Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.

Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций

Опыт разработки и реализации сетевой образовательной программы сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников можно рассматривать как особую форму организации образовательного и воспитательного процесса, представляющей собой различные виды сотрудничества представителей образовательного сообщества. Данная сетевая программа направлена на решение задач формирования специальных, общих, профессиональных компетенций и иных результатов образования в современном понимании, которые позволяют овладевать новыми социально значимыми видами деятельности, строить индивидуальные маршруты и программы.

Analysis of network educational program results for project-research competence development.pdf Образовательная программа гуманитарного сопро-вождения проектно-исследовательской деятельностишкольников в Северской гимназии реализуется болеедесяти лет. Данная программа создана на основе опытадеятельности коллектива МБОУ «Северская гимназия»(школа № 77) с 1998 г. в рамках тьюторской исследова-тельской программы «Открытое образование и регио-нальное развитие». Разработка программы основывает-ся на идеях и принципах культурно-историческогоподхода Л.С. Выготского, психологии развития (теориипробно-продуктивного действия) Б.Д. Эльконина, гу-манитарно-технологического подхода СМД-филосо-фии и методологии [1. С. 32]. Важным контекстом раз-работки программы гуманитарного сопровождениястал вопрос о природе результатов образования, кото-рый в мировой практике связан с компетентностнымподходом.Программа включает такие организационно-управленческие механизмы, которые помогают при-влекать и соорганизовывать внешние образовательныересурсы наших партнеров. Сотрудничество представи-телей образовательного сообщества помогает создаватьпанорамные экраны современного мира для учащихся.В программе сконцентрирован многолетний опыт гим-назии по сопровождению образовательной инициативыучащихся при осуществлении проектной и исследова-тельской деятельности. Она ориентирована на само-стоятельную деятельность учащихся (индивидуальную,парную, групповую) [2. С. 127].Система образовательных событий сетевой про-граммы направлена на освоение учащимися современ-ных типов деятельности (проектной, исследователь-ской, авторской), которые являются актуальными длястановления инновационной организации социально-экономической жизни. Программа включает пробно-поисковые формы освоения различных сфер деятель-ности современного общества, что позволяет обеспе-чивать условия для становления современных компе-тенций. У старшеклассников появляется возможностьдля выстраивания индивидуальной образовательнойпрограммы, расширяются возможности для самоопре-деления и самовыражения, развития образовательнойактивности и инициативы.Программа реализуется по направлениям, которыесоответствуют различным сферам деятельности, на-пример современный город, здоровье, межкультурнаякоммуникация, наука, СМИ, школа и др.. Это позволя-ет сформировать карту «реального» мира, оценитьпроблемы и возможности различных сфер, осознатьсвое место в этом мире, определить ту сферу, котораяможет быть связана с дальнейшей профессиональнойдеятельностью.Технология гуманитарного сопровождения обра-зовательной инициативы представлена в виде систе-мы образовательных событий в течение учебного го-да, а также индивидуального сопровождения руково-дителями проектно-исследо-вательской деятельностииндивидуальных и групповых проектов, исследова-ний, авторских работ учащихся, работ научно-технического творчества. Система включает этапы,образовательные события программы, на каждом изкоторых решаются определенная образовательнаязадача и проблемы гуманитарного сопровожденияобразовательной инициативы:I этап (сентябрь - октябрь) - школьные «Ярмаркиидей»: инициация проектных, исследовательских, ав-торских идей. Решаются проблемы проявления инди-видуальных и групповых интересов как источника об-разовательной инициативы.II этап (ноябрь) - областной фестиваль замыслов:развитие замысла (планирование действий, ресурсов,методов осуществления идеи) проектной, исследова-тельской, авторской деятельности. Создаются условиядля перехода от интереса к замыслу как деятельност-ной единице образовательной инициативы.III этап (декабрь - февраль) - методологические се-минары, тематические консультации специалистов: раз-витие методологической культуры проектной, исследо-вательской, авторской деятельности. Решаются пробле-мы реализации замысла с точки зрения культуры дея-тельности и освоения нового опыта деятельности.IV этап (март) - предзащита: развитие культурыоформления и представления результатов работы слу-шателям (эксперты, партнеры, инвесторы и т.п.). Реше-ние проблем содержательной коммуникации, культурыпрезентации, диалога, дискуссии, экспертизы.V этап (апрель) - открытый областной молодежныйфорум, работа секций молодежного форума: эксперт-ный анализ результатов проектной, исследовательской,авторской деятельности; формирование перспективразвития образовательной инициативы. Решаются про-блемы выявления личностной перспективы, социо-культурной значимости и результативности образова-тельной инициативы [3. С. 8].В течение года - опыт участия во внешних образо-вательных событиях: конкурсах, фестивалях, конфе-ренциях областного, межрегионального, всероссийско-го уровня и его анализ.Основные направления программы:- наука: перспективы развития, возможности, гра-ницы (исследования в физике и решение изобретатель-ских задач, математические исследования и проекты,естественнонаучные исследования и проекты, литера-туроведческие и лингвистические исследования и про-екты);- научно-техническое творчество молодежи;- современный город: сценарии развития (экология,экономика, социальные проекты, история, право, крае-ведение);- современная межкультурная коммуникация;- современный образ жизни (здоровье, спорт, пси-хология);- современные информационные технологии: ком-пьютерный дизайн;- современный мир информации (молодежныеСМИ);- предпринимательская инициатива старшекласс-ников;- школа: контуры будущего; социокультурные об-щественные инициативы школы;- Я автор: авторские художественные произведения;- декоративно-прикладное искусство: традиции исовременность;- искусство: образы времени, искусство и авторскиймир.В программе предусмотрены различные формывключения в образовательные события. Для учащихсяпроходят информационные классные часы и собрания,мастер-классы, сессии по направлениям программы,образовательные события (ярмарка идей, фестивальзамыслов, методологические семинары, предзащита,молодежный форум). Для родителей организуетсяпредставление результатов проектно-исследова-тельской деятельности на собраниях, днях открытыхдверей. У родителей есть возможность включиться вреализацию программы в качестве руководителей дет-ских работ или экспертов.Учителя образовательных учреждений, педагогиучреждений дополнительного образования г. Северска,Томска и Томской области принимают участие в орга-низации и проведении образовательных событий про-граммы (ведущие секций, руководители работ, экспер-ты, организаторы семинаров), также в разработке но-вых образовательных программ, системы мониторингакомпетентностных результатов проектно-исследова-тельской деятельности, проведении исследований вобразовании, оформлении собственных технологий.Есть возможность участия в образовательных событияхвузов, научно-практических конференциях, семинарах,экспертизах, курсах повышения квалификации и др.Например, управленцам, руководителям направленийпрограммы, руководителям творческих работ предла-гается участие в работе Школы гуманитарного управ-ления и исследования образовательных инновацийНОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ с це-лью оформления результатов реализации программы иличных технологий сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся.Взаимодействие с ОГКУ «Региональный центр раз-вития образования» Томской области направлено нетолько на организацию ежегодного регионального об-разовательного события Молодежный форум «Новоепоколение: кадровый резерв XXI века», но и на совме-стную разработку программы «Молодежный кадровыйресурс системы общего образования Томской области».Эта программа разработана с целью пропаганды дос-тижений молодежи, вовлечения ее в региональные об-разовательные проекты и программы, представлениестаршеклассниками на областных событиях лучшихработ, занявших на форуме дипломы Гран-при. Совме-стно с РЦРО реализуется программа ПК для руководи-телей проектно-исследовательской деятельности иуправленцев, организующих инициативное образова-тельное пространство в образовательных учреждениях.Сотрудничество с МАУ ЗАТО Северск «Ресурсныйцентр образования» помогает привлекать специалистовк участию в форуме в качестве экспертов, проводитьсеминары для педагогов с целью предоставления и об-суждения опыта сопровождения проектно-исследовательской деятельности.Преподаватели вузов и представители различныхпрофессиональных сообществ приглашаются для уча-стия в образовательных событиях для школьников(сессии, сборы, деловые игры) в качестве руководите-лей работ, консультантов, экспертов. Например, с фа-культетом журналистики ТГУ ежегодно в рамках мо-лодежного форума организуются фестиваль молодеж-ных СМИ и олимпиада по журналистике, преподавате-ли вуза и студенты участвуют в качестве экспертов,ведущих мастер-классов. Взаимодействие с архитек-турным факультетом ТГАСУ и МБОУ ДОД «Художе-ственная школа» направлено на проведение Фестивалямолодых дизайнеров «V угол», на привлечение специа-листов в программе форума в качестве экспертов и ор-ганизацию архитектурно-дизайнерского профиля дляучащихся старшей школы Северской гимназии.Бизнес-инкубатор Северского технологического ин-ститута НИЯУ МИФИ помогает в проведении в рамкахфорума конкурса областного кадрового резерва «Пред-принимательская инициатива старшеклассников» дляучащихся 8-11-х классов, обладателей дипломов Гран-при и авторов работ, имеющих предпринимательскуюнаправленность. Также осуществляется совместная раз-работка и реализация программы Школьного предпри-нимательского инкубатора гимназии (с 2009 г.), в кото-ром осуществляется сопровождение предприниматель-ских проектов учащихся школ Северска.Специалисты различных сфер деятельности Север-ска и Томска (сотрудники администрации ЗАТО Се-верск и Томской области, депутаты городского советанародных представителей ЗАТО Северск, коммерче-ские организации, подразделения СХК, НИИ Томска иСеверска, СМИ), представители общественных объе-динений (ОМО СХК, Молодежный парламент Томскойобласти и ЗАТО Северск), студенты вузов, выпускникигимназии участвуют в образовательных событиях, соз-давая насыщенную коммуникативную среду образова-тельного пространства, внося образцы профессиональ-ного мышления, языка, критерии качества деятельно-сти, ценности деловых сообществ.Общественность и население Северска, Томска иТомской области узнает о планируемых и проведенныхмероприятиях программы через СМИ, сайты Север-ской гимназии, Управления образования ЗАТО Се-верск, ОКГУ «Региональный центр развития образова-ния».На 20 секциях молодежного форума 2011 г. 890 ав-торов индивидуальных, групповых, командных работпредставили более 500 исследований, проектов, автор-ских произведений. В программе форума приняли уча-стие около 2000 учащихся и педагогов общеобразова-тельных школ, учреждений дополнительного образова-ния, студентов и преподавателей техникумов и кол-леджей Северска, Томска, Томской, Кемеровской об-ластей. Всего в форуме приняло участие 53 образова-тельных учреждений:- 23 образовательных учреждения г. Северска(№ 76, 78, 80, 81, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 196, 197, 198,Северская гимназия, Северский Лицей, Северский фи-зико-математический лицей, Самусьский лицей, Дет-ская художественная школа, Детская музыкальнаяшкола, Центр детского творчества, Центр «Поиск»,СТИ НИЯУ МИФИ);- 18 образовательных учреждений г. Томска (№ 3,11, 12, 19, 22, 31, 49, Лицей № 7, Гимназия № 6, Гимна-зия № 29, Лицей при ТПУ, Центр Дома молодежи,Центр «Звездочка», Центр «Синяя птица», Томскийсельскохозяйственный техникум, Томский государст-венный университет, Томский университет системуправления и автоматизации, Томский государствен-ный архитектурно-строительный университет);- 11 образовательных учреждений Томской области(Зональненская СОШ, Калтайская СОШ, МалиновскаяСОШ, Зырянская СОШ, Нелюбинская СОШ, Зоркаль-цевская СОШ, Рыболовская художествення школаТомского района; Поротниковская СОШ Бакчарскогорайона, Белоярская СОШ № 2 Верхнекетского района,Песочнодубровская СОШ Кожевниковского района,Шегарская СОШ № 1 Шегарского района), а такжешкола № 6 г. Юрги Кемеровской области.Экспертная работа по направлениям форума про-шла в 2 этапа. 1-й этап - стендовая защита - пред-ставление творческих работ в наглядной форме и про-ведение переговоров авторов с экспертами. Все участ-ники стендовой защиты получили сертификаты и па-мятные сувениры с логотипами форума. По итогамстендовой экспертизы определили работы, которыебыли отмечены дипломами по номинациям. Лучшиеработы, наиболее полно соответствующие экспертнымкритериям, были приглашены на аудиторную защиту -2-й этап. Аудиторная защита предназначена для уг-лубленного экспертного анализа, профессиональногообсуждения и оформления рекомендаций для дальней-шего развития лучших творческих работ. По итогамаудиторной защиты определились работы для награж-дения дипломами I, II, III степени и дипломами Гран-при. Всего в этом году дипломами Гран-при было от-мечено 80 работ.В форуме учащихся начальных классов «Мир моихинтересов» приняли участие 350 учащихся и 150 взрос-лых. На секциях было представлено 140 работ. Лучшие9 работ по решению экспертов были выдвинуты настендовую защиту большого форума. Одна работа бы-ла отмечена дипломом Гран-при, остальные - дипло-мами в номинациях.В рамках молодежного форума прошел Медиа-форум «INFOrm-поток'11» для 120 школьников и сту-дентов, которые во время форума распределились порабочим группам (потокам): телестудия, Интернет-вещание, издательский проект. Каждая группа в концефорума представила свои материалы: видеоролики,Интернет-страницы, информационную настеннуюгазету по итогам форума «Экран». Для юных журна-листов были организованы экскурсии на Государст-венную телевизионную и радиовещательную компа-нию «Томск», в Томский региональный медиа-центрРИА-Новости, пресс-брифинги, мастер-классы жур-налистов-профессионалов. Традиционно прошлаолимпиада по журналистике. В этом году в ней при-няло участие 70 учеников, 5 лучших работ отмеченодипломами Гран-при.Впервые в рамках форума прошли интеллектуаль-ные чемпионаты: математические, химические, фило-логические, физические бои и интеллектуальная игра«Что? Где? Когда?». Чемпионат был направлен наформирование навыков групповой работы, развитиеумений участия в научной дискуссии, оппонирования,на выявление и поддержку талантливой молодежи внаучных областях. По итогам чемпионата 10 командбыли отмечены специальными дипломами.Разнообразной была культурная программа форума,в которую вошли мастер-классы, игровые программы(например, «Шоу проказников», которое провела дляучеников начальных классов Емельянова Анжела, уче-ница МОУ СОШ № 11 г. Томска). Прошел закрытыйпоказ «Северская премьера: премьера первого томскогомолодежного фильма «Мечтатели», концерт группы«2-ЭМ» (г. Томск).В дни форума были проведены семинар «Особенно-сти оценки компетентностных результатов в открытомобразовательном пространстве» для руководителейтворческих работ и круглый стол «Возможности Се-верска по развитию научно-технического творчества ипредпринимательской культуры школьников: внутрен-ние и внешние ресурсы» с участием представителейвласти, вузов, бизнеса, СМИ.Информационную поддержку оказали генеральныйинформационный партнер ГТРК «Томск», официаль-ный информационный партнер РИА-Новости и инфор-мационный портал форума (http://shpi.dviger.com) насайте НОУ «Открытый молодежный университет»,раздел «Школьный предпринимательский инкубатор».В последний день форума прошла III областная вы-ставка научно-технического творчества молодёжи, вкоторой было представлено 20 работ. Научно-техническое творчество молодёжи - это очень актуаль-ное, перспективное и начинаемое активно поддержи-ваться государством направление. Участники выставкив мае приняли участие в областной научно-технической выставке в Томске. Данное направлениеобязательно будет сохранено и в будущих форумах.Для обладателей дипломов Гран-при прошел кон-курс областного кадрового ресурса «Предпринима-тельская инициатива старшеклассников». Принялоучастие в конкурсе 90 учащихся. На первом этапе про-шла стендовая презентация лучших работ форума, экс-пертиза выявления и развития предпринимательскогопотенциала проектов старшеклассников. Затем участ-ники конкурса объединились в «креативные группы»по направлениям (потокам):- технопоток (в рамках областной выставки научно-технического творчества школьников);- среда жизни;- социокультурная среда;- инфопоток.Задача каждой группы была разработать, выбрать иобосновать три лучших предпринимательских идеи отпотока («Актуальные предпринимательские идеи -2020»). Затем прошли консультации с экспертами, кото-рые позволили сделать окончательный выбор некоторыхидей для Школьного предпринимательского инкубаторана новый учебный год. На закрытии форума каждомупотоку была представлена «Минута славы» для творче-ской презентации лучших предпринимательских идей.76 учащихся (8-11-е классы) получили сертифика-ты, подтверждающие, что они попали в реестр регио-нального банка данных «Молодежный кадровый ре-сурс системы общего образования Томской области»,14 учащихся (7-е классы) - в банк данных «РезидентыСеверского школьного предпринимательского инкуба-тора». 16 старшеклассников стали победителями дан-ного конкурса и получили дипломы ТОП-ЛИДЕРОВДеловой сессии Северского школьного предпринима-тельского инкубатора.В качестве экспертов на форуме работали 40 сту-дентов, 110 преподавателей вузов, специалистовпредприятий, организаций, интересующихся под-держкой образовательной инициативы молодежи.67 педагогов гимназии были задействованы в подго-товке и проведении форума в качестве организато-ров, ведущих секций, экспертов. 133 ученика гимна-зии смогли попробовать свои силы в качестве экс-пертов, организаторов событий, ответственных затехническое обеспечение и обеспечение стендовых,аудиторных защит.Опыт сетевого взаимодействия в развитии проект-но-исследовательских компетенций позволяет:- разрабатывать и реализовывать модели современ-ного образования (освоение компетенций, знаний иопыта деятельности, необходимых для профессиональ-ного самоопределения молодежи в современных сфе-рах деятельности и успешного продолжения образова-ния в университетах);- развивать сложившиеся формы взаимодействия ивовлекать новых партнеров в проектирование и прове-дение образовательных событий (организация «перего-ворных площадок» с представителями различныхгрупп регионального сообщества (образование, наука,бизнес, власть, институты гражданского общества) иобъединение внешних образовательных ресурсов в об-разовательные программы);- расширять общественное участие в проектирова-нии образовательных событий (события традиционныеи те, которые разрабатываются для решения новых за-дач, для новых участников, возможно, временныхгрупп учащихся с целью выстраивания их индивиду-альных программ, организации предпрофильной под-готовки и профориентации школьников).Оргкомитет Образовательной программы гумани-тарного сопровождения проектно-исследовательскойдеятельности школьников и программы Открытогообластного молодежного форума выражает всем парт-нерам искреннюю благодарность за реализацию про-грамм и поддержку данных образовательных событий.Надеемся на дальнейшее сотрудничество в осуществ-лении сетевых образовательных программ формирова-ния и развития молодежного кадрового ресурса Том-ской области.

Ключевые слова

проектно-исследовательская деятельность, сотрудничество, образовательные события, сетевая программа, гуманитарное сопровождение образовательной инициативы, project-research activity, cooperation, educational events, network program, humanitarian support of educational initiative

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ковалева Ольга ИвановнаМБОУ «Северская гимназия» (г. Северск, Томская область)зам. директора по воспитательной работеouk@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Современная гимназия: инициативная организация образовательного пространства / под ред. Т.В. Якубовской. Томск : Томский государственный университет, 2005. 144 с.
Стратегии и практики развития инновационного образования в регионе / под ред. Л.В. Весниной, Т.В. Якубовской. Томск : Томский государственный университет, 2010. 143 с.
Современная гимназия: инициативная организация образовательного пространства / под ред. Т.В. Якубовской. Томск : Томский государственный университет, 2005. Вып. 2. 200 с.
 Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.

Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.