Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.

Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ)

Представлен анализ прецедентов управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ, который позволяет определить и обосновать трудности, возникающие в управлении такого рода программами (неразработанность механизмов управления сетевыми программами, соорганизация субъектов, выстраивание договоренностей на всех этапах разработки, согласование интересов), так как это является необходимым при формировании и появлении нового субъекта образования, который может определяться как команда, инициативная группа, сообщество.

Manifestation and negotiation of management problems of network educational programs development and implementation(based on SEC Institute for Innovation in Education, TSU).pdf Контекст исследованияПринятие Федерального государственного образо-вательного стандарта основного общего образованияопределило запрос на разработку сетевых программ [1.С. 31]. В Федеральном законе «Об образовании Рос-сийской Федерации» (ст. № 65) отмечается, что формыреализации и освоения основных образовательныхпрограмм являются важными в организации образова-ния. Поэтому образовательные программы могут реа-лизовываться в учреждении как самостоятельно, так исовместно с иными образовательными организациямипосредством сетевого взаимодействия (далее - сетеваяформа реализации образовательной программы) [2].Распространение сетевых образовательных программ всовременном российском образовании объясняетсярядом причин, к которым относятся потребность про-фессионального развития педагогов, которая не обес-печивается в рамках образовательного учреждения;необходимость интеграции потенциала и ресурсов ин-новационных разработок, сделанных разными учреж-дениями, осуществляющими образовательные иннова-ции [3. Т. 1. С. 9]. Основная идея сетевых программ втом, что они формируют особые знания или умения,компетенции, становление которых требует особойобразовательной среды - места, где можно «попробо-вать» себя в деятельности, образовательные ресурсыдля освоения деятельности.В настоящее время в Томской области уже накоп-лен и реконструирован опыт разработки и реализациисетевых образовательных программ. В частности, речьидет об опыте разработки и реализации сетевых про-грамм, созданных в системе повышения квалификациирегиональными участниками Мегапроекта «Развитиеобразования в России» (Фонд Сороса, Институт «От-крытое общество»). 2000-2003 гг. В рамках указанногопроекта были разработаны программы повышения ква-лификации, участие в которых приняли как представи-тели разных вузов, так и многие учреждения общегообразования. Разработка такого рода сетевых образова-тельных программ обусловливает необходимость ис-пользования информационных технологий для их рас-пространения, поскольку позволяет выстраивать взаи-модействие преподавателей и участников программы,представителей разных уровней образования. Инфор-мационные технологии создают принципиально новуюобразовательную среду, существенным образом изме-няют технологию преподавания. Такой опыт разработ-ки и реализации сетевой программы представлен в От-чете НИР 2011 г. Института дистанционного образова-ния НИУ ТГУ.Постановка проблемы и задачи исследованияуправления разработкой и реализацией сетевойпрограммыВ практике деятельности учреждений при разработ-ке программ используют сетевое взаимодействие. Рас-пространение форм сетевого взаимодействия обуслов-ливается стремлением людей участвовать, влиять наобразование: сеть представляется формой повышения иусиления влияния на образование его непосредствен-ных и прямых участников, субъектов, формой выраже-ния личного участия и присутствия людей в образова-нии [4. С. 12]. Поэтому сетевая образовательная про-грамма выступает формой организации образователь-ного процесса. Сетевая образовательная программаможет быть представлена междисциплинарными, элек-тивными курсами, курсами по отдельным областям итемам. Основной целью такой программы являетсясоздание условий для выбора, формирования, а такжереализации ее участниками собственной стратегии(траектории) образования [5. С. 9]. Как отмечаютЕ.В. Колесниченко и Л.П. Совина, основные отличи-тельные признаки сетевой программы - это модульныйпринцип организации, наличие нескольких субъектов -носителей ресурса, их партнерское взаимодействие длядостижения качественного результата программы. В ихоснове лежат принципы совместности, организацииобразовательной деятельности, многообразия форм,способов совместной образовательной деятельности,что позволяет в процессе образования объединять иэффективно использовать ресурсы образовательныхучреждений. Такие программы задают ситуацию сво-бодного выбора, настроены на взаимодействие, нели-нейны, т.е. мобильны, быстро реагируют на измененияобразовательного пространства, развивают во многихнаправлениях схемы организации взаимодействия входе реализации программы. В целом речь идет о том,что разработка и реализация сетевых образовательныхпрограмм выступает условием становления Открытогообразовательного пространства и формирования про-фессиональных, образовательных сообществ как субъ-ектов управления в таком пространстве.Открытое образовательное пространство характери-зуется взаимодействием разных субъектов и контек-стов влияния на образование (появление множествасубъектов влияния, различение их интересов и задач вобразовании), но самое главное, что Открытое образо-вательное пространство означает взаимную неустрани-мость и дополнительность разных субъектов влиянияна образование [6. С. 8]. При этом управление разра-боткой и реализацией таких программ представляетсобой новую реальность и новую предметность управ-ления образованием [7. С. 32], о чем свидетельствуютрезультаты и анализ реализации программ, сделанные врамках Мегапроекта (на который мы ссылались выше).В целом развитие форм сетевого взаимодействия обо-стряет противоречие между необходимостью созданиясетевых программ, их высокой эффективностью в ре-шении задач инновационного образования и неразра-ботанностью условий механизмов управления такимипрограммами.В этой связи нами была поставлена задача провестианализ затруднений, возникающих при разработке иреализации сетевых программ. Материалом исследова-ния служит опыт разработки и реализации сетевой про-граммы повышения квалификации в Научно-образова-тельном центре «Институт инноваций в образованииНИУ ТГУ.Прецедент и реконструкция опыта управленияразработкой и реализациейсетевой образовательной программыНаучно-образовательный центр «Институт иннова-ций в образовании» НИУ ТГУ - структура, одним изнаправлений деятельности которой является разработ-ка и реализация программ повышения квалификации.При этом такие программы повышения квалификациисоздаются представителями разных образовательныхучреждений, а НОЦ осуществляет координацию разра-ботки и реализации сетевой программы повышенияквалификации. Даже сама идея разработки той илииной программы повышения квалификации возникаетв опыте взаимодействия и сотрудничества с разнымиобразовательными учреждениями. Такой способ разра-ботки программ в Институте инноваций в образованиитранслируется из опыта Мегапроекта, в результате реа-лизации которого и возник сам НОЦ. Так, идея созда-ния сетевой программы повышения квалификации«Педагогика образовательной среды» появилась тогда,когда в повышении квалификации педагогов, органи-зованном НОЦ «Институт инноваций в образовании»,стали участвовать работники ряда дошкольных образо-вательных учреждений г. Томска, в частности МБДОУ№ 4 «Монтессори», ДДТ «У Белого озера», а такжепредставители МАОУ Томского «Хобби-Центра». Былпроявлен высокий интерес к педагогике образователь-ной среды со стороны тех, кто повышал квалификациюв других программах. Ко времени разработки програм-мы по педагогике образовательной среды появилисьтакже задачи развития изменения качества образованияв дошкольных учреждениях и в начальной школе. Всеэто привело к пониманию значимости и необходимостипрограммы повышения квалификации «Педагогикаобразовательной среды». Можно сказать, что именнобольшой потенциал, накопленный учреждениями до-полнительного образования в Томске по педагогикесреды, появление интереса к этому опыту участниковразных программ повышения квалификации и новыезадачи развития образования явились основанием дляпостановки в НОЦ «Институт инноваций в образова-нии» задачи разработки сетевой программы повыше-ния квалификации «Педагогика образовательной сре-ды». Прежде всего в число разработчиков программбыли приглашены представители тех учреждений, ко-торые участвовали в реализации разных программ. Сними была проведена инвентаризация ресурсов длясоздания сетевой программы, для чего был проведенсеминар по презентации инновационных разработок, атакже сделан совместный анализ потребностей, запро-сов, возможных заказчиков на программу.При этом были осуществлены анализ Федеральныхгосударственных требований для учреждений дошко-льного образования, знакомство с разными норматив-ными документами. Второй этап в организации разра-ботки сетевой программы состоял в определении моду-лей. Для этого были проанализированы особенностиресурса и педагогические разработки, созданные в ка-ждом из учреждений-участников программы, а такжепроведено анкетирование для проявления интереса ивозможностей разработчиков в создании того или ино-го модуля.По результатам анкетирования были определенымодули сетевой образовательной программы и состав-лены задания на разработку каждого модуля. На сле-дующем этапе организации работы по созданию сете-вой программы осуществлялась презентация програм-мы на конференции, проводимой одним из участниковее разработки, ДДТ «У Белого озера». Во время пре-зентации проводились анализ и экспертная оценка раз-работанной программы, высказывались замечания. Ап-робация программы была проведена в тех учреждени-ях, представители которых были и ее разработчиками,что позволило каждому «на себе» почувствовать какосновные эффекты программы, так и недостатки. Приэтом были проявлены образовательные эффекты, ха-рактеризующиеся эмоциональной включенностью вразработку программы, проявлением разных понима-ний сущности образовательной среды, осознанием мес-та своего присутствия в образовательной среде, осоз-нанием возможностей влияния на нее.Аналитический комментарийРеконструкция опыта разработки и реализации се-тевой образовательной программы позволяет выделитьтрудности, возникающие в управлении такого родапрограммами. К таким затруднениям относятся суще-ственные временные и организационные усилия, необ-ходимые для согласования и договоренностей при оп-ределении общих целей, распределении функций по ихдостижению. Существенным для разработки и реали-зации сетевой программы является решение вопроса обавторстве сетевой образовательной программы, ее ста-тусе как интеллектуальной собственности. Другимисловами, речь идет об определении прав на владение ииспользование сетевой программы. Ведь отношениямежду разработчиками строятся не на основе юридиче-ской ответственности, а на дружественных договорен-ностях.Конечно же, и сам способ разработки сетевой про-граммы представляет определенную сложность, по-скольку требует знания ресурсов участников, понима-ния особенностей форм работы не только в отдельноммодуле, но и в целом в программе. Для разработки се-тевых программ важно, что, сколько бы разными небыли ее модули, надо всем разработчикам иметь пред-ставление об устройстве такого рода программ, прави-лах формирования и их оформления. Однако понятно,что разработчики сетевой программы имеют разноепредставление о том, каковы условия создания разви-вающей среды, в чем состоит позиция педагога по ор-ганизации среды. У каждого участника разработки этопонимание исходит из практики организации среды, изрефлексии этой практики. Поэтому одним из самыхсущественных затруднений становится не просто об-щее понимание договоренностей, а понимание сущно-сти ее теоретических и концептуальных оснований.Конечно же, приходится учитывать и неразработан-ность механизмов финансирования такого рода про-грамм, как разработки, так и реализации сетевой про-граммы, отсутствие механизмов (оплата труда препо-давателей, координатора сетевой образовательной про-граммы, проведение внешней экспертизы, рецензиро-вание и др.). При разработке и реализации сетевых об-разовательных программ возникает потребность уточ-нения и переформатирования их содержания под зада-чи инновационного образования. Так, например, разра-ботка и реализация ФГОС для начальной школы, с од-ной стороны, обострила интерес к разрабатываемойнами программе по педагогике образовательной среды.С другой стороны, этот интерес потребовал от разра-ботчиков сетевой программы конкретизации и задач, исодержания модулей программы. Однако самое глав-ное в управлении разработкой и реализацией сетевыхпрограмм - уделять внимание процессам соорганиза-ции субъектов, выстраивать договоренности, на всехэтапах разработки проводить работу на уточнение, по-нимание, согласование интересов, так как это являетсянеобходимым при формировании и появлении новогосубъекта образования, который может определятьсякак команда, инициативная группа, сообщество. Осо-бенности таких субъектов, как сообщества, рассмотре-ны в работах Г.Н. Прозументовой. При этом отмечает-ся, что сначала речь идет о появлении групп, которыевыступают инициаторами изменений сложившейсяпрактики и системы образования. Инициативные груп-пы меняют не только практику; в процессе реформиро-вания системы образования из инициативных группони превращаются (или не превращаются) в образова-тельные сообщества. Эти сообщества и являются субъ-ектами инновационного развития образования, субъек-тами построения Открытого образовательного про-странства. Такое пространство для сообществ и естьформа их соорганизации: проявленности реальногомножества образовательных сообществ [8. С. 114]. Приэтом существенно, что именно в сетевом взаимодейст-вии формируется сообщество участников инновацион-ного образования, так как в сетевое взаимодействиевступают и могут вступать те, кто позиционирует себякак субъекта изменения образования. Именно позициясубъекта изменения и влияния есть тот потенциал, ко-торый проявляется и в котором нуждается сетевоевзаимодействие.Аналитическое обобщениеВ настоящее время распространенной практикойразработки программ является их реализация в отдель-ных образовательных учреждениях. Разработка и реа-лизация сетевой программы осуществляется предста-вителями из нескольких учреждений. Поэтому созда-ние и тем более реализация таких программ означаетпреодоление границ управления учреждением, ноглавное - это означает необходимость использованияпотенциала, который создан в разных учреждениях.Как уже было показано, основной проблемой при этомстановится соорганизация представителей разных об-разовательных учреждений. Поэтому в процессе разра-ботки и реализации сетевой программы решается пре-жде всего проблема соорганизации, что и обусловлива-ет становление сообщества разработчиков программы,а точнее, становление сообщества как управления раз-работкой и реализацией сетевых программ.

Ключевые слова

сетевое взаимодействие, сетевая образовательная программа, субъект сетевого взаимодействия, управление, network interaction, network educational program, the subject of network interaction, management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бабкина Ирина ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры управления образованием факультета психологииewgenij.babkin@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Давыдова Н.Н. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе. 2010. № 1. С. 31.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://toumcki.tom.ru/index.php?option=com_content&view= article& id=73:-q-q&catid=67:2010-03-06-17-40-40&Itemid=93
Зоткин А.О., Прозументова Г.Н. Мегапроект «Развитие образования в России» : Сетевые программы повышения квалификации Центра инновационного образования Ч. 1 (среднее образование). Томск, 2002.
Субъекты влияния, ситуации и пространство развития инновационного образования // Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : ТГУ, 2008. С. 11-25.
Колесниченко Е.В., Совина Л.П. Сетевые образовательные программы. Возникновение и развитие. Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2006.
Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации: по материалам отчета о реализации проекта / сост., ред. Г.Н. Прозументова. Томск, 2002. 147 с.
Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций / Переход к Открытому образовательному пространству / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций. 484 с.
Становление образовательной сети: классический университет - инновационные школы / Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. 302 с.
 Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.

Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.