Амулеты и обереги в контексте магических представлений аборигенных народов Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Амулеты и обереги в контексте магических представлений аборигенных народов Западной Сибири

Показана роль амулета и оберега у аборигенов Западной Сибири. Материалом послужили этнографические сведения о народах, проживающих в таежной зоне Западной Сибири (ненцы, ханты, манси, кеты, селькупы). Их культура сохранила свои самобытные черты до наших дней.

Charms and guarding talismans in magical views of Western Siberia Aboriginal peoples.pdf Со времен Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера интерес кмагии и мировоззрению первобытного человека неослабевал ни в зарубежной, ни в отечественной науке.Огромное количество работ посвящено данной теме.Исследователей традиционно интересовала классиче-ская магия как особенность первобытного мышлениячеловека. В то же время одни из самых устойчивых иуниверсально распространенных элементов магии -амулеты и обереги - остались без должного внимания иобычно упоминались вскользь.В научной литературе сложились точные опреде-ления объектов данной статьи. Оберег - это предмет,знак, действие или состояние, слово, фраза, звук, за-пах, которые охраняли человека, животных, растения,предметы и постройки от вредоносного действиязлых сил (духов, божеств, сглаза, колдовских чар). Вданной статье рассматриваются лишь те обереги, ко-торые представляют собой предметы. Амулет - эторазновидность оберега - предмета, которому припи-сывали магическое свойство отвращать от человеканесчастье и приносить удачу. Отличительная особен-ность оберега заключается в том, что он не толькозащищает, но и помогает: увеличивает силу, повыша-ет улов рыбы, способствует удачной охоте, лечит [1.С. 258-259].В тяжелых, подчас экстремальных условиях Севераобъяснима потребность человека в поддержке и помо-щи. Такую помощь призваны были оказывать некото-рые духи. Главная их помощь сводилась к защите до-мов и имущества от вредных сил, краж и прочих напа-стей. Духи были личными - принадлежащими одномучеловеку, и коллективными - защищавшими семью,род, определенную локальную группу людей. Данныемагические помощники в основном выполняли общуюапотропеическую функцию. Интересно отношение кдухам, которое сложилось в культурной среде абориге-нов. По их представлениям, чтобы магический помощ-ник «заработал» ему нужно было принести дары либонакормить. Однако если через какое-то время дух «неработал», то его могли побить, а если и это не помога-ло, то могли выкинуть и завести новых помощников.Воплощением духов-покровителей стали амулеты иобереги. По представлениям аборигенов, духи вселя-лись в различные предметы после определенных обря-дов. Иногда это «вселение» происходило спонтанно инезависимо от действия человека. Предмет получалсакральные свойства помогать человеку и становилсяамулетом и оберегом.Для обеспечения успехов на охоте, в рыбной лов-ле, лечении, работе в домашнем хозяйстве помощиобщих духов-покровителей иногда не хватало. Требо-вались «узкоспециализированные» магические по-мощники, которые выполняли только определеннуюзадачу. Такими «профильными» помощниками сталиспециализированные амулеты и обереги. Они помога-ли при родах, защищали на охоте, на рыбалке увели-чивали улов рыбы. Сразу определяются различия виспользовании амулета и оберега. Нередко аборигеныдля разных работ использовали разные обереги. Вотличие от оберега, амулет никогда не менялся. Приэтом амулет применялся во многих ситуациях. Он нетолько приносил удачу и защищал, но и давал благо-получие. Амулетом мог стать практически любойпредмет. Человек мог найти его в готовом виде либосделать сам.Наиболее полно в имеющейся литературе представ-лены роль и значение амулетов и оберегов в культуреобских угров. Известен обычай хантов помещать изоб-ражения рыб на берегу реки головой в том направле-нии, куда должна идти рыба. По их представлению, этоспособствовало повышению улова. У юганских хантовв доме находились самые разнообразные предметы,которые служили оберегами: череп соболя перед две-рью, клюв гагары или крохоля, клык медведя на крышелабаза [2. С. 70].Для помощи в родах женщины изготавливалиспециальную куколку - «уш-пай». Александровскиеханты вышивали бисером изображения лягушки наплатке, которая выполняла охранительные функцииво время родов. Ханты для защиты ребенка подве-шивали оберег - бронзовую подвеску в виде фигуркитетерева.Чтобы защитить себя и свой дом от змей, ящериц,ящеров, червей, ханты делали обереги с изображения-ми этих «чудовищ». У хантов имелись подвески, кото-рые служили амулетам. Серебряная фигурка птицыиспользовалась как деталь (амулет) мужского охотни-чьего пояса. Так же использовалась и бронзовая конь-ковая подвеска с лапчатыми привесками на цепочках.Охотники для привлечения удачи и защиты использо-вали бронзовое антропоморфное изображение стояще-го мужчины-воина, увенчанного тремя человеческимиличинами.Васюганские остяки изготавливали фигурку рыбыиз дерева или бересты (обычно ее называли «жертвен-ной фигуркой») в форме щуки. Ее заворачивали в пест-рый кусок ткани или закрепляли полоску ткани на шееизображения. Отправляясь на рыбалку, фигурку бралис собой, затем приносили назад домой. Считалось, чтоона увеличивала улов рыбы.Антропоморфные изображения от болезней обычнохранились в жилище завернутыми в тряпки, и их частобрали с собой на охоту, а фигурки для счастья уносилина соответствующее жертвенное место, например, фи-гурки глухаря - на ствол дерева, фигурки рыб склады-вали на земле [3. С. 9]. Бронзовую подвеску в виде фи-гурки медведя доставали, когда требовались помощьбольному, заступничество или удача в охоте. До ис-пользования она хранилась в женском швейном мешке[4. С. 81].Для того чтобы обезопасить свой дом, манси делалиизображения духов-покровителей (пупыг), которыеможно рассматривать как своеобразный вид оберега.Как правило, они изготавливались из дерева, ткани,реже - из металла и имели антропоморфный вид. Кро-ме «пупыг», амулетами служили случайно обнаружен-ные предметы. Например, древние каменные наконеч-ники, изделия древнего бронзолитейного производства,необычной формы камни.В качестве защитников часто выступали изображе-ния животных, птиц. Это могли быть образы предков-покровителей (тотемов?) - лось, трясогузка, филин,ястреб и т.д., иногда персонажи общемансийского илидаже общеугорского пантеона. У них всегда было осо-бое место в доме. Например, Сакв-талях-ойка почитал-ся в образе Волка. В связи с этим манси делали свин-цовую фигурку в виде волка, которую помещали наполку с фигурками скота. По их представлению, этодавало защиту скота от хищников.Для защиты детей манси нашивали на покрывалаизображения духов-защитников, которые становилисьоберегами. В порог дома манси втыкали топор, дорогус кладбища перегораживали горящей головешкой, аумершему клали в рот или на грудь камень. Все этипредметы становились оберегами и защищали людейот умерших.У манси на Северном Урале было поверье: еслииметь при себе мордочку лисицы, соболя или горно-стая, то все будет удаваться. Такое же значение имелиследующие амулеты: нижняя челюсть лося, выпоротыйиз утробы медведицы или выдры детеныш, узор,«нарисованный» клювом удода, гнездо кукушки, однаиз соломинок в гнезде журавля (она делает человеканевидимым) [5. С. 91-92].Оберегом для маленького ребенка служили спички,нож. Их клали под подстилку в колыбели, а позднее -под матрас в кровать. Помимо этого, маленьким детямнадевали «на удачу» браслеты из бисера.Достаточно репрезентативны данные об амулетахи оберегах у самодийских народов Западной Сибири.У селькупов деревом, которого «духи боятся и не лю-бят», считалась рябина. Ей приписывалась способ-ность отгонять злых духов. «Очистить» чум от нихможно было, подложив в огонь очага рябиновые вет-ки. Они при горении «свистят и шипят», отгоняя ду-хов [6. С. 115].Существовал обычай закрывать покойнику глазамедными монетами или кружками, это было похожена погребальную маску. Это давало покойнику воз-можность спокойно уйти из мира живых. В то же вре-мя монеты защищали живых людей от мертвых [7.С. 138-139]. Подобный оберег использовался и у дру-гих народов.В повседневной жизни ненцев амулеты и оберегииграли не последнюю роль. Для облегчения родов ис-пользовали статуэтку, которая называлась «мать зем-ля» (другое название «нутро земли»), и во время родовроженица держала «мать земля» на животе обеими ру-ками, сжимая при болях и прося об облегчении [8.С. 204]. Ненцы верили, что статуэтка в качестве амуле-та помогала роженице.У ненцев-мужчин на поясе сзади висел клык медве-дя (тибяко), оберегавший от злых духов (по-видимому,духов покойников) и приносивший удачу в охоте.Многие ненцы считали, что клык медведя предохраня-ет от боли в спине [8. С. 117]. У ненцев было особоеотношение к горностаю, считалось, что он мог отпуги-вать злых духов. В домах многих городских ненцевможно видеть шкурки горностая на косяках дверей, нарогах оленей, на коврах у изголовья кровати.Своеобразные амулеты и обереги известны у ке-тов. Наиболее распространенным амулетом быликости конечностей соболя вместе с коготками [9.С. 175]. Помимо этого, кеты хранили камни необыч-ной формы (прежде всего антропоморфной), старин-ные или редкие предметы (например, бронзовые зер-кала и т.д.).Кеты изготавливали антропоморфные фигурки уль-вэй, дангольс и алэлы. Для них шили одежду, создава-ли предметы обихода и оружие. Ульвей - по-кетски«болезнь» - изготавливалась в виде куколки, которуюпривязывали к шестам в чуме. Главная их цель - убе-речь домочадцев от болезни. По представлениям кетов,болезнь «попадала» в куколку-ульвей и не могла «вы-браться», пока она привязана или одета. Алэлы (кро-хотные старушки-куколки) в качестве амулетов помо-гали женщинам вести хозяйство, растить детей, защи-щать очаг и дом. Дальгос олицетворял умершего род-ственника и был амулетом, который помогал в про-мыслах. Считалось, что дангольс бежал впереди охот-ника и обеспечивал ему удачу.Нередки случаи, когда вещи чужой культуры стано-вились амулетами и оберегами. В русско-мансийскойсемье в качестве личного охранителя имели ненецкуюкуклу нухуко. Амулетами служили подвески, сделан-ные русскими и зырянскими мастерами, на которыхизображались солярные символы, всадники в русскиходеждах, кентавры.Отношение к амулетам и оберегам у аборигенов За-падной Сибири уникально. Их роль в культуре, рели-гии и мировоззрении огромна. В ранних исследованияхуникальность амулетов и оберегов объясняли баналь-ным суеверием и незнанием мира. Но эта проблеманамного глубже. Амулеты и обереги возникли в глубо-кой древности и с тех пор не утратили своей значимо-сти. Несмотря на все изменения в социальной, эконо-мической и духовной жизни аборигенных народов За-падной Сибири, амулеты и обереги сохраняли своезначение. Их можно отнести к наиболее важным про-явлениям «практической» магии: они постоянно при-сутствовали в жизни человека, являясь осязаемым иконкретным воплощением тех мировоззренческихустановок, которые сформировались в традиционнойкультуре.Амулеты и обереги отнесены к апотропеическомувиду магии (в данном случае они оберегали человекаот вредоносного воздействия). Однако их роль не былаограничена только данной группой. Эти предметы ис-пользовались практически во всех видах магии, важ-ную роль играли в лечебной, охотничьей и других ви-дах магии [10. С. 458, 473].В лечебных целях амулет использовался как для ис-целения больного (например, коготь медведя при рев-матизме), так и для последующей профилактики болез-ни (веточка тальника отпугивала духа болезни, кото-рый являлся первопричиной заболевания) [11. С. 62].В промысловой магии требовалась защита от хищни-ков в лесу и удача в охоте или рыболовстве.Таким образом, амулеты и обереги органическивписываются в религиозные представления коренныхнародов Западной Сибири. Наличие амулетов воспри-нималось как само собой разумеющееся и в повседнев-ной жизни, и в ключевых ее моментах (рождение, охо-та, смерть).

Ключевые слова

культура, мировоззрение, амулет, оберег, традиционная культура, culture, world outlook, charm, guarding talisman, traditional culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сурков Дмитрий АндреевичМузей Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)старший научный сотрудник отдела археологииsurd85@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сурков Д.А. Определение понятий амулета и оберега в контексте традиционных культур Западной Сибири // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» : материалы конф. : в 6 т. Т. 4: История. Томск : Изд-во ТГПУ, 2
Тахтуева А.М. Обряды строительства и вхождения в новые жилища у юганских хантов // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1998. Вып. 5. С. 67-70.
Карьялайнен К.Ф. Религия угорских народов / пер. Н.В. Лукиной. Томск, 1996. Т. 3. 264 с.
Бауло А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004. 160 с.
Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М. ; Л., 1936. 436 с.
Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 106-128.
Балакин Ю.В. Урало-сибирское культовое литье в мифе и ритуале. Новосибирск, 1998. 288 с.
Хомич Л.В. Ненцы. М., 1966. 340 с.
Алексеенко Е.А. Кеты. Л., 1967. 266 с.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 622 с.
Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л. : Наука, 1984. 152 с.
 Амулеты и обереги в контексте магических представлений аборигенных народов Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Амулеты и обереги в контексте магических представлений аборигенных народов Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия