История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 357.

История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг.

Рассматриваются исторические аспекты возникновения и организации занятий по физическому воспитанию в Томском государственном университете.

The history of organizing physical training classes at Tomsk State University in 1920s.pdf Цель статьи заключалась в исследовании историче-ских аспектов возникновения и организации занятий пофизическому воспитанию в Томском государственномуниверситете.После окончания Гражданской войны студенчест-во представляло собой неоднородную в социальномотношении массу. Известно, что советская власть взя-ла курс на «пролетаризацию» высшей школы. На уче-бу в вузы в первую очередь принимались выходцы израбоче-крестьянской среды. Однако и в середине1920-х гг. коренных изменений в социальном составестуденчества не произошло. Преобладали, особеннона старших курсах, студенты - выходцы из непроле-тарских слоев. Даже после изменения правил приемав вузы в 1925/26 учебном году рабочие и крестьянесоставляли лишь 32% из общего числа зачисленных вТГУ [1. С. 128].Однако материальные условия жизни студентов ос-тавляли желать лучшего. Вот что, например, писалатомская газета «Красное знамя» в заметке «Еще о нуж-дах студенчества»: «…перебиваясь с хлеба на квас,ведет студент свое жалкое, подчас полускотское суще-ствование, заболевает часто желудочными болезнями,ревматизмом, простывает вечно и к концу высшейшколы получается из человека, когда-то здорового,сильного, жизнерадостного, растративший свою моло-дую жизнь на учебу и борьбу с голодухой и поэтомунеспособный в жизни по выходе из высшей школыпроявить ни интенсивности, ни энергии в хозяйствен-ной работе страны, ни даже жажды этой работы поспециальности, к которой он когда-то стремился… Онможет только "устраиваться" в жизни на теплые мес-течки, улучшать свою личную жизнь, нисколько незаботясь об обязанностях гражданина… В конечномитоге страдает от этого государство» [2].И даже после некоторого улучшения в середине1920-х гг. материально-бытовые условия студентов ос-тавляли желать лучшего. Все это отрицательным обра-зом сказывалось на их физическом развитии. В связи свведением в 1927 г. занятий по допризывной военнойподготовке распоряжением начальника Военно-сани-тарного управления Сибирского военного округа от3 декабря 1926 г. предписывалось провести медицинскоеосвидетельствование студентов ТГУ [3. С. 28].С 1 по 5 февраля 1927 г. специальная комиссия помедосмотру провела обследование части студентов 1-3-гокурсов физико-математического и медицинского факуль-тетов ТГУ, которым предстояло проходить допризывнуювоенную подготовку. Попутно собирался антропометри-ческий материал. Результаты выявили неудовлетвори-тельное физическое состояние подавляющей части сту-дентов [4]. В целом по СССР средний процент годных кстроевой службе колебался в пределах 60% [3. С. 29].Ассистент кафедры социальной гигиены ТГУИ.М. Булаев на основе обработки проведенных им ан-тропометрических измерений пришел к выводу, что«физическое развитие всех обследованных студентовпо показателям физического развития… говорит о не-достаточной упитанности студентов» [4. С. 191].Лучшие показатели физического развития наблюда-лись у студентов из рабочих и крестьян, в то время какдля студентов из служащих, по его наблюдениям, былохарактерно «слабое развитие мышечной системы, ок-ружности груди и большее развитие роста (последнеенедостаточно для других групп)…». И.М. Булаев объ-яснил это явление «различием социально-экономи-ческих условий быта этих групп» [4. С. 192].На основании полученных результатов автор статьиподчеркивает необходимость обратить самое серьезноевнимание на укрепление физического развития студен-чества «путем улучшения общих условий студенческо-го труда и быта, улучшения питания, жилищных усло-вий, широкого проведения физкультуры студенчестваи гигиенического режима дня…». Это, по его мнению,необходимо было «осуществить на деле и в самыйближайший срок» [4. С. 193].Состоянием физического развития молодых людей,в том числе и студенчества, было обеспокоено и госу-дарство. Наркомпрос РСФСР принял ряд мер, направ-ленных на улучшение материального положения сту-дентов, упорядочение их быта и условий занятий,улучшения медицинской помощи. Среди предложен-ных мер было и введение обязательных занятий физи-ческой культурой.Военный руководитель ТГУ А.Н. Кузнецов и сме-нивший его Н.Н. Биязи, ссылаясь на полученные инст-рукции из СибВО, поставили перед правлением уни-верситета вопрос о введении занятий по физическойкультуре.На заседании правления ТГУ, состоявшемся 30 де-кабря 1928 г., была обсуждена докладная запискаН.Н. Биязи о введении физической подготовки в уни-верситете. Сославшись на полученные из центра указа-ния о введении физкультуры в вузах, он отметил, чтозанятия по физкультуре со студентами должны быливестись «преподавателями с высшим образованием подобщим руководством военного руководителя» [5. Л. 5].В то же время Биязи обратил внимание правления нато, что ни Наркомпросом РСФСР, ни правлением ТГУсредств на оплату труда преподавателей и приобрете-ние спортивного инвентаря не было выделено. В учеб-ном плане на текущий год не были отведены часы длязанятий физкультурой, не было и специальных поме-щений. В качестве причин, потребовавших введения вобязательном порядке такого рода занятий, он назвал«слабое физическое состояние студенчества и громад-ный процент выбракованных студентов при приеме вКрасную армию (до 70%)» [5. Л. 5].Программа по физической культуре предусматри-вала общее физическое развитие и воспитание студен-тов. Помимо этого, студенты должны были в ходе за-нятий приобрести «некоторые военно-практическиенавыки, облегчающие подготовку бойца» Красной ар-мии, и «простейшие инструкторские навыки» в областифизического воспитания. Физподготовка в первую оче-редь включала утренние гигиенические занятия(15-минутная ежедневная зарядка). Основная учебнаяработа по физподготовке заключалась в проведениидва раза в неделю по 1 часу занятий по физкультуре.Учитывались посещаемость и достижения занимаю-щихся. Внеучебная работа состояла из занятий в круж-ках, в соревнованиях, экскурсиях, прогулках и т.п.,предусмотренных годовым планом клубной работы.Численность учебных групп должна была не пре-вышать 25 человек. Причем группы дифференцирова-лись с учетом состояния здоровья, пола и физическойподготовки.По причине отсутствия необходимых средств и пе-регрузки студентов текущими занятиями Биязи пред-ложил правлению ТГУ ряд мер, которые, по его мне-нию, должны были обеспечить нормальное ведениезанятий по физкультуре уже в следующем учебномгоду: включение в смету ТГУ расходов на приобрете-ние инвентаря и оборудования (7 926 руб. 20 коп.), оп-латы труда 4 преподавателей (5 500 руб.) и учебно-вспомогательного персонала (300 руб.) и по 2 часовыхзанятия в каждой группе в учебный план.Им был также предложен ряд мер, которые необхо-димо было принять уже в текущем учебном году. К док-ладной записке прилагались и сметы расходов на обору-дование спортивного зала для одновременных занятий сгруппой в 30 человек, устройство душа, оборудованиеспортплощадок [5. Л. 9-13].Обсудив и одобрив докладную записку Биязи, прав-ление ТГУ постановило уже в текущем учебном годупредпринять шаги, направленные на уменьшение ака-демической нагрузки студентов и устранение ненор-мальных условий их быта.Для этого предлагалось отменить все непредусмот-ренные учебным планом занятия, установить календар-ный план внеучебной нагрузки студентов - выполненияобщественных поручений и участия во всевозможныхмероприятиях, - согласовав его с партийными, комсо-мольскими и общественными организациями.Кроме того, предусматривалось установление «твер-дых дней отдыха» (вечернее время в субботу и целикомвоскресенье), чтобы студенты в это время не привлека-лись ни к учебе, ни к каким-либо занятиям умственногопорядка.Постановление содержало такие пункты, как уст-ройство комнаты отдыха в каждом общежитии, запретна самоподготовку к учебным занятиям в общежитияхпосле 12 ночи, улучшение питания в студенческих сто-ловых, регулярный медосмотр. Для студентов, прожи-вающих в общежитии, предусматривались организацияпо утрам 15-минутной физзарядки под наблюдениеминструкторов, улучшение работы физкультурногокружка и т.п. На первичное обзаведение инвентарем иоборудование спортзала выделялось 500 руб. из креди-та на учебные цели.Занятия по физической подготовке предлагалосьввести на первом курсе со второго семестра с оплатойпреподавателей из сумм, выделенных военному руко-водителю ТГУ. Врачебный контроль должен был осу-ществлять доктор И.М. Булаев, который включался всостав предметной комиссии создаваемой кафедрыфизической культуры [5. Л. 4].Проведение занятий по физической культуре в ТГУбыло организовано уже во втором семестре1928/29 учебного года. По той причине, что на их про-ведение Наркоматом просвещения не было выделеносредств, они вводились только для студентов первогокурса обоих факультетов - медицинского и физико-математического.Из-за ограниченности средств и невозможности ло-мать учебный план численность одной группы зани-мающихся в среднем составила 50 человек. Занятияпроводились в утренние часы. Двухчасовые занятия вгруппах давались некоторым студентам с трудом. За-нятия по физкультуре вели 2 преподавателя - Макарови Гуляев, приглашенные из Артшколы, оба с высшимфизкультурным образованием [6. Л. 9].В предметную комиссию по физкультуре вошлиИ.М. Булаев, преподаватели физкультуры, представи-тель студенческого физкультурного кружка и предста-витель от студентов. Сами занятия проводились попрограммам, присланным из Управления вузами. Оникасались проведения занятий в женской группе и спец-группе, сформированной из студентов с ослабленнымфизическим здоровьем. Дополнительно вводился воен-ный элемент.Каждое занятие, особенно для студентов-медиков,сопровождалось разъяснением того или иного упраж-нения. Занятия проводились в физкультурном зале и навоздухе. Посещаемость составила 85%. Однако в пери-од проведения зачетов она достигала 50%. В целомстуденты приветствовали организацию занятий пофизкультуре [6. Л. 9 об.]. Под спортивный зал былооборудовано довольно светлое и просторное помеще-ние с вентиляцией, раздевалками и минимальным ко-личеством спортивного инвентаря. Душевой комнатыне было. В результате проведения ряда воскресниковбыла построена спортивная площадка.Что касается организации утренней зарядки в сту-денческих общежитиях, то на первых порах к ней отне-слись без энтузиазма. Потребовались разъяснительнаяработа и меры воздействия со стороны общественныхорганизаций [6. Л. 9 об.].Важное место отводилось работе спортивных круж-ков и секций. Инициаторами создания физкультурногокружка выступили студенческие профсоюзы. Еще вес-ной 1927 г. при студенческом общежитии (ул. Белин-ского, 7) была открыта физкультурная база. Правда, ееспортивный инвентарь был довольно скуден (футболь-ная, баскетбольная и волейбольная покрышки, требо-вавшие ремонта, 3 гуттаперчевых мяча, 2 волейболь-ные сетки, 2 лапты и 3 комплекта для игры в городки).В должности инструктора и одновременно заведующе-го базой состоял А. Петкевич. При базе велись занятияв легкоатлетической секции [7. Л. 12-13].На состоявшемся 29 августа 1927 г. заседании бюрофизкультбазы при профсоюзном исполнительном бюро(ПИБе) ТГУ было предложено организовать физкультур-ный кружок. Инициаторы аргументировали его необхо-димость «общим интересом студенчества к физкультуре»и «огромной важностью физкультуры в жизни студенче-ства». Начав с создания небольшого ядра физкультурни-ков из 10-15 человек, они намеревались затем развернутьработу по «втягиванию в кружок остальной массы сту-денчества» [5]. Организаторы кружка обратились к адми-нистрации университета с просьбой предоставить поме-щение для занятий, а профсоюзную организацию попро-сили выделить необходимые средства на приобретениеспортивного инвентаря. Было также предложено разрабо-тать «Положение о физкультурном кружке» [7. Л. 4].На заседании физкультурного кружка 24 октября1927 г. было избрано бюро кружка. В его состав вошли:Трофимов (председатель), Никулина (секретарь),К. Орлов (зам. председателя) и Петкевич. Кандидатамив члены бюро были избраны К. Калиничева и Кудряв-цева [7. Л. 21].К октябрю 1927 г. в кружке занимались уже свыше100 человек. Имелось несколько секций: лыжная, лег-коатлетическая и др. План работы лыжной секции, на-пример, предусматривал подготовительный и зимнийпериоды. В ходе занятий изучались стили лыжнойходьбы, проводились тренировки, организовывалисьсоревнования. Таким образом, физкультурный кружокстал тем ядром, вокруг которого объединялись люби-тели физической культуры и спорта из числа студентови сотрудников университета [7. Л. 19-21].В 1928 г. университетский физкультурный кружокуже насчитывал свыше 150 человек (в университете вто время обучалось до 1 500 студентов). Его работойруководили приглашенный из Артшколы преподава-тель Макаров, военрук Н.Н. Биязи и наиболее подго-товленные из числа физкультурников. При кружке бы-ла образована научно-исследовательская комиссия,которая занималась подготовкой врачей для обработкиматериалов медицинских осмотров. Однако на этот виддеятельности было выделено всего 115 руб. [6. Л. 10].Военный руководитель Н.Н. Биязи в отчете о про-ведении занятий по физической культуре за зимнийпериод 1928/29 учебного года в ТГУ от 7 мая 1929 г.предложил ряд мер, направленных на улучшение физ-культурной работы в вузе. Они включали предложениепоставить перед Главпрофобром вопрос об отпускедостаточных средств на физкультурную работу, приоб-ретение спортинвентаря и оборудование спортзала испортплощадок, об оплате преподавателей. Он такжерекомендовал организацию кафедры физической куль-туры с подчинением ее военному руководителю, вве-дение штатной должности врача по физкультуре. Поего мнению, следовало обратить внимание местныхпрофсоюзных организаций на «недопустимое отноше-ние… к физкультуре… своих членов-студентов» и до-биться выделения средств на организацию физкуль-турной работы [6. Л. 10].Таким образом, начиная со второго семестра1928/29 учебного года занятия физической культуройначали постепенно внедряться в учебный процесс вТГУ. Они были призваны способствовать укреплениюздоровья студентов, подготовке специалистов. Им от-водилась важная роль и в допризывной подготовке бу-дущих защитников Родины. Физическая культура во-шла составной частью в учебные планы факультетов. Вконце 1930-х гг. в составе университета была открыта икафедра физической культуры.

Ключевые слова

физическая культура, студенты, Томский государственный университет, история Сибири, physical training, students, Tomsk State University, history of Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черданцева Раиса ГеннадьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культурыffk@mail.tsu.ru
Борисов Денис ВадимовичНациональный исследовательский Томский государственный университетстудент исторического факультетаffk@mail.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Томский государственный университет. 1880-1980. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1980. 431 с.
Красное знамя. 1924. 5 янв.
Голиков В.И. В едином строю: История военной кафедры, факультета военного обучения Томского государственного университета (1926- 2006) / под ред. С.Ф. Фоминых. Томск : Изд-во НТЛ, 2006. 624 с.
Булаев И.М. Материалы к характеристике физического развития студентов ТГУ // Известия Томского государственного университета. 1929. Т. 84. С. 169-193.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 454.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 367.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 391.
 История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 357.

История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия