Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление

Раскрывается понятие «нематериальное культурное наследие». Рассматриваются основные этапы становления термина и явления «нематериальное культурное наследие» в истории и нормативно-правовой сфере в зарубежной и российской практике. Выявлены основные направления в развитии теории и практики культурного наследия, в том числе его нематериальной составляющей. Определена роль культурного наследия в социокультурном пространстве.

Intangible heritage: stages of term and phenomenon.pdf Нематериальное культурное наследие является свя-зующим звеном между прошлым и будущим, пред-ставляя собой ценное достояние различных сообществ,групп и отдельных людей. В связи с процессами глоба-лизации, стирающими и унифицирующими самобыт-ную культуру народов, в настоящее время обозначи-лась проблема сохранения нематериального культурно-го наследия.Нематериальное культурное наследие, согласноМеждународной конвенции об охране нематериальногокультурного наследия, принятой в 2003 г. Генеральнойконференцией ЮНЕСКО, включает в себя обычаи,формы представления и выражения, знания и навыки, атакже связанные с ними инструменты, предметы, арте-факты и культурные пространства, признанные сооб-ществами, группами и в некоторых случаях отдельны-ми лицами в качестве части их культурного наследия[1]. Такое нематериальное культурное наследие, пере-даваемое от поколения к поколению, «постоянно вос-создается сообществами и группами в зависимости отокружающей их среды, их взаимодействия с природойи их истории и формирует у них чувство самобытностии преемственности, содействуя тем самым уважениюкультурного разнообразия и творчеству человека» [2.С. 51]. Наряду с термином «нематериальное» наследие(«non-material»), в зарубежной литературе часто упо-требляется термин «неосязаемое» («intangible»), под-черкивающий, что речь идет об объектах, не овеществ-ленных в предметной форме. В связи с этим в даннойстатье предлагается рассмотреть основные этапы ста-новления понятия и явления «нематериальное культур-ное наследие» в зарубежной и российской практике ивыявить основные тенденции его сохранения.Говоря об истории становления понятия «нематери-альное культурное наследие», в первую очередь следу-ет обратиться к истокам более общего явления, во-шедшего в конце ХХ в. в научный лексикон, - Всемир-ное наследие. Предпосылка интернациональной ответ-ственности за сохранение наиболее ценных культур-ных и природных объектов возникла в 60-е гг. ХХ в. всвязи со строительством высотной Асуанской плотиныв Египте и угрозой затопления водами Нила древнихпамятников Нубии. Международное сообщество осо-знало тогда, что гибель памятников являлась бы поис-тине невосполнимой утратой не только для Египта иСудана, но и для всего человечества. Также государ-ства осознали, что не располагают достаточными сред-ствами для их спасения. Так родилась идея Всемирногонаследия и общечеловеческой ответственности за егосохранность [3]. Официальное оформление эта идеяполучила в ноябре 1972 г. в Париже во время 17-й сес-сии Генеральной конференции ЮНЕСКО, котораяприняла Конвенцию об охране Всемирного природногои культурного наследия [4. С. 290-302]. Объекты Все-мирного наследия, как говорится в Конвенции, должныобладать выдающимся общечеловеческим значением схудожественной, исторической, научной или природ-ной точек зрения. Однако упоминания о нематериаль-ном наследии в данной конвенции не было.Начальным этапом формирования системы сохра-нения непосредственно нематериального наследияможно считать 1973 г., когда правительство Боливииобратилось в ЮНЕСКО с запросом о разработке типо-вых предложений по регламентации, развитию и рас-пространению фольклора. Всемирной организациейинтеллектуальной собственности (ВОИС) по поруче-нию ЮНЕСКО такая работа была проведена, и Гене-ральной конференцией Организации ОбъединенныхНаций по вопросам образования, науки и культуры,собравшейся в Париже с 17 октября по 16 ноября1989 г. на двадцать пятую сессию, были приняты Реко-мендации по сохранению традиционной культуры ифольклора. Однако его влияние оказалось не столь значи-тельным, как ожидалось. Это связано c необязательнымюридическим характером документа и отсутствием кон-кретных предложений и мер, стимулирующих деятель-ность государств - членов ЮНЕСКО - по поддержке исохранению фольклора. Так или иначе проблема обозна-чена и вызвала широкое обсуждение [5].Следующим этапом стал период с 1995 по 1999 г.В это время организовано восемь региональных семи-наров под эгидой ЮНЕСКО для обсуждения пробле-мы. В 1989 г. в Вашингтоне ЮНЕСКО совместно соСмитсоновским институтом провела конференцию натему «Глобальная оценка Рекомендаций о сохранениифольклора». На форуме была аргументирована необхо-димость разработки нового нормативного акта и пере-смотра самого понятия «фольклор», который, по мне-нию специалистов, изменил свое содержание и формы.Еще одним важным результатом данного мероприятиябыло введение понятия «нематериальное культурноенаследие», которое охватывает более широкий кругявлений и отражает весь процесс создания фольклор-ных ценностей, включая традиционные знания, ресур-сы, культурную среду и т.д. Также подчеркиваласьроль создателей и носителей этих знаний. В ходе об-суждения участники конференции пришли к выводу,что устное наследие неотделимо от нематериальногонаследия [6].Практическим результатом данных дискуссий сталопредставление проекта «Провозглашение шедевровустного и нематериального наследия», в которомнашли свое отражение образцы, имеющие исключи-тельную ценность, а также наследие, над которымнависла угроза исчезновения. Основные направления восмыслении проблемы нематериального культурногонаследия изложены в Первом Мировом докладеЮНЕСКО по культуре 1998 г., где эта проблема былапоставлена не только в связи с правами этническихменьшинств, но и в связи с осознанием важности со-хранения традиций и обычаев, стилей жизни, языковдля интеллектуальных и культурных ресурсов челове-чества [7].Также необходимо упомянуть о роли Всеобщей де-кларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г.и Стамбульской декларации 2002 г., принятой на Тре-тьей встрече за «круглым столом» министров культурыстран ЮНЕСКО в осмыслении нематериального куль-турного наследия в качестве фактора обеспечениякультурного разнообразия и гарантии устойчивого раз-вития. Согласно Всеобщей декларации о культурномразнообразии, принятой Генеральной конференциейЮНЕСКО в 2001 г. [8], культурное разнообразие явля-ется частью общечеловеческого наследия, источникановых идей и развития творчества, так же необходимо-го для человечества, как биологическое многообразиедля живой природы. Именно поэтому мировым сооб-ществом признается важность культурного разнообра-зия, которое необходимо сохранять в интересах ны-нешнего и будущих поколений. Следует отметить, чтонематериальное наследие и культурное разнообразиене может существовать без многообразия языков, таккак именно в них заключен огромный массив знаний иопыта предыдущих поколений, в них хранится ценнаяинформация о традициях народов и особенностях местих обитания. Более того, некоторые аспекты нематери-ального наследия, такие как устное творчество и тра-диции, полностью зависят от языка.Заключительным этапом законодательного оформ-ления системы охраны нематериального наследия ста-ло принятие Конвенции об охране нематериальногокультурного наследия (Конвенция, 2003) в Париже17 октября 2003 г. на тридцать второй сессии Гене-ральной конференции ЮНЕСКО по вопросам образо-вания, науки и культуры, выступающая в качестве до-полнения к принятой в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО повопросам охраны мирового культурного и природногонаследия. В данном документе особое внимание уделя-ется необходимости признания во всех странах ролитрадиционных форм культуры, особенно связанных сустными традициями, а также опасности, которой этиформы подвергаются под воздействием разнообразныхфакторов. Среди прочих положений Конвенции по со-хранению нематериального культурного наследия2003 г. прописан пункт о сохранении языков как ин-струмента передачи нематериального культурногонаследия. Таким образом, признается ключевая рольязыков в выражении нематериального наследия, аименно осуществляется процесс трансляции традиций,опыта, знаний от поколения к поколению.Одним из способов охраны нематериального насле-дия на международном уровне конвенция называетведение двух списков. По поводу первого в ней сказа-но, что для обеспечения большей наглядности немате-риального культурного наследия, содействия углубле-нию осознания его значения и поощрения диалога наоснове культурного разнообразия в рамках конвенцииведется (составляется, обновляется и публикуется) ре-презентативный список нематериального культурногонаследия человечества - аналог ведущегося с 1977 г.Списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.Второй список направлен на учет объектов нематери-ального культурного наследия, нуждающихся в сроч-ной охране.Следует отметить такой парадоксальный факт: пер-вые 19 памятников нематериальной культуры человече-ства были официально названы ЮНЕСКО еще в мае2001 г., т.е. за два года до принятия самой конвенции,утвердившей этот список [9. С. 120]. В этом списке ока-зались национальные театры («Ногаку», Япония; «Кут-тиятам», Индия; сицилийский театр кукол «Opera deiPupi»), музыка и музыкальные праздники (опера «Кун-ку», Китай; карнавал «Оруро», Боливия; музыка общиныТагбана, Кот-д'Ивуар), культовые места и ритуалы(площадь Джамаа эль-Фна в Марокко, обряды Соссо-Бала в Гвинее, обряд передачи власти в ДжонмиоШрине в Южной Корее) и другие культурные явления.Необходимо сказать, что Конвенцию ратифициро-вали 139 стран, Россия еще не вошла в их число. Не-смотря на это, в России уделяется внимание проблемамсохранения нематериального наследия. Так, основныепринципы развития традиционного художественноготворчества нашли свое отражение в Законе РоссийскойФедерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законода-тельства Российской Федерации о культуре» [10]. Нор-мативно-правовым обеспечением сохранения и разви-тия традиционной народной культуры является преждевсего Конституция Российской Федерации (1993) [11].В статье 44 изложены гарантии гражданам России насвободу художественного и других видов творчества, атакже право на участие в культурной жизни и на до-ступ к культурным ценностям. В 1999 г. был принятфедеральный закон «О народных художественныхпромыслах» как части культурного наследия, культур-ного достояния народов России, который предусматри-вал сохранение, возрождение и развитие народныхпромыслов, их пропаганду, финансирование выставоч-ной деятельности за рубежом [12].В 2003 г. по инициативе Московского бюроЮНЕСКО, Комиссии Российской Федерации по деламЮНЕСКО, Министерства культуры Российской Феде-рации и Государственного Российского Дома народно-го творчества создана общественная организация Рос-сийский комитет по сохранению нематериальногокультурного наследия [13]. Целью Комитета являетсясодействие в создании благоприятных условий для со-хранения и естественного развития нематериальногонаследия Российской Федерации, активизации согласо-ванной работы по своевременному выявлению и защи-те его объектов, находящихся под угрозой исчезнове-ния в условиях прогрессирующей глобальной стандар-тизации и коммерциализации социально-культурнойжизни общества. Члены Комитета занимаются изуче-нием устного и нематериального культурного наследиякак системы, проявляемой в разных формах и способахсуществования (таких как язык, традиционные испол-нительские искусства, обычаи и обряды, игры и празд-нества, традиционные знания, умения и навыки, отно-сящиеся к ремеслам и промыслам, окружающей средеи природе и т.п.) и составляющей основу самобытностикультуры любого сообщества - народа, этнической,региональной и иной группы, семьи.В том же году 25 ноября в Москве проведено засе-дание Совета по культуре и искусству при ПрезидентеРоссии с участием генерального директора ЮНЕСКОКоитиро Мацуура, на котором глава государстваВ.В. Путин подчеркнул, что Россия поддерживает дея-тельность ЮНЕСКО, высоко оценивает ее стремлениек сохранению мирового культурного наследия и сожа-леет, что не всегда усилия, предпринимаемые между-народным сообществом в данном направлении, оказы-ваются достаточны, о чем свидетельствуют такие со-бытия, как уничтожение статуи Будды в Афганистане иразграбление музеев в Багдаде [14]. Одной из мер,направленных на поддержку выдающихся деятелейнародного творчества и ведущих творческих народныххудожественных коллективов, является грант Прези-дента Российской Федерации ведущим профессио-нальным коллективам музыкального и хореографиче-ского искусства, учрежденный постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 28.03.2005 № 162, ипремия Правительства Российской Федерации «ДушаРоссии», учрежденная постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 18.09.2006 № 579.Механизмом реализации общенациональной про-граммы поддержания и развития традиционной народ-ной культуры является принятие федеральной целевойпрограммы «Культура России (2001-2005 годы)» [15],благодаря реализации которой удалось остановить спадв сфере культуры, добиться расширения участия госу-дарства в ее поддержке, увеличить финансирование.Следующим этапом стала федеральная целевая про-грамма «Культура России» на 2006-2011 гг., основнымицелями которой стали: сохранение культурного насле-дия Российской Федерации; формирование единогокультурного пространства; создание условий для досту-па к культурным ценностям и информационным ресур-сам различных групп граждан; создание условий длясохранения и развития культурного потенциала нации;развитие международного сотрудничества; укреплениемировых культурных связей; обеспечение адаптациикультуры к рыночным условиям.Также в федеральной целевой программе прописа-ны ожидаемые результаты реализации программы ипоказатели социально-экономической эффективности.Среди них: обеспечение сохранности объектов куль-турного наследия Российской Федерации, в том численедвижимых памятников истории и культуры, музей-ных ценностей, библиотечных фондов и архивныхдокументов; увеличение доли объектов культурногонаследия; состояние которых является удовлетвори-тельным (не требуется проведения противоаварийныхработ и капитального ремонта), в общем количествеобъектов культурного наследия, находящихся в феде-ральной собственности; увеличение доли отреставри-рованных уникальных и особо ценных архивных до-кументов в общем объеме подлежащих реставрациидокументов этой категории; увеличение доли архив-ных документов, находящихся в условиях, обеспечи-вающих их постоянное (вечное) хранение, в общемколичестве архивных документов; укрепление едино-го культурного пространства, культурных связеймежду регионами; обеспечение выравнивания доступак культурным ценностям и информационным ресур-сам различных групп граждан; увеличение доли пред-ставленных (во всех формах) зрителю музейныхпредметов в общем количестве музейных предметовосновного фонда; увеличение количества посещениймузеев; увеличение количества посещений спектак-лей, концертов, представлений, в том числе гастроль-ных и фестивальных; увеличение показателя среднейкнигообеспеченности; увеличение количества творче-ских дебютов и новаторских проектов в отрасли;укрепление позиций отечественного кинематографана российском и мировом рынках; развитие междуна-родного сотрудничества; укрепление мировых куль-турных связей; использование опыта зарубежныхстран в развитии отечественной культуры; увеличениеколичества проведенных фольклорных фестивалей,выставок народного творчества, количества выявлен-ных памятников устного народного творчества, музы-кального и танцевального народного творчества; со-хранение библиотечных фондов, развитие библиотеч-ного дела на современной основе. В целом следуетотметить, что данная программа предотвратила утратуцелого ряда памятников культуры, укрепила межна-циональные и межрегиональные связи.В настоящее время разрабатывается федерально-целевая программа «Культура России» на 2012-2016 гг., представлены проект концепции, проект пас-порта, направления, разделы и пункты программы,свод предложений, принятых к рассмотрению, опреде-лены госзаказчики. Среди приоритетных направленийкультурной политики на ближайшие годы в проектеконцепции программы обозначены следующие: сохра-нение культурных ценностей и традиций народов Рос-сийской Федерации, материального и нематериальногонаследия культуры России, использование его в каче-стве ресурса духовного и экономического развития;развитие творческого потенциала нации, обеспечениеширокого доступа всех социальных слоев к ценностямотечественной и мировой культуры.Также в 2007 г. фондом Института экономики и со-циальной политики совместно с рабочей группой Ми-нистерства культуры и массовых коммуникаций Рос-сийской Федерации разработана концепция Федераль-ной целевой программы «Сохранение нематериальногокультурного наследия народов РФ на 2009-2015 гг.».В «Основных направлениях государственной политикипо развитию сферы культуры и массовых коммуника-ций в Российской Федерации до 2015 г.» в качестветаковых определены: развитие культурного потенциалаи сохранение культурного наследия страны, обеспече-ние единого культурного пространства и доступностикультурных ценностей широким слоям населения, раз-витие многонационального культурного наследиянародов России.Посредством вышеперечисленных программ осу-ществляется финансовая и организационная поддержкамероприятий в сфере народного творчества, фольклора,декоративно-прикладного искусства, проводятся науч-ные и научно-практические конференции, симпозиумы,круглые столы, фестивали и праздники, издательскиепроекты и др.В музейной сфере также произошли изменения.Причиной тому стал первый международный семинар«Экомузеи и новая музеология», состоявшийся в1984 г. в Квебеке. Результатом данного мероприятиястала Декларация, согласно которой сформулированапрограмма развития музея на рубеже XX-XXI вв.,предусматривающая интеграцию музея с другими со-циальными институтами и расширение его функцийкак транслятора нематериального культурного насле-дия [16].Таким образом, понятие «нематериальное насле-дие», выделившееся из общей концепции сохраненияВсемирного наследия и культурного разнообразия (culturaldiversity), получившее актуальность в свете сохра-нения традиционной народной культуры, носит инте-гративный характер. До его принятия разрабатывалисьвопросы по сохранению отдельных частей: фольклора,языка, устного творчества и т.д. В общем, следует от-метить, что идея сохранения нематериального куль-турного наследия - это перспективно развивающеесянаправление, практическую и теоретическую основукоторого составили принятые нормативно-правовыеакты (конвенции, законы, декларации), а также обще-ственная и музейная работа. Основными тенденциямив практике презервации нематериального наследия яв-ляются его мониторинг, учет, охрана и актуализация.

Ключевые слова

нематериальное культурное наследие, этапы становления, сохранение нематериального культурного наследия, intangible cultural heritage, stages of formation, preservation of intangible cultural heritage

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курьянова Татьяна СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия
Всего: 1

Ссылки

Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. URL: www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf, свободный.
Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2.
Всемирное наследие. Информационный сборник // Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. URL: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritageinformation- kit-ru.pdf, свободный.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации. М. : Международные отношения, 1991. 629 с.
Ахундова Н. К проблеме сохранения нематериального культурного наследия. 2001. URL: http://harmony.musigidunya.az/harmony/rus/ reader. asp?s=1&txtid=71, свободный.
Каргин А.С., Костина А.В. Сохранение нематериального наследия народов РФ как приоритет культурной политики России // Знание. Пони- мание. Умение. 2008. № 3. URL: www.zpu-journal.ru/zpu/2008_3/Kargin&Kostina.pdf, свободный.
История ЮНЕСКО // ЮНЕСКО. URL: www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history/, свободный.
Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001). URL: www.un.org/russian/events/literacy/decl_diversity.pdf, свободный.
Мазуров Ю.Л. Природное и культурное наследие как фактор развития природопользования: вопросы методологии и практики управления : дис. … д-ра геогр. наук. М., 2006.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ 104540/, свободный.
Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/, свободный.
Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года 7-ФЗ. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_ DocumID_68916.html, свободный.
Российский Комитет по сохранению нематериального наследия при комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО // Народное творчество России. URL: www.rusfolk.ru/grdnt/projects/projects146/, свободный.
Заседание Совета по культуре и искусству при Президенте России (2003). URL: http://www.newsru.com/cinema/25nov 2003/jun.html, свободный.
Культура России. Федеральная целевая программа. URL: http://fcpkultura.ru, свободный.
Воробьева Т.В. Актуализация и трансляция национального фольклорного наследия как проявление современного отношения к культуре // Культурология и искусствоведение. URL: library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0103736.pdf, свободный.
 Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия