Учет природного капитала и экосистемных услуг в управленческих решениях | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Учет природного капитала и экосистемных услуг в управленческих решениях

Статья подготовлена на основе изучения мирового опыта по развитию экономических инструментов учета и оценки природного капитала и экосистемных услуг в процессе принятия управленческих решений, содержит анализ существующей системы федерального статистического наблюдения с позиций информации о природных ресурсах. На примере Томской области рассматривается значение полноты и качества информации об использовании природного капитала в региональном развитии и территориальном планировании.

Mainstreaming natural capital and ecosystem services into management decisions.pdf В последние десятилетия произошли огромные из-менения в представлении человечества об охране ок-ружающей среды и устойчивом развитии.В настоящее время сфера понимания данного во-проса расширилась до осознания выгод и потерь откапитала живой природы: земных и водных ландшаф-тов и их биоразнообразия. Сохранение природного ка-питала для обеспечения непрерывного потока выгод отэкосистемных услуг представляется жизненно необхо-димым как для бедных, так и для богатых стран [1].Для учета экосистемных услуг в повседневных ре-шениях требуется систематический метод определенияизменений их стоимости в результате деятельностичеловека. В отличие от устоявшихся инструментовучета, которые применяются для измерения ценноститрадиционных хозяйственных товаров и услуг, готовыйкомплект бухгалтерских инструментов для измеренияэкосистемных услуг еще не создан [2]. Экосистемныеуслуги остаются недооцененными со стороны власти,бизнеса и общества [3]. В результате продолжаютсяпотери природного капитала и биоразнообразия. Частотолько после их утраты мы признаем их важность [4].Задача сегодня заключается в интеграции экосистем-ных услуг в реальные решения. Это требует совместногопонимания производства экосистемных услуг и количе-ственного множества выгод, получаемых от них различ-ными слоями общества, понимания процесса принятиярешений отдельными лицами, корпорациями, прави-тельствами, а также интеграции научных исследований синституциональными изменениями.Процесс перехода от теории к практике можно уп-рощенно представить в виде схемы на рис. 1.Рис. 1. Упрощенная схема интеграции экосистемных услуг в процесс принятияуправленческих решений [6] (перевод с английского автора)Для учета природного капитала в системе принятиярешений долгосрочного характера требуется совмест-ное развитие как специальных знаний в этой области,так и социальных институтов.Во-первых, включение экосистемных услуг и при-родного капитала в процесс принятия решений должнобыть легким, прозрачным и предсказуемым для бизне-са, власти и частных лиц. Для этого нужны надежныеметоды. Во многих случаях все слои общества открытыидее экосистемных услуг и природного капитала, нопросто не знают, как взять идею и использовать ее вконкретной форме.Во-вторых, должны быть примеры проектов илидеятельности, которые являлись результатом правиль-ной оценки экосистемных услуг и природного капиталаи в конечном итоге привели к улучшению решений,законодательства или повышению благополучия насе-ления. Это примеры положительного влияния научныхрезультатов на решение реальных проблем, интересныеистории о том, как подход к экосистемным услугамизменил ситуацию. Наконец, политические и общест-венные лидеры должны оценить эти успешные приме-ры и распространять опыт. Уроки множества примеровмогут быть учтены в решениях бизнеса, правительств ибанков в их повседневной деятельности, оказывающейвоздействие на окружающую среду. Положительноевлияние отдельных проектов может быть увеличено вмировом масштабе [7].Важнейшим условием эффективного управленияв природно-ресурсной сфере является организациясоответствующего информационного обеспечения,своевременного получения и анализа полной, досто-верной, научно обоснованной официальной инфор-мации о запасах различных видов природных ресур-сов, направлениях и темпах их использования, полу-чаемых доходах. Особенно актуальным это являетсядля ресурсно-ориентированных регионов, в том чис-ле и для Томской области, природные ресурсы кото-рой играют важную роль в социально-экономи-ческом развитии.Необходим механизм включения природного капи-тала в процесс принятия решений. Для этого требуютсякачественно новые информационные инструменты визучении, управлении, использовании и охране при-родных ресурсов. С одной стороны, существует про-блема формирования единого информационного про-странства, связанная с созданием картографическойинформации [8]. С другой стороны, проблема наполне-ния информационных ресурсов экономической инфор-мацией, являющейся недостающим звеном в процессеформирования управленческих решений [9].Экономизация управления природопользованиемтребует сопряженного развития двух больших научныхнаправлений. С одной стороны, это совершенствованиеметодологического инструментария экономическойоценки. Другой не менее важной составляющей данно-го процесса является система сбора информации обиспользовании запасов природного капитала во всехсферах природопользования, в том числе и домашнимихозяйствами.Отдел статистики ООН в 1993 г. представил систе-му комплексного экологического и экономическогоучета (СЭЭУ). Впервые в публикации, выпущеннойООН, основы систематизированного учета природныхактивов были представлены как совместимые с систе-мой национальных счетов (СНС) [10].Суть СНС сводится к формированию обобщающихпоказателей развития экономики на различных стадияхпроцесса воспроизводства и взаимной увязке этих по-казателей между собой. Каждой стадии воспроизводст-ва (стадии производства, первичного распределениядоходов, вторичного распределения доходов, исполь-зования на конечное потребление и накопление) соот-ветствует специальный счет или группа счетов. СчетаСНС являются счетами потоков, т.е. в них отражаетсясквозное движение потоков товаров, услуг и доходовчерез все стадии - от производства до использования, атакже изменение нефинансовых активов и финансовыхактивов и обязательств.Природные ресурсы в системе СНС классифициру-ются как материальные непроизведенные активы. Та-ким образом, СЭЭУ - это продукт новой СНС, в кото-ром особое внимание уделено необходимости оценкиэкологической устойчивости экономического развития.В соответствии с особенностями сложившейся вРоссийской Федерации информационной системы вприродно-ресурсной сфере сведения о запасах природ-ных ресурсов, их экономическом использовании и дру-гих изменениях запасов отражаются в официальнойстатистической информации и в информационных ре-сурсах, которые собираются различными природоре-сурсными ведомствами для обеспечения реализацииполномочий, возложенных на них законодательством.Часто ведомства дублируют друг друга в сборе инфор-мации. В свою очередь, в законодательстве, сформиро-ванном по ведомственному принципу, отсутствуетэкосистемный подход. Это неизбежно влечет за собойотсутствие информации о последствиях осуществлениятой или иной деятельности в сфере природопользова-ния для окружающей среды.Существует также научная информация, постояннопополняемая, развивающаяся и необходимая в процес-се принятия решений. Но научные знания разрознены ине имеют связи с процессом принятия управленческихрешений.Создание единой надежной информационной осно-вы в сфере природопользования в системе статистиче-ского наблюдения позволило бы существенно сокра-тить расходы государственных природоохранных орга-нов и обеспечить общество (бизнес и власть) информа-цией, позволяющей принимать решения на основе уче-та движения природного капитала.Первым шагом к совершенствованию системы сбо-ра данных в сфере природопользования является про-ведение детального анализа существующей системыстатистического наблюдения и отражения в ней ин-формации о природных ресурсах.Данное исследование было инициировано Мини-стерством природных ресурсов и проводилось НПП«Кадастр» при поддержке региональных органов вла-сти. В Томской области исследования проводилисьОГУ «Облкомприрода» при участии специалистовТомского государственного университета. Совместно сТомскобстатом был проведен анализ форм федераль-ного государственного статистического наблюдения спозиций наличия и характера информации о природ-ных ресурсах и их использовании.В формах федерального государственного статисти-ческого наблюдения содержатся показатели, отражаю-щие данные о недрах, включая информацию о состояниии изменении запасов полезных ископаемых, об извлече-нии полезных ископаемых при добыче и нормативныхпотерях, сведения по эксплуатации нефтяных и газовыхскважин и др. Показатели представлены в основном вфизических единицах (тыс. т, тыс. м3 и др.) и могут ис-пользоваться для физического учета ресурсов недр. Вденежном выражении имеется только показатель «вне-сено в бюджет за сверхнормативные потери» в форме71-тп. В соответствии с методологией СНС балансыпассивов и активов отражают стоимость запасов активови пассивов, имеющихся у институциональных единицили секторов на начало или конец отчетного периода.Следовательно, показатели форм государственного ста-тистического наблюдения, выраженные в физическихединицах, не могут непосредственно использоваться длясоставления баланса пассивов и активов, они дают пред-ставление только о физическом изменении имеющихсязапасов полезных ископаемых.Форма 1-ТЭК (бур) «Сведения о строительстве сква-жин на нефть и газ» содержит показатели, отражающиеобщие показатели работы по бурению, баланс временибурения по всем скважинам, показатели работы долот,фонд скважин на конец отчетного года, движение сква-жин, основные показатели испытания (опробования) поскважинам и др. Однако скважины и другие сооружениядля добычи полезных ископаемых представляют собойосновные фонды, а не ресурсы недр.Таким образом, статистический учет ресурсов недрведется на достаточно высоком уровне в физическомизмерении, его данные могут быть использованы длясоставления природно-ресурсных матриц в физическомвыражении. Денежные показатели, отражающие стои-мость ресурсов недр, в рассмотренных формах стати-стического наблюдения не представлены.Данные о лесных ресурсах, содержащиеся в формахфедерального государственного статистического на-блюдения, включают показатели, отражающие сведе-ния о рубках леса, отпуске древесины по хозяйствам игруппам лесов, лесовосстановлении, лесоразведении,биологическом разнообразии и др. В данных формахотражаются показатели об экономическом использова-нии леса (фактические рубки, отпуск древесины погруппам лесов по сравнению с расчетной лесосекой,аренда участков лесного фонда и др.), лесовосстанов-лении и лесоразведении (посадка и посев леса, содей-ствие естественному возобновлению леса и др.), сведе-ния о биологическом разнообразии заповедников и др.Показатели представлены в основном в физическомвыражении; к денежным показателям относятся такие,как стоимость выполненных лесозащитных мероприя-тий, расходы по тушению лесных пожаров, суммыштрафов за нарушения лесозаготовителями правил от-пуска древесины на корню и др. Однако эти денежныепоказатели не отражают стоимость лесных ресурсовкак таковых. Только стоимость выполнения лесоза-щитных мероприятий в какой-то мере может выступатьв качестве аналога восстановительной стоимости. Кро-ме того, следует отметить, что единицей измерениямногих показателей (лесовосстановление, результатив-ность лесовосстановительных работ, погибло лесныхнасаждений и др.) являются гектары (га), что не даетобъективного представления о количестве (тыс. шт.,куб. м) лесных ресурсов и затрудняет их непосредст-венное использование для составления природно-ресурсных матриц в физическом выражении.В целом следует отметить, что статистический учетлесных ресурсов ведется на достаточно высоком уров-не в физическом измерении. Однако денежные показа-тели, отражающие текущую стоимость лесных ресур-сов, в формах российской системы государственногостатистического наблюдения не представлены.В форме федерального государственного статистиче-ского наблюдения 2-ТП (водхоз) «Сведения об исполь-зовании воды» содержатся показатели, отражающиеданные о водных ресурсах, включая информацию о во-допользовании и водоотведении. В качестве источниковводоснабжения и приемника сточных вод используютсяморе, река, озеро, болото и др. Показатели представленыв физических единицах (тыс. м3). В соответствии с ме-тодологией СНС балансы пассивов и активов отражаютстоимость запасов активов и пассивов, имеющихся уинституциональных единиц или секторов на начало иликонец отчетного периода. Следовательно, показателиформы государственного статистического наблюдения,выраженные в физических единицах, не могут непо-средственно использоваться для составления балансапассивов и активов, они дают представление только офизическом изменении имеющихся запасов.В формах государственного статистического на-блюдения отражаются сведения о биологических ре-сурсах; водных биологических ресурсах (по вылову идобыче рыбных ресурсов, экспорту и импорту рыбо-продукции и др.); сведения об охотничьих хозяйствах,в том числе о затратах на ведение охотничьего хозяй-ства, о мероприятиях по охране охотничьих животныхи их искусственному разведению, а также о биологиче-ском разнообразии заповедников и национальных пар-ков (наличие различных видов, в том числе редких,растений, млекопитающих, рептилий, амфибий, птиц идр.); лесовосстановлении и др. В форме 1-П (рыба) ши-роко представлены как экономические, так и физиче-ские показатели. Имеет место перечень видов водныхбиоресурсов, промысел которых отражает данная фор-ма: океанические и морские рыбы (акулы, скаты, кам-бала, палтус), сельдевые, анчоусовые, проходные рыбы(лососевые, корюшковые), беспозвоночные (моллюски,креветки), морские травы и др.Биологические ресурсы представлены и в нецентра-лизованной форме 2-лх «Сведения по отпуску древеси-ны, мерам ухода за лесом, подсочке и побочным поль-зованиям», входящей в систему статистического на-блюдения в области лесного хозяйства. Основнымипоказателями, отражаемыми в данной форме, являютсяпоказатели заготовки дикорастущей продукции, вклю-чая плоды, ягоды, грибы, луб, бересту, пихтовую иеловую лапки и др. Показатели представлены в основ-ном в физическом выражении; к денежным показате-лям относятся такие, как затраты на воспроизводствоценных видов рыб, стоимость произведенной продук-ции в фактических ценах (без НДС, акцизов и другиханалогичных платежей), стоимость реализованнойпродукции (тыс. долл.; тыс. руб.), затраты на ведениеохотничьего хозяйства, на охотохозяйственные меро-приятия, мероприятия по сохранению и воспроизвод-ству охотничьих животных, расходы по тушению лес-ных пожаров и др.В целом следует отметить, что статистический учетбиологических ресурсов ведется на достаточно высо-ком уровне в физическом измерении. В вышеуказан-ных формах частично представлены стоимостные по-казатели, которые могут являться основой для эколого-экономического учета.В формах федерального государственного стати-стического наблюдения содержатся показатели, отра-жающие данные о рекреационных ресурсах, включаясведения о работе парка культуры и отдыха (городско-го сада), зоопарка. В формах государственного стати-стического наблюдения отражаются показатели нали-чия земель у организаций и граждан, их распределенияпо видам использования, формам собственности иправ, на которых они используются, также аренднаяплата, сделки с землей, продажа земельных участков идр. Показатели представлены в основном в физическомвыражении; к денежным показателям относятся ценааренды государственных и муниципальных земель сучетом всех форм арендной платы (количество, пло-щадь), аренда государственных и муниципальных зе-мель с арендной платой в виде твердой суммы плате-жей (количество арендаторов, площадь, арендная пла-та) и стоимость квадратного метра земли. В целом сле-дует отметить, что статистический учет земельных ре-сурсов ведется на достаточно высоком уровне в физи-ческом измерении. Однако денежные показатели, от-ражающие текущую стоимость земельных ресурсов, вформах российской системы государственного стати-стического наблюдения представлены недостаточно ине дают возможности их использования для эколого-экономического учета [11].Таким образом, система федерального государст-венного статистического наблюдения в сфере отраже-ния природных ресурсов (лесных, минерально-сырье-вых, водных, биологических, рекреационных и др.)содержит централизованные формы, сбор и обработкаданных по которым осуществляется в системе Феде-ральной службы государственной статистики, и нецен-трализованные формы, сбор и обработка данных покоторым осуществляется другими ведомственнымиорганизациями (Министерство природных ресурсов иэкологии Российской Федерации, Роснедвижимость,Росрыболовство и др.). Информация по нецентрализо-ванным формам передается в Росстат по согласован-ным программам. При этом основная часть первичныхданных находится в ведомственных документах раз-личных уровней, что в целом затрудняет оперативныйпоиск и обобщение показателей, отражающих природ-ные ресурсы (лесные, минерально-сырьевые, водные,биологические, рекреационные и др.).В системе федерального государственного стати-стического наблюдения имеется 48 опросных форм(централизованных и нецентрализованных), в которыхсодержатся показатели, отражающие природные ресур-сы (лесные, минерально-сырьевые, водные, биологиче-ские, рекреационные и др.).В большинстве статистических форм данные пред-ставлены в физическом выражении, а не в стоимост-ном, как требует методология СНС. В то же время безиспользования физических данных невозможно опи-сать взаимосвязи между окружающей средой и эконо-микой. Во многих случаях такие данные подходят дляэтих целей больше, чем стоимостные данные. Это осо-бенно верно при описании потоков материалов в окру-жающей среде, а также потоков из окружающей средыв экономику и из экономики обратно в окружающуюсреду в виде отходов. Рассмотренные формы показы-вают запасы и движение ресурсов, используемых в ка-честве сырья для экономической деятельности. Слож-ность использования натуральных показателей состоитв необходимости подготовки наборов данных, когданет возможности судить об их (экономической и не-экономической) значимости. Во многих случаях един-ственным средством получения сопоставимых резуль-татов является использование стоимостной оценки.Некоторые сведения, характеризующие природныеактивы, имеются в группе форм, отражающих основ-ные фонды и другие нефинансовые активы, к которымотносятся и природные ресурсы в стоимостном выра-жении, и используемых для составления балансов ос-новных фондов и осуществления макроэкономическихрасчетов потребления основного капитала. В форме№ 11 «Сведения о наличии и движении основных фон-дов (средств) и других нефинансовых активов» отра-жается стоимость земельных участков и объектов при-родопользования, находящихся в собственности пред-приятия (организации) в составе других нефинансовыхактивов. В форме № 11 (краткая) «Сведения о наличиии движении основных фондов (средств)» справочноприводится балансовая стоимость материальных не-произведенных активов на конец года: земли и богат-ства недр. Вместе с тем в формах отсутствует разделе-ние объектов природопользования и богатства недр повидам природных богатств, они представлены единойстрокой, что препятствует использованию данных всоответствии с СЭЭУ.Результаты региональных работ по формированиюсистем природно-ресурсного учета показали, что значи-тельная часть объема биологических ресурсов использу-ется домашними хозяйствами для собственных нужд, атакже для продажи на рынках. В Томской области в этусферу попадает весь объем недревесных ресурсов, атакже водные биологические и охотничьи ресурсы. Безучета объема использования природных ресурсов до-машними хозяйствами оценка природного капитала небудет являться достоверной и исключит данные видыприродопользования из системы принятия управленче-ских решений как тактического, так и стратегическогохарактера. Анализ Стратегии развития Томской областидо 2020 г. подтверждает данные выводы.На рис. 2 и 3 представлены диаграммы, отражаю-щие структуру природного капитала с учетом ин-формации о природопользовании в секторе домашниххозяйств и без учета данного сектора. Для построениядиаграммы на рис. 3 использована только официаль-ная информация. На рис. 2 представлена структураприродного капитала Томской области с учетом ин-формации об использовании биологических ресурсов,полученной по результатам опроса, организованного«ОГУ Облкомприрода» среди муниципальных орга-нов. Стратегия развития Томской области до 2020 г.,опирающаяся на данные официальной статистики, вчасти природопользования ориентирована на развитиеминерально-сырьевого сектора и деревообрабаты-вающей промышленности. В то время, как показыва-ют исследования, в муниципальных районах Томскойобласти население живет за счет доходов от индиви-дуального предпринимательства в сфере природо-пользования (рыболовство, охота, сбор недревесных ипищевых ресурсов леса). В Томской области 16 муни-ципальных районов, из них в 12 районах основой су-ществования являются биологические ресурсы. Поплощади это 50% территории области и 25% населе-ния области. Таким образом, при отсутствии инфор-мации данное направление природопользования пол-ностью исключается из системы планирования разви-тия региона, в то время как стратегия долгосрочногоиспользования и восстановления биологических ре-сурсов может являться точкой роста для улучшенияблагосостояния населения районов. В настоящее вре-мя происходит бессистемное изъятие пищевых ресур-сов леса, водных биоресурсов. В легкодоступных мес-тах отмечается локальное истощение.Активное использование возобновляемых природ-ных ресурсов - леса, дикоросов, рыбы, промысловыхживотных - является одним из направлений, на кото-рых может быть основано долгосрочное устойчивоеразвитие региона: заготовка и переработка леса, ры-боловство, туризм, заготовка дикоросов. Природо-пользование в данной сфере в настоящее время недает прямого экономического эффекта (низкая доля вдоходной части бюджета), но имеет ярко выраженнуюсоциальную направленность: смягчает ситуацию не-достатка рабочих мест, позволяет населению иметьстабильный доход.Рис. 2. Структура годового потока с учетом информации о природопользованиив секторе домашних хозяйствРис. 3. Структура годового потока без учета информациио природопользовании в секторе домашних хозяйствВнутренними предпосылками для развития сферыиспользования возобновляемых ресурсов выступаюттрадиции и навыки местного населения. Внешниепредпосылки - рост спроса на почти все виды продук-ции, сделанной из натурального сырья.Для того чтобы преломить сложившиеся тенденциивыборочного освоения территории и ликвидироватьтеневой характер вывоза природного капитала, необхо-димо инвестировать в создание региональной системымониторинга природопользования. В рамках этой сис-темы необходимо:- сделать ревизию имеющихся запасов, провести ихоценку;- на основе оценки выделить территориальные кла-стеры приоритетного использования угодий, провестиформирование участков комплексного природопользо-вания;- разработать условия использования участков, пре-дусматривающие платежи за их использование, объемыобязательных заготовок и использование наемноготруда;- создать систему конкурсного распределения и за-крепления участков, сохраняя на часть из них приори-тетность права местного населения;- разработать правила объективной оценки эффек-тивного использования ресурсов выделенных участков,механизм контроля и прозрачный механизм изъятия иперераспределения;- сформировать инфраструктуру, обслуживающуюдеятельность по комплексному использованию при-родных ресурсов, - помощь в финансировании (кре-дитные кооперативы, залоговые фонды, гарантии),бизнес-планировании, поиске партнеров, новых техно-логий и оборудования, маркетинге и сбыте, обеспече-нии безопасности, связи и т.д.;- обеспечить защиту добросовестных природополь-зователей и их угодий от посягательств «теневиков» ибраконьеров.Для части же ресурсов территории, пока не вовле-ченных в процесс активного использования (таких какторф, лекарственное сырье, рекреационные и бальнео-логические ресурсы), необходимо провести целена-правленные исследования их объемов и свойств, изу-чить имеющиеся технологические подходы по перера-ботке, оценить потребности рынка в продукции. Цель -создание конкретных бизнес-проектов. Для того чтобыданное направление нашло отражение в Стратегии раз-вития, требуется наладить систему мониторинга эко-номической ценности природного капитала. Это позво-лит повысить бюджетную эффективность в части осу-ществления полномочий и реализации функций в сфереуправления и распоряжения собственностью области,охраны окружающей среды и обеспечения экологиче-ской безопасности, обеспечения охраны особо охра-няемых природных территорий с использованием соот-ветствующих показателей регионов.Анализ практики управления природопользованиемв России и за рубежом, экспериментальные исследова-ния в различных регионах Российской Федерации по-казали, что такие потребности могут быть реализованыпутем применения специального инновационного ал-горитма принятия управленческих решений по обеспе-чению рационального природопользования, основанно-го на результатах мониторинга экономической ценно-сти природного капитала. Он разработан НПП «Ка-дастр» на базе и в развитие положений и принциповстандартов системы управления охраной окружающейсреды ISO 14000, ГОСТ Р ИСО 14004-98. Одновре-менно с этим алгоритм принятия управленческих ре-шений по обеспечению рационального природопользо-вания опирается на базовую методологию эколого-экономического учета (ООН), которая позволяет осу-ществлять мониторинг ценности природного капитала(например, на этапе планирования, на этапе измененияи оценки результатов) для принятия обоснованных ре-шений по управлению природопользованием [12].Необходимым условием внедрения мониторингаэкономической ценности природного капитала в реаль-ный процесс управления природопользованием являет-ся его институциональное закрепление в виде разра-ботки и принятия пакета соответствующих норматив-но-правовых актов.На федеральном уровне - утверждение форм стати-стической отчетности в виде матриц СЭЭУ. Принятиена федеральном и региональном уровне нормативныхактов, содержащих порядок ведения мониторинга эко-номической ценности природного капитала, основны-ми положениями которого являются следующие:1. Мониторинг экономической ценности природно-го капитала должен основываться на системе эколого-экономического учета (СЭЭУ), которая представляетсобой комплекс взаимоувязанных статистических по-казателей, отражающих состояние природного капита-ла в соответствии с методологическими принципами,разработанными под эгидой ООН. СЭЭУ является ча-стью территориальной информационной системы иобъединяет данные в физическом и экономическом(денежном) выражении по запасам и потокам потреб-ления природных ресурсов территории. Это обеспечи-вает процесс принятия управленческих решений повопросам использования природных ресурсов досто-верной информацией.2. Комплексный характер результатов мониторингаэкономической ценности природного капитала дости-гается путем использования в составе СЭЭУ расчетныхинтегральных показателей, экспертных оценок, данныхгосударственного статистического наблюдения, када-стровых и других данных по учету различных видовприродных ресурсов, а также данных экологическогомониторинга.Результаты мониторинга экономической ценностиприродного капитала должны использоваться органамиисполнительной власти и местного самоуправления,юридическими и физическими лицами, общественны-ми объединениями в целях:- повышения эффективности природопользованияна территории субъектов Российской Федерации(включая выявление потенциальных зон количест-венного и качественного истощения природных ре-сурсов);- разработки стратегий устойчивого социально-экономического развития территорий, а также отдель-ных муниципальных образований и обеспечения эко-логических приоритетов развития;- гармонизации природно-ресурсных отношениймежду городскими и окружающими их сельскими тер-риториями;- определения стратегических направлений для го-сударственных и частных инвестиций территории, га-рантирующих неистощительное использование ее при-родного капитала;- выявления и оценки инвестиционно привлекатель-ных направлений использования природных ресурсов;- направленных на сохранение природных ресурсови окружающей среды.Результаты мониторинга экономической ценностиприродного капитала подлежат обязательному приме-нению при установлении и изменении режимов особойохраны территорий, при лицензировании природополь-зования и проведении экологической экспертизы наме-чаемой хозяйственной и иной деятельности, а такжепри формировании налоговой политики в области ис-пользования природных ресурсов и охраны окружаю-щей среды.Выводы:1. Для обеспечения рационального природополь-зования необходим механизм включения экосистем-ных услуг природного капитала в процесс принятияуправленческих решений на основе системы монито-ринга эколого-экономической ценности природногокапитала.2. Система федерального государственного стати-стического наблюдения в сфере отражения природныхресурсов содержит информацию только о физическихобъемах использования природных ресурсов и не от-ражает их экономического использования. Природо-пользование в секторе домашних хозяйств не отража-ется в системе статистического наблюдения.3. Совершенствование системы сбора информацииследует осуществлять по двум направлениям: во-первых, это агрегирование информации о физическихи денежных потоках в природоресурсном секторе всистеме статистического наблюдения; во-вторых,включение в систему статистического наблюдениядеятельности домашних хозяйств в природоресурсномсекторе.4. Реформирование системы статистического учета исоздание системы мониторинга экономической ценностиприродного капитала, включая сектор домашних хозяйств,позволит осуществлять планирование регионального раз-вития с учетом интересов населения территории по созда-нию дополнительных рабочих мест и сокращению бедно-сти, а также включать природный капитал в процесс при-нятия управленческих решений власти и бизнеса.

Ключевые слова

природный капитал, экосистемные услуги, эколого-экономический учет, natural capital, ecosystem services, Environmental and Economic Accounting

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цибульникова Маргарита РадиевнаНациональный исследовательский Томский политехнический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университеткандидат географических наук, доцент кафедры экономики природных ресурсов Института природных ресурсов; доцент кафедры экологического менеджмента Биологического институтаtsibulnikova2011@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystem and Human Well-being: The Assessment Series (Four Volumes and Summary). Washington : Island Press, 2005.
Maler K., Aniar S., Jansson A. Accounting for ecosystem services as a way to understand the requierements for sustainable development // Proccedings of the National Academy of Siences USA. 2008. Р. 105.
Daily G.C., Soderqvist T., Aniar S. et al. The value of nature and nature of value // Sience. 2000. № 7. Р. 8-21.
Dasgupta P. Nature's role in sustainable economic development // Philosofical Transaction of the Royal Societu B. 2010. № 365. Р. 5-11.
Kareiva P., Tallis H. Rickets T.H., Daily G.C., Polasky S. Natural Capital. Theory & Practice of Mapping Ecosystem Services. Oxford : Oxford University Press, 2011. 365 p.
Daily G.C., Polasky S., Goldstein J. et al. Ecosystem services in decision-making: time to deliver // Fronties in Ecology and Environment. 2009. № 7. Р. 8-21.
Balmford A., Bruner A., Cooper P. et al. Ecоnomic reason for conserving wild nature // Sience. 2002. № 297. Р 950-953.
Цибульникова М.Р., Сатаев Ф.Р. Особенности и проблемы создания геоинформационных ресурсов для решения задач управления природопользованием // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 243-247.
Состояние окружающей среды Томской области. Экологический мониторинг / под ред. А.М. Адама. Томск : Оптимум, 2010. С. 10-13.
Комплексный экологический и экономический учет : практическое руководство / Отдел статистики Департамента экономических и социальных отношений ООН. Сер. F. № 78. 2000.
Фоменко Г.А., Фоменко М.А. и др. Денежная оценка природных ресурсов, объектов и экосистемных услуг в управлении сохранением биоразнообразия: опыт региональных работ : пособие для специалистов-практиков. Ярославль : Кадастр, 2002. 80 с.
Фоменко Г.А., Лошадкин К.А. Современные инновационные механизмы управления в области рационального природопользования и охраны окружающей среды // Рациональное природопользование и инновационная политика : материалы 2-й Межрегион. науч.-практ. конф. / под
 Учет природного капитала и экосистемных услуг в управленческих решениях | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Учет природного капитала и экосистемных услуг в управленческих решениях | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия