Музей и нематериальное культурное наследие | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.

Музей и нематериальное культурное наследие

В данном исследовании предпринята попытка проследить взаимосвязь музея и нематериального культурного наследия. При этом рассмотрены основные направления музейной деятельности и их рефлексия в музеологии. Определено содержание понятия «музеефикация нематериального наследия» как преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа с целью их максимального сохранения и актуализации. В результате выявлены способы презентации, трансляции и презервации нематериального наследия как фундамента сохранения этнической культуры.

Museum and intangible cultural heritage.pdf Согласно положению 21-й Генеральной конференцииМеждународного совета музеев (ИКОМ) - международ-ной организации музеев и музейных специалистов, зани-мающихся хранением, развитием мирового природного икультурного наследия, проходившей в 2007 г. в Вене, -принято следующее определение музея: «некоммерческоеучреждение на постоянной основе, действующее на благообщества и его прогресса, открытое для публики, котороеприобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экс-понирует - в целях обучения, образования и удоволь-ствия - материальные и нематериальные свидетельствачеловека и окружающей среды» [1].Данное определение есть результат социокультурныхтрансформаций, происходивших в ХХ в., которые отра-зились на характере музейной деятельности, обозначилисмену научной парадигмы и превратили музей в поли-функциональный социальный институт, артикулирую-щий запросы повседневности. Традиционные функциимузея, такие как хранение, изучение и презентация мате-риальных свидетельств прошлого, были дополнены науч-но-образовательной деятельностью, усовершенствованывнедрением информационных технологий и интенсифи-цированы работой с нематериальным культурным насле-дием и объектами природы. В связи с этим расшириласьсеть комплексных музеев, что позволило сохранять и ре-презентировать не только материальное, но и нематери-альное культурное наследие [2. С. 1-2].В данном контексте особый интерес вызывает кор-релят музея и нематериального культурного наследия,которое является частью культурного наследия и несетв себе мощный этнический компонент. Именно поэто-му цель данного исследования - выявить механизмытрансляции, презентации и презервации нематериаль-ного культурного наследия в музее как основы сохра-нения современной этнической культуры.Под нематериальным наследием понимают обычаи,формы представления и выражения, знания и навыки, атакже связанные с ними инструменты, предметы, ар-тефакты и культурные пространства, признанные со-обществами, группами и, в некоторых случаях, отдель-ными лицами в качестве части их культурного насле-дия [3]. Из определения следует, что нематериальноенаследие более всего подвержено размыванию и уни-фикации под воздействием таких внешних факторов,как глобализация. Долгое время презентация нематери-ального наследия ограничивалась показом лишь егоэлементов: танцев, обрядов, технологий и т.д., причемподавалось все это как отдельные составляющие тойили иной культуры, не связанные объединяющим по-нятием «нематериальное наследие». Современное со-стояние музейного дела ориентировано на интегратив-ность, вовлеченность, комплексность, взаимообуслов-ленность музея и объектов хранения, что предопреде-лило создание первого музея сохранения нематериаль-ного культурного наследия в Харбине, провинции Хэй-лунцзян, в 2010 г. До этого момента в Китае проходиливыставки нематериального наследия, нацеленные науниверсальный показ этнической культуры, такие,например, как «Нематериальное культурное наследиенарода И» [4]. Представляется интересным опыт выра-жения нематериальных объектов посредством матери-альных предметов в экспозиции, что позволяет гово-рить о презентации нематериального наследия как «об-раза» этнической культуры в музее.Таким образом, обращение к нематериальномунаследию и включение его в музейную деятельностьможно рассматривать как формирование новой концеп-туальной модели музея, делающей его «живым», сохра-няющим свои институциональные особенности, стано-вящегося все менее консервативным, отвечающим за-просам, пожеланиям человека. В этом случае роль музеяв сохранении нематериального культурного наследиясложно переоценить, поскольку он транслирует инфор-мацию, ранее аккумулируемую в семье или общине, иобеспечивает «выживание» этнической культуры.О музее как об основе будущего всеобщего воскре-шения и бессмертия говорил известный философН.Ф. Федоров: «Музей есть не собрание вещей, а соборлиц; деятельность его заключается не в накоплениимертвых вещей, а в возвращении жизни останкам от-жившего, в восстановлении умерших, по их произведе-ниям, живыми деятелями» [5]. Следовательно, музеймыслился как институт живой памяти, охватывающийвсе значимые объекты памяти народов, как главныйинформационный фактор, способствующий устойчи-вому и гармоничному развитию цивилизации. Однакоученый предлагает воспринимать музей не только какхранилище, но и как центр «исследования, учительстваи деятельности». Другими словами, роль музея, по Фе-дорову, в воспитании и передаче от поколения к поко-лению социального опытаИдеи Н.Ф. Федорова нашли свое воплощение в рабо-те современного музея и по сохранению нематериально-го наследия. Безусловно, музей хранит материал об об-рядах, праздниках, технологиях и др., зафиксированныйна аудио-, видео-, цифровые носители и оформленный вкачестве определенного фондового собрания. Подобнымобразом осуществляется музеефикация культуры наро-да, что подразумевает преобразование компонентов не-материального наследия, утративших механизмы есте-ственной трансляции традиции, в объекты музейногопоказа в музее с целью максимального сохранения иактуализации. Элементы нематериального наследия врамках музеефикации могут быть воссозданы и актуали-зированы в музее путем музейной интерпретации, науч-ной реконструкции и ревитализации.Музейная интерпретация так или иначе присутствуетна всех этапах музейной работы, представляя собойсложный, многоуровневый процесс истолкования объ-ектов нематериального наследия в контексте музейногособрания, музейной экспозиции либо музейного дискур-са в целом. Зачастую музейная интерпретация служитпочвой для следующего этапа - научно обоснованнойреконструкции. В случае с нематериальным наследиемреконструкция представляет собой моделирование утра-ченных элементов традиционной культуры с целью по-лучения информации об их функционировании. Здесь вроли носителей традиции могут выступать сотрудникимузея, члены музейных клубов и кружков, посетители.Заключительным этапом в музейной работе с нематери-альным наследием является ревитализация, т.е. «ожив-ление». Уникальность данного метода заключается ввосстановлении способности объектов нематериальногонаследия к функционированию и самовоспроизведению,будучи включенными в состав «живого музея». Пере-численные методы могут быть взяты в комплексе либопо отдельности как автономные направления внутримузеефикации. Их эффективность при работе с немате-риальным культурным наследием в музее определяетсястепенью сохранности свидетельств жизнедеятельностинарода. При этом возникает проблема аутентичноститого или иного конструкта, верификация которого воз-можна, правда, лишь исследователем. В свою очередь,для рядового посетителя немаловажным моментом явля-ется степень аттрактивности и интерактивности кон-структа, которая достигается использованием информа-ционных и музейных технологий.Поворот в области понимания и сохранения нема-териального наследия в музее произошел с развитием«новой музеологии» - направления в зарубежной му-зеологии, возникшего в 1980-х гг. на основе теоретиче-ского обобщения опыта развития общинных музеев,экомузеев и других музеев нового типа. Предтечейэкомузея является скансен - первый музей под откры-тым небом на окраине Стокгольма, основная задачакоторого, по мнению К. Хадсона - известного музееве-да и автора книги «Влиятельные музеи», заключена всохранении и осознании серьезного научного изучениянародной жизни во всех ее проявлениях, что само посебе указывает на этнический характер явления, вклю-чая уже означенные позиции, такие как объекты куль-турного и природного наследия [6]. В виду этого глав-ная цель «Новой музеологии» - интеграция музея вокружающую среду, социализация музея, изменениемиссии музея, расширение музейных границ, создание«музея-форума», «музея-диалога». В рамках «новоймузеологии» музей рассматривается прежде всего какформа, нацеленная на решение актуальных проблемместного сообщества. Более того, сохранение наследия вданном случае носит комплексный характер, охватываяпамятники не только культуры, но и природы. Иногдацель создания того или иного экомузея / этнопарка за-ключается в сохранении аутентичного контента во всемего разнообразии, в том числе нематериального куль-турного наследия и природных объектов. Если на терри-тории экомузея / этнопарка живы носители традицион-ной культуры этноса, то актуализация нематериальногонаследия происходит путем фиксации материала. В дру-гих случаях используют музейную реконструкцию.Анимирование музейного содержания совершаетсяпутем применения основ музейной педагогики. Термин«музейная педагогика» ввел А. Рейхвейн - руководительотдела «Школа и музей» в этнографическом музее Бер-лина в 1939-1944 гг., хотя методы работы с посетителемначали формироваться задолго до этого. Музейная педа-гогика - это междисциплинарное направление на стыкемузееведения, педагогики, психологии, культурологии,этики и др. Ее выделение в относительно самостоятель-ную научную субдисциплину было продиктовано необ-ходимостью теоретического осмысления образователь-ной деятельности музеев и повышения ее качественногоуровня, в частности на основе достижений смежныхнаук. Суммировав предложенные определения музейнойпедагогики [7, 8], интерпретируем ее как научно-практическое направление музейной деятельности,имеющее интегративный характер и базирующееся напринципах диалоговости музейного пространства иучебно-образовательного процесса. Точкой соприкосно-вения музейной педагогики и нематериального культур-ного наследия является принцип преемственности, сутькоторого - передача межпоколенческих знаний и куль-турных кодов. В связи с особой важностью указаннойтрансляции в музеологии вводится особый термин«наследническая деятельность», под которой понимает-ся последовательный процесс сохранения, трансляции,аккумуляции и актуализации ценностей прошлого, пре-рывание которого ведет к невосполнимым утратам. Вмузее наследническая деятельность реализуется в науч-но-образовательной функции музея. Преемственностьтрадиций в музее осуществляется через «музейнуюкоммуникацию». По Д. Камерону [9], это визуальный ивербальный канал связи между передатчиком (работни-ком музея), посредником (реальные вещи либо научныереконструкции нематериального наследия в музее) иприемником (посетителем), в основе которого лежит, содной стороны, умение создателей экспозиции выстраи-вать с помощью экспонатов особые невербальные про-странственные «высказывания», а с другой - способ-ность посетителя понимать «язык вещей». В последнеевремя приобретает популярность одно из направлениймузейной коммуникации, а именно визуальная комму-никация, связанная с развитием электронных средствмассовой информации и медиальных технологий, чтопозволяет более широко инкорпорировать визуальныесредства в традиционную практику образования в му-зее [10].Прикладная сторона музейной педагогики реализу-ется в различных формах культурно-образовательнойдеятельности. Существует классификация форм куль-турно-образовательной деятельности, разработаннаяО.А. Ботяковой [11] на базе Российского этнографиче-ского музея с учетом опыта музеев других профильныхгрупп. Классификация включает как традиционныеформы культурно-образовательной (музейно-педагоги-ческой) деятельности музея, так и новации последнеговремени. Так, О.А. Ботякова всю совокупность формделит на два класса: элементарных и комплексных.Класс элементарных форм подразделяется на типы:1) формы, производные от образовательно-воспита-тельной функции музея (лекция, консультация, музей-ный урок, музейное занятие); 2) формы, производные отрекреационной функции музея (экскурсия, спектакль,концерт, дефиле, бал, мастер-класс). Тип комплексныхформ подразделяется на аналогичные типы, которые, всвою очередь, - на три подтипа: подтип одномерных(первичных) форм, подтип комбинированных однократ-ных форм, подтип комбинированных серийных форм.В качестве наиболее приоритетных форм трансляциинематериального наследия видятся комплексные, по-скольку они наиболее эмоционально и красочно воссо-здают формы нематериального наследия в музейном про-странстве. Среди наиболее интересных комплексныхформ представляется подтип комбинированных серийныхформ, производный от рекреационной функции, в кото-рый входят музейный праздник, музейный фестиваль имузейная акция. Рассмотрим каждый более детально. Му-зейный праздник представляет собой работу с музейнойаудиторией, включающую в себя объединенные единойтемой элементы экскурсии, тематического вечера, театра-лизованного представления и т.д., проводящиеся на осно-ве сценария с использованием экспозиций и музейныхколлекций. Такая форма реализации культурно-образовательной деятельности музея характеризуетсясинкретизмом составляющих его базовых элементов,комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориен-тацией на удовлетворение потребности посетителя в ре-креации. В зависимости от содержания праздники под-разделяются на два основных вида: 1) праздники народ-ного календаря; 2) праздники событийные [12].Другой не менее аттрактивной формой культурно-образовательной деятельности в музее является фести-валь. Несмотря на заимствованный характер формы, внастоящее время можно с уверенностью сказать, чтомузейный фестиваль не только удачно сочетается сзадачами культурно-образовательной деятельностимузея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нееновое содержание. При более тщательном рассмотре-нии фестивальной формы культурно-образовательнойдеятельности музея и ее роли в презентации и сохране-нии нематериального культурного наследия она пред-ставляется нам как синтез, причудливое переплетениетрадиционных и современных форм этнокультурногонаследия. Подобная комбинация привлекает вниманиев силу дискуссионности вопроса о современных фор-мах бытования этнической культуры прежде всего вдуховной сфере [13].Относительно новой формой культурно-образова-тельной деятельности музея является музейная акция,которая как камертон задает звучание при открытии ифункционировании новой экспозиции или выставки. Впоследнее время при проведении музейных акций наря-ду с традиционными используются различные иннова-ционные формы: хэппенинг, перформанс, а также иныеварианты организации музейного действа, основанныена технологии интерактивности.Одним из результатов эффективной презентации исохранения нематериального культурного наследия вмузее является туристический спрос. В связи с этимможно рассматривать музей и культурный туризм какдиалектическое единство: с одной стороны, по сохране-нию культурного наследия человечества, с другой - поего использованию, передаче и актуализации. При этомкультурный туризм может способствовать коммодифи-кации нематериального и материального наследия. Ктому же музейная дестинация - это территория с музеемв качестве содержательной, смысловой, аттрактивнойдоминанты, привлекающая туристов своими специфиче-скими рекреационными ресурсами, культурным и при-родным наследием; в рамках культурного туризма явля-ется средством самоидентификации личности [14].Таким образом, новые музейные направления, по-родившие изменения в функциональном поле музея,спровоцировали комплексный подход к презентации исохранению наследия, что позволило полученные ре-зультаты экстраполировать на его нематериальнуюсоставляющую, определив ее этническую специфика-цию и взаимообусловленность с музеем. Ввиду этогосохранение нематериального наследия в музее осу-ществляется посредством музеефикации отдельныхэлементов культуры народа, транслируется на основа-нии методов музейной педагогики и актуализируетсяпутем культурного туризма. Как видим, союз музея инематериального наследия представляется результа-тивным основанием сохранения этнической культуры.

Ключевые слова

музей, нематериальное культурное наследие, «новая музеология», музейная педагогика, культурный туризм, museum, intangible cultural heritage, ''new museumology'', museum education, cultural tourism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курьянова Татьяна СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследияtatyana_kuryanov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Museam definition // ICOM. URL: http://icom.museum/who-we-are/the-vision/museum-definition.html
Сотникова С.И. Музей в меняющемся мире (наука и практика) // Обсерватория культуры. URL: http://museolog.rsuh.ru
Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. URL: www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf
Хэйлунцзян: Открыт первый Музей нематериального культурного наследия // Партнеры. 21.10.2010. URL: http://russian.dbw.cn/ system/2010/10/21/000288533.shtml
Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Литература и жизнь. URL: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html
Хадсон К. Общественное качество музея // Вестник Ассоциации «Открытый музей». М., 1998. № 2-3. С. 46-51.
Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 6-15.
Ахунов В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. 2008. № 4. С. 36-44.
Cameron D.A. Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education // Curator. 1968. Vol. 11, № 1. P. 33-40.
Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. СПб., 2004. С. 418-427.
Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2007. С. 104.
Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // Вопросы музеологии. 2011. № 2(4). С. 145-153.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.
Именнова Л.С. Музейная дестинация в системе культурного туризма // V Международные музейные чтения «Современные проблемы музееведения» : Международная Интернет-конференция. URL: http://wap.ogiik.forum24.ru/?1-4-0-00000001-000-0-0-1304342208
 Музей и нематериальное культурное наследие | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.

Музей и нематериальное культурное наследие | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия