О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360.

О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг.

Рассматривается вклад Республики Казахстан в разработку Стратегии ЕС по отношению к странам Центральной Азии, принятой в ходе председательства Германии в Евросоюзе в 2007 г. Несмотря на то что Стратегия является внутренним документом ЕС, в ней учтены пожелания и рекомендации представителей стран Центральной Азии, и прежде всего Казахстана. ЕС высказал готовность содействовать вступлению стран региона в ВТО, модернизации экономики, оказать странам ЦА содействие в борьбе с наркотрафиком, в решении проблем миграции, урегулировании приграничных проблем и т.д.

Kazakhstan's contribution to elaboration of ''The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership for 2007-2013''.pdf Первые шаги Европейского Союза (ЕС) по опреде-лению стратегии сотрудничества со странами Цен-тральной Азии (ЦА) предпринимались с середины1990-х гг. после подписания Маастрихского договора1993 г., который зафиксировал качественно новые па-раметры в политике ЕС, а именно проведение болееактивной региональной политики за пределами Европы[1. С. 299]. 10 октября 1995 г. Комиссия Европейскогосообщества опубликовала коммюнике «Об отношенияхс новыми независимыми государствами ЦентральнойАзии». Речь шла о геополитических и экономическихинтересах ЕС в регионе, достижении целей ЕС черезразвитие демократических институтов в ЦА, уменьше-ние конфликтного потенциала и осуществление эконо-мических реформ в регионе; о стремлении ЕС укрепитьсвою экономическую безопасность, усилив свои пози-ции в принятии решений в области энергетики и добы-чи минеральных ресурсов в Центральной Азии [2].Подчеркивалась необходимость индивидуального под-хода к странам региона. Казахстанские специалистыполагали, что это могло быть основой для развернутойстратегии Евросоюза [3].После событий 11 сентября 2001 г. интерес ЕС крегиону оживился. В октябре 2002 г. принимается«Стратегия ЕС в отношении Центральной Азии на2002-2006 годы». В ней отмечалась важность обеспе-чения безопасности и предотвращения конфликтов,устранения источников политической и социальнойнестабильности, улучшения инвестиционного климатав странах Центральной Азии (программы ТАСИС иТЕМПУС) [4]. Документ был направлена на созданиедобрососедских отношений и сотрудничество междустранами ЦА, используя прагматичный формат «изме-няемой геометрии» там, где у ЕС есть стратегическиеинтересы. Имелось в виду создание транспортных иэнергетических сетей, устойчивое использование при-родных ресурсов, внедрение международных экологи-ческих, юридических и внутриполитических стандар-тов [5. С. 12].C принятием в 2004 г. в ЕС 10 стран Центральной иВосточной Европы руководство Евросоюза получиловозможность уделять более пристальное вниманиеЦентральной Азии. В 2005 г. встал вопрос о необходи-мости разработки новой Стратегии, охватывающейдлительный период. Не исключено, что ЕС хотел датьответ появившемуся в августе 2005 г. проекту США«Большая Центральная Азия». Центрально-азиатскиеаналитики связывали «проснувшийся» стратегическийинтерес ЕС к региону с осложнениями с поставкамироссийского газа в Европу в начале 2006 г. из-за про-блем с украинским транзитом [6. С. 56]. По всей види-мости, необходимость новой Стратегии объяснялосьтем, что в 2006 г. подводились итоги десятилетнеговзаимодействия ЕС со странами Центральной Азии врамках соглашений о партнерстве и сотрудничестве,которые были подписаны с Казахстаном и Киргизией в1995 г., с Узбекистаном - в 1996 г. и Туркменистаном -в 1997 г. Евросоюз проявлял интерес к взаимодействиюсо странами Центральной Азии не только в областибезопасности [7].В феврале 2006 г. европейская сторона подготовилапредложения к проекту новой Стратегии на 2007-2013 гг. Поскольку в документе затрагивалась в основ-ном область торгово-экономического сотрудничества(торговля, инвестиции, энергетика, транспорт и т.д.),председательствовавшая в тот период в ЕС Германияобратилась к Казахстану с просьбой изложить свое ви-дение. Вопрос о новой Стратегии обсуждался минист-ром иностранных дел РК К. Токаевым с германскимколлегой Ф.-В. Штайнмайером, статс-министром МИДГ. Эрлером и бывшим канцлером Г. Шредером в ходевизита главы казахстанского внешнеполитическоговедомства в Берлин 18-19 мая 2006 г. Была достигнутадоговоренность, что Астана внесет предложения поСтратегии. ФРГ была тем государством в ЗападнойЕвропе, которое наилучшим образом понимало про-блемы Центральной Азии [8].Активная роль Берлина в создании новой Стратегииобъяснялась многими факторами. В 2000 г. ведущийнемецкий институт в области внешней политики -Германское общество внешней политики - разработалдля своего правительства концепцию так называемогоСтабилизационного пакта для Каспийского моря. Онсостоял из трех элементов:1) создание сети транспортных коммуникаций полинии Восток - Запад как противовеса существующимдвести лет путям Север - Юг;2) укрепление демократии и рыночной экономики вновых независимых государствах региона;3) переход от геополитики к экономической конку-ренции [9. С. 76].В марте 2002 г. правительство ФРГ подготовилоконцепцию в отношении региона. В ней были опреде-лены приоритеты по содействию межрегиональномусотрудничеству, поддержке суверенитетов стран ЦА,предотвращению конфликтов, борьбе с терроризмом иорганизованной преступностью, укреплению демокра-тических структур и структур правового государства,поддержке экономических реформ и борьбы с бедно-стью, содействию природоохранным мероприятиям.Ранее, в мае 2001 г., в германском внешнеполитиче-ском ведомстве (накануне визита министра иностран-ных дел Й. Фишера в ЦА) был опубликован меморан-дум руководителя Департамента планированияА. Шмиллена с изложением германского видения ев-ропейских интересов в регионе. По мнению А. Шмил-лена, Брюссель и Берлин должны были внести вклад вукрепление государств ЦА, поддержку региональнойкооперации, обеспечение доступа к мировым рынкам ипомощь в решении гуманитарных, социальных и эко-логических проблем. Это требовало непосредственногополитического вовлечения Европы в региональнуюполитику. ЕС должен был участвовать в строительственефтегазовой промышленности и инфраструктуры врегионе, многовариантной системы трубопроводов сучастием российской стороны [10].В ходе работы над предложениями новой Стратегииказахстанская сторона рассматривала широкий ком-плекс вопросов, многие из которых заслуживают упо-минания. Это участие ЕС в программах, способствую-щих повышению конкурентоспособности и диверси-фикации экономик стран ЦА, увеличению экспортногопотенциала. Важными представлялись отмена дискри-минационных инструментов торгового режима ЕС,реализация инициатив по гармонизации законода-тельств стран региона в соответствующих сферах дляоблегчения торгового обмена с ЕС, введение мер регу-лирования экспорта для облегчения коммерческогоприсутствия стран ЦА в ЕС, содействие завершениюпереговоров по вступлению во Всемирную таможен-ную организацию (ВТО).Актуальным виделось создание благоприятных ус-ловий для развития высокотехнологических и наукоем-ких технологий в ЦА, участие стран региона в иннова-ционных программах ЕС, поддержка высокотехноло-гического экспорта Евросоюза в государствах ЦА.Предполагалось привлечь европейский капитал в клю-чевые проекты и кластеры таких отраслей, как сельскоехозяйство, транспорт и логистика, строительство, ме-таллургия, туризм, нефтяное и газовое машинострое-ние, пищевая, химическая и текстильная промышлен-ность, а также участие европейских структур в созда-нии специальных экономических зон и технопарков.Одним из приоритетов было развитие транспортно-го потенциала стран ЦА и их интеграция в Трансъев-ропейскую сеть автомобильных дорог. Важным на-правлением могло бы стать взаимодействие в развитиималого и среднего бизнеса. Речь также шла об адапта-ции законодательств стран региона к законодательствуЕС, европейским стандартам технического, фитосани-тарного, экологического регулирования, защите правпотребителей, совершенствовании систем стандартиза-ции и сертификации товаров. Обсуждались перспекти-вы сотрудничества в решении проблем экологии,управления водными ресурсами, в том числе путемсоздания Международного водно-энергетического кон-сорциума. Целесообразным было бы взаимодействиеевропейских структур и региональных организаций,членами которых являются страны ЦА, рассмотрениевозможности сотрудничества в трехстороннем форматес участием таких государств, как Россия и Турция, атакже учет приоритетов, действующих программ ипланов региональных интеграционных структур, в со-став которых входят центрально-азиатские страны.Перспективным виделась реализация совместных про-ектов в сфере укрепления безопасности, борьбы с меж-дународным терроризмом и экстремизмом, наркобиз-несом и транснациональной преступностью. Необхо-димым представлялось взаимодействие в развитии ме-жэтнического, межконфессионального и межрелигиоз-ного диалога в Евразии с учетом казахстанского опытаподдержания межнационального согласия, толерантно-сти, а также деятельность уникального инструментаудовлетворения духовных, культурных и языковыхтрадиций - Ассамблеи народов Казахстана.В июне 2006 г. казахстанские предложения былипереданы в Берлин. Они затрагивали сферы региональ-ной интеграции, экономического развития, демократи-зации, энергетики и безопасности, поскольку указан-ные области имели важное значение для социально-экономического и политического развития центрально-азиатских стран. В частности, подчеркивались важ-ность и своевременность подготовки Стратегии дляобеспечения стабильности не только в регионе, но и наевразийском пространстве. Отмечалось, что дейст-вующая европейская политика направлена на закреп-ление позиций ЕС в ЦА, поскольку Евросоюз имеет врегионе существенные геополитические и экономиче-ские интересы, наряду с Россией, Китаем и США. Учи-тывая, что перед центрально-азиатскими странамистояли нерешенные задачи в построении институтоврыночной экономики и диверсификации экономиче-ских систем, предлагалось учесть различные потребно-сти государств региона с акцентом на содействии вповышении эффективности управления экономикой иразвитии частного сектора, расширении человеческогопотенциала, эффективности государственного управ-ления, улучшении инвестиционного климата, привле-чении новых технологий, создании высокотехнологи-ческих и экспортоориентированных производств.Следовало зафиксировать значение России, Китая,США и других стран для интеграции государств ЦА вболее широкую сферу сотрудничества с ЕС, отразитьвозможность взаимодействия в трехстороннем форматеЕС - Россия - Центральная Азия. Целесообразным бы-ло дополнение регионального подхода, на чем акцен-тировал свое внимание ЕС, индивидуально-страновым,предполагающим поощрение государств, где наблю-дался наибольший прогресс в экономических и поли-тических преобразованиях. Рекомендовалось сохранитьстратегию партнерства с опорой на регионального ли-дера, играющего роль «локомотива» экономическогоразвития и демократизации в ЦА. Региональная инте-грация виделась как цель, выбор средств достиженияопределялся реализуемыми проектами.Учитывая интерес ЕС к Шанхайской организациисотрудничества (ШОС) и Совещанию по взаимодейст-вию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которые явля-ются дополнительными механизмами поддержаниямира и безопасности, создания инструментов доверияна евразийском континенте, казахстанская сторонаинициировала вопрос о получении Евросоюзом статусанаблюдателя в указанных структурах. В экономиче-ском блоке необходимо было определить приоритетывзаимодействия для разработки дополнительных эле-ментов и механизмов расширения сотрудничества втаких сферах, как сельское хозяйство, транспортно-логистические услуги, строительство, металлургия,туризм, нефтяное и газовое машиностроение, пищевая,химическая и текстильная промышленность, созданиеспециальных экономических зон, технопарков и парковинформационных технологий, развитие малого и сред-него бизнеса, решение проблем использования водно-энергетических ресурсов, создание благоприятных ус-ловий для развития наукоемких и высокотехнологиче-ских секторов, увеличения негосударственных инве-стиций в научно-техническую сферу.Отмечалось, что наиболее сложным является раз-витие государственных и демократических институ-тов региона, так как это требовало учета историческо-го и культурного разнообразия государств ЦА. Под-черкивалось, что развитие демократии, институтовоткрытого гражданского общества, неправительст-венных организаций, законодательства по демократи-зации и усилению роли СМИ, обеспечение и защитаправ человека, проведение конституционной и судеб-ной реформ являются главными составляющими по-литики ЕС в странах ЦА. Реализация этих приорите-тов виделась правильной в рамках наработанныхформ сотрудничества (соглашения о партнерстве, со-ответствующие европейские программы), а также пу-тем расширения формата взаимодействия, в том числечерез получение странами региона особого статуса вЕвропейской политике соседства. Основным содер-жанием работы ЕС в области демократии должна бы-ла стать выработка практических рекомендаций стра-нам ЦА с опорой на критически осмысленный евро-пейский опыт. Перспективную работу в данной об-ласти предлагалось вести на основе востребованностив центрально-азиатских государствах идеи о посте-пенности процессов демократизации, непредсказуе-мости последствий резких изменений и признанииконтрпродуктивности любых форм давления.Учитывая потребность ЕС в стабильных поставкахэнергоносителей, что необходимо для обеспеченияэнергетической безопасности и поиска альтернативныхпоставщиков, была подчеркнута важность выработкиединой европейской энергетической политики в Цен-тральной Азии. В казахстанских предложениях отме-чалась необходимость развития энергетического диа-лога, сотрудничества по транспортным проектамТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, а также в рамках многосто-ронней договоренности по транзиту энергоносителей всоответствии с Договором к Энергетической хартии.Германская сторона позитивно отметила казахстан-ские предложения по Стратегии. В июне 2006 г. Астанус визитом посетил статс-министр иностранных делГ. Эрлер для обсуждения ситуации в ЦА накануне пред-седательства ФРГ в ЕС, а также согласования предложе-ний по проекту Стратегии. Статс-министр подчеркнул,что Казахстан принимает активное участие в подготовкеСтратегии. Германская сторона получила от МИД Ка-захстана документ, содержащий детальные разработкипо данной концепции, которые очень полезны [11]. Входе визита Президента Республики Казахстан Н.А. На-зарбаева в декабре 2006 г. в Брюссель Председатель Ев-ропейской комиссии Ж.М. Баррозу также отметил вкладКазахстана в подготовку этого документа [12]. Несмотряна то что Стратегия являлась внутренним документомЕС, ее разработчики в целом учли пожелания централь-но-азиатских стран, высказанные в тот числе на встречеглав внешнеполитических ведомств в Астане в рамках«Тройка Европейского Союза - страны ЦентральнойАзии» 28 марта 2007 г.Документ, получивший название «ЕС и Централь-ная Азия: Стратегия нового партнерства» [13. С. 9-30],был одобрен на саммите ЕС 22 июня 2007 г. в Брюссе-ле. Презентация Стратегии для государств региона со-стоялась 30 июня 2007 г. в Берлине на специальнойвстрече министров иностранных дел в формате «Трой-ка ЕС - страны Центральной Азии». Проведенный ка-захстанскими специалистами анализ основных поло-жений Стратегии позволил выделить следующее. Вдокументе подчеркивается, что ЕС определил в качест-ве стратегического интереса в ЦА именно стабильностьи безопасность, что полностью совпадает с приорите-тами стран региона. Заслуживает внимания широкийспектр инструментов, которые европейская сторонапривлекает к реализации различных программ в ЦА.Это не только вышеупомянутые соглашения о партнер-стве и сотрудничестве, проекты Европейской комис-сии, ООН, ОБСЕ, НАТО, Венецианской комиссии, Со-вета Европы, ряда международных финансовых инсти-тутов (Всемирный банк, Европейский банк реконст-рукции и развития, Европейский инвестиционныйбанк), но и новые формы диалога.Важен также приоритет ЕС в вопросе содействиярегиональной кооперации, что созвучно с казахстан-скими инициативами. В частности, нацеленность Стра-тегии на придание импульса интеграционным процес-сам в регионе, в том числе по созданию единого рынкав ЦА, регулированию проблем водоотделения, разви-тию региональной безопасности. Были учтены пожела-ния относительно готовности ЕС к конструктивномувзаимодействию с существующими в ЦА региональ-ными структурами (ЕврАзЭС, ШОС, Организация до-говора о коллективной безопасности, СВМДА). В до-кументе нашли отражение приоритеты, по которымсостоялся обмен мнениями в ходе многочисленныхвстреч, посвященных подготовке Стратегии. Данныеприоритеты были дифференцированы и конкретизиро-ваны в рамках отдельно выделенных направлений ипроектов. Например, ЕС высказал готовность содейст-вовать вступлению стран региона в ВТО, дальнейшеймодернизации экономических и финансовых институ-тов, развитию инфраструктуры, доступу к современ-ным технологиям и выходу на европейские рынки. Од-ной из практических задач в области энергетики сталадиверсификация нефтегазового импорта путем вовле-чения каспийских энергетических ресурсов в европей-скую энергетическую систему.Разработчики Стратегии обратили внимание на го-товность ЕС оказать странам ЦА содействие в борьбе сорганизованной преступностью, наркотрафиком, кор-рупцией, торговлей людьми, в решении проблем ми-грации, урегулировании приграничных проблем, вклю-чая границы с Афганистаном. Подчеркивалась важ-ность учреждения регионального центра по борьбе снаркотиками в Алматы, налаживания его взаимодейст-вия с Управлением ООН по борьбе с наркоманией ипреступностью с привлечением потенциала ШОС.Положения Стратегии подтверждали стремление Ев-росоюза к конструктивному диалогу со странами регио-на, цель которого - содействие безопасности, стабиль-ности и процветания в Центральной Азии. Примеча-тельно, что при реализации Стратегии учитывались спе-цифические особенности и глубина реформ в отдельныхстранах региона. В качестве инструмента политическогодиалога были названы регулярные встречи министровиностранных дел в формате «Тройка ЕС - страны Цен-тральной Азии», начало которым было положено в Ас-тане, а также ежегодные совещания руководителей мис-сий ЕС в регионе. Для рассмотрения вопросов, связан-ных с практической реализацией Стратегии, была опре-делена конкретная дата - саммит ЕС в июне 2008 г.В целом в Стратегии было учтено большинствопредложений стран Центральной Азии, в частности, из-ложенные в документе, который был систематизированказахстанским внешнеполитическим ведомством. Вокончательном виде Стратегия стала представлять собойконцепцию, в которой свое отражение нашли приорите-ты сотрудничества Европейского Союза с государствамиЦентрально-Азиатского региона до конца 2013 г.Появление Стратегии ЕС подтолкнуло Республи-ку Казахстан к необходимости представить собст-венное видение перспектив сотрудничества с Евро-пейским Союзом в приоритетных областях (техноло-гическая, энергетическая и гуманитарная сферы, ис-пользование европейского опыта в развитии нацио-нальной институциональной базы) [14]. Через годпосле презентации Стратегии МИД Казахстана попоручению Президента Н.А. Назарбаева подготовилгосударственную программу «Путь в Европу» на2009-2011 гг., которая вошла в число ключевыхинициатив лидера Казахстана, успешно реализован-ных за последние годы [15].

Ключевые слова

Казахстан, Европейский Союз, Стратегия нового партнерства, Kazakhstan, European Union, Strategy for new partnership

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курмангужин Рустем СалимовичМинистерство иностранных дел Республики Казахстан (г. Астана)cоветник министраrustemks@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Годы, которые изменили Центральную Азию / рук. проекта: В.В. Наумкин, П. Линке; отв. ред. И.Д. Звягельская; ИВ РАН, ЦСПИ. М., 2009.
Commission Communication. The EU's Relations with the Newly Independant States of Central Asia. Bruxelles, 1995. URL: http://eurlex. europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:1995:0206:FIN:EN:PDF
Байзакова К.И. Политико-правовые основы сотрудничества Европейского Союза с государствами Центральной Азии. URL: http://www.kisi.kz/img/docs/910.pdf
Уразов А. Политика Европейского Союза в Центральной Азии. 8 августа 2006 года. URL: http://www.apn.kz/publications/ article5729. htm
Strategy Paper 2002-2006 & Indicative Programme 2002-2004 for Central Asia. URL: http://www.eeas.europa.eu/central_asia/rsp/ 02_06_en.pdf
Носов М.Г. Евросоюз и Центральная Азия // Современная Европа. 2006. № 4(28). С. 10-21.
Комилова Х. Центральная Азия и Европейский Союз: новые реалии // Современная Европа. 2009. № 2.
Омаров Н. Зачем Европе Центральная Азия? Бывшие советские республики в свете новой стратегии сотрудничества с ЕС // Независимая газета. 2008. 30 июня.
Интервью министра иностранных дел РК К. Токаева: «В Германии лучше всего понимают проблемы Центральной Азии» русской редакции радиостанции «Немецкая волна» 21 мая 2006 года. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,2027711,00.html
Лаумулин М. Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии: основные этапы и цели // Казахстан в глобальных процессах. 2009. № 2 (20).
Болгова И. Европейская повестка дня: перспективы Центральной Азии. URL: http://www.cainfo.ru/article/opinions/2139
Глава государства Нурсултан Назарбаев посетил в Брюсселе штаб-квартиру Европейской комиссии (ЕК) и встретился с Председателем ЕК Жозе Мануэлом Баррозу // Сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru/news/external_ affairs/ 2006/12/gl
Издание Генерального секретариата Совета ЕС. Европейский Союз и Центральная Азия: новое партнерство в действии. URL: http://ec.europa.eu/external_relations/central_asia/docs/2010_strategy_eu_centralasia_ru.pdf
Курмангужин Р. Из истории разработки казахстанской государственной программы «Путь в Европу» // Право и политика. 2012. № 2.
Выступление министра иностранных дел РК Е. Казыханова на международной конференции «Казахстан - Европа: результаты и новые горизонты сотрудничества» (24 ноября 2011 г., г. Астана). URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/News/ nws2011/
 О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360.

О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия