Становление и развитие законодательства о налоговом стимулировании малого бизнеса в России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360.

Становление и развитие законодательства о налоговом стимулировании малого бизнеса в России

Исследуются вопросы становления и развития законодательства о налогообложении малого предпринимательства в России. Предлагается и раскрывается периодизация процессов зарождения и эволюции малых форм хозяйствования. Освещаются вопросы корреляции существования малого бизнеса и проводимой государственной налоговой политики в рамках определенных социально-экономических условий. Обосновывается целесообразность использования опыта законодательного регулирования в данной сфере в современных реалиях.

Formation and development of legislation on tax stimulation of small business in Russia.pdf При разработке и реализации правовой политикиподдержки и стимулирования малого предпринима-тельства законодатель испытывает необходимость вопределенном базисе, позволяющем сделать ее эффек-тивной. Таким фундаментом, помимо достоверных иактуальных сведений о современном состоянии и по-требностях субъектов малого предпринимательства,должны быть знание закономерностей эволюции объ-екта правового регулирования, а также опыт проведе-ния государственных мероприятий в этой сфере.В специальной юридической литературе отсутству-ет единство взглядов на момент начала законодатель-ной регламентации и количество этапов существованиямалого предпринимательства - различные авторы вы-деляют от двух до семи периодов эволюции малыхформ хозяйствования.Одни из исследователей полагают возможным ут-верждать о становлении малого предпринимательства внашей стране лишь со второй половины XX в. К при-меру, В.А. Зевелев начинает рассмотрение историиоснования малых форм хозяйствования с 1986-1987 гг.[1. С. 99]. Такой же точки зрения придерживаютсяС.А. Артемов и М.М. Бестаев [2. С. 32; 3. С. 16]. Дру-гие авторы освещают вопросы становления малогопредпринимательства и политику государства в этойобласти с гораздо более раннего времени - фактическис начала XVIII в. [4. С. 9].На наш взгляд, в целях максимально полного рас-крытия тенденции развития и, соответственно, характерамалого предпринимательства анализ его становления иразвития не должен ограничиваться временными рамка-ми новейшей истории, а начинаться с появления этойэкономической формы хозяйствования. При этом счита-ем обоснованным положить в основу периодизации та-кую сущностную черту малого предпринимательства,как способность к быстрому его ответу на измененияэкономической конъюнктуры, определяемой теми илииными факторами. Исходя из этого, полагаем возмож-ным выделить следующие этапы развития малого пред-принимательства и, соответственно, государственнойналоговой политики в сфере оказания поддержки дан-ной категории хозяйствующих субъектов.Первый этап охватывает период с серединыXVIII в. до октября 1917 г.К малым предпринимателям начала той эпохи отно-сились ремесленники, крестьяне (с их крестьянскимихозяйствами, кустарными промыслами и небольшимипредприятиями всех отраслей производства). При этомхарактерной чертой мелкого хозяйствования была егосемейственность, получающая проявление и в родст-венной преемственности дела.Если до XVIII в. попытки оказать помощь маломупредпринимательству, в том числе посредством изме-нения размера податей, были эпизодическими, не но-сили всеобъемлющего характера (например, освобож-дение пришлых крестьян от уплаты налогов на землюна срок до 15 лет), то с первой половины XVIII столе-тия государственные мероприятия в этой сфере сталиприобретать свойство системности, позволяющее гово-рить о зарождении механизма правового регулирова-ния малого предпринимательства.Так, при Петре I изменились принципы таможеннойполитики в сторону осуществления протекционизма.Изменение сферы налогообложения охарактеризова-лось послаблением налогового бремени для малогопредпринимательства. По одному из основных на товремя налогов - промысловому - было введено осво-бождение от его уплаты для некоторых категорийсубъектов (например, мелкие кредитные учреждения,товарищества, артели с существенным на тот периодкапиталом в 10 тыс. руб.).Налоговая политика того времени также стала ха-рактеризоваться значительными смягчениями режимавзимания обязательных платежей с представителеймелкого предпринимательства. Одним из важнейшихнормативно-правовых актов, содержащих механизмнового налогового режима, стал Закон «О более равно-мерном обложении торговли и промышленности»,полностью освободивший мелкие промыслы от уплатыналогов. 15 января 1885 г. был утвержден новый За-кон - «Правила об обложении торговых и промышлен-ных предприятий дополнительным сбором», которыйустановил две формы налогообложения. Одна из нихпредставляла собой налог на предпринимателей, соот-ветствующий размерам торговых или промышленныхоборотов их предприятий, величина которого была по-стоянной. Другая же изменялась в зависимости от го-дового дохода предпринимателя и составляла 5% от егоразмера. Кроме того, закон 1885 г. установил раскла-дочный сбор, общий размер которого определялся длякаждой губернии на три года. Внутри губернии налограспределялся сначала между уездами, затем - по про-мышленным и торговым предприятиям с учетом ихтекущего финансового положения. Таким образом,создавалась возможность учета временных затрудне-ний предпринимателя и соразмерного уменьшения егоналогового бремени.Начало января 1906 г. ознаменовалось принятиемеще одного важного закона, предполагающего увели-чение налогов с капиталов и ставок процентного сборас прибыли предприятий, имевших официальную отчет-ность, а также увеличение процентного сбора с прибы-ли предприятий, которые такой отчетности не вели.Для всех служащих предприятий первого типа вместо2%-го налога с их жалования и вознаграждений вводи-лось прогрессивное налогообложение. Результатомдействия этого закона стало исчисление налога с уче-том доходности предприятий и прибыли от торговли, атакже экономической конъюнктуры [5. С. 13-14].Таким образом, зарождалась отличительная основаправовой, в том числе налоговой, политики, долгое времяявлявшаяся определяющей для нашей страны, - активноевмешательство государства в сферу предпринимательст-ва, в том числе и мелкого, осуществление контроля за егодеятельностью. Петр I издал указ 1722 г., согласно кото-рому ремесленники должны были объединяться в цеха,назначался старейшина цеха, ответственный за качествопродукции и соблюдение правил приема новых членов вцех, определялись сроки обучения ремеслу.Второй этап развития малого предпринимательст-ва, на наш взгляд, начинается с октября 1917 г., поло-жившего начало коренным изменениям во всех сферахжизни общества, в том числе и в хозяйственной. Кар-динальные преобразования экономического строястраны привели к полной централизации в руках госу-дарства всех экономических ресурсов, государственноймонополизации производства, национализации всехпредприятий, в том числе относящихся к малым фор-мам хозяйствования, введению продразверстки.Впоследствии именно малое предпринимательствонаиболее активно отреагировало на правила веденияхозяйственной деятельности в рамках НЭП. Многиемелкие предприятия, подвергшиеся национализации,были возвращены их прежним владельцам. Частнымлицам разрешалось также создавать заново предпри-ятия с численностью работников не свыше 20 человек.В начале функционирования НЭП налоговая поли-тика Советского государства характеризовалась льгот-ным режимом для малого предпринимательства. Так,до 60% промысловых кооперативов были освобожденыв 1923-1924 гг. от уплаты промыслового налога, яв-лявшегося в то время основным для хозяйственногообщества. Последующее плавное отступление от на-правлений НЭП неизбежно сказалось и на налоговомрегулировании. Н.В. Артемьев в связи с этим отмечает,что государство экономическими и административны-ми рычагами стремилось сделать частную инициативуневыгодной. В 1926-1927 гг. «нэпманская» буржуазияплатила в 2,5 раза больше налогов в процентном отно-шении к доходу, получаемому рабочими и служащими.С 1 октября 1929 г. ставки взимания промысловогоналога с частных предприятий превышали ставки, покоторым облагались государственные и кооперативныепредприятия, в 1,5-2 раза [5. С. 18]. В результате в1928-1929 гг. доля частной торговли в розничном то-варообороте составляла всего 15,3% (государственнаяторговля занимала 17,3%, кооперативная - 67,4%) [6.С. 11].В дальнейшем прогресс мелких форм хозяйствова-ния в значительной степени осложнялся условиямисложившейся устойчивой плановой экономики Совет-ского государства.Третий этап развития малого предпринимательстваохватывает период с 1987 по 1992 г.В мае 1987 г. вступил в силу Закон СССР «Об ин-дивидуальной трудовой деятельности», снявший огра-ничения на занятия культурно-ремесленными промыс-лами, а также предусмотревший упрощение процедурырегистрации такой деятельности.В конце 1987 г. был принят Закон СССР «О коопе-рации в СССР» [7], следствием чего стало активноеразвитие кооперативов. В последующие два года послепринятия Закона число кооперативов увеличилось в5,9 раза, за 1989-1990 гг. - в 2,6 раза. По состоянию на1 января 1991 г. в кооперативах работало134,6 тыс. чел. [8. С. 58]. Правда, в юридической лите-ратуре отмечаются и недостатки существовавшей тогдакооперации. Нестабильное положение новой коопера-ции, вызванное непоследовательной государственнойполитикой, непрерывным давлением социальных сил,приводило к возобладанию в кооперативном движениикраткосрочных интересов в ущерб долгосрочным. Это,в свою очередь, привело к недовольству кооперацией управительства и различных слоев населения [1. С. 106].В качестве самостоятельной организационно-правовой формы малое предпринимательство сталосуществовать с 1989 г., когда Комиссия по совершен-ствованию хозяйственного механизма при Совете Ми-нистров СССР утвердила Положение об организациидеятельности малых предприятий [9]. Предельная чис-ленность работников для них была закреплена в разме-ре до 100 человек. Предприятиям была предоставленаполная самостоятельность в ведении хозяйственнойдеятельности, распоряжении прибылью, оставшейсяпосле налогообложения и уплаты иных сборов обяза-тельного характера, определялись формы и переченьуставных документов кооператива.Необходимо отметить, что в последовавшем затемЗаконе РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предприни-мательской деятельности» уже не содержались понятия«кооператив» и «малое предприятие» [10], что сущест-венным образом замедлило развитие малых форм хо-зяйствования в нашей стране.Впервые после октября 1917 г. организационно-правовые условия развития малого предприниматель-ства, имевшие системный характер, появились (возоб-новились) в нашей стране после принятия в 1991 г. по-становления Совета Министров РСФСР, утвердившегоПоложение «О мерах по поддержке и развитию малыхпредприятий в РСФСР» [11]. Им, в частности, былаопределена среднесписочная численность работниковмалых предприятий различных отраслей хозяйствова-ния. Рассматриваемым положением предусматривалосьльготное налогообложение малых предприятий в фор-ме предоставления им льготы по налогу на прибыль смомента их государственной регистрации или перере-гистрации в соответствии с Законом РСФСР «О пред-приятиях и предпринимательской деятельности».Еще одной мерой поддержки налогового характерастала предоставленная малым предприятиям возмож-ность списывать дополнительно как амортизационныеотчисления до 50% первоначальной стоимости основ-ных фондов со сроком службы свыше трех лет, а такжепроизводить ускоренную амортизацию активной частипроизводственных фондов. Кроме того, предполага-лось введение льготного налогообложения прибыли,полученной банками при кредитовании малых пред-приятий, и использование для этих целей средств Фон-да поддержки предпринимательства.Помимо этого, органам исполнительной власти бы-ло предписано оказывать малым предприятиям и ихсоюзам, ассоциациям и другим объединениям содейст-вие в материально-техническом и информационномобеспечении, передаче, продаже и сдаче в аренду сво-бодных производственных площадей, оборудования,нежилых помещений, законсервированных зданий исооружений, объектов незавершенного строительства.Правда, допускающая неоднозначное юридическоетолкование формулировка этой обязанности вкупе сотсутствием ответственности за ее неисполнение илиненадлежащее исполнение привели к неудовлетвори-тельной реализации этого законоположения. Такимобразом, можно утверждать, что несоблюдение правилзаконодательной техники в ходе принятия законов иподзаконных нормативных правовых актов существен-но затруднило развитие данной формы предпринима-тельства.В этот период происходило постепенное отмираниетакой формы хозяйственной деятельности, как коопе-рация, что явилось следствием сразу нескольких,имеющих различную природу обстоятельств. К нимследует отнести прежде всего отсутствие законода-тельной базы: и в упоминавшемся выше Законе РСФСР1990 г. «О предприятиях и предпринимательской дея-тельности», и в Законе РСФСР «О собственности» [12]понятия кооперации и кооператива отсутствовали. По-следний признал только такие формы собственности,как частная, государственная, муниципальная, а такжесобственность общественных объединений (организа-ций). О кооперативной форме собственности Закон,таким образом, умолчал.Другой причиной явилось принятие ряда законода-тельных актов, официально разрешивших ведениепредпринимательской деятельности, основанной начастных началах, что вызвало массовую перерегистра-цию кооперативов.Законодательство о приватизации также не преду-сматривало приватизацию в форме кооперативов [13].Четвертый этап эволюции малого предпринима-тельства в России, на наш взгляд, начался с 1992 г. ипродолжается по сегодняшний день. После оконча-тельного распада СССР и отмены административно-командной модели государственного управления былупразднен централизованный контроль над ценами,организована широкомасштабная приватизация.Предприятия с численностью работников до200 человек и стоимостью основных фондов до 1 млнруб. (малые предприятия) должны были в обязатель-ном порядке продаваться через аукционы или на кон-курсной основе выставляться на торгах, что, по замыс-лу законодателя, позволяло бы узнать их реальную ры-ночную стоимость. Кроме того, государственное илимуниципальное предприятие могло быть выкупленоколлективом его работников.Положительно можно охарактеризовать корреля-цию критериев малого предприятия, установленныхЗаконом о приватизации и ранее принятым Советомминистров РСФСР Положением «О мерах по под-держке и развитию малых предприятий в РСФСР».Это свидетельствует о преемственности государст-венной политики в области поддержки малых пред-приятий путем обеспечения сопоставимости требова-ний, предъявляемых к предприятиям малой формыхозяйствования. В настоящее время законодательство,к сожалению, не всегда характеризуется унификациейпонятия «малое предпринимательство» в различныхсвоих отраслях и нормативных правовых актах; от-раслевое законодательство не позволяет говорить обунификации понятия «малое предпринимательство»,что создает определенные трудности для хозяйство-вания.Еще одним нормативным актом, направленным нареализацию политики поддержки малого предприни-мательства, являлся Указ Президента РФ «Об органи-зационных мерах по развитию малого и среднего биз-неса в Российской Федерации» [14]. Данным УказомПравительству Российской Федерации с участием ор-ганов исполнительной власти субъектов было предпи-сано в двухмесячный срок подготовить для внесения нарассмотрение Верховного Совета Российской Федера-ции проекты законодательных актов, регламентирую-щих создание благоприятных условий развития малогои среднего бизнеса, в том числе путем внесения изме-нений в налоговое законодательство, организации сетиспециализированных банков и т.д.Общим недостатком нормативной базы первой по-ловины 1990-х гг., в том числе и в сфере поддержкималого предпринимательства, являлся явный деклара-тивный характер закрепленных положений в силу не-достаточности бюджетных средств, получающий вы-ражение в неопределенности конкретных исполните-лей, а также отсутствии юридической ответственностиза неисполнение законов.Вторая половина 1990-х гг. характеризуется спадомтемпов производства, инвестиционным кризисом ипрочими негативными явлениями в хозяйственнойжизни страны. Все это не могло не сказаться на маломпредпринимательстве, его основных характеристикахразвития. Правда, резкое уменьшение числа малыхпредприятий можно объяснить и субъективными при-чинами. В частности, в середине 1990-х гг. произошлаперерегистрация малых предприятий в связи с введе-нием в действие Гражданского кодекса РФ. Так, малыепредприятия, имевшие форму товариществ, должныбыли переоформить свои учредительные документыпутем изменения хозяйственной формы на одну изпредусмотренных в ГК РФ. Кроме того, были ликвиди-рованы малые предприятия, фактически не осуществ-лявшие свою деятельность.Как отмечает Ф.Ф. Хамидуллин, главными причи-нами заметного снижения прироста численности малыхпредприятий с середины 1994 г. стали, во-первых, рез-кое сужение границ сфер, характеризовавшихся легкодостигаемой высокой доходностью; во-вторых, исчер-пание психологических ожиданий беспредельных фи-нансовых возможностей самостоятельной предприни-мательской деятельности [15. С. 41].Финансовый кризис августа 1998 г., с одной сторо-ны, негативно сказался на развитии малых форм пред-принимательской деятельности, а с другой - имел иположительные стороны, на что указывают некоторыеисследователи. Так, А.А. Кураков справедливо отмеча-ет, что кризис 1998 г. создал малому бизнесу возмож-ности «для вхождения на рынок и занятия ниш, кото-рые остались после выхода с рынка более крупныхпроизводителей» [16. С. 47-48]. Кроме того, значи-тельно упали ставки по банковским кредитам, снизи-лись отдельные расходы (например, подешевел труд,так как работники стали более терпимо относиться куменьшению заработной платы и задержкам ее выпла-ты). Помимо этого, кризисные явления заставили пред-принимателей разработать новые подходы к управле-нию своим делом и дали опыт быстрого реагированияна резко меняющиеся рыночные условия.Подводя итог, отметим, что использование резуль-татов историко-правового анализа государственногоуправления в данной области, на наш взгляд, позволи-ло бы снизить число нормативных правовых актов, вкоторых наличествуют внесистемные меры стимулиро-вания малых предпринимателей, исключить рассогла-сованность межотраслевых связей понятийного аппа-рата и заимствовать для целей развития современногомалого предпринимательства опыт существования егоотдельных организационно-правовых форм.

Ключевые слова

малое предпринимательство, налогообложение, законодательство, история, этапы, small business, taxation, legislation, history, periods

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Горовцова Маргарита АлексеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетпреподаватель кафедры финансового права Юридического институтаm.gorovtsova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Зевелев В.А. Малый бизнес - большая проблема России. М., 1994.
Артемов С.А. Проблемы и опыт государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. Калининград, 2002.
Бестаев М.М. Региональный механизм содействия малому бизнесу. Владикавказ, 2000.
Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ. М., 2007.
Артемьев Н.В. Организационно-экономические условия развития малого предпринимательства в России. М., 2004.
Творцы кооперации : сб. / сост. Д.А. Самсонов. М., 1991.
О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
Народное хозяйство СССР в 1990 г. : стат. ежегодник. М., 1990.
О направлении Положения об организации деятельности малых предприятий: письмо Минобразования РСФСР от 25.12.1989 № 09-14/897 // Информационный сборник Минобразования РСФСР. 1990. № 19.
О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР: Постановление Совета министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 // КонсультантПлюсРегион [Электронный ресурс]: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
О собственности на территории РСФСР: Закон РСФСР от 14.07.1990 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 101.
О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: Закон РФ от 03.07.1991 № 1531-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1485 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 49. Ст. 2934.
Хамидуллин Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития. Казань, 2006.
Кураков А.А. Малый бизнес в системе социально-экономических отношений. М., 2003.
 Становление и развитие законодательства о налоговом стимулировании малого бизнеса в России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360.

Становление и развитие законодательства о налоговом стимулировании малого бизнеса в России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия