Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности

Рассмотрен процесс формирования и развития основных организационных принципов функционирования института аспирантуры в СССР. На основе анализа нормативно-правовых актов в области подготовки научных кадров выделено несколько этапов в развитии аспирантуры как главной ступени отечественного послевузовского образования. Охарактеризованы условия приема и выпуска из аспирантуры, а также основные принципы организации обучения в аспирантуре.

Organizational and legal formalization of Soviet system of postgraduate study: main stages and features.pdf В настоящее время остро стоит вопрос о реформиро-вании отечественной системы подготовки научных инаучно-педагогических кадров в целом и такой важной еесоставляющей, как аспирантура. Готовится законодатель-ная база для проведения определенных преобразований вэтой области. Однако проведение реформ с ориентациейна глобальные стандарты без учета собственного истори-ческого опыта чревато опасностью многократногоусложнения существующих в этой сфере проблем. В свя-зи с этим, на наш взгляд, имеет смысл обратиться к исто-рическому опыту государственного регулирования си-стемы подготовки кадров через аспирантуру в советскийпериод отечественной истории.Подготовка научных и научно-педагогических кадровчерез аспирантуру в нашей стране берет свое начало с1925 г. Появление этой ступени послевузовского профес-сионального образования было вызвано острой нехваткойкадров высшей научной квалификации в стране и неудо-влетворительным функционированием существовавшихна тот момент форм воспроизводства этих кадров. Офи-циально институт аспирантуры был учрежден Положени-ем о порядке подготовки научных работников при выс-ших учебных заведениях и научно-исследовательскихучреждениях, утвержденным Народным комиссариатомпросвещения РСФСР (Наркомпрос) в июне 1925 г. Осо-бый перечень научно-исследовательских институтов ивузов СССР, имеющих право вести подготовку аспиран-тов, был утвержден постановлениями Государственногоученого совета (ГУС) от 24 июня и 3 июля 1925 г.В Положении устанавливались основные принципыаспирантской подготовки. В частности, на обучение васпирантуре отводилось три года, в течение которых ас-пирант должен был изучать иностранные языки, пройтипедагогическую практику в вузе, заниматься самостоя-тельным выполнением научно-исследовательской работыпод руководством научного руководителя. Помимо тео-ретической подготовки большое значение придавалосьвопросам практического применения аспирантом полу-ченных в ходе исследования результатов. Выполненнаяаспирантом научная работа по рекомендации предметнойкомиссии и факультета должна была представляться назащиту, которая проводилась на открытом заседаниипредметной комиссии [1. С. 46-47]. Успешно прошедшиеаспирантуру лица приобретали право преподавания в ву-зах в качестве ассистентов или доцентов.Характерно, что в аспирантуру было разрешено при-нимать лиц в возрасте от 20 до 35 лет, «как окончившихвузы, так и не окончивших вуз вовсе», но обладающихнеобходимыми для аспиранта знаниями [2. С. 22-23].Кандидаты в аспиранты избирались специальными от-борочными комиссиями, создававшимися при вузах, всостав которых входили преподаватели и представителиобщественных организаций. Мотивированное представ-ление о каждом рассмотренном кандидате в аспиранты,как положительное, так и отрицательное, со всем дело-производством отборочной комиссии вуза представля-лось через правление вуза непосредственно в ГУС.В пакет необходимых для утверждения кандидата васпиранты документов входили автобиография, анкетапо особой форме, копия воинского документа, копиядиплома или свидетельства об окончании вуза (дляокончивших таковой), письменная работа, отзывынаучных учреждений или научных деятелей о работахсоискателя, отзывы общественных организаций.Аспиранты подразделялись на штатных, получаю-щих стипендию и сверхштатных. Последние в учебномотношении пользовались всеми правами штатных, но неполучали стипендию. Обычно в число штатных аспи-рантов зачислялись кандидаты, представившие лучшиеработы, причем из последних отдавалось преимуществолицам рабочего и крестьянского происхождения.Штатные аспиранты могли работать по совмести-тельству в научных и образовательных учрежденияхпри условии оплаты работы по совместительству несвыше 100% аспирантской стипендии [2. С. 31].Согласно Постановлению СНК РСФСР от 1927 г.«Об обязательной работе окончивших стаж штатныхаспирантов» последние по окончании аспирантурыобязаны были вести работу в вузах и научных институ-тах по указанию Наркомпроса в течение того же срока,какой был проведен ими в качестве аспирантов. Им жеотдавалось преимущество при замещении вакантныхпреподавательских должностей по конкурсу при про-чих равных условиях. В случае если Наркомпрос в те-чение 3 месяцев не представлял окончившему аспиран-туру лицу места по его специальности, то аспирантосвобождался от этого обязательства. При этом в тече-ние этих 3 месяцев за аспирантом сохранялась государ-ственная стипендия [3].Согласно закону об обязательной военной службеаспирантам предоставлялась отсрочка от призыва вармию на срок до 3 лет. Аспиранты освобождались иот прохождения лагерных сборов.Руководство аспирантурой возлагалось на специ-альную Комиссию по подготовке научных работников(КПНР) в составе М.Н. Покровского, К.А. Тимирязева,И.Д. Удальцова, О.Ю. Шмидта, В.П. Волгина и др.,созданную при ГУСе. Эта комиссия рассматривалараспределение аспирантских стипендий по вузам инаучно-исследовательским институтам, устанавливалапорядок отбора аспирантов, утверждала кандидатов васпирантуру и т.д.Несмотря на то что уже в 1925 г. были определеныосновные составляющие аспирантской подготовки, вдальнейшем, вплоть до начала 1930-х гг., для регули-рования это сферы практически ничего не предприни-малось. Не существовало четких инструкций относи-тельно форм и методов организации обучения в аспи-рантуре, руководства аспирантами, ответственности заих подготовку и т.д. Не было ясности в вопросах о кри-териях успешного прохождения аспирантуры и необ-ходимости защиты квалификационной работы.Периодом динамичного формирования советскойсистемы подготовки и аттестации научных кадров ста-ли 1930-е гг. Именно эти годы в основном были време-нем активного организационного оформления институ-та аспирантуры.Важным документом, определившим дальнейшееразвитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, стало Постановление ЦИКСССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах ирежиме в высшей школе и техникумах». В нем закреп-лялись методы руководства и формы работы аспиранту-ры: занятия аспирантов по индивидуальным планам ра-боты, обязательное посещение аспирантами занятий помарксистскому минимуму, педагогике, иностраннымязыкам, ответственность научных руководителей за со-стояние аспирантской подготовки на кафедре. В 1932 г.для научных руководителей была введена оплата за ру-ководство аспирантами. До этого момента они выполня-ли данную работу на общественных началах.Еще раньше в соответствии с Положением о мест-ных органах руководства подготовкой научных работ-ников от 8 апреля 1930 г. в вузах вводилась должностьзаведующего подготовкой аспирантов. В его обязанно-сти входила организационная и научно-методическаяработа с аспирантами.Отдельно следует остановиться на изменениях, про-исходивших в методах обучения аспирантов и контролеза их работой. В 1920-е - начале 1930-х гг. контроль заработой аспирантов и ответственность за их подготовкупытались возложить на предметные комиссии (первичныеячейки на факультетах, объединявшие преподавателейродственных или смежных дисциплин), а не на кафедры инаучных руководителей. В частности, народный комиссарпросвещения А.В. Луначарский в своем докладе «О по-ложении высшего образования и подготовке аспирантов вРСФСР» на II Всесоюзном съезде научных работников,прошедшем в январе 1927 г., отмечал, что «...подготовкааспирантов в вузах, как показало обследование этого делав Ленинграде комиссией, организованной ГУСом иГлавпрофобром, все еще пока носит характер работы подруководством отдельных профессоров. Формы коллек-тивного руководства (через предметные комиссии и пр.)прививаются пока еще очень медленно» [4. С. 92].В плане образовательной подготовки аспирантовставка также делалась на коллективные формы работы.В соответствии с начавшейся реформой высшей школыактивно внедрялись новые методики преподавания.Например, в это время в обучении применялся бригад-но-лабораторный метод, сущность которого состояла втом, что студенты должны были самостоятельно изучатьматериал по заранее данным преподавателем темам ивпоследствии беседовать с руководителем группы поуказанному материалу. Данный метод пытались приме-нить и в процессе организации обучения аспирантов.В инструктивном письме учебно-методическогосектора Наркомпроса РСФСР на 1930/31 уч. г. о состо-янии работы аспирантуры в вузах страны говорилось,что «в деле подготовки аспирантуры до сих пор ещеслабо развернуты новые методы работы, как-то: кол-лективная работа по темам семинаров и темам иссле-довательских работ, наряду с чем господствует строгоиндивидуальное руководство» [5. Л. 246].Однако идеи коллективного обучения и руковод-ства так и не прижились, а вскоре от них отказались.Постепенно в первой половине 1930-х гг. учет и кон-троль за работой аспирантов перекладывается на науч-ных руководителей, которые теперь несли персональ-ную ответственность за подготовку аспиранта, а такжена отдельные кафедры и соответствующие деканаты.Данная тенденция в конечном итоге была закреплена вуказанном выше Постановлении ЦИК СССР от 19 сен-тября 1932 г. «Об учебных программах и режиме ввысшей школе и техникумах».Большую роль в улучшении качества работы аспиран-туры сыграло Постановление правительства «О подго-товке научных и научно-педагогических работников» от13 января 1934 г. На его основе была проведена проверкаработы аспирантуры и вводились регулярные ежегодныепроверки успеваемости аспирантов (впоследствии атте-стации). Более четко была определена образовательнаясоставляющая аспирантской подготовки, и закрепляласьпрактика представления и защиты аспирантами диссерта-ционной работы [6. Л. 7]. В соответствии с новыми пра-вилами аспиранты или соискатели ученой степени канди-дата наук допускались к защите диссертации только по-сле сдачи кандидатских экзаменов, которые включалиэкзамен по общей дисциплине, определяющей специаль-ность аспиранта в целом, по другой дисциплине, соответ-ствующей его более узкой специализации, а также подиалектическому и историческому материализму и ино-странному языку [7. С. 124].Более подробно был расписан план подготовки аспи-ранта на три года. Согласно плану на первом году обуче-ния аспирант должен был заниматься изучением ино-странных языков (не менее двух), марксистско-ленинскойметодологии, а также самостоятельной работой по специ-альности с консультацией руководителя и посещениемлекций. На втором году к этому добавлялась педагогиче-ская работа. С этого же года начиналась работа над дис-сертацией. Третий год в основном был посвящен работенад диссертацией с консультацией руководителя, а такженебольшой педагогической работе. Около 20-25% рабо-чего времени аспиранта отводилось на работу с руково-дителем (консультации, семинары, лекции) и 75-80% - насамостоятельную работу по теме исследования [6. Л. 7].В соответствии с постановлениями СНК СССР13 января 1934 г. и 20 марта 1937 г. «Об ученых степе-нях и званиях» в вузах были установлены две ученыестепени - кандидата и доктора наук - и ученые званияассистента, доцента и профессора. Для получения уче-ного звания кандидата наук требовалось успешноепрохождение аспирантуры (или соответствующих ис-пытаний без обучения в аспирантуре) и публичная за-щита кандидатской диссертации на избранную диссер-тантом тему. Ученая степень присваивалась советомвуза по результатам защиты диссертации. С 1938 г.согласно новому Постановлению СНК СССР ученаястепень присваивалась Высшей аттестационной комис-сией Всесоюзного комитета по делам высшей школы(ВКВШ) по представлению советов вузов.Установленная система аттестации способствовалаповышению научной квалификации преподавателей,стимулировала привлечение способной молодежи васпирантуру и рост научного потенциала вузов.Основополагающие принципы функционированияаспирантуры были закреплены в первом советском По-ложении об аспирантуре, принятом СНК СССР31 марта 1939 г. Установленные в нем нормы и поря-док работы аспирантуры, сформировавшиеся в течение1920-1930-х гг., в основном с незначительными изме-нениями сохраняются и в настоящее время. Согласноэтому Положению подготовка аспирантов должна былапроводиться по 3-летнему индивидуальному плануработы, который составлялся заведующим кафедрой ипосле его утверждения на совете факультета утвер-ждался директором вуза. С первого года обучения ас-пирант работал под руководством научного руководи-теля из числа лиц, имеющих ученое звание профессораили ученую степень доктора наук. К одному руководи-телю допускалось прикрепление не более 5 аспирантов.В Положении подробно излагался и сам порядок обу-чения в аспирантуре. Основным содержанием деятельно-сти аспиранта в течение 3 лет обучения являлась его са-мостоятельная работа (с консультациями научного руко-водителя) по подготовке к педагогической и научно-исследовательской работе. Данная подготовка складыва-лась из нескольких видов работы. Как правило, аспирантна 1-м и 2-м годах обучения занимался теоретическойподготовкой - посещал лекции, семинары, сдавал экзаме-ны по пройденным дисциплинам. На 2-м году обученияон проходил педагогическую практику. Со 2-го же годаначиналась работа над диссертацией, которой был по-священ полностью 3-й год обучения [8. Л. 39-40]. Окон-чившими аспирантуру считались лица, выполнившиеиндивидуальный план подготовки аспиранта и защитив-шие кандидатскую диссертацию в срок окончания аспи-рантуры. Защита диссертации являлась основной целью иглавным критерием эффективности аспирантуры.Общее руководство подготовкой аспирантов возлага-лось на ВКВШ при СНК СССР (был создан в 1937 г.). Этобыло сделано для того, чтобы уменьшить расхождения втребованиях, предъявляемых к аспирантам, и снизитьнарушение плановости подготовки научно-педаго-гических кадров, возникавшие из-за того, что вузы СССРпринадлежали различным ведомствам [9. С. 355].В 1939 г. в СССР была учреждена заочная аспиран-тура, дававшая возможность повышать квалификациюбез отрыва от производства. Согласно Положению озаочной аспирантуре от 16 сентября 1939 г. в нее при-нимались лица с высшим образованием без ограниче-ния по возрасту, проработавшие по своей специально-сти не менее 3 лет и сдавшие вступительные экзаменыпо специальной дисциплине, основам марксизма-ленинизма и иностранному языку. Срок подготовкиаспирантов-заочников, как и аспирантов-очников, со-ставлял тогда 3 года. Однако они не должны были про-ходить педагогическую практику. Остальные же ком-поненты аспирантской подготовки присутствовали впланах подготовки аспирантов-заочников. Успешновыполняющие индивидуальный план подготовки аспи-ранты-заочники имели право на ежегодный дополни-тельный отпуск по месту работы с сохранением содер-жания до 30 учебных дней для сдачи экзаменов и вы-полнения работы по диссертации [10. С. 9-12].С 1930 г. в связи с расширением аспирантуры упро-стился процесс приема и утверждения аспирантов. Со-гласно изменениям и дополнениям, внесенным Нарком-просом РСФСР 6 августа 1930 г. в Положение о порядке иусловиях зачисления в аспиранты, утверждение аспиран-тов теперь разрешалось производить дирекции соответ-ствующего учреждения, без участия ГУСа. Тем не менее,например, заключение дирекции Томского государствен-ного университета о зачислении аспирантов требовалосьпредставлять в Западносибирскую краевую межведом-ственную комиссию по подготовке научных работников«для внесения утверждаемых лиц в персональный учетаспирантов» [11. Л. 86]. С 1931 г. все материалы о выдер-жавших приемные испытания в вузе аспирантах направ-лялись в Центральную отборочную комиссию Нарком-проса.Согласно Постановлению СНК от 13 января 1934 г.«О подготовке научных и научно-педагогических кад-ров» устанавливался новый порядок зачисления в аспи-рантуру, предусматривающий обязательный стаж рабо-ты на производстве для кандидата в аспирантуру. Осво-бождение от работы на производстве до зачисления васпирантуру допускалось только в отношении студен-тов, рекомендуемых кафедрами. Наркомпросом былсоставлен список тех дисциплин, по которым работа напроизводстве была обязательна до поступления в аспи-рантуру (23 специальности физико-математического иестественнонаучного направлений) [12. Л. 134].В течение 1930-х гг. правила приема в аспирантуруеще неоднократно менялись. Так, с 1934 г. зачислениев аспирантуру проводилось без вступительных испы-таний, кроме лиц, окончивших вузы, но не выдвинутыхв аспирантуру кафедрами [12. Л. 127].С 1937 г. вступил в силу новый порядок приема изачисления в аспирантуру, согласно которому «дляознакомления со специальной и общей культурно-педагогической подготовкой» кандидатов в аспирантыспециальной комиссией в вузе проводился лишь уст-ный коллоквиум, на котором кандидату задавался рядвопросов по «литературе, музыке, живописи, политикеи специальным предметам» [13. Л. 56, 58]. С 1938 г.коллоквиум включал в себя ряд вопросов по специаль-ности, философии и иностранным языкам.Прием в аспирантуру с 1939 г. снова проходил наоснове вступительных экзаменов. Точнее, это был одинэкзамен, на котором кандидат устно сдавал сразу всетри экзамена - по специальности, иностранному языкуи основам марксизма-ленинизма [14. Л. 2-10]. В очнуюаспирантуру принимались граждане СССР не старше40 лет, имеющие законченное высшее образование ипроявившие способность к педагогической и научно-исследовательской работе.В годы Великой Отечественной войны институт ас-пирантуры продолжал функционировать (прием в ас-пирантуру не проводился лишь в первый военный год).Однако каких-либо значительных организационныхизменений в его работе не происходило.Новая фаза в развитии института аспирантуры насту-пила в послевоенный период. Общее руководство аспи-рантурой вузов осуществляло созданное в 1946 г. Мини-стерство высшего образования (МВО) СССР (в 1959 г.было реорганизовано в Министерство высшего и средне-го специального образования (МВ и ССО)), которое в этигоды активно взялось за работу по налаживанию функци-онирования института аспирантуры в стране.Так, МВО СССР был издан приказ от 17 февраля 1948 г.«О мерах по улучшению подготовки научно-педаго-гических кадров через аспирантуру», в котором учебнымзаведениям предлагалось провести ряд мероприятий поулучшению подготовки кадров через аспирантуру: сокра-тить многопредметность в индивидуальных планах рабо-ты аспирантов; обеспечить более тщательный подбордиссертационных тем, обратив особое внимание на ихсодержательность и актуальность; проводить в концекаждого учебного года аттестацию аспирантов и т.д. [15.Л. 6-9]. Форма аттестационного листа аспиранта, утвер-жденная министерством в 1949 г., с небольшими измене-ниями используется и в настоящее время.Постановлением ВАК при МВО СССР от 11 октяб-ря 1948 г. «Об итогах работы по аттестации научныхкадров за 1947/1948 учебный год» вводился авторефе-рат диссертации. Согласно Постановлению он долженбыл быть размножен в количестве 100 экземпляров иразослан не позднее одного месяца до защиты заинте-ресованным лицам [16. С. 47].Большое значение для развития аспирантуры имелоПостановление СМ СССР от 23 мая 1948 г. «О подго-товке научно-педагогических и научных кадров черезаспирантуру», в котором предлагался ряд мероприятийпо улучшению и расширению подготовки кадров черезаспирантуру. Указания из этого Постановления легли воснову нового Положения об аспирантуре от 17 ноября1950 г. Это Положение было единым для очной и заоч-ной аспирантуры. Согласно ему значительных измене-ний в организационных принципах работы аспиранту-ры не произошло. Однако многие положения, имевши-еся в практике работы аспирантуры, были более четкоопределены и законодательно закреплены.В 1952-1953 гг. был издан ряд правительственныхпостановлений, направленных на улучшение подготов-ки кадров через аспирантуру. В частности, в Постанов-лении СМ СССР «О мерах по улучшению подготовкипрофессорско-преподавательских кадров для высшихучебных заведений СССР» от 19 февраля 1953 г. былоотмечено, что подготовка этих кадров для вузов черезаспирантуру поставлена неудовлетворительно. В целяхповышения эффективности работы системы подготов-ки научно-педагогических кадров для вузов СМ СССРобязал МВО СССР улучшить отбор в аспирантуру иорганизации научно-исследовательской работы аспи-рантов [17. Л. 349-350].Условия поступления в аспирантуру в основномоставались прежними. В очную аспирантуру принима-лись граждане СССР не старше 40 лет, в заочную - безограничений по возрасту. Для поступления в аспиран-туру кандидаты сдавали три экзамена (специальность,основы марксизма-ленинизма и иностранный язык).Только теперь эти экзамены сдавались не одной общейкомиссии, а трем разным приемным комиссиям [18.Л. 267-269]. Причем лица, частично или полностьюсдавшие кандидатские экзамены, не освобождались отвступительных экзаменов, но срок пребывания в аспи-рантуре им соответственно сокращался.В 1956 г. произошли значительные изменения в обла-сти подготовки научных и научно-педагогических кадровчерез аспирантуру. С 20 августа 1956 г. согласно Поста-новлению ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучше-нию подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров» окончившими аспирантуру сталисчитаться лица, выполнившие утвержденный индивиду-альный план аспирантской подготовки и получившиеположительную оценку своей научной работы, результа-ты которой были доложены на совете вуза или НИИ. Та-ким образом, теперь для того, чтобы считаться окончив-шим аспирантуру, не требовалось защиты кандидатскойдиссертации. Аспиранту, выполнившему указанные вышетребования, выдавалось удостоверение по особой формеоб окончании аспирантуры. Однако для того чтобы бытьдопущенным к защите диссертации и, следовательно, кполучению ученой степени, аспиранту теперь необходи-мо было опубликовать диссертацию в виде монографииили отдельных статей. Кроме того, аспирант имел правозащищать диссертацию только по прошествии 3 месяцевпосле выхода его научной публикации из печати.Эти нововведения были закреплены в новом Положе-нии об аспирантуре от 17 ноября 1957 г., где речь не шлаоб обязательной защите аспирантами кандидатской дис-сертации в срок окончания аспирантуры. Как и ранее,аспиранты должны были сдавать кандидатские экзамены.Причем, если раньше они сдавали два кандидатских экза-мена по специальности (по общей дисциплине и болееузкой специализации), то теперь только один. Кроме того,с этого времени аспирантам разрешалось изучать один, ане два иностранных языка. В план образовательной под-готовки аспирантов входило также изучение основ педа-гогики и психологии и прохождение педагогическойпрактики в вузе. Аспиранты должны были активно зани-маться общественной деятельностью. Главное - необхо-димо было выполнить научную работу в сроки, установ-ленные индивидуальным планом, а ее результаты доло-жить на совете вуза, НИИ или научной конференции ипредставить их к опубликованию в печати.Однако опыт пяти лет существования правила о не-обязательной защите аспирантами диссертации по окон-чании аспирантуры показал, что многие аспиранты пере-стали стремиться к защите диссертации в период обуче-ния в аспирантуре. Число защит аспирантами в установ-ленный срок катастрофически снизилось. Поэтому в сле-дующем Положении об аспирантуре 1962 г. было призна-но необходимым возвратиться к ранее существовавшимусловиям окончания аспирантуры с обязательной защи-той диссертации или представлением к защите. Однакоправило об обязательной публикации аспирантами ре-зультатов своих исследований отменено не было.Что касается заочной аспирантуры, то она работалапо тем же принципам. Но срок подготовки аспирантов-заочников с 1950 г. был увеличен до 4 лет. Министер-ство пошло на этот шаг, чтобы заочники имели большевозможностей успешно окончить аспирантуру, так какпомимо учебы они должны были выполнять свои обя-занности по основному месту работы. Кроме того, ас-пиранты-заочники не должны были проходить педаго-гическую практику.Следующие кардинальные изменения в организаци-онных принципах работы аспирантуры произошли лишьв 1987 г., когда приказом МВ и ССО СССР и ВАК приСМ СССР от 15 сентября 1987 г. было утверждено новоеединое для всей системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе и для аспирантуры,Положение о подготовке научно-педагогических инаучных кадров в системе непрерывного образования. Вплан аспирантской подготовки вводились новые дисци-плины. Помимо изучения педагогики и психологии, от-ныне аспирант также должен был овладеть методамиприменения вычислительной техники, математическогомоделирования и других дисциплин и сдать соответ-ствующие экзамены [7. С. 137-139].Главное же заключалось в том, что теперь снова, как вПоложении об аспирантуре 1957 г. (отмененном в1962 г.), окончившими аспирантуру считались лица,успешно выполнившие свои индивидуальные учебныепланы. Им присваивалось квалификационное звание «ис-следователь» соответствующего профиля (инженер-исследователь, экономист-исследователь и др.) с вруче-нием диплома установленного образца и предоставлени-ем преимуществ при занятии преподавательских и науч-ных должностей, требующих повышенного уровня подго-товки. Однако для получения ученой степени кандидатанаук, как и прежде, требовалось защитить диссертацию.Кроме того, теперь выпускникам аспирантуры время обу-чения в аспирантуре с отрывом от производства засчиты-валось в стаж научно-педагогической работы [19. С. 7-13].Согласно Положениям об аспирантуре, принятым в1957 г., 1962 г., 1980 г., происходили лишь незначи-тельные изменения в правилах приема в аспирантуру.Теперь в аспирантуру с отрывом от производства(очную) принимались граждане СССР в возрасте нестарше 35 лет и в аспирантуру без отрыва от производ-ства (заочную) - не старше 45 лет. Все поступающие васпирантуру должны были сдать три вступительныхэкзамена (специальность, основы марксизма-лени-низма, иностранный язык) и представить письменныйреферат или опубликованную работу по избраннойспециальности. Пересдача вступительных экзаменов недопускалась. Лица, полностью или частично сдавшиекандидатские экзамены до поступления в аспирантуру,предоставляли об этом удостоверение по установлен-ной форме. При этом они освобождались от вступи-тельных экзаменов в аспирантуру, но обязаны былипредставить реферат по избранной специальности.Преимущественное право на поступление в аспи-рантуру имели лица с производственным стажем. За-числение в аспирантуру непосредственно после окон-чания вуза разрешалось производить в основном потеоретическим дисциплинам по рекомендации советафакультета [20. С. 123-125].Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что ор-ганизационно-правовое оформление института аспиран-туры в СССР прошло несколько этапов. С момента обра-зования аспирантуры в 1925 г. и до начала 1930-х гг.принципы работы этого института по подготовке науч-ных и научно-педагогических кадров были еще слабоопределены и законодательно прописаны. На протяжении1930-х гг. происходили поиски наиболее эффективныхформ и методов организации аспирантской подготовки.Их результаты были суммированы в итоге в первом со-ветском Положении об аспирантуре 1939 г., где излага-лись основные принципы работы советской аспирантуры.На несколько лет деятельность в этом направлениибыла прервана Великой Отечественной войной. В пер-вое послевоенное десятилетие была проделана мас-штабная работа по разработке и законодательному за-креплению принципов работы аспирантуры, что сталоосновой для дальнейшего развития этого института внашей стране. На протяжении 1960-1980-х гг. онилишь частично видоизменялись и совершенствовались.Всего же в послевоенный период было принято пятьПоложений (1950, 1957, 1962, 1980, 1987 гг.), регули-рующих подготовку научных и научно-педагогическихкадров через аспирантуру.

Ключевые слова

история высшего образования и науки, подготовка научных кадров, аспирантура, history of higher education and science, training of scientific brainpower, postgraduate study

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цеховой Николай ПетровичТомский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФканд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплинtseh.86@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Васильев Д. Так выращивались научно-педагогические кадры высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 9. С. 46-49.
Ананов И.Н. Правовое положение научных работников. М. : Нижполиграф, 1928. 59 с.
Известия. 1927. 4 сент.
Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг. Документы и материалы. М. : Советская Россия, 1984. Т. 1, ч. 2. 368 с.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1934.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1755.
Климов А.Ю. История кандидатских экзаменов в нормативных правовых актах России (1802-2004) : дис. … канд. ист. наук. Пятигорск, 2004. 246 с.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 19. Д. 38.
Дедюшина Н.А. Подготовка научно-педагогических кадров в сибирских вузах (1920-1941 гг.) // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980. С. 336-360.
Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1939. № 17-18. С. 9-12.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1911.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2416.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 16. Д. 161.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 146.
Бюллетень МВО СССР. 1948. № 4. С. 6-9.
Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. М. : Логос, 2005. 256 с.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2111.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2418.
Бюллетень МВ и ССО СССР. 1987. № 12. С. 7-13.
Войленко Е.И., Гейхман В.Л., Рубцов А.В. Справочник по правовым вопросам высшей школы. Киев : Вища школа, 1980. 384 с.
 Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия