Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в.

Рассматриваются место и роль керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в. Приводится сравнение с территориями европейской части России, Западной Сибири. Похоронная обрядность русского населения Алтая являлась наиболее устойчивой формой традиционной культуры, которая имела определенный предметный ряд, используемый в обряде. Обрядовые функции керамики как одного из элементов данного ряда не попадали в исследовательское поле ученых Алтая.

Ceramics as funeral rite element of Russian population of Altai in 19 - early 20 centuries.pdf В настоящее время обрядовые функции глинянойутвари редко фиксируются в Алтайском крае во времяисторико-этнографических экспедиций. Поэтому ос-новным источником при изучении этого вопроса явля-ются археологические материалы: случайные находкина месте старых кладбищ при их размывании, раздува-нии или копке новых могил, материалы из слоев рус-ской деревни XVIII - первой четверти ХХ в. с археоло-гических раскопок. В связи с этим появилась необхо-димость проведения этно-археологического исследова-ния по указанной проблеме. Богатый опыт подобногоизучения похоронной обрядности имеют омские и но-восибирские ученые [1-4]. Целью данной статья явля-ется попытка на основе ряда различных источниковвыявить место керамики в похоронном обряде русскогонаселения Алтая XIX - первой четверти ХХ в.Источниками для работы послужили опубликован-ные и неопубликованные материалы историко-этнографических, археологических экспедиций алтай-ских археологов, музейных работников, членов школь-ных краеведческих клубов; коллекции государствен-ных и муниципальных музеев края. В общерусскойтрадиции структура погребально-поминального ритуа-ла состояла из нескольких последовательных обрядо-вых комплексов: 1) действия, связанные с предсмерт-ным состоянием человека и в момент смерти, с одева-нием покойника и положением его в гроб; 2) вынос издома, отпевание в церкви, погребение; 3) поминки [5.С. 518]. Комплекс материалов, собранных на террито-рии Алтайского края, отражает традицию использова-ния керамики в первых двух комплексах обряда.Повсеместно у русских при обмывании покойногоиспользовали горшок с водой, который после разбивался[5. С. 520]. В частности, данная традиция бытовала вКалужской, Костромской, Ярославской, Владимирскойгуберниях [6. С. 200]. На территории Алтайского краяэтот обычай был зафиксирован в старожильческих насе-ленных пунктах Солонешенского района. Так, старооб-рядцы-поляки после обмывания покойного выливаливоду и разбивали горшок [7. С. 288].Историко-этнографические и археологические мате-риалы зафиксировали традицию использования керамикирусскими Алтая во втором обрядовом комплексе - погре-бении. У русских и других восточных славян широко из-вестен обычай положения в гроб или могилу различныхпредметов, которые могли быть связаны с профессио-нальной деятельностью человека: любимые вещи, про-дукты питания и т.д. У русского населения Алтая бытова-ла традиция положения продуктов питания в гроб илимогилу. Так, «кержаки» с. Красноярка (Топчихинскийрайон Алтайского края) в гроб покойному, помимо запас-ной одежды, укладывали глиняную чашку с куском хле-ба, ложку [8. С. 11]. Автором статьи в ходе музейной ис-торико-этнографической экспедиции в с. Усть-Козлуха(Краснощековский район Алтайского края) были получе-ны воспоминания жительницы села, переселенки из Кур-ской губернии, У.С. Громовой, которые были написаныею в 1962 г. (АГКМ. ОФ 18396/2). Она описала события,произошедшие в 1912 г.: «А когда хоронили, копали мо-гилу, выкопали горшок глиняный обливной. Старые си-биряки говорят: "Мы раньше в головах ставили горшок,накладывали курицу варенную, а бабам ставили крынки".Такое было поверье. Пятьдесят годов прошло, кресты всесгнили, могилы на могилах копали и битые кринки выка-пывали» [6. С. 188]. Параллель с ритуалом положениякурицы можно встретить на территории европейской ча-сти России. Так, в Пензенской губернии в гроб женщинеклали курицу.Помимо посуды с продуктами питания на территорииАлтайского края в погребениях встречается глинянаяутварь с золой или древесным углем. Массовым источни-ком в изучении данной традиции являются археологиче-ские материалы с русских поселений XVIII - началаХХ вв. из Тальменского, Топчихинского, Заринского,Шипуновского, Краснощековского, Усть-Пристанского,Тюменцевского районов Алтайского края. Сосуды леп-ные или выполненные на гончарном круге имели различ-ную форму: горшки, крынки, миски, чашки. Некоторыеорнаментированы рядами насечек, пальцевых вдавлений,крестами [9. С. 47]. В погребальном обряде использова-лась старая, новая посуда и специально вылепленная дляего проведения. Например, в русском захоронении мо-гильника Староалейка II (Топчихинский район Алтайско-го края) часть сосудов изготовлена на «скорую руку» спе-циально для погребального ритуала, часть венчиков передпогребением была преднамеренно подвергнута порче [4.С. 14]. На территории старого кладбища с. Речкуново(Тальменский район Алтайского края) археологомЯ.В. Фроловым был найден лепной горшок конца XIX -начала ХХ в. со следами обожжения, у которого отсут-ствовало дно. Вместо него была вложена металлическаяпластина [10]. Тем же археологом на территории старогокладбища с. Черемшанка (Тюменцевский район Алтай-ского края) был обнаружен целый горшок того же перио-да, выполненный на гончарном круге, покрытый глазу-рью [11]. Как правило, в таких захоронениях посуда рас-полагалась на крышках гробов, колод или рядом с ними.Например, жителями с. Шипуново (Шипуновский районАлтайского края) были найдены три сосуда на берегур. Алей в 20 км ниже по течению от села. По их словам,два лепных горшка и гончарная миска располагалисьна крышках гробов разрушенного погребения. На дне ипридонной поверхности сохранились следы характер-ного обожжения [9. С. 49]. В с. Красноярка (Топчихин-ский район Алтайского края), по словам старожилов,на гроб ставили горшок с золой, которая должна былабыть только из березовых дров [8. С. 11]. Подобныйлепной горшок, найденный на кладбище с. Красноярка,хранится в Топчихинском районном краеведческоммузее (ТРКМ ОФ 3021).На территории Западной Сибири традиция установ-ки глиняной утвари с золой, углями в могилу была рас-пространена в Новосибирской области. Новосибирскиеученые предприняли попытку археолого-этнографи-ческого изучения данного явления. По их мнению, оносвязано с похоронным обрядом «окуривания», котороеимело в Новосибирской области четыре варианта и,возможно, было связано с выходцами из Белоруссии иРусского Севера [3. С. 506-508]. Обряд окуриванияладаном, чабрецом был зафиксирован в среде сибир-ских казаков, которые проводили данный ритуал передположением тела в гроб и после его выноса окуривалидом [12. С. 192-193]. На Алтае в середине XIX в. оку-ривание кадильницей с ладаном и горячими углями,проводившееся над ртом умершего, описал Г. Потанин[13. С. 264].Помимо установки посуды рядом с гробом или наего крышке, утварь могла быть перевернутой на крышкугроба. Так, в поздних захоронениях могильника Старо-лейка II (Топчихинский район Алтайского края) зафик-сирован обычай переворачивания в ногах погребенногона крышку колоды глиняного сосуда с «жаром». О том,что во время погребения в горшках находились именногорячие угли, свидетельствовали следы характерногообожжения внутри сосудов, а также легкое обожжениена тех участках колод, где эти угли были высыпаны [4.С. 20]. Похожий обычай переворачивания горшка с уг-лями только на могиле, а не на крышке гроба, был зафик-сирован в Олонецкой губернии [6. С. 200; 14. С. 122].В большинстве этнографических работ по погре-бально-поминальной обрядности русского населенияевропейской части России, Западной Сибири говорит-ся, что перечисленные традиции имеют древние языче-ские корни. Они были связаны с «ритуалами перехо-да», обретением мертвым нового загробного жилья,домашнего очага, обычаем «греть покойников», рольюкурицы в погребальном обряде [3, 6, 14-16]. На основеимеющихся у нас этнографических данных мы не мо-жем ни подтвердить, ни опровергнуть данную гипоте-зу. Также мы не можем рассуждать о семантике орна-мента на глиняной утвари, установленной в могиле.Таким образом, керамика как элемент похоронногообряда у русских Алтая в конце XIX - первой четвертиХХ в. зафиксирована в старожильческих населенныхпунктах. Упрощение погребально-поминальной обрядно-сти, начавшееся в 1920-1930-х гг., привело к исчезнове-нию многих ритуалов, в том числе с использованием ке-рамики. На Алтае данная традиция является локальнойособенностью старожильческой группы населения. Длядальнейшего комплексного изучения данной проблемынеобходимо проведение этно-археологических экспеди-ций на территории старожильческих сел Алтайского края.По нашему мнению, интеграция двух наук поможет болеешироко осветить обрядовые функции керамики в похо-ронном обряде русских Алтая и провести параллели сданными из европейской части России, Сибири.

Ключевые слова

Алтай, русские, похоронный обряд, керамика, Altai, the Russians, the funeral ritual, ceramics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мамонтова Оксана СергеевнаАлтайская государственная педагогическая академия; Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул)аспирант кафедры отечественной истории; старший научный сотрудникslon7980@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бережнова М.Л. Особенности погребального обряда белорусов Омского Прииртышья (о возможности реконструкции традиций погребального обряда прошлого) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Красноярск ; Омск : Наука, 2006.
Бережнова М.Л., Назаров И.И. Восточнославянские элементы в погребальном обряде русских сибиряков // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Одесса ; Омск, 2007. С. 266-270.
Воробьев А.А. Сосуды с углями из русских погребений Верхнего Приобья и Барабы как объект археолого-этнографического исследования // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий : материалы XLI Региональной
Воробьев-Исаев А.А. Погребальные памятники российского освоения Верхнеобского региона XIX - начала ХХ в. (по археологическим источникам) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.
Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские / отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власов, Н.С. Полищук. М. : Наука, 2005. С. 517-532.
Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М. : Индрик, 2004. 320 с.
Мотузная В.И. Похоронная обрядность населения Солонешенского района // Солонешенский район: Очерки истории и культуры : сб. науч.- практ. материалов / науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. С. 288-291.
Алексеева Т. Старожилы (1870-1950 гг.) // Археология и этнография Сибири : материалы региональной археолого-этнографической школьной конференции. Барнаул : Азбука, 2008. С. 5-12.
Мамонтова О.С. Лепная керамика русских Алтая (археологическая и этнографическая коллекции Алтайского государственного краеведческого музея) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Алматы ; Омск, 2004. С. 47-50.
Полевые материалы автора. Тальменский район. 2008 г.
Полевые материалы автора. Тюменцевский район. 2009 г.
Жигунова М.А. О похоронной обрядности сибирских казаков // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Алматы ; Омск, 2004. С. 191-194.
Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (ХVIII - первой половины XIX в.). Новосибирск, 1979. 348 с.
Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М. : Наука, 1990. С. 119-128.
Зеленин. Д.К. Народный обычай «греть покойников». URL: http://annals.xlegio.ru/rus/ethnografia/zelenin1.htm, свободный.
Межевикин И.В. О локальных вариантах погребально-поминальной обрядности русских среднего Притоболья. URL: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1292, свободный.
 Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия