целью и задачей весь процесс поведения).Ученый отмечал, что структурная форма поведенияобусловлена, с одной стороны, воздействием личностина среду, что проявляется в осознании ею стимулов, сдругой стороны, требованиями среды - стимулами,поэтому последовательность действий детерминирует-ся как внутренними регулирующими механизмами, таки стимулами. При изучении сложных форм активностистановилась очевидной их огромная зависимость отсреды, поэтому в данном контексте характеристикаличности выступала и характеристикой среды, что бы-ло справедливо и в противоположном направлении.На третьем этапе исследователь анализировал про-блему взаимодействия организма со средой, результа-том которой явилась целостность, определяемая авто-ром как поведение или деятельность. Ученый изучалструктурный анализ поведения, при этом акцент ставилна закономерные связи, обеспечивающие неделимостьповедения и его детерминацию.Регулирующее звено между отдельными актами имеханизмами деятельности М.Я. Басов назвал задачей.Задача позволяет человеку увидеть то, чего он не знает;для ее разрешения требуется определенное действие спредметом исследования. Рассуждая о структуре дея-тельности, ученый отмечал, что она может быть устой-чивой (например, усвоенный навык) или лабильной(если поставленная задача требует изобретательности).Занимаясь исследованием поведения, М.Я. Басовкритиковал бихевиористский и рефлексологическийподходы к анализу психики за отказ от изучения внут-ренних реакций поведения и попытки познания чело-века дифференцированием его на элементы. «…Здесьнас подстерегает опасность, которая потом может статьроковой, - опасность искусственно выделить из общегоконтекста явлений какую-нибудь отдельную часть их,абстрагировать эту часть от целого и, сосредоточившисьзатем на ней, утратить связь с целым; тогда нашим неиз-бежным уделом будет бесплодное блуждание на лож-ных путях своих собственных построений» [1. С. 60].Если результат взаимодействия организма со средойрассматривался М.Я. Басовым как деятельность, то во-влеченный в данный синтез организм - как деятель в еговнешних реакциях, что проявлялось в формах активно-сти, обнаруживаемых в борьбе за свое существование, вмодификации активности при изменении условий среды,в установлении и выявлении связей с ней и пр.М.Я. Басов выделил три разновидности среды:абиотическую (воздействует на организм через физи-ческую причинность); экологически валидную (оказы-вает влияние через удовлетворение потребностей орга-низма); социокультурную (проявляется через науку,т.е. схемы познания и действия человека в процессетруда) [4].На заключительном этапе ученый исследовал раз-витие (созревание) взаимосвязей между организмом,деятельностью и средой. Басов отмечал, что структураорганизма, его активность в среде, характер взаимоот-ношений со средой изменялись при перемещении поступеням эволюционной лестницы, приводя к усложне-нию, дифференцированию организмов, образованиюновых форм, если перемещение шло снизу вверх, приобратном движении наблюдались неуклонное упроще-ние, стремление к большей однородности.М.Я. Басов считал идею развития краеугольнымкамнем современной ему науки. Эта идея, проникнув впсихологию, определила процесс ее перестройки, агенетический метод позволил исследовать естествен-ные линии происхождения и развития изучаемых явле-ний. Басов отмечал, что важнейшим средством разви-тия человека является речь. Ученый высказал прогрес-сивную идею о том, что развитие вызвано переводомвнешнего плана стимулов во внутренний, определяясьсовместной работой организма и социальной среды(эндо- и экзогенных факторов), при этом выражениеизменений в развитии будет прослеживаться в процес-се поведения (деятельности).«…Человек, - писал Басов, - представляет собой слож-нейший продукт длительного развития и генетическисвязан с рядом существ, ниже его стоящих, и потомуболее простых, чем он, во всех отношениях. В отличиеот животных, он не только сам приспособляется к сре-де, но и приспособляет среду к себе, воздействуя на нееи преобразуя ее в процессах своего труда с помощьюискусственных орудий труда. Последнее и делает егоне просто деятелем в среде, но и активным деятелем.Вместе с этим существенно меняется понятие среды,активным деятелем которой является человек: это,прежде всего, среда человеческого общества» [1. С. 63-64]. В отличие от высших представителей животногомира, способных подняться в своем развитии до инди-видуального опыта, человек развивается на основе всейсуммы опыта предшествующих поколений.Ученый отмечал, что превращение человека в ак-тивного деятеля опосредовано ценностями науки икультуры, которые обусловливают индивидуальноеповедение через исторический и социокультурныйконтекст. Кроме того, развитие личности как активногодеятеля в среде происходит на основе непрерывныхвзаимоотношений со средой. Психология, изучающаячеловека как деятеля в среде (более точной по смыслуМ.Я. Басов считал формулировку «человек как актив-ный деятель в объективной закономерно организован-ной действительности»), освобождается от индивидуа-листического порока, поскольку в деятельности инди-видуум выступает как часть целого в общем. При этомосновное значение приобретает общественная среда,социальный коллектив, в котором пребывает человек вданный момент, социальный класс, к которому он при-надлежит, организации и учреждения, включающие егов себя и т.д.Выделяя два вида развития - психологическое иразвитие организма человека как такового, М.Я. Басовподчеркивал, что они не тождественны, несмотря на ихочевидную взаимосвязь. Различие между ними состоитв том, что развитие организма в своей основе опирает-ся на механизм, биологически фиксированный в немсамом. Процесс развития организма происходит черезпреобразование первоначально зачаточной клетки взрелый человеческий организм. Хотя психологическоеразвитие человека зависит от развития организма (ог-раниченность его жизни, свойства организма, делаю-щие человека пригодным в одной области деятельно-сти и неспособным - в другой), оно также определяетсяи воздействиями среды, поэтому его результаты инди-видуальны для каждого конкретного человека. Дея-тельность человека в среде становится фактором егоразвития, но не источником закономерности. В про-тивном случае, констатировал М.Я. Басов, идиоты отусиленной деятельности превратились бы в гениев, аразвитие вундеркиндов осуществлялось бы автономноот любой деятельности. Внутренний смысл развитиячеловека как активного деятеля в среде состоит в про-никновении человека в действительность, в овладениисредой через ее познание, что справедливо на всех эта-пах становления личности.Анализируя психологическое развитие, М.Я. Басовобратил внимание на его неравномерность, котораявыражалась в том, что человек мог одновременно на-ходиться на вершине развития по одной линии явле-ний, составляющей его главные интересы, и на первыхстадиях элементарного знания в других областях, т.е.фактически исследователь констатировал зависимостьразвития от содержания приобретенных знаний.Для исследования этапов развития человекаМ.Я. Басов предложил метод объективного наблюде-ния. Изучать динамику изменений следует начинать вдетском возрасте, потому что ребенок, в отличие отвзрослого человека, находится в процессе непрерывно-го развития, постоянного движения вперед, вызванногоне только внешними, но и собственными внутреннимиоснованиями. Ребенок также испытывает на себе раз-личное влияние среды, что ведет его, в итоге, к лично-му внутреннему росту.Для исследования личности ребенка необходимоучитывать три важных условия: 1) особенности наблю-даемых индивидов (позволяют выявить типичные про-явления активности детей в группе; в результате можновыделить «центровиков», т.е. детей с высокой инициа-тивностью, которая предопределяет состояние коллек-тива, и детей, находящихся на периферии коллектива);2) свойства и особенности самого коллектива (его воз-растной состав, половую и социальную однородностьили гетерогенность, конструктивную форму коллекти-ва); 3) свойства и особенности формы поведения, яв-ляющейся содержанием наблюдения (структура каж-дой отдельной формы поведения, например, игры, ри-сования, движения под музыку и т.п., зависит от харак-тера стимуляции поведения детей при выполнении оп-ределенной деятельности; от характера и условий связивнутри коллектива между отдельными его представи-телями).М.Я. Басов отмечал, что наблюдение позволяетувидеть не только отличия во внешнем виде детей, но ииндивидуальные различия в реакциях их организма наразнообразные стимулы, но для того чтобы правильноего осуществить необходимо подвергнуть психологи-ческому анализу разнообразные виды (формы) дея-тельности, в которые включен ребенок в привычнойдля него среде (в детском саду, школе). Ученый под-черкивал, что правильный путь к организации наблю-дений над детьми состоит в движении от педагогиче-ской практики к психологической и педагогическойтеориям и обратно. Басов настоятельно подчеркивал,что культура педагога как наблюдателя должна сло-житься в стенах учебного заведения, систематическиоформляясь на протяжении всего периода обучения.Психологическая характеристика, произведенная наоснове наблюдений, должна всесторонне охватитьличность, учесть всю совокупность данных, опреде-ляющих ее жизнь и состояние в определенный момент.Поскольку ребенок является продуктом и отражениемсоциальной среды, предварительная работа педагогадолжна состоять в изучении среды, воспитавшей ивоспитывающей ребенка, в исследовании его автобио-графии. Характеристика воспитанника (обучаемого) неявляется полной без учета его физического состояния,дополнительно включающего в себя данные о наслед-ственности, об условиях развития в утробном и постна-тальном периодах. Важно при составлении портретаисследовать не только форму активности, но и соответ-ствующее ей содержание (например, нет просто памя-ти, есть память на определенные события).Чтобы характеристика личности стала портретной,при ее составлении нужно исходить из целого, а не изчастей. «Мы должны учитывать, что идея "целого" несуществует без идеи "части" и, равным образом, поня-тие структуры неразрывно связано с понятием элемен-тов, конституирующих данную структуру… "Структу-ру" или "целое" надо понять не только как таковые, нои во всей сложности их содержания, в их внутреннихразличиях, без которых они не существуют, т.к. в про-тивном случае это были бы не целые структуры, а про-стые гомогенные массы. Надо понять каждое целое впроцессе его возникновения и образования; структурыне существуют как всегда готовые данности, а созда-ются и разрушаются на наших глазах в условиях взаи-модействия организма со средой. При таких условияхлегко видеть и "элементы", конституирующие даннуюцельную структуру» [3. С. 274]. Исследование должновключать в себя два этапа: аналитический и синтетиче-ский. В то время как анализ выступает ядром научногоисследования, синтез позволяет воссоздать целостностьиз элементов.Для того чтобы объяснить, как строится и развива-ется деятельность ребенка, следует, согласно Басову,взглянуть на нее c точки зрения высшей ее формы -профессионально-трудовой деятельности. В 1931 г.М.Я. Басов занялся исследованием проблем психоло-гии труда. Предпосылкой для их разрешения ученыйсчитал изучение трудового процесса на производстве.В частности, он постигал профессиональную деятель-ность слесаря-монтажника, применяя трудовой метод.Труд позволяет его участникам взаимодействоватьмежду собой и с природой, он качественно отличаетсяот поведения животных, объяснимого условными реф-лексами. Его изначальным регулятором служит цель,которая осознается людьми в виде искомого результа-та, ради которого они объединяются и тратят свои си-лы. Игры детей и их обучение отличаются от реальноготрудового процесса, но и они строятся на психологиче-ских началах, присущих труду: осознанная цель, кото-рая регулирует действия, осмысленная координациядействий и т.п.Исследуя своеобразие игрового процесса, М.Я. Ба-сов констатировал, что игра характеризуется отсутст-вием у ребенка определенных обязательств, посколькуего существование обеспечивается родителями, а об-щественных обязанностей он еще не имеет. Эта свобо-да во взаимоотношениях со средой, по мысли исследо-вателя, приводит к особому виду поведения, главнойдвижущей силой и особенностью которого являетсяпроцессуальность.Доказывая социальное содержание игры, М.Я. Ба-сов подчеркивал, что ее содержание и целенаправлен-ность составляют внешнюю форму игрового процесса,но не его внутреннюю сущность.Структурный анализ игровой деятельности детейдошкольного возраста, проведенный сотрудникамиМ.Я. Басова, показал, что в этот период происходятсущественные сдвиги в характере стимуляции игровыхпроцессов, в организации или структурных формахигрового процесса.Согласно этим данным наблюдаются следующиеизменения:- падает относительное значение внутренних сти-мулов и возрастает значение внешнесоциальной сти-муляции;- структура игрового процесса развивается от про-стой временной цепи актов к апперцептивно-детерми-нированной структуре, что свидетельствует о возраста-нии внутренней организации игрового процесса.Д.Б. Эльконин, критикуя взгляды М.Я. Басова наструктурный анализ деятельности, отмечал, что этиитоги конфликтуют с представлениями самого ученогооб игре как о чисто процессуальной деятельности, ина-че игра характеризовалась бы ассоциативно-детерми-нированной структурой, хотя уже у самых маленькихдетей имеется и более высокая структура. Вместе с темД.Б. Эльконин высоко оценил вклад М.Я. Басова в по-нимание игры и в анализ условий, необходимых дляразвития личности ребенка.До работ Басова господствовало утверждение о том,что развитие целиком подчиняется внутренним зако-нам созревания, определяемого жесткими возрастнымирамками. Для психологической характеристики возрас-та М.Я. Басов разработал «основной критерий» - сте-пень овладения объективными закономерностями дей-ствительности. Это позволило ученому предвосхититьсовременные тенденции в возрастной психологии, всоответствии с которыми стали изучаться не столькоособенности возраста, сколько его возможности; ис-следовать связи спектра возможностей с определенны-ми условиями воспитания и обучения. Произошел пе-ресмотр возрастных стандартов.С момента перехода ребенка из семейной среды илидошкольного учреждения в школу его деятельностьначинает предопределять окружающая его среда, кото-рая ставит перед обучаемым учебные задачи. Басоввысказывал интересную идею о том, что социальныйопыт вооружает человека готовыми шаблонами, схе-мами и способами мышления, но он же препятствуетсохранению живой, креативно мыслящей личности.Данная ситуация со всей очевидностью проявилась впроцессе обучения. Оказалось, что способ организацииработы детей, предопределенный извне педагогом, ис-ключал самостоятельное решение задач, посколькуобучаемые оставались пассивными «реципиентами».Отмеченную неэффективность деятельности М.Я. Ба-сов объяснил внешним характером задач, поставлен-ных перед детьми. С усложнением задач, с постанов-кой конечной практической цели и изменением усло-вий организации занятий процесс обучения становитсятворческим.В наблюдении, проводимом коллегами М.Я. Басова,было выявлено, что дети, поставленные в новые дляних условия, при которых они не могли воспользовать-ся готовыми социализированными схемами, были вы-нуждены использовать необычные орудия для решениязадачи. В дальнейшем приобретенная установка сохра-няла свое значение и в привычных видах деятельности.Кроме того, эмоциональная установка рассматриваласьученым как показатель того, что человек физиологиче-ски и психологически реагирует на среду как на единоецелое.Рассуждая о педагогической практике, М.Я. Басовпришел к выводу о том, что процесс обучения долженсинтезировать оба (представленные выше) подхода, таккак первый позволит скорее и экономичнее научитьребенка некоторым определенным приемам и действи-ям, заложит в его опыте запас готовых схем или орудийдействия, но второй подход будет стимулировать твор-ческие возможности, пробудит активность мышления,станет содействовать развитию творческой личности.Исследуя виды творческой деятельности ребенка,М.Я. Басов наиболее важными из них считал игры, ри-сование, словесно-литературное творчество, ручнойтруд (шитье, вышивание, вырезание и пр.), музыку ипение. Вместе они составляют содержание творческойдеятельности, однако в пределах каждого вида ученыйвыделял дополнительные разновидности.Например, среди игр он различал игры с различны-ми частями своего тела и одежды; игры с предметамидомашнего обихода; игры с дидактическим материа-лом; игры с кукловидными игрушками; игры со строи-тельным, бросовым и иным материалом; игры с игру-шечными инструментами; игры с механическими иг-рушками; подвижные игры; игры с музыкой и пением.Исследователь акцентировал внимание на том, чтосодержание рисования выступает показателем разви-тия. Если исходно ребенок изображает на рисунке че-ловеческую фигуру, животных и растения, то в даль-нейшем его содержание становится более сложным ивключает в себя отображения дома и его обстановки,отдельные сцены из социальной жизни. Анализ словес-но-литературного творчества дает возможность вы-явить позицию самого рассказчика в качестве дейст-вующего лица и также выступает показателем развитияребенка.Однако наиболее важным в исследовании творчест-ва детей М.Я. Басов считал качественные особенностиотдельных форм активности, входящих в деятельностьв виде отдельных граней: например, при наблюденииза тем, как ребенок рисует, взрослые обращают внима-ние на его координацию движений, точность воспри-ятия и воспроизведения, особенности регуляции и пр.Ученый пришел к выводу о том, что содержаниетворчества определяется путем синтеза всех качест-венных особенностей отдельных форм активности, атакже индивидуальными особенностями ребенка, свя-занными с его стадией развития, полом и т.п. «Такимобразом, характеристика творческой деятельности ре-бенка в целом совпадает с общей характеристикой еголичности, а характеристика отдельных ее видов и от-резков совпадает в каждом виде с общим характероло-гическим итогом, образующимся в результате изучениякаждой грани творческого процесса» [5. С. 272].Краткий обзор идей ученого показал, что благодаряего научным изысканиям произошли кардинальныеизменения в становлении различных областей психоло-гии. После обоснования М.Я. Басовым необходимостииспользования в научных исследованиях принциповисторизма, целостности, структурности, гетерохронно-сти и избирательности стали осуществляться исследо-вания, актуальные для изучения не только детской, нои возрастной психологии; в гармоничном синтезе сталиразвиваться возрастная и педагогическая психология;акцентирование внимания ученого на индивидуальныхособенностях детей, зависящих не только от наследст-венности, но и от обогащенности среды, стало в даль-нейшем каркасом для оформления психологии лично-сти, дифференциальной психологии и психологии по-ла, психологии творчества, психологии труда.Введение в психологию нового предмета изучения -деятельности, выделение ее видов (типов) - игры и тру-да, подчеркивание роли социокультурных и историче-ских детерминант стали основанием для оформлениядеятельностного подхода, которым в дальнейшем серь-езно занимались С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.Виды развития, рассматриваемые в теорииМ.Я. Басова, послужили отправным пунктом для ис-следований школой В.С. Мерлина типов темпера-мента, обоснования положений о многозначной свя-зи между волевым актом и условными рефлексами;типом нервной системы и темпераментом.Взгляд Басова на личность как активного деятеляв среде и изучение условий, обеспечивающих ее не-повторимость и субъектность, стали базой для изу-чения Е.А. Климовым индивидуального стиля дея-тельности. Не потеряли своей актуальности и требо-вания М.Я. Басова, предъявляемые к наблюдателюдля грамотного и адекватного составления психоло-гического портрета респондента.Многие идеи ученого (о роли сознания, характереобучения, становлении личности и пр.) были недос-таточно высоко или сверхкритично оценены совре-менниками, вследствие чего многие работыМ.Я. Басова не известны широкой научной общест-венности и нуждаются в дальнейшем анализе и ос-вещении.

Ключевые слова

observation, game, personality, development, activity, игра, личность, наблюдение, развитие, деятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кочеткова Татьяна НиколаевнаДальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск)кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и управленияpsydv@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Психология : словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990.
Марцинковская Т.Д. История психологии. М. : Академия, 2006.
Менчинская Н.А. Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их значение для педагогической психологии // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 148-151.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : Владос, 1999.
Ярошевский М.Г. История психологии. М. : Мысль, 1985.
Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми. СПб. : Алетейя, 2007.
Ждан А.Н. История психологии. М. : МГУ, 1990.
Басов М.Я. Общие основы педологии. СПб. : Алетейя, 2007.
Левченко Е.В. М.Я. Басов и В.Н. Мясищев: общность судеб, близость идей. URL: http://old.consilium-medicum.com/media/bechter/index.shtml
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : ОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С. 250-251.
Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1975.
 Взаимосвязь эволюции взглядов М.Я. Басова и развития отечественной психологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Взаимосвязь эволюции взглядов М.Я. Басова и развития отечественной психологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 356.

Полнотекстовая версия