Эволюция научно-технологической политики Индии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Эволюция научно-технологической политики Индии

Прослеживается эволюция научно-технической политики Индии со времени обретения независимости в 1947 г. и по наши дни. В Индии была создана разветвленная инфраструктура, обеспечивающая развитие науки и технологий, система высшего технического образования. Однако в существующей системе есть существенные недостатки, препятствующие дальнейшей эффективной модернизации страны. На решение этих проблем направлены усилия правительства Индии в наши дни.

Evolution of science and technology policy of India.pdf Научно-технологическая политика (НТП) включаетмеры по развитию науки и технологий, которые явля-ются основой стратегии промышленного развития иэкономического роста [1. С. 37-38]. По определениюОЭСР, научно-технологическая политика странынеразрывно связана с ее экономическим развитием,именно этим обусловлено выделение периодов, в рам-ках которых рассмотрена эволюция НТП Индии. По-добная периодизация встречается также у некоторыхзарубежных исследователей [2].Этап I. 1947 - конец 1960-х гг. Первые десятилетиянезависимости поставили перед Индией сложные зада-чи ускорения темпов экономического роста и инду-стриализации, в частности развитие тяжелой промыш-ленности и машиностроения. Поскольку на тот моментИндия не располагала своей технологической базой,правительство не препятствовало ввозу в страну ино-странных технологий. По мнению некоторых исследо-вателей, промышленный рост Индии тех лет почтиполностью был основан на иностранных технологиях[3]. Идейным вдохновителем создания собственнойнаучно-технологической базы независимой Индии сталпервый премьер-министр страны Джавахарлал Неру. В1945 г. правящая партия Индийский национальныйконгресс (ИНК) документально закрепила важностьнауки для экономического развития страны, определивее развитие одним из приоритетных направлений поли-тики государства [4. С. 87].Первым программным документом научного раз-вития страны стала Резолюция научного развития,принятая правительством в 1958 г. [5]. Резолюциябыла скорее манифестом, чем программой конкрет-ных действий. Конкретизация целей и мероприятийпо их достижению давалась в пятилетних планах. Впервом пятилетнем плане (1951-1956 гг.) была по-ставлена цель создания национальной сети научно-исследовательских лабораторий и исследовательскихинститутов в области физики, химии, металлургии,топливной, пищевой и фармацевтической промыш-ленности и некоторых других. Финансирование науч-ных исследований определялось в плане как одна изобязанностей центрального правительства. За первуюпятилетку в стране открылись исследовательские де-партаменты при 33 университетах, 14 национальныхлабораторий при Совете научных и промышленныхисследований (CSIR), 88 исследовательских институ-тов и центров и 54 ассоциации по научно-технологическим исследованиям [6]. В последующиегоды (1956-1961 гг.) существующая сеть научно-исследовательских институтов расширилась. Но нель-зя не обратить внимание на некоторую асимметрич-ность как в финансировании, так и в развитии опреде-ленных отраслей науки.Эта ситуация отражена в отчете по науке и техноло-гиям, подготовленном Комитетом по науке и техноло-гиям в 1969 г. [7]. Согласно отчету расходы на научныеисследования и разработки увеличились с 0,21% ВНП в1958-1959 гг. до 0,43% ВНП в 1969 г. (совокупныерасходы государственного и частного секторов). Около94% расходов нес государственный сектор и лишь 6% -частный. Основными организациями, обеспечивающи-ми 68% всех государственных расходов на научно-технологические разработки, стали Совет по научными промышленным исследованиям, Департамент атом-ной энергетики, исследовательские организации обо-ронной промышленности и Индийский совет сельско-хозяйственных исследований. В отчете указывается наналичие дисбаланса в финансировании НИОКР по раз-ным отраслям. Одной из возможных причин этогоназывалось отсутствие центрального органа, которыйбы изучал и определял целевое финансирование.В 1966 г. был создан Научный консультационныйкомитет Кабинета министров правительства (ScientificAdvisory Committee to the Cabinet, SACE) под руковод-ством Хоми Бхабхи. В 1968 г. он был преобразован вКомитет по науке и технологиям (Committee of Science& Technology), а в 1971 г. - в Национальный комитетпо науке и технологиям (National Science & TechnologyCommittee) [8. С. 103]. Все эти структуры консультиро-вали правительство в вопросах формулирования и про-ведения научно-технологической политики, осуществ-ляя координацию и коммуникации между различнымиправительственными организациями и технологиче-скими институтами. В этот же период была заложенасистема высшего технического образования Индии.Еще в 1945 г. Департаментом образования и здраво-охранения был создан комитет, известный как КомитетСаркара (по имени его председателя). Перед Комите-том была поставлена серьезная задача - выработкастратегии развития высшего технологического образо-вания в Индии, которое количественно и качественнообеспечило бы потребность страны в высококвалифи-цированных специалистах [9. С. 201]. В том же годубыл образован Всеиндийский совет технологическогообразования (AICTE). Уже через год этими организа-циями была выработана схема открытия четырех тех-нологических университетов в разных частях Индии втесном сотрудничестве с академическими институтамидругих стран. В Бомбее Технологический институт былсоздан совместно с СССР, в Мадрасе - с ЗападнойГерманией, в Дели - с Великобританией и в Канпуре -с США. Эти технологические институты по сей деньявляются мощнейшей базой подготовки техническихспециалистов мирового уровня. В результате в Индиибыла заложена основная институциональная и образо-вательная инфраструктура научно-технологическогоразвития. Сама же НТП характеризовалась размыто-стью целей и задач, а следовательно, общей несистем-ностью мер.Этап II. Конец 1960-х - 1990-е гг. Ставшая в1966 г. премьер-министром Индии Индира Ганди пере-несла акцент НТП на «рост с опорой на собственныесилы и социальную справедливость» [10]. К концу1960-х гг. рост ВВП замедлился. Если в первую пяти-летку (1951/52-1955/56 гг.) рост ВВП составлял 3,6% вгод, то в течение третьего пятилетнего плана (1961/62-1965/66 гг.) рост составил 2,5%. И несмотря на доволь-но высокий показатель роста промышленного произ-водства (9% за третью пятилетку), в тот же периоднаблюдался спад роста сельскохозяйственного произ-водства и потребления на душу населения [11. С. 71].Проблема нехватки продовольствия и бедности насе-ления стала критической. В 1967 г. ИНК принял пред-ложенную Индирой Ганди «Программу 10 пунктов»,согласно которой государственное присутствие в эко-номике существенно увеличилось (национализациябанков, страхования и т.д.). Результатом такой полити-ки стало изменение акцентов в научно-технологи-ческой политике с научного развития на технологиче-ское. Основная задача виделась в отказе от импортатехнологий, а технологические нужды местной про-мышленности должны удовлетворяться теми научно-исследовательскими структурами, которые были созда-ны за предшествующие десятилетия. Таким образом,политика заимствования технологий была пересмотрена.Был реорганизован главный консультативный ор-ган - Национальный комитет по науке и технологиям.Он был отдан под начало заместителя председателяПлановой комиссии. Результатом трех лет работы сталнаучно-технологический план развития страны, вклю-ченный в пятилетний план 1974-1979 гг., в рамках ко-торого 1 июля 1975 г. была озвучена «Экономическаяпрограмма 20 пунктов» [12. С. 7]. Это обширная про-грамма решения проблем в 20 жизненно важных длястраны социально-экономических направлениях (такихкак бедность, нехватка продовольствия, образование,здравоохранение и др.). В 1982 г. под эгидой Департа-мента по науке и технологиям был создан Националь-ный комитет по развитию научно-технологическогопредпринимательства (National Science & TechnologyEntrepreneurship Development Board, NSTEDB). Прора-ботку и формулирование политики, анализ и выработкурекомендаций по научно-технологическому развитиюстраны стал осуществлять Комитет по науке и техноло-гиям при Кабинете министров при помощи Комитетанаучного консультирования. Расширились функциисозданного в 1971 г. Департамента по науке и техноло-гиям, теперь он стал ключевой организацией по адми-нистрированию и реализации научно-технологическойполитики. Плановая комиссия стала отвечать за рас-пределение ресурсов для реализации целей научно-технологического развития. При министерствах былисозданы планово-аналитические группы, осуществля-ющие научное консультирование глав соответствую-щих министерств. Результаты проводимой политикибыли ощутимы и неоднозначны. С одной стороны, рез-ко снизились трансферы технологий, объем прямыхиностранных инвестиций к концу 1970-х гг. упал,начался чистый отток средств [13. С. 177]. В то же вре-мя наметился рост местных НИОКР. За десять лет (с1970/71 по 1980/81 г.) расходы на НИОКР частныхкомпаний увеличились в 8 раз. Расходы CSIR на науч-но-технологические исследования и разработки вырос-ли с 215 миллионов рупий в 1970/71 г. до 690 миллио-нов в 1980/81 г. [14]. Это привело к практически пол-ной самодостаточности в основных технологиях и дажек их экспорту.Однако Пикай Ричардсон в своем исследовании,посвященном научно-технологическому и инноваци-онному развитию Индии, указывает на конечнуюущербность такой политики для инновационного ростастраны, поскольку макроэкономически страна лиши-лась одного из основных «двигателей» инновационно-го роста - конкуренции [15. С. 66]. Жизненно важныесоставляющие инновационной системы - получениетехнологий, их генерирование и распространение -были не сбалансированы. Все это привело к стагнациироста промышленного производства, замедлению тем-пов экспорта и в итоге к проблемам с платежным ба-лансом. Хотя Индия и достигла самообеспечения втехнологиях для местного производства и потребленияза счет политики импортозамещения и самообеспече-ния, она не смогла создать технологий мирового уров-ня для производства товаров для международных рын-ков [16. С. 121]. Индия осталась зависима от дорогихсложных технологии [17]. Не удивительно, что долявысокотехнологичного импорта в общем объеме им-порта выросла с 63% в 1970/71 г. до 80% десятилетиеспустя. Общий показатель производительности упал истал отрицательным [16. С. 121]. И все-таки этот пери-од был необходим для «взращивания» местных техно-логий и научных исследований. В 1983 г. была опубли-кована Декларация о технологической политике(Technology Policy Statement, TPS), в которой отдель-ное внимание уделялось получению иностранных тех-нологий и их адаптации, генерированию местных тех-нологий и их распространению (технологическомутрансферу) [17]. Впервые была признана необходи-мость установления связей между научными, техноло-гическими и финансовыми институтами для трансфератехнологий в промышленность. Второй этап НТП ха-рактеризовался расширением институциональной базы,выработкой эффективных механизмов планирования иреализации поставленных целей, как впрочем и болеечетким определением целей самой политики.Этап III. 1980-е гг. - наше время. Несмотря на то,что многие исследователи считают 1990-е гг. началомтретьего этапа научно-технологического развития, свя-зывая это с экономическими реформами, именно в1980-е гг. были заложены отрасли, которые обусловилимощнейший технологический рывок Индии. Так, в1980 г. электронная отрасль Индии на 15 лет отставалаот всего мира. Благодаря проведению ряда государ-ственных реформ, инициированных Радживом Ганди в1984 г., возникла мощная отрасль электроники. В част-ности, были созданы все условия для притока западныхтехнологий, что привело к модернизации смежных от-раслей; государство активно развивало сеть наукогра-дов для разработок в сфере электроники, открывалисьэкспортно ориентированные зоны, обеспечивая эффек-тивную концентрацию рабочей силы, инфраструктуры,что в конечно итоге привлекло иностранные инвести-ции. Реформы 1991 г. придали инновационному разви-тию Индии дополнительный толчок. Основная цельреформ - открыть страну для иностранных инвестицийи дерегулировать деятельность большинства отраслейпромышленности страны. Реформы начались под эги-дой Новой промышленной политики, провозглашеннойв 1991 г. Основной ее идеей был переход к импортоза-мещающей модели развития экономики. Ниже приведе-ны несколько положений этой политики, некоторые изкоторых актуальны и по сей день [18]. Было ликвидиро-вано промышленное лицензирование, кроме небольшогоколичества отраслей, стратегически важных для страны.Несколько отраслей также остались в режиме протекци-онизма, будучи зарезервированы для малого бизнеса.Были разрешены прямые иностранные инвестиции в34 промышленных сектора в размере до 51% всего паке-та акций. Инвестиции свыше этого порога стали воз-можны после рассмотрения дела Комитетом по разви-тию прямых инвестиций. Импорт технологий для ис-пользования в вышеуказанных 34 секторах разрешалсяавтоматически. Для найма иностранного техническогоперсонала не требовалось специальных разрешений.Реформы сделали часть государственного сектора впромышленности открытым для частного сектора (речьидет об электроэнергетике, телекоммуникациях, транс-порте, электронике, разработке месторождений, ча-стично оборонной промышленности и атомной энерге-тики). Более 80% индийской промышленности былоделицензировано, количество зарезервированных загоссектором отраслей было снижено с 17 до 6 [18]. В1992-1993 гг. министр по науке и технологиям Ранга-раджан Кумарамангалам предложил новую редакциютехнологической политики [19. С. 224]. В редакции1993 г. подчеркивалась важность усиления связей меж-ду промышленностью, исследовательскими и финансо-выми институтами. Кроме того, рекомендовался кон-сорциумный подход к осуществлению научно-исследовательских работ (объединение определенныхисследовательских, научных институтов, исследова-тельских лабораторий и представителей промышлен-ности - потребителя этих разработок в рамках опреде-ленных целеориентированных программ по разработкеновых продуктов). В новом программном документевпервые говорилось о необходимости реструктуриза-ции государственных институтов с целью оптимизацииих работы в условиях конкурентной экономики, а так-же для обеспечения выполнения международных стан-дартов в научно-технологической деятельности.CSIR активно участвовал в проведении реформ.Примерно 30% бюджета он должен был формироватьот оказания консультационных услуг и продажи техно-логий частному сектору. Была определена важностьувеличения количества патентов (в 1991 г. в рамкахСовета было получено 50 патентов, к 2001 г. ставиласьцель получить 500 патентов) [19. С. 224]. Ученым былоразрешено получать роялти от продажи своих изобре-тений, разработанных в лабораториях Совета. По всейстране при лабораториях CSIR были созданы группыбизнес-развития для коммерциализации научных раз-работок. Распространение получила практика созданиянаучно-исследовательских лабораторий совместно странснациональными компаниями. Такие лабораториибыли созданы совместно с компаниями Du Pont, AbbotLabs, Parke Davis, SmithKline Beecham, Akzo и GeneralElectric в области химии и фармацевтики [19]. Советначал активно участвовать в работе таких международ-ных организаций, как UNCTAD, WIPO, UNIDO, ESCAP иAPCTT (UNCTAD - Конференция ООН по торговле иразвитию, WIPO - Всемирная организация интеллекту-альной собственности, UNIDO - Организацией Объеди-ненных Наций по промышленному развитию, ESCAP -Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихо-го океана, APCTT - Азиатско-Тихоокеанский центр пере-дачи технологий) на различных уровнях по вопросам раз-вития науки и технологий и их трансферу. Одним из важ-ных результатов такой деятельности стало приведениепатентного права Индии к международным стандартам.Еще одним документом, не только определяющимобщие направления развития науки и технологий Ин-дии, но и рекомендующим определенные схемы ихреализации, стала программа «Научно-технологическаяполитика» 2003 г. [20]. В программе подчеркиваетсянеобходимость оптимизации мощной научно-техно-логической инфраструктуры. Среди приоритетныхнаправлений - развитие университетов, технических имедицинских институтов. Делался акцент на содей-ствие сдвигу в структуре экспорта от трудоемких това-ров к наукоемким. Государство в этой связи заявлялооб использовании рыночных, институциональных исоциальных факторов для реализации поставленныхцелей. Большая роль в стимулировании привлеченияинвестиций в инновации отводится налоговым мерам,которые предполагалось выработать в рамках даннойпрограммы. Стратегическое направление будущегоразвития Индии изложено в программном документе«Технологическое видение 2020» («Technology Vision2020»), подготовленном Советом по технологическойинформации, прогнозированию и разработкам Депар-тамента науки и технологий [21. С. 133-140]. Про-граммой определено пять направлений развития длядостижения Индией технологического уровня, необхо-димого для решения основных проблем страны: сель-ское хозяйство и пищевая промышленность, инфра-структура, включая обеспечение электроэнергией, об-разование и здравоохранение, информационные и ком-муникационные технологии и «критические техноло-гии» (атомная промышленность, оборона и космос).Пятилетние планы конкретизируют поставленныецели. В опубликованной в октябре 2011 г. Плановойкомиссией концепции будущего 12-го пятилетнегоплана под названием «Ускоренный, устойчивый и бо-лее инклюзивный рост» содержатся важные установкибудущего инновационного развития Индии [22]. Речьидет о том, что научно-технологическая система долж-на пройти через смену парадигм стратегий развития оттекущей модели вложений в инновации к инновацион-ной модели, ориентированной на результат. В связи сэтим необходима и институциональная реорганизациясектора, с тем чтобы высвободить и перераспределитьресурсы (человеческие и финансовые) для развитиянауки и технологии страны. Разработка концепции ин-дийской инновационной системы ведется на несколь-ких уровнях, которые, имея точки соприкосновения,образуют своеобразную матрицу, включающую гео-графическую (инновации штатов), экономическую (ин-новации секторов экономики) и отраслевую (иннова-ции промышленности и образовательного комплекса)составляющие, что обеспечивает максимальный уро-вень проработки инновационной стратегии.Меняется сам подход к научно-технологической по-литике. В 2011 г. был выработан ряд документов, в ко-торых рассматриваются возможности и перспективыформирования единой инновационной системы. От-дельное исследование посвящено выработке критериевоценки национальной инновационной системы приме-нительно к Индии и ее специфики («Understabdinginnovation. Indian context» [23]). Предстоящая декада(2010-2020) провозглашена президентом Индии декадойинноваций. Разрабатывается национальная стратегияинноваций с акцентом на индийскую модель инклюзив-ного роста, нацеленная на обеспечение нужд миллионовбедных людей Индии. Премьер-министр принял реше-ние о создании Национального инновационного совета(National Innovation Council, NIC). Совет призван обсуж-дать, анализировать и помогать в осуществлении страте-гии инклюзивных инноваций в Индии, а также подгото-вить схему развития инноваций на 2010-2020 гг. Этопервый шаг в создании комплексной системы, котораяобеспечит взаимодополняющую политику, рекоменда-ции и методологию для введения и развития инновацийв стране. NIC будет действовать как платформа для при-влечения к сотрудничеству экспертов, участников инно-вационных процессов и их ключевых агентов, чтобысоздать массовое инновационное движение в Индии.Цель всего этого - вовлечение все большего количествалюдей из сферы образования, бизнеса, правительства,неправительственных организаций в инновационнуюдеятельность и обеспечение их органичного взаимодей-ствия в рамках совместно выработанной инновационнойстратегии страны.Эволюция научно-технологической политики Индиихарактеризуется следующими чертами: преемствен-ность политики, социальная ориентированность НТП,присутствие и определяющая роль государства в науч-но-технологическом развитии страны. До сих пор госу-дарство является крупнейшим инвестором научно-технологического сектора (это касается и сферыНИОКР, и образования).

Ключевые слова

научно-технологическая политика Индии, инновационное развитие Индии, государство и инновации, история научно-технического развития Индии, science and technology policy of India, innovative development of India, state and innovations, history of science and technology policy of India

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Устюжанцева Ольга ВалерьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетмладший научный сотрудник Центра стран Востокаolgavust@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Organisation for Economic Cooperation and Development, Science, Growth, and Society: A New Perspective, Report of the Secretary-General's Ad Hoc Group on New Concepts of Science Policy // Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Paris
Krishna V.V. Changing policy in science and technology in India, in Science and Technology Policy. Oxford, UK : UNESCO, Eolss Publishers. URL: http://www.eolss.net (дата обращения: 24.12.2011).
Richardson Pikay. New science, technology and innovation developments in India // European Commission Directorate-General for Research, Unit RTD-K.2, 2002. URL: ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/improving/docs/sstp_strata_workshop_session1_richardson.pdf (да
Moin Zaidi, Shaheda Gufran Zaidi. The Encyclopaedia of Indian National Congress. S. Chand, New Delhi, 1976.
Scientific Policy Resolution 1958 // New Delhi, 4th March 1958/13th Phalguna, 1879. URL: http://dst.gov.in/stsysindia/spr1958.htm (дата обращения: 5.06.2012).
1st Five-Year Plan, URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/index9.html (дата обращения: 5.06.2012).
4th Five-Year Plan, URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/4th/4planch17.html (дата обращения: 5.06.2012).
Parthasarathi. Technology at the core: science & technology with Indira Gandhi // Pearson Education India. 2007.
Poh Kam Wong. Academic Entrepreneurship in Asia: The Role and Impact of Universities in National Innovation Systems. Edward Elgar Publishing, 2011.
5th Five-Year Plan. URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/index5.html (дата обращения: 5.06.2012).
Government of India, Economic Survey 1981-82. New Delhi, 2005.
Yogendra K. Malik, Dhirendra K. Vajpeyi. India: the years of Indira Gandhi. New Delhi : Brill Academic Pub, 1988.
Jayapalan N. Economic History of India. New Delhi : Atlantic Publishers and Distributors, 2008.
CSIR official web-site. URL: http://rdpp.csir.res.in/csir_acsir/Home.aspx (дата обращения: 5.06.2012).
Lall S. Learning to Industrialize: The Acquisition of Technological Capability by India. London : Macmillan, 1987.
Productivity in Indian Manufacturing: Private Corporate Sector, 1972-73 to 1991-92 // Industrial Capital and Investment Corporation of India. Mumbai, 1994.
Technology Policy Statement. URL: http://dst.gov.in/stsysindia/sps1983.htm (дата обращения: 5.06.2012).
New industrial policy, 1991. URL: http://pgdalatm.nalsar.ac.in/projects/AL-1.doc (дата обращения: 5.06.2012).
Raj Kapila, Uma Kapila. Understanding India's economic reforms: the past, the present, and the future // Academic Foundation. New Delhi, 1996. Vol. 4.
Science & Technology Policy, 2003. URL: http://dst.gov.in/stsysindia/stp2003.htm (дата обращения: 5.06.2012).
Gupta S.P. India vision 2020: report of the Committee on India Vision 2020 // Planning Commission, Government of India. New Delhi, 2007.
Faster, Sustainable and More Inclusive Growth. An Approach to the Twelfth Five Year Plan (2012-2017). URL: http://planningcommission.nic.in (дата обращения: 5.06.2012).
National Innovation Survey web-site. URL: http://www.nationalinnovationsurvey.in (дата обращения 5.06.2012).
 Эволюция научно-технологической политики Индии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Эволюция научно-технологической политики Индии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия