К вопросу об этнокультурных процессах развития информационных ресурсов на территории Тувыв конце XX - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

К вопросу об этнокультурных процессах развития информационных ресурсов на территории Тувыв конце XX - начале XXI в.

Рассматривается этнокультурное развитие традиционных и электронных информационных ресурсов на территории Тувы в конце XX - начале XXI в. Культурно-исторические процессы во многом связаны и с информационным обменом, что способствовало этнокультурному информационному развитию, последнее определяется ресурсно-информационной средой, созданной социокультурной памятью. В этнокультурной исторической памяти информационной среды создаются мнемонические коды информационной деятельности, которые определенным образом соотносятся с мнемоническим содержанием устных и письменных текстов-источников. Основные компоненты, формирующие этноинформационную культуру, - текстовые, идеографические, машиночитаемые, аудиальные, электронные и т.д.

On ethnic-cultural features of formation and development of traditional and electronic media in Tuvain late 20 - early 21 centuries.pdf В истории человечества можно выделить несколькоэтапов, которые человеческое общество последова-тельно проходило в своем развитии. Эти этапы разли-чаются основным способом обеспечения обществомсвоего существования и видом информационных ре-сурсов. У каждого региона есть своя история развитияинформационных ресурсов, которые влияют на фор-мирование информационного пространства региона, иизучение закономерностей формирования информаци-онной среды дает возможность прогнозировать пер-спективы развития информационной культуры. Про-блема состоит в том, что на сегодняшний день общиезакономерности построения информационной среды неизучены и не сформулированы. В данной статье мыпопытаемся описать культурологическое развитие ин-формационно-культурной среды на территории Тувы вконце XX - начале XXI в. и на основе этого описаниявывести общие закономерности развития информаци-онных процессов.Во многом эти процессы связаны и с информацион-ным обменом, что способствовало этнокультурномуинформационному развитию, определяемому ресурсно-информационной средой, созданной социокультурнойпамятью. В этнокультурной исторической памяти ин-формационной среды создаются мнемонические кодыинформационной деятельности, которые определен-ным образом соотносятся с мнемоническим содержа-нием устных и письменных текстов-источников. Чемразнообразнее ресурсы исторической информации, ин-формационные потоки, закрепленные в текстах-источниках, тем сложнее структурированы ресурсныекомпоненты этнокультурного ареала Тувы, разнооб-разнее их влияние на коммуникационные процессы икультурную жизнь современной республики. Основ-ные компоненты, формирующие этноинформационнуюкультуру, - текстовые, идеографические, машиночита-емые, аудиальные, электронные и прочие составляю-щие [1. С. 43].Этнокультурное информационное развитие на про-тяжении всей истории человечества пронизывало всеаспекты жизнедеятельности - от основ материальногопроизводства до первичных потребностей человека.Оно воздействует на все сферы общественной и инди-видуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг,стиль мышления, образ жизни индивида и обществаи пр. Значение его в формировании и развитии образажизни человека проявляется через действие такихсубъективных факторов, как установки сознания, ду-ховные потребности, ценности, идеалы и т.д., которыевлияют на характер поведения, формы и стиль общенияэтноса.В конце XX - начале XXI в. произошли кардиналь-ные изменения культурно-исторического генезиса ин-формационного развития во всей структуре мировогосообщества. Это было связано с существенным возрас-танием роли информации в общественной и индивиду-альной жизни человека. На примере формированияинформационной культуры в Туве мы можем выделитьобщие закономерности развития информационных ре-сурсов.Исторические сведения о формировании информа-ционных ресурсов на территории современной Тувыдошли до нас из разных текстовых источников. Имиявлялись китайские летописи конца III в. до н.э. Суйской(581-618) и Танской (618-907) династий, памятникидревнетюркского рунического письма (VII-XII вв.),монгольские, арабо-персидские сборники «Сокровенноесказание монголов» и «Сборник летописей» выдающе-гося персидского историка Рашид-ад-Дина и западно-европейские источники XIII-XIV вв., географическиесочинения X в. «Киты-Масалик Ал-мамалик» Алистахри«Книга путей государств» и др. [2. С. 8].Более поздние работы ученых (Н.В. Кюнер,Г.Ф. Миллер, Л.Н. Гумилев, Г.Н. Потанин, Н.Ф. Ката-нов, А.В. Адрианов, Г.Е. Грумм-Гржимайло, М.А. Дэв-лет, А.Д. Грач, С.Н. Астахов, Ф.Я. Кон, Л.Р. Кызласов,С.И. Вайнштейн, М.Х. Маннай-оол, В.П. Алексеев,И.И. Гохман, С.Е. Маслов, И.А. Батманов, А.Ч. Кунаа,Л.П. Потапов, В.В. Радлов, Н.Я. Сердобов, С.Ф. Ани-симов и др.) дают нам общее представление о формах ивидах информационных ресурсов, использовавшихсяна территории Тувы.Позже классификацией разных информационныхресурсов занимались библиографы, архивисты, музее-веды, историки, этнографы.Территория, где расположена Тува, почти со всехсторон окруженная горными хребтами, находится настыке сибирской тайги и степей Центральной Азии.Это обстоятельство в течение тысячелетий влияло наэтноинформационные культурные процессы в Туве,протекавшие во взаимодействии степных и таежныхкультур Азии.В период формирования этнокультурной популяциитувинского этноса немаловажное значение имело Ве-ликое переселение народов: тюрков, скифов, монголови других народностей из глубинных степей Централь-ной Азии в Европу. Под влиянием этих историческихсобытий происходили глубокие социально-экономи-ческие, этнокультурные процессы в Саяно-Алтайскомрегионе, в том числе на территории современной Тувы.Во многом эти процессы связаны и с информационнымобменом [3. С. 32].Специфика перехода любого социума к информа-ционному обществу определяется его политическими,социально-экономическими и лингво-культурологи-ческими особенностями. Условия Республики Тывасущественно отличаются от условий центральной ча-сти РФ. Поэтому и путь создания информационногопространства в Республике должен обусловливатьсякультурно-историческими процессами и нормами рас-сматриваемого культурного ареала.Потенциальные возможности информационного раз-вития Тувы определяются ресурсно-информационнойсредой, созданной социокультурной памятью. От струк-туры социокультурной памяти зависит содержание ин-формационных ресурсов. По аналогии социокультурнаяпамять Тувы предстает сложным социокультурным об-разованием. Во-первых, это уникальный социокультур-ный институт, включающий учреждения культуры му-ниципального и общественного профилей, музеи, архи-вы, библиотеки, социально закрепленные стандарты идругие институциональные формы организации, регули-рующие пространство культурного ареала Тувы.Институциональные структуры культурного насле-дия сами по себе составляют необходимый элементресурсов информационной среды - от законодательнойбазы, обеспечивающей легитимность культурного про-странства, до широко распространенных стандартовповедения по отношению к этнокультурным историче-ским памятникам архитектуры, искусства. Во-вторых,память культурного ареала республики предстаетсложной информационной системой, где действуютособые закономерности сохранения, переосмысления ивоспроизведения информации о прошлом [4. С. 240].Устные, письменные и другие источники Тувы спо-собны сберегать информационное наследие региона.Чем разнообразнее ресурсы исторической информации,информационные потоки, закрепленные в текстах-источниках, тем сложнее структурированы ресурсныекомпоненты этнокультурного ареала Тувы, разнооб-разнее их влияние на коммуникационные процессы икультурную жизнь современной республики.Изучая этнокультурный исторический опыт народа,проживающего на территории Тувы, мы видим, чтопоявление примитивных форм и видов этнокультур-ных информационных ресурсы с давних времен играловажную роль в развитии этноса, особенно с его духов-ной стороны.Генезис этнокультурного информационного станов-ления уходит в историческое прошлое к примитивнымформам, которые в дальнейшем повлияли на народнуюкультуру этноса, это природные (камень), а затем иискусственные (ткани, керамика) материалы, где эле-ментами передачи информации были примитивныелингвистические знаки [5. С. 3-4].Долгое время кочевые народы, которые проживалина территории Тувы, не имели своей письменности, этотакже касается и тувинского этноса. Для Тувы был ха-рактерен информационный полилингвизм - до начала20-х - середины 30-х гг. XX в. информация сохраня-лась на нескольких языках - монгольском, тибетском икитайском, что не способствовало развитию каналовпередачи информации. Кабо отмечал: «Письменностьбыла монгольской, но она являлась достоянием от-дельных представителей крайне тонкой общественнойверхушки» [6. С. 41]. На сегодняшний день найденооколо 10 тувинских летописей, которые хранятся в ар-хивах и книгохранилищах России и Монголии [7.С. 168]. В качестве физических носителей информациииспользовались бумага, шелк и дерево. Обычно текстыпечатались с деревянных ксилографов, привезенныхизначально из Тибета, Монголии, а затем уже с образ-цов, повторявшихся тувинскими мастерами-резчиками[8. С. 34].Ситуация существенно изменилась в связи с окон-чанием географической изоляции Тувы, с получениемгосударственного суверенитета, осознанием общноститувинского народа, возникновением единых стандартовписьменности. С этого периода основные направленияинформационной культуры общества начинают рас-сматриваться в Туве в качестве одного из приоритет-ных интересов государственной власти.Начиная с 1930 г. в ТНР развернулось строитель-ство кожууных и сумонных центров, где в первую оче-редь возводились школы, медицинские пункты и клу-бы. Красные юрты служили не только очагами ликви-дации неграмотности, но и центрами проведения всейкультурно-массовой работы [9. С. 264].Этот период для тувинского арата можно характе-ризовать как «социокультурный шок», поскольку внед-рение новых видов информационных ресурсов, вос-приятия новых культурных ценностей вызывало опре-деленные трудности.Это значит, что общей закономерностью развитияинформационной среды является то, что идентичностьлюбого социума не успевает за социальными измене-ниями, затрудняя адаптацию, возвращая человека впрошлое, стимулируя настроение социальной носталь-гии и апатии вместо активной жизненной позиции.С появлением письменности в Туве в серединеXX в. наступает новый информационный период ста-новления и развития промышленности с применениемэлектричества, в массовую культуру приходят новыеобщедоступные технические средства коммуникации,адекватные существующим запросам обработки и по-лучения все более возрастающего количества инфор-мации, - телефон, телеграф, радио.Рассматривая культурную динамику генезиса ту-винской письменности, мы видим, что она прошла до-статочно интересный путь от старописьменных мон-гольских текстов, латинских основ до тувинского куль-турно-языкового наследия, что положило начало ин-формационно-культурной революции в Туве. При этомпереход был очень сжат во времени, что дает нам воз-можность проследить информационные процессы,обычно растягивавшиеся на века, в течение несколькихдесятилетий.В этот же период были изданы буквари, первыеучебные планы кружков, сформулированы правилаорфографии, создано практическое пособие по тувин-скому языку, стали систематически выходить брошю-ры, журналы и книги и т.д.Подлинно широкое развитие информационной сре-ды в Туве началось в 1944 г., когда она добровольновошла в состав Советского Союза. По всей Туве сталистроиться новые школы, культурно-просветительскиеучреждения [10. С. 34]. Итак, письменность положиланачало возникновению и дальнейшему развитию наци-ональной печати, книгоиздательства, переводам народной язык классиков русской, советской и зарубеж-ной литературы. Вся печатная продукция в РеспубликеТува выходила на двух языках - русском и тувинском.Постоянно увеличивались тиражи газет и журналов..Как средство коммуникации текстовый носитель уско-рил рост и распространение информации, ее циркули-рование в Туве. Он способствовал унификации орфо-графии и графической формы письма, развитию про-свещения и науки. Следующий этап развития этно-культурной информационной среды региона начался с«перестройки» в конце XX - начале XXI в.В марте 2001 г. в Кызыле состоялась первая научно-практическая конференция «Проблемы информатизацииТувы, ПИТ - 2001», на которой обсуждался широкийкруг проблем, связанных с применением информацион-ных технологий и развитием систем передачи информа-ции в РТ, а также разработана концепция и программаинформатизации республики на период до 2008 г.Информационно-культурная среда региона сталаформироваться и развиваться согласно принятым нароссийском уровне программам и концепциям, такимкак «Концепция формирования информационного об-щества в России, одобренная решением Государствен-ной комиссии по информатизации при Государствен-ном комитете Российской Федерации по связи и ин-форматизации от 28 мая 1999 г. № 32», также Феде-ральная целевая программа «Электронная Россия(2002-2010 годы)», утвержденная ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 28 января2002 г. № 65; Концепция региональной информатиза-ции до 2010 года, утвержденная распоряжением Пра-вительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г.№ 1024-р, закрепленная местным законодательством -республиканской целевой программой «Информатиза-ция Республики Тыва» на 2009-2010 гг., и другим за-конодательным документам.Согласно принятым проектам информационно-культурного развития совершенствуется инфраструк-тура республики как составная часть глобальной ин-формационной системы. Информационная структурадинамики культурного развития в рассматриваемыйпериод охватывает все отраслевые направления - эко-номического, политического, правового, социально-духовного, культурного, образовательного и т.д. про-странства республики.Информационное пространство региона постепеннонаполняется электронными культурными продуктами:создаются веб-представительства учреждений культу-ры и веб-порталы, виртуальные музейные коллекции,оцифровываются музыкальные коллекции и коллекцииизобразительного искусства, внедряются интерактив-ные технологии взаимодействия пользователя и элек-тронного ресурса.Одним из первых электронных продуктов, на ко-тором зафиксирована текстовая информация, сталсайт провайдера Транк Телекома (директор О. Оюн),осуществляющий доступ к Интернету. В 1999 г. по-явились сайты тувинских студентов, обучающихся запределами Саян, в том числе в США и Турции. В этомже году была создана первая полная интернет-версиягазеты «Центр Азии». В 2000 г. из Москвы «запуще-на» страница «Юрты мира» Чингиза Хайдыпа, кото-рый ныне является директором фирмы «Компьютер»в Кызыле. В 2001 г. создан официальный сайт Рес-публики Тыва (веб-мастер Шолбан Биче-оол). В авгу-сте 2001 г. появилась первая тувинская новостнаялента «Тува-Онлайн» в Интернете (Дина Оюн, СаянаМонгуш, Олег Оюн), техническая поддержка которойосуществляет «Тыва Транк Телеком». В настоящеевремя в Сети представлено около 70 тувинских орга-низаций.Появляются новые лингво-этноинформационныекультурные ресурсы. Например, в 2009 г. был созданпод руководством Ч.К. Ламажаа первый электронныйинформационный журнал «Новые исследования Ту-вы». Целью данного журнала, как и других электрон-ных ресурсов, является оперативное информационноеиспользование электронных ресурсов тувинскогокультурного наследия через глобальные сети переда-чи данных.Однако при таком разнообразии информационныхресурсов вырисовывается ряд проблем. Во-первых,отсутствие релевантных ресурсов библиотек, архивов,музеев, которые бы раскрывали книжные фонды, атакже электронных ресурсов, выпускаемых на терри-тории Тувы.Также крайне медленно ведутся работы по ис-пользованию информационных технологий для со-хранения культурно-лингвистического наследия.Систематизация, учет, хранение электронных ресур-сы, ведение электронных каталогов, а также внедре-ние информационных ресурсов в культурно-инфор-мационное пространство для массового пользованияв библиотеках республики отсутствует. Объем оциф-рованных изображений музейных и архивных пред-метов по сравнению с их общим объемом достаточнонизок. Оцифровка аудио-, видео- и кинофондов неведется.Обобщая вышесказанное, мы можем сделать сле-дующий вывод.Информатизация любого социума развивается врамках единых закономерностей. Процессы накопле-ния знаково-культурных этнографических ценностей вТуве до начала 20-х гг. ХХ в. развивались согласнохозяйственно-культурному типу общества и целикомотвечали его потребностям. Виды и формы информа-ционных ресурсов до появления письменности в ос-новном были иконические, редко с элементами текста.Для передачи информации в основной своей массе ис-пользовались естественные носители. Искусственные(бумага, ткань) так и не получили широкого распро-странения, либо их применение было ограниченным.Характер передаваемых данных можно определить какописательно-бытовой. Они не содержали точных при-вязок по месту и времени описываемых событий. По-явившаяся на территории Тувы письменность не носи-ла массового характера и использовалась в основномдля передачи данных.В 30-40-е гг. ХХ в. в связи с формированием Ту-винской государственности начинается активное внед-рение новых форм информационного обмена, обу-словленное объективными потребностями общества.Создаются новые социокультурные институты (биб-лиотеки, музеи, архивы, школы и т.д.). Благодаря этомулюди, проживающие на территории Тувы, получиливозможность бесплатного пользования этнокультур-ными ценностями, что послужило окультуриваниюэтноса.Современный период развития этнокультурных ин-формационных ресурсов на территории Тувы характе-ризуется новым этапом в эволюции характера основ-ных социальных процессов и отличается стремлениемобщества к совершенствованию социальных структур иинститутов.Этнокультурное информационное развитие прони-зывает все аспекты человеческой жизнедеятельности -от основ материального производства до потребностейчеловека. Оно воздействует на все сферы обществен-ной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт,досуг, стиль мышления, образ жизни индивида и обще-ства и пр. При этом генезис информационного разви-тия на любой территории и в условиях любого этносапроисходит по единым законам, но с учетом местныхкультурно-исторических особенностей. Зная эти зако-номерности, можно выявить основные направлениякультурного развития общества и более эффективноуправлять информационными потоками в рамках задач,поставленных перед общественными институтами иобществом в целом.

Ключевые слова

этнокультура, письменность, информационная культура, информационная среда, информационные ресурсы, соцокультурные институты, ethnic culture, news media, literature, information culture, information resources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сергеева Мария НиколаевнаТувинский государственный университет (г. Кызыл)аспирант кафедры философииmashaist@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Информатика / под ред. К.В. Тараканова. М., 1986.
История Тувы : в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Манай-оол. Новосибирск : Наука, 2001. Т. 1.
Потапов Л.П. Народы Южной Сибири. Новосибирск, 1953.
Громов Г.Г. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М. : Наука, 1984.
Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971.
Кабо Р. Очерки истории экономики. Ч. 1: Дореволюционная Тува. Л., 1934. Вып. 12.
Самдан А.А. Тувинские летописи как исторический источник // Гуманитарные исследования в Туве. М., 2001.
Мартынов В.Ф. Культурология: теория культуры : учеб. пособие. М., 2000.
Урянхай. Тыва дептер. Антология научной просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну - Туве, урянхайцах-тувинцах, о древности Тувы : в 7 т. Т. 2: Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV - начало XX в.) / сост. С.К. Шойг
Чадамба Л. Культпросветработа в Туве // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1963. Вып. 5.
 К вопросу об этнокультурных процессах развития информационных ресурсов на территории Тувыв конце XX - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

К вопросу об этнокультурных процессах развития информационных ресурсов на территории Тувыв конце XX - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия