Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве

В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия. Однако именно глобализация и характерные для неё процессы размывания культурных и национальных идентичностей становятся сегодня одним из важнейших факторов, влияющих на обращение религиозных сил к инструментам политики.

Mutual influence of religion and politics in modern political space.pdf Рассматривая феномен взаимодействия религии иполитики через призму политологической науки иактуальной политической практики, мы намеренновоздержимся от использования богословско-теологи-ческих механизмов интерпретации и будем тракто-вать процесс взаимодействия политики и религиикак комплекс явлений, протекающих в области пере-сечения двух специфических систем социальногорегулирования.Противоречивость и неоднозначность данногопроцесса обусловлена объективными причинами ипрежде всего уникальной спецификой, отличающейкаждый частный случай выстраивания политико-религиозного диалога. На характер религиозно-политического (и как частный случай - государствен-но-церковного) взаимодействия влияют многие фак-торы. Это и собственно социальная стратегия религииили комплекса религий, распространенных в конкрет-ном обществе, характер взаимоотношений в поликон-фессиональной среде, и сложившийся социальныйстатус религии, и характеристики политической над-стройки - форма правления, тип политического ре-жима, и традиции политического поведения, а такжемногочисленные экономические, культурные и иныефакторы. Большое значение имеют и внешние вызо-вы, зачастую становящиеся не только перед нормамии институтами традиционной религии, но и перед по-литической системой общества.Значительное влияние на политический процессоказывает разность динамических потенциалов рели-гиозной и политической сфер жизни общества: рели-гия, будучи наиболее сильно привязанной к моделямпрошлого, статичным ценностным и установочнымсистемам, имеет тенденцию к запаздывающему и за-трудненному восприятию качественно новых явлений.Эта разность потенциалов способна генерировать со-циальное противоречие, разрешение которого зачастуюзатрагивает политическую сферу жизни общества, по-буждая носителей религиозного сознания использоватьв своих интересах различные политические механизмыкак наиболее эффективные.Сейчас становится ясно, что спокойное сосущество-вание религии и политики невозможно, так как раноили поздно подвергнется масштабным изменениям од-на из этих двух систем, либо же обе сразу. Как показы-вает исторический опыт, политические и религиозныеинституты начинали взаимодействовать лишь тогда,когда было необходимо или сражаться против каких-либо действий внутри страны, или противодействоватьвнешним угрозам, хотя противоречия постоянно себяобнаруживали и в этих взаимодействиях. Непрерывнопродолжалась борьба, скрытая либо явная, за увеличе-ние влияния на общественную жизнь. Взаимоотноше-ния политики и религии на протяжении многих столе-тий определяли различные факторы.Вопреки тому, что религиозные лидеры в интере-сах достижения своих целей очень часто использова-ли инструменты политики, а органы политическойвласти в целях укрепления своих позиций опиралисьна религию, противоречия не прекращались, а частодаже шла борьба за место главенствующей силы вэтих взаимоотношениях. Несмотря на определеннуюсхожесть функций, в религии и политике используют-ся как различные подходы к оценке действий людей,так и отличающиеся модели регулирования их пове-дения. Религия руководствуется зафиксированными всвященных текстах нравственными заповедями, в товремя как политика пользуется принципом целесооб-разности. На уровне массового сознания, особенно вусловиях кризисного состояния общества, когда в об-ществе превалируют настроения разочарования впрошлом и настоящем и тревоги по отношению к бу-дущему, религия видится не фактором конфликта, афактором стабильности, своеобразной панацеей отобщественных болезней.Несмотря на относительно высокую теоретизациюмассового сознания современного общества, в нем до-минирует социально-психологический фактор, опреде-ляющий, насколько морально и правомерно то илииное явление общественной жизни. Религия способналегитимировать некоторые социально-политическиеэлементы прежде, чем их закрепление произойдет нагосударственном уровне.Здесь уместно обратиться к анализу созидательнойфункции религии Макса Вебера, который в работах«Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйст-венная этика мировых религий», «Теория ступеней инаправлений религиозного неприятия мира» и другихраскрыл влияние религии на процесс социальных из-менений в различных странах и регионах. Основнаяобоснованная им идея состоит в том, что значительнаяроль в формировании всей современной западной ци-вилизации принадлежит религиозным и этическим по-строениям протестантизма. Протестантизм дал стимулк качественному изменению динамики цивилизацион-ного развития, в то время как восточные религии нетолько не стимулировали развитие, но, напротив, в оп-ределенном плане даже препятствовали ему [1].Религия и политика, однако, могут оказывать вза-имное влияние друг на друга. Политика воздействуетна религию, регулируя общественную жизнь, создаваязаконные границы для ее жизнедеятельности, форми-руя климат взаимного уважения и терпимости междуконфессиональными общностями, защищая права гра-ждан на свободу совести, а также регулируя правовоеположение религиозных организаций. В свою очередьполитический процесс развивается и обусловливаетсяне только границами существующих соотношений по-литических сил и характером политической системы,но и сформировавшимися в обществе духовными идеа-лами и принципами. Последние, кстати сказать, опре-деляются в обществе религиозными учениями.Широкое распространение имеет тенденция вклю-чения религиозных организаций в политическую сис-тему посредством создания различных политическихпартий по конфессиональному принципу. Если обра-титься в качестве примера к христианскому миру, томожно заметить обратно пропорциональную зависи-мость между степенью их политического влияния иуспешности и «религиозностью» как таковой. Подоб-ные партии являются в значительной степени сугубополитическими институтами (это справедливо также идля иудаистских, и для многих исламских политиче-ских партий и др.), однако история их возникновенияявляется еще одним примером того, как религиозноеначало способно эволюционировать в конструктивныйполитический продукт.Таким образом, несмотря на известный ценностныйантагонизм, в ряде случаев религия и политика способ-ны взаимодополнять друг друга, что особенно целесо-образно в кризисные и переходные периоды. Взаимо-действие двух настолько различных систем в разныхстранах и культурах балансирует между крайностямиагрессивной секуляризации и тотальной клерикализа-ции, зачастую осложняется острыми межконфессио-нальными противоречиями, однако соблюдение этогобаланса позволяет значительно дополнить комплексмеханизмов социального регулирования, социальнойстабилизации, а также повысить их эффективность.В настоящее время имеет место всплеск религиоз-ной активности в политической сфере, и этот всплескобусловлен главным образом реалиями глобализации,размыванием многих межкультурных барьеров и по-становкой перед большинством существующих кон-фессий качественно новых вызовов.В условиях глобализационных процессов, таких какмассовая миграция, смешение разных этносов со свои-ми культурными и религиозными традициями, особуюопасность несут недостаточное знание особенностейдругих религий и культур и непонимание сути иныхнравственных ценностей, норм поведения [2. С. 33].Эти обстоятельства влекут за собой неспособность ус-танавливать взаимоприемлемые отношения, становятсяпричиной глубоких обид, оскорблений, острых кон-фликтных ситуаций, создают благоприятную почву идля экстремистской активности.Особую остроту конфликты приобретают в случаепересечения этнических и классовых различий с рели-гиозными. Религиозный фактор может выступать какнаиболее яркое проявление межэтнического противо-речия, а в случае наличия стабильных этнических,экономических или иных связей, интегрирующих об-щество, религиозная рознь становится главным при-знаком дифференциации. Религиозная принадлеж-ность может привести к конфликту между необходи-мостью следовать требованиям религиозной веры исветского закона.Существующие на данный момент стратегии реак-ции религии на актуальные вызовы современностивесьма разнообразны и варьируют от конструктивных,положительно влияющих как на межконфессиональ-ные, так и на международные и внутригосударствен-ные социальные отношения, до весьма деструктивных,ведущих к дестабилизации и кризисам в локальных ирегиональных масштабах. Единственной общей чертой,так или иначе присущей всем существующим моделям,является использование конфессиональными структу-рами в той или иной мере политических средств. Ужесейчас можно видеть, что взаимодействие религии сполитической сферой жизни общества в зависимостиот конфессии и национально-культурных традицийрегиона идет различными путями, и в рамках одногонационального политического процесса может раскры-ваться как дестабилизирующий, так и консолидирую-щий потенциал конфессионального фактора.Поскольку для большинства национальных полити-ческих процессов в настоящее время характерно вос-приятие ряда западных, либерально-демократическихстандартов, находящих отражение не только в полити-ке, но и в иных сферах общественной жизни, важнымусловием для успешной реализации консолидирующе-го и стабилизационного потенциала религии становит-ся ее способность если не к принятию, то, по крайнеймере, к мирному сосуществованию с подобными стан-дартами.Политическое поведение нередко определяется ре-лигиозными ценностями, происходит выстраиваниевнешней и внутренней политики государств в соответ-ствии с религиозными интересами. Однако с другойстороны, всё более популярным становится использо-вание механизма манипулирования общественныммнением с помощью религиозного концепта, происхо-дит эксплуатация религии в интересах правящих элит,в частности в области повышения собственной легити-мации [3. С. 170]. Таким образом, можно отметитьидентичность многих средств, используемых и в поли-тике, и в религии для достижения цели, а также взаим-ную способность одной служить инструментом в инте-ресах другой. Учитывая эти обстоятельства, некоторыеученые склонны выделять специфическую «политиче-скую функцию» религии.Инерционность религии и принципиальная несо-вместимость различных конфессиональных системобусловили известную конфликтность, в той или инойстепени привносимую религиозным фактором в раз-личные социально-политические процессы. Причем каксугубо религиозный конфликт может приобретать по-литическую окраску, так и изначально светское, соци-ально-экономическое или иное противоречие можетвылиться в масштабные религиозные столкновения.Религиозных лидеры и обычные верующие, как прави-ло, убеждены в абсолютной истинности своей веры,что сильно затрудняет процессы международного, ме-жэтнического и межконфессионального взаимодейст-вия. Подобные идеи собственной исключительностиприводят к религиозно окрашенным конфликтам, бази-рующимся на политических, социальных, экономиче-ских и ценностно-культурных противоречиях, а такжененалаженной национальной политике в многокон-фессиональных государствах. Религиозные разногла-сия являются наиболее трудноразрешимыми и мас-штабными из социальных конфликтов, которые зачас-тую приводят к вооружённым столкновениям и массо-вым беспорядкам. Однако не стоит забывать, что лю-бой конфликт и борьба могут в конечном счёте привес-ти и к обновлению общества, построению новых, осно-ванных на принципах равенства и уважения к друг дру-гу отношений.Особую значимость религиозно-политическоевзаимодействие и связанные с ним проблемы приобре-тают для нашей страны. В условиях политическойтрансформации и социально-экономической неста-бильности полиэтническое и поликонфессиональноероссийское общество находится под угрозой увеличе-ния межконфессиональных и межэтнических противо-речий, которые способны перерасти в масштабные по-литические конфликты. Такое общество нуждается вдополнительных механизмах регуляции. Основнымипричинами, осложняющими реализацию консолиди-рующего начала в религии нашей страны, являютсязаметная ориентация российских властей на взаимо-действие именно с Русской православной церковью,непродуманная религиозная политика государства, атакже довольно откровенная провластная ориентиро-ванность самой РПЦ [4]. При всём этом ослабеваетдоверие населения к религиозным организациям и, вчастности, институту церкви.Таким образом, большинство инициатив религиоз-ных организаций в сфере принятия политических ре-шений спровоцировано проблемами социально-политического и экономического характера, а такжепостоянно усиливающимися вызовами глобализацион-ных процессов, размыванием национальных границ,тенденциями к тесному взаимопроникновению куль-тур. Эти факторы обусловливают необходимость на-хождения более действенного механизма социальногорегулирования. Уменьшение напряжённости дестаби-лизрующей функции религии и достижение взаимопо-нимания различных конфессиональных сил возможнотолько в результате диалога сторон, а для этого необ-ходимо выстраивание действующей и благоприятнойнормативно-институциональной базы, в рамках кото-рой будут осуществляться принципы толерантности,взаимоуважения и равенства.

Ключевые слова

религия, политика, глобализация, religion, politics, globalization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Павловнин Максим СергеевичЯрославский государственный университет им. П.Г. Демидовааспирант кафедры социально-политических теорий факультета социально-политических наукseeleinnot@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. М. : ИНИОН, 1991. 472 с.
Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социс. 2006. № 10. С. 33-40
Васильев Л.С. История религий Востока. М. : Книжный дом Университет, 2004. 704 с.
Красиков Л. Глобализация и православие // Религия и глобализация на просторах Евразии / Моск. центр Карнеги. М. : Неостром, 2005. С. 28-91.
 Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия