Деятельность томского железнодорожного (клубного) собрания в начале ХХ в.: социокультурный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Деятельность томского железнодорожного (клубного) собрания в начале ХХ в.: социокультурный аспект

Формирование классов нового индустриального мира в России сопровождалось рождением новой индустриальной культуры, частью которой стали корпоративные организации рабочих и служащих. Рассматриваются процесс организации железнодорожного (клубного) собрания в г. Томске, основные цели и направления его деятельности. Акцентируется внимание на роли и значении собрания в повышении нравственного уровня железнодорожных служащих и формировании единого коллектива Сибирской железной дороги в начале XX в.

Tomsk railway club in early 1900s: social and cultural aspects.pdf Выбор Томска как железнодорожного центра Сиби-ри не был случаен. К началу XX в. это был крупныйгубернский город с населением 70 тыс. человек [1.C. 25]. В силу исторических причин и выгодного гео-графического положения Томск по праву считался цен-тром «умственной и торговой жизни» Западной Сиби-ри, где расположились все административные учреж-дения губернии. Здесь же были сосредоточены фабри-ки, заводы и учебные заведения. Своему положениюгород во многом был обязан проходящему через негоГлавному Сибирскому тракту, что в свое время позво-лило взять верх над Омском, Тобольском, Краснояр-ском и Иркутском в конкуренции за право учрежденияпервого в Сибири университета (1878 г.) [2. C. 90], а впоследующем и технологического института (основанв 1896 г.).С учреждением в городе Управления Сибирскоймагистрали в Томск на службу приехали наиболее ква-лифицированные железнодорожные служащие, многиеиз которых были выходцами из Центральной России. Иесли в самом Томске и на крупных станциях магистра-ли служащие могли принимать участие в культурно-массовых мероприятиях, общественной жизни, утолятьсвой духовный голод, то на большей части дороги же-лезнодорожники были этого лишены. Со средних ималых станций приходили сообщения, позволяющиеярко представить себе условия, в которых оказывалисьместные служащие.Со ст. Кутулик Восточного участка дороги: «Отсут-ствие общества, развлечений и возможности общения слюдьми порождает гнетущее однообразие жизни дляудовлетворения только животных потребностей: поел,поспал, подежурил и т.д.»; со ст. Тинская: «Малочис-ленность людей и отсутствие связывающих, на слу-жебной почве, интересов делают жизнь положительнонесносной» [3. C. 90, 92].В результате, помимо непосредственно железно-дорожной деятельности, перед Министерством путейсообщения (МПС) и Управлением Сибирской желез-ной дороги встала задача развития социокультурнойсферы на линии (возведение храмов, учебных и меди-цинских учреждений, санаториев и др., а также же-лезнодорожных клубов, имевших большое значениедля служащих).К началу XX в. практика учреждения клубов полу-чила широкое распространение в Западной Европе,США и на некоторых железных дорогах России (в ча-стности, на Полесских) [4. Л. 12]. Сибирская прессаотмечала, что клубы играли огромную роль в образо-вании и воспитании рабочих масс [5. C. 2].Деятельность заграничных клубов становиласьпримером для распространения идей об учреждениитаких же организаций в России. Некоторое время,правда, сохранялись критические настроения средичасти служащих, считавших лишним создание желез-нодорожных клубов. Во время строительства клуба вТомске одним из служащих была высказана мысль,что это «ненужная затея, без которой вполне можнообойтись» [6. C. 19], поскольку в городе хватало уве-селительных и просветительских учреждений.Между тем большинство придерживалось иныхвзглядов. Пресса в Сибири высказывала пожелание,чтобы клуб «объединил многочисленную железнодо-рожную корпорацию служащих, представляющую вданное время крайне разрозненный элемент, отдельныечлены которого, в большинстве случаев, не имеют ре-шительно ничего общего между собою вне служебнойсферы» [7. C. 2].Инициатива создания томского клуба в 1900 г. при-надлежала первому начальнику Сибирской магистралиВ.М. Павловскому. Клуб должен был «объединитьмногочисленных своих подчиненных в одну дружнуюсемью» [8. C. 2]. Однако торжественное открытие по-следовало только 21 октября 1903 г., в первый же деньпосетителями стали около 700 человек [9. C. 3]. До это-го дня в Канцелярии начальника дороги постояннопроводились семейно-танцевальные вечера, собирав-шие иногда более 500 железнодорожных служащих ичленов их семей [8. C. 2]. В соответствии с утвержден-ными МПС однотипными уставами собраний служа-щих главной целью клубов (в том числе томского) бы-ло предоставление своим членам и их семьям возмож-ности «с удобством, приятностью и пользой» [10.Л. 10] проводить свободное от работы время.Для достижения указанной цели клубу предостав-лялось право учреждать библиотеку и читальню; со-держать столовую; устанавливать необходимое обору-дование для занятий спортивными упражнениями ииграми; устраивать научные чтения, музыкальные, ли-тературные и танцевальные вечера, детские вечера иутренники, драматические и оперные представления,гимнастические и спортивные упражнения и игры, об-щественные гулянья, прогулки и экскурсии; содержатьхор и оркестр; выписывать книги, газеты и другие пе-риодические издания; проводить в помещении собра-ний различные игры, за исключением азартных и за-прещенных правительственными распоряжениями [11.Л. 89]. Со дня основания клуба его попечителем сталначальник дороги В.М. Павловский, получивший ста-тус пожизненного почетного члена после отбытия смагистрали. Последующие начальники Сибирской до-роги также являлись почетными членами собрания.Лица женского пола первоначально не могли статьдействительными членами клуба, будучи простымипосетителями. Вскоре, однако, этот запрет был снят идействительными членами могли быть лица обоегопола, как служащие, мастеровые и рабочие на станции,так и принадлежащие к их семьям. Для постороннихвход в собрание был свободным за соответствующуюплату. Имеющиеся сведения о количестве членов вразные годы отрывочны и с трудом поддаются верифи-кации (таблица).Динамика численности членови посетителей железнодорожного собранияГодыПочет-ныечленыДействи-тельныечленыПосети-тели(мужчи-ны)Посе-тите-ли(жен-щи-ны)Все-го1904/05 1 306 29 12 3481907/08 2 134 23 2 1611908/09 1 113 29 5 1481910/11 - 320 - - 366Делами клуба заведовало общее собрание действи-тельных членов и совет старшин. Последний избиралсяобщим собранием и выполнял текущую работу: со-ставлял отчет за истекший год и смету на предстоящий,рассматривал поступавшие от членов предложения ижалобы. Восторженные отклики, вызванные учрежде-нием клубов на линии (в том числе томского) и первы-ми развлекательными мероприятиями в их стенах, по-влекли за собой дискуссии о необходимости расшире-ния функций данных организаций, поскольку ожидае-мого единения служащих в клубах не происходило.Виной тому было, по мнению современников, несо-блюдение обязательных для этого условий - «равенст-ва развития» и «общности духовных интересов» же-лезнодорожников [12. C. 263].Добиться изменения ситуации в рамках деятельно-сти клубов в короткие сроки было невозможно, по-скольку на Сибирской линии трудился слишком разно-родный состав служащих (по образованию и воспита-нию). Однако путь был намечен: достижение единенияне столько с помощью развлекательных мероприятий,сколько за счет материальной и моральной взаимнойподдержки членов клуба [13. C. 129].Взаимная поддержка, совместная деятельностьмладшего и старшего персонала, таким образом, могласпособствовать искомому единению служащих, что иотразилось в деятельности томского клуба. Служащиерегулярно устраивали в нем благотворительные акции,оказывали посильную помощь не только железнодорож-никам и их детям, но и сторонним нуждающимся. Так, вфеврале 1904 г. ученики приходских городских училищТомска получили возможность бесплатного осмотравыставки коллекции бабочек и жуков инженераА. Мейнгарда [14. C. 3]. В феврале 1907 г. собрание пе-редало один из бильярдов железнодорожному курортуна озере Карачи, высказав при этом просьбу о ежегод-ном бесплатном приюте на время курортного сезона для10-15 детей членов собрания [15. C. 3]. 24 ноября 1913 г.за счет благотворительного спектакля томским собрани-ем было получено около 2 тыс. рублей прибыли для оп-латы учебной деятельности детей служащих [16. C. 3].До 1911 г. это собрание субсидировало общество «Ясли»в размере 272 рублей, Народный Университет -1 188 рублей и железнодорожный приют - 1 600 рублей[17. C. 100]. При этом стоит учитывать, что, несмотря наоказываемую время от времени материальную поддерж-ку клубам со стороны МПС, большую часть средств онизарабатывали сами за счет взносов членов, устраивае-мых спектаклей, концертов и т.д.Широкую известность получил существовавший присобрании музыкально-драматический кружок. В сезоне1907/08 гг. им было устроено 2 семейно-танцевальныхвечера, 2 маскарада, 1 сеанс кинематографа, 2 детскихвечера и 20 спектаклей с танцами. В спектаклях принялиучастие 54 члена кружка. За указанный сезон устроен-ные кружком спектакли и вечера посетили 1 899 членовжелезнодорожного собрания и 2 875 посторонних чело-век [18. C. 2]. Преследуя в своей деятельности просвети-тельские цели, в 1911 г. кружок установил обычай невпускать опоздавшую публику в зрительный зал во вре-мя спектакля. Нововведение было с негодованиемвстречено частью томской публики, не привыкшей ктаким мерам [19. C. 4]. Об уровне кружка свидетельст-вовало приглашение в 1912 г. на роль председателяД.Е. Лошкарева - главного бухгалтера Сибирской доро-ги, организатора Тифлисского артистического общества,лучшей любительской организации на тот момент в Рос-сии [20. C. 2]. В 1910 г. клуб учредил шахматный кру-жок, где проходили турниры игроков первой категории.Для них в помещении клуба была выделена бывшаядамская карточная комната и установлено необходимоедля шахматистов оборудование [21. C. 3]. Заботясь оповышении культурного уровня своих членов, клубприобрел библиотеку, основанную в 1907 г. К 1910 г.она имела 3 783 тома книг и периодических изданий.Количество подписчиков к сентябрю 1911 г. составляло297 человек [22. C. 2].Большое значение придавалось воспитанию детейчленов собрания. Еще в 1903 г. клубом был создандетский кружок, принимавший детей железнодорож-ников в возрасте от 3 до 8 лет. В нем они занималисьлепкою, пением, легкими физическими упражнения-ми [23. C. 2]. Практиковались детские костюмиро-ванные вечера с фокусами и театральными представ-лениями, конфетти и серпантином. При собраниисуществовал также свой детский сад, где за малолет-ними детьми присматривали учителя, пока родителинаходились на службе. Дети занимались гимнасти-кой, пением, играми, рисованием, обучались грамо-те, природоведению и различным ручным работам:вышиванию, плетению, вязанию [24. C. 3]. Ежегоднособрание отчисляло на работу сада 2 тыс. рублей [25.C. 3]. В рамках томского клуба обсуждался проектсоздания «образцовой школы». Авторы проекта на-деялись, что в ней, помимо специальных знаний иобогащения ума школьника, будут «заботиться оразвитии альтруистических чувств и воспитыватьсилу воли», в итоге из стен школы «могут выйти по-лезные и добрые деятели с высоко развитым чувст-вом социального долга» [26. C. 3]. Однако, вследст-вие недостатка материальных средств, школа так ине была создана.Наконец, в клубе ревностно относились к соблюде-нию установленных в учреждении правил поведения.Старшины и дежурный обязаны были следить за со-блюдением публикой «должного порядка, вежливостии приличия». В случае если посетителем совершалисьдействия, «нетерпимые в приличном обществе» [27.Л. 13 об.], составлялся протокол и совет старшин ре-шал, может ли нарушитель в дальнейшем посещатьклуб. Гость мог быть лишен этого права навсегда, асудьбу члена клуба решало общее собрание.Таким образом, соединяя в своей деятельности куль-турно-развлекательные программы, благотворительныеакции, материально и морально поддерживая своих чле-нов, томский железнодорожный клуб стремился к удов-летворению культурных и духовных потребностей слу-жащих. В конечном итоге эти действия были направле-ны на формирование единого, постоянного коллективаслужащих на Сибирской дороге с осознанием принад-лежности к одной общей железнодорожной семье.

Ключевые слова

Сибирская железная дорога, Томск, собрание, клуб, Siberian railway, Tomsk, meeting, club

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сердюк Владимир АлександровичОмский государственный университет путей сообщенияаспирант кафедры истории, философии и культурологииa.serdyuk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Вольский З. Вся Сибирь : справ. кн. по всем отраслям культур. и торг.-пром. жизни Сибири. СПб. : Изд-во и склад издания при Первом Санкт-Петербургском адресном деле, 1908 (Электропечатня Я. Левенштейн). 582 c.
Настольный календарь на 1919 год / под ред. М.Н. Пинегина, МНП. Томск : Типолитография Томской железной дороги, 1919. 189 c.
Любимов Л.Н. Очерк эксплуатации Сибирской железной дороги в первые три года после соединения Западно-Сибирского участка таковой с Средне-Сибирским. СПб. : Собр. инж. пут. сообщ., 1904. 96 c.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 229. Оп. 4. Д. 4.
К вопросу о рабочих клубах в России // Народная летопись. 1909. 14 июля.
Маленький человек. С Сибирской ж. д. // Железнодорожник. 1903. № 28.
Новый клуб // Сибирская жизнь. 1903. 6 июня.
Зачатки железнодорожного клуба // Сибирская жизнь. 1900. 26 апреля.
Сибирская жизнь. 1903. 24 октября.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 215. Оп. 1. Д. 75.
РГИА. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2008.
Отголоски железнодорожной жизни // Вестник Юго-Западных железных дорог. 1904. № 26.
Д-в. Отголоски железнодорожной жизни // Вестник Юго-Западных железных дорог. 1905. № 11.
Сибирская жизнь. 1904. 21 февраля.
С.П. В обществе железнодорожников // Сибирская мысль. 1907. 8 февраля.
Эм. Ге. Вечер железнодорожников // Сибирская жизнь. 1913. 28 ноября.
Город Томск. Томск : Сиб. т-во печат. дела, 1912. 507 с.
К объединению драматических сил г. Томска // Сибирская жизнь. 1908. 4 мая.
В железнодорожном собрании // Сибирская жизнь. 1911. 17 февраля.
В железнодорожном собрании // Сибирская жизнь. 1912. 10 февраля.
Шахматная жизнь в Томске // Сибирская жизнь. 1910. 6 октября.
Библиотека железнодорожного собрания // Сибирская жизнь. 1912. 14 февраля.
О железнодорожном собрании // Сибирская жизнь. 1903. 14 сентября.
В обществе железнодорожников // Сибирская мысль. 1907. 6 февраля.
Детский сад у железнодорожников // Сибирская жизнь.1906. 20 июня.
В обществе железнодорожников // Сибирская жизнь. 1907. 13 июля.
ГАТО. Ф. 215. Оп. 1. Д. 75.
 Деятельность томского железнодорожного (клубного) собрания в начале ХХ в.: социокультурный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Деятельность томского железнодорожного (клубного) собрания в начале ХХ в.: социокультурный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия