Противостояние коптов атакам западного христианства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.

Противостояние коптов атакам западного христианства

Коптская церковь принадлежит семье древних восточных церквей, в которую входят армянская, эфиопская, сиро-яковитская и др. В XVII в. Ватикан воспользовался бедственным состоянием коптской церкви, выражавшемся в запустении монастырей и храмов, низком уровне просвещения среди монахов, для расширения своего влияния на Востоке и подчинения себе всего восточного христианства.

Copts' confrontation to Roman Catholic aggression.pdf К XIV в. христианство в Египте приходит в упадоквследствие сильного давления на церковь со сторонымусульманских властей. Арабский язык, ставший госу-дарственным, постепенно вытеснил коптский (древне-египетский) язык. В результате этого богослужение,сделавшееся непонятным, перестало быть духовнойпищей. Упадок образования и угнетение привели к де-морализации.Этим решился воспользоваться Ватикан, которыйвсеми способами стремился к расширению своего вли-яния на Востоке и подчинению всего восточного хри-стианства. Распространение власти турок-османов натерритории бывшей Византийской империи в значи-тельной мере стало следствием предпочтения христианОсманского владычества религиозно-политическойвласти Рима. Наиболее показателен пример паденияКонстантинополя в 1453 г. Флорентийская уния, под-писанная незадолго до того императором Иоанном Па-леологом с римским папой, не была принята большин-ством греков. Поскольку в главном храме св. Софиислужил униатский патриарх Григорий, а затем карди-нал - митрополит Виссарион Никейский, православныена службы туда не ходили. Они отказались помогатьоборонять город и последнему императору Константи-ну Палеологу. Столицу павшей империи защищалинаемники - генуэзцы. Уже это свидетельствовало онежелании православных, отвергших унию, отстаиватьсвое государство и о готовности принять власть турец-кого султана.Начало римской пропаганды на Востоке относится ккрестовым походам, а в Египте - к Франциску Ассиз-скому, который перед своим удалением (1219) оставил вг. Дамиетте миссионеров. До 1571 г. существование ихне было признанным, несмотря на переговоры, заве-денные после Флорентийской унии папой Евгением IVс патриархом Иоанном XI (1427-1452).В 1442 г. с коптами была заключена уния, положе-ния которой остались без всякого практического при-менения до XVII в. Флорентийская уния - соглашение,заключенное на соборе во Флоренции в 1439 г. об объ-единении католической и православной церквей наусловиях признания православной церковью католиче-ской догматики и главенства папы римского при со-хранении православных обрядов. Помимо унии, с гре-ческой православной церковью были подписаны буллыоб униях с монофизитами: с армянской церковью - в1439 г., яковитской - в 1441 г. и в 1442 г. - с коптамина тех условиях, что и с православной церковью в1439 г. Многочисленные переговоры с коптскими пат-риархами в XVI в., не привели ни к каким существен-ным результатам. Коптские патриархи хотели едине-ния, однако не были готовы полностью подчинитьсясвятому престолу, к чему их надеялся склонить Рим иусловия унии. Копты не желали отказаться и от соб-ственных обычаев, которые находились в противоре-чии с римскими. Надежда прийти к всеобъемлющейунии путем переговоров с патриархами часто оказыва-лась иллюзией [1. C. 55].Такое отношение коптских патриархов к католикамподдерживали и османские власти. Если в XV в.османские правители не делали существенных разли-чий между отдельными христианскими вероисповеда-ниями, то по мере усиления военной конфронтациитурок со странами Западной Европы политика первых вотношении католиков резко изменилась. Католическаяпропаганда на территории Османской империи сталарассматриваться как подрывная деятельность и попыт-ка создания из восточных христиан «пятой колонны»Европы. Всех восточных христиан правители Осман-ского государства рассматривали как часть своей дер-жавы, поэтому противодействие униатству со стороныиерархов восточных церквей находило у Османскойадминистрации полное понимание и поддержку [2.C. 22]. Вступление восточных христиан в «мазхабфранков» (католическое вероисповедание) в глазах ту-рецкой администрации означало государственную из-мену. По распоряжению Османских властей в XVII-XVIII вв. католических миссионеров в оковах высыла-ли из страны, а униатов насильственно принуждаливернуться под власть прежних патриархов.В результате ослабления Османской империи числомест, где католики-миссионеры совершали богослуже-ния, росло. Однако, согласно закону мусульманскойимперии, наличия только богослужебной жизни длясоздания новой общины - египетской католическойепархии, которая впоследствии стала бы местной цер-ковью, - было недостаточно. Верующие, которые объ-единялись вокруг миссионеров, нуждались в офици-альном признании со стороны турецкого султана. При-няв католичество, египтяне не могли обращаться к сво-им прежним иерархам и пользоваться покровитель-ством уже существовавших католических епископов,пока не признанных в Османской империи. Коптскиецерковные власти, оказывая на бывших членов копт-ской церкви, ставших католиками, административноедавление, вынуждали возвращаться в свои приходы.Однако случаи прямых преследований египетских ка-толиков вызывали волнения католического меньшин-ства. Поскольку рядом с коптскими иерархами былипоставлены иерархи для униатов, то люди, близкие поязыку, культуре, обычаям и довольно часто связанныеродственными узами, стали подчиненными разных вла-стей, которые в Османской империи ведали не толькодуховной, но и гражданской жизнью. Коптская церков-ная община, которая уже много столетий вела борьбу засвое выживание, была расколота из-за разницы в отно-шении к унии и, следовательно, еще более ослаблена внациональном отношении.Бедственное состояние коптской церкви, выражав-шееся в запустении монастырей и храмов, низкомуровне просвещения среди монахов, усугубилось рас-колом, ставшим следствием инославного миссионер-ского влияния, начавшегося с согласия коптского пат-риарха в XVII в. В 1571 г. францисканцам разрешилииметь в Александрии костел при французском консуль-стве, а в 1632 г. - даже монастырь. Коптский патриархГавриил II (1593) завел сношения с папой, но без-успешно. Однако с этого времени в Египте появилисьразличные католические общества и ордена (лазаристы,шаритки, «братья христианских школ», сионские сест-ры, иезуиты), которые построили ряд образцовых мо-настырей, школ, больниц, приютов, пользующихся со-чувствием египетского правительства [1. C. 61]. С1630 г. началась католическая миссионерская деятель-ность в Египте. Католические монахи начали совер-шать латинские богослужения в коптских храмах ипроводить проповедническую деятельность в коптскихмонастырях Фиваиды и Нитрии, т.е. в самом сердцекоптского аскетизма.Благодаря деятельности миссионеров с 1720 г. увели-чилось число переходов в католическую церковь. В1739 г. архиепископ Афанасий, носивший титул Иеруса-лимского, но чаще живший в Каире, будучи генераль-ным викарием патриарха, в присутствии двух коптскихсвященников, получивших образование в Риме, тайнопризнал католический символ веры. Бенедикт XIV в ав-густе 1741 г. предоставил ему юрисдикцию над всемикоптскими католиками. Их в ту пору насчитывалось око-ло 2 300 человек. В 1748 г. духовная власть над копта-ми-католиками была передана аббату францисканцев -католику. В 1761 г. коптский архиепископ АнтонийФулаифил, ранее перешедший в католицизм, был назна-чен первым апостолическим викарием коптских католи-ков. В 1781 г. Пию VI удалось основать в Каире «Апо-стольский викариат». Разделение церквей, углубившеесяв XVIII в., разделило духовную жизнь монофизитов иуниатов и тем самым ослабило коптов [1. C. 65].Высадка в 1798 г. 37 тыс. солдат Наполеона Бона-парта в Александрии только ухудшило положениекоптской церкви, и без того пребывавшей в состоянииполного упадка. Как только сведения о вторжениифранцузов достигли Каира, в правящий Совет Египтапоступили предложения об ответных мерах обороны,среди которых было и предложение о полнейшем ис-треблении всех христиан как потенциальных сторонни-ков завоевателей. И только успешное наступление еги-петских войск под командованием Ибрагим-бея спаслокоптов от полного уничтожения [3]. В конечном итогеостановить продвижение унии на Ближний Восток ту-рецким правителям все же не удалось. Это было связа-но с начавшимся ослаблением Османской империи ипостепенным ростом в ней европейского влияния. В1828 г. преследования униатов полностью прекрати-лись, после чего униатские церкви католиков восточно-го обряда беспрепятственно стали получать правамиллетов.В 1824 г. проект унии коптов с католиками не удал-ся только благодаря вмешательству немецких проте-стантских миссионеров, посланных сюда Церковныммиссионерским обществом [4]. Однако позже папа ЛевXII (1823-1829) при поддержке реформатора ЕгиптаМухаммеда Али (1805-1849) создал коптскую католи-ческую патриархию. На протяжении XIX в. коптскаякатолическая община развивалась в сравнительно бла-гоприятных условиях, так что в конце века римскийпапа Лев XIII (1878-1903) решил дать ей своего патри-арха, чтобы увеличить «притягательную силу католи-ческого единства» [3. C. 4]. Копты-униаты во многомотступили от древних правил, введя некоторые католи-ческие обычаи: причащение под одним видом, целибат,признание исхождения «Святого Духа» не только отБога Отца, но и от Сына (лат. filioque - и Сына) и т.п.Когда молодые униатские церкви укреплялись, но-вое поколение их клириков обучалось в духовных се-минариях, которые были организованы по иностранно-му образцу и сначала находились за границей, но современем были учреждены и внутри страны. По уров-ню образования эти священники соперничали с мисси-онерами и стали значительно отличаться от среднегоуровня коптского священства. Многие из них приобре-ли у простого народа такой авторитет, который могсравниться с тем, которым обладали западные миссио-неры в XVII в. Начиная с 1840 г. на коптскую церковьобрушились новые испытания, когда первые получив-шие католическое образование миряне, объединившисьс миссионерами из Базельского «Миссионерского об-щества», потребовали проведения преобразованийвнутри коптской церкви [1. C. 69].Коптская католическая теологическая семинария вКаире в пригороде Маади начала свою деятельность вначале XVIII в. В то время туда прибыли францискан-ские и иезуитские миссионеры, принесшие собствен-ные строгие общеобразовательные стандарты в Египет.Они начали преподавать в семинариях в районе Муски(Старый Каир), Танте, Мине и других областях Египта[1. C. 73]. С 1855 г. американские просвитериане нача-ли буквально наполнять Египет своими школами (ду-ховная академия в Сиуте) и Библиями на арабском язы-ке и прямо поставили целью искоренение той древнейобрядности, которую щадил папизм. Патриархи, снача-ла смотревшие благосклонно на образовательную дея-тельность пропаганды, стали относиться к ней враж-дебно, когда поняли настоящую ее цель. В серединеXIX в. английский миссионер Лидер открыл духовноеучилище в Каире, обучил первых сорок юношей и от-правил их коптскому патриарху для рукоположения всвященники. Однако патриарх Петр VII (Бутрос) по-требовал посвящения в коптскую веру, т.е. обязатель-ный брак, десятилетнее испытание, исповедание сим-вола монофизитской веры, почитание Божьей Матери,святых, креста, икон, мощей и строгое соблюдение всехпостов, установленных апостолами и святыми отцами.Лидер отверг эти требования, и его питомцы стали ан-гликанами [5. C. 29]. Со временем униатские церквистали основывать социальные учреждения и школы поразработанным в Европе методикам и учебным планам.Они и помогавшие им миссионеры-католики добились,таким образом, хороших результатов и тем начали дея-тельность, получившую во второй половине XX в.название «помощь развивающимся странам». Посколь-ку многие нуждались в школах, больницах, сиротскихприютах и т.п., эти заведения быстро множились и раз-растались.Без сомнения, таким образом многим людям былаоказана помощь. Однако среди перешедших в униатыбыло много тех, для кого более важным были не духов-ные мотивы, определяющие принадлежность к церкви,а гражданские права, связанные в исламском государ-стве с церковной принадлежностью. В более выгодномв социальном и культурном отношении положенииуниатских общин, внешне похожих на их исконнуюкоптскую церковь, но находящихся под иностраннойзащитой, легко усматривался повод для перехода измонофизитства в католичество. Этому способствовалои то, что католический клир с радостью готов был за-получить новых членов для стада св. Петра, пренебре-гая при этом серьезной проверкой мотивов перехода изодной церкви в другую. Несомненно, что в XIX столе-тии и первой половине XX в. часть перешедших в уни-атство коптов встала на этот путь вовсе не оттого, чтонаходилась под впечатлением духовной привлекатель-ности униатской церкви, им нравилось участие униат-ских общин в решении социальных проблем, высокийматериальный статус и т.п. [1. C. 80].Западная Церковь «стала с большей настойчиво-стью и безапелляционностью вмешиваться в то, что неимело прямого отношения к Церкви» [6. C. 377]. Череззаведения социальной помощи и воспитательные учре-ждения католики оказывали наибольшее влияние ивербовали в свои ряды. Особенно опасное положениедля восточных церквей сложилось в деле воспитания,благодаря которому люди вполне намеренно отрыва-лись от их собственной церковной жизни и получалиновое понимание христианской веры и Слова Божьего,что отчуждало их от собственной духовной, культурнойи национальной среды. Программы обучения в школах,составленные по западным образцам, подвергали иподвергают до сих пор «...местных христиан сильномувлиянию из Западной Европы и Северной Америки.Большая часть материала усваивалась на чужом языке(французском, английском), они получали иную интер-претацию истории, попадали под влияние европейскихидеалов и культурных ценностей, перенимали фило-софские и идеологические структуры западного мыш-ления, учились работать при помощи рационально-критической методологии, которая уходит корнями взападную историю мысли и формирует свое пониманиедействительности. Это все приводит к глубокому куль-турному отчуждению. Изменяется характерное для во-сточной литургии символическое понимание действи-тельности. Формируются идеалы и ценности, находя-щиеся вне восточной культурной традиции и даже вконфликте с ней» [3. C. 2]. Школы и благотворительныеучреждения католических миссий предлагались во-сточным церквям не только как помощь, но и по инымсоображениям, «которые и мы, европейцы, - пишетЭ. Суттнер, - стали осознавать в послеколониальныйпериод как опасные» [3. C. 2]. Миссии процветали, таккак получали большую поддержку из-за границы. По-жертвования делались верующими, движимыми хри-стианской любовью к своим братьям.Европейские государства тоже оказывали материаль-ную помощь, так как хотели приобрести влияние вОсманской империи. Франция издавна пользовалась вли-янием среди католиков Османской империи; Англия, апозже США и Пруссия добились влияния среди проте-стантов Османской империи; Австрия - среди униатов;наконец, Россия - среди православных. Чтобы склонитьто или иное сообщество на свою сторону, предоставлялипомощь. Дипломатам, распределявшим деньги, нрави-лось, когда значение и авторитет церкви, которую онипредставляли, увеличивались, и их не интересовали ду-ховные причины этого роста. «Нецерковное влияние намиссионерскую деятельность выросло, - пишет Суттнер,указывая на еще один источник доходов миссий, - потомучто среди миссионеров были люди, которые считали доб-родетелью так называемый патриотизм европейскихнаций конца XIX и начала XX веков» [3. C. 2].Так родилась новая восточная церковь, еще не из-вестная до XVIII в. и связанная унией с Римом. В ши-роких кругах общественности понятие «уния» пони-малось как прозелитизм. Новая местная церковь быласоздана Римом на территории коптского патриархата,что по канонам древней Церкви невозможно. ОднакоРим не определял для себя коптский патриархат какцерковь и считал, что только он был в состоянииопределить быть или не быть патриархату. Католиче-ская церковь в Египте придерживается римско-католи-ческой догматики при сохранении в богослуженииалександрийского обряда, принятого в коптской церк-ви. Литургические языки - коптский и арабский. Об-щая численность коптов-католиков, живущих в Егип-те, составляет около 164 тыс. человек (по данным на2011 г.) [7].

Ключевые слова

коптская церковь, Египет, Ватикан, христианство, католики, Coptic church, Christianity, Egypt, Patriarch, Vatican, Catholics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривец Елена AлексеевнаИнститут востоковедения Российской академии наук (г. Москва)канд. ист. наук, научный сотрудникhel-helena@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Hall Patrick Theodore. Traditional Egyptian Christianity: A History of the Coptic Orthodox Church. Greensboro, N.C., 1999.
Панченко К.А. Взаимоотношения османского правительства и православной общины Арабского Востока в XVI - начале XX в. : автореф. … д-ра ист. наук. М., 1996.
Суттнер Эрнст. Христианство Востока и Запада: зримые проявления. 2004. URL: www.agnuz.info/library/books/Hristvos_zap/page19.htm
Тураев Б.А. Копты. URL: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%82%D1%8B&printabl
Nisan Mordechai. Minorities in the Middle East. A History of Struggle and Self-Expression. Jefferson, N. Carolina, L., 2002.
Зеньковский В.В. Апологетика. М., 2004.
Коптская католическая церковь // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коптская_католическая_церковь
 Противостояние коптов атакам западного христианства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.

Противостояние коптов атакам западного христианства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия