Категория «природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Категория «природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки

На основе перевода и анализа работы идеологического характера «Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая» (2001 г.), вышедшей в издательстве центральной партшколы КПК, рассматриваются содержание категории «природные качества» (сучжи) человека в трактовке идеологов современного Китая, анализируются её идейные истоки, проводятся параллели с традиционной для древней и средневековой китайской философии категорией «природа человека» (син), демонстрируется устойчивость данной категории в китайской культуре и менталитете китайского народа.

Category of human «natural qualities» in modern China: its content and ideological sources.pdf В идеологии современного Китая немало вниманияуделено вопросу о природных качествах человека(сучжи) и способах их развития, что делает актуальныманализ содержания этой категории и идейных истоковеё формирования.В работе «Руководство по воспитанию природныхкачеств молодых ганьбу Китая» [1] данный вопрос по-лучает достаточно широкое освещение. Давая опреде-ление категории «природные качества», авторы работыотмечают, что уже в самом этом понятии заложеноуказание на природно-физиологическое [начало] в че-ловеке. «Природные качества, хотя и не в полной мере,являются врожденными, однако в их основе ле-жит то, что дается человеку от природы», - пишутидеологи современного Китая [1. С. 85].Раскрывая данный тезис, авторы работы ссылаютсяна то, что человек как природное существо являетсяодним из видов живой материи, обладающей телом иобъективным существованием, и это составляет мате-риальную основу человеческих природных качеств.Обозначая материальную основу как «физиологиче-ские качества», они включают в нее физическое разви-тие человеческого тела, состояние здоровья, отправле-ния функций организма и т.п. [Там же].Однако подчеркивая, что физиологические качествасоставляют фундамент природных качеств человека иформирование последних происходит именно на ихоснове, авторы тем не менее отмечают, что содержаниеприродных качеств человека не сводится к тому, чтодано только от природы, а формируется и развивается впроцессе благоприобретаемой практики и воспитания[Там же].Изложенная выше трактовка категории «природныекачества» человека, разработанная в идеологии совре-менного Китая, не выходит за рамки общепринятыхестественнонаучных представлений о конституции ор-ганизма человека, о формировании его психики и соот-носится с такими понятиями, как генотип и фенотип,которые также отражают большое значение в индиви-дуальном развитии человека как его наследственнойосновы (генов), так и условий среды обитания.Оставляя в стороне собственно физиологическиекачества человека, авторы рассматриваемой работыделают упор на ту часть природных качеств, которуюможно сформировать под влиянием тех или иныхвнешних факторов. Так, содержание природных ка-честв в «Руководстве…» сводится к совокупности семивидов качеств: 1) политические качества; 2) идеологи-ческие качества; 3) способности; 4) коммуникационныекачества; 5) моральные качества; 6) психические каче-ства; 7) мыслительные качества [1. С. 87-92].Под политическими качествами понимается поли-тическая подготовка человека, включающая его поли-тическую позицию, политическое поведение, полити-ческие предпочтения, политические взгляды, полити-ческий характер, политическую проницательность, по-литическое чутье и т.п. [1. С. 87]. Формирование поли-тических качеств происходит под влиянием того поло-жения в обществе, которое человек занимает, однако вто же время политические качества определяют пове-дение человека, обусловливают его действия [1. С. 87].В структуре природных качеств человека политическиекачества занимают центральное место, выступают сво-его рода ориентиром для других природных качеств:если они правильные, то ум и талант человека получа-ют правильное развитие, приносят пользу обществу,если же нет, то умственные способности человека мо-гут быть использованы во вред обществу [Там же].Идеологические качества - это воззрения человекана мир, на общество, его идейная позиция, теоретиче-ская подготовка и др. [Там же]. Идеологические каче-ства - это также достаточно важная составляющая вструктуре природных качеств человека, играющаяважнейшую роль в процессе формирования и развитиядругих его качеств. Они даже являются своего родафундаментом политических качеств: нет хорошихидеологических качеств, нет глубоких знаний маркси-стской теории, невозможно иметь твердую политиче-скую позицию и правильную политическую ориента-цию [1. С. 88]. Идеологические качества являются так-же основой для познавательных способностей человекаи других качеств [Там же].Способности идеологи современного Китая опреде-ляют как знания и практические навыки, которыминеобходимо обладать для занятия определенным видомдеятельности. Основу способностей составляют зна-ния, однако способности - это не просто знания, а ихприменение и проявление [1. С. 88].Способности представляют важную часть человече-ских природных качеств, играют весьма важную роль вделе познания и преобразования мира. Какие у челове-ка природные качества - высокие или низкие, в оченьбольшой степени определяется тем, высокие или низ-кие у него способности [1. С. 89].Способности и знания, как подчеркивают авторыработы, также являются своего рода фундаментом длядругих природных качеств: если у человека нет доста-точных знаний и способностей, не смогут в полноймере проявиться его политические идеалы и политиче-ские стремления [Там же].Что касается коммуникационных качеств, то это ба-за, необходимая человеку для осуществления взаимо-действия с другими людьми. Коммуникационные каче-ства охватывают способность изъясняться устно, спо-собность изъясняться письменно, способность воспри-нимать информацию, способность идти на контакт,организаторскую способность, способность поддержи-вать знакомство, способность соблюдать правила об-щения, а также притягательность, заразительность,влиятельность и др. [Там же].Как указывается в «Руководстве…», для руководя-щих работников коммуникационные качества пред-ставляют особую важность: нет определенных органи-заторских способностей и силы убеждения - невоз-можно организовать массы и руководить ими, нет спо-собности идти на контакт, поддерживать знакомство -невозможно объединить людей и поддерживать связь сними, нет способности воспринимать информацию -невозможно овладеть большим объемом знаний и ма-териалов и принять научно обоснованные меры [1.С. 89-90].Моральные качества рассматриваются как сово-купность поведенческих норм, на которых строятсяотношения между людьми, а также между отдельнымчеловеком и обществом. Моральные качества вклю-чают в себя этические взгляды, моральный дух, мо-ральные нормы, формируя служебную и профессио-нальную этику, семейную этику, общественную мо-раль и др. [1. С. 90]. Среди природных качеств чело-века моральным качествам также отводится важноеместо, поскольку они считаются некой сдерживающейсилой, способной изнутри регулировать поведениечеловека, а также в определенной степени обеспечи-вать правильное направление развития других при-родных качеств [Там же].Важным видом природных качеств, как подчерки-вают идеологи современного Китая, являются и психи-ческие качества. Понятие психики здесь употребляетсяв узком значении и главным образом включает в себячувства, волю и другие нерациональные элементы [Тамже]. Чувства охватывают настроение (например, ра-дость, печаль, воодушевление, энтузиазм) и отношение(например, симпатия и антипатия, честь, покорность ит.д.). Воля объединяет в себе твердость, упорство, ре-шимость, самообладание, непоколебимость и др. [Тамже]. Психическим качествам отводится важное значе-ние как в контексте других природных качеств, так и вконтексте индивидуального развития человека. Особоподчеркивается, что такие психические качества, какпыл, энтузиазм, твердость, решимость, самообладаниеи некоторые другие, просто необходимы для осуществ-ления успешной руководящей деятельности [1. С. 91].Мыслительные качества - это способность человекарационально мыслить, включающая в себя собственномыслительные способности и методы мышления. Мыс-лительные способности подразделяются на способ-ность к анализу, способность к суждению, способностьк умозаключению, способность к абстрагированию,способность к обобщению и др. Методы мышления -это способы, посредством которых человек рациональ-но мыслит, они представлены, например, статическими динамическим мышлением, стратегическим и такти-ческим методом и др. Мыслительные качества счита-ются важными природными качествами человека какбиологического вида, необходимыми для его познава-тельной и практической деятельности [1. С. 91].Таким образом, категория «природные качества»,как видно из её содержания, представленного выше,подвергается в идеологии современного Китая доста-точно глубокому анализу.Говоря об идейных истоках формирования даннойкатегории, необходимо иметь в виду два обстоятель-ства:- во-первых, связь современного китайского обще-ства с социалистическими и коммунистическими прин-ципами;- во-вторых, влияние на современную идеологиюКитая традиционной китайской философии, в которойвопрос о природной основе человека рассматривалсядостаточно широко.Что касается влияния социалистических и комму-нистических идей на формирование категории «при-родные качества» человека, то интересно отметить тотфакт, что сами идеологи современного Китая называютсвоим идейно-политическим кредо марксизм. В ихтрактовке категории «природных качеств» человекадействительно можно видеть влияние раннемарксист-ских представлений о сущности человека как «сово-купности всех общественных отношений».В рассматриваемой работе даже имеется ссылка намарксизм, который, как отмечают авторы, «считает,что человеческие природные качества - это продуктобщественной истории». Для раскрытия и подтвержде-ния данного тезиса в работе даются следующие пояс-нения: изначально природные качества «ребенка-волчонка» мало чем отличаются от природных качествобычного ребенка, однако из-за того, что он оказывает-ся оторванным от общества и общения, его природныекачества лишаются возможности для развития [1.С. 85-110].Влияние марксистско-ленинской теории подтвер-ждается не только прямым указанием на это автороврассматриваемой работы, но и самим содержаниемкатегории «природные качества». В достаточно силь-ной степени оно перекликается с характеристикамиличности социалистического типа, коммунистическивоспитанного человека, представленными в советскойлитературе: «Социалистический тип личности харак-теризуют такие черты, как коммунистическая идей-ность, проявляющаяся в коллективизме, интернацио-нализме, высокой социальной ответственности, твор-ческое отношение к труду, стремление к самосовер-шенствованию, гуманизм в отношениях с другимилюдьми, высокая культура поведения, непримири-мость к недостаткам» [2. С. 131]; человек, воспитан-ный на коммунистических идеалах (цель воспитанияпри социализме), - это «целостная личность, актив-ный, общественный деятель, всесторонне образован-ный, обладающий научным марксистско-ленинскиммировоззрением, высокой внутренней и внешнейкультурой, безупречными нравственными качествами;ему присуще чувство глубокой ответственности передобществом и коллективом; он физически закален,эмоционально восприимчив, эстетически развит; спо-собен управлять делами общества и своим собствен-ным поведением, умеет строить жизнь по законамнауки и красоты; к труду относится как к первой по-требности жизни, способу наиболее полного творче-ского самоутверждения и развертывания способно-стей» [2. С. 110].Марксистско-ленинское мировоззрение, лежащее воснове учения о личности социалистического типа,таким образом, действительно можно считать одним изидейных истоков формирования категории «природныекачества» человека.Однако идеологи современного Китая не ограничи-ваются простым перечислением тех качеств, которымидолжна обладать личность в современную эпоху, а ста-вят вопрос глубже: что такое «природные качества»вообще и каково их содержание, т.е. пытаются понятьприродную основу человека, переводя вопрос уже науровень философии.Такая постановка вопроса сближает категорию«природные качества» человека с традиционной длядревней и средневековой китайской философии кате-горией «природа человека» (син).Анализ категории «природа человека» присутствуетв работах практически всех теоретиков конфуцианства:Конфуция (551-479), Мэн-цзы (372-289), Сюнь-цзы(313-238), Дун Чжуншу (190(179) - 120(104)), Ян Сюна(53 г. до н.э. - 18 г. н.э.), Хань Юя (768-824), Чжу Си(1130-1200) и др. Под природой человека все они по-нимали природные качества человека, связанные с егопсихосоматической структурой [3. С. 273], т.е. его при-родную основу. Данное обстоятельство позволяет сде-лать вывод о том, что сама постановка вопроса о при-родных качествах человека не нова для Китая, а, ско-рее, традиционна.Вопрос о природе человека проходит через всю ис-торию китайской философии как проблема соотноше-ния природного начала человека с такими качествами,как добро (шань) и зло (э). На протяжении всей древ-ней и средневековой истории Китая предлагались раз-личные, зачастую противоположные, варианты реше-ния данной проблемы.Так, сам Конфуций, как считают исследователи, ут-верждал, что природа человека (син) нейтральна к доб-ру и злу. Но он не отказывался от идеи преобразованиячеловека. Согласно его концепции обычный человек,если он строго следует установленному дао, можетстать цзюньцзы (благородным мужем), которому вучении Конфуция «отведена роль идеального человека,наглядного примера для подражания» [4. С. 188]. И,напротив, добровольно отказавшись от этого пути, че-ловек превратится в сяо жэня, чей образ воплощает всебе все негативное в человеке [4. С. 207].Последователь Конфуция Мэн-цзы был более опре-деленен в оценке человеческой природы с этическойточки зрения: по его мнению, природа, дарованная че-ловеку небом, добра, а её злой характер приобретаетсялишь с обнаружением страстей. Природа человека по-добна природе воды, и доброта также присуща ей, какпоследней - свойство течь вниз: «Среди людей нет та-ких, которые бы не стремились к добру, [так же как]нет такой воды, которая не стремилась бы [течь] вниз»[5. С. 124]. Но так как даже воду можно заставить течьвверх с помощью «преграды», то и человек под воздей-ствием грубой силы внешнего вмешательства способенсовершать плохие поступки [Там же]. Поэтому Мэн-цзы выступал против «насильственных методов воспи-тания, могущих, по его мнению, принести человечест-ву больше вреда, чем пользы» [Там же].Люди, которые под влиянием страстей потемнили иизвратили первоначально добрую природу, должнынеуклонно наблюдать за своим внутренним миром ипостоянно самосовершенствоваться [6. С. 79]. Приэтом Мэн-цзы подчеркивал, что каждый человек лишьсам может возвратить свою природу к её изначальнойдоброте и «ни для кого не закрыты двери сделатьсятаким же мудрым и святым, каким был императорШунь», сохранивший дарованную ему небом добруюприроду в неприкосновенной целости и потому безучения обладающий всеми нравственными и умствен-ными совершенствами [Там же. С. 79-80].Тезис Мэн-цзы о доброте человеческой природы былподвергнут критике в трудах Сюнь-цзы. Свой трактат«О злой природе человека» Сюнь-цзы начинает утвер-ждением, что «человек по природе зол», поскольку он«рождается с инстинктивным желанием наживы», «рож-дается завистливым и злобным», «рождается с ушами иглазами» и поэтому «его влекут звуки и красота» [7.С. 256].Из природы человека и его стремления удовлетво-рить свои чувства происходит, по его мнению, «желаниеоспаривать и грабить, совершать то, что идет вразрез сего долгом, нарушаются все принципы, что ведет к бес-порядку» [7. С. 256-257].И если Мэн-цзы, как уже указывалось выше, протес-товал против каких-либо насильственных методов вос-питания, то Сюнь-цзы, напротив, именно с помощьювоспитания и закона пытался воздействовать на челове-ка, считал, что только соблюдение норм ритуала и вы-полнение долга способствует проявлению у человекауступчивости и делает его культурным, т.е. приводит кпорядку [7. С. 257].Таким образом, уже в древнем конфуцианстве былипредставлены различные решения вопроса о соотно-шении природы человека с добром и злом, и подобноеотсутствие единого мнения по этому вопросу харак-терно для всего периода традиционного Китая.Данное обстоятельство подтверждает тот факт, чтоприрода человека была интересна китайским мыслите-лям не сама по себе, а как «рабочий материал», кото-рый необходимо понять, чтобы потом более результа-тивно воздействовать на него в нужном направлении.Поэтому несмотря на отсутствие единства во мненияхотносительно характера человеческой природы, всеконфуцианцы в конечном счете признавали возмож-ность искусственного воспитания в человеке добра инейтрализации зла путем воздействия на него окру-жающей его социальной среды.Подобная мотивация в постановке вопроса о при-родных качествах человека прослеживается и у идео-логов современного Китая, о чем, в частности, свиде-тельствует тот факт, что анализ этой категории пред-ставлен не в психологической или философской лите-ратуре, а в литературе идеологической.Задача, которую ставят современные теоретики-идеологи, - воспитание достойных руководящих кад-ров. Изучение же вопроса о природных качествах че-ловека носит при этом, как и в конфуцианстве, при-кладной характер.Единая цель - построение идеального общества,преследуемая и конфуцианцами и современными ки-тайскими идеологами, побуждает и тех и других обра-щаться к человеку, и глубже - к его природной основе.Сам факт постановки этого вопроса, сам подход кчеловеку, мотивация интереса к нему, - все это позво-ляет сделать вывод о наличии неких традиционныхконстант, свойственных менталитету китайского наро-да в целом, и определить эти константы как ещё одинидейный источник формирования категории «природ-ные качества» в современном Китае.Представленный анализ содержания категории«природные качества» (сучжи) человека подтверждаетзначимость данной категории в идеологии современно-го Китая, позволяет сделать вывод о том, что в целомэта категория укладывается в рамки общепринятыхестественнонаучных представлений о ней, а также оп-ределить в качестве её идейных истоков марксистско-ленинское учение и традиционные константы, свойст-венные менталитету китайского народа, более раннеепроявление которых обнаруживается, например, видеологии конфуцианства.

Ключевые слова

Китай, идеология, природные качества человека, природа человека, личность социалистического типа, China, ideology, human "natural qualities", human nature, Confucianism, socialist personality

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мазур Татьяна ГеннадьевнаБурятский филиал Томского государственного университета (г. Улан-Удэ)кандидат философских наук, зав. кафедрой управленияmtbi@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Чжун циннянь линдао ганьбу сучжи цзяоюй дубэнь (Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая) / под ред. Ли Цзюньжу. Бэйцзинь, 2001.
Научный коммунизм : словарь. М., 1983.
Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994.
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1993.
Зайцев В.В. Конфуцианская концепция человека в философской мысли КНР // Философия и религия на зарубежном Востоке: ХХ в. М., 1985.
Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904.
Сюнь-цзы. О злой природе человека // Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.
 Категория «природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Категория «природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия