Научная истина в контексте коммуникативной онтологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Научная истина в контексте коммуникативной онтологии

Исследуются характеристики научной истины в современной науке в контексте коммуникативной онтологии. Истина - однаиз главных категорий теории познания и эпистемологии, меняющая свои определения в разных контекстах. Научная истина,перенимая особенности современной науки, становится процессуальной, т.е. непрерывно изменчивой; конвенциональной; общезначимой (интерсубъективной); междисциплинарной. Эти особенности демонстрируются на примере проявления научнойистины в географической науке, для которой характерны все коммуникативные признаки научного развития.

Science truth in communicative ontology.pdf Развитие философии и методологии науки показалонеоднозначность подходов к определению понятияистины в условиях современного развития науки. Со-временная методология обращает внимание на осмыс-ление истины в условиях нарастающей коммуникатив-ности науки в связи с изменением объекта и субъектанаучного познания.Тема научной истины в контексте коммуникативнойонтологии является актуальной. Интерес к проблеменаучной истины обусловлен рядом взаимодополнитель-ных обстоятельств, связанных с изменениями в совре-менной науке. В рамках постнеклассической науки про-исходит деонтологизация знания - отказ от единого сти-ля научного мышления, единых норм и идеалов научно-го знания, общенаучной картины мира и т.п. Помимодеонтологизации науки усиливается роль субъекта впроцессе познания, расширяются границы возможныхкоммуникаций науки, устраняется власть единой науч-ной истины и признается научный релятивизм. Нашазадача - показать, что ситуация, связанная с коммуника-тивностью, требует нового осмысления понятия истины,а также рассмотреть концепцию истины, которая можетбыть адекватна современной науке.Изменения, произошедшие в современной постне-классической науке, привели к необходимости конста-тировать новую научную онтологию, а именно комму-никативную онтологию науки. Проанализировав взгля-ды исследователей (В.А. Лекторский, В.С. Степин,Г.И. Петрова, М.П. Завьялова, О.Е. Столярова и др.),мы пришли к выводу, что коммуникативная онтологиянауки - это онтология, интегрирующая на своей основемножество онтологий, соответствующих разным типамкогнитивных практик. Данная онтология занимает осо-бое место - отражает современную картину мира, ко-торая соответствует коммуникативному периоду науч-ного познания. С одной стороны, коммуникативнаяонтология говорит о возникновении общих междисци-плинарных отношений и связей для различных наук.С другой стороны, она свидетельствует о постоянственаучного движения, а также о непрерывности научныхкоммуникаций, в которых теряются классически поня-тые предметность и объективность науки. Коммуника-тивная онтология науки ориентирует философов наукина то, чтобы раскрыть реальную коммуникацию внауке, поскольку наука по своей природе коммуника-тивна изначально.В основе классической науки лежал принцип стро-гого разделения субъекта и объекта, познаваемого ипознающего. Реальность представлялась здесь в видедвухуровневой «конструкции», на поверхности кото-рой - вещи и предметы, а в глубине - законы, опреде-ляющие их поведение. Объект отождествлялся с каким-либо свойством, а реальность науки представляла со-бой сеть таких свойств, отделенных от объектов. Субъ-ект классической науки рассматривался как участниккоммуникации: он задавал реальности свои вопросы иполучал на них ответы. Но коммуникация являлась посути односторонней. Задача субъекта сводилась к тому,чтобы задавать правильные вопросы, а ответы былиопределены природой объекта.Коммуникативная онтология меняет роль и местосубъекта в познании, а вместе с ним и представление обобъекте. В рамках коммуникативной онтологии при-вычные представления о науке ставятся под вопрос.Приходит понимание того, что в современной науке исубъект, и объект являются продуктом коммуникации,они существуют постольку, поскольку включены в еди-ное коммуникативное пространство. Субъект теперь нетолько выявляет связи между объектами и закономерно-сти их существования, оставаясь безучастным к ним, онформирует связи, обеспечивающие существование объ-екта. В современной науке реальность держится субъек-том, а объект есть то, в какие отношения он включен.О.Е. Столярова замечает: «Различия между субъектамии объектами… - не абсолютны и не заданы a priori…Свойства и онтологический статус любого объекта уни-кальны, то есть являются результатом приобретенной имсетевой позиции - места в ряду связей и отношенийкоммуникативной системы» [1. С. 45-46].В современной науке размывается грань междусубъектом и объектом, классическое представлениесубъекта и объекта устаревает. Эту мысль развивает всвоих работах Л.А. Маркова: «Идеализация субъекта ипредмета познания, - считает она, - созданные в клас-сической науке, перестает играть свою роль… Пре-дельное логическое развитие характеристик субъектаприводит к «размыванию» понятия субъекта, как оносформировалось в классической науке, и, соответ-ственно, к разрушению субъект-предметного отноше-ния» [2. С. 75]. Таким образом, предмет познания це-ликом зависит от субъекта, поэтому, познавая, как емукажется, внешний мир, субъект фактически познаетсамого себя - свою культуру, свою эпоху. Это требуетперестройки традиционной теории познания. Комму-никативная рациональность, которая сформироваласьна основании коммуникативной онтологии, позволиласнять жесткое противопоставление субъекта и объектаименно в онтологическом плане.Современное состояние науки дает основание гово-рить и о единстве естественного и гуманитарного про-филя, о возможности открытия научной истины в по-граничных зонах, в сцеплениях и переплетениях раз-личных наук. Самые интересные исследования нашихдней, самые важные открытия делаются именно настыке нескольких дисциплин, на границе наук. Стоитотметить, что современные научные дисциплины неявляются строго ограниченными областями, которыеникак не соприкасаются и не пересекаются. Совсемнаоборот, эти дисциплины формируются в особых свя-зях, отношениях, а также в нелинейных сетевых взаи-модействиях и коммуникативных переплетениях самыхразных областей знания.В результате коммуникативных трансформаций он-тологии в современной науке происходит пересмотрпонятия научной истины.Истина в науке в контексте коммуникативной онто-логии не должна отказываться от критерия интерсубъ-ективности. Если на критерий интерсубъективностипосмотреть с точки зрения современной науки, томожно заметить укрепление его позиций. Истина ста-новится значимой не в сфере одной научной дисципли-ны, а в междисциплинарной, т.е. коммуникативной.Истины открывались в рамках отдельных наук и огра-ничивали научную жизнь в границах отдельных дис-циплин. Сегодня определить границы науки трудно.Современные научные дисциплины - не строго огра-ниченные области. Теперь они формируются в комму-никативных переплетениях разных областей знания. Вкоммуникативных переплетениях наук научная истинаможет являть себя только на стыках и границах знаниялибо в его общих коммуникативных зонах. Истина вконтексте онтологии также становится коммуникатив-ной. Интерсубъективность как критерий классическирепрезентирующей себя истины позволяет «спасти»понятие истины, свести ее к когерентности в коммуни-кативном контексте. Через категорию интерсубъектив-ности мы выходим на концепцию объективности, кото-рая заключается в утверждении, что содержание исмысл некоторой дескрипции, претендующей на ис-тинность, обусловлены познаваемым объектом. К. Поп-пер писал, что «объективность заключается не в свобо-де от ценностных ориентиров: им в равной степениподвержены все науки. Объективность заключается вявной и недвусмысленной формулировке предлагае-мых решений возникающих проблем и их критическомобсуждении» [3. С. 74].Традиционные корреспондентские теории истинытеряют смысл в условиях нового видения реальности.В классической науке истина понималась как уже су-ществующая, а задача познания - найти ее и открыть.Корреспондентская теория, выработанная в рамкахклассической науки, утверждала, что именно реаль-ность действительно ответственна за истинностныезначения предложений. В современной науке, когдареальность создается в самом процессе познания, исти-на, как и объект, факт, теория, тоже становится кон-структивной, контекстной, ситуативной. Иными слова-ми, когерентная концепция истины уже ухватываеткоммуникативный аспект. Она рассматривает истинукак согласованность знания, которая устанавливаетсяна различных уровнях: внутри теорий; между различ-ными теориями в рамках одной научной дисциплины;между различными дисциплинами. В неклассическойконцепции формируются такие свойства истины, какпрагматичность, системность, эвристичность. Такимобразом, коммуникативная онтология позволяет пре-одолеть разрыв между миром теоретических представ-лений и миром практических действий, соединить по-знавательные и социокультурные функции науки.Таким образом, научная истина, перенимая особен-ности современной науки, характеризуется принципи-ально новыми чертами.Во-первых, научная истина в своей онтологии ста-новится коммуникативно организованной и процессу-альной, непрерывно изменчивой. Поскольку научныепроцессы находятся в постоянном движении, то инаучная истина непрерывно изменяется. Это движениене во времени, а в пространстве, т.е. истина являетсякоммуникативно подвижной. В одно и то же время об-разуется множество различных программ, проектов ит.п. Они находятся в переплетениях, пересечениях, врезультате которых образуются положения по поводуразличных или даже одного объекта познания.Во-вторых, выражением коммуникативной природынаучной истины является ее конвенциональный харак-тер. Конвенциональность истины проявляется в том,что посредством дискуссии, обсуждения, через кото-рые осуществляется критика альтернативных и конку-рирующих теорий в научном сообществе, формируют-ся конвенции (соглашения) по поводу их правдоподо-бия. «Истина понимается как то, что условились счи-тать истиной, с чем согласилось научное сообщество»[4. С. 142]. Американский философ Израиль Шефлерутверждает, что истина - это взгляд, по которому вконце концов будет достигнуто согласие между всеми,кто его исследует.В-третьих, научная истина носит междисциплинар-ный характер. Сегодня происходит активное проник-новение дисциплинарно разделённых наук друг в дру-га, появление новых «междисциплин» типа кибернети-ки, синергетики. Междисциплинарность отвечает ин-новационному характеру развития социальности инауки, их постоянному движению, становлению, об-новлению. Если раньше научная истина открывалась врамках отдельных наук и организовывала развитиенауки в рамках отдельных дисциплин, то сегодня онаможет проявляться только на стыках и границах знаниялибо в его общих коммуникативных зонах. Междисци-плинарная истина требует постоянного обоснованиямежнаучными связями и характеризуется практическойполезностью.В-четвертых, научная истина общезначима (ин-терсубъективна). Она становится значима не в рамкаходной научной дисциплины, а в междисциплинарной,коммуникативной сфере.Рассмотренные особенности научной истины про-демонстрируем на примере проявления научной исти-ны в географической науке, для которой характернывсе коммуникативные признаки научного развития.Особенность географической науки состоит в том,что она демонстрирует все специфические признакисовременной постнеклассической науки. Одним из ос-новных признаков является ее объект познания, кото-рый объединяет в себе природное и социальное. Ком-муникативная онтология меняет представление об объ-екте. Как отмечает В.С. Степин, объект постнекласси-ческой науки - саморазвивающаяся система с рефлек-сией. География находится на стыке естественных иобщественных наук, поэтому ее объект в себе социали-зирует. Субъект начинает играть принципиально инуюроль в исследованиях науки. В современных исследо-ваниях науки обращается внимание на то, что его соци-альность проявляет себя в форме научного сообщества,коллектива научной лаборатории, всех образующихцелостность отдельного события в истории по произ-водству нового знания.Перенимая характеристики современной науки,географическая истина становится коммуникативнойи процессуальной. География - динамичная наука,она развивается, не отвергая ранее проверенных жиз-нью теорий и оправдавших себя методологическихпринципов, но непрерывно обогащаясь новыми под-ходами, идеями, теориями. Географическая истинаобладает и свойством междисциплинарности. Совре-менная география представляет собой чрезвычайносложную разветвленную систему наук, каждая из ко-торых изучает свои закономерности и разрабатываетсвои теории. Таким образом, география являетсянаукой мультидисциплинарной, она развивается наоснове междисциплинарных исследований на граняхмежду отдельными географическими науками и всемидругими научными направлениями. Анализ в геогра-фии опирается на общенаучные подходы, прежде все-го на системный. Этот подход ориентирует исследо-вателя на раскрытие целостности сложных объектов,познание механизмов внутренних связей между ихсоставными частями. Например, применение систем-ного подхода к исследованию географической обо-лочки или географического пространства, со всеммногообразием тел и явлений и их взаимных связей,позволяет вычленять множество частных, или парци-альных, систем разного порядка. Поскольку геогра-фическая истина становится значимой не в сфере од-ной научной дисциплины, а в междисциплинарной,коммуникативной сфере, то она является интерсубъ-ективной. Географическая истина находится в посто-янном коммуникативном движении.Таким образом, современное понимание науки, втом числе географической, существенно изменило ееобраз. Наука - прежде всего разновидность коммуни-кативной деятельности. Изменяется понимание объектаи субъекта познания. На первый план выходит позна-ющий субъект. Меняются и условия достижения объ-ективности истины. Следовательно, научная истинаприобретает коммуникативный характер. Современноепонимание ее предполагает диалог различных фило-софских концепций и синтез наиболее плодотворныхидей в контексте современных представлений науки.

Ключевые слова

коммуникативная онтология, наука, научная истина, коллективный субъект, объективность, интерсубъективность, communicative ontology, science, scientific truth, collective subject, objectivity, valid

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федорова Наталья ГеннадьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры философии и методологии наукиFedorova-nata@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Столярова О.Е. Социальный конструктивизм: онтологический поворот // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2003. № 3. С. 45-46.
Маркова Л.А. Эмпирические исследования как путь к выработке нового понятия субъекта // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. 1, № 1.
Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 74.
Книгин А.Н. Теория познания : учеб. пособие. Томск : Томский государственный университет, 2009. 448 с.
 Научная истина в контексте коммуникативной онтологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Научная истина в контексте коммуникативной онтологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия