Международное право чрезвычайных ситуаций как новая отрасль международного права | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Международное право чрезвычайных ситуаций как новая отрасль международного права

Автор анализирует и обосновывает позицию относительно формирования новой отрасли международного права, характеризует этапы развития и становления международного сотрудничества в области стихийных бедствий и катастроф, обосновывает рассмотрение в качестве единого объекта отрасли природные бедствия и техногенные катастрофы, раскрывает классификацию источников отрасли, ее принципы, предмет правового регулирования.

International law of emergency situations as new branch of international law.pdf Стихийные бедствия, техногенные катастрофы сопределенной периодичностью происходят в той илииной точке нашей планеты. С развитием урбанизацииувеличивается и их количество. Это происходит поразным причинам: влияние антропогенного фактора наокружающую среду, рост населения, нарушение илиотсутствие норм строительной и технологической без-опасности, цикличный рост и спад количества природ-ных бедствий и т.д. Эти и многие другие причины под-талкивают государства к созданию систем безопасно-сти, систем реагирования на возможные риски различ-ного характера. Существует такая потребность и в рам-ках международных отношений. Об этом свидетель-ствуют конкретные факты стремления государств ксотрудничеству по предупреждению бедствий и ликви-дации их последствий посредством заключения меж-дународных договоров различного уровня, созданиямеждународных специализированных организаций иструктур. Таким образом, налицо появление новоговида межгосударственных отношений специфическогохарактера - отношений в области прогнозирования,мониторинга, предупреждения, управления и ликвида-ции последствий чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера.Следует отметить, что международные отношения всфере природных бедствий и техногенных катастрофразвивались по-разному. Если природная стихия всегдаинтересовала общество, а с развитием научно-технического прогресса появилась возможность ее изу-чать, то техногенные аварии стали интересовать госу-дарства с позиции повышения промышленной безопас-ности только после серьезных катастроф. Стремлениестран к формированию «подушки безопасности» в об-ласти стихийных бедствий и техногенных аварий, раз-витие научных возможностей прогнозирования, мони-торинга и реагирования на них сблизило две эти сферы,и в настоящее время мы говорим о формировании ужесамостоятельной отрасли международного права -международного права чрезвычайных ситуаций.Попробуем представить общую характеристикумеждународного сотрудничества в рассматриваемойсфере с учетом исторических событий, оказавших вли-яние на формирование новой отрасли международногоправа.Начнем с природных бедствий. Одни природныеявления являются обыденными (дождь, снег, ветер ит.д.), другие в связи с высокой мощностью проявленияпревращаются в бедствие (человеческие жертвы, зна-чительный экономический ущерб). Такие проявлениястихии принято называть «опасные природные явле-ния». В древние времена считалось, что стихийныебедствия - это «кара господня». Бог гневается на лю-дей за их грехи и посылает испытания. Такое восприя-тие объясняется отсутствием знаний о природных про-цессах.С развитием науки появилась возможность объяс-нять сущность природных явлений, прогнозироватьпроявления стихии.В 1952 г. были организованы комплексные глобаль-ные геофизические исследования. Инициатором сталМеждународный совет научных союзов. В результатеЮНЕСКО объявило период с июля 1957 по декабрь1958 г. Международным геофизическим годом (МГГ).Данное мероприятие было призвано помочь ученымвсего мира принять участие в серии согласованныхнаблюдений различных геофизических явлений. Ак-тивная международная деятельность в этой сфере осу-ществлялась в рамках ЮНЕСКО: исследовательскиемиссии на территории разных стран и континентов,анализ и сбор данных о произошедших там землетря-сениях и их последствиях.С развитием урбанизации, ростом населения мас-штабы последствий стихийных бедствий значительновозросли. Появилась необходимость разработки меха-низмов предупреждения стихийных бедствий, подго-товки населения, ликвидации последствий (укреплениестроений, подготовка отводных стоков и т.д.). Отноше-ния по защите от стихийных бедствий первоначальноформировались на внутригосударственном уровне всфере управления при чрезвычайных ситуациях при-родного и техногенного характера. В российской пра-вовой науке в настоящее время выдвигается концепцияформирования комплексной отрасли национальногоправа - права чрезвычайных ситуаций.Согласно статистике наибольший финансовыйущерб приносят наводнения, землетрясения и ураганы,а засухи и голод являются причиной гибели большегоколичества людей. Например, за последние 10 летХХ в. ущерб от землетрясений составил 30% от общегообъема ущерба, нанесенного всеми стихийными бед-ствиями, в то время как на их счету оказалось только9% жертв. А голод унес жизни 42% людей, погибшихво всех бедствиях, хотя доля ущерба составляет всеголишь 4% (IFRC 2001). Подсчитано, что в 1999 г. общиефинансовые потери превысили 100 млрд долл. США -это вторая по величине сумма за все время наблюде-ний. Всего в 1999 г. было зарегистрировано 707 круп-ных катастроф, в то время как в предыдущие годы ихбыло от 530 до 600. Но самое удивительное, что посравнению с 1960-ми гг. количество природных бед-ствий за последние 10 лет увеличилось в 3 раза, а эко-номические потери возросли за этот же период време-ни почти в 9 раз [1].Начиная с 80-х гг. прошлого столетия все большеезначение приобретает международное сотрудничествов борьбе со стихией. Государства заключают соглаше-ния о сотрудничестве в данной сфере, чтобы совмест-ными усилиями уменьшать масштабы последствийстихийных бедствий. Положительную роль в такомсотрудничестве сыграла ООН. В 1971 г. было созданоБюро ООН по предоставлению помощи пострадавшимот стихийных бедствий (в настоящее время - Управле-ние ООН по координации гуманитарной деятельности)с целью координации деятельности всех возможныхсил и средств во время бедствия. В этот период в ООНразрабатывалась концепция подготовки к стихийнымбедствиям, ее содержание охватывало проблемы обу-чения специального персонала для работы в условияхстихии, а также некоторые межотраслевые мероприя-тия, направленные на повышение эффективности спа-сательных работ, мероприятия по ликвидации послед-ствий стихийных бедствий и восстановлению нормаль-ной жизни на пострадавших территориях. Было приня-то решение о проведении Международного десятиле-тия по уменьшению опасности стихийных бедствий с1990 по 2000 г. В эти и последующие годы мировоесообщество под эгидой ООН проводило различныемероприятия, в рамках которых были сформированыосновные принципы сотрудничества, определенынаправления взаимодействия и развития государств.Именно в это время появилось большое количествомеждународных документов рекомендательного харак-тера (резолюций, деклараций, итоговых документов ит.п.), положения которых многие государства принялина себя как международные обязательства и разработалисоответствующие национальные правовые и организа-ционные механизмы. В 1998 г. была подписана Конвен-ция о предоставлении телекоммуникационных ресурсовдля смягчения последствий бедствий и осуществленияопераций по оказанию помощи. На 56-й сессии ГА ООНбыла принята Резолюция № 56/195 «Международнаястратегия уменьшения опасности бедствий» [2]. Соглас-но резолюции уменьшение опасности бедствий должнорассматриваться в качестве одной из важных функцийООН. Было принято решение, согласно которому специ-альные органы продолжают осуществлять свою дея-тельность, начатую в прошедшем десятилетии в рамкахмеждународной стратегии, с целью дальнейшего укреп-ления и совершенствования международного сотрудни-чества в этой сфере.Применительно к промышленным авариям и ката-строфам как объекту международного сотрудничестваможно отметить следующие особенности развитиямежгосударственных отношений. Большое количествокрупных производственных аварий, произошедших вХХ в. и сопровождавшихся выбросами химических ирадиоактивных веществ, привлекло внимание всегомира к опасностям как правило некомпетентного ру-ководства, особенно в таких отраслях, как транспорт,химическая промышленность и атомная энергетика.Происшествия часто имели трансграничные послед-ствия. Вплоть до 1970-х гг. международное сообще-ство рассматривало катастрофы как исключительныеобстоятельства, когда на местном уровне справиться споследствиями невозможно без помощи извне. Тер-мин «управление катастрофами» подразумевал лик-видацию их последствий, чем занимались главнымобразом такие организации, как Международная фе-дерация Красного Креста и Красного Полумесяца илинациональные органы гражданской обороны. Резуль-татом попыток решения обозначенных проблем сталоразвитие регулирования отношений в области защитыот природных и техногенных катастроф в националь-ных законодательствах развитых стран уже в первойполовине 70-х гг. ХХ в.Аварии и катастрофы представляют серьезнуюопасность для жизни общества. Они могут происходитькак по собственно технологическим причинам, так иинициироваться опасными природными явлениями -землетрясениями, ураганами, штормами. Техногенныеаварии и катастрофы сопровождаются радиационным ихимическим загрязнением, взрывами, пожарами, обру-шениями. Стихийные бедствия в современной техно-сфере могут вызвать лавину чрезвычайных ситуаций, апроизводственная деятельность - спровоцировать при-родные катастрофы с тяжелыми последствиями.Россия занялась этой проблемой только в концевосьмидесятых, после трагических событий в Черно-быле и Спитаке. Началось формирование националь-ных систем управления при чрезвычайных ситуациях.Целью управления стало обеспечение развития обществав условиях его безопасности для здоровья и жизни людей.В основе обеспечения безопасности лежит предотвраще-ние или сведение к минимуму риска возникновения чрез-вычайной ситуации, а также ее последствий [3. С. 36].Многие страны постепенно сформировали внутрен-ний механизм управления при чрезвычайных ситуацияхприродного и техногенного характера. Использованиенаучно-технических достижений и обмен опытом явля-ются одним из направлений сотрудничества государствв сфере защиты от катастроф. Однако несмотря на нали-чие национальных систем чрезвычайного управления, вмире все чаще возникают ситуации, когда пострадавшеегосударство оказывается не в состоянии справиться са-мостоятельно с последствиями катастроф.Были введены добровольные и обязательные правилас целью предупреждения аналогичных случаев. Так, по-сле взрыва на предприятии по производству пестицидов вСевезо (Италия) в 1976 г. была принята (1982 г.) Европей-ская директива по опасности возникновения крупныхаварий в отдельных отраслях промышленности.Аналогичным образом другие крупные аварии(например, утечка метилизоцианата в Бхопале (Индия) в1984 г. и пожар на швейцарском складе компании «Сан-дос» в г. Базель в 1989 г.) стимулировали принятие нор-мативных актов в химической промышленности,направленных на предупреждение и ликвидацию по-следствий чрезвычайных ситуаций. После аварии в Бхо-пале Международная организация труда в 1993 г. разра-ботала Конвенцию по предупреждению крупных про-мышленных аварий и Рекомендации по предупрежде-нию крупных промышленных аварий. Эти документыпризывают к международному обмену информацией,выработке политики с целью предотвращения крупныхаварий и их последствий, а также к признанию факта,что крупные аварии могут оказывать серьезное воздей-ствие на жизнь человека и окружающую среду.Крупнейшие ядерные аварии, как, например, на ост-рове Три-Майл в США в 1979 г. и в Чернобыле в 1986 г.,не только ускорили процесс укрепления ядерной без-опасности и подготовки к чрезвычайным ситуациям, нои заставили многие страны значительно ограничить раз-витие атомной энергетики. После Чернобыльской ава-рии были приняты два важных международных догово-ра - Конвенция по оказанию помощи в случае ядернойаварии или радиационной чрезвычайной ситуации иКонвенция по раннему оповещению в случае ядернойаварии. Позднее были приняты Конвенция по ядернойбезопасности (1994), обязывающая стороны соблюдатьсамый высокий уровень радиационной безопасности, и«Единая конвенция по безопасному управлению отрабо-танным топливом и радиоактивными отходами» (1997).В 2001 г. была подписана в рамках СНГ «Конвенция опромышленной безопасности».Последние события, произошедшие в Японии в2011 г., еще раз подчеркивают важность рассматривае-мого сотрудничества, необходимость развития со сто-роны государств правового и организационного меха-низмов реагирования на чрезвычайные ситуации при-родного, техногенного и смешанного характера, а кро-ме того, все это свидетельствует о формировании само-стоятельной отрасли международного права чрезвы-чайных ситуаций.Конечно, оба объекта правового регулирования(стихийные бедствия и техногенные аварии) различныпо своему характеру применительно к осуществлениюмеждународного сотрудничества. Так, промышленныекатастрофы в большей степени возлагают ответствен-ность на само государство, поскольку оно должно про-гнозировать негативную ситуацию. К тому же боль-шинство стран имеют национальный механизм кон-троля промышленной безопасности.В рамках отрасли «международное право чрезвы-чайных ситуаций» представляется весьма правильнымрассмотрение указанных выше объектов правовогорегулирования, поскольку в настоящее время уже су-ществует правовой механизм, применимый в равнойстепени к каждому; велика также зависимость такихобъектов друг от друга с точки зрения возможных рис-ков. Ведь и стихийное бедствие может стать результа-том техногенной аварии.В определенной степени подтверждение нашей по-зиции отражено и в меморандуме Секретариата Комис-сии международного права ООН «Защита людей в слу-чае бедствий». Процитируем некоторые выдержки изэтого документа. «Международное сотрудничество вделе оказания помощи при бедствиях - явление не но-вое, но в современную эпоху оно стало более распро-страненным, что породило необходимость в усиленииправового регулирования… Та часть международногоправа, которая регулирует ликвидацию бедствия, пре-вратилась в комплексный набор правил, где прописаныинициирование экстренной помощи, вопросы доступа,проблемы статуса и само оказание помощи…» [4].В качестве подтверждения возможности выделенияв международном праве новой отрасли рассмотрим еехарактеристики с позиции теории государства и права.Отрасль права - это совокупность правовых норм, ре-гулирующих какую-либо сферу общественных отно-шений. Сферу общественных отношений составляютоднородные, однопорядковые виды общественных от-ношений [5 С. 172]. Отрасль международного права -совокупность юридических норм и принципов, регули-рующих отношения между субъектами международно-го права в определенной области, которая составляетспецифический предмет международного права и свя-зана со специфической группой объектов международ-ного права. Большинство исследователей считают, чтоотрасли права следует выделять на основе предмета иметода правового регулирования в качестве основания.Предмет правового регулирования международногоправа выделяется многими учеными, в то время какметод индивидуализируется достаточно редко. Скореевсего, это объясняется тем, что применяемые в между-народном праве методы характерны для всех его от-раслей и институтов, отличие которых друг от другадолжно выражаться в других характеристиках. В лите-ратуре при анализе отдельных отраслей международ-ного права делается акцент на специальных принципахи источниках данного нормативного блока, а такжеспецифике объекта правового регулирования. Относи-тельно последнего мы высказались выше.Предмет правового регулирования в соответствии стеорией государства и права - это круг общественныхотношений, регулируемый нормами права. Примени-тельно к анализируемой сфере международного со-трудничества можно констатировать, что предметомправового регулирования международного права чрез-вычайных ситуаций являются общественные отноше-ния субъектов международного права по их взаимо-действию в области прогнозирования, мониторинга,предупреждения и ликвидации последствий стихийныхбедствий и техногенных катастроф. Говорить о су-ществовании двух отраслей международного права(право бедствий и право катастроф), на наш взгляд,некорректно, поскольку практика свидетельствует, чтосуществующие международно-правовые нормы не все-гда разделяют данные объекты при их регулировании.Так, резолюция ГА ООН «Повышение эффективностии укрепление координации международной помощипри проведении поисково-спасательных операций вгородах» не разделяет бедствия по природе их проис-хождения, а регулирует определенный блок вопросов вэтой сфере в едином порядке [6]. В качестве другогопримера можно привести Конвенцию о предоставлениителекоммуникационных ресурсов для смягчения по-следствий бедствий и осуществления операций по ока-занию помощи, которая также регулирует весь блокмеждународных отношений.Отнести данные объекты (стихийные бедствия и тех-ногенные катастрофы) к другим отраслям международ-ного права вряд ли возможно. Так, международное пра-во вооруженных конфликтов регулирует общественныеотношения по соблюдению международных норм в сфе-ре ведения военных действий и все вытекающие из этогоотношения. Международное экологическое право, всвою очередь, хотя и затрагивает природные явления вкачестве объекта регулирования, но в достаточно узкомконтексте - только относительно состояния окружаю-щей среды и негативного воздействия на нее антропо-генных факторов как следствия проявления стихии.Таким образом, выделение самостоятельной отраслимеждународного права, регламентирующей межгосу-дарственные отношения по предупреждению, ликвида-ции последствий и оказанию помощи при чрезвычай-ных ситуациях природного и техногенного характера,представляется весьма актуальным и объективным.В качестве иной составляющей, позволяющей опре-делить самостоятельность отрасли международного пра-ва, мы рассмотрим наличие специальных принципов иисточников. Именно специфика норм и принципов каж-дой отрасли международного права, определяемая спе-цификой предмета и объекта международного права,является критерием, с помощью которого различаются вмеждународном праве его отдельные отрасли [7].Источники международного права чрезвычайныхситуаций представляют достаточно большой блокмеждународных документов различного характера,имеющих свою специфику. Некоторые из таких источ-ников уже были обозначены в данной работе. В насто-ящее время действует несколько конвенций в рассмат-риваемой сфере. С учетом объекта правового регули-рования их можно поделить на группы. Первая группавключает в себя конвенции относительно бедствий вцелом: Конвенция о предоставлении телекоммуника-ционных ресурсов для смягчения последствий бед-ствий и осуществления операций по оказанию помощи1998 г. (Конвенция Тампере), Рамочная конвенция пооказанию помощи в области гражданской обороны2000 г., принятая в рамках Международной организа-ции гражданской обороны. Эти документы направленына урегулирование определенных проблем междуна-родного характера в сфере оказания помощи в случаелюбого бедствия. Так, Рамочная конвенция под бед-ствием понимает чрезвычайную ситуацию, котораяможет нанести ущерб жизни, имуществу или окружа-ющей среде. Конвенция Тампере дает более широкоеопределение: «Бедствие означает серьезное нарушениефункционирования общества, которое создает серьез-ную, широкую угрозу для жизни и здоровья людей,имущества или окружающей среды, независимо от то-го, вызвано оно аварией, силами природы или деятель-ностью человека и возникло внезапно или в результатесложного, длительного процесса» [8].Вторую группу международных соглашений со-ставляют договоры регионального характера: Межаме-риканская конвенция об облегчении оказания помощив случае бедствий 1991 г., Открытое Частичное Согла-шение Совета Европы по прогнозированию, предот-вращению и оказанию помощи в случае природных итехногенных катастроф от 20 марта 1987 г.; Соглаше-ние между правительствами государств - участниковЧерноморского экономического сотрудничества о вза-имодействии при оказании чрезвычайной помощи иликвидации чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера 1998 г.; Соглашение междугосударствами - членами Ассоциации карибских госу-дарств и ее ассоциированными членами о региональ-ном сотрудничестве в отношении стихийных бедствий1999 г.; Соглашение АСЕАН о преодолении бедствий иликвидации чрезвычайных ситуаций 2005 г. и др. Дан-ный далеко не полный перечень региональных согла-шений показывает, что проблема реагирования на бед-ствия является всеобщей, свойственной для любогорегиона.Третью группу представляют собой соглашения всфере техногенных катастроф: Конвенция МОТ по пре-дупреждению крупных промышленных аварий 1993 г.,Конвенция о трансграничном воздействии промышлен-ных аварий 1992 г., Конвенция о помощи в случае ядер-ной или радиационной аварийной ситуации, Конвенцияоб оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвен-ция по ядерной безопасности 1994 г., Конвенция СНГ опромышленной безопасности 2001 г. и др.Двусторонние соглашения в рассматриваемой сферепредставляют собой четвертую группу договорныхисточников. По данным Комиссии международногоправа ООН, их насчитывается более 150.В качестве самостоятельного источника следуетрассматривать международные документы рекоменда-тельного характера. К ним относятся: резолюцииГА ООН, некоторые из которых уже были рассмотреныранее; резолюции, декларации и итоговые документыМеждународной федерации Красного Креста и Красно-го Полумесяца, Международной организации граждан-ской обороны; итоговые документы международныхконференций в сфере снижения бедствий. Так, особуюроль в регулировании международных отношений поборьбе с бедствиями и катастрофами играют резолю-ция МККК «Меры по ускорению оказания междуна-родной помощи» 1977 г., Хиогская рамочная програм-ма действий на 2005-2015 гг. и т.д. Многие из них со-держат нормы - принципы в рассматриваемой сферемежгосударственного взаимодействия, которые актив-но используются структурами, оказывающими помощьв случае бедствий.Все указанные и многие другие документы закреп-ляют не только общие правила поведения в рассматри-ваемой области, но и основополагающие принципыформирующейся отрасли. Особую роль в этом направ-лении играет Рамочная конвенция по оказанию помо-щи в области гражданской обороны 2000 г. Этот меж-дународный документ регламентирует следующие спе-циальные принципы:- Может предоставляться только та помощь, кото-рая была запрошена принимающим государством иликоторая была предложена помогающим государством иодобрена принимающим государством.- Все предложения по оказанию помощи должныуважать суверенитет, независимость и территориаль-ную целостность принимающего государства, а такжепринцип невмешательства во внутренние дела этогогосударства, не нарушая при этом его традиций и обы-чаев. Предложение по оказанию помощи не должнорассматриваться как вмешательство во внутренние де-ла принимающего государства.- Помощь должна предоставляться без каких-либо ограничений, в частности расы, цвета кожи,пола, языка, религии, политических или другихубеждений, национального или социального проис-хождения, благосостояния, места рождения или дру-гих обстоятельств.- Помощь должна предоставляться в духе гуманно-сти, солидарности и беспристрастности.- Рассмотрение предложений помощи и просьб обее оказании и принятие решений по ним должны осу-ществляться в кратчайшие сроки государствами, кото-рым они адресованы [9].Существуют и другие специальные принципы, вы-ступающие в качестве правовой основы международ-ного сотрудничества по снижению бедствий и ката-строф, закрепленные в указанных выше международ-ных документах императивного и диспозитивногохарактера. В определенном преломлении применяют-ся общепризнанные принципы международного правав рамках рассматриваемого сотрудничества: принципневмешательства во внутренние дела государств -помощь может быть оказана только в случае обраще-ния государства или его согласия на получение по-мощи; принцип государственного суверенитета -международные спасательные службы могут осу-ществлять свою деятельность на территории постра-давшего государства только в пределах своей компе-тенции и по согласованию с местными органами вла-сти и т.д.Таким образом, можно констатировать, что прак-тика государств и характеристика определенных втеории права и международного права основанияформирования самостоятельной отрасли права под-тверждают существование новой самостоятельнойотрасли международного права - международное пра-во чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова

стихийные бедствия, техногенные аварии, международное сотрудничество, международное право чрезвычайных ситуаций, natural disasters, technogenic failures, international cooperation, international law of emergencies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лисаускайте Валентина ВладоИркутский государственный университетканд. юрид. наук, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведенияvlado@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

U.S. Geological Survey. URL: www.usgs.gov/
Официальный сайт ООН. URL: http://ods-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/492/63/PDF/N0149263.pdf?OpenElement
Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях: (проблемы предотвращения и сохранения масштабов последствий технологических и природных катастроф). М. : Знание, 1989. 72 c.
Меморандум Секретариата Комиссии международного права ООН «Защита людей в случае бедствий» от 8.08.2006 г. // Официальный сайт ООН. URL: www.un.org/
Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 172.
Резолюция ГА ООН №57/150 от 16 декабря 2002 г. // Официальный сайт ООН. URL: http://ods-ddsny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/548/11/PDF/N0254811.pdf?OpenElement
Сайт «Юридический словарь». URL: http://sell-express.ru/o1041.html
Конвенция о предоставлении телекоммуникационных ресурсов для смягчения последствий бедствий и осуществления операций по оказанию помощи 1998 г. // Официальный сайт ООН. URL: www.un.org/
Рамочная конвенция по оказанию помощи в области гражданской обороны 2000 г. // Официальный сайт Международной организации гражданской обороны. URL: www.icdo.org/
 Международное право чрезвычайных ситуаций как новая отрасль международного права | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Международное право чрезвычайных ситуаций как новая отрасль международного права | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 362.

Полнотекстовая версия